Научная статья на тему 'Опыт работы со взрослыми детьми алкоголиков по теме "Любящий родитель"'

Опыт работы со взрослыми детьми алкоголиков по теме "Любящий родитель" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
939
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ АЛКОГОЛИКОВ (ВДА) / СОЗАВИСИМОСТЬ / ЛЮБЯЩИЙ РОДИТЕЛЬ / ОТРИЦАНИЕ / АДДИКЦИЯ / ДЕСТРУКТИВНАЯ СЕМЬЯ / ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузнецова Ирина Николаевна

В статье представлена попытка анализа природы аддиктивной логики ВДА. На примере предложения «стать себе Любящим родителем» показываются особенности логики ВДА. Указывается, что терапевтические идеалы не могут служить целью для выздоровления в программе 12 шагов ВДА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт работы со взрослыми детьми алкоголиков по теме "Любящий родитель"»

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОПЫТ РАБОТЫ СО ВЗРОСЛЫМИ ДЕТЬМИ АЛКОГОЛИКОВ ПО ТЕМЕ «ЛЮБЯЩИЙ РОДИТЕЛЬ» Кузнецова И.Н.

Кузнецова Ирина Николаевна - технолог социально-культурной деятельности, преподаватель, диплом специалиста Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства, факультет социально-культурных технологий, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье представлена попытка анализа природы аддиктивной логики ВДА. На примере предложения «стать себе Любящим родителем» показываются особенности логики ВДА. Указывается, что терапевтические идеалы не могут служить целью для выздоровления в программе 12 шагов ВДА.

Ключевые слова: взрослые дети алкоголиков (ВДА), созависимость, Любящий родитель, отрицание, аддикция, деструктивная семья, профилактика аддиктивного поведения.

«Подлинное бытие основано на истинной, а не на иллюзорной картине мира».

Эрих Фромм

Взрослые дети алкоголиков (аддиктов), вне зависимости от социального статуса, образования и возраста живут среди нескончаемых проблем. Многие из них, пытаясь найти выход из окружающего их хаоса, обнаруживают популярный метод - стать себе Любящим родителем (для решения проблем, 8 гл. в программе 12 шагов ВДА). Но для ВДА мы нашли этот метод весьма спорным.

Особенность ВДА в том, что они впитали в себя деструкцию родителей, зафиксировав её на мировоззренческом уровне. Как следствие, ключевым направлением действий ВДА является разрушение себя и своих близких через сохранение семейной деструкции. В любой стрессовой ситуации взрослый ребенок аддиктов воспроизводит поведение деструктивного отца и/или матери.

Воспроизведение родительской модели иллюстрируется феноменом Маугли. Доктор Дж. Сингх, попечитель сиротского приюта в Миднапоре, описывает случай, произошедший в Индии в 1920 г. Психолог обнаружил двух девочек в возрасте примерно двух и восьми лет, живущих в волчьей семье вместе с волчьим выводком. Он забрал их с собой, чтобы заняться их «очеловечиванием». Младшая девочка вскоре умерла, а старшая дожила до 17 лет. Она смогла выучить несколько слов и научилась ходить на двух ногах, но (!) если надо было бежать, она по-прежнему становилась на четвереньки. То же происходит с детьми из деструктивных семей: даже если они приобретают новые навыки, им комфортнее вести себя так, как вели себя родители.

В данной статье мы вновь ссылаемся на опыт работы петербургской группы взрослых детей алкоголиков (аддиктов). Группа образовалась в 2006 году, состояла из 12-18 человек в возрасте от 28 до 55 лет [6]. Особенностью группы оказалось православие всех участников и их воцерковленность. К тому же каждый член группы, за единственным исключением, имел многолетний опыт работы по программе 12 шагов и успешное решение вопросов аддиктивного поведения. Но проблемы в отношениях с собой и с окружающей действительностью оставались многочисленными и болезненными.

Подчеркнём, что во всех 12-шаговых программах, начиная с Анонимных Алкоголиков, в процесс инвентаризации встроена система защиты от рассмотрения кого-либо другого: никого, кроме себя. Программа 12 шагов ВДА в этом смысле оказалась революционной: она предлагает исследование того, что передали родители, уравновесив это инвентаризацией самих себя. Пока ВДА не признается и не назовет сам для себя, кем были его отец и/или мать - алкоголиком, садистом, и т.д., выбора нет, в любой ситуации, где требуется его действие, он «встанет на четвереньки». Когда созависимый называет поименно родительскую деструкцию, появляется небольшой зазор между его реакцией и действием, т.е. появляется возможность выбора: воспроизводить ли родительскую модель или направить волю на отказ от неё.

12-шаговые программы оказались чрезвычайно эффективными и востребованными, поэтому сообществом ВДА заинтересовались психологи и психотерапевты. Специалисты привнесли свои профессиональные представления о проблеме, так появилось предложение в виде дополнения к программе 12 шагов: гл.8 «Решение: стать себе Любящим родителем» [3, с. 295]. Т.е. учиться распознавать ласковый и заботливый голос внутри себя, противостоять критическому голосу, разрешать себе чувствовать, бережно и внимательно к себе относиться, говорить о своих чувствах и прислушиваться к чувствам других. Но ведь внутренний голос - это перенос отношения родителей в свое сознание, зафиксированный в детские годы [5, с. 50-52]. Поэтому в ответ на главу 8 в петербургской группе возникли недоумение, протест и вопросы: «Имеем ли мы понятие, кто такой - Любящий родитель? Как мы можем стать самим себе Любящим родителем? Какие это такие наши чувства?»

Эрих Фромм, один из ведущих мыслителей ХХ века, размышляя об отношении родителей к детям, задавался вопросом «многие ли родители любят своих детей?». Перебирая рассказы о чудовищной жестокости родителей по отношению к своим детям, он пришел к выводу, что «любящие родители - это исключение из общего правила» [9, с. 74]. Логично предположить, что в аддиктивных семьях дела обстоят еще хуже. Например, участники петербургской группы, рассказывая истории своего детства, «приводили множество примеров насилия и предательства в семье, но никто не имел опыта общения, которое предполагает уважение и достоинство» [8] .

Один из основоположников современной аддиктологии, профессор Ц.П. Короленко исследовал отношения в аддиктивных семьях. Его вывод: «В семьях химических аддиктов родители, как правило, не обеспечивают детям необходимую для их психосоциального развития нормальную среду. Детьми пренебрегают и не уделяют им должного внимания. В то же время, на них возлагается несоответствующая возрасту, непосильная психологическая «ноша», прямо или косвенно внушается чувство ответственности за происходящее в семье» [5, с. 174]. Созависимый, как и пьющий родитель, пренебрегает потребностями ребенка; поэтому ВДА, как правило, накапливают гнев к созависимому родителю: «Именно непьющий родитель научил нас сомневаться в собственном восприятии реальности... Непьющий родитель защищал и выгораживал пьющего. Непьющий родитель научил нас считать насилие и пренебрежение нормой» [3, с. 24].

В статье В.В. Барцалкиной, московского ученого, занимающейся вопросами аддиктологии, аргументированно доказывается, что даже социально одобряемые мотивы родителей могут иметь неосознаваемую аддиктивную природу: «В этом случае воспитание приобретает элементы аддиктивного поведения по созависимому типу, создавая условия для формирования данного нарушения у детей» [2]. Например, когда отец - лудоман, внешне он может выглядеть вполне респектабельно: трезво говорить, иметь высшее образование и занимать приличную должность. Но дочь он водит к деду с расчетом, что тот смягчится и отпишет-таки ему наследство, так как нужно «платить за её образование». А у его умненькой дочери в сознании закрепляется, что надо «выглядеть вкусной», чтобы папа «любил» и бережно относился.

63

Из вышеизложенного следует, что ВДА не имеют представления о том, кто такой - любящий родитель, и как он воспитывает ребенка. Ребенок аддикта вырос и сформировался как личность в аддиктивной среде, впитал в себя всю систему аддиктивных ценностей и пользуется именно аддиктивной логикой [5, с. 196]. Что происходит в сознании созависимого, когда он все-таки пытается стать самому себе Любящим родителем? Он обращается к своим знаниям и представлениям о любви, к моментам, когда ему было весело и приятно, когда он чувствовал себя нужным и важным. ВДА приводили такие примеры: «После того, как мать жестоко избила за то, что я разбил чашку, она вдруг расплакалась, стала жалеть меня, просила простить, была очень ласковой и разрешила мне взять новые карандаши»; «Мы всей семьей поехали на 9 мая в гости к папиным друзьям. Пока у взрослых было застолье, нас с другими детьми оставили в комнате и мы там играли допоздна, было потрясающее чувство свободы, нас никто не трогал»; «Мне было лет 5 мы с папой пошли на демонстрацию, после этого отец с друзьями пил пиво на скамейке, на меня обратили внимание, поигрались со мной, я чувствовала себя очень важной и взрослой»; «Когда мне было 12 лет, мама по секрету жаловалась мне на отца, что он пьет, не обращает на нее внимания, поэтому она полюбила другого мужчину, просила меня прикрывать их тайные встречи. Я ей сочувствовала, дорожила тем, что она делится со мной самым сокровенным и отзывалась на просьбы помочь».

На примерах видно, что Любящий родитель по аддиктивной логике - это пособник, который разрешит делать то, что нельзя или опасно, который использует ребенка в своих целях и т.д., - к любви это не имеет никакого отношения. ВДА, за отсутствием опыта любви, принимают за любовь проявления жалости или удовольствие от развлечений, как это и происходит у аддиктов [5]. Женщины, столкнувшиеся с семейной аддикцией, чтобы убрать «напряжение в теле», начинают активно баловать себя: бесконечные поездки на отдых или «паломничество» (неважно в какой фантик завернуть), спа-салоны, арт-терапия (пение, рисование), огромные траты на свою внешность и все это под флагом заботы о себе. Например, когда дочь алкоголика поняла, что ничего не может сделать с наркоманией сына, она пошла на занятия по рисованию, чтобы приглушить для себя болезненность ситуации.

Лозунг «это не группа по чувствам - это группа по действиям!» появился в результате собственного печального опыта участников петербургской группы. Пробуя честно называть свои чувства, они убедились, что чувства у ВДА либо зашкаливают или неадекватны, либо ВДА не в состоянии определить, что чувствуют. В большинстве случаев, когда ВДА говорят о своих чувствах, срабатывает отрицание: гнев (копившийся годами); проекция (свои чувства приписываются другому); переключение (чувства относятся к другой ситуации). [7] Если ВДА «разрешает себе чувствовать», получается следующее: «Вечером попросила у мужа "читалку". В ответ получила фонтан возмущения и объяснений, что он не в состоянии давать свои вещи чужим людям!.. Утром перед моим уходом принес читалку. При этом книга там закачана не та. Услышал автора, всё остальное заглушил своими воплями...»

Развивать Любящего родителя сообщество ВДА предлагает «из той части личности, которая помогала нам заботиться о себе в детстве и пробуждается в выздоровлении» [3, с. 298]. Заметим, что в деструктивной семье выживать ребенку помогало отрицание. Взрослого же, который пользуется теми же самыми приемами, отрицание одурачивает и обессиливает. Опасность со стороны родителей-аддиктов уже приобрела другие формы, но ВДА продолжает по-детски защищаться.

В реальности приходится признавать, что «Любящий родитель» для ВДА -абстрактное понятие, скрывающее под собою отрицание той правды, что они не представляют отношений с любящим родителем. Использование абстракции в качестве примера здоровых отношений усугубляет и цементирует отрицание семейной деструкции. «Осознаваемые нами мотивации, идеи и убеждения

64

представляют собой чудовищную смесь из ложной информации, иррациональных страстей, предрассудков и предубеждений, рационализаций, оправданий и т.д. В этой смеси плавают крошечные крупицы истины - они-то и дают нам уверенность (а на самом деле иллюзию), что вся эта смесь истина и реальна» [9,с. 154]. Эрих Фромм абсолютно точно выразил состояние созависимого, который пытается найти в себе голос любящего родителя, а в результате получает «чудовищную смесь» отрицания.

Инвентаризация того, что передали родители - снятие всего лишь внешнего слоя отрицания. Работа с отрицанием тяжела и эмоционально, и интеллектуально, поэтому чтобы разрядить накапливающееся напряжение, петербургская группа нашла для себя выражение «башмаки». Если удавалось соотнести своё поведение с родительской моделью, получались «башмаки матери» или «башмаки отца». Главной ценностью этой метафоры было понимание: башмаки можно снять! Это скрупулезный и длительный труд «...не так скоро поколение отрывается от того, что сидит в нем наследственно; не так скоро отказывается человек от того, что вошло в кровь его, передано ему, так сказать, с матерним молоком. Не бывает таких скороспелых переворотов» [4, с. 201].

Пока ВДА воспринимают своих родителей как «нормальных», все, что родители делали, как жили тоже - «нормально». В сущности, мы имеем дело с отрицанием семейной деструкции. Когда созависимая дочь алкоголички (и жена алкоголика) узнала, что у сына алкоголизм, она не могла согласиться с диагнозом. В ее понимании алкоголизм это - уволили с работы и выгнали из семьи; а ежедневная выпивка вечером дома - норма. Норма - укладывая детей спать, дышать на них перегаром. Если она не признает, что это алкоголизм, то не поймет, почему столько болезненных проблем у её внуков.

Участники группы убедились, что попытки размышлять: а как ведут себя «нормальные»? а как надо? а как правильно? - это снова отрицание, кирпичик «рассуждение». ВДА не могут представить «нормальное» поведение, поскольку в своих рассуждениях используют аддиктивную логику. Увидеть и признать «башмаки матери или отца», как убедились в петербургской группе, это первый шаг в эмоционально-сложной работе по принятию реальности, но это необходимо для того, чтобы, наконец, отказаться от аддиктивной родительской модели. Каждый шаг в 12-шаговой программе сопровождается молитвой данного шага. Чтобы снять «башмаки» также рекомендуется своя молитва и аффирмация типа «Я отказываюсь ходить в «башмаках матери».

Мы обратили внимание на то, что в базовом тексте сообщества ВДА «духовное пробуждение» трактуют как «реализацию двух терапевтических идеалов: отсутствие излишнего напряжения в теле и нейтральную реакцию на символические ассоциации и мысленные образы травмы» [3, с. 622]. Хотя широко известно, что основатели и первые члены АА, опираясь на мнение Юнга о том, что схватка с алкоголем будет выиграна только в случае глубокого духовного обновления личности, под «духовным пробуждением» подразумевали религиозный опыт, во время встреч они читали Евангелие.

Если под духовным перерождением подразумевается реализация терапевтических идеалов, то принципиально изменяется нацеленность всей работы, к тому же предлагается изменить свое сознание тренировками и усилиями воли. Да, в 12 шагах популярен лозунг, что программа духовная, но не религиозная. Но одновременно, в ней заложено, что все изменения происходят по молитвам к «Богу, как мы Его понимаем» [1, с. 57]. Мы считаем, что петербургской группе удалось обсудить и понять вопросы самоуважения и чувства собственного достоинства, благодаря воцерковленности её участников. По нашим наблюдениям, сознание ВДА вне религиозного опыта не способно оперировать этими этическими категориями, оно не может выйти из отрицания (семейной деструкции) как способа выживать и за пределы аддиктивных представлений об отношениях.

65

Список литературы

1. Анонимные алкоголики // Издательство: Фонд «Единство», 2014. 224 с.

2. Барцалкина В.В. «Родительская созависимость как фактор риска формирования аддикций у детей» // Психологическая наука и образование, 2012. № 4.

3. Взрослые дети из алкогольных/дисфункциональных семей // Московская Интергуппа ВДА, 2017. 663 с.

4. Достоевский Ф.М. Записки из мертвого дома // Москва, Издательство «Правда». Том 3, 1982. 464 с.

5. Короленко Ц.П. Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология // Новосибирск. Издательство «Олсиб», 2001. 251 с.

6. Кузнецова И.Н. Опыт работы группы ВДА по теме «Самоуважение» // Проблемы педагогики, 2017. № 5 (28). С. 57-61.

7. Кузнецова И.Н. Опыт работы со взрослыми детьми алкоголиков (ВДА) по теме «Отрицание» // Вопросы науки и образования, 2017. № 11 (12). С. 188.

8. Кузнецова И.Н. Опыт работы со взрослыми детьми алкоголиков по теме «Чувство собственного достоинства» // Проблемы педагогики, 2017. № 6 (29). С. 36-40.

9. Фромм Э. Иметь или быть? // Москва, Издательство «Астрель», 2010. 314 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.