Научная специальность
12.00.10 «Международное право; европейское право» УДК 341.1/15 ББК 67.412.1.
ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
© Павельева Э. А., 2019
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
Рассматриваются интеграционные процессы современности, которые создают новые формы взаимодействия государств, а также находят новые направления и механизмы сотрудничества. Указывается, что межгосударственные объединения в настоящее время в качестве основных задач ставят не только экономическое и политическое объединение, но и сплочение народов и их культур. В то же время отмечается, что именно интеграция привела к возможности и необходимости сотрудничества в области культуры. Выделяется и такой аспект интеграции, как стремление государств в рамках международных организаций включать культурный компонент во все сферы жизнедеятельности, в том числе экономическую и производственную. Анализируются правовые акты международных организаций, таких как Европейский союз, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (The Association of Southeast Asian Nations, АСЕАН), Африканский союз, Шанхайская организация сотрудничества, и указывается на то, что в них закрепляются нормы о культурной интеграции, о роли культурного сплочения. Делается вывод, что, с одной стороны, это позволяет государствам обеспечить защиту культурных ценностей, в том числе и коллективную, с другой - представлять друг другу свои культуры, тем самым расширяя сферы мирного, гуманитарного сотрудничества. Исследование актов указанных организаций позволило сформировать позицию о том, что, несмотря на общее понимание важности культуры, не во всех регионах культурной интеграции и ее регулированию уделяется должное внимание. Отмечается, что, например, в Африке культурная интеграция рассматривается как способ обеспечить защиту самобытности региональной культуры. Выделяется такой формат интеграционности, как использование культурного сотрудничества и единения в области общей внешней политики, благодаря чему формируется общее положение и позиция на мировой арене. Исходя из анализа правовых актов, разных по своему уровню развития межгосударственных объединений, сделан вывод, что без культуры нет развития. Если культура определяется как вся система верований, обычаев и морали, существующих в обществе, есть основание полагать, что она является основой, которая поддерживает любое развитие.
Ключевые слова: интеграция, международное сотрудничество, культура, сотрудничество в области культуры, культурная дипломатия, Европейский союз, Содружество Независимых Государств, АСЕАН, Африканский союз.
Межгосударственное сотрудничество в настоящее время осуществляется по разным направлениям. Это экономическое, политическое сотрудничество, сотрудничество в области социальной и экологической политики, а также в области культуры, спорта, здравоохранения. Государства и международные организации все больше внимания уделяют сферам, в которых взаимодействие носит мягкий, гуманитарный характер.
В процессе региональной интеграции государства заключают соглашения об улучшении и углублении сотрудничества посредством создания общих институтов и общего правового регулирования. Как правило, целью таких соглашений является достижение экономического благополучия и стабильности. История знает много примеров региональной интеграции, в основе которой лежало экономическое единение. Например, в 1828 г. Пруссия создала тамо-
женный союз с Гессен-Дармштадтом, а затем был создан таможенный союз Бавария-Вюртем-берг и т. д. [5, р. 69-70].
В середине XX столетия идея интеграционного объединения вновь обрела актуальность, начало было положено государствами Западной Европы, посредством создания Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Источником интеграции как идейного конструкта стали представления о государственном строительстве, совпавшем с процессом выделения «национальных государств» в Западной Европе. В основе изменений лежали концепции переориентации идентичности сообщества с местного уровня на общенациональный [4, с. 145].
Однако безусловным приоритетом данной международной организации было создание условий для улучшения экономического благосостояния. Так, в ст. 2 Договора об учреждении ЕОУС установлено, что Европейское объе-
динение угля и стали в полном соответствии с экономическими системами государств-членов имеет своей целью способствование экономическому развитию, росту занятости и повышению жизненного уровня в государствах-членах путем учреждения общего рынка1. Положения договора направлены на регулирование вопросов сближения экономического и производственных сфер. В 1957 г. государства учреждают Европейское экономическое сообщество и в договоре об учреждении уже ставятся более широкие задачи. В частности, в ст. 2 говорится о создании общего рынка и прогрессирующего сближения экономической политики государств-членов, гармоничном развитии экономической деятельности во всем Сообществе, непрерывному и сбалансированному росту, возрастающей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным связям между государствами, которые оно объединяет2. Таким образом, можно отметить, что за экономической и производственной интеграцией последовала необходимость сближения и в других областях. Процессы экономического, производственного и политического сближения привели к тому, что государства в Маастрихтском договоре 1992 г. закрепили новые цели объединения, а именно речь идет уже не только об экономическом сплочении, но и о создании более тесного союза между народами Европы3. После подписания Маастрихтского договора Европейский союз (ЕС) приступил к разработке программы «Культурное измерение», целью которой являлось развитие культурного сотрудничества государств-членов, сотрудничество с третьими государствами, а также интеграция культурных интересов во все сферы деятельности Сообществ. Идея о том, что культуру нельзя игнорировать и то, что благодаря ей можно достичь более высокого уровня интеграции, провозглашалась на конференциях, в книгах и статьях, а также в докладах на заседаниях институтов и органов ЕС. В процессе введения культуры в компетенцию Союза, Европейский совет подтвердил поддержку культурного измерения, призывая государства-члены и институты ЕС рассматривать культуру как составляющую европейской интеграции.
1 Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901771691 (дата обращения 10.03.2019).
2 Договор об учреждении Европейского экономического сообщества [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901771692 (дата обращения 10.03.2019).
3 Договор о Европейском союзе 1992 г. [Электронный ресурс]. URL:
https://europa.eu/european-union/sites/europaeu/files/docs/body/ treaty_on_european_union_en.pdf (дата обращения 10.03.2019).
Лиссабонский договор прямо закрепляет важность сотрудничества в области культуры. Так, в преамбуле указывается, что солидарность между народами должна углубляться при уважении к их культуре, истории и традициям4. В статье 3 данного договора содержится норма об уважении богатства культурного и языкового разнообразия и о сохранении и развитии европейского культурного наследия. Развитие европейского объединения государств, стирание внутренних границ, свобода перемещения в рамках внутреннего рынка привели к тому, что европейские культуры влились в интеграционные процессы. Европа становится все более мультикультурным пространством. Культурные связи расширяют диалог между государствами, способствуют миростроительству и разрешению конфликтов, продвигают демократические ценности и права человека.
Рассматривая правовые акты и деятельность институтов ЕС, можно сделать вывод о том, что в ЕС в качестве основной закреплена задача по поддержанию разнообразия культуры, формированию условий по ее доступности. Разработаны и действуют программы по поддержанию и финансированию культурного обмена, сотрудничеству между операторами в разных видах искусства, распространению произведений. Эта деятельность ведется в рамках реализации ст. 167 Договора о функционировании ЕС. В пункте 1 данной статьи можно увидеть сочетание культурных интересов государств-членов и интеграционного объединения. В частности, там указано на важность развития национальных культур, регионального разнообразия, в то же время отмечается необходимость выделения общего европейского культурного наследия. Такое соотношение горизонтов представляет интерес, поскольку, с одной стороны, Союз развивает национальные культуры, при этом продвигая идею единения европейской культуры. Цель очевидна - продвижение общеевропейской культуры на международной арене, использование ее как еще одного инструмента внешней политики.
Стоит еще раз отметить, что культурное сотрудничество, развитие культуры и искусства для ЕС - это еще одна сфера компетенции. Так, в п. 2 ст. 167 Договора о функционировании ЕС говорится не только о поощрении сотрудничества государств-членов, но и поддержании и дополнении их деятельности в таких областях, как:
4 Договор о функционировании Европейского союза [Электронный ресурс]. URL: http://eulaw.edu.ru/spisok-dokumentov-po-pravu-evropejskogo-soyuza/uchreditelnye-dokumenty/dogovor-o-evropejskom-soyuze-staraya-redaktsiya/ (дата обращения 10.03.2019).
- повышение уровня знания и улучшение распространения культуры и истории европейских народов;
- сохранение и защита культурного наследия, имеющего европейское значение;
- культурные обмены некоммерческого характера;
- художественное и литературное творчество, в том числе в аудиовизуальном секторе1.
В соответствии с положениями данного пункта Союз способствует культурной деятельности государств-членов, осуществляет интеграционный контроль за ней. Подобный вывод можно сделать, анализируя следующие пункты ст. 167, где закреплено положение о создании благоприятных условий для сотрудничества с третьими странами и компетентными международными организациями в сфере культуры, в частности с Советом Европы, а также обеспечение уважения и поощрения разнообразия культур в соответствии с целями договора.
Закрепление культуры в качестве интеграционной сферы позволило объединить государства. Европейский союз выступает примером того, как антагонистически настроенные по отношению друг к другу государства постепенно трансформируют свои отношения посредством взаимозависимости и чувства общей судьбы. Таким образом, Союз создает условия для формирования общей культуры, построенной на европейском многообразии, основанной на общих идеях, нормах и ценностях. Это позволяет не только объединять государства - члены ЕС, но и вырабатывать общие направления внешней политики. Разработка культурных компонентов для внешних связей и политики ЕС позволяет Союзу подчеркивать свою роль «партнера» для третьих стран, а также выступать в качестве сторонника многосторонней дипломатии. Культура выступает для ЕС в качестве инструмента мягкой силы и позволяет озвучить свои собственные подлинные, четко сформулированные и уникальные ценности в глобальном масштабе2.
О роли культуры во внешней политике ЕС как общей европейской политике говорится в разных документах ЕС. Так, в совместном коммюнике Европейскому парламенту и Европейскому совету Комитет регионов подчеркивает,
1 Договор о функционировании Европейского союза [Электронный ресурс]. URL: http://eulaw.edu.ru/spisok-dokumentov-po-pravu-evropejskogo-soyuza/uchreditelnye-dokumenty/dogovor-o-evropejskom-soyuze-staraya-redaktsiya/ (дата обращения 10.03.2019).
2 Cultural Component as an integral part of the EU's Foreign Pol-
icy? [Электронный ресурс]. URL: http://static1.squarespace. com/static/526e5978e4b0b83086a1fede/t/546f49a2e4b0a19016c-d31c1/1416579490067/Introduction,+summary,+conclusions.pdf (дата обращения 10.03.2019).
что культура должна лежать в основе международных отношений ЕС, и ей должно быть отведено ведущее место. Безусловно правильным является акцент на современные средства дипломатии, поиски новых путей решения глобальных международных проблем, где культурная дипломатия набирает все больший вес, устраняя возможности возникновения конфликтов и выстраивая новые способы создания благоприятного имиджа участников международных отношений3.
Для ЕС культурные отношения являются не только активом в гонке за конкурентоспособность мягкой силы. Во времена кризиса в Европе культура во внешних действиях имеет стимулирующую силу и становится все более доминирующей формой новой дипломатии. ЕС активизировал культурное взаимодействие с остальным миром, и это может служить интересам, а также идеалам ЕС и его государств-членов. Такое взаимодействие пойдет на пользу как межкультурному диалогу, так и глобальной солидарности.
ЕС также более серьезно относится к культуре в своем сотрудничестве в целях развития. В качестве продолжения подготовительных действий ЕС в области культуры во внешних отношениях предусматривается новая европейская стратегия в области культуры во внешних отношениях.
Включение культуры во внешнюю политику не является новым для международных отношений. Культурная дипломатия существует уже много столетий. Однако термин «культурная дипломатия» появился сравнительно недавно. Посланниками культурной дипломатии могут выступать путешественники, торговцы, учителя и художники. Международная торговля и экономические отношения повлияли на формирование культурной дипломатии и послужили основой ее возникновения. Например, установление регулярных торговых маршрутов сформировал постоянный обмен информацией и культурных подарков. Культурная дипломатия основана на социально-культурном сотрудничестве, продвижении национальных интересов и может осуществляться как государством, так обществом, отдельными лицами. Примером таких форм сотрудничества являются: программы культурного обмена, гастроли национальных ансамблей и т. п.
Культурная дипломатия предполагает реализацию следующих принципов:
3 Opinion "Towards an EU strategy for international cultural relations" [Электронный ресурс]. URL: https://www.likeculture.eu/dl/0f-241b1cea7227e059b68a2e8e360ec4be91a490.pdf (дата обращения 10.03.2019).
- уважение и признание культурного разнообразия и наследия;
- глобальный международный диалог;
- защиту международных прав и свобод человека;
- международный мир, безопасность и стабильность;
- государственный суверенитет.
В настоящее время культурная дипломатия выступает неотъемлемой частью иностранных дел и внешней политики многих государств и международных объединений. Исходя из анализа деятельности Европейского союза, можно говорить и о коллективной культурной дипломатии1.
Не вызывает сомнения, что Европейский союз является локомотивом интеграционных процессов во всем мире. Именно он формирует основные тенденции слияния и объединения государств, выступая примером для других региональных международных организаций. Современные международные отношения в рамках отдельных регионов осуществляются так же как и в Европе, благодаря интеграционным процессам, государства также находятся в поиске новых направлений и форм сотрудничества и дипломатии. Практически в каждом регионе мира происходят интеграционные процессы, и государства каждого региона в качестве одного из основных направлений сотрудничества и взаимодействия определяют культурную сферу.
Так, для Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (The Association of Southeast Asian Nations, АСЕАН) сотрудничество в сфере культуры и искусства является одним из первых механизмов взаимодействия, который внес существенный вклад в процесс построения интеграционного объединения. В 2016 г. был принят Стратегический план в области культуры2, в котором культура и искусство закреплены в качестве устойчивых факторов для дальнейшего углубления признания разнообразной культуры и традиций региона, укрепления чувства принадлежности и региональной идентичности. Документ содержит положения, определяющие деятельность государств в данной области. В частности, речь идет о проведении и поощрении совместной, единообразной политики, которая повысит оценку сообщества на мировом
1 Павельева Э. А. Международно-правовое сотрудничество по гуманитарным вопросам [Электронный ресурс] : учеб.-метод. материалы. URL: http://russiancouncil.ru/activity/educationalmaterials/ mezhdunarodno-pravovoe-sotrudnichestvo-po-gumanitarnym-voprosam/ (дата обращения 10.03.2019).
2 ASEAN Strategic Plan for Culture and Arts 2016-2025 [Электрон-
ный ресурс]. URL: https://asean.org/storage/2016/10/19.-0ctober-2016-ASEAN-Strategic-Plan-for-Culture-and-Arts-2016-2025.pdf (дата обращения 10.03.2019).
уровне. В качестве приоритетных направлений определены:
- регулярный культурный обмен посредством проведения фестивалей, форумов, выставок и т. п.;
- поддержка программ по сближению АСЕАН и правительств в аспекте реализации Стратегического плана;
- поддержка научных исследований по темам космополитизма, урбанизации и региональной интеграции, новых тенденций культурологии;
- использование мультимедийных технологий и онлайн-платформ для создания доступности информации о культурном наследии, истории и ценностях народов АСЕАН;
- привлечение молодежи к реализации программ в области культурной интеграции.
В целом, оценивая данный план, можно прийти к выводу, что государства определили для себя наиболее приоритетные направления и сформировали основные формы реализации. Документ определяет культуру как основу объединения народов Юго-Восточной Азии, но, что более важно, в Стратегическом плане и иных документах культура - это важный компонент объединения государств и народов, позволяющий углублять интеграцию, создавать новые формы сотрудничества и условия бесконфликтного существования.
В рамках АСЕАН был принят еще ряд документов о важности культурной сферы в международном сотрудничестве. Так, например, в Декларации об укреплении сотрудничества в области культурного наследия3 речь идет о защите, содействии и использовании культурного разнообразия. С одной стороны, государства определяют для себя обязательства уважать культурное разнообразие друг друга, с другой -провозглашают объединение культур с целью повышения международного статуса АСЕАН. Стоит отметить, что определена необходимость сотрудничества с коммерческими организациями, для укрепления регионального сотрудничества в области культуры, расширения рынка культурной индустрии, оптимизации использования соответствующих материальных и нематериальных культурных ценностей для экономического роста и борьбы с бедностью. Как и в Европейском союзе, в АСЕАН одной из задач стоит защита прав интеллектуальной собственности и общинных прав на культурные продукты. Важным является и то, что в Декларации определяются конкретные обязательства, кото-
3 Declaration on ASEAN unity in cultural diversity: towards strengthening ASEAN community [Электронный ресурс]. URL: https://www. asean.org/storage/archive/documents/19th%20summit/Culture.pdf (дата обращения 10.03.2019).
рые берут на себя государства, а именно проведение совместных мероприятий, например использование культуры для реабилитации после природных и техногенных катастроф и других кризисных ситуаций, информационный обмен.
В Декларации определены приоритетные направления деятельности:
- содействие межкультурному диалогу, акцентируя внимание на общности социальных ценностей в разных культурах народов АСЕАН;
- поощрение интеграции ценностей межкультурного взаимопонимания и культуры мира в образовательных программах.
Эти положения нацелены не только на сотрудничество государств, но и на внутринациональную реализацию программ по межкультурной интеграции. Государства определяют важность воспитания культуры и ее разности начиная со школьных программ и на протяжении всего обучения, включая и высшее образование. В документе не раз отмечается разнообразие культур и народов, в то же время определяется и важность понимания этого разнообразия на фоне интеграции. В частности, в п. 4.3 определяются направления деятельности с целью признания культурных прав всех народов для устойчивого развития. Закрепляется необходимость создания дорожной карты о роли культуры в социальном развитии, содействия культурной грамотности народов, создания общерегионального механизма помощи в чрезвычайных ситуациях при разрушении культурного наследия в случае катастроф.
Анализируя документы АСЕАН, можно сделать вывод, что культуре в этом интеграционном объединении определена достаточно важная роль. Благодаря этой сфере государства стремятся развивать мирный диалог и реализо-вывать процессы сплочения.
Центральная Азия - один из регионов мира, где переплетаются интересы целого ряда государств, которые рассматривают этот регион как зону своих национальных интересов. Участие в любой региональной организации государства определяют в рамках своих интересов, а также мотивов для принятия решения об участии в таком объединении. Совпадение этих интересов и мотивов, а также видение общих перспектив дальнейшего развития являются одним из важных и необходимых условий для полноценного функционирования любого международного объединения. Однако интересы сторон не всегда совпадают, а чаще расходятся, так как у каждого государства свое представление об экономических, политических и других интересах. ШОС представляет собой именно такой пример. Государства, образующие эту организа-
цию, имеют много общего и кардинально отличаются друг от друга [2, с. 7-8].
В то же время в целях и задачах ШОС - поощрение эффективного регионального сотрудничества в различных областях, в том числе и в области культуры, содействие всестороннему и сбалансированному культурному развитию1. В ст. 3 Хартии ШОС, определяющей направления деятельности, указывается на расширение сотрудничества в области культуры. В Стратегии развития ШОС до 2025 г.2 в разделе «Культурно-гуманитарное взаимодействие» провозглашены общие положения о сотрудничестве, в то же время определены направления, такие как изучение и сохранение культурного наследия, защита культурных ценностей, проведение совместных исследований. В Стратегии отмечается необходимость укрепления гармоничного сосуществования в свете полиэтнического и многоконфессионального характера обществ, создания условий мирного сосуществования различных народностей и религий.
В Стратегии говорится о важной роли в реализации Соглашения между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области культуры3. Нормы Соглашения определяют обязательства государств по взаимодействию и его укреплению в области музыкального, театрального, изобразительного искусства, кинематографии, архивного, библиотечного и музейного дела, охраны объектов культурного наследия, народных промыслов, декоративно-прикладного, самодеятельного, эстрадного и циркового искусства, а также других видов творческой деятельности. Проводя анализ актов ШОС, можно сделать вывод, что правовое регулирование по вопросам сотрудничества в области культуры недостаточно развито, однако совместные мероприятия проводятся постоянно.
В целом, исследовав регулирование и деятельность в рамках ШОС в области культурного сотрудничества, можно сделать вывод, что культура является одной из сфер, направленных на сближение, но в то же время говорить об уделении ей особого внимания не приходится. Правовое регулирование и совместная деятельность в большей степени направлены на фор-
1 Хартия Шанхайской организации сотрудничества (с изменениями на 15.06.2006) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd. ru/document/901858896 (дата обращения 10.03.2019).
2 Стратегия развития ШОС до 2025 г. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneco-nomicactivity/economic_organization/shs/20179 (дата обращения 10.03.2019).
3 Соглашения между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области культуры [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/499098675 (дата обращения 10.03.2019).
мирование межгосударственного сотрудничества, а не на сплочение народов и их культур.
Интерес представляют в данной области исследования также и организаций других регионов. В настоящее время институционализа-ция культурной политики стала эффективным инструментом культурно-ориентированного развития в регионах мира. Однако Африка еще не полностью включила это явление в свою матрицу развития. В то же время государство определило стратегии для координации своих действий по устойчивому развитию. В политических документах провозглашается стремление к повышению роли культуры в качестве элемента интеграции во всех областях жизнедеятельности.
Рассматривая учредительный акт Африканского союза, стоит обратить внимание на ст. 3, в которой определено содействие устойчивому развитию на экономическом, социальном и культурном уровнях, так же как и интеграции африканских экономик. На наш взгляд, такие нормы позволяют говорить о важности не только экономической интеграции. В данной норме определяется роль культуры и других гуманитарных областей в развитии интеграции. В ст. 13 закреплены функции Исполнительного совета, в число которых входит координация и принятие решений в области (в том числе) культурной политики, представляющих общий интерес государств-членов. Соответственно, здесь можно выявить некий интеграционный контроль за деятельностью государств по реализации культурной интеграционной политики. В Плане действий по культурным и творческим индустриям в Африке указано, что культура может способствовать объединению того, что разделяет политика, а также ускорять и консолидировать процессы реструктуризации в экономической сфере. Также отмечено, что культурная деятельность может развиваться должным образом только на твердой материальной и экономической основе и не может быть отделена от социально-экономической реальности1.
Проблема культурного развития африканского континента связана с двумя аспектами: первое - разнообразие культур, второе - вмешательство чужеродных культур. В то же время культурное этническое разнообразие является центральной частью африканской коллективной идентичности. Соответствующие африканские культуры связаны и интегрированы в основном в рамках отдельных групп, и, следо-
1 Plan of action on cultural and creative industries in Africa industries in Africa [Электронный ресурс]. URL: https://au.int/sites/default/ files/pages/32901-file-auc_plan_of_action-_def.pdf (дата обращения 10.03.2019).
вательно, больше внимания уделяется местному контексту за счет коллективной точки зрения Африки. В вышеназванном документе рассматривается понятие культурной индустрии как массовое производство и распространение продуктов, несущих в себе идеи, информацию, мораль и эстетические ценности. Внимания заслуживает положение о важности сохранения национальной культурной самобытности и вреде от наводнения африканского рынка чужеродными культурными продуктами.
В Плане выявлены проблемы, связанные с низким уровнем развития культуры и культурной индустрии. В первую очередь акцент сделан на ограниченную коммерциализацию африканских культур, слабую конкурентоспособность, постепенное обнищание культурного наследия африканских государств.
Интеграционные процессы в Африке малоинтенсивные. Общее экономическое пространство, свобода перемещения товаров, людей и капиталов только начинают работать. Поэтому для государств важно использовать все механизмы взаимодействия, в том числе и культуру. Более того, культура для африканской интеграции может выступить как платформа экономического единения. Через общность культур народов государства могут сформировать основу для интеграции в социальной сфере. Кроме того, Африканский союз выступает с инициативой защиты африканской культурной самобытности и создания условий для ее развития.
Независимо от региона мира культурные связи играют одну из ключевых ролей и являются наиболее эффективным механизмом внешнеполитической деятельности. Они способствуют созданию условий для мирного диалога и сотрудничества государств, народов, относящихся к различным культурным традициям [2, с. 163]. Нельзя отделить международное сотрудничество в сфере культуры от иных форм межгосударственного взаимодействия. Искусство, образование и наука неразрывно взаимосвязаны с политическими и экономическими реалиями. После окончания Второй мировой войны мир стал свидетелем многих масштабных международных проектов в сфере просвещения, художественного творчества. Тем острее сегодня воспринимаются новые угрозы международной безопасности, спутниками которых являются мракобесие, уничтожение «чуждых» национальных и религиозных святынь, непонимание образов классического искусства. Символический характер многих исторических и художественных памятников делает их заложниками идеологических, социальных, политических противоречий [3, с. 10].
Рассмотренные межгосударственные объединения в аспекте их межкультурного взаимодействия позволяют определить некоторые особенности в определении роли культуры в интеграционных процессах. Общими чертами является то, что все объединения определяют ключевую роль культуры в межгосударственном сотрудничестве. Более того, культура выступает инструментом сближения государств, их экономик и политик. Государства и межгосударственные объединения включают культурный компонент во все сферы внутренней и внешней политики [1, с. 8]. Исходя из анализа правовых актов разных по своему уровню развития межгосударственных объединений можно сделать вывод, что без культуры нет развития. Если культура определяется как вся система верований, обычаев и морали, существующих в обществе, она является основой, которая поддерживает любое развитие. Экономическое развитие без культурных корней никогда не будет устойчивым. Но культура - это не просто средство достижения материального прогресса: это цель сама по себе. Культуре нужен диалог, а диалогу нужна культура. Страны, регионы, народы и общины становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми. Культурный обмен способствует взаимопониманию между обществами и народами. Ш
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александров А. А. Международное сотрудничество в сфере культурного наследия. М. : Проспект, 2011. 171 с.
2. Василенко В. В., Василенко В. И. Шанхайская организация сотрудничества в региональной системе безопасности (политико-правовой аспект) : монография. М. : Проспект, 2018. 224 с.
3. Головина Г. В., Савина И. А. Международное культурное сотрудничество: аспекты социально-культурного и правового регулирования // Вестн. АГУ 2014. Вып. 4(148). С. 162-169.
4. Мегатренды: Основные траектории эволюции мирового порядка в XXI веке : учебник / под ред. Т. А. Шаклеи-ной, А. А. Байкова. М. : АспектПресс, 2013. 448 с.
5. Walter Mattli. The Logic of Regional Integration: Europe and Beyond. Cambridge : Cambridge University Press, 1999. 205 p.
REFERENCES
Aleksandrov A.A. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v sfere kul'turnogo naslediya. Moscow, Prospekt Publ., 2011, 171 p. (in Russian)
Vasilenko V.V., Vasilenko V.I. SHanhajskaya organizaciya sotrudnichestva v regional'noj sisteme bezopasnosti (politiko-pravovoj aspekt). Monografiya. Moscow, Prospekt Publ., 2018, 224 p. (in Russian)
Golovina G.V., Savina I.A. Mezhdunarodnoe kul'turnoe sotrudnichestvo: aspekty social'no-kul'turnogo i pravovogo regulirovaniya. Vestnik AGU, 2014, is. 4(148), pp. 162-169 (in Russian)
SHakleinoj T.A., Bajkova A.A. (red.). Megatrendy: Osnovnye traektorii ehvolyucii mirovogo poryadka v XXI v. Uchebnik. Mpscpw, AspektPress Publ., 2013, 448 p. (in Russian)
Walter Mattli. The Logic of Regional Integration: Europe and Beyond . Cambridge, Cambridge University Press Publ., 1999, 205 p.
The Impact of International Cultural Cooperation on International Integration Processes
© Pavelieva E. A., 2019
Integration processes of modernity, form new forms of interaction between states, and also find new areas and mechanisms of cooperation. Interstate associations nowadays not only economic and political unification, but also the consolidation of peoples and their cultures are set as the main tasks. At the same time, it was integration that led to the possibility and necessity of cooperation in the field of culture. At the same time, states and international organizations strive to integrate the cultural component into all spheres of life, including the economic and production. Legal acts of international organizations, such as the EU, ASEAN, African Union, SCO, enshrine rules on cultural integration, on the role of cultural cohesion. On the one hand, this allows states to ensure the protection of cultural values, including collective, and on the other, to present their cultures to each other, thereby expanding the areas of peaceful, humanitarian cooperation. The study of the acts of these organizations led to the conclusion that, despite the general understanding of the importance of culture, not all regions of cultural integration and its regulation receive due attention. In addition, for example, in Africa, cultural integration is seen as a way to protect the identity of a regional culture. Also, integration associations use cultural cooperation and unity in the field of common foreign policy, forming a common position and position on the world stage. Based on the analysis of legal acts, different in their level of development of interstate associations, it can be concluded that there is no development without culture. If culture is defined as the whole system of beliefs, customs and morals that exist in society, it is the foundation that supports any development.
Keywords: integration, international cooperation, culture, cultural cooperation, cultural diplomacy, European Union, Commonwealth of Independent States, ASEAN, African Union.