Научная статья на тему 'Исторический аспект становления генеалогической культуры'

Исторический аспект становления генеалогической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕАЛОГИЯ / GENEALOGY / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / GENEALOGICAL CULTURE / ЦЕННОСТНОГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / VALUE-GENEALOGICAL APPROACH / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ АФФЕКТИВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ / CONTINUITY OF GENERATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Извеков И.Н.

В статье рассказывается о встречах автора с С.О. Шмидтом в Историкоархивном институте РГГУ на традиционных конференциях по обсуждению проблем вспомогательных и специальных исторических дисциплин в современном научном знании XX начала XXI в. Встречи, общения и взаимодействия с С.О. Шмидтом и его коллегами позволили автору разработать инновационные технологии формирования генеалогической культуры молодежи при интеграции педагогики и генеалогии в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical aspect of the genealogical culture formation

This article tells about the author’s meetings with S.O. Schmidt in the Historical Archives Institute RSUH traditional conferences about discussing the problems and special auxiliary historical disciplines in the modern scientific knowledge the 20th century beginning of the 21st century. Meetings, communications and interactions with the S.O. Schmidt and his colleagues have allowed the author to develop the innovative technologies of youth’s genealogical culture during the integration of pedagogy and genealogy in education.

Текст научной работы на тему «Исторический аспект становления генеалогической культуры»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Извеков И.Н.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2014 год, апрель. Состоялась очередная XXVI Международная научная конференция Высшей школы источниковедения, вспомогательных и специальных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ. Ее методологическая концепция в целом была сформулирована еще к первой Всесоюзной научной конференции «Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования» в 1989 году кафедрой вспомогательных исторических дисциплин, возглавлявшейся тогда профессором А.Л. Станиславским (19391990), и с интересом воспринята в тогдашнем научном сообществе ученых-гуманитариев СССР. Сигурд Оттович Шмидт (15.04. 1922; Москва - 21.04. 2013; Москва) был приглашен на кафедру в 1949 году для проведения научно-педагогической деятельности в то время, когда кафедра вспомогательных исторических дисциплин практически оставалась единственной в образовательном пространстве высшей школы СССР. С.О. Шмидт, будучи дипломированным историком (блестяще окончил исторический факультет МГУ в 1944 г.), созидательно занимался на кафедре источниковедением и историческими дисциплинами, творчески разрабатывал и внедрял краеведение, москвоведение и исторический туризм в Историко-Архивном институте РГГУ, руководил научными кружками, написанием дипломных работ и диссертаций. В поле научных интересов С.О. Шмидта на протяжении всей его жизни прослеживается тема истории отечественной культуры, с чем и связаны его фундаментальные исследования в истории России, источниковедении, историографии, архивоведении, археографии, документоведении, краеведении, па-мятниковедени, музейном деле. Девизом его творческого пути можно считать сказанное им однажды: « Осознанная память в основе культуры!».

С.О. Шмидт считал Историко-архивный институт своим институтом - одним из центров своей многообразной научно-педагогической деятельности, в котором он трудился на протяжении более 65 лет. Можно воспроизвести здесь подробный биографический очерк, составленный о нем в Интернете и печатных изданиях как о выдающемся ученом, историке, публицисте, общественном деятеле, гражданине, учителе с его многочисленными признательными учениками, коллегами и современниками. Возвращаясь к теме XXVI научной конференции Высшей школы источниковедения, вспомогательных и специальных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ необходимо отметить, что к каждому открытию ежегодных форумов оргкомитет издает печатные материалы к ним. Соблюдение этой традиции позволяют проводить встречи ученых на достойном научном уровне, что способствует повышению результативности таких научных конференций и создает им имидж одного из наиболее авторитетных постоянных научных форумов не только в РГГУ, но и в мировом сообществе. Сигурд Оттович

12

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 2/2014

всегда внимательно следил за этой традицией и подчеркивал научную значимость ежегодных кафедральных конференций по источниковедению и вспомогательным историческим дисциплинам.

С 1989 года все последующие традиционные ежегодные конференции в ИАИ РГГУ проходили с участием Сигурда Оттовича Шмидта. В 2014 году традиционное обсуждение проблем вспомогательных и специальных исторических дисциплин в контексте современного научного знания XX - начала XXI в. впервые проходило без его участия и было посвящено незабвенной памяти, признанию, творчеству, общественному служению выдающегося ученого [1].

Мое знакомство и встречи с Сигурдом Оттовичем Шмидтом имели место с начала XX1 века. Им предшествовали события в России конца минувшего века. Я отчетливо помню эти последние десятилетия и воспринимаю их как годы возрождения и развития генеалогии в России. Помню создание в 1990 году Совета по генеалогии при Фонде культуры (первым председателем которого был С.О. Шмидт), появление у миллионов граждан потребности познать историю и судьбу своих корней, определиться в преемственности поколений, этимологии фамилии. Будучи в те годы уже состоявшимся преподавателем высшей школы в сфере естественных наук, я с оптимизмом воспринял реформирование образования в условиях построения демократического государства и гражданского общества в России. Стали понятны проблемы гуманизации и демократизации образовательного пространства, обновления и совершенствования воспитательной деятельности всех социальных институтов на основе новых концептуальных подходов к воспитанию как основы духовного становления и развития личности гражданина России. Эти тенденции отсутствовали в воспитательной доктрине XX века, когда образовательная теория и практика советского периода базировалась на естественнонаучной парадигме, направленной на развитие индустриальных технологий и предполагающей объективизацию научного знания, независимо от индивидуального социокультурного опыта, что неизбежно приводило личность к отчуждению от генеалогических корней.

Мне, родившемуся и получившему образование в СССР, как теперь большинству соотечественников, были неведомы основы генеалогической культуры: понятие «генеалогия» было исключено из образования в 30 годы XX века, и тем более из системы воспитания, по волюнтаристским идеологическим соображениям лидеров правящей коммунистической партии. Открывшийся доступ в последнее десятилетие XX века к источниковедческим фондам региональных, областных, ведомственных архивов и научных библиотек, музеев, возможность общения граждан по генеалогической тематике во вновь образованных общественных организациях и Интернете создали атмосферу небывалого интереса к микроистории семьи в истории Отечества. В социальной философии вновь стало актуальным обращение к исследованиям в сфере «социальной памяти» и ее составляющих понятиях «живой», «действующей» среди нас генеалогической памяти. Стали появляться первые публикации, как результат самопознания генеалогических истоков, сохраняющиеся в коллективном «разуме» социума и представляющие собой чрезвычайно сложные системы, в которых каждый элемент выполняет свою функцию, свое предназначение. И здесь не может быть отдано однозначного и безусловного предпочтения тому или иному аспекту, области предоставлений о себе, своем прошлом, своих корнях и истоках. Скорее всего, из-за того, что на разных уровнях срабатывают с

13

ISSN 1029-3388

разной силой и неодинаковым воздействием разные носители социальной памяти. Совершенно очевидно, что чем более сложна структура таких носителей, тем более эффективно действует она на формирование мировоззрения новых поколений. Оказалось очевидным, что развитию каналов создания, функционирования, распространения всех возможных видов социальной памяти должно уделяться гораздо больше внимания, чем это имело место в XX веке. Важным в этом вопросе оказалось и то, чтобы было, что интегрировать общей, генеральной идеологической линией. Важно, чтобы за идеей не скрывалась пустота и чтобы идея подпитывалась глубокими корнями, проникающими в недра общественного сознания. Когда мы обладаем конкретным «живым» знанием о своих собственных, наших родных истоках, мы обладаем тем непосредственным материалом, который создает мощный фундамент для общественного здания памяти и генеалогической культуры общества в целом.

Среди первых публикаций из сферы социальной памяти об истории семьи, появившихся в конце XX века была и наша с сыном книга: Из веков, дворянский род Извековых, изданная в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого в 1998 году [2]. Появлению этой книги предшествовала кропотливая систематизация устных семейных историй и легенд и долгая изнурительная работа в архивах, библиотеках и музеях разных регионов страны и ближнего зарубежья с целью их документального подтверждения. В домашнем архиве семьи оказались уникальные материалы и документы, подлежащие дальнейшей систематизации и научному историческому осмыслению. После продолжения исследований, консультаций со специалистами Р.Г. Скрын-никовым, Б.Н. Морозовым, Д.М. Шаховским, И.В. Сахаровым, С.В. Думиным, С.А. Сапожниковым, С. Ю. Барановым была подготовлена к изданию монография о роде Извековых: 500 лет на службе России в Издательстве Наука СПб [3].

В конце 2001 года рабочий вариант макета книги я привез в Москву, чтобы показать Б.Н. Морозову, специалисту по отечественной истории XVI-XVII веков и знатока специальных исторических дисциплин. Мы встретились в РГАДА, где просмотрели более 1000 страниц текстов рукописи, документов, фотографий, рисунков. Борис Николаевич взял рукопись для детального изучения и намерения показать ее С.О. Шмидту на предмет попросить его дать рецензию для авторитетного издательства. Весной 2002 года рецензия С.О. Шмидта на книгу в издательстве была получена и, по мере ознакомления с ней, к моей великой радости, редактором было предложено включить ее в издание как вступительное слово. Во вступительной статье к книге С.О. Шмидт обозначил многие события, предшествующие появлению монографии в свет [3. С. 3-9]. Среди них он отметил и значение первой Всесоюзной научной конференции «Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования» в 1989 году кафедрой вспомогательных исторических дисциплин, подчеркнув ее значимость для развития генеалогии в России. Он отметил, что все последующие конференции, симпозиумы, коллоквиумы такой проблематики, образование различных общественных объединений историко-родословной и генеалогической направленности, появление специальных изданий, налаживание международных контактов, прежде всего с российскими эмигрантами, стали проводиться на легитимной основе, которую закрепила принятая в 1993 году Конституция РФ. Действительно, в преамбуле пятой по счету Конституции России (после 1918 года) впервые особой строкой была отмечена исторически сложившаяся гуманная традиция россиян

14

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 2/2014

«.. .чтить память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями».

Во вступительном слове к монографии С.О. Шмидт отметил: «Книга эта интересна изучающим и историю времени Московского царства и Российской Империи, и современное общественное сознание, отражая умонастроение рубежа нового тысячелетия. Сосредоточение в одной книге сведений об Извековых за 500 лет и их фамильных связях - это микропанорама по своим социокультурным характеристикам потомков служилых людей Ивана Грозного. Тем самым это и микропанорама определенной сферы отечественной истории в целом». Мне было особенно лестно получить оценку Сигурда Оттовича, что в книге «введен в научный обиход такой богатый архивный материал (особенно в Приложениях), что издание становится полезным и ученым и может быть включено в списки рекомендательной литературы не только по генеалогии» [3. С. 3].

После издания книги дальнейшие встречи с С.О. Шмидтом стали для меня потребностью. Практически, оставаясь преподавателем естественных наук в системе высшей школы, я продолжал работать и в сфере своих генеалогических увлечений. Постепенно в моем сознании созревала и была разработана концепция формирования генеалогической культуры молодежи по возрастному фактору под эгидой образовательных учреждений и при взаимодействии с институтом семьи, о которой я докладывал на ряде традиционных ежегодных конференций в ИАИ. В каждый свой ежегодный приезд в ИАИ РГГУ я знал, что у меня будет возможность встретиться с С.О. Шмидтом для кратковременной беседы. Мне приходилось скрупулезно готовиться к этим встречам. В принципе я никогда и не ждал от него подробных наставлений, разъяснений, ответов: достаточно было одной-двух фраз, реплики, одобряющей улыбки или критического замечания. Особенно для моей концепции формирования генеалогической культуры личности мне важно было иметь мнение С.О. Шмидта в проблемах образования и воспитания растущего поколения. Например, в таких вопросах как: не может человек, равнодушный к истории семьи, к сохранению памяти о предках, судьбе своего Отечества, быть нравственным. Или нравственный человек не может не быть радетелем Отечества. Или безвольный, несамостоятельный человек от установки негативного мнения по отношению к сохранению памяти о преемственности поколений не будет ни деятельным, ни добродетельным.

В последние годы в процессе работы над педагогической проблемой формирования генеалогической культуры молодежи остро стало ощущаться отсутствие специалистов генеалогов в государственных учреждениях. Мне хотелось обсудить с С.О. Шмидтом проблему: почему в системе образования Российской Федерации не осуществляется подготовка генеалогов и в официальном перечне специальностей в государственном реестре России данное направление подготовки специалистов не значится. И только при обучении студентов исторических факультетов вузов «генеалогия» упоминается в структуре комплекса вспомогательных и специальных исторических дисциплин. Почему специалистов генеалогов нет на службе в образовательных учреждениях всех уровней, библиотеках, музеях, в государственных и других социальных институтах? У граждан России практически отсутствует возможность получить квалифицированную помощь и консультирование по проблемам изучения истории семьи.

15

ISSN 1029-3388

На конференции ИАИ 2014 года я озвучил этот вопрос, добавив, что эта проблема иначе решается за рубежом. В частности, в США в ряде университетов и колледжей ведется обучение студентов специальности «генеалогия». В 1964 году образован Национальный Совет по сертификации генеалогов: генеалог; специалист по американской генеалогии; специалист по генеалогии американских индейцев; специалист по генеалогическому источниковедению; генеалог-лектор; генеалог-инструктор. Определены виды и направления профессиональной деятельности по специальности генеалогия: независимый исследователь генеалогической документации; сотрудник генеалогических отделений архивов и библиотек; издательская и писательская деятельности; преподавание; компьютерные технологии. Поименный перечень профессиональных генеалогов составляется и хранится в библиотеках.

Мое участие в традиционных конференциях ИАИ РГГУ по обсуждению проблем вспомогательных и специальных исторических дисциплин в контексте современного научного знания XX - начала XXI в., встречи, общения и взаимодействие с С.О. Шмидтом и его коллегами позволили мне найти многие решения в развитии моих педагогических инноваций в интеграции педагогики и генеалогии. К одному из таких решений я отношу проблему формирования генеалогической культуры учащейся молодежи. Суть ее заключается в том, что в процессе частых реформирований образования всегда присутствует потребность в изыскании дополнительных возможностей для духовно-нравственного воспитания растущего поколения, в том числе и через генеалогический потенциал преемственности от предков к потомкам. Однако с момента становления советской власти в России и до настоящего времени генеалогия преемственности породненных фамилий в кровных и свойственных связях конкретных семей, ветвей рода, рода в образовании практически не используется. В этой связи изучение генеалогии и методов генеалогического анализа практически остается только прерогативой семьи.

В образовательных учреждениях, в том числе и высшей школы, ценностногенеалогический подход как одно из стратегических направлений в воспитании генеалогической культуры личности, а на ее основе и нравственной воспитанности, до сих пор не находит применения. Однако, как показывает практика, интеграция для этих целей возможностей семьи (как хранителя семейных ценностей) и образовательных учреждений (как разработчика методологии формирования генеалогической культуры личности на основе изучения истории семьи) несет мощный потенциал в воспитании социальной компетентности гражданина демократического государства. И в этом отношении изучение генеалогии и методов генеалогического анализа в возрастных средах растущего поколения становятся ощутимо востребованными в воспитании и образовании.

Я с благодарностью и большой признательностью сохраню в своей памяти роль С.О. Шмидта в моей профессиональной педагогической переориентации в российском образовании. В соответствии с ФГОС ВПО 3-го поколения в части дисциплин по выбору студентов в 2014 году нами разработано учебное пособие «История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы»[4].

Пособие адресовано студентам всех специальностей с целью формирования гражданского и профессионального мировоззрения будущих специалистов с учетом роли института семьи в жизни социума и государства. Озвучивая курс «История семьи в истории Отечества» я подчеркиваю студентам: историком ты можешь и не стать, но знать преем-

16

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 2/2014

ственность в истории семьи и чтить родство свое, как гражданин, обязан.

Библиографический список

1. Вспомогательные и специальные науки истории в XX - начале XXI в.: призвание, творчество, общественное служение историка: Материалы XXVI Междунар. науч. конф. Москва, 14-15 апр. 2014 г. / редкол.: Ю.Э. Шустова (отв. ред.) и др.; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Высшая школа источниковедения, спец. и вспомогат. ист. дисциплин. М.: РГГУ, 2014. 449 с.

2. Извеков, И.Н. Из веков. Дворянский род Извековых [Текст]: монография / И.Н. Извеков, А.И. Извеков. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1998. - 133 с., ил.

3. Извеков, И.Н. 500 лет на службе России: дворянский род Извековых от вяземских вотчинников до наших дней [Текст]: монография / И.Н. Извеков, А.И. Извеков, С.Ю. Баранов. - СПб.: Наука, 2002. - 599 с., ил.

4. Извеков И.Н. История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы: Учеб. Пособие. - М. ИНФРА-М, 2014. - 169 с. - + Доп. Материалы [Электронный ресурс; режим доступа http: /www. Znanium.com] - (Высшее образование: Магистратура). - DOI 10.12737/1072 (www.doi.org)/.Арутюнян А.Ю., Возчиков В.А.

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.