Научная статья на тему 'Опыт размышлений о категории счастья'

Опыт размышлений о категории счастья Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1244
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕДОНИЗМ / ЭВДЕМОНИЗМ / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / РЕЙТИНГ СТРАН ПО СЧАСТЬЮ / ГОРМОНЫ СЧАСТЬЯ / HEDONISM / EUDAEMONISM / THE COMMUNITY OF CONSUMPTION / WORLD HAPPINESS REPORT / HORMONES OF HAPPINESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Семунина С.Е.

Статья посвящена анализу такого философского понятия, как счастье, которое, несмотря на многовековые старания человечества, до сих пор остается загадкой. Автор делает попытку взглянуть на проблему счастья в историко-философском, естественнонаучном и социально-экономическом контекстах. А также определить специфику понимания счастья в экономической, духовной, политической и социальной сферах современного общества потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of reflections about category of happiness

The article focuses on philosophical concept of happiness. Long time people tried to found, but it is one of the mysteries of life. The author attempt to study the problem of happiness in historical, philosophical, natural-science, social, economical spheres of knowledge. He determines the characteristics of understanding the happiness in economical, spiritual, politic and social spheres of modern community of consumption too.

Текст научной работы на тему «Опыт размышлений о категории счастья»

5.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд. М.: «ИТИ технологии», 1997. 944 с.

6. Орлова Н.Х. Евангелие свободы в послании апостола Павла // Конференция «Человек и христианское мировоззрение» Симпозиум: Свобода, равенство и справедливость их сущность и основания. Симферополь, 2008. С.71-75.

7. Оруэлл Д. 1984. Пер. с английского В.Голышев. М.: «АСТ», 2016. 320 с.

8. Паланик Ч. Бойцовский клуб. Пер. с английского И. Кормильцева. М.: «АСТ», 2016. 344 с.

9. Платон. Государство. Пер. с древнегреческого А.Егунова. М.: «АСТ», 2017. 448 с.

10. Хаксли. О. О дивный новый мир. Пер. с английского О. Сороки. М.: «АСТ», 2016. 350 с.

11. Бакунин М.А. Программа общества международной революции // Бакунин М.А. Избранные философские сочинения и письма. М.: Мысль, 1987. 576 с.

Опыт размышлений о категории счастья2

С.Е. Семунина

Статья посвящена анализу такого философского понятия, как счастье, которое, несмотря на многовековые старания человечества, до сих пор остается загадкой. Автор делает попытку взглянуть на проблему счастья в историко-философском, естественнонаучном и социально-экономическом контекстах. А также определить специфику понимания счастья в экономической, духовной, политической и социальной сферах современного общества потребления.

Ключевые слова: гедонизм, эвдемонизм, общество потребления, рейтинг стран по счастью, гормоны счастья

2 Статья подготовлена под руководством доктора философских наук, профессора Института философии СПбГУ Н.Х. Орловой.

Experience of reflections about category of happiness

Svetlana E. Semunina

The article focuses on philosophical concept of happiness. Long time people tried to found, but it is one of the mysteries of life. The author attempt to study the problem of happiness in historical, philosophical, natural-science, social, economical spheres of knowledge. He determines the characteristics of understanding the happiness in economical, spiritual, politic and social spheres of modern community of consumption too.

Keys words: hedonism, eudaemonism, the community of consumption, world happiness report, hormones of happiness.

Счастье - это не такое уж и редкое слово в нашей жизни. Большинство людей хотят поймать свою «птицу счастья». Это желание прививается ещё в детстве родителями, книгами, мультфильмами, песнями и другими агентами социализации. Счастье, как некая мифическая награда, маячит перед нашими глазами с младенчества, а взрослая жизнь проходит в её поисках.

Счастье - нечто, что нельзя ни увидеть, ни потрогать, а можно лишь почувствовать. Существует ли оно? Если существует, то каким оно должно быть? Какое же объяснение счастью давали философы?

Ещё в античной философии было развито два противоположных направления: гедонистическое и эвдемонистическое. Основатель гедонизма, Аристипп, связывал счастье с сиюминутным наслаждением, а получение удовольствия считал истинным мотивом поведения человека. С точки зрения эвде-монистов (Сократ, Эпикур и др.), счастье понималось как стремление к постоянному благу за счет гармоничного развития духовного и телесного начал.

С началом времени, когда религия начинает играть большую роль в жизни человека, появляются новые подходы к пониманию счастья. Евангельское понимание счастья заключается в жертвенной любви, когда человек отдаёт всего себя другому человеку. В православии под счастьем понимается связь человека с Богом после обряда причастия [7].

В конце XIX - начале XX века В. Соловьев достаточно серьезно критикует эвдемонистический подход к пониманию счастья, потому что полагает, что обладание внешним благом -

сиюминутно, и стремление к удовольствию порождает противоречивые теории [14].

Тема счастья волновала не только философов, она близка и важна для каждого человека, а отсутствие определенных и однозначных ответов, способствовало формированию установки, что счастье для каждого разное. В голове сразу всплывают строчки Асадова, где эта идея видна отчётливо: «... А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста: От кочки и до Казбека, В зависимости от человека! ...» [17]

Но стоит отметить, что в ХХ-ХХ1 веках наука активно развивается и вопрос о том, каким образом человек получает возможность испытывать это чувство, начинает ставиться в биологии и в физиологии человека. С точки зрения естественнонаучного подхода оказалось, что счастливыми людей делают определённые гормоны: дофамин, серотонин, окситоцин, эндорфин. Рассмотрим их.

Дофамин - это гормон награды, который даёт энергию и мотивацию на выполнение различных задач. Данный гормон вырабатывается в организме в предвкушении удовольствия. Если человек ставит и достигает свои цели, то он существенно поднимает свой уровень дофамина [12]. При острой нехватке дофамина человек не может справиться даже с лёгкими задачами. Дофамин содержится в грецких орехах, курином мясе, яблоках, сливах [16].

Серотонин - гормон статуса, который повышается от ощущения уважения со стороны окружающих, осознания собственной важности и ценности [12]. Недостаток данного гормона может привести человека к депрессии и необоснованным конфликтам с другими людьми [16]. Стимулировать выработку данного гормона можно с помощью вещей, которые человека радуют и приносят гордость за собственную персону [12]. Нехватку серотонина можно компенсировать так же с помощью бобовых, творога и сыра, шоколада и кофе, а также сухофруктов[16].

Эндорфин - гормон безопасности, для повышения уровня которого необходимо обеспечить регулярные физические нагрузки и выход отрицательной энергии [12]. Именно этот гормон помогает бороться со стрессами и быть жизнерадостным человеком. Кроме того этот гормон можно получить путём

употребления шоколада, бананов, мороженого и других сладо-стей[16].

Окситоцин - гормон социальной поддержки, который выделяется при выполнении общественно-одобряемых дел или действий[12]. Восполнить недостаток можно с помощью употребления продуктов с высоким содержанием белка: яиц, курицы, бобовых и т.д.

Следовательно, с точки зрения физиологии, счастье - это всего лишь результат действия гормонов, поэтому человек может вызвать это состояние самостоятельно. Оказалось, что уровень «гормонов счастья» повышается и от вредных привычек: алкоголя, курения и употребления наркотиков. Люди, страдающие от этих привычек, утверждают, что эти действия помогают им справиться со стрессом, возникающим в их жизни. Но этот стресс часто вызван именно недостаточной выработкой «гормонов счастья», а алкоголь, сигареты и наркотики являются некой компенсацией этого недостатка. После пополнения запасов человек осознаёт пагубность своих привычек и решает от них избавиться, вызвав очередной стресс и запустив механизм заново [3]. Разобравшись в истинных мотивах людей, страдающих вредными привычками, становится ясно, что этот процесс вызван именно подсознательным поиском своего счастья, которое человек ищет везде, где только появляется возможность. И, можно сказать, об этой опасности и предупреждал В. Соловьев, критикуя эвдемонизм.

Человек стремится не только понять природу счастья, но и измерить его, превратив в обыкновенную физическую величину. В 2010-х годах Висконсинский университет провел необычный эксперимент, чтобы выяснить, как состояние счастья отражается в коре мозга. Было отобрано определённое количество добровольцев, к головам которых подключали 256 сенсоров и записывали в течение трёх часов получаемую информацию. В ходе эксперимента выяснилось, что огромную роль в этом вопросе играет доминирование определённого полушария мозга. Если более активно правое полушарие, то человек замкнут и испытывает мало положительных эмоций, а, наоборот, склонен к альтруизму, радости и способен радоваться жизни. Были выведены средние показатели: -0,3 соответствовал состоянию огромного счастья, а +0,3 обозначал, что человек находится в глубокой депрессии. В ходе данного эксперимента был обнаружен «самый счастливый человек на

Земле», как его немедленно окрестила пресса - буддистский монах Матье Рикар. Его показатель: -0,45 [5].

По словам самого Матье Рикара, в современном мире часто путают понятия счастья и удовольствия: он отмечал, что удовольствие обусловлено временем, объектом, местом. Также для него характерны такие черты, как изменчивость, неизбежное пресыщение. Счастье в его понимании - это благоденствие: «Благоденствие - это глубокое чувство безмятежности и полноты самореализации, состояние, которое в действительности пропитывает и предвосхищает все эмоциональные состояния, всю радость и печаль, выпавшую на мою долю» [8].

Прав ли Матье? В XXI веке проблема достижения счастья начинает активно использоваться в рекламе, в фильмах, в музыке. В воздухе словно витает идея о том, что смысл жизни в том, чтобы быть счастливым. Но единого ответа по-прежнему нет, чем активно пользуются и рекламодатели, подменяя истинное счастье всего лишь чувственным удовольствием.

Современный мир, к сожалению, помешан на потребительстве. Люди получают наслаждение от самого акта покупки вещей. Несомненно, большим достижением рыночной системы является создание международного сообщества с одинаковыми вкусами и взглядами, «подобно наркоманам, нуждающимся в очередной дозе для продолжения иллюзии своего счастья» [15].

Но для того, чтобы люди покупали, необходимо грамотно продавать товары и услуги. В маркетинге довольно распространён приём составления портрета идеального потребителя для улучшения продаж. Для него разработаны специальные критерии:

^ возраст потребителя; ^ его семейное положение; ^ уровень доходов; ^ место проживания (география); ^ пол;

^ сфера занятости потребителя;

^ типичные проблемы, связанные со спецификой работы; ^ потребности, страхи и желания [11].

Попробуем подробно разобрать данные критерии для нашей страны и то, каким образом они связываются с представлениями о счастье и удовольствии в обществе потребления.

Возраст потребителя: это две возрастные категории от 17 до 24 и от 24 до 30 лет. Они наиболее подвержены влиянию рекламы, моды, своих сверстников. У первой группы можно также отметить придание огромного значения внешнему виду товара, по которому будут судить и о них. Для второй возрастной группы характерен период становления в обществе, а, значит, стремление соответствовать общему уровню потребления [1]. Общей чертой у этих возрастных групп можно назвать инфантилизм, который снижает их способности самостоятельно решать и думать. Производителю выгодно, чтобы люди не взрослели, соответственно возраст может увеличиваться в некоторых случаях.

Семейное положение: наверное, ответ однозначен. Идеальный потребитель должен быть одинок. Семейный человек непременно будет составлять семейный бюджет, планировать свои расходы, отдавая предпочтения нужным тратам.

Уровень доходов и должности: в идеале уровень доходов должен быть высоким, а должность руководящая, но следует вспомнить о том, что основной возрастной группой является молодёжь, для которой данные показатели не характерны. Правда, для группы от 17 до 24 в этом случае важны достижения родителей, так как это группа представлена школьниками и студентами, которые пока не обеспечивают себя сами. С группой 25-30 лет ситуация гораздо сложнее: они уже достаточно самостоятельны и не могут рассчитывать на родительскую помощь. К сожалению, после окончания университета бывших студентов часто ожидает безработица или вакансии с низкой заработной платой, поэтому, чтобы соответствовать обществу, приходится брать кредиты.

Место проживания: Европейская часть России, в особенности Москва и Санкт-Петербург. Во-первых, здесь лучше всего налажены каналы влияния (реклама по многочисленным каналам, объявления в метро, блэкборды по всему городу, раздача буклетов на улице, реклама в интернете и в социальной сети и т.д.). Во-вторых, рекламодателю гораздо легче комму-ницировать с жителями больших городов посредством встреч, лекций и т.д. В-третьих, у жителей этих городов зарплата, как правило, выше, чем у среднестатистического жителя страны. Конечно, уровень цен здесь достаточно высокий, что на руку рекламодателю, который запустив "правильную рекламу" может заставить человека покупать товар даже по таким ценам, так как это воспринимается, как норма.

Пол: определённо мужской. Во-первых, потому что в большинстве семей и отношений мужчина выступает, как глава семьи, который решает, в том числе, и экономические вопросы. Следовательно, если он заинтересован в дорогой покупке, то, скорее всего, приобретёт её, несмотря на несогласие партнёра. Во-вторых, мужчины всех возрастов не любят проводить большое количество времени в магазинах, делая свой выбор достаточно быстро. Несмотря на то, что они не любят делать незапланированные покупки, а всегда знают, что им необходимо [1], они, конечно, возьмут более разрекламированный товар. Они не сомневаются в его качестве, а потратить время на изучение других товаров считают нецелесообразным.

Сфера занятости: не ограничена.

Типичные проблемы, связанные со спецификой работы: небольшое количество свободного времени потребителя, которое он не пожелает потратить на тщательный выбор товара. Это увеличивает шансы на то, что потребитель купит тот товар, который ему в действительности не нужен.

Потребности, страхи и желания: 1) потребность, к которой необходимо взывать, как ни странно, это счастье. Человек по своей природе, как мы уже выяснили, отчаянно ищет счастье, поэтому может попасться на любую приманку, которую ему кинут, посулив счастье. 2) у современного человека, несомненно, всего один страх: выделиться из толпы и быть не таким, как все. Он боится осуждения со стороны толпы и, к сожалению, брать ответственность за свою уникальность. Человеку гораздо легче подчиняться веяниям моды, "правильных авторитетов", чем искать свой стиль, саму познать истинную мораль и свои настоящие желания, и страхи. Рекламодатели старательно преподносят нам модель усреднённого «счастливого» человека и включается знаменитый «эффект присоединения к большинству» [6].

Так как же представляют себе рекламодатели счастливого человека? Это молодой человек в одежде модных марок «Levis», «CalvinKlein» и другие, с новым Iphone в руках. Этот человек обязательно имеет высокооплачиваемую должность, несколько раз в год ездит на море заграницу, не обременён семьёй и детьми, пользуется услугами личного автомобиля дорогой марки и не забывает при этом выставлять личные фотографии в Instagram и VKontakte, стремясь доказать всему миру, что он счастлив.

Достаточно интересно, что часть населения, наоборот, стремится выделиться из толпы и нарочно делает всё совсем не так, как все, но рекламодатели распространяют свою власть и на них. В рекламных роликах, рассчитанных на данную аудиторию, часто звучат слоганы «Не такой, как все» и т.п. Здесь задействован «эффект сноба», когда спрос на определённые товары и услуги изменяется только потому, что другие люди потребляют этот товар [6]. Как итог, и эти люди уподобляются в итоге большинству и находят счастье, описанное в рекламе. Правда, данная группа при этом считает себя индивидуальностью.

Итак, в экономической сфере общества счастье - это всего лишь обладание определёнными общественными благами, что, к сожалению, значит, что счастливыми могут стать не все, а лишь те, кто обладает вышеназванными характеристиками.

Следующие сферы, которые предлагают свой взгляд на счастье - это социальная сфера и политика. Счастье - это относительная эффективность, с которой страны используют экономический рост и природные ресурсы для того, чтобы обеспечить своим гражданам достойную жизнь. Регулярно с 2006 года индекс рассчитывается по методике британского исследовательского центра New Economic Foundation совместно с экологической организацией Friends of the Earth, гуманитарной организацией World Development Movement, и группой независимых международных экспертов [13]. В исследовании задействованы экономические и социальные факторы: уровень ВВП на душу населения, уровень социальной поддержки граждан государством, ожидаемая продолжительность жизни, свобода выбора, доверие правительству и щедрость [2].

Как влияет уровень ВВП на душу населения на «счастье»? ВВП на душу населения - это показатель, с помощью которого можно показать экономический уровень страны и количество ресурсов, которые теоретически могут быть использованы для улучшения «качества жизни», но он не способен дать чёткую картину об экономической обеспеченности каждого гражданина. Кроме того рост ВВП может быть вызван и миграциями жителей, уменьшением рождаемости и увеличением смертности. Очевидно, что в ВВП не учитываются нематериальные показатели, которые в определении «счастья» играют ключевую роль. Достаточно чётко по этому поводу выразился известный американский политик XX века - Роберт Кеннеди «ВВП измеряет все, кроме того, ради чего стоит жить... ВВП

не учитывает состояние здоровья ваших детей, школьные отметки, радость и веселье. В него не входят красота поэзии или прочность семейных уз, интеллектуальный уровень политических дискуссий или честность государственных мужей. В нем нет ничего от нашей смелости, нашей мудрости и преданности Родине...» [9]

Ожидаемая продолжительность жизни является довольно странным критерием. Во-первых, статистика говорит лишь о средних показателях, но не о каждом в частности. Во-вторых, пожилые люди могут жить в ужасно трудных условиях, что явно не может быть показателем их счастья. Об этом говорит тот факт, что в Японии, где жители славятся своим долголетием, большой уровень самоубийств именно среди людей пожилого возраста [2].

О таких критериях, как свобода выбора и доверие правительству, достаточно сложно говорить, потому что точных данных получить невозможно, а основываться лишь на социальных опросах в этом случае, по-моему, нерационально. Эти вопросы касаются политической сферы общества, где действуют различные политические взгляды и симпатии. Получается, что общество будет счастливо, если его жители единогласно будут доверять своему правительству? Но как же оппозиция, которая нужна для того чтобы демократия была «здоровой»? Получается, что нас лишают право выбора, что достаточно странно, так как это один из критериев «счастья».

Щедрость, на мой взгляд, единственный показатель, который соотносится с субъективными ощущениями счастья человека. Удивительно, но закон сохранения энергии работает и в жизни. Следовательно, чтобы стать счастливым, необходимо осчастливить других, и оно к тебе вернётся. Мать Тереза, конечно, вряд ли знала об этом открытии, но всё же давала совершенно правильные наставления: «Проявляйте свою любовь к людям везде, где это возможно, и прежде всего — у себя дома. Дарите любовь своим детям, своей жене или мужу, своим соседям. Пусть ни один человек не уйдет из вашей жизни без того, чтобы не стать хоть немного лучше или счастливее» [4].

Обобщая, можно сказать, что очередная попытка измерить по объективным критериям счастье оказалась неудачной. Счастье - это не обыкновенная физическая величина, поэтому наука оказывается бессильной. Поиски счастья должны проходить гораздо глубже - в человеческой душе.

Можно ли говорить о субъективных ощущениях, не обращаясь при этом лично к носителю? После отрицательного ответа на этот вопрос, был проведён небольшой социальный опрос с выборкой в 100 человек. Люди отвечали на несколько вопросов: «Что такое счастье в вашем понимании?» и «Считаете ли вы себя счастливым?». Были опрошены люди в возрасте от 18 до 54 лет и выявлены некоторые особенности.

Удивительное наблюдение: люди старшего поколения были воспитаны на советских фильмах, которые выступали за мир, доброту, любовь, и воспринимали их как основные жизненные ценности. Но, если спросить их сейчас о том, что нужно для счастья, то не все будут говорить о духовности. В XXI веке, к сожалению, растёт количество респондентов с новым ответом: «деньги» (около 27% опрошенных). Конечно, со странной оговоркой: «Счастье не в деньгах, но без них его не получить» [10].

Примечательно, что младшее поколение чаще говорит об обыкновенных радостях жизни (80% опрошенных): о красоте, природе, искусстве, приятных мелочах, людях [10]. Может быть, у этого поколения, вопреки общему мнению, не всё потеряно? Возможно. Ответ на этот вопрос можно будет получить через несколько лет. Вполне возможно и то, что они примут позицию материального счастья, не найдя сил справить с обществом потребления. Человек растёт, развивается и меняется со временем, поэтому изменяет и свою жизнь, и свои взгляды.

Проанализировав собранные данные, можно прийти к выводу, что в современном мире настоящее счастье - это внутренняя свобода. По-настоящему счастливым можно назвать человека, который не поддаётся на уловки рекламодателей, не боится выделиться из толпы и выражать свои чувства, свободен от зависимостей во всех её проявлениях, стремится к улучшению жизни всего общества и достижению истины. Но в этом случае счастье становится результатом упорной работы над собой и сознательным выбором по-настоящему сильного человека.

Литература

1. Вшивцева Е., Есина А., Ермолаева Е.В. Портрет современного российского потребителя // Медицинские интернет-конференции. URL: https://medconfer.com/node/5731 [30.09.2017].

2. Где живут самые довольные люди: ООН опубликовала рейтинг счастливых стран// сетевое издание "RT". URL: https:// rus-sian.rt.com/world/article/370406-schaste-oon-issledovaniye [30.09.2017].

3. Гормоны счастья - эйфория // клиника "Мосмедсервис". URL: http://mosmedservice.com/index/gormony_schastja_ehndorfiny_ehjforij a/0-61 [30.09.2017].

4. Двадцать наставлений матери Терезы о любви, счастье и мире/ / Движение объединения "Мир Бога". URL: http://www.mirboga.ru/ blog/purelove/nastavleniya-materi-terezy-o-zhizni-i-lyubvi [30.09.2017].

5. Девис У. Индустрия счастья. Как Big Data и новые технологии помогают добавить эмоцию в товары и услуги. Москва, Эксмо. 2017. 288 с.

6. Дейнека О.С. Экономическая психология. СПб, Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2000. 160 с.

7. Краткий обзор понятия счастья в религиозных и философских учениях// Психологическая помощь "Go - Psy". URL: http://go-psy.ru/partart- phil1.htm [23.09.2017].

8. Матьё Рикар о привычке к счастью // Лекции TED. URL: http://videoted.ucoz.ru/publ/6-1-0-96 [30.09.2017].

9. Ожогин С. Д., Закиров А. Г., Смоленская С. В. Влияние ВВП на жизнь населения// Научный форум. URL: https://nauchforum.ru/ studconf/social/xliv/19217 [30.09.2017].

10. Опрос ста человек в возрасте от 18 до 54 в период с 11.09.2017 по 01.10 .2017.

11. Портрет потребителя// Бизнес-школа "Practicum Group". URL: https://practicum-group.com/blogs/stati/potret-potrebitelya/ [30.09.2017].

12. Пять гормонов счастья, радости и удовольствия // Клуб здоровья и красоты "Hea Club". URL: http://heaclub.ru/5-gormonov-schastya- radosti- i-udovolstviya- kak- nazyvayutsya- iz- chego-vyrabatyvayutsya-v- organizme-v- kakih- produktah-soderzhatsya- kak-priuchit- mozg-vyrabatyvat- bolshe-gormona- schastya- i- radosti-se [30.09.2017].

13. Рейтинг стран мира по уровню счастья// Аналитический портал "Гуманитарные технологии". URL: http://gtmarket.ru/ratings/world-happiness-report/info [30.09.2017].

14. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. URL: http://www.vehi.net/soloviev/oprav/index.html [30.09.2017].

15. Соммер Д. Мораль XXI века. Москва, Кодекс. 2013. 480 с.

16. Стать счастливым просто! Продукты, содержащие гормон счастья// сетевое издание "Будете здоровы". URL: https:// budetezdorovy.ru/ health /stat-schastlivym-prosto-produkty-soderzhashhie-gormon-schastya [30.09.2017].

17. Что же такое счастье? По ред. Э. Асадова// Эдуард Асадов. URL: http://asadove.ru/chto- takoe- schaste/ [23.09.2017].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.