Научная статья на тему 'Особенности и проблемы исследований рынка туристских услуг северных территорий'

Особенности и проблемы исследований рынка туристских услуг северных территорий Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
71
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / TOURIST SERVICES / СЕВЕРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / NORTHERN TERRITORIES / КАНАДА / CANADA / РАЙОНИРОВАНИЕ / ЗОНИРОВАНИЕ / ZONING / СТАДИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / STADIAL MODEL / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тотонова Е.Е.

Проанализирована система инструментов пространственного анализа туристской деятельности северных территорий Канады на основе методологии экономического районирования и зонирования в контексте природной, этнокультурной и институциональных сред. Выявлена дифференциация развития туризма, а также форм и масштабов его влияния на экономику канадского Севера. Использованная стадиальная модель пространственного развития туристских зон северных территорий Канады показывает временные процессы усложнения структуры организации туристкой индустрии (в разрезе туристских зон и районов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND PROBLEMS OF RESEARCH OF THE MARKET FOR TOURIST SERVICES IN THE NORTHERN TERRITORIES

Currently, one of the directions of diversification of the economy of the northern territories is the development of tourism, which favors the creation of new jobs, the inflow of investments, the growth of incomes of households and local government budgets, and the solution of social problems of the indigenous population. The development of tourism is one of the tools for the «new» development of the Canadian North, which, unlike the «old» development, is oriented towards the use of environmentally friendly and information technologies. From a practical point of view, the experience of developing tourism in the North of Canada is of great interest to Russia, which has huge northern territories along the Arctic Ocean. At the same time, Russia has similar problems of development (economic, social, environmental) of the North, like Canada. Recently, domestic tourism has been growing in Russia. In this regard, there is a need for a detailed study of the tourism market and its development opportunities to reduce the negative consequences, as well as the emerging high costs for the new development of the North. The development of tourism in the North takes into account specific features, climate, the presence of permafrost, the sensitivity of nature to the anthropogenic impact and sparseness of the territories. As a regulator of recreational loads on the natural complex in Canada, sustainable development of ecological zones based on the development of national parks is used, along with legal and economic methods. Tourist zoning in Canada is considered as one of the methods of strategic analysis of the territory, highlighting competitive advantages and contributing to the development of effective programs for the promotion of tourist territories, taking into account their potential, degree of development. In the analysis of tourist areas, new forms of spatial development are observed as linear-nodal, network forms of organizing the tourist industry. In the mature tourist areas, the development of the integration of the neighboring tourist areas (Middle and Far North) and the formation of the Middle Canadian tourist corridor are observed. Its feature is the availability of a through transport infrastructure of latitudinal direction and attractive natural sites (the system of national, territorial, municipal parks, historical sites). At the same time there is a merger of tourist areas in tourist areas, the boundaries of which do not coincide with the boundaries of administrative regions. The use of the development model for the stages of tourist zones makes it possible to explain and predict the nature of the relationships of participants in the tourist market, within the framework of the tourist regions grouped by stages of development, in which the dynamics of the tourist flow volume, the influence of seasonality, tourist motivation, and the emergence of new types of tourism. The use in practice of this model of development of the tourist industry allows monitoring tourism development, planning the development of tourist zones, on the basis of selected segments of the tourist market, to develop demanded tourist products. The work was prepared within the framework of the project RNF No. 15-18-20047 «Ontology of the landscape: semantics, semiotics and geographic modeling».

Текст научной работы на тему «Особенности и проблемы исследований рынка туристских услуг северных территорий»

УДК 338.48(470-17)

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Тотонова Е. Е.

Институт зарубежной филологии и регионоведения, Северо-Восточный федеральный университет; Якутский научный центр СО РАН, г. Якутск, Российская Федерация

E-mail: elena.totonova@mail.ru

Проанализирована система инструментов пространственного анализа туристской деятельности северных территорий Канады на основе методологии экономического районирования и зонирования в контексте природной, этнокультурной и институциональных сред. Выявлена дифференциация развития туризма, а также форм и масштабов его влияния на экономику канадского Севера. Использованная стадиальная модель пространственного развития туристских зон северных территорий Канады показывает временные процессы усложнения структуры организации туристкой индустрии (в разрезе туристских зон и районов).

Ключевые слова: туризм, туристские услуги, северные территории, Канада, районирование, зонирование, стадиальная модель, развитие.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время характерными чертами развития мировой экономики становятся взаимосвязанные и взаимозависимые между собой процессы глобализации и регионализации. На современном этапе общественного развития возрастает роль северных регионов в решении геополитических, социальных, экономических, научных, экологических проблем. При этом Север и Арктика, как правило, рассматриваются как территориальные экономические системы, обладающие комплексом специфических черт и функционирующие в не менее специфических условиях, что предполагает формирование специфической государственной политики.

Одним из направлений повышения конкурентоспособности и диверсификации экономики северных территорий является развитие туризма, способствующего созданию новых рабочих мест, притоку инвестиций, росту доходов домохозяйств и бюджетов местного самоуправления, а также решению социальных проблем коренного населения. Развитие туризма является одним из инструментов «нового» освоения канадского Севера, которое в отличие от «старого» освоения ориентировано на использование природосберегающих и информационных технологий.

С практической точки зрения опыт развития туризма на Севере Канады представляет большой интерес для России, имеющей огромные северные территории, расположенные вдоль Северного Ледовитого океана. При этом Россия имеет схожие проблемы освоения (экономические, социальные, экологические) Севера, как и Канада. В последнее время в России наблюдается рост внутреннего туризма, вызванный геополитическими изменениями, ростом курса иностранных валют в отношении к российскому рублю и другими причинами. Сложившаяся ситуация в мировой экономике подтолкнула к повышению спроса отдыха россиян

108

на ранее не известные отдаленные районы страны. В связи с этим появляется потребность детального изучения туристского рынка и его возможностей развития для уменьшения негативных последствий, а также возникающих больших расходов для нового освоения Севера.

ЗОНИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОГО РЫНКА

Традиционно в качестве инструмента изучения территории используется экономическое районирование и зонирование. В настоящее время существует большое разнообразие специализированных типов районирования. Одним из видов специального районирования является экологическое районирование, которое имеет большое прикладное значение не только для развития туризма, но и для экономики Канады в целом. Показательна в этом отношении вышедшая в 1994 г. работа Environment Canada, в которой дается анализ взаимодействия общества с природной средой [1].

Туристское районирование является разновидностью отраслевого районирования, целью которого является выявление туристских районов различных иерархических уровней и определение их пространственного положения. Туристский район - территория, имеющая сходные по характеру сочетание природных, историко-культурных, социально-экономических ресурсов и определенную туристскую специализацию. На развитие туристских районов оказывают влияние уровень экономического развития, транспортная доступность, система расселения, качество и количество трудовых ресурсов территории, государственная поддержка и др.

На основе канадских статистических материалов автором уточнены границы 16 туристских районов северных территорий. Пространственная дифференциация туристских районов определяет различные уровни анализа как макро- и микроуровни, которые зависят от туристских потоков, транспортной инфраструктуры, природно-ресурсного и историко-культурного потенциала территории, уровня развития местной экономики и государственной поддержки, что приводит к формированию различных форм территориальной организации (локальные, линейные, узловые, сетевые и др.) [2]. Данный инструмент макроэкономического анализа позволяет выявить туристские макрозоны, являющиеся частью национального туристского рынка, границы которых подвижны и меняются по мере развития экономики территорий [3].

Туристскую зону можно считать объектом туристкой индустрии с определенной специализацией, рынком сбыта и объектом предпринимательства с соответствующей конкурентоспособностью для привлечения инвестиций. Каждая туристская зона имеет пространственное расположение, характерные природно-климатические ресурсы, историко-культурный потенциал, сложившуюся систему расселения, поэтому нуждается в комплексном географическом и социально-экономическом изучении.

При осуществлении туристского зонирования нами использованы три широтные зоны канадского Севера, разработанные канадским ученым Амленом Л. Э. - Крайний, Дальний и Ближний Север на основе 10 факторов,

109

влияющих на северность территории (физико-географические, природно-климатические, социально-экономические) [4].

Анализ природного, исторического, социального, экономического развития туристских районов позволил автору выделить туристские зоны: Ближний, Средний и Крайний Север, которые отличаются границами, выделенными Амленом. При определении границ туристских зон северных территорий автором использованы следующие факторы:

1. Оценка влияния природной среды на экономическое пространство. Физико-географические условия диктуют определенные условия и затраты на освоение ресурсов, комфортности проживания населения, развитие транспортной инфраструктуры. Для выделения границ физико-географических районов использованы работы А. Г. Исаченко [5] и Министерства охраны окружающей среды Environment Canada [6] с выделением экологических зон Канады [7].

2. Оценка влияния параметров социальной среды (численность, плотность населения, этнический состав, система расселения) в разрезе ландшафтных зон, что позволяет выявить степень влияния климатических условий в отношении экономической деятельности и проживания населения.

3. Анализ структурных характеристик сложившейся территориально-отраслевой структуры экономики, а также будущих перспектив. Основными показателями, характеризующими территориальную организацию туристского рынка северных территорий, является размещение предприятий туриндустрии, количество, стоимость предлагаемых туристских маршрутов на одного туриста по туристским зонам.

4. Выявленные нами туристские зоны резко отличаются друг от друга характером воздействия природной среды на экономику и условиями проживания населения:

1. Крайний Север (Арктика) является менее развитой туристской зоной с преобладанием локальных туристско-спортивных типов туризма.

2. Дальний Север (Субарктика): умеренно развитая туристская зона с преобладанием ареалов туристско-познавательного, туристско-рекреационного и туристско-спортивного типов туризма.

3. Ближний Север (Север) предлагает туристам туристско-познавательные, туристско-рекреационные и туристско-спортивные типы туризма с постепенным слиянием туристских ареалов (Рис. 1).

Туристские зоны являются динамичными образованиями, изменяющимися в ходе своего развития. Также они вовлечены в систему пространственных и экономических отношений. По мнению канадских исследователей [7], модель развития стадий туристских зон имеет прикладное значение в разработке маркетинговой политики в туризме, принятии определенных стратегических решений, является базой для планирования освоения и развития территорий. Использование на практике данной модели развития туристской индустрии позволяет проводить мониторинг развития туризма, планировать развитие туристских зон, на основании выделенных сегментов туристского рынка разработать востребованные туристские продукты.

110

Рис. 1. Туристские зоны северных территорий Канады. Составлено автором.

Методология экономического зонирования рынка туристских услуг выявляет пространственную дифференциацию условий ведения туристского бизнеса, а также форм и масштабов его влияния на экономику канадского Севера в разрезе выделенных трех туристских макрозон и туристских районов. Туристское зонирование проводится с учетом не только природных факторов, но и исторического, экономического развития территории.

Таким образом, районирование и зонирование являются не только эффективным инструментом делимитации экономического пространства, но и служат не менее эффективным инструментом организации (проектирования) экономического пространства. Под влиянием внешнего воздействия меняются туристские районы и зоны, но при этом остаются неизменными природно-рекреационные и историко-культурные ресурсы [9].

СТАДИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ ЗОН

Одним из условий для устойчивого развития туризма северных территорий Канады является использование эффективного управления, опирающегося на маркетинговые исследования рынка туристских услуг. Модель развития стадий туристских районов Квебека дает возможность объяснить и прогнозировать характер взаимоотношений участников туристского рынка в рамках, сгруппированных по стадиям развития туристских районов [10].

111

С ростом объема туристских потоков начинается переход от одной стадии к другой, предшествующие виды туризма превращаются в ядро, в результате чего происходит расширение туристского рынка. В свою очередь, переход на новую стадию развития туристских районов углубляет специализацию, изменяет пространственное развитие. Поэтому каждой стадии развития туристских районов соответствует развитие определенных видов туризма, пространственной формы организации туризма.

По-нашему мнению, «квебекская модель» представляет собой достаточно эффективный аналитический инструмент при исследовании механизмов эволюции территориальной организации туристской отрасли не только применительно к специфическим условиям Квебека, но и другим регионам. Модель стадий развития туристских районов Квебека адаптирована нами для пространственного анализа эволюции туризма северных территорий Канады.

Таблица 1

Стадии пространственного развития туристских зон северных территорий Канады. Составлено автором

Стадии развития Характеристика стадий

1 2

Открытие Туристская зона Ближний Север еще не полностью освоен. 1, но имеет

потенциальные рекреационные и туристские ресурсы, привлекающие единичных туристов, в основном любителей спортивной охоты, рыбалки. Этап «открытия» характеризуется эпизодическим приездом неформальных туристов, слабым контактом с местным населением, отсутствием средств обслуживания и слабой нагрузкой на окружающую среду. На данной стадии формирования туристских районов почти нет влияния развития туризма на местную экономику, так как привлечению большого потока туристов препятствует неразвитость транспортной инфраструктуры. Является нулевым этапом развития туристкой индустрии северных территорий.

Освоение Приходится на послевоенное время, когда начинается более ощутимый поток прибытий туристов. Происходит постепенное развитие туристского района, который сопровождается формированием новых туристских продуктов с появлением не только неформального, но и с развитием формального туризма. Отличается возникновением первых туристских центров в Доусоне (Юкон) и средств обслуживания, инфраструктуры. Хотя происходит развитие туристкой инфраструктуры, но транспортная доступность невелика, речи о массовом туризме на данном этапе развития не может быть. Происходит формирование первых локальных ареалов развития туризма с незначительным воздействием на местную экономику. Туристская индустрия охватывает не только Ближний Север, но и начинает проникать в туристскую зону Дальнего Севера, чему способствует строительство транспортных магистралей для освоения природных ресурсов Севера.

112

Продолжение таблицы 1.

Стадии развития Характеристика стадий

1 2

Развитие Наблюдается развитие территории за счет развития горнодобывающей промышленности, что совпадает со вторым этапом развития туристской индустрии. Происходит быстрое развитие туристского рынка, что приводит к появлению специальных институтов, занимающихся поддержкой развития туризма. Начинается формирование туристского рынка и расширение развития на территории Ближнего, Дальнего Севера. Эксклюзивные виды туризма начинает предлагать туристская зона Крайнего Севера. Увеличение притока туристов способствует увеличению доходов, и туризм постепенно начинает превращаться в доходную отрасль. Возникает необходимость координации регулирования туризма на местном, региональном, федеральном уровнях.

Зрелость Приходится на современный этап развития туристкой индустрии. Происходит насыщение и переориентация туристского рынка на массовые виды туризма, также появляются сопутствующие и новые виды туристских продуктов. Туристские зоны Ближнего и Дальнего Севера имеют свои узнаваемые туристские продукты на международном рынке. Для развития туризма выделяются целенаправленно огромные инвестиции, туризм становится выгодной сферой приложения капитала с развитием частно-государственного партнерства. Происходит развитие туризма на основе и традиционного природопользования с появлением сети кооператива национальных парков. Взаимодействие традиционного природопользования и горнодобывающей промышленности приводит к развитию «смешанной экономики» на основе частно-государственного партнерства. Начинается передача управления туризмом местным общинам или развитие самоуправления коренных народов.

Туристские предложения северных территорий сильно отличаются друг от друга, что обусловлено существующими природными, климатическими условиями, а также экономическим потенциалом территорий. Находящаяся на зрелой стадии развития туристская зона Ближнего Севера предлагает туристам разнообразные виды отдыха. С ростом развития туризма территории активно заполняются туристскими объектами, превращаются из локальных точек развития туризма в ареалы, которые постепенно расширяются, превращаясь во вторую и третью стадии. Местное население и органы управления от пассивного наблюдения переходят к действиям - реализации инфраструктурной политики и развитию местных туристских предприятий.

Основные туристские объекты и туристские центры Юкона расположены вдоль Аляскинского шоссе или автомобильных трасс. Комфортабельное путешествие по автомобильным дорогам обеспечивает не только техническое состояние дорог, но и развитая сеть объектов придорожного сервиса, которые предоставляют необходимые услуги. Например, в Юконе 111 тыс. человек (2011 г.) являются туристами, проходящими вдоль Аляскинского шоссе (36 % от общего количества

113

туристов Юкона), что образует «ленточный» туристский рынок и практически является так называемой входной дверью для северо-западных территорий, удаленных туристских районов и западных провинций страны. Наблюдается процесс интеграции соседних туристских районов (Юкон, северо-западные территории) и формирование среднеканадского туристского коридора. Его особенностью является наличие сквозной транспортной инфраструктуры широтного направления и привлекательных природных объектов (системы национальных, территориальных, муниципальных парков, исторических объектов) [10].

Развивающаяся туристская зона Дальнего Севера предлагает в основном дорогие специализированные путешествия, ориентированные на определенного покупателя. Образуются локализации - относительно территориально целостные специализированные системы туризма, далее появляются зрелые формы, в нем выделяются групповые системы, ядра и ареалы. Также наблюдается расположение основных туристских объектов вдоль автомобильных дорог с уникальными природными объектами. Расположение туристских объектов вдоль автомобильных магистралей обеспечивает доступный проезд туриста к конечному пункту отдыха. При наличии развитой транспортной инфраструктуры туристы могут путешествовать самостоятельно на своем автомобиле, что значительно удешевляет стоимость отдыха.

Находящиеся на стадии развития туристская зона Крайнего Севера предлагает туристам эксклюзивные и дорогие виды туризма, обеспечивающие занятость (сезонная) местного населения. Объем прибывающего туристского потока в Нунавут намного меньше, чем на зрелом туристском рынке Юкона, что связано с суровыми климатическими условиями и дорогими транспортными расходами для ведения туристского бизнеса. Но за счет качественного, эксклюзивного туристского продукта развитие туризма является источником дополнительного дохода местной экономики.

Здесь основными проблемами развития туризма являются высокие эксплуатационные затраты, вызванные специфическими условиями развития туризма. Здесь развитие северного туризма делает только первые шаги и основной задачей туристских предприятий является создание нового рынка. Учитывая сложившиеся условия развития, Нунавут предлагает туристам индивидуальные, эксклюзивные туристские продукты, привлекающие определенный сегмент туристского рынка. Новой тенденцией развития туризма на этой территории является развитие северных круизов. Очаги развития туризма оказывают влияние и изменяют территориальное развитие северных территорий.

Существующее линейное расселение северных территорий вдоль Аляскинского шоссе, речной системы и побережья Северного Ледовитого океана является опорным каркасом освоения Севера и соединяет транспортные коммуникации с концентрацией туристских предприятий. Наблюдается закономерность тяготения туристско-рекреационных объектов к уникальным природным объектам, например горам, побережью Северного Ледовитого океана [10].

Данная модель развития стадий туристских зон дает возможность объяснить и прогнозировать характер взаимоотношений участников туристского рынка в рамках

114

сгруппированных по стадиям развития туристских районов, при котором можно исследовать динамику объема туристского потока, учитывать влияние сезонности, мотивации туристов, изменения в сегментах туристского рынка и появление новых видов туризма. В свою очередь, переход на новую стадию развития туристских зон углубляет специализацию, изменяет пространственное развитие. Анализ развития стадий туристских районов используется канадцами как инструмент изучения закономерностей развития и для стратегического планирования. В качестве основных показателей стадий развития туристских зон нами использована динамика туристских потоков.

ВЫВОДЫ

В настоящее время в стратегии развития Севера Канады туризм рассматривается не только как источник дохода местного населения, но и как способ рационального и бережного использования северной природы. В развитии туризма на Севере учитываются специфические особенности, климат, наличие вечной мерзлоты, чувствительность природы к антропогенному воздействию и малонаселенность территорий. В качестве регулятора рекреационных нагрузок на природный комплекс в Канаде применяют, наравне с правовыми и экономическими методами, устойчивое развитие экозон на базе развития национальных парков.

Туристское зонирование в Канаде рассматривается как один из методов стратегического анализа территории, выделяющий конкурентные преимущества и способствующий разработке эффективных программ продвижения туристских территорий с учетом их потенциала, степени освоенности. Уникальные природные объекты, имеющие транспортную доступность (преимущественно автомобильным транспортом), обеспечивающие маневренность, особенно для семейного отдыха (автомобильный туризм), становятся популярными местами отдыха для туристов. При ретроспективном анализе туристских районов наблюдается новое формы пространственного развития как линейно-узловые, сетевые формы организации туристкой индустрии. В зрелых туристских районах наблюдается процесс развития интеграции соседних туристских районов (Ближний и Дальний Север) и формирование среднеканадского туристского коридора. Его особенностью является наличие сквозной транспортной инфраструктуры широтного направления и привлекательных природных объектов (системы национальных, территориальных, муниципальных парков, исторических объектов). При этом наблюдается слияние туристских районов в туристские зоны, границы которых не совпадают с границами административных районов.

Использование модели развития стадий туристских зон (при котором исследованы динамика объема туристского потока, влияние сезонности, мотивация туристов, появление новых видов туризма) дает возможность объяснить и прогнозировать характер взаимоотношений участников туристского рынка в рамках сгруппированных по стадиям развития туристских районов. Использование на практике данной модели развития туристской индустрии позволяет проводить мониторинг развития туризма, планировать развитие туристских зон, на основании

115

выделенных сегментов туристского рынка разработать востребованные туристские продукты.

Работа подготовлена в рамках проекта РНФ № 15—18—20047 «Онтология ландшафта: семантика, семиотика и географическое моделирование».

Список литературы

1. Le cadre écologique du Canada. Ce site décrit les écozones du Canada et les principes généraux de la classification écologique. [Электронный ресурс]. URL :http:// www.ecozones.ca/francais/introduction.htm .

2. Тотонова Е. Е. Анализ методов районирования и зонирования северных территорий (на примере Канады) // Арктика 21 век. Гуманитарные науки. Информационно-научное издание. 2016. № 1 (7). С. 28-36.

3. Вишневский Д. С., Демьяненко А. Н. Макроэкономическое зонирование как метод стратегического анализа: Дальний Восток России // Пространственная экономика. 2010. № 4. С. 6-31.

4. Hamelin, Louis-Edmond. Discours du Nord // Collection Recherche 35, GÉTIC. Québec : Université Laval, 2002, p. 72.

5. Исаченко А. Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М.: Высшая школа, 1991. 366 с.

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.statcan.gc.ca/pub/16-201-x/2009000/m003-fra.htm.

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.aqit.ca/telechargement/plan-dev-tour-2012-2020.pdf.

8. Тотонова Е. Е. Туристское зонирование как метод географического моделирования рационального использования северных ландшафтов // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. География. Геология. 2016. Т. 2 (68). № 3. С. 242-252.

9. Тотонова Е. Е. Территориальная дифференциация туристской индустрии Северных территорий Канады // Экономика и предпринимательство. 2016 г. № 4. Ч. 1. С. 415-420.

10. Totonova Elena. Tourism Planning and Management of Canada's Northern Territories. [Электронный ресурс]. URL :www.indjst.org.

FEATURES AND PROBLEMS OF RESEARCH OF THE MARKET FOR TOURIST SERVICES IN THE NORTHERN TERRITORIES

Totonova E. E.

Institute of Foreign Philology and Regional Studies, North-Eastern Federal University; Yakutsk Scientific Center of the SB RAS, Yakutsk, Russia E-mail: elena.totonova@mail.ru

Currently, one of the directions of diversification of the economy of the northern territories is the development of tourism, which favors the creation of new jobs, the inflow of investments, the growth of incomes of households and local government budgets, and the solution of social problems of the indigenous population. The development of tourism is one of the tools for the «new» development of the Canadian North, which, unlike the «old» development, is oriented towards the use of environmentally friendly and information technologies. From a practical point of view, the experience of developing tourism in the North of Canada is of great interest to Russia, which has huge northern territories along the Arctic Ocean. At the same time, Russia has similar problems of

116

development (economic, social, environmental) of the North, like Canada. Recently, domestic tourism has been growing in Russia. In this regard, there is a need for a detailed study of the tourism market and its development opportunities to reduce the negative consequences, as well as the emerging high costs for the new development of the North. The development of tourism in the North takes into account specific features, climate, the presence of permafrost, the sensitivity of nature to the anthropogenic impact and sparseness of the territories. As a regulator of recreational loads on the natural complex in Canada, sustainable development of ecological zones based on the development of national parks is used, along with legal and economic methods. Tourist zoning in Canada is considered as one of the methods of strategic analysis of the territory, highlighting competitive advantages and contributing to the development of effective programs for the promotion of tourist territories, taking into account their potential, degree of development. In the analysis of tourist areas, new forms of spatial development are observed as linear-nodal, network forms of organizing the tourist industry. In the mature tourist areas, the development of the integration of the neighboring tourist areas (Middle and Far North) and the formation of the Middle Canadian tourist corridor are observed. Its feature is the availability of a through transport infrastructure of latitudinal direction and attractive natural sites (the system of national, territorial, municipal parks, historical sites). At the same time there is a merger of tourist areas in tourist areas, the boundaries of which do not coincide with the boundaries of administrative regions. The use of the development model for the stages of tourist zones makes it possible to explain and predict the nature of the relationships of participants in the tourist market, within the framework of the tourist regions grouped by stages of development, in which the dynamics of the tourist flow volume, the influence of seasonality, tourist motivation, and the emergence of new types of tourism. The use in practice of this model of development of the tourist industry allows monitoring tourism development, planning the development of tourist zones, on the basis of selected segments of the tourist market, to develop demanded tourist products. The work was prepared within the framework of the project RNF No. 15-18-20047 «Ontology of the landscape: semantics, semiotics and geographic modeling».

Key words: tourism, tourist services, northern territories, Canada, zoning, zoning, stadial model, development.

References

1. Le cadre écologique du Canada. Ce site décrit les écozones du Canada et les principes généraux de la classification écologique. [Elektronnyj resurs]. URL : http:// www.ecozones.ca/francais/introduction.htm (in Spanish).

2. Totonova E. E. Analiz metodov rajonirovaniya i zonirovaniya severnyh territorij (na primere Kanady) (Analysis of methods for zoning and zoning of northern territories (Canada as an example)). Arktika 21 vek. Gumanitarnye nauki. Informacionno-nauchnoe izdanie, 2016, no. 1 (7), pp. 28-36. (in Russian).

3. Vishnevskij D. S., Dem'yanenko A. N. Makroehkonomicheskoe zonirovanie kak metod strategicheskogo analiza: Dal'nij Vostok Rossii (Macroeconomic zoning as a method of strategic analysis: the Far East of Russia ). Prostranstvennaya ehkonomika, 2010, no. 4, pp. 6-31. (in Russian).

4. Hamelin, Louis-Edmond. Discours du Nord. Collection Recherche 35, GÉTIC. Québec : Université Laval (Publ.), 2002, p. 72. (in English).

5. Isachenko A. G. Landshaftovedenie i fiziko-geograficheskoe rajonirovanie (Landscape science and physico-geographical zoning) M.: Vysshaya shkola (Publ.), 1991, 366 p. (in Russian).

117

6. [Elektronnyj resurs]. URL : http//www.statcan.gc.ca/pub/16-201-x/2009000/m003-fra.htm(in Russian).

7. [Elektronnyj resurs]. URL : http://www.aqit.ca/telechargement/plan-dev-tour-2012-2020.pdf (in Russian).

8. Totonova E. E. Turistskoe zonirovanie kak metod geograficheskogo modelirovaniya racional'nogo ispol'zovaniya severnyh landshaftov(Tourist zoning as a method of geographic modeling of the rational use of northern landscapes). Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Geografiya. Geologiya. 2016. Tom 2 (68), no. 3, pp. 242-252. (in Russian).

9. Totonova E. E. Territorial'naya differenciaciya turistskoj industrii Severnyh territorij Kanady (Territorial differentiation of the tourism industry in the Northern Territories of Canada). Ekonomika i predprinimatel'stvo, 2016, no. 4, ch. 1 (69-1), pp. 415-420. (in Russian).

10. Totonova Elena. Tourism Planning and Management of Canada's Northern Territories [Elektronnyj resurs]. URL : www.indjst.org. (in English).

Поступила в редакцию 22.07.2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.