УДК 338.48(470-17) Тотонова Е. Е.
Влияние туризма на социально-экономическое развитие северных территорий Канады_
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», Российская Федерация, г. Якутск e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается формирование и развитие туризма северных территорий Канады как один из факторов социально-экономического развития страны. Выделены три основных этапа развития туризма и экономики, различающихся масштабами и спецификой территориальной организации, связанной с направлением освоения Севера и государственным регулированием. Выявлено, что на начальном этапе туризм находится под воздействием природных факторов, а по мере роста освоенности территории на первый план выходят экономические факторы.
Ключевые слова: туризм, экономика, Север, Канада, развитие, коренные народы.
Введение
Современная туристская индустрия северных территорий является результатом исторических процессов развития этой сферы экономики, что требует учета последствий трансформации территориальной организации туристской индустрии на разных исторических этапах. Исторический опыт в узком смысле представляет не только опыт «освоения» тех или иных регионов в конкретные исторические периоды, но и развитие общества в пределах достаточно крупного и целостного в природном, социально-экономическом и этническом отношении региона [1].
Материалы и методы
При анализе исторического опыта развития туристской индустрии автором использован комплексный подход к изучению исторических событий, начиная со второй половины XX века. При изучении системы факторов, воздействующих на освоение северных территорий, особое место занимает анализ природных факторов, включающий оценку природных условий с точки зрения пригодности для развития туризма. Важная и постоянно растущая роль принадлежит социальным факторам, состав которых со временем меняется. Необходимо учитывать в числе социальных факторов доминирующие социальные уклады, этнокультурные особенности населения, роль государственного регулирования и государственной политики северных территорий, а также особенности экологической политики.
Такой комплексный и хронологический подход к изучению северных территорий является достаточно эффективным для изучения коэволюции туристской индустрии и экономики. Автором были выделены три основных этапа,
различающихся как масштабами, так и спецификой территориальной организации, связанной с направлением освоения Севера и государственного регулирования: начальный этап развития туристского рынка (1960-1970 гг.); переходный период к современному этапу (с начала 1970-х до конца 1990-х гг.); современный этап (с 2000-х гг. по настоящее время). Данная периодизация не связана с периодизацией развития экономики Канады, так как специфические условия развития северных территорий диктуют автономный и существенно отличающийся от южных регионов характер социально-экономического развития [2].
Результаты и обсуждение
Эволюция туристской индустрии северных территорий Канады
Первый этап
Туризм на этом этапе имел по преимуществу неорганизованный характер, количество фирм, предоставляющих туристские продукты, было невелико, а ассортимент их был чрезвычайно узок. Туристский потенциал канадского Севера долгое время был недоступен по причине отсутствия и крайне слабой заселенности, а также низкой инфраструктурной обеспеченности территории. В силу указных выше причин говорить о «северном туризме» как территориально специализированной подотрасли индустрии туризма не приходилось.
Поэтому в рамках первого этапа туризм не рассматривался как отрасль экономики, не рассматривался он и в качестве самостоятельного объекта государственной политики в системе программных мер канадского правительства по развитию Севера. Тем не менее начавшееся с 1950-х годов интенсивное освоение частными фирмами (особенно американскими) минерально-сырьевых ресурсов северных территорий, сопровождавшееся развитием транспортной и энергетической инфраструктуры, привело к формированию комплекса условий, стимулировавших развитие отдельных видов туристской деятельности (прежде всего охоты и рыбалки) [3].
К концу рассматриваемого периода относится и формирование первого туристского центра - Доусона (Юкон), который в 1966 г. посетили 63 тыс. туристов. И хоть он не оказывал существенного влияния на развитие местной экономики, тем не менее свидетельствовал о принципиальной возможности создания экономических центров, специализировавшихся на туристской деятельности. Наблюдается развитие туризма и на Северо-Западных территориях, где число прибывших туристов составляет 6 тыс. человек.
Второй этап
Рубежом данного этапа является быстрый рост промышленного освоения Дальнего Севера при активной государственной поддержке. При этом особое внимание уделяется разработке единой национальной стратегии развития Севера.
В 1970-е годы туризм был развит только на Юконе, где Доусон привлекал туристов не только своими достопримечательностями времен золотой лихорадки, но и удобным транспортным расположением вдоль Аляскинского шоссе, представляющего собой северное продолжение транспортной сети провинции Британская Колумбия. Появляется первая туристская инфраструктура, выпускаются путеводители, происходит зарождение таких основных видов северного туризма, как спортивная охота и рыбалка, экологический, спортивный, культурный туризм.
Начиная с 1987 г. происходит развитие северного туризма как важной составляющей отрасли экономики северных территорий Канады. Основой развития туризма на Севере являются уникальные природные ресурсы, историко-культурное наследие и этнокультурный потенциал коренных народов [4] Правительства северных территорий поддерживают развитие туризма в рамках экономического подъема своих территорий (внедрение новых туристских проектов, выделение предпринимателям ссуд по льготным ставкам, скидки по налогам на недвижимое имущество и муниципальные пошлины). С развитием туризма увеличиваются доходы северных кооперативов, связанных с производством продукции народных промыслов. Если в 1960 г. были созданы первые кооперативы по производству продукции народных промыслов в поселке Кейп-Дорсет, то в 1997 г. на Северо-Западных территориях работало свыше 50 кооперативов, доходы которых составляли 144 млн долл. [5].
Постепенно туристская индустрия на Юконе становится второй по доходу отраслью экономики после горнодобывающей промышленности. Так, в 1971 г. число туристов достигло 180 тыс. чел., а к 1980 г. стало уже 340 тыс. В 1973 г. объем туристских доходов Юкона составил 25 млн долл., что вполне сопоставимо со стоимостью продукции горнодобывающей промышленности территории за тот же год (146 млн долл.). В 1968-1980 гг. количество туристов, посещающих СевероЗападные территории Канады, увеличилось в 6 раз (с 6 тыс. до 35 тыс. чел.), объем туристских расходов в 1973 г. составил 6 млн долл. В 1973-1983 гг. объем государственных расходов Северо-Западных территорий по статье «культура и отдых», то есть инвестиции в создание инфраструктуры туристской индустрии, выросли в 5 раз - с 3,6 млн до 18 млн долл. [6].
Наличие богатых природных ресурсов Севера, без освоения которых невозможно дальнейшее развитие экономики страны, требовало совместных действий государства и частного бизнеса, а также огромных инвестиций с обеих сторон. Быстрому освоению Севера помогло большое количество проведенных научных исследований при активном финансировании не только государства, но и частного бизнеса. Для развития северных территорий имеет большое значение государственная политика, результатом которой является вовлечение местного населения в качестве работников, увеличение налогового потенциала местного бюджета, развитие предпринимательства и туризма, институтов.
При отсутствии производственных связей между отдельными предприятиями, ориентированными на вывоз продукции за пределы региона, горнопромышленный тип освоения канадского Севера не сопровождался ни ростом занятости аборигенного населения, ни ростом доходов этой группы населения. В результате высокий уровень безработицы коренного населения, низкие экономические показатели развития вызвали обострение социальных отношений на Севере.
Быстрое промышленное освоение Севера вызвало изменение уклада жизни коренных народов и привело к усилению борьбы за свои права, появлению сильных национальных общественных организаций (политическая мобилизация) [6]. В результате проблемы территориальных и гражданских прав коренного населения выходят на передний план внутриканадской политики совместно с проблемой охраны природной среды.
Рост масштабов туристской деятельности на канадском Севере сопровождался изменениями в территориальной организации как отрасли, так и
экономики в целом. Характерная особенность этого этапа - формирование туристских ареалов на наиболее освоенных территориях, в пределах которых расположены привлекательные природные ландшафты, а также формирование специфической туристской зоны вдоль Аляскинского шоссе. Появившиеся немногочисленные в рассматриваемый период ареалы развития туризма активно влияли на местную экономику не только через создание новых рабочих мест, но и через улучшение качества человеческого потенциала, развитие малого и среднего бизнеса, инфраструктуры.
Третий этап
Данный этап отличается от предшествующих сменой акцентов в стратегии освоения Севера и местом туристской индустрии в этом процессе. Третий этап развития туризма северных территорий характеризуется усилением государственного регулирования, в результате чего в 2009 г. была принята Северная стратегия развития Канады, в которой установлено четкое видение концепции устойчивого развития территорий. При этом в Стратегии основное внимание уделяется постепенной передаче управления землями коренным народам, что способствует развитию самоуправления и социальному развитию территорий. В результате происходит рост активности организаций коренных народов и развитие их самоуправления. Начиная с 1970-х годов, коренные народы превращаются в самостоятельную политическую силу.
Отличительными чертами развития туризма на данном этапе являются использование традиционного природопользования как основы развития туризма на Севере, развитие кооперативов и частно-государственного партнерства. Проводимые при финансировании федерального правительства маркетинговые исследования туристского рынка северных территорий дают свои первые результаты, исходя из стадий развития, существующих ресурсов разрабатываются новые виды туристских продуктов под определенные сегменты рынка.
Насыщение глобального туристского рынка и обострение конкуренции подталкивают к поиску новых направлений развития. Рост спроса на туристские услуги северных территорий приводит к появлению новых направлений и видов туризма. В результате северные территории стали позиционировать себя в качестве места развития уникальных северных видов туризма, таких как охота, рыбалка, знакомство с бытом, культурой северного народа, экстремальный, экологический туризм, полярные круизы и др. Но экономические показатели и перспективы развития северной туристской индустрии зависят от возможности предоставления не только новых видов туристских услуг, но и повышения качества предоставляемых услуг, их постоянного улучшения.
Северные территории Канады различаются географическими условиями и экономическим потенциалом. Каждая территория находится на разных ступенях социального и экономического развития и сталкивается с разными проблемами. Поэтому региональная политика основывается на дифференцированном подходе к управлению социально-экономическим развитием регионов. Выбор же конкретной модели развития и методов управления зависит от природно-климатических, пространственных, ресурсных, политико-экономических, культурных и других факторов. Участие государства в поддержке развития Севера заключается в развитии частно-государственного партнерства при создании, прежде всего, объектов инфраструктуры (энергетика, транспорт, коммуникации).
Анализ исторического опыта развития туристской индустрии северных территорий Канады показывает, что основная роль в освоении и изучении северных территорий принадлежит федеральному правительству Канады, способствовавшему быстрому превращению Севера из дотационного в экономически привлекательный, с развивающейся добывающей промышленностью регион страны. При этом происходит улучшение жизни коренных народов, постепенное интегрирование северных территорий в национальную экономику и социальное развитие население до уровня стандартов южной части страны.
Современная структура индустрии туризма северных территорий
В 2007-2012 гг. наблюдался рост объема оказанных туристских услуг северных территорий на 11 %. Туризм становится одной из основных отраслей экономики северных территорий после добывающей промышленности. Данные табл. 1 показывают, что вклад индустрии туризма Юкона в 2013 г. составлял 200 млн долл., или 8 % ВРП. Туризм входил в первую тройку наиболее прибыльных отраслей местной экономики, что является показателем стадии зрелого (насыщенного) развития туристского рынка Юкона [7].
Туристские предложения северных территорий сильно отличаются друг от друга, что обусловлено существующими природными, климатическими условиями, а также экономическим потенциалом территорий. Находящийся на зрелой стадии развития туристский рынок Юкона предлагает туристам разнообразные виды отдыха. Более удаленные и развивающиеся рынки СевероЗападных территорий и Нунавута предлагают в основном дорогие специализированные путешествия, ориентированные на определенного покупателя.
Таблица 1.
Доля туризма в ВРП северных территорий Канады
Территории ВРП (млн долл.) Объем оказанных туристских услуг (млн долл.) Доля туризма в ВРП (%)
2007 2009 2012 2007 2009 2012 2007 2009 2012
Юкон 1776,0 2107,0 2503,0 192,0 164,0 200,0 10,8 7,8 8,0
СевероЗападные 4637,0 4020,0 4484,0 113,6 130,3 131,0 2,4 3,2 3,0
территории
Нунавут 1369,0 1548,0 2239,0 26,0 30,0 40,0 1,9 1,9 1,8
Всего по
северным 7782,0 7675 9226 331,6 324,3 371,0 4,2 4,2 4,0
территориям
вставлено автором по: [8; 9; 10]
На динамику развития зрелого туристского рынка Юкона оказывают влияние происходящие изменения в мировой экономике. В предкризисные годы (2007 г.) доля туризма в ВРП Юкона составляла 11 %, уступая только добывающей промышленности. Но обратной стороной насыщенного юконского туристского рынка является сильная зависимость от изменений на глобальном туристском рынке. Мировой финансовый кризис 2009 г., повышение курса канадского доллара привели к уменьшению потока иностранных туристов, особенно американских,
которым стало невыгодно ездить на отдых в Канаду. По данным за 2009 г. наблюдалось снижение доли туризма до 8 % в ВРП Юкона, но с 2012 г. произошла стабилизация развития туристского рынка (9 % в ВРП). Развитие туристского рынка Юкона демонстрирует влияние происходящих процессов в мировой экономике на локальные рынки, а также быстрое восстановление туристского рынка от последствий мировых кризисов [7].
На Северо-Западных территориях и в Нунавуте наблюдаются совсем другие тенденции развития туристского рынка. Зарождающийся туристский рынок арктического Нунавута показывает стабильные темпы развития на фоне бурного развития добывающей промышленности. Рост инвестиций в развитие горнодобывающей промышленности Северо-Западных территорий в докризисные годы способствовал всплеску развития туризма в 2009 г., но после кризиса наблюдалась стабилизация показателей развития туризма, доля туризма в ВРП снизилась до 3 %.
На удаленных от основных туристских рынков страны Северо-Западных территориях и в Нунавуте зависимость туристской индустрии намного сильнее от состояния местной экономики, чем на континентальном Юконе (8 %). В 2013 г. доля туризма в ВРП этих территорий оценивалась в 1,9 % и 1,8 % соответственно. Развитый туристский рынок Юкона показывает высокую зависимость от тенденций развития мировой экономики.
Индустрия туризма северных территорий является примером внедрения и развития новых коммуникационных технологий, что обеспечивает Канаде доступ к глобальному туристскому рынку. По объему предоставленных информационных и культурных услуг или вторичных отраслей лидируют Юкон (20 %) и СевероЗападные территории (14 %), имеющие более развитые туристские рынки. Экономическому развитию северных территорий помогают выделенные государством инвестиции на развитие информационных услуг, обеспечивающих доступ населения к Интернету. Результатом информационного развития Севера является переход на электронную коммерцию и онлайновые сделки, меняющие структуру туристской индустрии. Трансформация отдельных отраслей экономики с развитием научно-технической революции меняет их доли в туристском бизнесе, что связано с изменениями туристского спроса и появлением новых видов туризма.
Выводы
Коренные народы Канады были вынуждены за короткий исторический срок приспособиться к изменениям глобальной экономики. В этом преобразовании они предпочли традиционный уклад жизни, разрушение которого не может быть компенсировано никакими денежными выплатами. Сложными оказались поиски социально-экономических путей развития коренных народов Канады. Традиционные виды деятельности (охота, рыболовство, добыча морского зверя) не в состоянии удовлетворить стремительно возросшие материальные и культурные потребности коренных народов Канады. В итоге диверсификация хозяйства северных ресурсных периферийных районов страны стала не экономической, а социальной проблемой федеральных властей Канады.
В этих случаях наряду с освоением природных ресурсов особое значение приобретает деятельность канадского государства, которое играет все большую роль в развитии экономики Севера [11]. Растет активность государственных
организаций в решении проблемы охраны природных ресурсов, в решении социально-экономических задач, что осуществляется через Министерство по делам индейцев и развитию Севера и др.
Основными направлениями развития Севера Канады становятся диверсификация и устойчивое развитие экономики за счет развития туризма, наиболее подходящего для традиционного природопользования коренных народов. Развитие туризма зависит от территориальной и ресурсной составляющей северных территорий, способствующей формированию спроса и предложения на предлагаемые туристские услуги. Емкость туристского рынка зависит от степени освоенности, ценовой политики, изменения макроэкономических показателей развития экономики территорий; при развитии туризма появляются новые центры экономической деятельности на Севере.
Литература
1. Демьяненко А. Н. Исследование исторического опыта территориальной организации Советского общества в 20-е годы. Препринт научного доклада. Л., 1991. С. 7.
2. Тотонова Е. Е. Опыт развития туризма северных территорий Канады и возможности его использования в России» // Экономика и управление. 2015. № 9.
3. Тотонова Е. Е. Опыт управления национальных парков Канады и их роль в развитии туризма // Экономика и управление. 2010. № 9.
4. Тотонова Е. Е. Северный туризм и возможности развития северных территорий // Вестник Национальной академии туризма. 2013. № 3.
5. Belhadji B. Profil socio-economique des cooperatives autochtones au Canada. Secretariat aux cooperatives Gouvernement du Canada. Ottawa, 2001.
6. Черкасов А. И. Зарубежный опыт исследования и освоения Севера. М.: ВИНИТИ, 1985. С. 59.
7. Тотонова Е. Е. Территориальная дифференциация туристской индустрии Северных территорий Канады // Экономика и предпринимательство. № 4 ч. 1 (69-1) 2016 г. (Vol. 10. Nom/ 4-1). С. 415-420.
8. Официальный сайт правительства Юкона [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gov.yk.ca.
9. Официальный сайт правительства Нунавута [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.gov.nu.ca.
10. Официальный сайт правительства Северо-Западных территорий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.gov.nt.ca.
11. Антонова И. Ф. Канада Ч. 2. Экономические районы. М.: Изд-во МГУ, 1974. С. 102.
Totonova E. E.
The impact of tourism on the socio-economic development of the northern territories of Canada
North-Eastern Federal University, Russian Federation, Yakutsk
e-mail: [email protected]
Abstract. This article discusses the formation and development of tourism in the Northern territories of Canada as one of the factors of socio-economic development. Three main stages of development of tourism and economy differing in scales and on specifics of the territorial organization connected with the direction of development of the North and state regulation are allocated. It is revealed that at the initial stage of development tourism is under the influence of natural factors and with the growth of development of the territory economic factors come to the fore.
Key words: tourism, economy, North, Canada, development, indigenous peoples.
References
1. Dem'yanenko A. N. Issledovanie istoricheskogo opyta territorial'noj organizacii Sovetskogo obshchestva v 20-e gody. Preprint nauchnogo doklada. L., 1991. S. 7 (in Russian).
2. Totonova E. E. Opyt razvitiya turizma severnyh territory Kanady i vozmozhnosti ego ispol'zovaniya v Rossii» // Ekonomika i upravlenie. 2015. № 9 (in Russian).
3. Totonova E. E. Opyt upravleniya nacional'nyh parkov Kanady i ih rol' v razvitii turizma // Ekonomika i upravlenie. 2010. № 9 (in Russian).
4. Totonova E. E. Severnyj turizm i vozmozhnosti razvitiya severnyh territorij // Vestnik Nacional'noj akademii turizma. 2013. № 3 (in Russian).
5. Belhadji B. Profil socio-economique des cooperatives autochtones au Canada. Secretariat aux cooperatives Gouvernement du Canada. Ottawa, 2001 (in French).
6. Cherkasov A. I. Zarubezhnyj opyt issledovaniya i osvoeniya Severa. M.: VINITI, 1985. S. 59 (in Russian).
7. Totonova E. E. Territorial'naya differenciaciya turistskoj industrii Severnyh territorij Kanady // Ekonomika i predprinimatel'stvo. №4 ch. 1 (69-1) 2016 g. Vol. 10. Nom/ 4-1. S. 415-420 (in Russian).
8. Oficial'nyj sajt pravitel'stva Yukona [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.gov.yk.ca. (in English).
9. Oficial'nyj sajt pravitel'stva Nunavuta [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.gov.nu.ca. (in English).
10. Oficial'nyj sajt pravitel'stva Severo-Zapadnyh territorij [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.gov.nt.ca. (in English).
11. Antonova I. F. Kanada Ch. 2. Ekonomicheskie rajony. M.: Izd-vo MGU, 1974. S. 102 (in Russian).
Поступила в редакцию 08.07.2018 г.