УДК 001.32
DOI: 10.24412/2414-9241-2022-8-296-305
ОПЫТ РАБОТЫ «КРУЖКА С.О. ШМИДТА» В ОТЗЫВАХ ЕГО КОЛЛЕГ И УЧЕНИКОВ
Светлана Андреевна Лиманова
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, начальник Отдела истории Академии наук Архива Российской академии наук, Москва, Россия; e-mail: [email protected]
В год 100-летия со дня рождения выдающегося историка, источниковеда, краеведа С.О. Шмидта представляется важным рассказать об опыте работы руководимого им Кружка источниковедения отечественной истории, особенностях его создания и функционирования (в Историко-архивном институте, ныне — Российский государственный гуманитарный университет). Выходцами этого Кружка, просуществовавшего более 50 лет, стали многие современные исследователи исторической науки и вспомогательных исторических дисциплин. Разнообразные документальные свидетельства работы «Кружка С.О. Шмидта» в настоящее время переданы на постоянное хранение в Архив Российской академии наук.
Ключевые слова: С.О. Шмидт, Архив РАН, научная школа, историк, юбилей.
В 2022 г. исполнилось 100 лет со дня рождения известного историка, источниковеда, археографа, культуролога, краеведа Си-гурда Оттовича Шмидта. К этой дате приурочен целый комплекс научных мероприятий: круглый стол «Научное и культурное наследие С.О. Шмидта» с историко-документальной выставкой
«Историк и учитель: К 100-летию С.О. Шмидта» в Государственной публичной исторической библиотеке; международная научная конференция «Сигурд Оттович Шмидт: Педагог. Ученый. Просветитель» в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ); всероссийская научно-практическая конференция «Краеведение и краеведческое движение в Советском Союзе: история, опыт наследие» в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева; круглый стол «С.О. Шмидт — основатель современного отечественного краеведения» в Омском государственном историко-краеведческом музее; научная конференция в Государственном музее А.С. Пушкина; открытие памятной доски с изображением С.О. Шмидта на здании Историко-архивного института(РГГУ) и др.
Наследие С.О. Шмидта как никогда актуально и находит живое воплощение в многочисленных научно-исследовательских трудах его учеников по самым разным направлениям исторического знания. Школа Шмидта сформировалась благодаря многолетней работе Кружка источниковедения при кафедре вспомогательных исторических дисциплин в Московском государственном историко-архивном институте (ГИАИ; ныне — РГГУ), о котором всегда с большой теплотой отзывались его участники. В статье речь пойдет о «Кружке С.О. Шмидта» как о явлении в научно-педагогической жизни второй половины XX в. Прослеживая создание и особенности функционирования Кружка, мы попытаемся ответить на главный вопрос: каким образом удалось реализовать столь эффективную модель обучения новых научных кадров?
«Первая лекция ошеломила. В читавшем ее преподавателе было все — увлеченность, эрудиция, блеск. Это был молодой доцент Сигурд Оттович Шмидт. Лекции, семинары, снова лекции... И все неизменно талантливо, и всегда преподавателю удавалось буквально зажигать аудиторию» (Киницкая и др., 1994: 445), — вспоминали очарованные первокурсницы. «Мои личные
впечатления от лекции Сигурда Оттовича относятся к 1956 г. Он обычно не стоял на трибуне, а прохаживался между рядами с небольшим листочком-конспектом в руке. Некоторая внешняя театральность только подчеркивала яркость изложения, свободу владения материалом, живую связь лекции с волновавшими нас проблемами современности» (Станиславский, 1994: 391), — писал о раннем периоде работы С.О. Шмидта другой его ученик.
Выпускник Московского государственного университета (МГУ), Сигурд Оттович пришел работать в Историко-архивный институт в феврале 1949 г. Вскоре хорошо зарекомендовавший себя преподаватель стал читать курс «Введение в специальность» и вести собственный Кружок источниковедения (датой его основания официально считается 13 апреля 1950 г., когда была сделана первая «историческая» фотография). В первую очередь именно личность и располагающая манера общения привлекали студентов. Многие отмечали, что Сигурд Оттович с большим уважением относился к своим собеседникам, позволял почувствовать себя на равных, вне зависимости от широты их кругозора; умел на простых примерах объяснять сложные явления. «Шмидт вводил нас в прекрасный и свободный мир истории, где он был гостеприимным хозяином, который предлагал своим новым знакомым чувствовать себя здесь "как дома"» (Каштанов, 1994: 427), — отмечал С.М. Каштанов, «официальный историограф» Кружка.
Смысл своей педагогической деятельности С.О. Шмидт видел в развитии творческих способностей студентов. При этом исследовательская и преподавательская работа были неотделимы для него одна от другой. Это был человек эрудированный, интеллигентный, вовлеченный в процесс, готовый совместно искать ответы на самые сложные вопросы и остающийся честным с самим собой. «Я всегда избегал тем, не позволявших мне по условиям времени высказываться искренне, использовать полностью известный мне материал» (О редактуре, 1994: 421), — признавался Сигурд Оттович в одном из интервью. Постепенно
вокруг неординарной личности сложился круг единомышленников.
«Кружок С.О. Шмидта» являлся вполне определенной институцией в структуре Историко-архивного института. Сам Шмидт писал об этом: «Являясь частью СНО (Студенческого научного общества. — С.Л.), кружок имеет четкую организацию. Он заседает по средам в вечерние часы (чтобы сюда могли прийти после работы и ветераны кружка), в одной и той же аудитории (в старинном "теремке"); заседания ведет постоянный председатель (обычно студент 1У-У курса), а протоколирует — постоянный секретарь. Здесь обычно задают много (несколько десятков) вопросов и возникает оживленная дискуссия. Заседание завершается заключительным словом научного руководителя» (Шмидт, 1975: 41). План работы Кружка составлялся в начале каждого учебного года (хотя мог корректироваться в дальнейшем) и согласовывался с кафедрой вспомогательных исторических дисциплин. Традиционными формами работы были научные доклады студентов и аспирантов, обсуждение новейшей научной литературы. Кроме того, в рамках работы Кружка происходили встречи с крупными исследователями и практиками архивного дела; осуществлялись экскурсии в библиотеки и музеи; организовывались поездки по «историческим местам». Главной задачей было научить студентов приемам исследования, прежде всего — источниковедческого анализа. Однако большинство «выпускников» Кружка оценивали его значение и роль в своей жизни гораздо шире, чем формальную институцию. Он представлял «не просто сообщество единомышленников, овладевающих определенной методой исторического познания, а круг друзей с основным связующим звеном» (Новохатский, 1994: 461).
О трудностях типологизации этого объединения («научного организма») рассуждали и сами его участники. Например, в статье, посвященной 30-летию деятельности Кружка, было написано: «Объединяя, помимо студентов Историко-архивного института, большой коллектив выпускников разных лет, среди
которых ряд видных ученых, кружок не является студенческим в строгом смысле слова. Организационно оформленный как подразделение Студенческого научного общества, кружок не обязателен для посещения и представляет коллектив неформальный. Определенное ядро кружковцев, испытавших сильное влияние того типа научной культуры, к которому принадлежит руководитель кружка, придает этой общности некоторые черты научной школы» (Чирков, 1980: 158). Чем больше времени проходило с момента создания Кружка, тем более легендарным и мифологизированным становился его образ. Вместе с тем его непосредственная работа строилась весьма четко и была продуктивной.
«Кружок С.О. Шмидта» позволял выстраивать коммуникативное поле, в котором происходил взаимовыгодный обмен. Начинающие исследователи могли выступить со своими наработками, получив экспертную оценку или дружеский совет; слушали выступления маститых ученых; делились знаниями и мнениями; завязывали новые знакомства. Здесь особо чувствовалась связь поколений. Сигурд Оттович охотно делился своими научными контактами, особенно когда недавним студентам приходилось ехать работать в другие города. В результате сеть контактов расширялась еще больше.
В Кружке происходила «проба пера» и в плане первых научных публикаций. С.О. Шмидт работал в самых разных жанрах — писал заметки, статьи, эссе, рецензии, предисловия; готовил археографические издания, сборники, коллективные труды и т. д. Помногу занимался трудоемкой редакторской работой. И никогда не забывал о своих учениках. Напротив, поощрял их создавать научные тексты, учил оттачивать мастерство. Первые публикации многих известных впоследствии ученых были сделаны как раз на основе докладов, подготовленных для Кружка.
Таким образом, в «Кружке С.О. Шмидта» каждый мог найти что-то свое. С одной стороны, его атмосфера отличалась «культурной и научной преемственностью» (Афиани, Зайцев, 1994: 432), с другой — ее определяли как «удивительно доброжелательную
и раскованную» (Киницкая и др., 1994: 445). «Кружок Сигурда Оттовича неизменно давал нам радость творческого общения, вдохновение, духовное обогащение. И, наконец, здесь мы нашли друзей на всю жизнь» (Киницкая и др., 1994: 447), — вспоминали его участники. В то же время Шмидт определял его значение с точки зрения учителя: «это стимулятор творчества уже не только для вступающих в науку молодых людей, но и для научного руководителя и некоторых других преподавателей, также "ветеранов" кружка» (Шмидт, 1975: 43). Филолог и культуролог академик Д.С. Лихачев, высоко ценивший научно-педагогическую и просветительскую деятельность Шмидта, подчеркивал, что Кружок для многих его учеников стал «школой не только науки, но и гражданского поведения» (Лихачев, 1994: 9). Обозначение нравственных ориентиров, знакомство с «культурным кодом» также происходило в процессе работы Кружка.
Складывалось впечатление, что «в кружок каким-то естественным образом "отбирались" те люди, для которых наука, интерес к истории и человеку в самом широком смысле стали стержнем личности, жизни, судьбы» (Кулешова, 1994: 451). Впрочем, сам Сигурд Оттович полагал, что «не только ученик выбирает учителя, но и учитель ученика» (Мельников, Лиманова, 2022: 69). Он же объяснял, что «Наш кружок» — это не столько «Кружок Шмидта», а «прежде всего коллектив и коллективный наставник» (Шмидт, 1980: 155). Передачу знаний и их постоянное пополнение С.О. Шмидт считал неотъемлемой частью научного процесса. Несмотря на разностороннюю деятельность, занимавшую все больше времени, в его жизни всегда оставалось место неугасимой любознательности и заботе о других людях.
На примере «Кружка С.О. Шмидта» можно проследить формирование «творческой лаборатории» ученого, тем более что источников для этого более чем достаточно. Помимо уже опубликованных заметок, воспоминаний, эссе, по завещанию С.О. Шмидта в Архив РАН был передан его огромный личный фонд, примерно треть объема которого составляют документы
Кружка. Занимающийся предварительным разбором материалов ученик Шмидта А.В. Мельников в недавнем интервью так охарактеризовал имеющийся корпус источников: «На самом деле это "шкатулка", архив в архиве. Архив Кружка очень разнообразный — и по хронологии, и по составу источников, и по разновидности источников (официальные, неофициальные, личного происхождения и т. д.). Есть протоколы (делопроизводственные источники), переписка (переписка "кружковцев" друг с другом, с научным руководителем), периодика (стенгазеты Кружка), обширная юбилейно-поздравительная документация. Записи самого Сигурда Оттовича на заседаниях Кружка (около 1 000 листов!). Имеется также колоссальный фотоархив Кружка с начала 50-х гг. XX в., особенно обширный за 1970-1980-е гг., звукозаписи юбилейных и обычных заседаний. Некоторые из таких заседаний мы можем реконструировать до мелочей» (Мельников, Лиманова, 2022: 76). Весьма информативным источником, основанным на саморефлексии участников, представляется также «юбилейное анкетирование» — заполнение анкет «выпускниками» на юбилейных мероприятиях Кружка. К сожалению, серьезными ограничителями в получении всех этих данных могут выступить как минимум два фактора — обилие документов, на обработку которых уйдет трудно прогнозируемое пока количество времени, и проблемы с разбором почерка С.О. Шмидта.
К моменту создания «Кружка С.О. Шмидта» традиции студенческих научных кружков имелись и в МГУ, и в МГИАИ. Что же позволяет выделить его среди прочих? Главный объект изучения — исторический источник, вокруг которого выстраивалось все, включая методику научного поиска и ее специфику (не от периода или личности, не от дисциплины или явления отталкивались «кружковцы», а именно от источника). Поражает регулярность заседаний Кружка (каждую неделю, по средам, практически без пропусков) и общая продолжительность его работы (более 50 лет!). Практическую ценность для начинающих
исследователей представляла возможность публиковать результаты «кружковских» обсуждений. Благодаря неуемной энергии С.О. Шмидта и его ораторским способностям заседания Кружка широко освещались в периодике и даже на телевидении. Основополагающим было умение руководителя Кружка формировать и — главное — поддерживать формальные и неформальные связи (это стало особенно заметно после ухода из жизни С.О. Шмидта). Наконец, удивительный феномен: Кружок источниковедения постепенно сам превратился в целый комплекс источников, поскольку происходила документальная фиксация всей его деятельности. Из вышесказанного следует один принципиальный вывод: полноценное изучение «шмидтоведения» — еще впереди.
Список литературы
Афиани В.Ю., Зайцев А.Д. Преемственность (О сборниках статей, посвященных С.О. Шмидту) // Мир источниковедения: Сборник в честь Сигурда Оттовича Шмидта. М.: РГГУ; Пенза: ИАИ, 1994. С. 432-436.
Каштанов С.М. С.О. Шмидт как зеркало историко-архивного института // Мир источниковедения: Сборник в честь Сигурда Оттовича Шмидта. М.: РГГУ; Пенза: ИАИ, 1994. С. 424-432.
Киницкая С.В., Маматова Е.П., Покровская И.М. Кружок в нашей судьбе // Мир источниковедения: Сборник в честь Сигурда Оттовича Шмидта. М.: РГГУ; Пенза: ИАИ, 1994. С. 445-447.
Кулешова В.В. «Гамбургский счет» кружка // Мир источниковедения: Сборник в честь Сигурда Оттовича Шмидта. М.: РГГУ; Пенза: ИАИ, 1994. С. 450-452.
Лихачев Д.С. Краткий очерк научной, педагогической и общественной деятельности С.О. Шмидта // Мир источниковедения: Сборник в честь Сигурда Оттовича Шмидта. М.: РГГУ; Пенза: ИАИ, 1994. С. 7-9.
Мельников А.В., Лиманова С.А. «Это была радость общения и приобщения к науке»: интервью А.В. Мельникова о С.О. Шмидте // Архивный поиск: сборник научных статей и публикаций / Гл. ред. С.А. Лиманова. Вып. 5. М.: Архив РАН, 2022. С. 57-84.
Новохатский К.Е. Три года и вся жизнь // Мир источниковедения: Сборник в честь Сигурда Оттовича Шмидта. М.: РГГУ; Пенза: ИАИ, 1994. С. 461462.
О редактуре и не только о ней. Беседа с С.О. Шмидтом А.Д. Зайцева // Мир источниковедения: Сборник в честь Сигурда Оттовича Шмидта. М.: РГГУ; Пенза: ИАИ, 1994. С. 416-424.
Станиславский А.Л. Сигурд Оттович Шмидт как педагог // Мир источниковедения: Сборник в честь Сигурда Оттовича Шмидта. М.: РГГУ; Пенза: ИАИ, 1994. С. 390-395.
Чирков С.В. Научная работа Кружка источниковедения истории СССР (1950-1980 гг.) // Источниковедение и историография. Специальные исторические дисциплины. Сборник статей / Отв. ред. С.О. Шмидт. М.: [б.и.], 1980. С. 158-171.
Шмидт С.О. Вовлекая в творчество // Вестник высшей школы. 1975. № 4. С. 41-43.
Шмидт С.О. Наш кружок // Источниковедение и историография. Специальные исторические дисциплины. Сборник статей / Отв. ред. С.О. Шмидт. М.: [б.и.], 1980. С. 137-157.
WORK EXPERIENCE OF THE CIRCLE OF SOURCE STUDIES OF RUSSIAN HISTORY ("KRUZHOK OF S.O. SCHMIDT")
IN THE MEMORIES OF HIS COLLEAGUES AND STUDENTS
Svetlana A. Limanova
PhD in History, Senior researcher,
Head of the Department of History of the Academy of Sciences, Archive of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia; e-mail: [email protected]
In the year of the 100-th anniversary of the birth of S.O. Schmidt, an outstanding historian, source specialist, local historian, it seems important to talk about the experience of the Circle of Source Studies of Russian History (scientific school) led by him, the features of its creation and functioning. It was founded at the Historical and Archival Institute (in our time — the Russian State University for the Humanities). Many contemporary researchers of historical science and auxiliary historical disciplines became the natives of this Circle, which existed for more than 50 years. A variety of documentary evidence of the work of this Circle (or "Kruzhok of S.O. Schmidt") have now been transferred for permanent storage to the Archives of the Russian Academy of Sciences.
Keywords: S.O. Schmidt, Archive of the RAS, scientific school, historian, anniversary.