ского института МВД России. Личный вклад автора заключается в разработке модели формирования профессиональной компетентности научно-педагогического работника учреждения высшего образования МВД России, в определении ее критериальных характеристик; в экспериментальной апробации модели формирования профессиональной компетентности научно-педагогического работника образовательной организации высшего образования МВД России; количественной и качественной обработке результатов исследования.
Литература
1. Машарова Т. В. Модель организации учебного процесса на основе учета ситуативной доминанты в учебном процессе // Учебная деятельность как фактор социального самоопределения подростка. Киров, 1999. С. 133-144.
2. Разработка квалификационных требований к профессиональной деятельности в сфере образования / под общ. ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой. СПб., 2006.
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 181.
4. Сластенин В. А. Интегративные тенденции в психолого-педагогическом образовании. М., 2000. С. 165-166.
5. Столяренко А. М. Психология и педагогика. М., 2015. С. 148-149.
6. Философский энциклопедический словарь. М., 2016. С. 382.
7. Фомина А. М. Формирование профессиональной компетенции научно-педагогического работника образовательной организации высшего образования МВД России : дис. ... канд. пед. наук. М., 2018. 225 с.
References
1. Masharova T. V. Model' organizatsii uchebnogo protsessa na osnove ucheta situativnoy dominanty v uchebnom protsesse [Model of the organization of the educational process based on the consideration of the situational dominant in the educational process]. Educational activity as a factor of social self-determination of a teenager. Kirov, 1999, pp. 133-144. (In Russian).
2. Razrabotka kvalifikatsionnykh trebovaniy k professional'noy deyatel'nosti v sfere obrazovaniya [Development of qualification requirements for professional activities in the field of education]. Ed. V. A. Kozyrev, N. F. Radionov. St. Petersburg, 2006. (In Russian).
3. Selevko G. K. Sovremennyye obrazovatel'nyye tekhnologii [Modern educational technology]. Moscow, 1998, pp. 181. (In Russian).
4. Slastenin V. A. Integrativnyye tendentsii v psikhologo-pedagogicheskom obrazovanii [Integrative trends in psychological and pedagogical education]. Moscow, 2000, pp. 165-166. (In Russian).
5. Stolyarenko A. M. Psikhologiya i pedagogika [Psychology and pedagogy]. Moscow, 2015, pp. 148-149. (In Russian).
6. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophical encyclopedic dictionary]. Moscow, 2016, pp. 382. (In Russian).
7. Fomina A. M. Formirovaniye professional'noy kompetentsii nauchno-pedagogicheskogo rabotnika obrazovatel'noy organizatsii vysshego obrazovaniya MVD Rossii [Formation of professional competence of the scientific and pedagogical worker of the educational organization of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Ph. D. thesis. Moscow, 2018. 225 p. (In Russian).
УДК/UDC 373.62 Н. Г. Ходырева, Ж. А. Лысакова, Л. Г. Устинова
N. Khodyreva, Zh. Lysakova, L. Ustinova
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
учащихся инженерных КЛАССОВ
TECHNOLOGICAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF ENGINEERING CLASSES
Введение. Статья посвящена вопросам развития технологических компетенций школьников в рамках дополнительного инженерного образования. Анализируются понятия «компетенция», «технологическая компетенция», «технологическая культура личности». Рассматривается содержание технологической и технической деятельности учащихся и определяются цели и задачи обучения школьников в инженерных классах. На основе проведенного анализа формулируется определение технологической компетенции и составляется перечень технологических компетенций учащихся инженерных классов. В качестве площадки для наблюдения и сбора экспериментальных данных используются классы Предуниверситария, открытые в 2017 г на базе филиала Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт» (НИУ «МЭИ») в г. Волжском и реализующие техническое направление дополнительного образования школьников.
Методология. Решение исследовательских задач было достигнуто посредством анализа психолого-педагогической и методической литературы, ФГОС СОО и ФГОС ВО по техническим направлениям, наблюдения за образовательным процессом в классах Предуниверситария МЭИ.
Результаты. Определено содержание понятия технологической компетенции учащегося инженерного класса; выделены две группы технологических компетенций: общие и специальные; в рамках каждой группы сформирован перечень технологических компетенций учащихся инженерных классов.
Заключение. Формирование технологических компетенций у учащихся закладывает основы для качественного освоения выпускниками инженерных классов программы технических вузов и обеспечивает преемственность целей среднего и высшего образования.
Introduction. The article isdevotedto thedevelopment of technological competencies of students in the framework of additional engineering education. The concepts of «competence», «technological competence», «technological culture of personality»are analyzed. The content of technological and technical activity of pupils is considered and the purposes and tasks of training of pupils in engineering classes are defined. On the basis of the analysis the definition of technological competence is formulated and the list of technological competences of students of engineering classes is made. As a platform for observation and collection of experimental data, the classes of the pre-University, opened in 2017 on the basis of the branch of the National Research University «Moscow Energy Institute» (NRU «MEI») in Volzhsky and implementing the technical direction of additional education of schoolchildren, are used.
Methodology. The solution of research problems was achievedthrough the analysisof psychological, pedagogical and methodological literature, FES and FES IHPE (Federal State Educational Institution of Higher Professional Education) in technical areas, monitoring of the educational process in the classes of pre-University MEI.
Results. The notion of technological competence of the student engineering class was defined; two groups of technological competencies were distinguished: general and specific; within each group, a list of the technological skills of students of engineering classes was represented.
Conclusion. The formation of technological competencies of students lays the foundation for the qualitative development of graduates of engineering classes of technical universities and provides continuity of secondary and higher education goals.
Ключевые слова: компетенция, технологическая компетенция, технологическая культура, технологическая деятельность, техническая деятельность, инженерный класс.
Keywords: competence, technological competence, technological culture, technological activity, technical activity, engineering class.
Введение
Одной из важнейших целей современного общего образования является подготовка молодежи к успешной и гармоничной жизнедеятельности в рамках динамично развивающегося информационного и технологического общества. Достижение этой цели требует от человека обладания инновационным стилем мышления, способности достижения высоких результатов преобразовательной деятельности в условиях конкуренции и ограниченности ресурсов.
Преобразовательная деятельность человека охватывает все формы его существования и усложняется с развитием общества и познанием окружающего мира. Успешность преобразовательной деятельности основана на освоении и реализации наиболее эффективных технологий, форм и методов преобразования материальных ресурсов, наличии технологического взгляда на природу, владении определенным уровнем развития технологических компетенций.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в ряде исследований (Р. Д. Гаджиев, М. С. Герасимова, В. А. Фирсов, Г. А. Хаматгалеева и др.) технологическая компетенция рассматривается как составная часть профессиональной компетентности специалиста в определенной области. Учеными чаще всего обсуждаются возможности развития технологических компетенций у студентов высших и средних профессиональных заведений. В то же время знакомство с преобразовательной деятельностью начинается еще в начальной школе и активно продолжается в средних и старших классах. Содержание школьного образования включает в себя богатый материал для становления технологических компетенций учащихся,
формирования технологической картины мира, развития преобразующего мышления и творческих способностей.
Особенно актуальны технологические компетенции для выпускников школ, которые планируют связать свою профессиональную деятельностью с инженерной специальностью. Овладение современными способами познания и преобразования окружающего мира и наличие устойчивых знаний дисциплин естественно-математического цикла способствуют качественной подготовке учащихся к поступлению в технический вуз. Данные факторы развития закладывают основы будущей успешной деятельности по освоению вузовской программы и становлению специалиста в инженерной области.
Методология
В психолого-педагогической литературе понятие «компетенция» трактуется как некий конечный результат процесса обучения, заранее заданное требование к образовательной подготовке учащихся (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.). З. М. Большакова определяет компетенцию как «способность мобилизовать и преобразовывать знания, умения и опыт в результат в конкретной сфере деятельности» [4, с. 16].
Компетентность в большинстве исследований рассматривается как оценочная категория. Человек в данном случае характеризуется как субъект специальной деятельности, результатом которой становится успешное и рациональное достижение поставленных целей. Компетентность — это «глубокое доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков; совокупность знаний, позволяющих судить о чем-либо со знанием дела» [6, с. 94].
И. А. Зимняя, разделяя термины «компетенция» и «компетентность», определяет компетенцию как возможное состояние, а компетентность — как актуальное. В компетенции системообразующим является когнитивный компонент, в компетентности — личностный. Под компетенцией автор понимает внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека [7, с. 10].
Таким образом, компетенции рассматриваются как элементы результатов образовательной деятельности, как потенциальные способности к применению знаний и умений в предметной области. Компетентность трактуется же как овладение субъектом соответствующими компетенциями, как характеристика образованности личности, наличие практического опыта использования знаний и умений в конкретной сфере.
Технологические компетенции основаны на преобразовательной деятельности субъекта, представляющей собой «специфический способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его своим целям» [1, с. 31]. Универсальным способом преобразовательной деятельности является технология, рассматриваемая в узком смысле как совокупность методов и средств, алгоритмов для достижения желаемого результата, в широком — как применение научного знания для политического, социально-экономического и культурного развития общества, улучшения на этой основе качества жизни людей [10, с. 66]. Условно технологии делятся на материальные, энергетические, информационные и социальные.
Преобразовательная деятельность любой направленности требует определенного объема технологических знаний и умений, владения инновационными методами решения технологических задач, проявления интеллектуального и творческого потенциала личности.
Под технологическими знаниями понимается комплекс понятий, характеризующих содержание преобразовательных процессов в различных отраслях производственной и социальной сфер; система представлений об инновационных технологиях современного общества.
Технологические умения — это способы преобразовательной деятельности, освоенные субъектом на основе приобретенных знаний. Среди них можно выделить способность формулировать цели и задачи; разрабатывать план; осознанно выбирать методы преобразовательной деятельности, наиболее соответствующие ситуации; изготавливать продукт (материальный или идеальный); управлять своими действиями и анализировать их итоги; использовать информационные ресурсы; выполнять проектную деятельность; представлять и защищать полученные результаты и др.
За освоение способов выполнения преобразовательной деятельности отвечают технологически важные качества личности, такие как прилежание, развитый познавательный интерес, нестан-
дартное мышление, инициативность, ответственность за свои действия, организованность, предприимчивость, стремление к непрерывному саморазвитию и самореализации.
Проблема развития технологических компетенций личности широко отражена в научно-педагогической литературе. В работах М. С. Герасимовой технологическая компетенция трактуется как базовая интегративная характеристика учащегося, которая обеспечивает единство и взаимосвязь когнитивно-информационного, специально-технологического, социального компонентов и отражает уровень сформированности знаний и умений, развитие важных личностных качеств субъекта применительно к конкретной сфере [5, с. 196].
Рассматривая роль физического образования в формировании технологической компетенции учащихся, С. Н. Бабина определяет данное понятие как «комплекс свойств и личностных качеств субъекта, который обеспечивает способность организовывать преобразовательную деятельность различной предметной направленности в соответствии с технологическими принципами, осваивать и эффективно использовать в своей деятельности современные технологии» [2, с. 63]. В составе технологической компетенции автор выделяет следующие компоненты: а) когнитивный (знания о методах и средствах преобразовательной деятельности); б) операционно-деятельност-ный (поиск информации, планирование деятельности, оценка полученного результата, рефлексия); в) личностный (целеустремленность, инициативность и т. д.); г) аксеологический (готовность нести ответственность за свой выбор и последствия своих действий).
В работах А. Н. Богатырева и Г Н. Некрасовой исследуются технико-технологические компетенции учащихся, которые понимаются как свойства личности, характеризующиеся готовностью к практической реализации приобретенных знаний, умений и навыков, то есть наличием положительной мотивации к их применению в различных жизненных ситуациях [3, с. 26].
В ряде исследований вопросы формирования технологической компетенции учащихся тесно связаны с проблемами развития их технологической культуры. Технологическая культура — интегральная характеристика личности, включающая в себя технологические знания и практические умения, эмоционально-нравственное отношение, ценностные ориентиры и мотивационные установки, на основе которых формируется готовность осваивать современные технические средства, действовать с целью достижения оптимального результата (А. И. Опарин, Г А. Хаматгалеева, Ю. Л. Хотунцев и др.).
Авторы, придерживающиеся этого подхода, особое внимание уделяют способности субъекта нести ответственность за последствия своих действий, реализовывать эффективные способы «преобразования материалов, энергии и информации в интересах человека, общества и в целях сохранения природы» [9, с. 122]. В данных работах технологическая культура рассматривается как преобразующая культура, безопасная для природы.
Другой взгляд на технологическую культуру личности предлагается в работах В. Д. Симоненко, который определяет данное понятие как «уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой». [10, с. 74].
Некоторые ученые, в частности Г А. Хаматгалеева, рассматривая технологическую культуру школьников, к одному из ее элементов относят технологическую компетенцию, характеризующуюся способностью применять технические знания и умения для выполнения успешной и результативной преобразовательной деятельности. Определенный уровень развития технологической компетенции является основой для проявления творчества и креативности субъекта в указанной сфере, позволяет добиться высоких результатов.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что технологическая компетенция учащегося трактуется исследователями как системное образование, интегрирующее в себе технологические знания, умения и личностные качества, обуславливающие уровень овладения методами познания и преобразования себя и окружающего мира, что создает возможности для эффективного выполнения преобразовательной деятельности в определенной сфере.
Результаты
Для характеристики технологической компетенции учащегося инженерного класса в качестве ведущей выступает техническая деятельность, под которой понимаем процесс формирова-
ния идеи, материализацию ее через вещественные преобразовательные действия к готовому продукту. Техническая деятельность направлена на реализацию инженерных решений и подразумевает создание и использование технических объектов, поддержание их в рабочем состоянии.
Для развития у школьников мотивации к технической деятельности в последнее время активно открываются инженерные классы. Инженерный класс — это программа комплексного образования, включающая в себя два элемента: а) технологический профиль среднего общего образования (математика, физика, информатика); б) дополнительную программу, поддерживающую инженерную направленность обучения (робототехника, 3D-моделирование, ^-технологии и др.). Учебный процесс в этих классах предполагает активное участие школьников в проектной деятельности, профильных олимпиадах и конкурсах, научно-практических конференциях.
Основными целями образовательной деятельности инженерного класса являются создание условий для мотивации детей на получение в дальнейшем инженерного образования; достижение уровня устойчивого интереса к практико-ориентированным курсам, прикладным, изобретательским и творческим работам; развитие у школьников навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с техническими объектами.
Таким образом, под технологической компетенцией учащегося инженерного класса понимаем систему взаимосвязанных знаний, умений и личностных качеств, которые обеспечивают способность субъекта эффективно выполнять техническую деятельность.
Образовательная программа инженерного класса направлена на формирование контингента абитуриентов для технических вузов. Поэтому при организации процесса обучения в инженерном классе значимым является установление связей между результатами образовательной подготовки школьников и целями высшего технического образования, сформулированными в федеральных государственных образовательных стандартах и обозначенными, в том числе, в компетенциях.
В связи с этим технологические компетенции выпускников инженерных классов должны быть определены таким образом, чтобы являться основой для развития универсальных и профессиональных компетенций бакалавров по техническим направлениям высшего образования.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования, универсальные компетенции характеризуют наиболее общие способности и умения личности, обеспечивающие успешную деятельность человека в профессиональной, социальной и личностной сферах. Профессиональные компетенции предусматривают специальные способности осуществлять профессиональную деятельность на основе комплексного применения знаний и умений, создавать в незнакомой ситуации новые способы профессиональных действий.
Учитывая разделение компетенций, закрепленных в ФГОС ВО, на универсальные и профессиональные, выделяем в перечне технологических компетенций учащегося инженерного класса общие и специальные компетенции (табл. 1). Общие технологические компетенции предусматривают развитие у школьников навыков планирования и организации преобразовательной деятельности в различных сферах для достижения нового результата при решении практических задач. Специальные компетенции направлены на формирование умений управлять техническими устройствами, создавать несложные технические объекты в рамках возможностей образовательной организации, осуществляющей дополнительное инженерное образование.
Одной из моделей проекта создания инженерных классов в рамках среднего общего образования является открытие классов предуниверситария на базе высшего учебного заведения. Предуниверситарий — это новая образовательная платформа, включающая элементы профильного
Таблица 1
Перечень технологических компетенций учащегося инженерного класса
Общие компетенции • Способность осуществлять поиск и обработку информации; • способность формировать задачи с учетом поставленных целей и выбирать оптимальные пути и способы их решения; • способность представить полученные результаты; • способность оценивать результаты своей деятельности и нести за них ответственность
Специальные компетенции • Способность анализировать устройство и правила работы технических объектов; • способность выполнять действия с техническими объектами; • способность проектировать, изготавливать элементы, собирать готовый технический объект
обучения и ранней профессионализации. Открытие предуниверситариев началось в 2013 г. в ведущих федеральных государственных образовательных учреждениях высшего образования г. Москвы.
В 2017 г. в филиале НИУ «МЭИ» в г. Волжском при активной поддержке головного вуза и местных органов образования были представлены классы Предуниверситария МЭИ. На базе филиала начали свое обучений 9-й и 10-й классы технической направленности.
Основными целями открытия классов Предуниверситария МЭИ стали:
• создание инновационной системы непрерывного многоуровневого профильного обучения школьников как части единой университетской системы подготовки инженерных кадров в области энергетики;
• формирование единого интегрированного образовательного поля «школа — вуз» технического профиля, включающего как предметы базового учебного плана основной образовательной программы основного общего образования и основной образовательной программы среднего общего образования, так и предметы предпрофессиональной подготовки программы дополнительного образования детей.
К задачам по организации деятельности классов Предуниверситария МЭИ были отнесены:
• создание социально-педагогической системы, гарантирующей учащимся как специализированную усиленную профильную физико-математическую подготовку высокого уровня, так и общекультурную;
• обеспечение условий для формирования творческой и интеллектуально развитой личности, обладающей развитыми технологическими компетенциями, способной к продолжению инженерного образования;
• формирование системы выявления и поддержки школьников, проявивших способности и интерес к инженерно-техническому направлению, в частности к энергетическому профилю;
• создание условий академической мобильности школьников;
• обеспечение системы интеграции школьников в социальную среду вуза и их психологичекой готовности к обучению в вузе.
Важным образовательным комплексом в рамках программы обучения учащихся классов Предуниверситария МЭИ на базе филиала НИУ «МЭИ» в г. Волжском является курс «Экспериментариум технаря», направленный на формирование и развитие технологических компетенций у школьников, активное вовлечение их в проектно-исследовательскую деятельность.
Курс «Экспериментариум технаря» — это ряд направлений предпрофессионального обучения, к которому относятся: электромонтажные работы, сетевое и системное администрирование 1Т, лаборант химического анализа, гидроэнергетика, робототехника. Школьники, в течение учебного года еженедельно посещая занятия курса, получают базовые знания по одному из направлений и используют их для решения технических задач в рамках исследовательской деятельности и создания проектов. Такая модель учебного процесса среднего общего образования является активной средой для развития технологических компетенций учащихся классов Предуниверситария МЭИ.
Заключение
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что технологическая компетенция учащегося инженерного класса — это системное образование, интегрирующее в себе знания, умения и личностные качества, которые обеспечивают способность выпускника эффективно выполнять техническую деятельность, включающую в себя проектирование, изготовление и работу с несложными техническими устройствами.
При определении содержания технологических компетенций учитываем необходимость сохранения преемственности между целями среднего общего и высшего образования. В перечень технологических компетенций учащегося инженерного класса включаем общие компетенции, характеризующиеся умениями планировать и организовывать преобразовательную деятельность с целью достижения практического результата, и специальные компетенции, предусматривающие навыки работы с техническими устройствами.
В рамках данной работы определяем направление дальнейшего исследования, которое заключается в анализе опыта преподавания курса «Экспериментариум технаря» как платформы для формирования навыков проектной и исследовательской работы; в создании и апробации модели развития технологических компетенций учащихся классов Предуниверситария МЭИ.
Литература
1. Бабина Н. Ф. Технология: методика обучения и воспитания. Ч. I. М., 2015. 390 с.
2. Бабина С. Н., Шарипова Э. Ф. Роль интеграции физического и технологического образования в формировании технологической компетенции учащихся // Педагогическое образование в России. 2010. № 4. С. 60-66.
3. Богатырев А. Н., Некрасова Г. Н. Технико-технологическая компетентность школьников в структуре ценностей общего среднего образования // Вестник Вятского государственного университета. 2012. № 3. С. 26-29.
4. Большакова З. М., Тулькибаева Н. Н. Компетенции и компетентность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. Вып. 4. С. 13-19.
5. Герасимова М. С. Сущность, структура и содержание технологической компетенции в педагогической теории и практике // Инновационная наука. 2015. № 5-2. С. 194-198.
6. Зеер Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 1998. 126 с.
7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7-13.
8. Насипов А. Ж. Технологическая культура личности // Наука и школа. 2008. № 6. С. 13-15.
9. Опарин А. И. Модель развития технологической культуры учащихся // Вестник Удмуртского университета. 2008. Вып. 2. С. 120-126.
10. Симоненко В. Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). Брянск, 2001. 214 с.
11. Ташлинская Е. Ш. Эстетические принципы инженерной деятельности // Вестник УлГТУ. 2016. № 4. С. 4-9.
12. Тесленко В. И., Богомаз И. В. Школьное инженерно-техническое образование: концептуальное осмысление // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2014. № 4 (30). С. 91-95.
13. Хаматгалеева Г. А. Формирование технологической компетенции как необходимое условие развития технологической культуры учащихся // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 3. С. 66-69.
14. Хотунцев Ю. Л. Технологическое образование школьников в Российской Федерации и ряде зарубежных стран. М., 2012. 199 с.
15. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Эйдос. URL: http://www.eidos.nu/jounnal/2005/1212.htm (дата обращения: 26.06.2019).
References
1. Babina N. F. Tekhnologiya: metodika obucheniya i vospitaniya [Technology: methods of training and education]. Pant I. Moscow, 2015, 390 p. (In Russian).
2. Babina S. N., Sharipova E. F. Rol' integracii fizicheskogo i tekhnologicheskogo obrazovaniya v formirovanii tekhnologicheskoj kompetencii uchashchihsya [Role of integration of physical and technological education in formation of thechnological competence of the student]. Pedagogical Education in Russia, 2010, no. 4, pp. 60-66. (In Russian).
3. Bogatyrev A. N., Nekrasova G. N. Tekhniko-tekhnologicheskaya kompetentnost' shkol'nikov v strukture cennostej obshchego srednego obrazovaniya [Technico-technological competence of pupils in the structure of values of General secondary education]. Herald of Vyatka State University, 2012, no. 3, pp. 26-29. (In Russian).
4. Bolshakova Z. M., Tulkibaeva N. N. Kompetencii i kompetentnost' [Competences and competency]. Bulletin of the South Ural State University. Series «Education. Educational sciences», 2009, iss. 4, pp. 13-19. (In Russian).
5. Gerasimova M. S. Sushchnost', struktura i soderzhanie tekhnologicheskoj kompetencii v pedagogicheskoj teorii i praktike [Essence, structure and content of technological competence in pedagogical theory and practice]. Innovation Science, 2015, no. 5-2, pp. 194-198. (In Russian).
6. Zeer E. F. Lichnostno-orientirovannoe professional'noe obrazovanie [Personality-oriented professional education]. Yekaterinburg, 1998, 126 p. (In Russian).
7. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competencies - the new paradigm of educational results]. Experiment and Innovation in School, 2009, no. 2, pp. 7-13. (In Russian).
8. Nasipov A. Zh. Tekhnologicheskaya kul'tura lichnosti [Technological culture identity]. Science and School, 2008, no. 6, pp. 13-15. (In Russian).
9. Oparin A. I. Oparin A. I. Model' razvitiya tekhnologicheskoj kul'tury uchashchihsya [Development Model of technological culture of pupils]. Bulletin of Udmurt University, 2008, iss. 2, pp. 120-126. (In Russian).
10. Simonenko V. D. Tekhnologicheskaya kul'tura i obrazovanie (kul'turno-tekhnologicheskaya koncepciya razvitiya obshchestva i obrazovaniya) [Technological Culture and Education (culturaltechnological concept of the society and education development)]. Bryansk, 2001, 214 p. (In Russian).
11. Tashlinskaya E. Sh. Esteticheskie principy inzhenernoj deyatel'nosti [The aesthetic principles of engineering activities]. Vestnik UlSTU, 2016, no. 4, pp. 4-9. (In Russian).
12. Teslenko V. I., Bogomaz I. V. Shkol'noe inzhenerno-tekhnicheskoe obrazovanie: konceptual'noe osmyslenie [School Engineering education: conceptual understanding]. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, 2014, no. 4 (30), pp. 91-95. (In Russian).
13. Khamatgaleeva G. A. Formirovanie tekhnologicheskoj kompetencii kak neobhodimoe uslovie razvitiya tekhnologicheskoj kul'tury uchashchihsya [Shaping technological competency as necessary condition developments of pupils' technological culture]. Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2010, vol. 12, no. 3, pp. 66-69. (In Russian).
14. Hatuntsev J. L. Tekhnologicheskoe obrazovanie shkol'nikov v Rossijskoj Federacii i ryade zarubezhnyh stran [Technological education students in the Russian Federation and a number of foreign countries]. Moscow, 2012, 199 p. (In Russian).
15. Hutorskoy A. V. Tekhnologiya proektirovaniya klyuchevyh i predmetnyh kompetencij [Technology of designing key and subject specific competences]. Eidos. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (accessed 26.06.2019). (In Russian).