летальности на протяжении последних 3 лет отмечается значительный рост летальности от болезней перинатального периода с 18,5% в 2003 г. до 56,7% - в 2005 г. (показатель по РФ в 2004 г. - 42,5%).
Вместе с тем следует отметить снижение больничной летальности от пневмонии в 6 раз (в возрасте до 1 года - в 20 раз) и отсутствие летальности от острой респираторно-вирусной инфекции в течение последних 2 лет.
Патологоанатомическое исследование проводилось в 98% случаев летальных исходов.
Среди причин смертности новорожденных в перинатальный период первое место принадлежит внутриутробным инфекциям (76%), в большинстве своем не верифицированным этиологически ни клинически, ни по результатам аутопсии.
Второе место традиционно занимают врожденные пороки развития сердца, крупных сосудов и головного мозга.
Третье место занимает сепсис, при этом внутриутробное инфицирование имеет место в 50-75% случаев.
Все случаи летальности детей разбирались на заседании комиссии по изучению летальных исходов (КИЛИ). Расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов отмечались в 1012% случаев, которые были обусловлены крайней тяжестью состояния, досуточной летальностью, отсутствием данных об установленных пороках развития сердца с предыдущего этапа госпитализации. Вместе с тем при рецензировании медицинской документации дефектов оказания медицинской помощи, повлиявших на исход, в условиях реанимационного отделения СОДКБ не выявлено.
Таким образом, основными проблемами, влияющими на больничную летальность СОДКБ, являются:
недостаточные мероприятия по профилактике невынашивания беременности и недостаточное обследование беременных на внутриутробные инфекции;
недостаточная пренатальная диагностика врожденных пороков развития и ЗВУР; отсутствие необходимых условий (аппараты ИВЛ, кювезы, мониторы) для оказания в полном объеме реанимационной помощи и интенсивной терапии в родовспомогательных учреждениях и отделениях для лечения новорожденных;
отсутствие специализированного реанимобиля для транспортировки новорожденных, укомплектованного медицинским оборудованием для реанимации и интенсивной терапии; отсутствие перинатального центра в области.
Литература
1. Управление качеством медицинской помощи в многопрофильном детском стационаре /Под ред. Н.Н. Ваганова. - 2004 г.
2. Информационно-аналитический обзор «Областные, краевые, республиканские больницы России в 2004 году» /Под ред. И.Н. Ваганова, 2005 г.
3. Отчеты ОГУЗ «Смоленская областная детская клиническая больница», 2003-2005 г.г. «О производственной деятельности».
УДК 616.248-053.5:614.211
ОПЫТ РАБОТЫ ПО КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОДОРСТКАМ,СТРАДАЮЩИМ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ, В ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЕ О.Л. Филимонова, Ю.В. Рябухин, Г.С. Дехнич
Смоленская областная детская клиническая больница, ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия»
Проведен анализ качества медицинского обслуживания в Смоленской областной детской клинической больнице подросткам (13-17 лет), страдающим бронхиальной астмой, по результатам заполнения «Протокола экспертной оценки качества медицинской помощи» и анонимного анкетирования данной группы детей.
Качество медицинской помощи - это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии [1]. Кроме того, в управленческой деятельности по обеспечению качества медицинских услуг, с позиции потребителя, решение тех или
иных проблем медицинской помощи определяется следующими критериями: доступностью, безопасностью, оптимальностью и удовлетворенностью пациента медицинским обслуживанием [2].
В практике здравоохранения различных стран применяются различные подходы и оценки качества медицинской помощи и создания систем его обеспечения внутри лечебного учреждения. В Смоленской областной детской клинической больнице (СОДКБ) постоянно осуществляется непрерывная экспертиза качества медицинской помощи в соответствии с приказом № 363/77 от 24.10.1996 г., изданном МЗ РФ совместно с ФФОМС, где выделяется система ведомственного и вневедомственного контроля. Методика экспертизы ведомственного контроля основана на определении соответствия оказываемой медицинской помощи «Стандартам качества лечения больных» по соответствующим профилям, разработанным коллективом больницы совместно с сотрудниками педиатрических кафедр Смоленской государственной медицинской академии и утвержденных Департаментом Смоленской области по здравоохранению [3].
Экспертиза качества медицинской помощи в стационаре является функцией заведующих отделений, заместителя главного врача по клинико-экспертной и лечебной работе, клинико-экспертной комиссии больницы. Экспертиза проводится на основании анализа медицинской документации.
На каждый случай экспертной оценки экспертом заполняется «Протокол экспертной оценки качества медицинской помощи». Во время экспертизы качества лечебно-диагностического процесса оцениваются полнота и своевременность диагностических мероприятий, правильность и точность постановки диагноза, адекватность медикаментозного лечения и оперативного вмешательства, исход лечения, достигнутый результат. Одновременно выявляются дефекты медицинской помощи, анализируются их причины, подготавливаются рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков [4].
Оценка качества медицинской помощи, оказанной в лечебном учреждении, является достаточно сложным делом, так как она связана с варьированием течения заболевания у разных пациентов и методов лечения этих заболеваний. При этом, оценивая качество медицинской помощи, необходимо учитывать, что эффективность лечения часто зависит непосредственно от пациента: соблюдения предписанного режима, выполнения рекомендаций врача, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий.
Нами проведен анализ качества оказания медицинской помощи в условиях СОДКБ подросткам (13-17 лет), страдающим бронхиальной астмой (БА). Было проанализировано 230 карт стационарного больного. По шкале оценки уровня качества лечения [6] «отлично» (УКЛ - 0,91-1,0) получило 97,8% карт, «хорошо» (УКЛ - 0,71-0,9) - 2,2%. Плановая госпитализация по БА в СОДКБ составляет 99,1%, экстренная - 0,9%. При проведении внутренней и внешней экспертизы качества установлено, что инструментальное и лабораторное обследование проводится полностью в 98,0 % случаев и в 100% - своевременно. Консультации специалистов проводятся всем детям в необходимом объеме и также своевременно. В 65,9% диагноз выставляется в первые трое суток, в 16,7% - на четвертый день и 9,1% - на пятый день после госпитализации.
Медикаментозное лечение подростки получали адекватно и своевременно в 100% случаев. Физиотерапевтические методы лечения, ЛФК проводятся у 88,0 % подростков, страдающих БА, госпитализированных в СОДКБ. Сопутствующая патология пролечивается у 60,0% больных, в остальных случаях пациенты либо не нуждались в лечении или лечение проводилось амбулаторно. Сроки лечения соответствуют стандартам в 96,0%, завышены на 2,7% и занижены на 1,3 случая. Завышение сроков обосновывается и связано с неблагоприятным течением заболевания или с необходимостью дообследования больного. Сроки лечения занижены вследствие перевода ребенка в другие стационары или досрочной выписки по просьбе родителей. Замечания фиксировались в 4-х анализируемых историях болезни (1,7%) и, в основном, были связаны с недостатками ведения медицинской документации (своевременной постановкой диагноза, небрежным оформлением дневников).
В 2005 году в СОДКБ разработан и внедрен в практику опросный лист для оценки удовлетворенности качеством медицинской помощи подросткового населения, проходящего лечение в отделениях стационара. Анкета включает в себя 21 вопрос, касающихся работы как стационара, так и поликлиники. Лист заполняется анонимно. Анализ опросных листов показал, что 52,5% обращаются в поликлинику СОДКБ от 2 до 5 раз, 37,5% - один раз и 10% более 5 раз в год. 47,5% опрошенных подростков находились на госпитализации в СОДКБ 2 раза в течение последних 12 месяцев, 42,3% - один раз и 10,2% более двух раз. Среди опрошенных 5% отметили, что сталкивались с недостаточным вниманием со стороны врачей поликлиники и 3% - с врачами
стационара. С недостаточным отношением среднего и младшего медицинского персонала как в условиях поликлиники, так и в условиях стационара сталкивалось 8% респондентов. 25% отмечают неудовлетворенность помещением поликлиники и 13% ее санитарным состоянием. Помещением, обстановкой и санитарным состоянием стационара недовольно 9% опрошенных подростков, 15% отмечали недостатки в работе регистратуры и 5% - в работе вспомогательных служб (лаборатория, рентген, УЗИ, физиокабинет, ЛФК). 9% не удовлетворены качеством питания в стационаре.
В заключение, при анкетировании, подросткам требовалось суммировать свои ответы и отметить, удовлетворены ли они в целом работой поликлиники и стационара. В целом оказались удовлетворены медицинским обслуживанием поликлиники 94% респондентов и 98% - медицинским обслуживанием в стационаре.
Пациенты чаще всего обращают внимание на результативность и доступность медицинской помощи, на взаимоотношения между ними и медперсоналом, а также на непрерывность медицинской помощи. Однако необходимо учитывать, что пациенты не всегда в состоянии адекватно оценить оказанную им медицинскую помощь и профессиональную компетентность персонала. Несмотря на это, субъективная оценка важна. На основании ее в больнице проводятся мероприятия по улучшению качества медицинского обслуживания (беседы по этике и деонтологии с персоналом, ремонт помещений за счет внебюджетных средств больницы и т.д.).
Таким образом, контроль качества медицинской помощи в больнице положительно влияет на повышение качества лечебно-диагностического процесса, вовлечение всего персонала в процесс управления качеством медицинской помощи, способствует выявлению дефектов на различных этапах и содействует оптимизации результативности медицинских услуг. В итоге - защищаются права граждан на получение качественной медицинской помощи, и одновременно производители медицинских услуги защищаются от чрезмерных притязаний ее потребителей. Литература
1. Качество медицинской помощи (анализ и контроль). //Под ред. проф. В. З. Кучеренко. - М.,1997; 6-22.
2. В.А. Медик, В.К. Юрьев Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. - Часть III. Экономика и управление здравоохранением. -М.,2003; 292-318.
3. Стандарты (протоколы) оказания лечебно-диагностической помощи при заболеваниях у детей: Учебно-методическое пособие для врачей. //Под ред. д.м.н. Ю. В. Рябухина. -С., 2005.
4. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения. //Под ред. Ю. В. Лисицина. - М., 1998; 487 - 517
УДК 616-053.5+614.1:313.13
АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И ИНВАЛИДНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО НАСЕЛЕНИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ О.Л. Филимонова, Ю.В. Рябухин
Смоленская областная детская клиническая больница, ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия»
В исследовании анализируется структура первичной и общей заболеваемости подросткового населения (15-17 лет) Смоленской области, состояние инвалидности среди данной группы.
Показатели заболеваемости и инвалидности, являясь важными медико-социальными критериями общественного здоровья, характеризуют уровень социально-экономического развития общества, экологическое состояние территории, качество проводимых профилактических мероприятий. Только полный квалифицированный анализ статистической информации о заболеваемости и инвалидности позволяет разработать меры по их профилактике, снижению и в итоге - оздоровлению населения. Кроме того, он необходим для обоснования управленческих решений. Только на его основе возможно правильное планирование, прогнозирование развития сети учреждений здравоохранения, потребности ее в различных видах ресурсов. Показатели заболеваемости и инвалидности служат критериями оценки качества работы врачей, медицинских учреждений, системы здравоохранения в целом [1].
В течение последнего десятилетия отмечается рост заболеваемости по РФ во всех возрастных группах. Так, за девять лет общая заболеваемость подростков в Российской Федерации возросла в 1,5