Научная статья на тему 'Развитие туризма северных территорий Канады в современных условиях'

Развитие туризма северных территорий Канады в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1804
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СЕВЕРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ КАНАДЫ / СЕВЕРНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / ТOURISM / CANADA'S NORTHERN TERRITORIES / NORTHERN TOURISM / TOURIST INFRASTRUCTURE / NATIVE PEOPLE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тотонова Елена Егоровна

В статье сделана попытка анализа развития туризма северных территорий Канады. Сделан вывод о том, что туризм является опорой развития экономики северных территорий, что он не оказывает негативного воздействия на природу и образ жизни коренных народов. Выявлено, что развитие туризма на Севере Канады является феноменом «смешанной занятости», т.е. сочетания традиционных форм трудовой деятельности с современными формами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие туризма северных территорий Канады в современных условиях»

3. Репин, В.В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация / В.В. Репин. - М., 2010.

4. Репин, В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин, В.Г. Елифе-ров. - М., 2007.

5. Официальный сайт ОАО «Казанькомпрессормаш». -URL: http://www.kompressormash.ru

6. FMEA. Анализ видов и последствий потенциальных отказов. - URL: http://www.support17.com

УДК 380.8(71)

Е.Е. Тотонова

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КАНАДЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье сделана попытка анализа развития туризма северных территорий Канады. Сделан вывод о том, что туризм является опорой развития экономики северных территорий, что он не оказывает негативного воздействия на природу и образ жизни коренных народов. Выявлено, что развитие туризма на Севере Канады является феноменом «смешанной занятости», т.е. сочетания традиционных форм трудовой деятельности с современными формами.

Туризм, северные территории Канады, северный туризм, туристская инфраструктура, коренные народы.

The paper makes an attempt to analyze the development of tourism in the Canada's northern territories. It is considered that tourism is the basis of the northern territories economic development without negative influence on the nature and way of life of native people. It is revealed that tourism development in the Canadian North is a phenomenon of "mixed employment", i.e. a combination of traditional forms of labour activity and modern ones.

^jurism, Canada's northern territories, northern tourism, tourist infrastructure, native people.

Природно-ресурсный потенциал страны создает предпосылки для организации определенных видов туризма и основу для предоставления потребителю туристических услуг. В мировой туристской специализации Канада выделяется как страна, позиционирующая природные виды туризма (экологический, приключенческий и др.), чему способствует огромная территория страны (9970 тыс. кв. км), разнообразные природно-рекреационные ресурсы.

Северные регионы с каждым годом все активнее вовлекаются в рыночные отношения. В связи с этим коренное население независимо от своего желания испытывает позитивные и негативные перемены в характере, результатах трудовой деятельности, в качестве и образе жизни. Характерной особенностью нового этапа северной политики Канады является обеспечение устойчивого развития Арктики. Одним из направлений повышения конкурентоспособности региона является развитие северного туризма с уникальными природно-рекреационными ресурсами.

Туристско-ресурсный потенциал. Северные территории Канады (40 % территории страны, расположенные к северу от 60-й параллели) состоят из трех территорий: Юкона, Северо-Западных территорий, Нунавута. Здесь живет менее 1,0 % ее жителей, называемых первой нацией (инуиты, индейцы) (табл. 1) [10], [11].

Север Канады привлекает туристов своей недоступностью. Например, только до Юкона и до некоторых частей Северо-Западных территорий (СЗТ) можно доехать на шоссе, а в Нунавут можно попасть только воздушным путем. Среди видов туристской деятельности, по которым проводится активное позиционирование на Севере Канады, можно перечис-

лить морские круизы, туры на собачьих упряжках, сафари на снегоходах, охоту, рыбалку, наблюдение за животным миром Севера, экологические туры, катание на лыжах, походы по горным районам тундры, сплавы по рекам.

Таблица 1

Северные территории Канады

Территории Площадь, доля от общей площади страны, % Население, доля коренного населения, % Национальные парки

Юкон 483 тыс км2, 4,8 % 31 тыс. (20 % -коренное население) Клуан, Ив-вавик, Вун-тут

СевероЗападные территории 1,3 млн км2, 13,5 % 43 тыс. (50 % -коренное население) Вуд-Баф-фало, На-ханни, Тук-тук-Ногайт

Нунавут 2,1 млн км2, 21,0 % 30 тыс. (85 % -коренное население) Ойуиттук, Элсмир-Айленд, Сирмилик, Уккусикса-лик

Туризм в Юконе является основной отраслью экономики, занимающей 2-е место после горнодобывающей промышленности. За год территорию посещают примерно 315 тыс. туристов, из которых 19 % -канадцы из других провинций. Юкон привлекает

любителей спортивного и приключенческого туризма, но наибольший интерес вызывают достопримечательности, связанные с эпохой «золотой лихорадки». Индустрия туризма Юкона обеспечивает работой 11 % всех занятых и состоит из 890 предприятий. По данным 2007 г., Юкон посетили 315 тыс. туристов, 88 % прибытий туристов приходится в период с мая по сентябрь [8], [9].

Основу экономики Северо-Западных территорий составляют горнодобывающая промышленность, рыболовство, изделия народных промыслов (40 кооперативов), и в последнее время значительная роль в экономике СЗТ принадлежит туризму. По статистическим данным Ассоциации туризма СЗТ (2007 г.), территорию посетили 62 тыс. туристов, расходы которых составили 110 млн долл. По целям посещения преобладают туристы, которые предпочитают отдых на природе - 60 %, деловые туристы - 40 %. 45 % туристов предпочитают останавливаться в палаточных городках, 35 % - в гостиницах, мотелях, а остальные - у знакомых, родственников. В основном туристы имеют средний размер семейного дохода. Так, 50 % путешественников имеют доход 30 -90 тыс. долл., а 25 % более 90 тыс. долл. [6].

Как и другие провинции Канады, СЗТ имеют развитую туристскую инфраструктуру: качественный сервис, комфортные гостиницы, современные аэропорты, различные виды туруслуг, чему способствует государственная поддержка, политика страны. Приему еще большего количества туристов мешает недостаточно развитая транспортная система (большие расстояния между населенными пунктами, вечная мерзлота, долгая зима и др.), конкуренция с Аляской и Юконом, предлагающими аналогичные виды приключенческого туризма.

Самая молодая территория Канады - Нунавут (на языке инуитов - «Наша земля») - появилась на карте страны 1 апреля 1999 г. Главным городом территории Нунавут является поселок Икалуит (5 тыс. жителей) на острове Баффинова Земля [2], где живет около пятой части населения территории. Основными занятиями инуитов Нунавука являются работа в горнодобывающей промышленности, охота, рыболовство, морской промысел, народные промыслы (занято 30 % населения) и туризм.

Нунавут представляет туристам древнюю культуру инуитов и уникальную северную природу, ежегодно привлекая 18 тыс. туристов со всего мира [3]. Туристы имеют возможность заниматься спортивной охотой, рыбалкой, сплавляться по горным рекам и т.д. Основной достопримечательностью этих мест являются национальные парки с прекрасными, нетронутыми человеком местами, с арктическими пейзажами, каньонами и водопадами на юге. Местные гиды знакомят туристов с легендами, связанными с охотой на морских животных [7].

В последнее время в Нунавуте становятся все более популярными северные круизы. Основными факторами развития являются потепление климата на Земле, оттаивание Северо-Западного прохода, рост доходов населения и развитие транспорта. Круизные корабли посещают населенные пункты района Баф-

фин, тем самым являясь важным источником доходов местного населения. Инуитские поселки предлагают к услугам туристов спектакли, выставки народных умельцев, художников. Например, доходы местного населения с визита одного круизного судна составляют примерно 13 тыс. долл. По данным 2008 г., было организовано 20 круизов за лето (туроператор «Adventure Canada») [4]. Поэтому правительством Нунавута развитие туризма, северных круизов рассматривается как один из источников развития экономики национальной территории.

Туриндустрия - одна из самых чувствительных к изменениям рынка, поэтому одной из первых чувствует негативные последствия. Колебаниям мирового туристского рынка Канадская комиссия туризма (ККТ) противопоставляет масштабное инвестирование туриндустрии, усиливает рекламную работу, предлагает новые виды туристских продуктов, улучшает туристскую инфраструктуру. Чтобы пережить кризис, ККТ перестраивает маркетинговую и рекламную политику.

Туристская инфраструктура северных территорий Канады. Как и по всей стране, в северных территориях Канады получили широкое развитие гостиничные комплексы, которые предоставляют туристам не только услуги размещения, но и широкий спектр других услуг, таких как питание в ресторане при отеле, предоставление залов для проведения конференций и совещаний, бронирование и приобретение билетов на все виды транспорта, оформление автопроката и вызов такси, экскурсионное обслуживание, организацию досуга и развлечений, предоставление информации, торговлю сувенирами и другие туристские услуги. За 2002 - 2007 гг. доходы канадских гостиниц (27 %) и средняя стоимость гостиничных номеров (по сравнению с 2006 г. увеличилась на 3,6 %) значительно выросли. Крупнейшие гостиничные комплексы объединяются через автоматизированные системы управления гостиничными фондами в «цепи». Происходит и рост заработной платы сотрудников гостиниц (25 %), но в то же время наблюдается уменьшение числа гостиниц на 0,7 % за 2002 - 2006 гг. (за счет объединения) [1], [11].

Доходы рынка гостиничных услуг северных территорий Канады увеличиваются. Если рассмотреть по отдельности каждую территорию, то наибольший рост наблюдается в Нунавуте - 47 %, в СевероЗападных территориях - 47 %, в Юконе - 7 %. Показатель наибольшего роста рынка гостиничных услуг (47 %) в Нунавуте и в Северо-Западных территориях за 2001 - 2007 гг. происходит в результате быстрого темпа роста развития туризма (табл. 2) [11]. Стабильные показатели роста гостиничных услуг Юкона связаны с тем, что, по сравнению с другими территориями, развитие туризма здесь началось рано. До Юкона, предлагающего почти одинаковые туристические услуги с соседними территориями, можно добраться автомобильным транспортом, а не только на самолете (который стоит намного дороже). Юкон является наиболее доступным для туриста северным регионом Канады.

Таблица 2

Доходы рынка гостиничных услуг северных территорий Канады за 2001 - 2007 гг. (млн канад. долл.)

Территории 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Юкон 76,5 70,5 71,4 73,1 80,3 77,5 82,1

Северо-Западные территории 58,8 55,8 58,7 53,4 58,0 71,1 61,5

Нунавут 23,2 24,9 29,4 32,6 30,2 29,4 34,0

Канада 12 165,7 12 780,2 12 314,6 13 220,9 14 193,6 14 667,9 15 482,2

Особенностью развития туристского бизнеса в Канаде является все большее проникновение в туристский бизнес транспортных, телекоммуникационных, информационных, торговых, промышленных, банковских, страховых компаний. Например, транспортные компании предоставляют как отдельные виды услуг, так и самостоятельно разработанные туры и, таким образом, совмещают функции туроператора и перевозчика. Судоходные компании организуют круизы, автотранспортные предприятия самостоятельно разрабатывают автобусные туры. Но происходящий в последнее время рост цен на бензин ограничивает поездки канадцев на автомобиле.

Транспортную инфраструктуру северных территорий Канады составляют автозимники, шоссе Dempster, автодорога Canol (Северо-Западные территории), аэропорты, стоянки круизных судов и др. Большинство автомобильных дорог Севера Канады построены 40 лет назад. За 2001 - 2004 гг. происходит увеличение доходов рынка транспортных услуг

северных территорий Канады, которое связано с ростом прибытий туристов. Если сравнивать три северные территории Канады, то рост количества транспортных предприятий наблюдается в Нунавуте, который раньше был труднодоступным районом Канады. По сравнению с Нунавутом, Юкон и СевероЗападные территории являются наиболее доступными территориями для туристов (наличие автомобильных дорог). Происходит уменьшение числа транспортных предприятий за счет создания более крупных предприятий (табл. 3) [11].

По данным табл. 4 [11], происходит рост пасса-жирооборота авиакомпаний, работающих на внутреннем рынке (авиакомпаний Air Canada Regional и West.Jet - на 20 %), и, наоборот, небольшое снижение (на - 0,2 %) перевозок международных авиапассажиров (Air Canada). Рост пассажирооборота наблюдается в течение летнего туристского сезона (особенно в мае).

Таблица 3

Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Юкон

Доходы, всего 1564 971 1785 2113

Количество предприятий 21 10 17 11

Северо-Западные территории

Доходы, всего 3095 2811 3954 3685

Количество предприятий 93 94 91 89

Нунавут

Доходы, всего 2332 1781 2355 3894

Количество предприятий 27 28 36 48

Канада

Доходы, всего 1 038 240 1 188 605 1 267 291 1 304 590

Количество предприятий 27 285 33 229 35 274 35 339

Пассажирооборот крупнейших канадских авиакомпаний, тыс. чел.

Таблица 4

Авиакомпании 2007 г. В % 2007/2006 г.

Air Canada (в том числе Jetz) 3751 -0,2

Air Canada Regional (Jazz) 369 20

West. Jet 946 20

Рынок транспортных услуг СТК (млн канад. долл)

Основным видом конкурентоспособности канадских туристских агентств являются он-лайн продажи. 42 % их клиентов предпочитают данный вид продажи турпутевок. В рекламе канадского турпро-дукта американским туристам продвигают Канаду как «гостеприимную, близкую и безопасную страну». Таким образом, сильными сторонами для развития туризма северных территорий Канады являются:

- разнообразие культуры и истории коренных народов;

- огромная территория и экологически чистая, нетронутая, дикая природа и наличие водных путей мирового класса;

- развитая туристская инфраструктура (гостиницы, предприятия питания, транспорт) и разнообразные туристические продукты/услуги;

- сеть парков, палаточных лагерей и центров для туристов;

- рост доли делового туризма.

Слабыми сторонами для развития туризма и для привлечения туристов является удаленность от основных рынков, высокая стоимость авиабилетов, отсутствие прямого доступа авиалиний на европейские и азиатские рынки, малое количество достопримечательностей, ограниченная общественная инфраструктура для поддержки туризма, конкуренция со стороны других национальных и международных туристических фирм. Основной стратегией развития туризма на Севере Канады является:

- предложение коротких, непродолжительных тур-продуктов, которые наиболее востребованы на тур-рынке;

- освоение новых рынков;

- разработка и предложение индивидуальных туров;

- повышение квалификации персонала;

- улучшение туристской инфраструктуры;

- активное продвижение на мировом рынке экологически чистой, уникальной северной природы Канады [8], [9].

С 1987 г. происходит развитие северного туризма как важной составляющей отрасли экономики северных территорий Канады. Несмотря на суровые климатические условия, удаленность от центра, развитие туризма на Севере страны набирает обороты. Правительства северных территорий Канады, предприятия северной туриндустрии уверены, что туризм является опорой развития экономики территорий и не оказывает негативного воздействия на хрупкую северную природу и образ жизни коренных народов.

Несмотря на суровый климат, высокую стоимость транспортных услуг, неразвитость инфраструктуры, туризм все больше привлекает туристов, желающих отдыхать и знакомиться с северным образом жизни «под открытым небом». Из-за территориальной удаленности Севера одной из актуальных проблем является проблема транспорта в обеспечении дальнейшего развития туризма. Поэтому основной задачей для привлечения большого количества туристов является удешевление тарифов на воздушный транспорт,

улучшение организации авиационного транспорта (является почти единственным видом используемого транспорта на Севере), увеличение количества гостиниц (туристского класса) и улучшение качества предлагаемых услуг. Кроме того, актуальными являются вопросы регулирования, согласования деятельности различных туристских посредников государственных структур и частного сектора [5].

И, наконец, туризм не может развиваться на Севере без согласия и поддержки коренных народов. Формирование местных органов управления на Севере Канады является эффективной формой управления туризмом, поскольку именно местное население заинтересовано не только в экономической стороне развития туризма, но в сохранении хрупкой природы.

Таким образом, развитие туризма северных территорий Канады является составной частью государственной социально-экономической политики, которая ориентирована на формирование новой модели функционирования данной сферы с сочетанием эффективных рыночных механизмов и с сохранением традиционного природопользования коренных народов. Основой развития туризма на Севере являются уникальные природные ресурсы, историко-культурное наследие и этнокультурный потенциал территории. Необходимым условием стабильного развития туризма является развитие новых направлений туризма и предложение разнообразных туристских услуг. Задачи диверсификации турпродукта северных территорий решаются через расширение туристского предложения, включая создание условий для развития внутреннего и въездного туризма в северных национальных парках, охраняемых территориях и в культурных объектах.

В настоящее время интенсивное развитие маркетинга, успешное продвижение территории позволяет жителям достичь роста благосостояния и удовлетворять потребности людей, использующих предлагаемые территориальные блага (климат, ландшафт и др.) в целях отдыха. В условиях рыночной экономики территория приобретает новое значение и из географической, пространственной единицы превращается в своеобразный «продукт» или «товар», который обладает потребительской стоимостью. Эффективная стратегия по продвижению северного тур-продукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках, позволит сделать въездной и внутренний туризм северных территорий Канады доходной составляющей экономики.

Таким образом, специфика организации природных видов и экологического туризма, особенно в суровых и труднодоступных условиях Севера, приводит к формированию специфической экономики, которую в Канаде называют «смешанной». Развитие туризма на Севере Канады является феноменом «смешанной занятости», т.е. сочетания традиционных форм трудовой деятельности с современными формами, что практикуется в течение 30 лет. Правительства северных территорий Канады, предприятия

северной туриндустрии уверены, что туризм является опорой развития экономики территорий, не оказывает негативного воздействия на хрупкую северную природу и образ жизни коренных народов.

Список литературы

1. Тотонова, Е.Е. Современное состояние и тенденции развития туризма в Канаде / Е.Е. Тотонова // США, Канада: экономика, политика, культура. - 2010. - № 3. - С. 115 - 127.

2. Черкасов, А.И. Канадский север: хозяйство, люди, отношения с Россией / А.И. Черкасов // США, Канада: экономика, политика, культура. - 2006. - № 2.

3. Черкасов, А.И. Экономическое развитие Канадского Севера / А. И. Черкасов // США, Канада: экономика, политика, культура. - 2001. - № 6.

4. Frédéric, L. Tourisme dans l'Arctique. Observations de

terrain, Walrus Expedition, 12 - 24 septembre 2008 à bord du Lyubov Orlova, Resolute-Groenland-Iqaluit: rapport de recherche, Québec, Canada, octobre 2008. - Quebec, 2008.

5. Legare, А. Le tourisme dans l'archipel arctique canadien / A. Legare. Geographie. Universite Laval. - Quebec, 1987.

6. Tourism and Parks. Department of Industry, Tourism and Investment // Government of the Northwest Territories. -2005. - October.

7. http://www.iti.gov.nt.ca/parks/tourism/research_and_stat istics.htm

8. http://www.ainc-inac.gc.ca

9. http://www.canadatourism.com

10. http://www.pc.gc.ca

11. http://www.statcan.ca

БИБЛИОТЕКА ЧГУ РЕКОМЕНДУЕТ ПРОЧИТАТЬ

Новые книги по менеджменту

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Беляев, В.М. Основы менеджмента на транспорте: учебник / В.М. Беляев, Л.Б. Миротин, А.К. Покровский. - М.: Академия, 2010. - 320 с.

Целью реферируемого учебника является изложение основ теории менеджмента при организации производства. В книге рассматриваются производства различных видов продукции и потребительских услуг.

Учебник дает подробное представление о современной теории менеджмента. Менеджмент авторами понимается как область человеческих знаний, использование которых позволяет прогнозировать последствия применения тех или иных управляющих воздействий руководителя подразделения на подчиненных.

Авторы учебника показывают, что в России пока должным образом не отрегулированы рыночные отношения, поэтому требуются новые принципы управления коммерческими фирмами. Способствовать решению указанной проблемы признан и настоящий учебник. В книге рассказывается о мировом опыте менеджмента, в частности, затрагиваются американская и японская модели управления. Разъясняются стратегии лидерства в менеджменте. Эта тема сегодня одна из самых перспективных в управлении.

Авторы попытались сочетать теорию с практическими рекомендациями. Читателям предлагается изложение материала с использованием наглядных примеров из практики управления хозяйственной деятельностью перевозочных и транспортно-экспедиционных фирм.

Рекомендуем книгу студентам, аспирантам, преподавателям, а также руководителям и специалистам сферы управления коммерческими организациями.

Книгу можно взять на абонементе библиотеки ЧГУ по адресу: г. Череповец, ул. М. Горького, 14, 1-й этаж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.