Научная статья на тему 'Опыт развития туризма северных территорий Канады и возможности его использования в России'

Опыт развития туризма северных территорий Канады и возможности его использования в России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
226
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / NORTH OF CANADA / РОССИЯ / RUSSIA / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / INDIGENOUS PEOPLES / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / HISTORICAL EXPERIENCE / САМОУПРАВЛЕНИЕ / SELF-MANAGEMENT / КООПЕРАТИВЫ / COOPERATIVES / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / СЕВЕР / КАНАДА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тотонова Елена Егоровна

В настоящее время в стратегии развития Севера Канады туризм рассматривается не только как источник дохода местного населения, но и как способ рационального и бережного использования северной природы. Цель. Анализ исторического опыта развития северных территорий Канады начиная со второй половины XX в., когда началось быстрое освоение северных территорий, приведшее к экономическому развитию и росту туризма. Задачи. Изучение и обобщение исторического опыта развития туризма северных территорий Канады, определение возможности его использования в России. Методология. Исследование развития туризма Севера Канады базируется на комплексном подходе, включающем анализ природных и социальных факторов, влияющих на развитие экономики северных территорий и изменяющихся в процессе освоения Севера. Результаты. В истории развития туриндустрии северных территорий можно выделить три основных этапа, различающихся как масштабами, так и по специфике территориальной организации, связанной с направлениями освоения Севера и государственного регулирования. Выводы. На начальном этапе развития северные туристские районы находятся под доминирующим воздействием природных факторов и лишь по мере роста освоенности (в первую очередь транспортной) на первый план выходят экономические факторы. Особенностью современного этапа развития туристской индустрии Севера Канады является формирование новых сетевых форм организации туристского бизнеса и институтов развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism Development in the Northern Regions of Canada and Its Application in Russia

The current strategy of tourism development in the Canadian North is seen not only as a source of income for the local inhabitants but also as a rational and careful use of nature and the environment. Aim. The objective is to study the historical experience of tourism development in the northern regions of Canada during the second half of the 20th century, as this period represents a rapid development of the area, which resulted in the growth of the economy and tourism. Tasks. The tasks are to study and interpret the history of tourism development in Canada and to possibly apply the Canadian experience in Russia. Methodology. The study of tourism development in the north of Canada is based on an integrated approach involving an analysis of natural and social factors that affect and change the economic development of northern regions. Results. The history of the development of the tourism industry in northern regions can be subdivided into three main stages, which differ both in the scale and specifics of the organization of the area. Furthermore, they are associated with the directional development of the north and government regulations. Conclusions. At the initial stage of development, the northern tourism areas are under the dominant influence of natural factors; however, later, with the development of infrastructure (primarily transport), economic factors come to the fore. The current stage of tourism industry development in the north of Canada is the formation of new forms of tourist business chains and development institutions.

Текст научной работы на тему «Опыт развития туризма северных территорий Канады и возможности его использования в России»

Опыт развития туризма северных территорий Канады и возможности его использования в России*

Tourism Development in the Northern Regions of Canada and Its Application in Russia

УДК 338.48(71)

CD К X

J

<

m

Тотонова Елена Егоровна

доцент Северо-Восточного федерального университета (г Якутск), кандидат географических наук 677000, г Якутск, пр. Ленина, д. 1

Totonova Elena Egorovna

North-Eastern Federal University (Yakutsk) Lenina Ave 1, Yakutsk, Russian Federation, 677000

В настоящее время в стратегии развития Севера Канады туризм рассматривается не только как источник дохода местного населения, но и как способ рационального и бережного использования северной природы.

Цель. Анализ исторического опыта развития северных территорий Канады начиная со второй половины XX в., когда началось быстрое освоение северных территорий, приведшее к экономическому развитию и росту туризма.

Задачи. Изучение и обобщение исторического опыта развития туризма северных территорий Канады, определение возможности его использования в России.

Методология. Исследование развития туризма Севера Канады базируется на комплексном подходе, включающем анализ природных и социальных факторов, влияющих на развитие экономики северных территорий и изменяющихся в процессе освоения Севера.

Результаты. В истории развития туриндустрии северных территорий можно выделить три основных этапа, различающихся как масштабами, так и по специфике территориальной организации, связанной с направлениями освоения Севера и государственного регулирования.

Выводы. На начальном этапе развития северные туристские районы находятся под доминирующим воздействием природных факторов и лишь по мере роста освоенности (в первую очередь транспортной) на первый план выходят экономические факторы. Особенностью современного этапа развития туристской индустрии Севера Канады является формирование новых сетевых форм организации туристского бизнеса и институтов развития.

Ключевые слова: туризм, Север, Канада, Россия, коренные народы, исторический опыт, самоуправление, кооперативы, развитие

The current strategy of tourism development in the Canadian North is seen not only as a source of income for the local inhabitants but also as a rational and careful use of nature and the environment.

Aim. The objective is to study the historical experience of tourism development in the northern regions of Canada during the second half of the 20th century, as

this period represents a rapid development of the area, which resulted in the growth of the economy and tourism.

Tasks. The tasks are to study and interpret the history of tourism development in Canada and to possibly apply the Canadian experience in Russia.

Methodology. The study of tourism development in the north of Canada is based on an integrated approach involving an analysis of natural and social factors that affect and change the economic development of northern regions.

Results. The history of the development of the tourism industry in northern regions can be subdivided into three main stages, which differ both in the scale and specifics of the organization of the area. Furthermore, they are associated with the directional development of the north and government regulations.

Conclusions. At the initial stage of development, the northern tourism areas are under the dominant influence of natural factors; however, later, with the development of infrastructure (primarily transport), economic factors come to the fore. The current stage of tourism industry development in the north of Canada is the formation of new forms of tourist business chains and development institutions.

Keywords: tourism, north of Canada, Russia, indigenous peoples, historical experience, self-management, cooperatives, development

Развитие туризма является важной частью экономики стран зарубежного Севера. Его региональный потенциал зависит от привлекательности территории, уровня экономического развития страны, инфраструктуры, особенностей национального характера, законодательной базы и др. [1]. В этой связи для России интересен опыт развития туризма северных территорий Канады как одной из высокоразвитых стран с развитой туристской отраслью. На мировом туристском рынке Канада выделяется как страна, предлагающая природные виды туризма (экологический, экстремальный и др.), чему способствует огромная территория с разнообразными природно-рекреационными ресурсами. Природные ресурсы страны относительно слабо освоены, и, как образно выразился бывший премьер-министр страны У. М. Кинг, «у нас слишком много географии и слишком мало истории» [2].

По объему производимого валового продукта туризм в Канаде находится на 11-м месте, ненамного уступая таким секторам экономики, как сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство и коммунальное хозяйство. Объем внутреннего туристского дохода составляет 66 млрд долл., а 16 млрд долл. приходится на въездной туризм. Туриндустрия обеспечивает работой 619 000 человек. Внутренний рынок туризма в Канаде является самым крупным сектором, который обеспечивает 88% всех туристских доходов

о

Работа подготовлена в рамках проекта РНФ № 15-18-20047 «Онтология ландшафта: семантика, семиотика и географическое моделирование».

^ (2012 г.). По данным 2012 г., объем доходов от вну-

1 треннего туризма Канады вырос на 39% по сравнению § с 2003 г. [3]. Примерно 68% канадцев предпочитают ш путешествовать по своей стране.

сг

^ Опыт исследования развития туризма на Севере

2 Тема изучения Севера Канады недостаточно отражена ° в российской науке. Большинство исследований носят

0 фрагментарный характер, а специфические проблемы го северных территорий Канады рассматриваются в об-^ щем контексте социально-экономического развития. =т В разработке методологических вопросов изуче-т ния и использования исторического опыта в качестве

1 объекта исследования рассматриваются все сферы ш общества одного конкретного региона. Исследователи,

работающие над освоением территорий, больше вниз мания уделяют локальным историческим процессам, рассматривая исторический опыт как «преемственность знаний и умений поколений». А. Н. Демьяненко определяет «исторический опыт» как категорию с большими эвристическими возможностями, так как она позволяет рассматривать исторический опыт и как процесс воздействия субъекта исторического процесса на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений [4]. Исторический опыт в узком смысле представляет также опыт «освоения» тех или иных регионов в конкретные исторические периоды, когда под освоением в неявной форме подразумевают развитие общества в пределах достаточного крупного и целостного в природном, социально-экономическом и этническом отношении региона.

Анализируя исторический опыт развития туризма северных территорий Канады, мы использовали изучение и обобщение освоения и развития Севера со второй половины XX в., когда начинается усиленное освоение северных территорий и развитие туризма. Это позволило выявить степень воздействия на освоение Севера развития государственной поддержки, экономики и туризма, а также выделить три этапа развития туризма. Данная периодизация не связана с периодизацией развития экономики Канады, так как специфические условия развития северных территорий диктуют автономный и существенно отличающийся от южных регионов характер социально-экономического развития.

В истории развития туристской индустрии северных территорий можно выделить три основных этапа, различающихся как масштабами, так и по специфике территориальной организации, связанной с направлением освоения Севера и государственного регулирования.

Первый этап — это формирование начального этапа развития туристского рынка, продолжавшийся до рубежа 1960-1970-х гг. Туризм на Севере Канады имел по преимуществу неорганизованный характер, количество фирм, предоставляющих туристические продукты, было крайне невелико, а ассортимент их был чрезвычайно узок. Туристский потенциал канадского Севера долгое время был недоступен по причине отсутствия и крайне слабой заселенности и инфраструктурной обеспеченности территории. В силу этого у нас нет оснований говорить о «северном туризме», как о территориально специализированной подотрасли индустрии туризма (табл. 1).

Поэтому в рамках первого этапа туризм не рассматривался ни как отрасль экономики, ни как самостоятельной объект государственной политики в системе программных мер канадского правительства по развитию Севера. Тем не менее начиная с 1950-х гг.

интенсивное освоение частными фирмами (особенно американскими) минерально-сырьевых ресурсов северных территорий, сопровождавшееся развитием транспортной и энергетической инфраструктуры, привело к формированию комплекса условий, стимулировавшего развитие отдельных видов туристской деятельности (прежде всего, охоты и рыбалки) [5].

К концу рассматриваемого периода относится и формирование первого туристского центра — Доусона на Юконе (в 1966 г. Юкон посетили 63 000 туристов). Его создание не оказало существенного влияния на развитие местной экономики, но подтвердило принципиальную возможность создания экономических центров, специализировавшихся на туристской деятельности.

Второй этап — развитие туристского рынка и переходный период к современному этапу в 19701990-е гг. Его рубежом является быстрый рост промышленного освоения Дальнего Севера при активной государственной поддержке. При этом особое внимание уделяется разработке единой национальной стратегии развития Севера (табл. 1).

В 1970-е гг. туризм был развит только в Юконе. Доусон привлекал туристов не только своими достопримечательностями времен золотой лихорадки, но и удобным транспортным расположением на Аляскинском шоссе. Появляется первая туристская инфраструктура, выпускаются путеводители, происходит зарождение основных видов северного туризма, таких как спортивная охота и рыбалка, экологический, спортивный, культурный. Постепенно туристская индустрия становится второй по важности отраслью экономики Юкона. Так, в 1971 г. количество туристов достигло 180 000 чел., а к 1980 г. — уже 340 000 чел. В 1973 г. объем туристских доходов Юкона составил 25 млн долл., что сопоставимо со стоимостью продукции горнодобывающей промышленности территории за тот же год (146 млн долл.) [6].

В 1968-1980 гг. количество туристов, посещающих Северо-западные территории, увеличилось в 6 раз (с 6000 до 35 000 чел.), а объем туристских расходов в 1973 г. составил 6 млн долл. За 1973-1983 гг. объем государственных расходов Северо-западных территорий по статье «культура и отдых», т. е. на создание инфраструктуры туристской индустрии, вырос в 5 раз — с 3,6 млн до 18 млн долл. [Там же]. Рост масштабов туристской деятельности на канадском Севере сопровождался изменениями в территориальной организации как отрасли, так и экономики северных территорий в целом. Характерной особенностью этого этапа является формирование туристских ареалов на наиболее освоенных территориях, в пределах которых расположены уникальные природные ландшафты, а также формирование специфической туристской зоны вдоль Аляскинского шоссе.

Промышленное освоение вызвало изменение уклада жизни коренных народов и привело к усилению борьбы за свои права, появлению сильных национальных общественных организаций («политическая мобилизация»). В результате на передний план внутри-канадской политики совместно с проблемой охраны природной среды вышли проблемы территориальных и гражданских прав коренного населения.

Третий этап начинается в 2000-е гг. Его отличительными чертами являются формирование сети туристских предприятий канадского Севера, а также изменение акцентов в стратегии освоения и месте отрасли в этом процессе. Основной задачей нынешнего

Таблица 1 т

о

Этапы развития туристской индустрии северных территорий Канады

о

Этапы Государственное регулирование Экономика Институты Направления развития турин-дустрии

Начальный (19601970-е гг.) Госрегулирование региональной диспропорции. Инвестиции в развитие инфраструктуры добывающей промышленности (транспорт, энергетика) Развитие добывающей промышленности на Ближнем Севере. Создание инфраструктуры. Появление первых кооперативов и охраняемых территорий Создание в 1966 г. Министерства по делам индейцев и развития Севера Индивидуальные поездки с целью отдыха, охоты, рыбалки. Появляется первый туристский центр в Доусоне (Юкон)

Переходный (19702000-е гг.) Усиление госрегулирования. Формирование национальной политики освоения Севера. Организация траст-фондов. Проблема охраны природной среды Освоение Дальнего и Крайнего Севера. Формирование очагов горнопромышленной деятельности. Развитие инфраструктуры. Развитие кооперативов и национальных парков. Подготовка местных кадров Создание в 1999 г. Нунавут — автономной территории инуитов. Появление организаций коренных народов. Соглашения о земельном пользовании между коренными народами и промышленными корпорациями Формирование ареалов тур-рынка: индивидуальный туризм и экскурсионный (рекреационный) для развития массового туризма. Создание инфраструктуры рекреационного туризма на Дальнем Севере. Развитие семейного, самодеятельного и спортивного туризма. Создание научной основы туризма

Современный (с 2000 г. по настоящее время) Принятие в 2009 г. Северной стратегии Канады. Концепция устойчивого развития. Постепенная передача управления коренным народам. Поддержка малого и среднего бизнеса Развитие туризма на основе традиционного природопользования. Развитие сети кооперативов и национальных парков. Развитие «смешанной экономики». Развитие партнерства общественных организаций и частных компаний. Подготовка местных кадров Развитие самоуправления коренных народов. Появление туристских ассоциаций коренных народов Использования туристско-рекреационных ресурсов на основе совместного управления. Освоение новых технологий. Разработка новых видов турпродуктов(круизы, культурный туризм). Маркетинговые исследования туристического рынка

Составлено по: www.coop.gc.ca;www.pc.gc.ca; www.statcan;www.ic.gc.ca;www.gov.yk.ca;www.gov.nu.ca;www.gov.nt.ca.

развития Севера является обеспечение устойчивого развития с сохранением традиционного природопользования и с постепенной передачей управления территориями общинам коренных народов, что заложено в Северной стратегии Канады, принятой в 2009 г. В результате происходит увеличение активности организаций коренных народов и развитие их самоуправления. Коренные народы, которыми еще недавно интересовались в основном только этнографы, выступают в качестве самостоятельной экономической и политической силы (табл. 1).

Особенностью современного этапа развития туристской индустрии Севера Канады является формирование новых сетевых форм организации туристского бизнеса и институтов развития. а) Организация кооперативов, в сферу интересов которых входит широкий спектр вопросов, начиная от создания образовательных программ, заканчивая обновлением инфраструктур. Кооперативы становятся альтернативой частным и государственным предприятиям на Севере, объединяя в себе экономическую деятельность и общественное движение. Как экономические агенты, использующие местное самоуправление, они обладают высоким уровнем адаптации к изменяющимся условиям рынка и способствуют социально-экономическому развитию

общины, сокращению бедности, обеспечению занятости.

б) Создание сети национальных парков, ориентированных на удовлетворение быстро растущего спроса на отдых на природе. Удовлетворение данного спроса зависит от качества окружающей среды, так как туристами ценится первозданность природы. Поэтому экологический фактор становится экономической категорией: поддержание перво-зданности природы становится экономически выгодным. Для развития сети национальных парков как ресурса развития северного туризма характерна большая, чем для традиционного туризма, степень вовлечения коренного народа, местных общин, имеющих право владения этими землями.

в) Развитие сети местных органов самоуправления. Общинные органы самоуправления коренных народов созданы по национально-территориальному принципу, деятельность их регламентируется собственными нормативными актами, принятыми с учетом традиций коренных народов и разграничения полномочий с органами государственной власти. Развитие туризма тесно связано с социально-экономическим развитием северных территорий. В это время появляются новые центры экономической деятельности на Севере, способствующие улучшению

^ условий и качества жизни коренных народов. Развитие

1 туризма не только обеспечивает работой, а также § является стимулом для развития частного предпри-ш нимательства коренных народов. Учитывая высокую ^ значимость влияния туризма на развитие северных ^ территорий, основными факторами развития туринду-

2 стрии на Севере становятся квалифицированные ка° дры, предпринимательство, экономические институты.

0 Большое влияние на освоение северных территорий и го туризма оказывают государственное регулирование, ^ экономическое стимулирование со стороны государ-=т ства, а также постепенная передача прав управления т территориями общинам коренных народов. В резуль-

1 тате происходит увеличение активности организаций ш коренных народов и их самоуправления.

2 Использование канадского опыта местных органов самоуправления в Республике Саха (Якутия) Развитие механизма взаимодействия государственных, региональных, муниципальных структур с туристскими предприятиями является наиболее эффективным направлением развития управления туризмом на Севере [7]. Взаимоотношения предприятий туристской индустрии с государственными органами управления туризмом являются основой для совершенствования работы туристских фирм за счет внедрения научных методов планирования их деятельности, формирования системы взаимоотношений туристских предприятий с государственными структурами. Для развития туризма муниципальных образований Республики Саха (Якутия) предложены следующие приоритетные направления [8].

Разработка туристского зонирования как один из методов стратегического анализа территории. Зонирование, проведенное с учетом выделенных природных, социальных, экономических факторов, позволяет планировать развитие определенных видов туризма и сопутствующей туристской инфраструктуры с учетом необходимости природопользования, а также сформировать программы рационального природопользования и охраны окружающей среды. В результате районы разных уровней могут рассматриваться в качестве научной основы формирования террито-риально-дифференцированной стратегии развития туризма Республики Саха. Методы пространственного развития являются достаточно эффективным способом анализа территориальных различий [9].

Создание центров развития туризма, выполняющих функции координационного центра предприятий туриндустрии для повышения эффективности управления туризмом муниципальных образований. Оно должно быть ориентировано, с одной стороны, на выполнение стратегических целей администрации, с другой — на поддержку предпринимателей, представителей бизнеса, местного населения. Задача центров состоит в том, чтобы перейти к управлению всеми организациями, входящими в состав сети северной туриндустрии, ориентированными на качественное обслуживание туристов с использованием современных технологий. Такие центры должны иметь ячеистую структуру, охватывать поселки муниципальных районов, т. е. брать на себя роль координатора по развитию туризма на территории. Кроме того, центр развития туризма может способствовать формированию имиджа муниципалитета и сделать его привлекательным для потенциальных инвесторов. Участие местных властей в таких структурах является свидетельством активного содействия властей бизнесу и поддержки предпринимателей.

Использование инструментов территориального маркетинга. Развитие туристского рынка во многом определяется применением маркетинговых исследований. Для развития туризма в регионе при наличии определенных предпосылок для дальнейшего роста туристической отрасли и при участии заинтересованных операторов туристического рынка возникает необходимость создания комплексной маркетинговой стратегии туристического развития территории. Под маркетинговой стратегией туристического развития территории или развития туристической дестинации понимается система скоординированных мероприятий, направленных на всестороннее ускоренное развитие туризма на отдельной территории посредством инвентаризации и усовершенствования соответствующих туристических продуктов и продвижения их на целевых рынках потенциальным потребителям.

Создание на Севере России конкурентоспособной сферы туристско-рекреационных услуг важно как в чисто хозяйственном плане для диверсификации экономики, которая сильно зависит от сырьевого сектора, для развития северных регионов, не имеющих значительного промышленного потенциала, для социально-культурного развития, а также является одним из способов дифференциации экономики. Задача государства — создание высокоэффективной и конкурентоспособной туриндустрии, обеспечивающей возможности удовлетворения российских и потребителей в разнообразных туристских услугах, а также выработка стратегий туристской деятельности, определение направлений развития. При этом государство обеспечивает отрасль инфраструктурой, необходимой для развития и функционирования туризма, и законодательной базой [8].

В истории развития туриндустрии северных территорий можно выделить три основных этапа, различающихся как масштабами, так и по специфике территориальной организации, связанной с направлениями освоения Севера и государственного регулирования. На начальном этапе развития северные туристские районы находятся под доминирующим воздействием природных факторов, и лишь по мере роста освоенности (в первую очередь транспортной) на первый план выходят экономические факторы. Особенностью современного этапа развития туристской индустрии Севера Канады является формирование новых сетевых форм организации туристского бизнеса и институтов развития, таких как арктические кооперативы, сети национальных парков и местных органов самоуправления. В результате происходит изменение пространственного развития северных туристских районов, связанное с развитием технологий, техники и политикой федерального правительства.

Формирование местных органов самоуправления и их партнерские отношения с бизнесом при регулировании со стороны федеральных и региональных правительств является оптимальным и выгодным условием развития туризма на Севере. Взаимоотношения предприятий туристкой индустрии с государственными органами управления туризмом дают возможность совершенствования работы туристских фирм за счет внедрения научных методов планирования их деятельности, формирования системы взаимоотношений туристских предприятий с государственными структурами.

В рамках развития северного туризма в России можно использовать опыт Канады для развития различных видов кооперации и трудовых ассоциаций, которые также учитывают специфику занятости на

северных территориях. Основным направлением развития северного туризма является возрождение в общинах коренных народов национального самоуправления, поддержка традиционного природопользования, законодательное признание прав на землепользование.

Литература

1. Север и Арктика в пространственном развитии России: Науч.-аналитич. доклад / Науч. совет РАН по вопросам регионального развития; СОПС при Министерстве экономического развития РФ и Президиуме РАН; ИЭП Кольского НЦ РАН; ИСЭ и ЭПС Коми НЦ УрО РАН. М.; Апатиты; Сыктывкар: Изд-во Кольского науч. центра РАН, 2010. 213 с.

2. Тотонова Е. Е. Современное состояние и тенденции развития туризма в Канаде // США и Канада. Экономика — политика — культура. 2010. № 3. С. 115-127.

3. Оценки численности населения Канады: возраст и пол, 2014: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://statcan. gc.ca/daily-quotidien/140926/dq140926b-fra.htm?HPA.

4. Демьяненко А. Н. Исследование исторического опыта территориальной организации советского общества в 20-е годы: Препринт научного доклада. Л., 1991. С. 52.

5. Тотонова Е. Е. Опыт управления национальных парков Канады и их роль в развитии туризма // Экономика и управление. 2010. № 9. С. 60-64.

6. Черкасов А. И. Зарубежный опыт исследования и освоения Севера. М.: ВИНИТИ, 1985. С. 59.

7. Тотонова Е. Е. Модели управления региональным туризмом на примере северных территорий Канады // Проблемы современной экономики. 2010. № 3. С. 383-387.

8. Тотонова Е. Е. Роль местных органов самоуправления в формировании системы управления туризмом Республики Саха (Якутия) // Управление экономическими системами. 2014. № 62: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uecs.ru/logistika/item/2755-2014-02-15-06-32-28.

9. Демьяненко А. Н. Районирование и разработка стратегий регионального развития // Материалы региональной научно-практической конференции «Стратегия развития Дальнего Востока: возможности и перспективы». (Хабаровск, 12-13 февраля). Хабаровск, 2003. С. 78-84.

References m

o

1. Sever i Arktika v prostranstvennom razvitii Rossii. Nauchno- q analiticheskiy doklad [North and the Arctic in the spatial s development of Russia. Scientific analytical report]. Moscow; lu Apatity; Syktyvkar, Kola Scientific Center RAS Publ., 2010. QL 213 p. S

2. Totonova E. E. Sovremennoe sostoyanie i tendentsii razvitiya ;E turizma v Kanade [Tourist industry in Canada]. SShA iKanada. 0 Ekonomika - politika - kul'tura, 2010, no. 3, pp. 115-127. =■=

3. Estimations de la population du Canada: age et sexe, 2014 v [Estimates of the Canadian population: age and sex, 2014]. ® Available at: http://statcan.gc.ca/daily-quotidien/140926/ ^ dq140926b-fra.htm?HPA. u

4. Dem'yanenko A. N. Issledovanie istoricheskogo opyta ter- (t; ritorial'noy organizatsii sovetskogo obshchestva v 20-e gody. ^ Preprint nauchnogo doklada [A study of the historical experi- cl ence of the territorial organization of Soviet society in the 20s. ^ Preprint of the scientific report]. Leningrad, 1991. 52 p.

5. Totonova E. E. Opyt upravleniya natsional'nykh parkov Ka- s nady i ikh rol' v razvitii turizma [Experience in managing Canada's national parks and their role in tourism development]. Ekonomika i upravlenie, 2010, no. 9, pp. 60-64.

6. Cherkasov A. I. Zarubezhnyy opyt issledovaniya i osvoeniya Severa [Foreign experience in the research and development of the North], Moscow, VINITI Publ., 1985. 59 p.

7. Totonova E. E. Modeli upravleniya regional'nym turizmom na primere severnykh territoriy Kanady [Models of regional tourism management on the example of the northern territories of Canada]. Problemy sovremennoy ekonomiki, 2010, no. 3, pp. 383-387.

8. Totonova E. E. Rol' mestnykh organov samoupravleniya v formirovanii sistemy upravleniya turizmom Respubliki Sakha (Yakutiya) [The role of local self-government bodies in the formation of the system of tourism management of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami, 2014, no. 62. Available at: http://www.uecs.ru/ logistika/item/2755-2014-02-15-06-32-28.

9. Dem'yanenko A. N. Rayonirovanie i razrabotka strategiy re-gional'nogo razvitiya [Zoning and development of regional development strategies]. "Strategiya razvitiya Dal'nego Vostoka: vozmozhnosti i perspektivy". Mat. reg. nauch. -prakt. konf. Khabarovsk, 12-13 fevralya 2003 g. ["The development strategy of the Far East: Opportunities and prospects". Proc. reg. sci.-pract. conf. Khabarovsk, February 12-13, 2003]. Khabarovsk, 2003, pp. 78-84.

Издания СПбУУиЭ

Санкт-Петербургский университет

А. Г. Абызов, Э. В. Слюсарь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономика и социология труда

Абызов А. Г., Слюсарь Э. В. Экономика и социология труда: учебно-методическое пособие. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. — 212 с.: ил. ISBN 978-5-94047-742-6

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и охватывает базисные понятия курса «Экономика и социология труда». Наряду с кратким анализом истории становления и развития экономики и социологии труда рассмотрены важнейшие темы курса: объект и предмет экономики и социологии труда, труд как социальный процесс, рынок труда, занятость и безработица и др.

Издание предназначено для студентов института гуманитарных и социальных наук всех форм обучения.

Багаутдинова Н. Г., Галлямова Д. Х. Основы экономической теории: учебно-методическое пособие. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. — 144 с.: ил. ISBN 978-5-94047-716-7

Учебно-методическое пособие по основам экономической теории предназначено для студентов очных и заочных форм обучения экономических специальностей. В нем рассматриваются вопросы исторического становления и развития экономической теории как области научных знаний, основные понятия, категории, законы и взаимосвязи, имеющие место в экономических системах микро- и макроуровня. Каждая из глав дополнена таблицами, графиками и формулами там, где они необходимы для лучшего объяснения материала, контрольными вопросами, тестами и списком рекомендуемой дополнительной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.