Научная статья на тему 'Опыт реализации дисциплины «Физическая культура» в вузах г. Екатеринбурга'

Опыт реализации дисциплины «Физическая культура» в вузах г. Екатеринбурга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PHYSICAL TRAINING / SELF-GOVERNMENT / HEALTH / INFORMATIONAL TECHNOLOGIES / COGNITIVE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ямалетдинова Галина Александровна, Рапопорт Леонид Аронович

Статья посвящена изучению проблем реализации Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Физическая культура» в вузах г. Екатеринбурга. Выявлен комплекс условий их устранения для оптимизации содержания и составления программы по рассматриваемой дисциплине в Уральском федеральном округе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ямалетдинова Галина Александровна, Рапопорт Леонид Аронович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации дисциплины «Физическая культура» в вузах г. Екатеринбурга»

РЕАЛИЗАЦИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

СТАНДАРТОВ

УДК 37

Г. А. Ямалетдинова,

Л. А. Рапопорт

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВУЗАХ г. ЕКАТЕРИНБУРГА

Статья посвящена изучению проблем реализации Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Физическая культура» в вузах г. Екатеринбурга. Выявлен комплекс условий их устранения для оптимизации содержания и составления программы по рассматриваемой дисциплине в Уральском федеральном округе.

Ключевые слова: физическая культура, самоуправление, здоровье, информационные технологии, познавательная деятельность.

The article devotes to problems in sphere of realization of State educational standard on the discipline «Physical training» at higher education institutions from Ekaterinburg. It was revealed a condition complex for content optimization and subject educational program organization in the Ural Federal District.

Key words: physical training, self-government, health, informational technologies, cognitive work.

Система образования не может рассматриваться вне контекста здоровья субъектов образовательного процесса. Цели и задачи образования должны соизмеряться с психолого-педагогическими и физиологическими закономерностями учебно-познавательной деятельности, психофизическими возможностями обучающихся [1]. Однако российская государственная система образования и физического воспитания еще не отвечает современным требованиям гуманистических целей и интересов общества. На протяжении двух последних десятилетий в стране сложилась неблагоприятная ситуация в сфере охраны и укрепления здоровья детей и студенческой молодежи.

Целью проведенного нами исследования было изучение проблем реализации Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Физическая культура» в вузах г. Екатеринбурга и выявление способов их устранения для оптимизации содержания и организации программы по названной дисциплине в Уральском федеральном округе.

В исследовании использовалась совокупность методов - теоретических (сравнительно-сопоставительного, системного, логического анализа психоло-го-педагогической, методической литературы, изучения и обобщения педагогического опыта) и эмпирических (обсервационных, социологических, прак-симетрических, качественного и количественного анализа полученной информации с применением методов математической статистики).

На основе анализа мнений преподавателей о проблемах реализации дисциплины «Физическая культура» были определены ключевые направления разработки структуры и содержания условий, предполагающих использование информационных технологий, способствующих созданию, выполнению и коррекции индивидуальных проектов здорового стиля жизни и обеспечивающих формирование у студентов умений самоуправления познавательной деятельностью в области физкультурно-оздоровительной, профессиональной и спортивной направленности.

Анкета для преподавателей включала 9 тематических блоков и 68 вопросов. Отдельный блок вопросов был предназначен специально для заведующих кафедрами. Осуществлялся анализ данных по г. Екатеринбургу в целом, по типам и профилю вузов, по каждому вузу в отдельности. Были опрошены представители профессорско-преподавательского состава семнадцати вузов, из них четырех негосударственных. Всего в опросе приняли участие 136 человек, в том числе 13 заведующих кафедрами.

Вопросы первого блока анкеты позволили обнаружить динамику уровня физического здоровья студентов различных вузов. Большинство опрошенных (105 чел., или 77,21%) заявили, что уровень физической подготовленности абитуриентов, поступающих в вузы г. Екатеринбурга, за последние 5 лет снижается. При этом было подчеркнуто, что низкое состояние здоровья и физической подготовленности студентов усугубляется к моменту окончания профессионального обучения и не зависит от типа и профиля вуза.

С помощью вопросов второго блока анкеты изучались материальные условия реализации учебного предмета в вузах нашего города. Подавляющее большинство из них (82,7%) имеют в собственности физкультурноспортивные сооружения общей площадью 57 237,80 кв. м, среди них 23 плоскостных спортивных сооружения, 40 спортивных залов, 8 игровых спорткомплексов и один манеж (УГТУ - УПИ). Однако этого явно недостаточно для реализации Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Физическая культура» [3]. Наиболее полно обеспечены спортивными сооружениями технические вузы (Уральский государственный политехнический университет - УПИ, Уральская государственная лесотехническая академия, Уральская государственная горно-геологическая академия и Уральское государственное училище пожарной службы).

Третий блок вопросов характеризовал состав научно-педагогичес-ких кадров кафедр физической культуры (рис. 1). Со студентами семнадцати вузов учебно-тренировочные занятия проводят 277 преподавателей. Уровень их спортивной квалификации представлен следующим образом: 1 заслуженный мастер спорта, 15 мастеров спорта международного клас-

са, 63 мастера спорта и 5 заслуженных тренеров России. Опрос заведующих кафедрами выявил преобладание среднего уровня квалификации профессорско-преподавательского состава в большинстве вузов гуманитарного профиля, что, по нашему мнению, затрудняет повышение качества занятий физической культурой.

140'

120'

100'

80

60

40

20'

129

37

43

57

Доктор Кандидат Профессор

наук наук

Доцент Старший Преподаватель преподаватель

Рис. 1. Уровень научно-педагогической квалификации преподавателей физической культуры вузов г. Екатеринбурга

Результаты исследования четвертого блока показали, что только в четырех вузах (33,65%) г. Екатеринбурга осуществляется обучение дисциплине «Физическая культура» в установленном объеме (408 аудиторных часов на протяжении четырех лет обучения). Мы полагаем, что решение данной проблемы зависит от того, в какой степени руководство вузов осознает значимость дисциплины «Физическая культура» в жизни студентов и их будущей профессиональной деятельности, а также способствует внедрению инноваций в сфере данной дисциплины. При этом больше половины экспертов указали на сохранение автономии вуза при разработке региональной составляющей программ по дисциплине «Физическая культура».

Анализ ответов на вопросы пятого и шестого блоков обнаружил проблемы соотношения и усвоения теоретического и практического разделов в учебном процессе дисциплины «Физическая культура». Согласно выводам экспертов, лишь 12,75% студентов легко овладевают материалом учебной программы. У большинства студентов (53,7%) возникают отдельные сложности при освоении теоретического материала. Косвенно это свидетельствует о низком уровне заинтересованности в дисциплине «Физическая культура».

Как показали результаты анализа экспертизы, наиболее привлекательными для студентов являются знания о нетрадиционных видах спор-

та, методах оздоровления, диагностики своего здоровья и физического состояния. Вызывает озабоченность то, что они не желают заниматься базовыми видами спорта (лыжными гонками - 10,65%, легкой атлетикой -20,72% и даже плаванием - 35,65%), предпочитая им спортивные игры, современные виды аэробики, атлетическую гимнастику, нетрадиционные и экстремальные спортивные системы.

Одним из перспективных направлений активизации познавательной деятельности студентов в сфере физической культуры является использование активных методов обучения, в том числе информационных технологий [1, 4, 5]. По мнению экспертов, в лекционный и методический курсы наиболее целесообразно внедрять методы проектов, деловые игры и анализ конкретных ситуаций, которые способствуют формированию у студентов умений управлять своей познавательной деятельностью с целью поддержания здоровья во взаимосвязи с будущей специальностью.

Анализ вопросов шестого блока показал, что лишь в 14,3% вузов помимо учебно-тренировочных проходят и методико-практические занятия, причем 35,8% из них используют авторские программы. Отсутствие мето-дико-практических занятий в большинстве вузов свидетельствуют о низком методическом уровне знаний и умений студентов, а также о невыполнении требований Государственного образовательного стандарта. Так, только 5 экспертов (3,68%) подтверждают, что студенты их вуза владеют методиками самодиагностики здоровья, и 8 экспертов (5,88%) - что студенты умеют проектировать программы здорового стиля жизни.

Большинство экспертов (91,10%) рассматривают информационные технологии, используемые в процессе физического воспитания, как фактор активизации учебно-познавательной деятельности студентов. При этом наиболее значимыми для студентов всех вузов признаны такие цели, как разработка индивидуальной программы здорового стиля жизни (72,03%) и коррекция здоровья (60,67%), а для студентов технических вузов - составление тренировочной программы в избранном виде спорта с учетом функциональных возможностей (75,36%). Отметим, что рассматриваемые выше задачи невозможно осуществить без диагностики своего здоровья [ 1, 4].

В седьмом блоке представлены данные по контрольному разделу, которые характеризуют возможности физической подготовленности студентов выполнять нормативы обязательных двигательных тестов. Анализ данных выявил, что 80,93% экспертов считают оценку результатов обязательных двигательных тестов неадекватной физическому развитию и подготовленности студентов вузов. Так, абитуриенты высших учебных заведений г. Екатеринбурга, не соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта по показателям, характеризующим выносливость (бег 3000 м, 2000 м), - 74,26%; силу (подтягивание) -60,00%; быстроту (бег 100 м) - 58,00%. Аналогичная тенденция наблюдается у первокурсников к концу учебного года (рис. 2), причем наименьший процент выполнения нормативов зафиксирован у студентов гуманитарного профиля.

Мы сочли необходимым уточнить, в каких вузах составлены тесты с учетом направлений и специальностей высшего профессионального образования. По словам 38,59% экспертов, в их вузах тесты по профессио-нально-прикладной физической подставке - ППФП разработаны; 61,41% указали, что такие тесты отсутствуют. Зная особенности организации дисциплины «Физическая культура» в вузах г. Екатеринбурга, а также основываясь на своем научно-педагогическом опыте, мы можем утверждать, что только в четырех вузах (Уральской академии государственной службы, Уральском государственном политехническом университете - УПИ, Уральской государственной горно-геологической академии и Уральском государственном училище пожарной службы) наиболее полно реализуются программы по ППФП. Однако реальная система физического воспитания не обеспечивает в полной мере психофизической готовности выпускников вузов к жизнедеятельности и профессиональной активности. Следовательно, необходима разработка ППФП к конкретной профессии [2].

Отметим, что, в соответствии с результатами опроса, значительное количество преподавателей (65,95%) не согласны с содержанием и критериями двигательных тестов Государственного образовательного стандарта.

Юноши

Девушки

Подтягивание 53,33 %

Бег 100 м 42,49%

Бег 3000 м 70,05%

Поднимание

туловища

21,56%

Бег 100 м 57,36%

Бег 2000 м 65,37%

Рис. 2. Количество первокурсников г. Екатеринбурга, не способных выполнить нормативы контрольных тестов к концу учебного года

Перечислим условия устранения проблем реализации Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Физическая культура», выявленные в ходе проведения социологического исследования:

1. Приведение в соответствие с лицензионными требованиями материально-технического обеспечения учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в вузах г. Екатеринбурга. Отсутствие или неудовлетворительное состояние материально-технической базы снижает качество проведения учебно-тренировочных занятий.

2. Создание действенной системы повышения и переподготовки тренерского и профессорско-преподавательского состава кафедр физического воспитания.

3. Разработка унифицированной оценки выполнения образовательными учреждениями высшего профессионального образования требова-

ний Государственного образовательного стандарта по различным разделам программы «Физическая культура». Отсутствие действенного контроля со стороны Агентства уполномоченных структур по надзору в области образования снижает качественную подготовку конкурентоспособных специалистов в высших учебных заведениях.

4. Коррекция содержания Государственного образовательного стандарта, направленного на создание у студентов осознанной мотивации сохранения здоровья и способности управления здоровым стилем жизни; необходимость коррекции объясняется низким уровнем состояния здоровья и физической подготовленности студентов к окончанию профессионального обучения в вузе.

5. Формирование у студентов мотивации к самостоятельным занятиям двигательной активностью, которая обеспечивается созданием условий для реализации современных систем физических упражнений, а также предоставлением им права выбора на практических занятиях вида спорта в соответствии с их возможностями и желаниями.

6. Широкое использование активных методов обучения, а также информационных технологий, направленных на формирование у студентов навыков самоуправления учебно-познавательной деятельностью в сфере физической культуры и повышение существующего низкого теоретического и методического уровня соответствующих знаний и умений, выработку у поступающих в высшие учебные заведения способности осуществлять самодиагностику здоровья и специальной физической подготовленности.

Литература

1. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2001. 192 с.

2. Макеева В. С., Махов С. Ю. Профессионально-личностная подготовка студента в экстремальных условиях деятельности / / Физ. воспитание и спортив. совершенствование студентов. Соврем, инновац. технологии: коллектив, науч. моногр. / под. ред. Р. Т. Раевского. Орел: Наука и техника, 2008. С. 194-198.

3. Рапопорт Л. А. Перспективы развития студенческого спорта в университетах России: моногр. Екатеринбург: УГТУ- УПИ, 2004. 356 с.

4. Федоров А. И. Информационные технологии в образовании: те-оретико-методологические и социокультурные аспекты: моногр. Челябинск: УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2004. 234 с.

5. Хозяинов Г. И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения. М.: Физ. культура, 2006. 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.