Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКИХ ЭКСПОРТЕРОВ'

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКИХ ЭКСПОРТЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА / РОССИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ФИНАНСОВЫЕ И НЕФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / EXPORT SUPPORT / RUSSIA / FOREIGN EXPERIENCE / FINANCIAL AND NON-FINANCIAL INSTRUMENTS / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Алина Андреевна, Степанова Елена Олеговна

Актуальность исследования обусловлена двумя характеристиками российского экспорта, его инерционностью и консервативностью. Так, отраслевые и географические приоритеты национального экспорта не менялись десятилетиями, структура российского экспорта недостаточно диверсифицирована, бенефициарами мер поддержки является крупнейшие компании, аффилированные с государством, а сами институты развития экспорта находятся на стадии институционализации. Все это вызывает острейшую необходимость не только адаптации лучших мировых практик поддержки деятельности экспортеров, но и переосмысления этой политики в России, существенного повышения уровня конкурентоспособности практик и институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF INCREASING COMPETITIVENESS OF SUPPORT OF RUSSIAN EXPORTERS

The relevance of the study is due to two characteristics of Russian exports, its inertia and conservatism. Thus, the sectoral and geographical priorities of national exports have not changed for decades, the structure of Russian exports is not diversified enough, the beneficiaries of support measures are the largest companies affiliated with the state, and the institutions for export development are at the stage of institutionalization. All this causes an urgent need not only to adapt the world’s best practices to support the activities of exporters, but also to rethink this policy in Russia and significantly increase the level of competitiveness of practices and institutions.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКИХ ЭКСПОРТЕРОВ»

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКИХ ЭКСПОРТЕРОВ

Смирнова Алина Андреевна

Студент 4 курса инженерно-экономического факультета

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный технический университет»,

г. Ярославль, Российская Федерация.

E-mail: alinkasmirnova1998@mail.ru

Степанова Елена Олеговна

кандидат экономических наук

и.о. ректора ФГБОУ ВО «Ярославский государственный технический университет», г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: stepanovaeo@ystu.ru

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена двумя характеристиками российского экспорта, его инерционностью и консервативностью. Так, отраслевые и географические приоритеты национального экспорта не менялись десятилетиями, структура российского экспорта недостаточно диверсифицирована, бенефициарами мер поддержки является крупнейшие компании, аффилированные с государством, а сами институты развития экспорта находятся на стадии институционализации. Все это вызывает острейшую необходимость не только адаптации лучших мировых практик поддержки деятельности экспортеров, но и переосмысления этой политики в России, существенного повышения уровня конкурентоспособности практик и институтов.

Ключевые слова: поддержка экспорта, Россия, зарубежный опыт, финансовые и нефинансовые инструменты, конкурентоспособность.

JEL: E61, F42;

DIRECTIONS OF INCREASING COMPETITIVENESS OF SUPPORT OF RUSSIAN EXPORTERS Smirnova Alina Andreevna

4th year student of the Faculty of Engineering and Economics Yaroslavl State Technical University Yaroslavl, Russian Federation

Stepanova Elena Olegovna

Candidate of Economic Sciences

acting rector of Yaroslavl State Technical University

Yaroslavl, Russian Federation

Abstract: The relevance of the study is due to two characteristics of Russian exports, its inertia and conservatism. Thus, the sectoral and geographical priorities of national exports have not changed for decades, the structure of Russian exports is not diversified enough, the beneficiaries of support measures are the largest companies affiliated with the state, and the institutions for export development are at the stage of institutionalization. All this causes an urgent need not only to adapt the world's best practices to support the activities of exporters, but also to rethink this policy in Russia and significantly increase the level of competitiveness of practices and institutions.

Keywords: export support, Russia, foreign experience, financial and non-financial instruments, competitiveness.

Введение

Экономика России в наступающем десятилетии сталкивается не только с проблемами бюджетных ограничений, связанных с падением доходов федерального бюджета от сырьевого экспорта, системными диспропорциями национального хозяйства, санкционным противостоянием со странами Запада, вызовами, обусловленными нестабильной конъюнктурой как национальных, так и глобальных рынков, но и издержками низкого качества институциональной среды, отсутствием реальных драйверов роста экономики.

В этих условиях задача поддержки экспорта со стороны государства приобретает особую значимость, поскольку именно экспорт является критическим компонентом роста любой современной экономики. Проблема заключается в том, что российский экспорт инерционен и консервативен: его отраслевые и географические приоритеты не менялись десятилетиями, структура недостаточно диверсифицирована, бенефициарами мер поддержки является крупнейшие компании, аффилированные с государством, а сами институты развития экспорта находятся на стадии институционализации.

Цель статьи - идентификация лучших мировых практик поддержки экспорта для разработки научно-обоснованных рекомендаций, направленных на повышение эффективности поддержки российских экспортеров.

Методология исследования: в первой части статьи опишем существующую в России систему поддержки экспортеров (для идентификации провалов системы), во второй части исследования выделим существующие за рубежом актуальные практики поддержки экспортеров, в заключении дадим рекомендации по повышению конкурентоспособности мер поддержки в национальной экономике.

Основная часть

В России к настоящему моменту сложилась 3-х уровневая система поддержки экспортеров (см. рис.1).

Ключевыми (специализированными) игроками в рамках системы поддержки экспортеров в России являются: Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций и Российский экспортный центр.

Основной деятельностью Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, является поддержка российского экспорта и инвестиций за рубежом, которое протекает в двух основных направлениях:

- страхование российский инвестиций от политических рисков за рубежом;

- страхование экспортных кредитов от политических и коммерческих рисков [1].

У Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций имеются два метода по поддержке экспортеров:

- когда российский или зарубежный банк может выдать кредит зарубежному покупателю на оплату российской продукции. Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций в этом случае страхует банку риски невозврата кредита и процентов по нему. Если зарубежный покупатель, который взял кредит и купил российскую продукцию, не погасит вовремя кредит или не выплатит вовремя проценты, то Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций займется взысканием задолженности с этого зарубежного покупателя;

- когда российский экспортер будет продавать услуги и товары за границу с отсрочкой платежа. Возникающая дебиторская задолженность является причиной страхования. Если зарубежный покупатель не может заплатить продавцу за оказанные услуги или поставленные товары, то Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций займется взысканием

задолженности с этого зарубежного покупателя [2].

Рисунок 1. Система поддержки экспортёров в России

Акционерное общество «Российский экспортный центр» (РЭЦ), было создано в апреле 2015 года. Представляет из себя государственный институт нефинансовой и финансовой поддержки экспорта, является дочерним обществом Внешэкономбанка при поддержке Правительства РФ. Нацелен на работу с различными государственными службами и профильными министерствами. Основными функциями Российского экспортного центра является:

- помощь в организации экспортной деятельности;

- осуществление консультаций по вопросам экспорта;

- координация деятельности торговых представительств России за рубежом в части поддержки экспортных проектов;

- сопровождение прохождения экспортных процедур и запросов экспортеров при работе с профильными министерствами и ведомствами [1].

Российский экспортный центр, в декабре 2015 года, стал единственным акционером Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

Инструменты поддержки экспортеров в России, в соответствии с классификацией МЭР, делятся на 2 группы (см. таб.1) [3].

Таблица 1. Классификация инструментов поддержки экспортеров в России

Финансовые Нефинансовые

гарантии информационные и консультационные услуги

кредитование доступ на внешние рынки

страхование взаимодействие с деловыми кругами за рубежом

финансовая поддержка МСП организационные меры (МПК)

выставочно-ярморочная деятельность

Финансовые Нефинансовые

Возмещение затрат экспортерам на уплату % по кредитам и т.д.

Стоимостные и структурные характеристики российского экспорта приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Объемы и структура российского экспорта [4

Годы 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Объемы российского экспорта, в долл. США 477 928 719 074 484 497 423 322 489 405 841 434 460 946 116 623 315 055 334 567 260 779 300 489 325 199 941 660 412 758 123 388

Доля минеральных продуктов в общем объеме экспорта, в % 72,5 72,5 73,5 72,6 65,7 61,1 62,6 67,2

Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме экспорта, в % 2,5 2,6 2,7 2,9 3,9 4,3 4,0 3,1

Недостатки системы поддержки экспортеров в России, выделенные в результате анализа литературы [1-3; 5-45] и статистических данных [4]:

- отраслевые и географические приоритеты российского экспорта сложились давно, помощь по этим консервативным направлениям предоставляется по умолчанию;

- система поддержки экспортеров в России (задачи, институты, меры и инструменты) «не вписана» в стратегические направления развития экономики, не нацелена на решение значимых проблем национального хозяйства (реализацию национальных проектов);

- крупные, аффилированные с государством компании-экспортеры - основные получатели поддержки со стороны государства;

- доля МСП в объеме российского экспорта по оценкам экспертов чрезвычайно мала (в +- 1-5%);

- централизация инструментов, мер поддержки и финансовых ресурсов на федеральном уровне, слабая региональная компонента поддержки экспортеров (финансовая, институциональная, информационная);

- подавляющая часть финансовых ресурсов, направляемая на поддержку российских экспортеров со стороны государства, приходится на государственные гарантии (т.е. финансовый инструмент поддержки);

- в анализируемом временном интервале (2011-19 гг.) доля минеральных продуктов в общем объеме экспорта снизилась на 5,3%, а доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме экспорта увеличилась на 0,6% (объемы и структура российского экспорта в 8-летнем временном интервале практически не изменились, проблема диверсификации экспорта не решена);

- невысокая эффективность освоения бюджетных средств, выделяемых на поддержку российских экспортеров, отсутствует система показателей эффективности российского экспорта (как и их мониторинг, не рассчитан мультипликатор для российского экспорта).

Далее, обратимся к опыту поддержки экспортеров за рубежом.

Общую организационную структуру поддержки экспорта за рубежом можно представить в виде рисунка 2.

Рисунок 2. Организационная структура поддержки экспорта за рубежом

В соответствии с методологией ОЭСР (OECD) меры поддержки экспорта делятся на 4 группы

(см. рис.3).

Меры поддержки экспорта

Финансовая поддержка

Развитие бизнес-срсды

Развитие внутреннего потенциала предпятии

Обёспсчекие доступа на новые

Рисунок 3. Классификация мер поддержки экспорта, ОЭСР

Интересно отметить, что в российской практике речь, как правило, идет о поддержке экспортеров (т.е. субъектов деятельности), а за рубежом акцент делается на поддержку экспорта (т.е. процессов, создание институциональной среды).

На рисунке 4 отражены показатели эффективности поддержки экспорта, используемые в международной практике. Эти показатели являются неотъемлемой частью системы поддержки и развития экспорта, напрямую (в качестве целевых показателей) закреплены в нормативно-правовом поле.

Рисунок 4. Показатели эффективности мер поддержки экспорта за рубежом

Зарубежный опыт поддержки экспорта систематизирован и представлен в таблице 3.

Таблица 3 - Зарубежный опыт поддержки экспорта [5]

Ключевые способы поддержки экспорта/ инструменты Страны/территории

1. Специальные экономические зоны

1.1. Налоговые льготы Страны ЕС, США, Китай, Малайзия

1.2. Упрощенные процедуры импорта компонентов / экспорта продукции Страны ЕС, Китай, Южная Корея, Япония, Малайзия

1.3. Общая научно-исследовательская и производственная инфраструктура Великобритания, Германия, Ирландия, США, Китай, Япония

2. Экспортное финансирование

2.1. Торговое и кредитное финансирование Страны ЕС, Беларусь, США, Китай, Южная

2.2. Страхование Китай, Южная Корея, Япония, Великобритания, Франция, Германия, Китай

2.3. Инвестиции Китай, Великобритания, Германия, США, Япония, Малайзия

3. Организации по содействию экспорту

3.1. Создание благоприятного имиджа страны экспортера на международных рынках США, Германия, Италия, Франция, Китай, Южная Корея, Япония

3.2. Продвижение продукции через торгпредства, международные выставки / ярмарки и т.п. Страны ЕС, США, Южная Корея, Япония, Беларусь

3.3. Информационная и консультационная поддержка экспортеров по выходу на зарубежные рынки Страны ЕС, США, Беларусь, Китай, Южная Корея, Япония и другие государства

3.4. Маркетинговая поддержка - определение целевых продуктов и рынков сбыта Индия, Великобритания, Германия, Франция, США, Южная Корея, Малайзия

4. Экспортные субсидии

4.1. Прямые субсидии США, Япония, Германия

4.2. Налоговые зачеты / вычеты (при производстве экспортируемой продукции из импортируемых компонентов) Малайзия, Южная Корея, Германия, США

4.3. Субсидирование процентов по экспортным кредитам Германия, Италия, Нидерланды, Великобритания, Япония

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению ряда авторов [3, 6], для российской практики с ее характерным акцентом на централизацию власти и ресурсов в руках федерального центра, наиболее подходящим, является опыт поддержки экспорта в Италии.

Основными агентами государственной поддержки экспортеров выступают: 1) Институт по страхованию внешнеторговых операций (Istituto Per I Servizi Assicurativi Per Il Commercio Estero, SACE), 100 % акций которого принадлежит Министерству экономики и финансов Италии; 2) Государственный институт поддержки и стимулирования деятельности итальянского бизнеса за рубежом (Societa Italiana per le Imprese all'Estero, SIMEST), 76 % акций которого контролируются Министерством международной торговли. Все обязательства обеих структур гарантированы правительством Италии.

К функциям SACE относится страхование кредитных и политических рисков итальянских компаний или компаний с участием итальянского капитала, предоставляющих отсрочку платежа по экспортным контрактам, страхование зарубежных инвестиций итальянских предприятий, бартерных экспортных сделок, а также предоставление зарубежным контрагентам итальянских компаний гарантий исполнения контракта. Кроме того, SACE страхует коммерческие и политические риски итальянских банков, которые предоставляют иностранным заемщикам кредиты на финансирование оплаты товаров или услуг итальянским фирмам или фирмам с участием итальянского капитала (так называемые кредиты покупателя). Наконец, структура предоставляет гарантии по подтвержденным итальянскими банками аккредитивам, открытым в зарубежных банках для оплаты произведенных в Италии товаров или услуг.

SIMEST оказывает весь спектр услуг по поддержке и продвижению итальянских инвестиций за рубежом: управляет венчурными фондами министерства производственной деятельности и может входить в капитал зарубежных предприятий, принадлежащих итальянским компаниям или контролируемых ими (максимальная доля участия SIMEST - 25%), субсидирует ставку по кредитам, полученным итальянскими компаниями на приобретение долей в зарубежных предприятиях, также оказывает полный спектр консалтинговых и маркетинговых услуг [3].

Широкое распространение в российской экономической литературе получила и несколько иная, функциональная классификация мер поддержки экспорта за рубежом, предложенная С.Н. Блудовой [7] (см. табл.4).

Таблица 4 - Функциональная классификация мер поддержки экспорта за рубежом [7]

Направление поддержки экспорта Страна/регион Особенности реализации в стране

Формирование институциональной системы содействия ВЭД США Создание благоприятных институциональных условий американским компаниям для реализации выгодных коммерческих проектов. Госдепартамент осуществляет координацию внешнеэкономической деятельности всех министерств и ведомств, государственных организаций и их представителей за рубежом. Под эгидой Госдепартамента проводятся заседания координационных и консультационных комитетов по различным вопросам, касающимся ВЭД, с участием представителей предпринимательских структур для учета их позиции в отношении крупных международных или двусторонних мероприятий, непосредственно затрагивающих интересы деловых кругов США.

Великобритания Внешнеэкономическая политика является частью общей экономической политики страны. В стране практически нет министерств, которые бы в той или иной мере не занимались вопросами ВЭД. Важнейшую роль в содействии внешнеэкономическому сотрудничеству играют британские дипломатические миссии, имеющие в своем составе представителей различных министерств и ведомств, выполняющих роль торговых советников.

Направление поддержки экспорта Страна/регион Особенности реализации в стране

Совет международной торговли содействует координации усилий правительственных учреждений и деловых кругов в области внешней торговли, безвозмездно или за символическую плату оказывает помощь компаниям в освоении экспортных рынков. Британский национальный совет по экспорту применяет оригинальную форму содействия экспорту - так называемую практику открытия «торговых окон». При этом британским фирмам-экспортерам товаров, которые пытаются впервые освоить данный зарубежный рынок, предоставляется организационно-финансовая помощь в устройстве выставочной экспозиции.

Информационное обеспечение системы поддержки ВЭД США В рамках программы стимулирования экспорта в США выпускаются руководство по экспортным программам, руководство бизнесменам по вопросам федеральной помощи экспортерам. В этих справочниках представлены основные направления государственной поддержки экспортеров, виды помощи, оказываемой федеральными ведомствами, а так же механизм ее получения. Американские торговые миссии, ответственные за продвижение товаров в определенные регионы, обязательно открывают в них свои представительства. При желании любой американской компании выйти на рынок какой-либо страны она получает пакет бесплатных услуг, в состав которых входит: рыночное исследование страны-контрагента, анализ интересующего сектора производства, анализ международных рынков. За отдельную, небольшую плату, в ближайшем к предполагаемой стране - контрагенту центре по развитию экспорта, предприниматель или предприятие может заказать: комплексное маркетинговое исследование по предполагаемому объекту экспорта или импорта; внешнеторговый профиль компании-контрагента с указанием всех необходимых реквизитов, кредитной истории, сильных и слабых сторон; услуги по поиску зарубежного партнера; оказание услуг по организации встреч с предполагаемыми партнерами.

Германия В Германии система внешнеэкономической информации характеризуется наличием мощного информационно-аналитического центра, в котором представлены крупные банки и страховые компании, влиятельные бизнес - группы.

Направление поддержки экспорта Страна/регион Особенности реализации в стране

Система имеет сильно разветвленную, многоуровневую структуру, вследствие привлечения к ее функционированию большого числа участников внешнеэкономической деятельности, включающих в себя федеральные и региональные структуры, более 6 тыс. торговых палат и промышленных союзов, множество частных информационных фирм.

Региональные организации содействия ВЭД Бельгия Экспортное агентство Фландрии - «Export Vlaanderen» имеет Интернет-сайт на нескольких языках и является универсальным гидом по широкому спектру фламандских товаров и услуг. Агентство предлагает услуги по налаживанию контактов с партнерами во Фландрии - независимо от рода предполагаемого сотрудничества: покупка товаров, технологий, создание СП с учетом индивидуальных условий. Экспортное агентство Фландрии организует поездки заинтересованных иностранных организаций и лиц на информационные конференции и семинары с участием фламандского бизнеса, ведущего или планирующего сотрудничество со страной или регионом. Предлагает услуги по предоставлению регулярной информации о новых торговых возможностях, а также выставках и экономических миссиях, организуемых агентством, как во Фландрии, так и в стране-импортере.

Финансирование и страхование ВЭД Япония В Японии эффективным инструментом кредитования экспортно-импортных операций и зарубежного инвестирования компаний является Эксимбанк. В стране действует система налоговых льгот, в том числе не имеющих аналогов в мире, ориентированных на стимулирование как экспорта, так и импорта. Развитию ВЭД способствует крупнейшая в мире по своим масштабам, диверсифицированная система государственного страхования торговли и инвестиций, надежно ограждающая интересы национальных операторов от различного рода рисков. Она включает в себя общее страхование торговли, валютных рисков, векселей и облигаций импортеров, авансовых платежей за импорт, зарубежных инвестиций, кредитов зарубежным предприятиям.

Южная Корея В целях усиления экономической независимости через содействие развитию экспорта государство ввело краткосрочное экспортное кредитование.

Направление поддержки экспорта Страна/регион Особенности реализации в стране

Сутью этой системы является автоматическое решение о выдаче займа коммерческими банками при отсрочке платежа по аккредитиву. Правительство также предоставляет экспортерам налоговые послабления и льготные кредиты, списывает убытки, освобождает от пошлин.

Развитие новых видов предпринимательской деятельности с внешнеэкономической ориентацией и формирование условий для развития экспорта Чили Здесь активно ведется стимулирование внешнеэкономической деятельности на предприятиях, с внешнеэкономической ориентацией, созданных за счет средств государства и переданных в собственность частным лицам.

Деятельность специальных центров по анализу препятствий в развитии экспорта США Существенный интерес для экспортеров представляет анализ препятствий в осуществлении внешнеэкономической деятельности и создание условий для их устранения. К таким препятствиям в США, например, относят различия в стандартах, недостаточную защиту прав интеллектуальной собственности во многих импортирующих странах, взяточничество и коррупцию со стороны официальных лиц.

Разработка стратегии внешнеэкономического сотрудничества с отдельными группами стран Германия В Германии создана организация по координации усилий правительственных учреждений для содействия развитию экспорта в наиболее перспективных регионах. Этой организацией разработаны такие программы как Латиноамериканская концепция и Восточноазиатская инициатива, призванные содействовать долговременному усилению позиций немецких экспортеров в этих регионах.

Разработка отраслевых стратегий США Содействуя экспорту из США, торговые представительства проводят маркетинговые кампании для наиболее перспективных сельскохозяйственных товаров и продуктов питания.

В результате анализа профильной литературы [1-3; 5-45] можно выделить следующие

характерные черты поддержки экспорта за рубежом:

- поддержка и развитие экспорта - прерогатива институтов государства;

- широкое, бесплатное, актуальное и разнообразное информационное сопровождение ВЭД -ключевой элемент политики поддержки экспорта;

- большую роль в поддержке экспорта на иностранных рынках играют административные, лоббистские и политические практики (включая работу спецслужб, военной разведки);

- широкая регионализация сети поддержки экспорта на внутреннем и внешнем рынке;

- приоритет отдается не финансовым мерам стимулирования экспорта, а информационному и институциональному фактору развития;

- вовлеченность в программы поддержки и развития экспорта научных центров, университетов, аналитических и консалтинговых агентств;

- идентификация и мониторинг барьеров на пути развития экспортных операций (административные, защита прав интеллектуальной собственности, требования ВТО, регламенты, национальные особенности) и путей их преодоления;

- постоянный поиск новых ниш на рынках других стран и мощная маркетинговая поддержка со стороны агентств и ведомств;

- приоритет проактивной политики поддержки экспорта в высокотехнологичных отраслях, где предпринимательские риски велики;

- рассмотрение отраслевых и экспортных стратегий через призму встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости;

- приоритет кластерной и сетевой форме развития экспортной поддержки;

- большая роль МСП в экспорте Европы и азиатских стран, что обусловлено широкой сетью поддержки МСП.

Проведенный в статье анализ, позволяет нам сформулировать рекомендации, направленные на повышение эффективности поддержки российских экспортеров.

Итак, можно предложить следующие меры, направленные на повышение эффективности поддержки российских экспортеров:

- смещение мер, практик и ресурсов для поддержки экспорта на региональный уровень, выстраивание единой сети территориальных отделений РЭЦ на базе единой цифровой платформы; ключевой принцип - единое окно + полностью электронный документооборот + дорожная карта получения и отслеживания помощи предприятиям экспортерам;

- сокращение доли финансовых инструментов поддержки (отдельным бенефициарам), приоритет нефинансовым мерам: цель - выстраивание бизнес-среды, ориентированной на поддержку новых точек роста диверсифицированного экспорта;

- включение политики поддержки экспорта в систему национальных проектов и отраслевые стратегии;

- внедрение и активное использование индикаторов эффективности мер поддержки экспорта, как неотъемлемой части любых процедур и практик финансовой или нефинансовой поддержки;

- создание крупных научно-исследовательских центров развития экспорта (и региональных филиалов) занимающихся подготовкой специалистов, разработкой маркетинговых стратегий, аналитикой, поиском новых потенциальных рынков сбыта и ниш; заключение партнерских соглашений с ведущими российскими и иностранными консалтинговыми компаниями о создании общей информационной базы данных, обмене данными и исследованиями;

- приоритетная поддержка высокотехнологического экспорта, создаваемого МСП (формирование финансовой подушки безопасности) на грантовой основе + упрощение административных процедур и практик (green way);

- усиление сети торговых представительств за рубежом - увеличение полномочий и ресурсов, при жестком контроле за их деятельностью и отчетностью (установление обязательных нормативов на поиск новых контрагентов, количество созданных СП, заключенных контрактов, промоутерских мероприятий);

- снижение логистических затрат, через предоставление субсидий, скидок, льгот на транспортировку грузов в рамках ЕАЭС для высокотехнологичного экспорта/МСП экспорта;

- усиление работы по защите прав интеллектуальной собственности в рамках ВЭД российских предприятий-экспортеров;

- индивидуальная работа с МСП-экспортерами на региональном уровне: выделение грантов на продвижение российских товаров на новые рынки сбыта; бесплатные консультационные пакеты услуг (анализ рынков сбыта, поиск контрагентов, юридическое сопровождение ВЭД); поддержка новых перспективных направлений экспорта (экология и охрана окружающей среды, цифровые услуги и т.д.).

Заключение

В результате проведенного исследования установлено, что экспорт - критический компонент роста современной экономики. При этом политика поддержки экспорта должна решать значимые для экономики России проблемы, а меры и инструменты поддержки не должны предоставляться автоматически (по умолчанию).

Необходимо учитывать, что в научной литературе эффективность мер поддержки экспорта эмпирически не подтверждена, особенно в отношении МСП субъектов этой деятельности (Sousa F., Bradley F., 2009) [7].

Важно понимать, что эффекты от финансовых инструментов поддержки экспорта со временем исчезают (Cadot O., Fernandes A., 2015) [8], такие инструменты и меры не улучшают качество бизнес-среды, не повышают конкурентоспособность продукции. Именно поэтому приоритетом развития и поддержки экспорта в России должны стать нефинансовые инструменты, такие как создание институциональной среды и широкой сети региональной поддержки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кудряшов В.С. Стимулирование и поддержка экспорта предприятий малого и среднего бизнеса в российской федерации и за рубежом // Juvenis Scientia. 2018. № 9.

2. Балюк И.А. Государственная поддержка экспортно-ориентированных компаний в условиях санкций и валютных взлетов // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 4. С.79-86.

3. АвдееваО.А., ГимадиеваЛ.Р. В озможностиприменениязарубежного опытавсовершенствовании государственной поддержки экспорта Российской Федерации. Россия в современном мире: поиск новой стратегии социально-экономического развития. Изд-во: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск), 2016 г.

4. The Eurasian Economic Commission. External and mutual trade statistics. External trade with the third countries. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/tables/ extra/Pages/default.aspx

5. Исмаилов М.С. Сравнительный анализ развития современных систем финансовой поддержки экспорта в России и за рубежом // Journal of Economy and Business. 2019. vol. 4-1.

6. Зайко А. Одиночество экспортера // Энергия промышленного роста. 2009. № 9. С. 21-22.

7. Sousa C., Bradley F. Effects of export assistance and distributor support on the performance of SMEs: The case of Portuguese export ventures // International Small Business Journal (2009) 27(6) 681-701. DOI: 10.1177/0266242609344253

8. Cadot O., Fernandes A. Are the benefits of export support durable? Evidence from Tunisia // Journal of International Economics (2015) 97(2) 310-324. DOI: 10.1016/j.jinteco.2015.07.005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.