Научная статья на тему 'ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ В АЛТГТУ ИМ. И.И. ПОЛЗУНОВА'

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ В АЛТГТУ ИМ. И.И. ПОЛЗУНОВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные программы / школьники / непрерывное образование / высшее учебное заведение / развитие / educational programs / schoolchildren / continuing education / higher education / development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.А. Яровикова

В современных условиях реформирования образовательного процесса рассматриваются все возможные варианты внедрения дополнительных образовательных программ, привлечения заинтересованных школьников к нестандартным способам познания, обучения, воплощения своих идей. Сегодня институт дополнительного образования является важным элементом всестороннего развития детей. Активно обсуждается работа вуза с детьми в рамках естественнонаучного и технического образования школьников. В статье представлен опыт реализации дополнительных образовательных программ для школьников в АлтГТУ имени И.И. Ползунова в рамках перспективного направления работы университета в сфере набора достойных абитуриентов, а также пропаганды инженерных профессий и инженерного образования школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS FOR PUPILS IN POLZUNOV ALTAI STATE TECHNICAL UNIVERSITY

In the current conditions of reforming the educational process, all possible options for introducing additional educational programs, involving interested schoolchildren in non-standard ways of knowing, learning, and implementing their ideas are being considered. Today the institution of supplementary education is an important element in the comprehensive development of children. The work of the university with children in the framework of natural science and technical education of schoolchildren is actively discussed. The article presents the experience of implementing additional educational programs for schoolchildren in Polzunov Altai State Technical University as part of the promising direction of the university’s work in the field of recruiting worthy future students, as well as promoting engineering professions and engineering education for schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ В АЛТГТУ ИМ. И.И. ПОЛЗУНОВА»

4 человека (20%) из 20 набрали по 28 баллов, что соответствует показателю средней эмоциональности, 5 человек (25%) получили по 37 баллов, что говорит о высокой эмоциональности, возможно, это было связано с волнением, внутренними переживаниями, и 11 (55%) человек набрали 20 баллов, что говорит о том, что они менее эмоциональны.

Таким образом, наблюдается положительная динамика по всем компонентам эмоциональной устойчивости, что свидетельствует о том, что проводимая нами работа в рамках разработанного проекта является эффективной.

Библиографический список

Техника упражнений Тай Цзицюань способствует укреплению нервной системы, релаксации, повышению устойчивости к стрессам, снижению уровня страха, гармонизации внутреннего эмоционального состояния личности. Поэтому Тай Цзицюань может занять достойное место в подготовке педагогов, психологов, людей, готовящихся к профессиям с повышенным уровнем стресса, и помочь будущим профессионалам сформировать способность управлять своим эмоциональным состоянием, быть эмоционально устойчивыми, легко адаптироваться к стрессовым жизненным и профессиональным факторам.

1. Писаренко В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека. Психологический журнал. 1986; Т. 7, № 5: 62 - 72.

2. Tait M. Resilience as a contributor to Novice teacher success, commitment and Retention. Teacher Education Quarterly. 2008; № 35 (4): 57 - 75.

3. Panter-Brick C., Leckman, J.F., Editorial Commentary: Resilience in child development - interconnected pathways to wellbeing. J Child PsycholPsychiatr. 2013; № 54: 333 - 336.

4. Wang C., Bannuru R., Ramel J., Kupelnick B., Scott T. & Schmid C.H. Tai Chi on psychological well-being: systematic review and meta-analysis. BMC complementary and alternative medicine. 2010. Available at: https://doi.org/10.1186/1472-6882-10-23

5. Гаваа Л. Тай-цзи-чжуань, ци-гун, самомассаж: (Лечебно-оздоровительные упражнения в традициях восточной медицины). Элиста: Калмыкское книжное издательство, 1991.

References

1. Pisarenko V.M. Rol' psihiki v obespechenii 'emocional'noj ustojchivosti cheloveka. Psihologicheskij zhurnal. 1986; T. 7, № 5: 62 - 72.

2. Tait M. Resilience as a contributor to Novice teacher success, commitment and Retention. Teacher Education Quarterly. 2008; № 35 (4): 57 - 75.

3. Panter-Brick C., Leckman, J.F., Editorial Commentary: Resilience in child development - interconnected pathways to wellbeing. J Child Psychol Psychiatr. 2013; № 54: 333 - 336.

4. Wang C., Bannuru R., Ramel J., Kupelnick B., Scott T. & Schmid C.H. Tai Chi on psychological well-being: systematic review and meta-analysis. BMC complementary and alternative medicine. 2010. Available at: https://doi.org/10.1186/1472-6882-10-23

5. Gavaa L. Taj-czi-chzhuan', ci-gun, samomassazh: (Lechebno-ozdorovitel'nye uprazhneniya v tradiciyah vostochnojmediciny). 'Elista: Kalmykskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1991.

Статья поступила в редакцию 02.02.21

УДК 378.1:371.3

Yarovikova V.A., Cand. of Sciences (History), senior teacher, Polzunov Altai State Technical University (Barnaul, Russia), E-mail: yarovicova.vica@mail.ru

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS FOR PUPILS IN POLZUNOV ALTAI STATE TECHNICAL UNIVERSITY. In the current conditions of reforming the educational process, all possible options for introducing additional educational programs, involving interested schoolchildren in non-standard ways of knowing, learning, and implementing their ideas are being considered. Today the institution of supplementary education is an important element in the comprehensive development of children. The work of the university with children in the framework of natural science and technical education of schoolchildren is actively discussed. The article presents the experience of implementing additional educational programs for schoolchildren in Polzunov Altai State Technical University as part of the promising direction of the university's work in the field of recruiting worthy future students, as well as promoting engineering professions and engineering education for schoolchildren.

Key words: educational programs, schoolchildren, continuing education, higher education, development.

В.А. Яровикова, канд. ист. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова», г. Барнаул,

E-mail: yarovicova.vica@mail.ru

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ В АЛТГТУ ИМ. И.И. ПОЛЗУНОВА

В современных условиях реформирования образовательного процесса рассматриваются все возможные варианты внедрения дополнительных образовательных программ, привлечения заинтересованных школьников к нестандартным способам познания, обучения, воплощения своих идей. Сегодня институт дополнительного образования является важным элементом всестороннего развития детей. Активно обсуждается работа вуза с детьми в рамках естественнонаучного и технического образования школьников. В статье представлен опыт реализации дополнительных образовательных программ для школьников в АлтГТУ имени И.И. Ползунова в рамках перспективного направления работы университета в сфере набора достойных абитуриентов, а также пропаганды инженерных профессий и инженерного образования школьников.

Ключевые слова: образовательные программы, школьники, непрерывное образование, высшее учебное заведение, развитие.

Образовательная парадигма - это не статическая дефиниция, застывшая во времени, а постоянно развивающаяся модель научной деятельности, находящаяся в прямой зависимости от стремительного жизненного потока, потребностей и задач современности [1, с. 67]. Сегодня непрерывный рост образовательного потенциала личности в течение всей жизни, развитие и совершенствование надпрофессиональных навыков, так называемая концепция «lifelong learning» становится гарантом благополучного будущего [2]. В этой связи система дополнительного образования занимает важное место в образовательной вертикали, сопровождает нас на протяжении всей жизни, обеспечивает нашу конкурентоспособность и является одним из приоритетных механизмов саморазвития. Вместе с тем стоит подчеркнуть, что система дополнительного образования, как динамически развивающаяся структура, постоянно обогащается новыми технологиями, формами и методами обучения, адаптивными практико-ориентированными и гибкими образовательными программами, разработанными под разные целевые аудитории [3].

Изучением механизмов обновления содержания дополнительного образования, особенностей участия в допобразовании различных групп активно занимаются учёные-исследователи Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ: Косарецкий С.П, Гошин М.Е., Беликов А.А.,

Жулябина Н.М., Кудрявцева М.А., Максимова А.С., Петлин А.В., Поплавская А.А. и др. Вопросы внедрения и адаптации новых форм и методов в системе непрерывного образования являются актуальными для всех образовательных центров, реализующих программы дополнительного обучения детей.

В рамках данной статьи хотелось бы рассказать об образовательных траекториях, ориентированных на учащихся средних общеобразовательных учреждений и реализуемых на факультете довузовской подготовки АлтГТУ имени И.И. Ползунова в контексте дополнительного образования.

В 2019 - 2020 учебном году мы апробировали на обучающихся 7 -10 классов МБОУ «СОШ № 53» г Барнаула краткосрочные практико-ориентиро-ванные образовательные программы: «Теория решения изобретательских задач», «Основы предпринимательской деятельности», «Академический рисунок», «Ж-моделирование». Проведение данных занятий способствовало профессиональному и личностному развитию школьников, стимулировало ребят к занятию научно-исследовательской деятельностью. Только на отборочный этап VII межрегионального конкурса «Инженерный приговор-2020» обучающиеся МБОУ «СОШ № 53» представили 8 инженерных проектов.

В 2020 - 2021 учебном году на базе этой же школы для 8, 9, 10 классов был проведён факультатив по программированию. Программа рассчитана на

год с ежемесячной нагрузкой в 8 академических часов. На занятиях школьники знакомились не только с программированием, но и с устройством сферы информационных технологий, основными принципами работы крупных ^компаний, обязанностями специалистов разных профессий этой области. За учебный год участники факультатива научились общему пониманию процесса создания программ и приобрели навыки необходимого структурирования информации в учебном процессе. Особенностью организации и проведения данного спецкурса стало внедрение в образовательный процесс модели наставничества. Автором и преподавателем-наставником факультатива выступил студент третьего курса факультета информационных технологий АлтГТУ имени И.И. Ползунова, обладатель премии Губернатора Алтайского края Балашов А.В.

Развивая тему возрождения института наставничества, которая является одной из центральных составляющих нацпроекта «Образование», а также развития надпрофессиональных навыков, 1Т-компетенций хотелось бы отметить уникальный опыт реализации в 2020 г проекта профессионального наставничества «Цифровой зачёт». Организация данного проекта была продиктована необходимостью решения задач федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В соответствии с программой одним из направлений российского образования является формирование и развитие профессиональных компетенций и над-профессиональных навыков, необходимых каждому гражданину для трудовой и повседневной деятельности, подготовка высококвалифицированных кадров, которые смогут решать задачи технологической модернизации, обеспечивать переход на цифровую модель развития экономики России. Проект состоял из двух основных этапов: 1) практико-ориентированной школы «Наставник»; 2) серии образовательных мастер-классов по программированию «Цифровой зачёт» для учащихся 9 - 11 классов школ муниципалитетов Алтайского края. Участниками школы «Наставник» стали студенты 2 - 4 курсов факультета информационных технологий АлтГТУ, которые в течение двух месяцев посещали занятия по углубленному изучению программирования, проектные мастерские, тренинги, мастер-классы, стратегические сессии. По окончании обучения студенты самостоятельно организовали и провели в школах Алтайского края три образовательных мастер-класса по программированию с использованием элементов системного и проектного мышления, командообразования и коммуникативного взаимодействия в коллективе, а также разработали научные и инновационные образовательные социально значимые проекты, готовые для внедрения.

С целью более эффективного внедрения дополнительных образовательных программ наш вуз активно участвует в совместных со школами конкурсных проектах. В 2020 г АлтГТУ выступил стратегическим партнёром МБОУ «СОШ № 53» г Барнаула в реализации гранта Министерства просвещения РФ, направленного на создание и поддержку функционирования организаций дополнительного образования детских объединений на базе школ для углубленного изучения математики и информатики в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Цель проекта - повышение качества образования обучающихся 5 - 11 классов через реализацию дополнительных общеобразовательных программ углубленного изучения математики и информатики на основе сетевой формы взаимодействия. Обучение осуществлялось по программам углубленного изучения математики, информатики и дополнительным общеобразовательным программам по данным предметам с целью развития аналитического и системного мышления, логики, формирования универсальных способностей и метаком-петенций. В ходе работы над проектом нам удалось сформировать совместные исследовательские группы (преподаватель (магистрант) - ученик), провести серию образовательных мастер-классов, а также хакатон для юных математиков и информатов.

Кроме краткосрочных образовательных практик мы успешно реализуем и полновесные дополнительные программы. В течение 2 лет учащиеся 10 - 11 классов МБОУ «Лицей № 129 имени Сибирского батальона 27-й стрелковой дивизии» проходят обучение по программам профильного уровня «Технология пищевых производств» (483 ч.), «Технология швейных изделий по индивидуальным заказам» (480 ч.) с профессиональной подготовкой по профессии «Пекарь», «Портной». Программы направлены на достижение широкого спектра целей и задач: овладение профессиональными умениями и технологическими знаниями в выбранном направлении подготовки; создание условий для усвоения общих и профессиональных компетенций, способствующих социальной мобильности и устойчивости на рынке труда; воспитание инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности, ответственного отношения к процессу и результатам труда, умения работать в коллективе и т.д. Содержание программ предусматривает прохождение учебной (11 недель) и производственной (12 недель) практик, а также промежуточную и итоговую аттестацию. По окончании учебного процесса выпускникам выдаётся свидетельство о прохождении обучения по программе рабочей профессии образца АлтГТУ имени И.И. Ползунова.

Отдельным звеном системы дополнительного образования школьников в АлтГТУ является физико-техническая школа и центр занимательных наук. Пре-

Библиографический список

подаватели физико-технической школы осуществляют углубленную естественнонаучную и математическую подготовку учащихся школ и профессиональных учебных заведений всех возрастных групп, а также вовлекают учащихся средних образовательных учреждений Алтайского края в научно-исследовательскую работу и техническое творчество. В центре занимательных наук развивают естественнонаучное мировоззрение, исследовательские навыки и инженерное мышление детей школьного возраста с 1 по 9 классы. Так, занимаясь в «Лаборатории открытий или школе юных экспериментаторов», естественнонаучной развивающей лаборатории «Эврика» центра занимательных наук, младшие школьники знакомятся с интересными фактами и научными явлениями, в увлекательной форме узнают законы физики и химии, а также других естественных наук, учатся создавать модели, иллюстрирующие изучаемые законы, делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли. Занятия в развивающих математических лабораториях «2*2» и «Декарт» направлены на совершенствование математических способностей и логического мышления, памяти, вычислительных навыков, формирование практических навыков решения нестандартных задач. В лаборатории робототехники и электроники «Инженер будущего» совершенствуют знания и умения в робототехнике, радиотехнике и электронике и применяют их в практической деятельности. Программа астрономической лаборатории «Кеплер» направлена на формирование целостного представления об окружающем мире, изучение основ астрономии, проведение простейших астрономических наблюдений. На расширение литературного кругозора, развитие речевых навыков, освоение разных видов построения текста, знакомство с вечными законами духовного мира через образы и события сказок и приключенческих повестей направлена обучающая программа лаборатории словесности «В мире сказок и приключений». В творческих мастерских «Колибри» и «Завиток» школьники знакомятся с различными техниками хендмейда, а также техниками работы с бумагой.

Важнейшим направлением в системе довузовской деятельности АлтГТУ имени И.И. Ползунова является работа с одарёнными школьниками. При поддержке Благотворительного фонда Андрея Мельниченко и Сибирской генерирующей компании на базе вуза открыт Центр детского научного и технического творчества «Наследники Ползунова». В центре обучаются свыше 500 детей, осваивающих программы углубленной подготовки по физике, математике, химии, программированию, робототехнике, основам технического творчества.

Дополнительные возможности для самореализации способных детей открывают организуемые университетом площадки престижных конкурсов и олимпиад: «Шаг в будущее», «Звезда», «Технологическое предпринимательство» и др. [4, с. 5].

Отдельным блоком работы со школьниками в АлтГТУ является научно-просветительская деятельность, популяризация науки. В рамках реализации проектов «Пригласи Учёного», «Фестиваль науки», «Фестиваль физики» в доступной и интересной форме мы рассказываем о технологиях научного поиска, достижениях в той или иной предметной области современной науки, научных проблемах и открытиях, о перспективах, открываемых наукой современному человеку.

Стоит отметить, что при составлении образовательных программ мы ориентируемся на дифференцированное обучение и используем следующие подходы:

- ускорение (ориентирован на учёт потребностей и возможностей той категории детей, чей темп интеллектуального развития превосходит темп развития иной группы учащихся);

- углубление (ориентирован на детей, которые проявляют высокий уровень интереса в отношении той или иной конкретной области познания или же области деятельности);

- обогащение (предполагает совершенно иное содержание учебной программы, выходящее за рамки изучения традиционных тем за счёт установления тесной связи с другими темами, дисциплинами или проблемами);

- проблематизация (использование обновлённых объяснений, пересмотр имеющихся сведений и поиск альтернативных им интерпретаций) [5, с. 218 -219].

Таким образом, возрастающее внимание к развитию траектории дополнительного образования обусловлено главной особенностью современного мира -его высокой динамичностью. Формирование активной просветительской среды средствами реализации дополнительных образовательных программ - одна из приоритетных задач деятельности факультета довузовской подготовки АлтГТУ. Накоплен положительный опыт адаптации различных форм и методов внедрения программ непрерывного образования для обучающихся средних общеобразовательных учреждений. Ежегодно проводятся научно-практические конференции, на которых рассматриваются новые методики и практики применения дополнительных образовательных программ для школьников. Вместе с тем совершенствование информационно-коммуникационных технологий (создание локальных и глобальных сетей, баз данных и знаний) формирует специфическую учебную информационную компьютерную область, которая обогащает традиционные формы обучения.

1. Яровикова В.А. Формирование кадрового резерва в университете - особенности и проблемы. Гарантии качества профессионального образования: материалы Международной научно-практической конференции. Барнаул: Издательство АлтГТУ, 2019.

2. Бахмутинский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2004.

3. Хуторский А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. Москва: Издательство Владос-Пресс, 2005.

4. Белоусов Н.А., Андрухова О.В., Зимина Е.С. Проблемы подготовки достойных университета абитуриентов. Гарантии качества профессионального образования: материалы Международной научно-практической конференции. Барнаул: Издательство АлтГТУ 2018.

5. Сергеева О.В. Практико-ориентированные подходы в работе с одарёнными детьми. Актуальные вопросы и современные практики естественнонаучного и инженерно-технического образования одарённых школьников: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции образовательных центров Фонда Андрея Мельниченко. Москва - Екатеринбург: Издательство ООО Универсальная Типография «Альфа-Принт», 2019.

References

1. Yarovikova V.A. Formirovanie kadrovogo rezerva v universitete - osobennosti i problemy. Garantii kachestva professional'nogo obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul: Izdatel'stvo AltGTU, 2019.

2. Bahmutinskij A.E. Shkol'naya sistema monitoringa kachestva obrazovaniya. Pskov: ANO «Centr social'nogo proektirovaniya «Vozrozhdenie», 2004.

3. Hutorskij A.V. Metodika lichnostno-orientirovannogo obucheniya. Kak obuchat' vseh po-raznomu?: posobie dlya uchitelya. Moskva: Izdatel'stvo Vlados-Press, 2005.

4. Belousov N.A., Andruhova O.V., Zimina E.S. Problemy podgotovki dostojnyh universiteta abiturientov. Garantii kachestva professional'nogo obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul: Izdatel'stvo AltGTU, 2018.

5. Sergeeva O.V. Praktiko-orientirovannye podhody v rabote s odarennymi det'mi. Aktual'nye voprosy i sovremennye praktiki estestvennonauchnogo i inzhenerno-tehnicheskogo obrazovaniya odarennyh shkol'nikov: sbornik trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii obrazovatel'nyh centrov Fonda Andreya Mel'nichenko. Moskva -Ekaterinburg: Izdatel'stvo OOO Universal'naya Tipografiya «Al'fa-Print», 2019.

Статья поступила в редакцию 11.02.21

УДК 378

Antifeeva E.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Military Space Academy n.a. A.F. Mozhaysky (St. Petersburg, Russia),

E-mail: antifeeva-spb@yandex.ru

Petrova D.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Military Space Academy n.a. A.F. Mozhaysky (St. Petersburg, Russia),

E-mail: darya_petrova@inbox.ru

COMPUTER SIMULATION OF PHYSICAL PROCESSES IN THE COURSE OF GENERAL PHYSICS. The article deals with the issues of the combination of physical and computer modeling in solving theoretical and practical problems in the course of physics. It is pointed out that it is necessary to develop students' physical modeling skills. From the position of possible assumptions, requirements for the mathematical model of a physical phenomenon are determined. The process of approximation of the model to the real process is presented from the position of hierarchy of mathematical and physical models describing the phenomenon. Computational physics, which is often defined as a branch of theoretical physics, is applied to the description of physical processes studied in mechanics and magnetism. Examples of using Matlab tools for constructing spatial models of magnetic fields in solving problems are given. The material presented in the article is a generalization of the experience of including elements of computational physics in the educational process at the Mozhaisk Military Space Academy.

Key words: methodology of physical science, approaches in education, physical understanding, physical model of the phenomenon, mathematical modeling, method of models, hierarchies of models.

Е.Л. Антифеева, канд. пед. наук, доц., Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург, E-mail: antifeeva-spb@yandex.ru

Д.Г. Петрова, канд. пед. наук, преп., Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург, E-mail: darya_petrova@inbox.ru

КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В КУРСЕ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ

В статье рассмотрены вопросы совокупности физического и компьютерного моделирования при решении теоретических и практических задач в курсе физики. Указывается на необходимость формирования у обучающихся навыков физического моделирования. C позиции возможных допущений определены требования к математической модели физического явления. Процесс приближения модели к реальному процессу представлен с позиции иерархичности математических и физических моделей, описывающих явление. Вычислительная физика, которая часто определяется как один из разделов теоретической физики, применяется к описанию физических процессов, изучаемых в механике и магнетизме. Приведены примеры использования инструментов Matlab для построения пространственных моделей магнитных полей при решении задач. Материал, представленный в статье, является обобщением опыта включения элементов вычислительной физики в учебный процесс в ВКА имени А.Ф. Можайского.

Ключевые слова: методология физической науки, подходы в образовании, физическое понимание, физическая модель явления, математическое моделирование, метод моделей, иерархии моделей.

Модельный подход к изучению физических явлений и процессов прочно укоренился в современной теории и методике обучения физике [1; 2]. Более того, он трансформировался в систему, включающую в себя ряд методов научного исследования, методов обработки информации, которые традиционно базируются на функциях анализа, синтеза и обобщения результатов исследования [3; 4]. Но вместе с тем обучающиеся должны понять, что ни один реальный процесс не может быть идеально описан ни с точки зрения физики, ни с точки зрения математики. Будет правильным и логичным представить его как совокупность некоторых процессов, каждый из которых, в свою очередь, будет упрощен, а также будут исключены некоторые малосущественные явления, принципиально не влияющие на рассматриваемый процесс в целом. При решении физических задач обучающиеся устанавливают определенные допущения, которые эту задачу упрощают, и определяют границы применимости проводимых расчетов. Другими словами, они строят физическую модель, с тем чтобы в дальнейшем использовать математический аппарат для количественной оценки изучаемого явления. Таким образом происходит переход из области реальных процессов в область физического и математического моделирования и оказывается, что решение любой физической задачи в зависимости от уровня ее сложности можно представить как процесс создания модели. В процессе решения задачи физическая модель явления перетекает в форму математической модели, описанной формальным языком уравнений. Стоит отметить, что для решения задачи, предполагающей

рассмотрение не одного, а нескольких свойств объекта или анализ изменения состояния какой-либо системы как следствия трансформации внешних условий или параметров самой системы, будет необходимым построение нескольких моделей. И в этом случае, кроме установления причинно-следственных связей, требуется установление «иерархичности» разрабатываемых моделей. Решением таких задач будет совокупность моделей и допущений, каждая из которых будет иметь определенное место и долю в общем наборе моделей [5; 6].

Наиболее сложным представляется построение моделей реальных процессов. Такие модели должны строиться как пирамида - от фундаментального основания к острой вершине, которая будет вероятностной кульминацией, наиболее полно учитывающей все особенности процесса, и заканчивающейся точным математическим описанием, результаты которого не будут противоречить, а будут максимально приближены к результатам эксперимента.

Сегодня создание математических моделей физических явлений тесно связано с использованием численных методов, что значительно упростило этап построения математических моделей и приближение их к описанию реальных процессов и объектов. Использование программных продуктов при разработке математических моделей физических явлений привело к созданию нового направления - «вычислительной физики» [7; 8].

Использование численных методов и программных пакетов позволяет подходить к созданию обобщенной модели двумя путями: первый - создав общую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.