Научная статья на тему 'Опыт развития коммуникативных навыков у аутичных детей с помощью рисования комиксов'

Опыт развития коммуникативных навыков у аутичных детей с помощью рисования комиксов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
785
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТИЗМ / АУТИЧНЫЕ ДЕТИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / АРТ-ТЕРАПИЯ / КОМИКСЫ / РИСОВАННЫЕ ИСТОРИИ / AUTISM / AUTISTIC CHILDREN / COMMUNICATION SKILLS / EMOTIONAL INTERACTION / SPECIAL PEDAGOGICAL WORK / ART-THERAPY / COMICS / DRAWN STORIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Евлампиева Гульнара Анфисовна

Работа с аутичными детьми, их социализация и интеграция в современное общество важное направление коррекционной педагогики. Реализация эффективных технологий с особенными детьми представляется необходимым направлением гуманизации общества. В статье представлены технологии рисования комиксов, позволяющие активизировать у детей мыслительные процессы и сформировать у них устойчивый интерес к предлагаемым занятиям. В процессе длительного исследования автором статьи была подтверждена результативность предлагаемой технологии. В итоге исследования определяется, что каждый из детей, прошедший обучение и реабилитацию путем выражения графических поисков и организации изготовления новелл, более успешно социализируется в процессе общения со сверстниками. В ходе исследования определялись и применялись игровые методы и классические формы взаимодействия ребенка с внешним миром через предметное восприятие и формирование среды; его мотивов и выраженности его действий. Экспериментальные данные подтвердили гипотезу исследования в аспекте повышения коммуникативных навыков на 30-40 % по сравнению с началом реабилитационного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS IN AUTISTIC CHILDREN THROUGH DRAWING COMICS

Work with autistic children, their socialization and integration into modern society is an important direction for special education. Implementation of efficient technologies with special children has been an important area of humanization of society. The article presents the technology of drawing comics to activate thought processes and to generate sustainable interest in the proposed activity. During the long process of research, the author confirmed the performance of the proposed technology. As a result of the study, it is determined that each of the children who undergo education and rehabilitation through expression of graphic search and organization of creation of short stories, is socialized more successfully. This ensures the process of communication with peers and enhances interaction with further actions of psychoeducational nature. In the process of research, both the gaming methods and the classical forms of the child's interaction through object perception and the formation of environment around the child, his/her motives and the severity of his/her actions were determined and used. Experimental data confirmed the hypothesis of the study about improvement of communication skills by 30-40 % as compared with the beginning of the rehabilitation period.

Текст научной работы на тему «Опыт развития коммуникативных навыков у аутичных детей с помощью рисования комиксов»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

117

2017. Т. 27, вып. 1

Педагогика

УДК 376.3 Г.А. Евлампиева

ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ РИСОВАНИЯ КОМИКСОВ

Работа с аутичными детьми, их социализация и интеграция в современное общество - важное направление кор-рекционной педагогики. Реализация эффективных технологий с особенными детьми представляется необходимым направлением гуманизации общества. В статье представлены технологии рисования комиксов, позволяющие активизировать у детей мыслительные процессы и сформировать у них устойчивый интерес к предлагаемым занятиям. В процессе длительного исследования автором статьи была подтверждена результативность предлагаемой технологии.

В итоге исследования определяется, что каждый из детей, прошедший обучение и реабилитацию путем выражения графических поисков и организации изготовления новелл, более успешно социализируется в процессе общения со сверстниками. В ходе исследования определялись и применялись игровые методы и классические формы взаимодействия ребенка с внешним миром через предметное восприятие и формирование среды; его мотивов и выраженности его действий. Экспериментальные данные подтвердили гипотезу исследования в аспекте повышения коммуникативных навыков на 30-40 % по сравнению с началом реабилитационного периода.

Ключевые слова: аутизм, аутичные дети, коммуникативные навыки, эмоциональное взаимодействие, коррекци-онно-развивающая работа, арт-терапия, комиксы, рисованные истории.

Введение

Аутизм - это комплексное нарушение эмоционального и социального восприятия, стагнационное воздействие на конгитивное (умственное) развитие. Детский аутизм определяется как первазив-ное, то есть всепроникающее, нарушение развития. Такой ребенок лишен возможности адекватно использовать для решения жизненных задач даже имеющиеся способности, знания, навыки. В таком случае все методы коррекционной и психологической помощи ему направлены на активизацию осмысленных отношений с близкими и с окружением, на дифференциацию привычного обихода домашней жизни, на развитие его желаний и эмоциональных связей. Такая работа с аутичными детьми создает основу для речевого, когнитивного и социального их развития и самостоятельного, механического использования ими усвоенных знаний и навыков.

Арт-терапия - один из наиболее эффективных методов такой терапии, представляющий собой совокупность психокоррекционных методик, различия и особенности которых определяются как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения. Изобразительная деятельность помогает снизить у ребенка эмоциональное напряжение и создать ощущение большего комфорта, что позволяет повысить его толерантность к психотерапевтическим отношениям. Такой подход позволяет снижать тревожность ребенка и делает его более открытым для контакта со специалистом. «Язык» визуальной и пластической экспрессии особенно актуален при работе с детьми как незаменимый инструмент при исследовании, развитии и гармонизации в случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Цель предлагаемого исследования состоит в определении эффективности развития коммуникативных навыков у детей-аутистов посредством рисования комиксов

Предмет исследования - методы арт-терапевтической работы в системе педагогического сопровождения детей с аутизмом. Определяя актуальность реализации предлагаемой методики, мы руководствуемся важностью и объективной необходимостью социализации детей с аутизмом, формирования у них потребности взаимодействия с окружающим миром.

Коммуникативные нарушения присущи практически всем аутичным детям и вызваны нарушениями социального взаимодействия. Трудности коммуникации с ними - в отсутствии реагирования на собственное имя и на речь других людей; речь аутичных детей отражает речь взрослых и остается стереотипной; отмечены разнообразные нарушения звукопроизношения, ударения, интонации и тем-

118_Г.А. Евлампиева_

2017. Т. 27, вып. 1 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

па речи. Наблюдаются склонность к неологизмам, нарушениям грамматического строя речи; трудности с пониманием смысла и употреблением понятий; неспособность начать и поддерживать диалог; неиспользование местоимения «я», нарушения невербальной коммуникации, задержка или остановка речевого развития. У аутичных детей, в отличие от детей с нормальным развитием, при наличии монологической речи, диалог, столь социально значимый для ребенка, отсутствует [5. С. 23].

Материалы и методы исследования

Для проведения исследования была выбрана группа детей-аутистов в возрасте 3-4 лет. Для получения объективных результатов она была разделена на контрольную и экспериментальную подгруппы. Одному из детей экспериментальной группы был поставлен диагноз РДА, первая группа по классификации О.С. Никольской [10. С. 18]. Двое других детей с тем же диагнозом были отнесены ко второй группе. В течение трех месяцев дети из экспериментальной группы занимались по стандартной методике - с применением арт-терапевтических занятий рисования комиксов.

Индивидуальную коррекционную работу в экспериментальной группе вели специалисты (психолог, дефектолог) 3-4 раза в неделю по 1-2 часа с каждым ребенком в индивидуальном порядке. Для обеспечения последовательности и неразрывности терапии родителям предлагалась схема работы в домашних условиях

Результаты и их обсуждение

Уровень психофизического и интеллектуального развития у детей контрольной и экспериментальной групп на начальной стадии эксперимента находился на одном уровне. У всех детей наблюдались схожие проявления расстройств аутистического спектра. Одному из них был поставлен диагноз РДА, первая группа по классификации О.С. Никольской [10. С. 21]. У всех детей наблюдалась отрешенность, «отвержение» окружающего мира, выраженная неконтактность (в том числе зрительная), на протяжении нескольких месяцев привязанность к одной игрушке или к неигровому предмету (морковь, прутик, ручка), игры с неигровыми предметами (ключ, ложка, фантик).

Для всех было характерным полное отсутствие инициативы, трудности формирования навыков самообслуживания, стереотипность движений - постукивание пальцами по всем поверхностям, раскачивание телом и головой (яктация).

В разных странах мира, в том числе и России, активно используется метод арт-терапии, применение которого дает положительные результаты при работе и с обычными детьми, и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Методика рисования комиксов предполагает работу детей на бумаге за столом, на полу, на мольберте и мелками - на асфальте. Для этого использовался ряд необходимых материалов (бумага форматов А4, А3, А2, простые и цветные карандаши, фломастеры, цветные шариковые и гелевые ручки, акварель, гуашь, кисти, пастель, восковые карандаши, мелки), перечень которых мог постепенно расширяться. На занятиях с ребенком присутствовал один из родителей, которого специалисты активно вовлекали в процесс совместного с ребенком рисования комиксов. Занятия могли допускать гибкость в плане продолжительности, выбора места, формы работы и изобразительного материала с целью присоединиться к ребенку и ввести его в работу. Темы для рисования с последующим обсуждением задавались ребенку специалистом, который ориентировался на актуальные потребности ребенка на конкретный момент времени.

Эмоциональное взаимодействие удавалось установить выстраиванием занятий с учетом естественных интересов детей и вовлечением их в совместную деятельность (рисованные истории), на что они реагировали эмоциями и активностью.

В процессе коррекционно-развивающей работы, после установления визуального контакта и взаимоотношений с обратной связью, мы использовали доречевое общение (взгляд, звуки, интонация, жесты), как основу для воспитания затем речевых навыков, но не задерживаясь долго на этом этапе, чтобы, по словам Л.С. Выготского, «не убить всякий живой интерес к речи» [1. С. 31].

Работа, направленная на развитие речевых навыков, велась поэтапно. На первом ее этапе акцент был сделан на формировании импрессивной стороны речи, путем постоянного комментирования происходящего (берем бумагу, кладем бумагу на стол, берем в руку карандаш, рисуем карандашом на бумаге круг - это будет голова, в круге рисуем глаза, брови, нос, рот - это получилось лицо, и т. д.) и через развитие способности выполнять простые инструкции (На, Дай и др.).

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2017. Т. 27, вып. 1

На втором этапе стимулирование речевой активности усиливалось восклицаниями взрослых: (Ох, Ой и др.), которые относились к изображенным персонажам. Экспрессивная сторона речи формировалась через многократное подражание детей действиям, звукам и интонациям взрослого, который рисовал и озвучивал рассказы в картинках.

Работа на третьем этапе была направлена на формирование диалогической речи. Для этого в ходе занятий мы использовали совместное проговаривание по ролям высказываний героев комиксов, двигательные упражнения и проигрывание по ролям ситуаций из рисованных историй, пальчиковые игры и танцы под музыкальное сопровождение песенок-инсценировок Е. Железновой [8. С. 15].

Таким образом, мы совмещали рисование комиксов с музыкальными и физкультурными занятиями, на которых решалась задача моторного воспитания. Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Со становлением речи особенно тесно связано развитие тонких движений пальцев рук [12. С. 20].

В длительном совместном рисовании рассказов в картинках постепенно отрабатывались элементы учебных навыков, что позволяло добиваться длительной концентрации внимания, отсутствие которого приводило к задержке речи. Используя непроизвольное сосредоточение ребенка в процессе совместного рисования и эмоционального комментирования происходящих действий, совершаемых героями комиксов, мы развивали у детей произвольное внимание и длительное удержание его на совместной деятельности. Это, в свою очередь, способствовало планомерному и продуктивному развитию мышления, тесно связаннго со способностью сосредоточивать внимание.

На практике работа по развитию мышления проводилась поэтапно. В первую очередь, это налаживание эмоционально насыщенного контакта с окружающим миром: например, посредством визуализации, совместного сюжетного рисования с одновременным развитием речи, моторики и сенсорики. В процессе развития мышления большое внимание уделялось формированию у детей сенсорики, так как из-за нарушения обработки сенсорной информации возникают трудности с освоением логики и обретением чувства реальности.

В ходе работы внимание детей мы ориентировали на форму, величину и цвет изображаемого. Например: «Мы ехали в детский садик на большом желтом автобусе, а из садика возвращались на маленькой синей машине»; «Новогоднюю елку мы украсили овальными шишками, квадратными домиками и круглыми шарами»; «На рынке мы купили большой круглый зеленый арбуз и маленькие овальные синие сливы» и т. п. Также в процессе рисования формировали у детей понимание слов «один», «много», «ни одного», учили их и закрепляли умение группировать предметы по цвету, форме и величине.

Например, «Папа надул для Вани много круглых воздушных шариков, мама надула один овальный шарик, а Ваня ни одного», «Соня сорвала на поле много желтых одуванчиков, мама сорвала одну белую ромашку, а папа ни одного цветка не сорвал», «Из зеленых яблок мама сделает сок, из желтых яблок сварит варенье, а красные яблоки будем так кушать» и т. п. Изображение людей обязательно сопровождалось рисованием филактера со словами персонажей и их озвучиванием; например, просьбы Вани к папе дать ему один или много шариков.

Следующий шаг в развитии мышления - целенаправленное взаимодействие с окружающим миром. Для этого мы учили детей выполнять задание путем самостоятельного последовательного изображения историй из реальной жизни, по словесной инструкции взрослого. Сведение нескольких целенаправленных действий в единое целое достигалось решением вместе с ребенком многошаговых проблем. Например, когда ребенок ищет спрятанный карандаш любимого цвета (чаще всего дети выбирали для рисования красный) и не находит, он вынужден просить педагога или родителей о помощи. Или, когда для рисования комиксов ребенку предлагаются акварельные краски, он понимает, что для достижения цели надо взять кисть и налить в банку воды. Этот этап аутичным детям давался тяжело из-за нарушения планирования сложных действий и выстраивания их последовательности.

Оперирование понятиями и выстраивание связей между идеями - это важные шаги в развитии логического рационального мышления. Например, при совместном рисовании взрослого и ребенка комикса на тему «В деревне» (ребенок гостил в деревне у бабушки), он получал следующую информацию: домашние животные, где они живут, что они едят, какую пользу приносят людям. Изображая животных, взрослые имитировали их голоса, стараясь привлечь внимание ребенка к тому, как выглядят животные и какие части тела у них есть, используя одновременно прилагательные. Продолжая работать с темой животных, ребенку задавали простые вопросы что, кто, затем их усложняли: где

120_Г.А. Евлампиева_

2017. Т. 27, вып. 1 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

живет?, что кушает? и что делает?. При необходимости ребенку помогали коротко ответить на вопросы: стоит, кушает, везет... Для закрепления смысловой нагрузки задавали вопросы по-другому: Кто кушает?, Кто стоит?, Кто везёт?...

Анализ результатов исследования показал, что проводимая регулярно правильно организованная работа с рисованными историями позволила значительно сократить дистанцию отставания от сверстников.

Так у исследуемых детей продуктивно развивались речевые и коммуникативные навыки, чему способствовало и позитивное мотивирование со стороны взрослых. Положительная динамика наблюдалась и в том, как в процессе обучения сменяли друг друга три основных вида работы по арт-терапии: активный, пассивный и смешанный. При пассивном виде работы дети просто наблюдали за деятельностью взрослых, рассматривали рисунки, слушали пояснения и рассказы к этим рисункам. Длительное время в рисунках самих детей наблюдалась лишь персеверация. У одного ребенка это было монотонное повторение вертикальных линий, другой - изо дня в день рисовал лужи, у третьего в рисунках присутствовало многообразное изображение клубков. Такой период можно отнести к первому этапу формирования речи. На втором - при смешанном виде работы по арт-терапии - дети стали дополнять комиксы различными элементами, символами и словами, пытаясь повторять изображения взрослых. Особое значение в рисунках дети придавали наличию филактера. Рисованные истории без «словесных пузырей» интересовали их в меньшей степени. На третьем этапе формирования диалогической речи у детей рождается активный вид работы: они дополняют истории новыми действиями и репликами персонажей, и даже сами придумывают рассказы в картинках, создавая собственный продукт творчества.

По окончании эксперимента тестирование наглядно продемонстрировало результативность проведенной работы (см. табл.). Оценка производилась по 10-балльной системе.

Оценочная таблица результативности экспериментальной работы

Критерий Экспериментальная Контрольная группа

группа

Начальная Пост- Начальная Пост-

диагностика диагностика диагностика диагностика

Эмоциональное 4 7 4 5

взаимодеиствие с детьми

Взаимодействие 3 6 4 5

с педагогами, использование

средств вербального и невербального общения

Взаимодействие в семье 3 8 5 6

(оценка родителей)

Адаптация в коллективе 4 6 4 4

На основании приведенных данных отобразим исследовательские результаты на диаграмме (см. рис.).

Проведенный в экспериментальной группе анализ показал значительное изменение коммуникативных навыков детей. Результаты исследования позволяют говорить об эффективности использования методов рисования комиксов в процессе арт-терапевтических занятий аутичными детьми как одного из способов развития у них коммуникативных навыков и социальной адаптации с перспективой на дальнейшую социализацию.

Заключение

Трудности, возникавшие в процессе всей коррекционной работы, были связаны в основном с привлечением, регулированием и удержанием внимания детей через диалог на совместной деятельности. Значимым было то, что из наблюдателей дети постепенно превращались в активных участников совместного рисования. Такие занятия позволяли им чередовать пассивное восприятие с активным действием. В процессе освоения техники рисования комиксов дети стали лучше адаптироваться в обществе, начали думать и пытаться решать проблемы и конфликты со сверстниками, воспитателями и

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2017. Т. 27, вып. 1

членами семьи. Постепенно приобретенные коммуникативные навыки стали использоваться ими в повседневной жизни. Благодаря совместно-разделенной деятельности у детей появилась возможность участвовать в общении и выстраивании диалога, а также развивать свою индивидуальность.

Рис. Динамика показателей проведенного эксперимента

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. 782 с.

2. Гринспен Стенли. На ты с аутизмом: использование методики Р1оогйше для развития отношений, общения и мышления. М.: Теревинф, 2015. 119 с.

Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми; пер. с англ. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. 218 с.

Железнова Е. Развивалочки от 1 до 5. Топ-топ. Детское музыкальное издательство «ТВИК», 2006. 480 с. Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 714 с.

Кандаурова А.В. Категория «изменение» в современных педагогических исследованиях // Вестн. Красноярского гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. 2016. № 2. С. 55-60.

Коломейцев П., Манске К. Каждый ребенок - особенный. Иллюзия дефекта. М.: Никея, 2015. 648 с. Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 319 с. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2010. 557 с.

10. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2015. 678 с.

11. Реуцкая О. А. Другой мир «особого» ребенка: помощь, уход, развитие. Книга для родителей. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2011. 643 с.

12. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком. М.: Владос, 2014. 697 с.

9.

Поступила в редакцию 17.01.17

122

Г.А. Евлампиева

2017. Т. 27, вып. 1 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

G.A. Evlampiyeva

EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS IN AUTISTIC CHILDREN THROUGH DRAWING COMICS

Work with autistic children, their socialization and integration into modern society is an important direction for special education. Implementation of efficient technologies with special children has been an important area of humanization of society. The article presents the technology of drawing comics to activate thought processes and to generate sustainable interest in the proposed activity. During the long process of research, the author confirmed the performance of the proposed technology.

As a result of the study, it is determined that each of the children who undergo education and rehabilitation through expression of graphic search and organization of creation of short stories, is socialized more successfully. This ensures the process of communication with peers and enhances interaction with further actions of psychoeducational nature. In the process of research, both the gaming methods and the classical forms of the child's interaction through object perception and the formation of environment around the child, his/her motives and the severity of his/her actions were determined and used. Experimental data confirmed the hypothesis of the study about improvement of communication skills by 30-40 % as compared with the beginning of the rehabilitation period.

Keywords: autism, autistic children, communication skills, emotional interaction, special pedagogical work, art-therapy, comics, drawn stories.

Евлампиева Гульнара Анфисовна, аспирант

ГБОУ ВО «Башкирская Академия Государственной Службы и Управления при Президенте Республики Башкортостан 450008, Россия, г. Уфа, ул. Цюрупы, 6 E-mail: [email protected]

Evlampiyeva G.A., postgraduate student Bashkir Academy of Public Administration under the President of the Republic of Bashkortostan Tsyurupy st., 6, Ufa, Russia, 450008 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.