Научная статья на тему 'Опыт работы со взрослыми детьми алкоголиков по теме "чувство собственного достоинства"'

Опыт работы со взрослыми детьми алкоголиков по теме "чувство собственного достоинства" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1220
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ АЛКОГОЛИКОВ (ВДА) / СОЗАВИСИМОСТЬ / АДДИКЦИЯ / ДЕСТРУКТИВНАЯ СЕМЬЯ / ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Ирина Николаевна

В статье выделены особенности взрослых детей алкоголиков и предложено авторское определение созависимости. Отмечено, что повышения уровня образования и культуры недостаточно для формирования чувства собственного достоинства у взрослых детей алкоголиков. Описана апробированная методика для работы по теме «Чувство собственного достоинства». Методику можно использовать как индивидуально, так и для групповой работы, начиная со старшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт работы со взрослыми детьми алкоголиков по теме "чувство собственного достоинства"»

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОПЫТ РАБОТЫ СО ВЗРОСЛЫМИ ДЕТЬМИ АЛКОГОЛИКОВ ПО ТЕМЕ «ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА»

Кузнецова И.Н.

Кузнецова Ирина Николаевна - методист,

Государственное бюджетное специализированное учреждение Архангельской области «Архангельский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», г. Архангельск

Аннотация: в статье выделены особенности взрослых детей алкоголиков и предложено авторское определение созависимости. Отмечено, что повышения уровня образования и культуры недостаточно для формирования чувства собственного достоинства у взрослых детей алкоголиков. Описана апробированная методика для работы по теме «Чувство собственного достоинства». Методику можно использовать как индивидуально, так и для групповой работы, начиная со старшего школьного возраста.

Ключевые слова: взрослые дети алкоголиков (ВДА), созависимость, аддикция, деструктивная семья, профилактика аддиктивного поведения, чувство собственного достоинства.

Феномен созависимости в нашей стране описывался многократно (Артемцева Н.Г., Барцалкина В.В., Емельянова Е.В., Зайцев С.Н., Куница М.Ю., Москаленко В.Д. и др.), для дефиниции, как правило, используют характерные реакции и состояния созависимого: отрицание, уступчивость, низкая самооценка, контроль. В основном, созависимость определяют как патологическую зависимость от другого человека. Из опыта работы с аддиктивными семьями, мы полагаем, что созависимость - это зависимость от отношений, в которых отсутствуют самоуважение и чувство собственного достоинства. «Если складывается, например, такая ситуация, в которой человек не может проявить созависимость (распад семьи), казалось бы, он/она должны почувствовать свободу и облегчение, связанное со «сбрасыванием» груза ответственности. На самом же деле возникает ощущение пустоты и потери смысла жизни. Этим объясняется стремление к созданию ими новой семьи, эквивалентной старой, с разыгрыванием в ней прежней созависимой роли» [3, 123]. Например, жена алкоголика разводится, но снова выбирает себе в партнеры именно аддиктивную личность, а взрослые дети алкоголиков, меняя работу, каждый раз попадают в невыносимые отношения.

В данной работе мы выделяем определенную категорию созависимых: ВДА. «Понятие ВДА объединяет взрослых детей алкоголиков, детей из деструктивных семей, детей из дисфункциональных семей, внуков алкоголиков, детей самоубийц» [4]. Наш опыт показал, что работа с ВДА осложнена следующими их особенностями:

1. Созависимые паттерны ВДА впитываются с самого раннего возраста, личность формируется в аддиктивной среде, искажающей мировоззрение.

2. Социализация ВДА усложнена их слабой способностью сотрудничать с другими людьми.

3. Самоидентификация болезненна: в русской культуре не принято критически говорить о родителях (не выноси сор из избы!). Поэтому соотнести жизненную неудачу с обстоятельствами детства самостоятельно ВДА не могут, поскольку обязателен режим молчания о родительском доме.

4. Характерной особенностью ВДА является невозможность просить и получать помощь [4].

ВДА — это некий отрицательный импульс, направленный на уничтожение себя, который усиливается отсутствием самоуважения и чувства собственного достоинства. В диссертационной работе Зайцевой Ю.Е. чувство собственного достоинства определяется как безусловная собственная ценность [2]. Соответственно, можно продолжить, что отсутствие чувства собственного достоинства означает отказ от признания факта собственной ценности. Хотя именно это чувство определяет отношение к миру, к своему месту в этой жизни, к допустимым или невозможным поступкам.

В течение 5 лет в г. Архангельске автор вела встречи-беседы для зависимых и созависимых, во время которых был использован опыт петербургской группы ВДА. В статье о самоуважении мы описывали эту группу: «состояла из 12-18 человек в возрасте от 28 до 55 лет. Участники на тот момент имели высшее или неполное высшее образование» [4]. Группа продолжалась 2 часа, встречались 1 раз в неделю. Работа над темой «достоинство» продолжалась 2 года, так как уважение к другому, хотя бы отчасти, было знакомо, но человека с чувством собственного достоинства группа представить не смогла. Решили обратиться к русской литературе, искать примеры там. Был использован дидактический прием, который помог при работе с самоуважением, а именно - группа сформулировала для себя вопросы:

1. Кто из литературных героев может быть примером человека с чувством собственного достоинства?

2. Какими качествами он отличается от остальных?

3. Как он взаимодействует с миром?

Конкретные примеры из жизни участников сопоставляли с действиями литературных персонажей, чтобы подчеркнуть разницу между поведением человека с чувством собственного достоинства и без оного. Постепенно, шаг за шагом, появилась схема, с помощью которой участники группы смогли начать изменять свою жизнь, через формирование в себе чувства собственного достоинства.

Встречи в Архангельске начинались с обзорных лекций об алкоголизме и наркомании. Далее шёл цикл бесед о созависимости и её роли в формировании аддикций. После чего приступили к работе над самоуважением и чувством собственного достоинства, параллельно росло количество участников и уровень их образования. Пришли филологи, педагоги, научные сотрудники, в том числе с кандидатскими дипломами. Всё это люди читающие и думающие. На примерах литературных героев они имели представление о человеке с чувством собственного достоинства. Тем не менее, вышеназванные проблемы ВДА со всей отчетливостью проявились в их жизни. Автор предложила участникам встреч проработать пошаговую инструкцию по теме «чувство собственного достоинства», созданную петербуржцами.

Так же как в работе с самоуважением [4], здесь использован обратный счет: от общих состояний к глубоко личностным вопросам. Значение личностного фактора нарастает с приближением к 1 -ому пункту, и на вопрос о направлении действия каждый человек отвечает сам, так как это вопрос уже и о смысле жизни. Последовательность в работе непременно должна соблюдаться, поскольку без предыдущего осознать очередной этап не удаётся, он будет недоступен для осмысления.

6. Автономность (страх)

Первое, что было видно в рассказах участников, то, что у ВДА чувства определяются любым другим человеком или событием; кроме того, в реакции присутствует непропорциональное количество страха. Анна, жена алкоголика: «Земля из-под ног уходит - так себя чувствую при мысли, что я не знаю, где мой муж, в каком он состоянии, живой ли вообще, что будет дальше? Сегодня на работе меня очень хвалили. У доченьки успехи в садике. А это всё не имеет сейчас никакого значения, всё обесцениваю, выть охота».

Отсутствие автономности исключает чувство собственного достоинства. «Человек не свободен от условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним. Условия не обуславливают его полностью» [6]. Работая над автономностью, важно следить за своими мыслями, чаще спрашивать себя: о чём я сейчас думаю? Купировать повторяющиеся мысли, останавливать их воспроизведение, возвращать мысли к своему плану дня и будничным делам. Помогают аффирмации типа «я имею право...», религиозный человек возвращает себя в реальность молитвой.

5. Наличие чувства стыда

Если ВДА удаётся сохранить автономность, он неизбежно наталкивается на свой стыд. Чувство стыда сопряжено со знанием о собственной никчемности, отвратительности своей личности. Это знание закладывается в ВДА в детстве, под влиянием пренебрежительного отношения родителей, их осуждением, агрессией и легко провоцируется специфическим поведением людей [3, 39]. Стыд включается и в реальном соприкосновении с другим человеком и в воспоминаниях о прошедших событиях. У ВДА его настолько много, что он блокирует попытки вести себя адекватно настоящему моменту. «Чувство стыда приводит к потере самоуважения, снижает самооценку, степень доверия и уверенности в себе, оно отрицательно влияет на самоконтроль и мотивацию, приводит к потере хорошего отношения к себе» [3, 43]. Мария, взрослая дочь алкоголиков: «Пошли с дочерью в поликлинику за справкой. Отправила её одну в кабинет, а она там стояла перед врачом краснела, бледнела, губы кусала и молчала (14 лет), пришлось мне идти самой и объяснять, кто мы такие и зачем пришли. Врач ей выписала направление к психологу, прочитав лекцию, что запускать проблемы нельзя, тем более такие, что всё аукнется во взрослой жизни. А я слышу: «Нет ей места среди нормальных людей, как и тебе». Честно, держалась, как могла, но по дороге домой, вылила на дочку ушат грязи. Села писать гневное письмо и тут так отчетливо увидела, так ведь это же стыд, и там стыд, и тут стыд. Мне жутко стыдно и невыносимо, что мой ребенок - ВДА».

Ощущается стыд беспокоящим дискомфортом, который резко обостряется с появлением автономности. Важно осознать, что стыд - это очень привычный, очень надёжный, пропитавший всего ВДА, способ самоуничтожения через самоуничижение, но это чувство не отражает реальности, а лишь показывает глубину непринятия себя. В этот момент необходимо увеличить количество гневных писем [4] в адрес свидетелей стыда. Весьма показаны аффирмации: «Я отказываюсь уничтожать себя этим стыдом», «В любой момент я делаю лучшее из того, что могу». Разбирать рекомендуется, так называемые, микроситуации поштучно. Те, что всплывают в памяти вне зависимости от их давности и значительности.

Когда точкой отсчета состояния ВДА перестаёт быть окружение: люди, события, обстоятельства, — и несколько отступает стыд, возникают вопросы: а кто я? о чем я? как принимать свои решения? от чего отталкиваться? что брать за основу? Появляется необходимость сформулировать свою позицию и прекратить менять позицию того, кто рядом.

4. Неизменение позиции:

- моей;

- твоей.

Каждая личность имеет право на свою позицию, точку зрения. Соприкасаясь с другим человеком, мы учим себя этому постулату, хотя в алкогольной семье понятие «моя позиция» отсутствует принципиально. ВДА с трудом соглашаются рассмотреть свою позицию, причина - в чрезвычайной болезненности для них любых способов самоидентификации. Не имея своей позиции, пользуясь лишь усвоенными с детства реакциями, ВДА либо игнорируют, либо настойчиво исправляют, меняют позицию другого человека, подменяя этими действиями взаимоотношения и сотрудничество. Наталья, созависимая: «Я работаю на полставки учителем и часто сижу на больничном (двое маленьких детей). Директор и коллеги говорили, что «я очень

38

неудобна для них». В конце концов, директор предложил написать заявление по собственному желанию. Если я пойду на полную ставку - я предам детей, если я уйду совсем - останусь без работы». Когда Наталье удалось понять, как она относится к своей работе, зачем сейчас нужна эта работа, нашлось неожиданное решение: оказалось, что она имеет право на годовой неоплачиваемый отпуск.

«Человек как духовное существо не только сталкивается с тем, что он противостоит миру (как внешнему, так и внутреннему), но и занимает позицию по отношению к нему. Человек всегда может как-то «относится», как-то «вести себя» по отношению к миру. В каждое мгновение своей жизни человек занимает позицию по отношению как к природному и социальному окружению, к внешней среде, так и к витальному психофизическому внутреннему миру, к внутренней среде» [6, 111].

Следующими качествами чувства собственного достоинства человека в рассматриваемой методике оказались его реализуемость и накапливаемость.

3. Реализуемость

Когда позиция сформулирована, ее приходится реализовывать. Мы говорим об этом с грустным юмором, потому что первые шаги ВДА были трудны и зачастую забавны. Марина, ВДА: «Чтобы заботиться о дочери-первоклашке, мне нужно уходить с работы в 14.30, а руководство было категорически против. Я не знала, как с ними договориться. Мне подсказали, что существует статья трудового кодекса, по которой я имею право на неполный рабочий день. С трясущимися от страха ногами пошла к директору с заявлением. Подписал!». Валентина, ВДА: «За завтраком младшая дочка, 4 года, потребовала тёрку, чтобы тереть сыр на бутерброде. Я отказала, тогда она швырнула сыр на стол. Пришлось выводить её из-за стола, без завтрака. Было очень тяжело».

Люди, имеющие чувство собственного достоинства, не задумываются в таких ситуациях, они интуитивно знают, какое поведение достойно, а какое нет [5]. У ВДА такое знание отсутствует, действия с достоинством противоречат самой сути ВДА. На этом этапе созависимому самостоятельно не справиться, необходимо человеческое участие, поддержка, взгляд со стороны. Положительная оценка какого-либо поступка товарищами по группе является необходимым терапевтическим элементом. Члены группы становятся соратниками, попутчиками.

2. Накапливаемость

Каждый поступок, в котором ВДА проявляет себя как человек имеющий ценность, вносит небольшую лепту в достоинство личности. Оказывается, достоинство человека складывается из небольших «достоинств» каждого его выбора. Анна, жена алкоголика: «Недавно пошла в магазин, набрала целую корзину, на кассе, когда все было сложено в сумку, обнаружилось, что кошелек я забыла дома. Я сказала всего один раз «простите», освободила сумку и вышла из магазина в стыде. Пришлось несколько раз повторить себе: я отказываюсь разрушать себя этим стыдом, я имею право ошибаться».

Питающим субстратом для достоинства, являются выборы, поступки. Накапливается чувство собственного достоинства в самоощущении. «Человек решает за себя; любое решение есть решение за себя, а решение за себя - всегда формирование себя. В тот момент, когда я формирую свою судьбу, я как личность формирую характер, которым я обладаю. В результате формируется личность, которой я становлюсь. Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю» [6, 114].

1. Куда? (направлено мое действие)

Одно и то же действие может привести к различным результатам, так как результаты определяются осознаваемым либо неосознанным мотивом. Галина, ВДА: «Я вдруг увидела, что могу спросить подругу, как чувствует себя её дочь, потому что сопереживаю. А могу спросить, чтобы ткнуть её носом, что она плохо заботится о дочери».

Направленность действий существует и вне трезвости: разрушающая реакция созависимого - это тоже направление. В это время стоит задаваться вопросом: «Сейчас я разрушаю или созидаю мир вокруг себя?» - чтобы заново осмыслить значимость своего присутствия в жизни. «Дело не в осуществлении каких-либо возможностей, а, напротив, в осуществлении необходимости - того единственного, что нужно в данный момент. Дело в том, чтобы стремиться всякий раз не к возможному, а к должному» [6, 70].

Чувство собственного достоинства или его отсутствие проявлюется в общении с другими людьми так же, как и остальные чувства: грусть, весёлость и др. Для подрастающего поколения и для семьи вопрос заключается не в том, взаимодействуют ли ее члены друг с другом, а в том, как это они делают. Следовательно, мишенью для работы с созависимостью будет форма и способ построения отношений с собой, близкими и окружающим миром.

«Особенности характера никоим образом не являются решающими; решает всегда, в конечном счете, позиция личности» [6, 114]. Человек с чувством собственного достоинства имеет возможность трезво смотреть на мир и реализовывать этические нормы либо своей семьи, либо осознанно выбранные, которые не являются предметом рассмотрения в данной статье.

Список литературы

1. Барцалкина В.В. Родительская созависимость как фактор риска формирования аддикций у детей // Психологическая наука и образование, 2012. № 4. С. 18-25.

2. Зайцева Ю.Е. Чувство собственного достоинства как психологический феномен // Дисс. на соиск. науч. степ. к. психол. наук. Спб., 2003 г.

3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск, Издательство «Олсиб», 2001. 251 с.

4. Кузнецова И.Н. Опыт работы группы ВДА по теме «Самоуважение» // Проблемы педагогики, 2017. № 5 (28). С. 57.

5. Рогозянский А.Б. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. М.: Лепта-пресс. Эксмо. Яуза, 2005. 272 с.

6. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д.А. Леонтьева, М.П. Папушина, Е.В. Эйдмана. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.