Научная статья на тему 'КИТАЙСКИЙ ТАЙ ЦЗИЦЮАНЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

КИТАЙСКИЙ ТАЙ ЦЗИЦЮАНЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональная устойчивость / китайский Тай Цзицюань / эксперимент / позитивное влияние / будущие педагоги / emotional resilience / Chinese Tai Jiquan / experiment / positive influence / future educators

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юй Сянь, Ли Цзинюань

Эмоциональная устойчивость – это способность личности преодолевать трудности в стрессовых ситуациях с помощью способов поддержания эмоциональной стабильности, чтобы сохранять состояние психического и физического здоровья. В этой статье авторы проанализировали физиологический и психологический потенциалы китайского Тай Цзицюань, которые влияют на эмоциональное состояние людей. Таким образом, китайский Тай Цзицюань может быть способом повышения эмоциональной устойчивости будущих педагогов. Представлены результаты экспериментальной работы с участием 20 студентов, которые будут преподавателями Армавирского государственного педагогического университета, чтобы доказать эффективность Тай Цзицюань как средства повышения эмоциональной устойчивости будущих педагогов. В работе эксперимента используются методика «Определение эмоциональности» В.В. Суворова, методика «Эмоциональная возбудимость-равновесие» Б.Н. Смирнова и методика диагностики эмоциональной устойчивости (по В.М. Русалову). Результат эксперимента показывает, что практика Тай Цзицюань положительно влияет на эмоциональное состояние педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юй Сянь, Ли Цзинюань

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE TAI JIQUAN AS A STRATEGY FOR IMPROVING EMOTIONAL RESILENCE OF FUTURE EDUCATORS

Emotional resilience is an ability, which people in stressful situations overcome to keep the mind and physical health and sustain the stable emotional state by using methods. In the article, the authors analyze Chinese Tai Jiquan’s physiological and psychological potential, which has influence on people’s emotional state. So Chinese Tai Jiquan can be a way of improvement of future educatorsemotional resilience. In order to prove the effectiveness of Tai Jiquan as a method of improving emotional resilience of future educators, the experiment work is developed among 20 students who will be teachers in Armavir State Pedagogical University. The experiment work applies the methodology “Determination of Emotion” by V.V Suvorov and technique “Emotional Excitability-Balance” by B.N Smirnov and method of diagnosing emotional stability according to V.M. Rusalov. The result of the experiment shows that Tai Jiquan practice has positive influence on educators’ emotional state.

Текст научной работы на тему «КИТАЙСКИЙ ТАЙ ЦЗИЦЮАНЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

УДК 378

Yu Xian, postgraduate, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: yui.syan@yandex.ru

Li Jingyuan, postgraduate, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: youlin598@163.com

CHINESE TAI JIQUAN AS A STRATEGY FOR IMPROVING EMOTIONAL RESILENCE OF FUTURE EDUCATORS. Emotional resilience is an ability, which people in stressful situations overcome to keep the mind and physical health and sustain the stable emotional state by using methods. In the article, the authors analyze Chinese Tai Jiquan's physiological and psychological potential, which has influence on people's emotional state. So Chinese Tai Jiquan can be a way of improvement of future educators' emotional resilience. In order to prove the effectiveness of Tai Jiquan as a method of improving emotional resilience of future educators, the experiment work is developed among 20 students who will be teachers in Armavir State Pedagogical University. The experiment work applies the methodology "Determination of Emotion" by V.V Suvorov and technique "Emotional Excitability-Balance" by B.N Smirnov and method of diagnosing emotional stability according to V.M. Rusalov. The result of the experiment shows that Tai Jiquan practice has positive influence on educators' emotional state.

Key words: emotional resilience, Chinese Tai Jiquan, experiment, positive influence, future educators.

Юй Сянь, соискатель, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, Е-mail: yui.syan@yandex.ru

Ли Цзинюань, аспирант, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, E-mail: youlin598@163.com

КИТАЙСКИЙ ТАЙ ЦЗИЦЮАНЬ

КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ

УСТОЙЧИВОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Эмоциональная устойчивость - это способность личности преодолевать трудности в стрессовых ситуациях с помощью способов поддержания эмоциональной стабильности, чтобы сохранять состояние психического и физического здоровья. В этой статье авторы проанализировали физиологический и психологический потенциалы китайского Тай Цзицюань, которые влияют на эмоциональное состояние людей. Таким образом, китайский Тай Цзицюань может быть способом повышения эмоциональной устойчивости будущих педагогов. Представлены результаты экспериментальной работы с участием 20 студентов, которые будут преподавателями Армавирского государственного педагогического университета, чтобы доказать эффективность Тай Цзицюань как средства повышения эмоциональной устойчивости будущих педагогов. В работе эксперимента используются методика «Определение эмоциональности» В.В. Суворова, методика «Эмоциональная возбудимость-равновесие» Б.Н. Смирнова и методика диагностики эмоциональной устойчивости (по В.М. Русалову). Результат эксперимента показывает, что практика Тай Цзицюань положительно влияет на эмоциональное состояние педагогов.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, китайский Тай Цзицюань, эксперимент, позитивное влияние, будущие педагоги.

Реформирование глобального образования способствует развитию педагогической карьеры педагогов, но при этом нагрузки и стрессы педагогов увеличиваются. Чрезмерный и продолжительный стресс вызывает эмоциональное выгорание педагогов, что сказывается на их психическом и физическом здоровье. Педагоги - наследники знаний. Эмоциональная устойчивость педагогов имеет большое влияние на педагогическую деятельность, следовательно, эмоциональная устойчивость должна осознанно развиваться. По В.М. Писаренку, эмоциональная устойчивость - «определенное свойство человека, которое обеспечивает стабильность стенических эмоций и эмоционального возбуждения при воздействии различных стрессоров» [1]. Тейт считает [2], что эмоциональную устойчивость педагоги могут развить и активировать в условиях стресса. По Пантеру и Лекману [3], эмоциональная устойчивость - это процесс, в котором ощущение счастья можно поддерживать. В этой статье эмоциональная устойчивость понимается как способность личности преодолевать трудности в стрессовых ситуациях с помощью способов поддержания эмоциональной стабильности, чтобы сохранять состояние психического и физического здоровья. Основываясь на вышеуказанных исследованиях, рассмотрим технику китайского Тай Цзицюань как средства повышение эмоциональной устойчивости педагогов. Далее раскроем значимые аспекты рассматриваемой проблемы.

Сначала обратимся к понятию «китайский Тай Цзицюань». Тай Цзицюань -это традиционное китайское боевое искусство, основанное на теории Инь и Ян, которое в основном выполняется в оздоровительных и терапевтических целях. Сами китайцы определяют Тай Цзицюань как одно из бесценных наследий и систему оздоровления и общего укрепления с национальными особенностями.

Теория Инь и Ян составляет ядро философии Тай Цзицюань, за исключением того, что на Тай Цзицюань оказали влияние философские идеи конфуцианства, даосизма, дзэн-буддизма, взаимосвязанные, влияющие друг на друга и составляющие теорию Тай Цзицюань. Теория Инь и Ян рассматривает все движения в природе как единство противоположностей. Сама человеческая жизнь -это процесс единства Инь и Ян в постоянном противоречивом движении. Даосизм, пропагандирующий доктрину «бездействия», означает, что ничего нельзя делать из того, что противоречит естественному принципу, поскольку нет ничего постоянного, и все неизменно меняется. Дзэн-буддизм выступает за устранение всех отвлекающих мыслей с целью внутренней тишины, добиться «единства человека и природы». Конфуцианство стремилось к умеренному качеству и внутренней гармонии.

В соответствии с философско-теоретическими положениями мы проанализировали физиологический и психологический потенциал Тай Цзицюань, который влияет на эмоциональное состояние педагогов.

Суть практики Тай Цзицюань состоит в правильном дыхании при выполнении упражнений и полной концентрации на каждой позе движений. В процессе практики Тай Цзицюань потребляется много свежего воздуха (то есть кислорода) и вырабатывается много углекислого газа. Таким образом, практика Тай Цзицю-ань не только способствует нормальной работе сердца и легких и обмену ве-

ществ, но очищает энергетические каналы, по которым втекает Ци. Китайский Тай Цзицюань считается искусством тренировки Ци (жизненной энергии). Восстановлению нарушенного равновесия организма способствует тренировка Ци. Текущие результаты исследований подтвердили, что осуществление практики может помочь достижению физиологического расслабления, улучшению иммунной системы, снижению кровяного давления и уменьшению мускульного напряжения. В связи со сказанным упражнения Тай Цзицюань доказали позитивное влияние на здоровье личности.

С одной стороны, в течение тысячелетий метод Тай Цзицюань выступал в качестве средства обретения здоровья, молодости и долголетия. С другой стороны, занятия Тай Цзицюань могут содействовать достижению психологического здоровья и преодолению психологических трудностей, психоэмоциональных состояний, таких как тревога, беспокойство, враждебность и гнев, агрессивность.

Психологическое влияние на эмоциональное состояние педагогов. Исследования, проведенные на основе многолетней практики использования гимнастики Тай Цзицюань на Востоке, доказали, что она вызывает эмоциональную стабильность, повышает позитивные эмоции, снижает тревожность, эмоциональную нестабильность, повышает силу воли, эмоциональную устойчивость [4], в связи с тем, что состояние релаксации и естественности в процессе практики Тай Цзицюань позволяет части коры головного мозга войти в защитное тормозное состояние и отдохнуть. Тай Цзицюань также называют упражнением в медитации, которое играет большую роль. Медитация - это тип упражнений по тренировке концентрации внимания, прямое самовлияние на психическое состояние, на мысли и чувства [5]. Поскольку в процессе практики Тай Цзицюань люди должны сосредоточиться на действии под контролем сознания и устранить вмешательство других мыслей, это помогает восстановить эмоциональное равновесие, снять психическое напряжение, стрессовое состояние.

Раскрывая психологическое и физиологическое влияние техники китайского Тай Цзицюань, необходимо отметить его как средство повышения эмоциональной устойчивости у будущих педагогов. Нами была выполнена опытно-экспериментальная работа, чтобы обосновать возможности использования техники Тай Цзицюань с целью повышения эмоциональной устойчивости будущих педагогов. Экспериментальная работа по формированию эмоциональной устойчивости студентов педагогического вуза проводилась на факультете дошкольного и начального образования АГПУ, что дает положительные результаты.

20 человек утвердились в правильном решении участия в опытно-экспериментальной работе. Перед тем, как приступить к экспериментальной работе, мы определили методики, использованные в экспериментальной работе, на основе понимания сущности эмоциональной устойчивости, а также на базе используемых методов диагностики эмоциональной устойчивости в литературе для оценки степени ее развития у студентов, которые в будущем станут педагогами.

В этом эксперименте анкета используется для определения навыков саморегуляции эмоционального состояния. Методика наблюдения используется для исследования эмоционального состояния студентов в стрессовой ситуации. Со-

гласно опроснику нервно-психического стресса, метод самооценки используется для определения уровня эмоционального состояния в напряженной обстановке. Методика«Определе ние эмоциональности» В.В. Суворова, методика «Эмоциональная возбудимость-уравновешенность» Б.Н. Смирнова и методика диагностики эмоциональной устойчивости (по В.М. Русалову) используются для определения уровня невротизма. Мы проанализировали результаты экспериментальной работы с использованием данных методик.

детельствющие об изменениях в способности управлять своим эмоциональным состоянием.

Рис.1. Результаты исследования по методике диагностики эмоциональной устоПчивостидо «.Н. Руселове ««Сосеавлено а«торам«»]

Результаты эксперимента по методике диагностики эмоциональной устойчивости (по В.Н. Русалову) следующие. Из 20 педагогов, которые принимали непосредственное участие в данной методике, все отнеслись к выполнению задания с заинтересованностью. 7 человек из 20 набрали по 28 баллов, что соответствует показателю средней эмоциональности, они стараются конструктивно решать конфликтные ситуации, не обижаются по пустякам, иногда присутствует волнение при выполнении определенных заданий, стараются найти единомышленников, которые поддержат в трудную минуту.

5 человек получили по 37 баллов, что соответствует высокой степени эмоциональности, возможно, это было связано с волнением, внутренними переживаниями; легко могут обидеться на близких им людей, нуждаются в окружающих, которые смогли бы их поддержать; плаксивы, неуравновешенны, конфликтны, испытывают волнение, когда им приходится выяснять отношения с друзьями и коллегами. 8 человек и получили 19 баллов, показав тем самым, что они менее эмоциональны,.

Проведение данного исследования и получение результатов явилось подтверждением необходимости организации работы по развитию у будущих педагогов эмоциональной устойчивости. Студенты в экспериментальной группе выполняли ежедневные комплексы упражнений Тай Цзицюань. Вначале обучающимся напомнили основные факторы Тай Цзицюань, которыми являются психика (гармония разума), гармония дыхания и баланс организма тела.

Тай Цзицюань в Китае считается упражнениями, объединяющими разум и тело. Практика Тай Цзицюань побуждает людей возвращаться к внутреннему миру и осматривать себя. Фактор психики - это, прежде всего, тренировка концентрации разума. В процессе практики нужно заставить себя постепенно останавливать любое движение мысли, тушить все настроения и желания, успокаиваться, чтобы мозг пришел в состояние пустоты и легкости духа. Таким образом, под контролем сознания, устраняя вмешательство других мыслей в мозг, студенты сосредоточены на движениях Тай Цзицюань, что способствует повышению концентрации разума и улучшению нервной системы. Когда студенты практикуют Тай Цзицюань, положение тела должно быть гармоничным - максимально расслабленным, но в то же время с сохранением правильного позиции Тай Цзицю-ань. Потому что это можно привести в гармонию Ци и кровь и развивать биологические способности к саморегулированию. Выполняя это упражнение, не следует сгибать спину, это улучшает баланс организма тела, укрепляет гибкость сустава и мускулы. Итак, практика Тай Цзицюань называется упражнением объединения ума и тела.

В ходе практики нужно отрегулировать ритмичное и гармоничное дыхание, которое помогает раскрыть каналы, чтобы Ци правильно текла в теле. Правильное дыхание позволяет снять раздражительное настроение. Студенты экспериментальной группы могут использовать разные типы дыхательных методов, например, глубокое дыхание, естественное и брюшное дыхание.

Студентам сообщалось, что главный принцип Тай Цзицюань следующий: делая упражнения, требуется духовное расслабление и регулировка своего дыхания. Движения от начала до конца должны быть постоянными, а глаза должны двигаться вместе с движениями верхних конечностей, тела и нижних конечностей. Особое внимание уделяется разуму, который может направлять движение. Это нужно для того, чтобы усилить регуляцию мозга. Студенты группы самостоятельно практиковали тТай Цзицюань с помощью видеообучения из-за карантина, проводили самонаблюдения эмоционального состояния и записали результаты.

В результате реализации программы формирования эмоциональной устойчивости с помощью техники упражнений Тай Цзицюань ученики экспериментальной группы достигли положительного уровня. Ниже представлены цифры, сви-

Рис. 2. Результаты исследования эмоциональности по методике «0 пределениеэмоциональности» В.В. Суворовой (до и после реализации программы) [«Свсеавсунт ротовое»]

С 8 человек до 12 человек изаломли еваваиь иимкио эмоциональной устойчивости. Это говорит о том, что они стали более уверенны в себе, стрессоустойчивы и эмоционально уравновешенны. Изменения показателей по методике «Определение эмоциональности» В.В. Суворовой изменились в лучшую сеоридуттоевоиа но с эмоциональным фоном и ощущениями педагогов после фо«мирующей работы, так как в процессе управления процессом формирования эмоциональной устойчивости педагогов всегда создается благоприятная, доброжелательная и положительная атмосфера для улучшения показателей по выбранному критерию. Результаты повторной диагностики по опроснику «Эмоциональная возбудимость (по Б.Н. Смирнову) отображены на диаграмме:

Рис. 3. Результаты повторной диагностики по методике «эмоциональная возбудимость» по Б.Н. Смирнову (до возб - шкала возбудимости; до урав - шкала уравновешенности; после возб - шкала возбудимости; после урав - шкала уравновешенности) [«Составлено авторами»]

Из 20 испытуемых высокой возбудимостью обладали 3 человека (15%) поскольку их волнует чувство, что они хуже других, 7 человек (35%) обладают средней возбудимостью, это связано с тем, что бывают подъем и спад настроения, 10 человек (50%) имеют низкую возбудимость, что связано с мыслями о том, чтобы о них не узнали другие люди.

По шкале уравновешенности такие результаты: 11 человек (55%) - уравновешенны в своем состоянии, а 9 человек (45%) обладают неуравновешенностью, что свидетельствует о привычках, от которых следовало бы избавиться, о том, что легко рассердить человека, о перенапряжениях и эмоциональной усталости.

■ ньи гжии ■ средний ■ ми1»:ии

Рис. 4. Результаты повторной диагностики по методике «Диагностики эмоциональной устойчивости» по В.М. Русалову [«Составлено авторами»]

Результаты эксперимента по методике диагностики эмоциональной устойчивости (по В.Н. Русалову) следующие. Из 20 педагогов, которые принимали непосредственное участие в данной методике, все отнеслись к выполнению задания с заинтересованностью.

4 человека (20%) из 20 набрали по 28 баллов, что соответствует показателю средней эмоциональности, 5 человек (25%) получили по 37 баллов, что говорит о высокой эмоциональности, возможно, это было связано с волнением, внутренними переживаниями, и 11 (55%) человек набрали 20 баллов, что говорит о том, что они менее эмоциональны.

Таким образом, наблюдается положительная динамика по всем компонентам эмоциональной устойчивости, что свидетельствует о том, что проводимая нами работа в рамках разработанного проекта является эффективной.

Библиографический список

Техника упражнений Тай Цзицюань способствует укреплению нервной системы, релаксации, повышению устойчивости к стрессам, снижению уровня страха, гармонизации внутреннего эмоционального состояния личности. Поэтому Тай Цзицюань может занять достойное место в подготовке педагогов, психологов, людей, готовящихся к профессиям с повышенным уровнем стресса, и помочь будущим профессионалам сформировать способность управлять своим эмоциональным состоянием, быть эмоционально устойчивыми, легко адаптироваться к стрессовым жизненным и профессиональным факторам.

1. Писаренко В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека. Психологический журнал. 1986; Т. 7, № 5: 62 - 72.

2. Tait M. Resilience as a contributor to Novice teacher success, commitment and Retention. Teacher Education Quarterly. 2008; № 35 (4): 57 - 75.

3. Panter-Brick C., Leckman, J.F., Editorial Commentary: Resilience in child development - interconnected pathways to wellbeing. J Child PsycholPsychiatr. 2013; № 54: 333 - 336.

4. Wang C., Bannuru R., Ramel J., Kupelnick B., Scott T. & Schmid C.H. Tai Chi on psychological well-being: systematic review and meta-analysis. BMC complementary and alternative medicine. 2010. Available at: https://doi.org/10.1186/1472-6882-10-23

5. Гаваа Л. Тай-цзи-чжуань, ци-гун, самомассаж: (Лечебно-оздоровительные упражнения в традициях восточной медицины). Элиста: Калмыкское книжное издательство, 1991.

References

1. Pisarenko V.M. Rol' psihiki v obespechenii 'emocional'noj ustojchivosti cheloveka. Psihologicheskij zhurnal. 1986; T. 7, № 5: 62 - 72.

2. Tait M. Resilience as a contributor to Novice teacher success, commitment and Retention. Teacher Education Quarterly. 2008; № 35 (4): 57 - 75.

3. Panter-Brick C., Leckman, J.F., Editorial Commentary: Resilience in child development - interconnected pathways to wellbeing. J Child Psychol Psychiatr. 2013; № 54: 333 - 336.

4. Wang C., Bannuru R., Ramel J., Kupelnick B., Scott T. & Schmid C.H. Tai Chi on psychological well-being: systematic review and meta-analysis. BMC complementary and alternative medicine. 2010. Available at: https://doi.org/10.1186/1472-6882-10-23

5. Gavaa L. Taj-czi-chzhuan', ci-gun, samomassazh: (Lechebno-ozdorovitel'nye uprazhneniya v tradiciyah vostochnojmediciny). 'Elista: Kalmykskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1991.

Статья поступила в редакцию 02.02.21

УДК 378.1:371.3

Yarovikova V.A., Cand. of Sciences (History), senior teacher, Polzunov Altai State Technical University (Barnaul, Russia), E-mail: yarovicova.vica@mail.ru

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS FOR PUPILS IN POLZUNOV ALTAI STATE TECHNICAL UNIVERSITY. In the current conditions of reforming the educational process, all possible options for introducing additional educational programs, involving interested schoolchildren in non-standard ways of knowing, learning, and implementing their ideas are being considered. Today the institution of supplementary education is an important element in the comprehensive development of children. The work of the university with children in the framework of natural science and technical education of schoolchildren is actively discussed. The article presents the experience of implementing additional educational programs for schoolchildren in Polzunov Altai State Technical University as part of the promising direction of the university's work in the field of recruiting worthy future students, as well as promoting engineering professions and engineering education for schoolchildren.

Key words: educational programs, schoolchildren, continuing education, higher education, development.

В.А. Яровикова, канд. ист. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова», г. Барнаул,

E-mail: yarovicova.vica@mail.ru

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ В АЛТГТУ ИМ. И.И. ПОЛЗУНОВА

В современных условиях реформирования образовательного процесса рассматриваются все возможные варианты внедрения дополнительных образовательных программ, привлечения заинтересованных школьников к нестандартным способам познания, обучения, воплощения своих идей. Сегодня институт дополнительного образования является важным элементом всестороннего развития детей. Активно обсуждается работа вуза с детьми в рамках естественнонаучного и технического образования школьников. В статье представлен опыт реализации дополнительных образовательных программ для школьников в АлтГТУ имени И.И. Ползунова в рамках перспективного направления работы университета в сфере набора достойных абитуриентов, а также пропаганды инженерных профессий и инженерного образования школьников.

Ключевые слова: образовательные программы, школьники, непрерывное образование, высшее учебное заведение, развитие.

Образовательная парадигма - это не статическая дефиниция, застывшая во времени, а постоянно развивающаяся модель научной деятельности, находящаяся в прямой зависимости от стремительного жизненного потока, потребностей и задач современности [1, с. 67]. Сегодня непрерывный рост образовательного потенциала личности в течение всей жизни, развитие и совершенствование надпрофессиональных навыков, так называемая концепция «lifelong learning» становится гарантом благополучного будущего [2]. В этой связи система дополнительного образования занимает важное место в образовательной вертикали, сопровождает нас на протяжении всей жизни, обеспечивает нашу конкурентоспособность и является одним из приоритетных механизмов саморазвития. Вместе с тем стоит подчеркнуть, что система дополнительного образования, как динамически развивающаяся структура, постоянно обогащается новыми технологиями, формами и методами обучения, адаптивными практико-ориентированными и гибкими образовательными программами, разработанными под разные целевые аудитории [3].

Изучением механизмов обновления содержания дополнительного образования, особенностей участия в допобразовании различных групп активно занимаются учёные-исследователи Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ: Косарецкий С.П, Гошин М.Е., Беликов А.А.,

Жулябина Н.М., Кудрявцева М.А., Максимова А.С., Петлин А.В., Поплавская А.А. и др. Вопросы внедрения и адаптации новых форм и методов в системе непрерывного образования являются актуальными для всех образовательных центров, реализующих программы дополнительного обучения детей.

В рамках данной статьи хотелось бы рассказать об образовательных траекториях, ориентированных на учащихся средних общеобразовательных учреждений и реализуемых на факультете довузовской подготовки АлтГТУ имени И.И. Ползунова в контексте дополнительного образования.

В 2019 - 2020 учебном году мы апробировали на обучающихся 7 -10 классов МБОУ «СОШ № 53» г Барнаула краткосрочные практико-ориентиро-ванные образовательные программы: «Теория решения изобретательских задач», «Основы предпринимательской деятельности», «Академический рисунок», «Ж-моделирование». Проведение данных занятий способствовало профессиональному и личностному развитию школьников, стимулировало ребят к занятию научно-исследовательской деятельностью. Только на отборочный этап VII межрегионального конкурса «Инженерный приговор-2020» обучающиеся МБОУ «СОШ № 53» представили 8 инженерных проектов.

В 2020 - 2021 учебном году на базе этой же школы для 8, 9, 10 классов был проведён факультатив по программированию. Программа рассчитана на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.