Научная статья на тему 'Опыт развития финансовых инструментов поддержки международной торговли'

Опыт развития финансовых инструментов поддержки международной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международная торговля / финансовые инструменты / экспорт / импорт / торгово-экономические связи / поддержка экспорт / international trade / financial instruments / exports / imports / trade and economic relations / export support

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Елизавета Сергеевна

В статье рассматривается зарубежный опыт государственной поддержки экспорта и анализируется возможность использования данного опыта Российской Федерацией. Выделены факторы, определяющие возможность применения линейки финансовых инструментов поддержки экспорта в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience in developing financial instruments to support international trade

The article examines the foreign experience of state support for exports and analyzes the possibility of using this experience by the Russian Federation. The factors determining the possibility of using a range of financial instruments to support exports in the Russian Federation are highlighted.

Текст научной работы на тему «Опыт развития финансовых инструментов поддержки международной торговли»

о Соколова Елизавета Сергеевна

доктор экономических наук, профессор, руководитель департамента мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: essokolova@fa.ru

Опыт развития финансовых инструментов поддержки международной торговли

В статье рассматривается зарубежный опыт государственной поддержки экспорта и анализируется возможность использования данного опыта Российской Федерацией. Выделены факторы, определяющие возможность применения линейки финансовых инструментов поддержки экспорта в Российской Федерации.

Ключевые слова: международная торговля, финансовые инструменты, экспорт, импорт, торгово-экономические связи, поддержка экспорта.

Для цитирования: Соколова Е.С. Опыт развития финансовых инструментов поддержки международной торговли // Мировая экономика и мировые финансы. 2023. Т. 2. № 3. С. 5-13. DOI: 10.24412/2949-6454-2023-0160

Elizaveta S. Sokolova ©

Doctor of Economics, Professor,

Head of the Department of World Economy and World Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation

Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: essokolova@fa.ru

Experience in developing financial instruments to support international trade

The article examines the foreign experience of state support for exports and analyzes the possibility of using this experience by the Russian Federation. The factors determining the possibility of using a range of financial instruments to support exports in the Russian Federation are highlighted.

Keywords: international trade, financial instruments, exports, imports, trade and economic relations, export support. JEL Classification: F33, F36

For citation: Sokolova E.S. Experience in developing financial instruments to support international trade. World Economy and World Finance, 2023, vol. 2, no. 3, pp. 5-13. DOI: 10.24412/2949-6454-2023-0160

Современное развитие международной торговли проходит в условиях кардинальной трансформации мировой экономики и изменения условий функционирования валютно-фи-

нансовой системы. Модель развития мировой экономики происходит в условиях новой парадигмы мирового геополитического пространства. Ключевым фактором становится полицентризм, характеризующийся усилением международной конкуренцией, формированием национального суверенитета государств, формированием новых правил регулирования международной торговли и созданием мега региональных торговых соглашений.

Участие России в международных торгово-экономических связях является важной составляющей ее экономического развития. В теоретическом плане это может быть рассмотрено через призму различных экономических теорий, таких как теория международной торговли, теория экономической интеграции и теория мировой экономики.

Теория международной торговли объясняет причины и последствия торговых отношений между странами. Россия, как одна из крупнейших экономик мира, активно участвует в международной торговле с другими странами и блоками. Она осуществляет экспорт товаров и услуг, а также импорт для удовлетворения внутреннего спроса. Россия активно участвует в подписании и реализации международных торговых соглашений, таких как ВТО (Всемирная торговая организация) и ЕАЭС (Евразийский экономический союз), с целью укрепления своей позиции на мировом рынке.

Важным аспектом участия России в международных торгово-экономических связях является исследование новых процессов в мировой экономике и международной торговле. Мировая экономика постоянно меняется под влиянием различных факторов, таких как технологические инновации, изменения в политической и экономической среде, изменение потребительского спроса и т.д. Россия должна адаптироваться к этим изменениям и активно принимать участие в новых процессах, чтобы обеспечить свой экономический рост и развитие.

Для исследования новых процессов в мировой экономике и международной торговле необходимы методологические подходы, такие как экономический анализ, исследования рынков и конъюнктуры, анализ конкурентоспособности, прогнозирование и многое другое. Исследования должны быть основаны на надежных данных и проводиться как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях.

Важно также учитывать междисциплинарный характер исследований, так как международные торговые отношения могут быть рассмотрены через призму различных дисциплин, таких как экономика, политология, международные отношения, социология и др.

В целом, исследование теоретических и методологических аспектов участия России в международных торгово-экономических связях и новых процессов в мировой экономике и международной торговле является важным для формирования эффективных стратегий и политики, которые помогут России укрепить свою позицию на мировой арене и обеспечить устойчивый экономический рост.

Перед Российской Федерацией стоят задачи, предусматривающие достижение комплексной цели формирования конкурентоспособной суверенной экономики. Особую роль в этом играют новые модели международных торгово-экономических связей, определяемые измененными глобальными процессами в мировой экономике и международной торговле.

Целевыми векторами развития экспорта России являются факторы:

• Увеличение объемов экспорта товаров и услуг. Один из основных показателей развития экспорта — это рост объемов экспортируемых товаров и услуг. Увеличение разнообразия экспортируемых товаров и услуг также является важным показателем развития экспорта;

• Расширение географии экспорта. Развитие экспорта России включает заявленную цель расширения географии экспорта. Это может осуществляться путем входа на новые рынки или укрепления присутствия на существующих рынках;

• Увеличение доли высокотехнологичных и инновационных товаров и услуг в экспорте. Развитие экспорта России должно быть связано с увеличением доли высокотехнологичных и инновационных товаров и услуг в экспорте. Это позволит увеличить конкурентоспособность российских товаров и услуг на мировом рынке;

• Увеличение доли наукоемких товаров в экспорте. Важной задачей развития экспорта России является увеличение доли наукоемких товаров в экспорте. Наукоемкие товары, такие как высокотехнологичные товары и услуги, имеют большую добавленную стоимость и способствуют увеличению экономического роста;

• Увеличение доли малых и средних предприятий в экспорте. Развитие экспорта должно быть связано с поддержкой и развитием малых и средних предприятий, которые имеют потенциал для увеличения экспортных поставок;

• Создание и развитие международных торговых партнерств. Развитие экспорта России также связано с созданием и развитием международных торговых партнерств, которые позволят увеличить доступ на отдельные рынки и обеспечить сотрудничество;

• Развитие логистической инфраструктуры. Развитие экспорта России требует развития логистической инфраструктуры, такой как порты, автомобильные и железнодорожные пути, аэропорты, которые обеспечивают эффективную и быструю доставку товаров на мировые рынки;

• Поддержка экспортеров государством. Один из важных факторов развития экспорта — это поддержка экспортеров со стороны государства, которая может осуществляться через финансовую поддержку, налоговые льготы, консультации и другие меры.

Определение целевых векторов развития импорта России в 2023 г. является внешней политикой и экономической стратегией, которая определяется правительством. Как и с любой стратегией, эти цели часто меняются и могут быть подвержены изменениям из-за внешних факторов. Однако, есть направления, которые могут быть рассмотрены для развития импорта России:

• Разнообразие и расширение импортируемых товаров и услуг: Россия может стремиться к увеличению разнообразия импортируемых товаров и услуг, чтобы обеспечить более широкий выбор для потребителей.

• Сокращение зависимости от импорта: Россия может разрабатывать стратегии для сокращения зависимости от импорта определенных товаров и услуг, особенно тех, которые имеют стратегическое или важное национальное значение.

• Развитие торговых партнерств: Россия может стремиться развивать торговые партнерства с другими странами для увеличения объема импортируемых товаров и услуг.

• Укрепление конкурентоспособности: Россия может уделять особое внимание повышению конкурентоспособности отечественных производителей и поставщиков с целью снижения импорта.

• Развитие производственных отраслей: Россия может стимулировать развитие отечественных производственных отраслей, чтобы уменьшить зависимость от импортируемых товаров и услуг.

• Повышение качества импортируемых товаров и услуг: Россия может установить требования по качеству и стандартам для импортируемых товаров и услуг с целью защиты прав потребителей и обеспечения безопасности.

В развитии современных национальных моделей международной торговли важным фактором является система поддержки продвижения экспорта товаров. Определив целевую функцию стимулирования национальных экспортеров страны, используют различные механизмы и инструменты. Эффективность таких механизмов и инструментов различна и определяется как внешними, так и внутренними факторами на этапах предэкспортной подготовки и непосредственно экспорта товара.

В основе современных методов и инструментов стимулирования экспорта для подавляющего большинства стран (членов) лежат принципы, правила и нормы, определенные Всемирной торговой организацией (ВТО), которые сформировались в результате многолетнего сотрудничества стран на международных товарных рынках.

Одним из основных принципов ВТО в рамках регулирования международной торговли является определение инструментов государственной поддержки, их уровня. Особенное значение приобретает определение уровня экспортных субсидий. Теоретически политика предоставления государством экспортных субсидий заключается в определении объема экспорта, который предполагается субсидировать и бюджетные средства, как источник экспортных субсидий. Важное значение при этом играют экспортные кредиты, гарантии этих кредитов и страховые программы.

Рассматривая инструменты государственной поддержки экспорта по линии ОЭСР странам, следует отметить, что они направлены на помощь странам, приобретающим объекты крупномасштабного производства, имеющие государственное значение (промышленное оборудование, объекты промышленного производства и т.д.) (Таблица 1).

В настоящее время Россия будет продолжать использовать нормы Всемирной торговой организации (ВТО) в своей торговой практике. Вступив в ВТО в 2012 г., Россия обязалась придерживаться международных торговых норм и принципов, установленных ВТО.

Это означает, что Россия будет продолжать соблюдать правила, предусмотренные ВТО, в части таможенных пошлин и некоторых других торговых ограничений. Например, Россия не может вводить произвольные пошлины или запрещения на импорт определенных товаров без согласования с ВТО. Кроме того, Россия будет обязана принимать меры по снижению и отме- 7 не препятствий для внешней торговли и обеспечивать равные условия для своих внутренних и внешних производителей.

Таблица 1 — Инструменты государственной поддержки экспорта

Страна Гарантии государства

США Страхование экспортных кредитов; Предоставление гарантий по экспортным кредитам. Использование прямых экспортные кредиты

Германия Страхование экспортных кредитов; Предоставление гарантий по экспортным кредитам; Страхование инвестиций за рубежом. Использование прямых экспортные кредиты; Субсидирование процентов по экспортным кредитам

Франция Страхование экспортных кредитов; Предоставление гарантий по экспортным кредитам; Страхование инвестиций за рубежом

Италия Страхование экспортных кредитов; Предоставление гарантий по экспортным кредитам; Страхование инвестиций за рубежом. Субсидирование процентов по экспортным кредитам

Голландия Страхование экспортных кредитов; Предоставление гарантий по экспортным кредитам; Страхование инвестиций за рубежом. Субсидирование процентов по экспортным кредитам

Англия Страхование экспортных кредитов; Предоставление гарантий по экспортным кредитам; Страхование инвестиций за рубежом. Субсидирование процентов по экспортным кредитам

Источник: составлено автором по [ОЭСР]

Кроме того, Россия будет обязана принимать меры по снижению и отмене препятствий для внешней торговли и обеспечивать равные условия для своих внутренних и внешних производителей.

Однако важно отметить, что использование норм ВТО может быть подвержено изменениям, основанным на решениях и переговорах, принятых внутри ВТО. Россия также может осуществлять реформы в своей торговой политике и законодательстве с учетом рекомендаций ВТО.

Таким образом, в 2023 г. Россия будет придерживаться норм ВТО в своей торговой деятельности, соблюдая международные торговые правила и принципы, установленные организацией.

Проанализировав опыт некоторых стран и обозначив основную линейку эффективных финансовых инструментов поддержки международной торговли и экспорта в первую очередь, следует обозначить принципы, на которых придерживается Россия в рамках ВТО и ОЭСР.

Принципы поддержки международной торговли в России включают:

• Соблюдение международных правил и норм: Россия придерживается норм и правил, установленных Всемирной торговой организацией (ВТО) и другими международными организациями, чтобы обеспечить взаимовыгодные условия для торговли;

• Привлечение иностранных инвестиций: Россия создает благоприятную инвестиционную среду для привлечения иностранных инвестиций, что способствует развитию внешней торговли;

• Защита прав интеллектуальной собственности: Россия усиливает меры по защите прав интеллектуальной собственности, чтобы обеспечить справедливые условия конкуренции и увеличить доверие иностранных партнеров.

Процесс реализации основных концептуальных принципов нашел отражение в государственной программе РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности», которая является частью общегосударственной системы планирования внешнеэкономической деятельности.

Основная цель программы — создание условий для устойчивого экономического роста страны на основе развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций. Программа основывается на таких принципах, как открытость рынков, защита российских экономических интересов в международных отношениях, поддержка российских компаний на зарубежных рынках, укрепление позиций страны в мировой экономике.

Одним из приоритетов деятельности России в организации конкурентоспособной системе международной торговли является развитие гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта к 2021 г., включая расширенное предэкспортное, экспортное и, при необходимости, акционерное финансирование, лизинг и долгосрочные меры поддержки [Стратегические перспективы]. При этом актуальное значение имеет, также, и дальнейшее развитие линейки нефинансовых инструментов поддержки экспортеров, расширения региональной сети взаимодействия с экспортерами и развития электронных сервисов. В этих условиях существенное значение приобретает исследование зарубежной практики функционирования финансовой линейки

поддержки экспорта, при этом с учетом процесса восстановления индустриализации мировои экономики, в т.ч. как развитых так и зарубежных стран.

Процесс ориентирования развитых стран на специализацию в экспорте на услуги и финансовые ресурсы, интеллектуальную собственность, соответствующим образом будет отражаться на механизме поддержки экспорта и используемом инструментарии [Inclusive and Sustainable Industrial Development Forum]. Существенную роль начинает играть промышленная политика (ПП), которая как правило определяется как отраслевая политика, нацеленная на повышение национальнои конкурентоспособности промышленного сектора в мировои экономике и соответственно на связанную с этим структурную трансформацию промышленного потенциала страны. С другои стороны, такая постановка вопроса должна быть скорректирована на рыночную систему национального хозяиства и совместимость методов и инструментов трансформирования с правилами и нормами ВТО. Симптоматично, что если в процессе стимулирования формирования так называемого глобального мирового хозяиства, регулируемого из единого центра, упор делался в ПП на вертикальную кооперацию, где лидерами выступали ТНК и ТНБ, и проистекающую из нее формирование глобальны цепочек стоимости (ГЦС), то процесс стимулирования восстановления реального сектора в индустриальных странах обусловливает постепенное развитие горизонтальной кооперации [Перская, Эскиндаров, 2016]. Соответственно должен трансформироваться и процесс поддержки производимой экспортной продукции. Российский экспортный центр, учитывая новые тренды развития мировой экономики и реализуя национальный проект «Международная кооперация и экспорт» нацелен на удвоение к 2024 г. объема несырьевого экспорта до 250 млрд долл. [Глава РЭЦ: более 15 тысяч российских компаний в течение трех лет должны выйти на экспорт] при этом акцентируется внимание на экспорт машиностроения. В этой связи запускается новый формат работы — проектные мастерские, каждая из которых будет работать по одному из ключевых направлений развития экспорта России.

Особую роль в исследовании международного опыта финансовой поддержки экспорта за рубежом играет организационная форма предпринимательства — малый и средний бизнес (МСП), компании крупного бизнеса, реализующие крупномасштабные проекты комплектного строительства и поставок оборудования, преимущественно в развивающиеся и трансформирующие свою экономики страны.

Ряд стран, в т.ч. Россия и страны ЕС не рассматривают в виде субсидий ряд форм финансовой поддержки, в т.ч. налоговые льготы, гарантии, определив в национальном законодательстве из в качестве отдельными видами поддержки экспорта. Рассматривая инструменты государственной поддержки экспорта по линии ОЭСР, следует отметить, что они направлены на помощь странам, приобретающим объекты крупномасштабного производства, имеющие государственное значение (промышленное оборудование, объекты промышленного производства и т.д.).

Проведенный анализ гарантий, используемые в ведущих государствах-членах ОЭСР позволил представить следующую систематизацию [Export Credit Agencies]:

Export Development Canada (EDC) — канадское экспортно-кредитное агентство, предлагающее инновационные коммерческие решения, чтобы помочь канадским экспортерам и инвесторам расширить свой международный бизнес. EDC предоставляет услуги по финансированию и управлению рисками более чем 8200 канадским экспортерам и инвесторам на 200 рынках по всему миру, с 17 офисами во всех провинциях Канады и постоянными представительствами на 12 иностранных рынках., EDC, полностью принадлежащая правительству Канады, действует по поручению федерального правительства и финансирует свою деятельность, взимая плату за свои услуги и проценты по кредитам, а также выпуская долговые обязательства на рынках капитала. Продукты и услуги EDC включают страхование, финансирование канадских компаний и их иностранных клиентов, информацию о возможностях на международных рынках, страхование рисков. EDC работает в соответствии с корпоративным планом, который ежегодно утверждается федеральным правительством. Продукты, предоставляемые EDC, включают в себя: Страхование политических рисков (PRI); Страхование от контрактов (CFI); Гарантия финансовой безопасности (ФСГ); Гарантия на обмен валюты (FXG).

Французская страховая компания Compagnie Française d'Assurance for le Commerce Extérieur (COFACE), являющаяся дочерней компанией Natixis, является глобально действующим кредитным страховщиком, Coface предоставляет гарантии или страхование дебиторской задолженности, возникающей в результате продажи коммерческих товаров и услуг на условиях кредитования на 30-60 дней. Имеет место и практика, применимая при экспорте компаний, специализирующихся на внешнеторговой деятельности, в качестве альтернативы побуждения иностранного покупателя открывать аккредитив, в т.ч. на более длительное время, чем 30-60 дней; выдает государственные гарантии при экс-порте французских корпораций; оказывает в разрешенных формах 9 международную поддержку экспортерам.

Продукты, предоставляемые Coface, включают в себя:

• определение уровня рисков и защиту от политических рисков;

• страхование инвестиций;

• гарантия рефинансирования;

• финансирование проекта.

Одновременно во Франции функционирует Agence Française de Développement (AFD) — французское международное агентство развития — государственное учреждение, обеспечивающее финансирование развития. Оно специализируется на финансовой деятельности, финансирует проекты для обеспечения устойчивого развития, осуществляемые местными органами власти, государственными компаниями, а также частным и ассоциированными компаниями на пяти континентах мира, при этом приоритетно выступает Африка, в проекты, реализуемые французскими компаниями на территории континента, реализуется около 2/3 финансовых средств AFD. Эти проекты направлены на развитие городов и инфраструктуры, на развитие сельских районов, промышленность, трансформирование финансовых систем, а также, на образование и здравоохранение. AFD предлагает широкий спектр финансовых инструментов: субсидии, гарантии, пакеты акций и все виды вспомогательных и коммерческих кредитов в каждом конкретном случае. AFD может предоставить гарантии для операций, направленных на повышение мобилизации местных ресурсов. Эти гарантии также позволяют снизить риск, связанный с выпуском облигаций в местной валюте. Финансирование предоставляется в условиях гарантирования политических рисков или невыполнения иностранными государствами своих обязательств, что оговаривается дополнительными пунктами в соответствующих договорах. Вся эта деятельность осуществляется согласно правилам ДОЭК ОЭСР.

Управление официальной системы экспортных кредитных гарантий Федеративной Республики Германия передано консорциуму, в который входят Euler Hermes Kreditversicherungs-AG и PricewaterhouseCoopers AG Wirtschaftsprü-fungsgesellschaft (PwC). Эти компании были уполномочены рассматривать все заявления, касающиеся экспортных кредитных гарантий от имени федерального правительства.

Федеральные экспортные кредитные гарантии выдаются Euler Hermes, который осуществляет деятельность от имени и за счет федерального правительства. Они являются как краткосрочными, так и среднесрочными/долгосрочными экспортными кредитными гарантиям (покрытие кредитного риска поставщика и покупателя), реализуют практику кредитования и гарантирования предэкспортного оборота, включая покрытие риска предотгрузочного риска. Euler Hermes выступает в качестве ведущего партнера в этом консорциуме, что объясняет его известность в деловом мире под термином «покрытие Hermes»

Схема гарантирования инвестиций в ФРГ ориентирована на предоставление гарантий для имеющих приоритетное значение для ПП политики в части прямых иностранных инвестиций немецких предпринимателей, защищая их от политических рисков. Бюджетная ответственность за эту схему гарантий лежит на правительстве Германии. Страхование экспортных кредитов защищает компании от убытков из-за неплатежей по политическим и коммерческим причинам. Политическими причинами убытков могут быть, помимо отсутствия твердой валюты в стране покупателя, войны, гражданские беспорядки или мораторий на платеж, введенный правительством. Коммерческими причинами убытков являются невыплата платежа клиентом или, например, его несостоятельность.

Страхование экспорта и инвестиций в Японии осуществляется зарегистрированным административным агентством правительства Японии — Nippon (NEXI). Оно предоставляет услуги по страхованию торговли и инвестиций для содействия и развития международного бизнеса японских компаний. Деятельность Nippon покрывает до 97,5% политических рисков и 95% коммерческих рисков. Правительство перестраховывает договор страхования, подписанный NEXI, проводя свою деятельность в рамках договоренностей Консенсуса ОЭСР (ДОЭК).

С момента своего создания в 1950 г. программа торговли и страхования осуществлялась непосредственно правительством и играла важную роль в поддержке и развитии экспорта японских компаний за рубежом. Все операции, связанные с программой, проводятся NEXI, а правительство (Министерство экономики, торговли и промышленности: «METI») отвечает за общее планирование и переговоры между странами с точки зрения торговой политики Японии в целом. Страхование иностранных инвестиций имеет ту особенность, что покрывает убытки, понесенные японской компанией с дочерними предприятиями или совместным предприятием в другой стране. Убытки возникают, когда соответствующая дочерняя компания или совместное 10 предприятие вынуждены прекратить свою деятельность из-за войны, терроризма или форс-мажорных обстоятельств, таких, как стихийное бедствие. Страховка также покрывает убытки, поне-

сенные, когда японская компания не может перевести дивиденды в Японию из-за запрета обмена иностранной валюты или приостановления перевода. Страхование инвестиций и кредитов при разработке природных ресурсов и поставке энергетики покрывает риски, связанные с проектами освоения зарубежных ресурсов. Отражая профиль риска проекта, страхование имеет более низкие ставки премий и широкий спектр покрытия рисков по сравнению с существующими услугами. Страхование обеспечивает покрытие более ранних займов, субординированных займов и инвестиций.

UK Export Finance (Великобритания) — это оперативное название Департамента гарантии экспортных кредитов (ECGD), Агентства экспортных кредитов Великобритании (ECA). Оно функционирует как министерское подразделение Департамента бизнеса, инноваций, подотчетное государственному секретарю указанного Департамента. Цель ECGD состоит в том, чтобы оказать содействие в реализации ПП, в трансформировании экономики Великобритании, помогая экспортерам британских товаров и услуг продвигать достаточно эффективно свой бизнес и результативно инвестировать за рубежом, предоставляя гарантии, страхование и перестрахование от убытков, принимая во внимание более широкую международную политическую программу правительства Великобритании. Руководство ЕЦБ (ЕС) обязано работать в тесно координации с Департаментом бизнеса, инноваций и навыков, обеспечивая безубыточность деятельности UK Export Finance и, взимая с экспортеров премию на уровнях, соответствующих предполагаемым рискам и затратам в каждом конкретном случае. Страхование иностранных инвестиций в Великобритании ориентировано на покрытие убытков инвесторов по иностранным инвестициям, возникающих из-за политических рисков. Основная часть деятельности ECGD заключается в предоставлении долгосрочных кредитов для поддержки экспорта товаров так называемой группы «капитального характера», т.е., для экспорта самолетов, мостов, оборудования и услуг. Это обеспечивает британским компаниям эффективное участие в крупных зарубежных проектах, таких как строительство нефте- и газопроводов, предприятий производства нефтепродуктов, а также и модернизации больниц, аэропортов и электростанций.

Экспортно-импортный банк США (ExIm Bank) является официальным экспортно-кредитным агентством федерального правительства США и работает на условиях самоокупаемости. Американский Экс-ИмБанк стал независимым агентством в рамках исполнительной власти Конгресса с целью финансирования и страхования иностранных закупок товаров США для клиентов, которые не могут или не хотят принимать кредитный риск на себя. Миссия Банка заключается в создании и поддержании рабочих мест в США путем финансирования продаж американского экспорта международным покупателям. Эксимбанк не конкурирует с кредиторами частного сектора, а обеспечивает финансирование операций, которые не состоялись бы при участии исключительно коммерческих кредиторов, поскольку они были либо не в состоянии, либо не имеют намерения принимать политические или коммерческие риски, присущие тем или иным сделкам. Эксимбанк предоставляет гарантии оборотного капитала (пред экспортное финансирование); страхование экспортных кредитов; и кредитные гарантии и прямые кредиты (финансирование покупателя).

Среднесрочная и долгосрочная кредитная гарантия в США осуществляется Корпорацией зарубежных частных инвестиций (OPIC), которая является институтом финансирования развития правительства США. Она мобилизует частный капитал для решения критических проблем в области развития и, тем самым, продвигает внешнюю политику США, поощряя развитие в регионах, которые испытали нестабильность или конфликт, но в то же время предлагает возможности для роста, в т.ч. например в таких регионах как Ближний Восток и Северная Африка, Юго-Восточная Азия и др. OPIC работает на самоокупаемой основе без каких-либо чистых затрат для американских налогоплательщиков. Характерно, что выбор региона и формы взаимодействия с компаниями из зарубежных стран строго регламентирован политикой Конгресса США и Государственным Департаментом США. Использование положений ДОЭК ОЭСР часто нарушается, если это отвечает политическим или экономическим интересам США. OPIC выполняет свою миссию, предоставляя инвесторам финансирование, гарантии, страхование от политических рисков и поддержку фондов прямых инвестиций. Страхование политических рисков OPIC позволяет американским предприятиям использовать коммерчески привлекательные возможности на развивающихся рынках, снижая риски и помогая им конкурировать на мировом рынке. OPIC помогает американским инвесторам защитить свои инвестиции в различных ситуациях, в том числе:

• война, гражданские беспорядки, перевороты и другие акты насилия по политическим мотивам, включая терроризм;

• экспроприация, включая расторжение, аннулирование и / или обесценение контракта;

• ненадлежащее вмешательство правительства принимающей страны, в т.ч. введение ограничений на конвертацию и перевод доходов в местной валюте за пределы страны.

В рамках заседаний G20 были также сформулированы основные принципы диверсификации поддержки экспортабельной деятельности малых и средних предприятий [G20/OECD support...]. Основным инструментом было предложено во всех странах для данной группы предприятий рассматривать банковское кредитование, т.к. они в существенно более высокой степени зависят от финансовых ресурсов не только для реализации своей продукции на экспорт, но и собственно для осуществления производственной деятельности, для осуществления инвестиций в расширенное производство. Традиционное банковское финансирование, которое обычно используется малыми и средними (МСП) предприятиями, фактически создает проблемы для некоторых категорий МСП и не является наиболее подходящей формой финансирования на определенных этапах жизненного цикла фирмы.

В частности, долговое финансирование, по-видимому, не подходит для новых, инновационных и быстро растущих компаний с более высоким профилем риска-доходности и небольшим количеством залоговых активов, которые обычно сталкиваются с «разрывом роста капитала». Разрывы в капитале существуют также для компаний, стремящихся к интернационализации и осуществлению реструктуризации своей деятельности, в т.ч. в части изменения формы собственности и контроля, к механизмам привлечения капитала, и даже для перехода компаний малого бизнеса в категорию предприятий среднего размера. Глобальный финансовый кризис 2008-2009 гг. привел к тому, что банки ввели более строгие пруденциальные правила, кредитные ограничения, которые для МСП обусловливают уязвимость сектора МСП в части использования банковского кредитования для своего развития и осуществления экспортной деятельности.

В этой связи «Принципы высокого уровня G20 / ОЭСР по финансированию МСП» (Принципы) обусловливают требование по реализации для всех стран Двадцатки расширения доступа МСП к традиционному банковскому финансированию и улучшению доступа к широкому кругу финансовых инструментов, чтобы обеспечить сроки и объемы финансирования, требуемые для развития фирмы и возможности ее выхода на внешние рынки. Особый акцент сделан на использование МСП разнообразных источников финансирования, включая финансирование активов, альтернативные формы долгов, гибридные и долевые инструменты. Финансирование на рынке капитала может предложить возможность задействовать широкий спектр источников финансирования, включая институциональных инвесторов, для поддержки инноваций и роста МСП при условии принятия соответствующих мер и управления связанными рисками.

Особо указывается в Принципах, что рынки капитала, нацеленные на поиск более высокой доходности, чем на традиционные долговые рынки, не являются подходящим источником финансирования для всех МСП. Акционерное финансирование особенно перспективно для компаний с высокой доходностью и риском, таких как новые инновационные и быстрорастущие фирмы. Финансирование акций на начальном этапе может стимулировать создание и развитие фирм, в то время как другие инструменты участия в акционерном капитале, такие как специализированные платформы для публичного листинга МСП, могут предоставить финансовые ресурсы для ориентированных на рост МСП и выход на внешние рынки.

Одновременно в Принципах указывается, что для эффективного функционирования МСП на внешних рынках имеют место проблемы, ограничивающие потенциал банков по кредитованию малых предприятий, по использованию МСП небанковских финансовых инструментов. Многим предпринимателям и владельцам бизнеса не хватает финансовых знаний, стратегического видения, ресурсов, а иногда даже желания или осведомленности для успешного привлечения средств, помимо прямой задолженности.

Нежелание МСП применять альтернативные финансовые инструменты, в т.ч. в части использования акционерного капитала, часть связано с налоговым режимом в стране. Потенциальные инвесторы МСП сталкиваются с общей непрозрачностью финансового рынка, которая характеризуется большой информационной асимметрией и нехваткой прозрачных кредитных данных, отсутствием вариантов решения вопросов, а также регуляторными препятствиями. Вследствие этого финансовые инструменты для МСП часто работают на слабых неликвидных рынках с небольшим числом участников рынка, что снижает спрос со стороны МСП и препятствует потенциальным инвесторам.

Принципы указывают, что всем странам Двадцатки необходимо реформировать свои финансовые системы в части обеспечения финансирования для деятельности МСП и их успешного конкурирования на внешних рынках, в т.ч. рассматривать альтернативные инструменты финансирования как дополняющее, а не конкурентное банковскому финансированию. Хорошо функционирующая банковская система представляет собой предварительное условие для разработки

большинства альтернативных инструментов финансирования, включая инновационные, в т.ч. как краудфандинг, когда необходима хорошо развитая инфраструктура для платежей и информация о кредитоспособности предпринимателей. Использование МСП, так называемого общественного (привлеченного с рынка) капитала, то развитие этой практики для МСП опирается на специализированные платформы, которые связывают ориентированные на рост компании с различными специализированными финансовыми институтами и поставщиками услуг. Это особенно важно для МСП, которые проводят небольшие транзакции и имеют потребность в консультациях на этапе выпуска / листинга на вторичном рынке. На публичных рынках акций в странах должны формироваться так называемые «экосистемы», специализирующиеся на МСП. Они состоят из инвестиционных банков, банков, специализирующихся на МСП, аналитиков, специалистов по продажам, брокеров, маркетологов и других консультантов, ориентированных на МСП, в том числе юридических и финансовых консультантов.

Использование этой модели, согласно Принципам, обеспечит расширение спектра финансовых инструментов, доступных для МСП.

В связи с вышеизложенным по выстраиванию финансовой линейки стимулирования участия МСП в предпринимательской активности и развития их экспортного потенциала, были выработаны следующие рекомендации, которые кратко можно свести в части, рассматриваемой в настоящей работе, к следующим:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• повышение финансовой грамотности менеджмента МСП;

• принимая во внимание профиль МСП, государственно поддерживать развитие конкретных «экосистем» для финансирования МСП на (государственных и частных) фондовых рынках, использования не долговых финансовых инструментов, в т.ч., сокращая неравенство, которое имеет место в арбитражных процессах, применение дифференцированных налоговых режимов для определенного вида деятельности МСП. Сделать акцент на стандартизации и гомогенизации видов деятельности и организационных форм МСП;

• развитие государственных программ для привлечения частных ресурсов.

Анализ зарубежного опыта по использованию линейки финансовых инструментов регулирования международной торговли, позволяет акцентировать внимание на таких аспектах, как налоговые льготы, гарантии и проч., разрешенные в рамках ВТО.

Литература

Глава РЭЦ: более 15 тысяч российских компаний в течение трех лет должны выйти на экспорт [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/65462/ (дата обращения: 01.07.2023).

Перская В.В., Эскиндаров М.А. Интеграция в условиях многополярности. Эволюция теории и практики реализации М.: Экономика, 2016. 384 с.

Стратегические перспективы [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.exportcenter.ru/company/perspective/ (дата обращения: 01.07.2023).

Export Credit Agencies [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.oecd.org/mena/competitiveness/ismed-export-credit-agencies.htm (дата обращения: 01.07.2023).

G20/0ECD support note on diversification of financial instruments for SMES [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://web-archive.oecd.org/2016-09-09/412130-G20-0ECD-Support-Note-on-Diversified-Financial-Instruments-for-SMEs.pdf (дата обращения: 01.07.2023).

Inclusive and Sustainable Industrial Development Forum [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.iiasa.ac.at/ web/home/about/events/20151130_ISID1.html. (дата обращения: 01.07.2023).

References

Export Credit Agencies. URL: https://www.oecd.org/mena/competitiveness/ismed-export-credit-agencies.htm (data of access: 01.07.2023).

G20/0ECD support note on diversification of financial instruments for SMES URL: https://web-archive.oecd.org/2016-09-09/412130-G20-0ECD-Support-Note-on-Diversified-Financial-Instruments-for-SMEs.pdf (data of access: 01.07.2023).

Head of the REC: more than 15 thousand Russian companies must export within three years. URL: https://www.alta.ru/expert_ opinion/65462/ (data of access: 01.07.2023). (In Russian)

Inclusive and Sustainable Industrial Development Forum URL: http://www.iiasa.ac.at/web/home/about/events/20151130_ ISID1.html. (data of access: 01.07.2023).

Perskaya V.V., Eskindarov M.A. Integration in a multipolar environment. Evolution of theory and practice of implementation 13 Moscow: Ekonomika, 2016, 384 p. (In Russian)

Strategic prospects. URL: https://www.exportcenter.ru/company/perspective/ (data of access: 01.07.2023). (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.