M.A. Savelova
The Experience of the Cultural Policy Implementation in the European Union
The experience of the cultural programs implementation in the European Union is considered. An overview of the EU cultural policy programs is given. Goals, objectives, and activities of the programs in the sphere of culture are highlighted.
Key words and word-combinations: cultural policy, cultural program, the Eurasian integration, the European Union.
Рассматривается опыт реализации культурной политики в странах Евросоюза. Делается обзор программ культурной политики ЕС. Освещаются цели, задачи и направления деятельности в сфере культуры.
Ключевые слова и словосочетания: культурная политика, культурная программа, евразийская интеграция, Европейский Союз.
УДК 008.001 ББК 71.4
М.А. Савелова
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
^В последнее время ученые и практики обращают пристальное внимание на различные направления развития социальной сферы. Безусловно, культурная политика является одной из наиболее существенных сторон формирования и совершенствования всей социальной политики государства, поэтому представляется исключительно актуальным исследовательский интерес к успешному опыту реализации культурной политики в развитых странах Западной Европы. Особую своевременность подобного изучения доказывают отдельные параллели между Европейским Союзом и потенциальной евразийской интеграцией.
Основанием для формирования единой культурной политики Европейского Союза стала ст. 128 Маастрихтского договора (1992), в которой определено: «Сообщество будет способствовать расцвету культур государств-членов, уважая при этом их национальное и региональное разнообразие и одновременно общее культурное наследие». В параграфе 4 этой статьи подчеркивается: «Сообщество в своих действиях, предусмотренных настоящим Соглашением, должно учитывать культурные аспекты» [1].
Общая культурная политика ЕС не ставит перед собой цель гармонизировать особенности государств-членов, а, скорее, способствует сохранению их разнообразия при содействии формированию общей европейской идентичности. В ст. 151 Маастрихтского соглашения указано, что Сообщество должно способствовать развитию культур государств-членов, уважать их национальную и
30 2013 • ВЕСТНИК ПАГС
региональную специфику, но одновременно заниматься и общим культурным наследием [1]. Деятельность Сообщества должна быть направлена на содействие развитию сотрудничества государств-членов, а также, при необходимости, на поддержку их деятельности в сферах совершенствования и распространения знаний о культуре и истории европейских народов, сохранения культурного наследия общеевропейского значения, некоммерческих культурных обменов, развития искусства и литературы, в том числе аудиовизуального сектора.
Для достижения этих целей используют четыре средства: во-первых, сотрудничество между государствами-членами; во-вторых, учет культурных аспектов, прежде всего вопросов помощи в развитии культуры и сохранении культурного наследия, в контексте политики в других сферах жизнедеятельности Сообщества, в том числе политики в отношении конкуренции; в-третьих, сотрудничество между Сообществом, его членами и третьими странами, а также компетентными международными организациями; в-четвертых, конкретные мероприятия, направленные на поддержку соответствующей деятельности государств-членов. Последнее может осуществляться в двух формах: как поощрительные меры без гармонизации нормативно-правовых актов государств-членов, единогласно принятые Советом в рамках процедуры совместного принятия решений после консультаций с Комитетом регионов, и как рекомендации, также единогласно принятые Советом. Отклонение от обычной процедуры совместного принятия решений означает, что государство-член невозможно квалифицированным большинством в Раде принудить к действиям, которые, по его мнению, являются вредными для собственной культурной идентичности.
Для реализации упомянутых положений Маастрихтского соглашения Евросоюз начал воплощать в жизнь ряд программ культурологического направления, таких, как «Леонардо», «Рафаэль», «Медиа», «Культура-2000» и других, предусматривающих предоставление на конкурсной основе финансовой поддержки (грантов) культурно-художественным или просветительским проектам [2].
С целью рационализации и повышения эффективности деятельности в сфере культурного сотрудничества был разработан единый финансовый и программный документ - «Культура-2000». Эта программа дважды продлевалась до декабря 2006 г. и была заменена программой «Культура-2007».
Указанный документ был направлен на создание, путем поощрения сотрудничества деятелей культуры и искусств с другими заинтересованными лицами и организациями государств-членов, общего европейского культурного пространства. Сохранение национального наследия стран - членов Европейского Союза необходимо было сбалансировать через свою деятельность, с одной стороны завершая формирование общего рынка, а с другой - сохраняя национальное наследие. Принятая Советом соответствующая директива свидетельствует о том, что экспорт культурных творений, которые имеют художественную, историческую или археологическую ценность, за пределы Сообщества, подлежит обязательному лицензированию в том государстве-члене, на территории которого этот предмет законно находится. Вместе с тем директива устанавливает механизм возврата собственнику культурных произведений, незаконно вывезенных с территории государства - члена ЕС после 1 января 1993 г. включительно. Для
2013 • ВЕСТНИК ПАГС
этого устанавливается отдельная судебная процедура, которая регулирует также соответствующее сотрудничество компетентных органов государств-членов.
Законодательство ЕС об авторском праве, жесткая эффективная система защиты авторских и смежных прав - одно из главных средств, которое позволяет защитить достоинство и независимость художников и исполнителей и гарантировать, что европейское культурное творчество и соответствующая продукция получат необходимые ресурсы. Авторское право также защищено на уровне Европейского Союза. Соответствующая директива Еврокомиссии от 1998 г. гармонизирует срок действия авторского права в национальных законодательствах государств-членов и устанавливает его на уровне 70 лет после смерти автора литературного, художественного, кинематографического или аудиовизуального произведения. Для последних двух категорий отчисления указанного срока начинается с момента смерти последнего непосредственно причастного к ее созданию лица (режиссер, автор сценария, автор текстов, композитор). Кроме того, этот документ регламентирует защиту основных смежных прав (прав актеров, производителей фонограмм, продюсерских агентств и т.д.) в течение 50 лет [3].
Программа «Культура» ставит перед собой три основные цели: продвижение мобильности деятелей культуры, стимулирование распространения произведений искусства и других результатов культурной деятельности, усиление межкультурного диалога. Для достижения этих целей программа поддерживает три направления деятельности: культурные акции; учреждения культуры европейского уровня; исследования, анализ, распространение информации.
Поддержка культурных акций является одной из основных задач программы «Культура (2007-2013)». Это направление предполагает поддержку сотрудничества учреждений культуры разных стран в рамках культурных и художественных проектов, а именно многолетние совместные проекты, сроком 3-5 лет, совместные проекты сроком не более двух лет, а также специальные мероприятия высокого уровня. Поддержка программы ЕС «Европейские культурные столицы» относится к этой категории.
Успешно развивается поддержка учреждений культуры европейского уровня. В частности, стимулируется обмен между учреждениями культуры разных европейских стран, определяются потребности европейских художественных сообществ, представляющих сферу культуры при контактах с другими европейскими институтами.
В рамках всестороннего содействия развитию исследований и распределению информации в СМИ поддерживается распространение информации, которое пропагандирует деятельность программы «Культура» самыми разными способами. Во-первых, поддерживаются аналитические исследования в области культурного сотрудничества и культурной политики. Во-вторых, поддержку находят национальные контактные пункты, которые были созданы в странах-участницах для распространения информации о программе, проектах и практических аспектах культурного сотрудничества. В-третьих, поддерживаются сбор и распространение информации для того, чтобы культурные операторы могли пользоваться результатами проектов, финансируемых Европейским Союзом.
С конца 2012 г. на уровне парламента ЕС формируется новая культурная
32 2013 • ВЕСТНИК ПАГС
программа под названием «Творческая Европа», срок выполнения которой -с 2014 по 2020 г. Данная программа, представленная на рассмотрение ЕС как крупнейшая система художественных грантов в Европе, будет расширена. В частности, в таких творческих отраслях, как культура и СМИ, впервые будет идти речь о субсидиях. Данная инициатива предполагает, что Европейский Союз вложит 4,5% своего ВВП в различные художественные начинания, связанные с попыткой стимулировать рост экономики за счет подъема индустрии искусства. Эти условия увеличат до 1,8 млрд евро бюджет для выполнения целей стратегии и повысят влияние культуры как экономического фактора [4].
Как предусмотрено новой программой, культурные и творческие инициативы будут способствовать экономическому росту. Цель программы: способствовать культурному и языковому разнообразию в Европе, укрепляя конкурентоспособность культурного и творческого секторов. Расширение транснационального сотрудничества должно привести к открытию новых рынков. Кроме того, планируется создать специальный инструмент финансирования для развития творческих отраслей в виде гарантийного фонда, что облегчит доступ к кредитам.
В целом же Европейская комиссия предоставила в 2001 г. поддержку более 190 проектам в различных областях культуры и искусства, а также исторического и культурного наследия на общую сумму 30 млн евро. Это финансирование было осуществлено в рамках масштабной европейской программы «Культура-2000», в реализации которой участвовали представители культуры 27 стран. В 2002 г. завершилась реализация 5-й рамочной программы Комиссии Европейского сообщества, которая инициировала и организовала реализацию целого ряда проектов научных исследований и разработок. К этому времени в данной Комиссии произошли серьезные структурные изменения, запечатлевшие новый подход к культурному наследию: созданы Генеральный директорат по культуре и образованию и Генеральный директорат по технологиям информационного общества, в рамках которого организован отдел прикладных программ по культурному наследию. Именно этот отдел стал заниматься организацией научно-исследовательских проектов, связанных с электронной культурой.
В процессе выполнения пятой рамочной программы стало очевидно, что выбранные направления и приоритеты не успевают за современными темпами развития технологий и подходов общества к проблемам информатизации, поэтому в марте 2000 г. Европейским Союзом была принята рассчитанная на 10 лет рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, нацеленная на создание «Европейского культурного пространства» (European Cultural Area). В первую очередь имелось в виду стимулирование международного сотрудничества для создания единого европейского культурного наследия. Кроме того, выработан целый комплекс программ и инициатив: программа «Технологии информационного общества» (1ST - Information Society Technologies), план мероприятий «Электронная Европа» (e-Europe), а также программа поддержки создания, распространения и использования электронных ресурсов по европейской культуре и науке (e-Content).
Таким образом, программа «Культура (2007-2013)» формирует и успешно реализует три основные цели: продвижение мобильности деятелей культуры,
2013 • ВЕСТНИК ПАГС 33
стимулирование распространения произведений искусства и других результатов культурной деятельности, усиление межкультурного диалога. Для достижения этих целей программа поддерживает три направления деятельности: культурные акции; учреждения культуры европейского уровня; исследования, анализ, распространение информации.
Успешная реализация подобных проектов в масштабах всего Европейского Союза свидетельствует о потенциальной возможности внедрения и совершенствования наднациональных проектов в социальных сферах государств, находящихся в различных социально-экономических условиях. Современные интеграционные процессы на евразийском пространстве безусловно только выиграли бы при условии включения образовательных, культурных и социальных проектов наряду с существующими экономическими и политическими предпосылками.
Библиографический список
1. Договор о Европейском Союзе (в ред. Лиссабонского договора). URL: http://eulaw.ru/ treaties/teu
2. Сайт национальной публичной библиотеки г. Дюссельдорфа. URL: http:// oebib.wordpress.com/2010/10/21/dbv-eu-kulturprogramm-2014/
3. Сайт Федерального министерства образования, искусств и культуры Австрии. URL: http:// www.bmukk.gv.at/europa/eukultur/kultur20142020_konsultation.xml
4. Сайт Еврокомисии, Программа генеральной дирекции по вопросам образования и культуры. URL: http://ec.europa.eu/culture/our-programmes-and-actions/consultation/ consultation_document_de.pdf
34 2013 • ВЕСТНИК ПАГС