Научная статья на тему 'К 90-летию С. О. Шмидта'

К 90-летию С. О. Шмидта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
629
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 90-летию С. О. Шмидта»

К 90-ЛЕТИЮ С.О. ШМИДТА

15 апреля 2012 г. исполнилось 90 лет старейшему профессору РГГУ доктору исторических наук Сигурду Оттовичу Шмидту, с февраля 1949 г. преподававшему в Историко-архив-ном институте (с 1957 г., когда местом основной работы стала Академия наук, по совместительству). В 1997 г. он был удостоен почетного звания доктор honoris causa РГГУ. С введением в 2006 г. почетного звания «Заслуженный профессор Российского государственного гуманитарного университета» он первым был удостоен этого звания. В настоящее время С.О. Шмидт является советником Российской академии наук, действительным членом Российской академии образования и иностранным членом Польской академии наук, заслуженным деятелем науки РФ, почетным председателем Археографической комиссии РАН и Союза краеведов России, главным редактором «Московской энциклопедии», «Археографического ежегодника» и других изданий. В Историко-архивном институте заведует с 2007 г. организованной тогда кафедрой москвоведения. С.О. Шмидт - автор 20 книг, многих статей по проблемам отечественной истории источниковедения, историографии, археографии, архивоведения, краеведения, подготовитель документальных публикаций, лауреат премии Правительства РФ в области образования «За разработку концепции развития и совершенствования курса москвоведения в средних учебных заведениях Москвы» (1999 г.), Макарьевской премии «За выдающийся вклад в развитие отечественной исторической науки» (2003 г.), премии имени Д.С. Лихачева «За выдающийся вклад в сохранение историко-культурного наследия России» (2006 г.), премии «Триумф» по номинации «гуманитарные науки» за «значительный вклад в развитие отечественной и мировой науки» (2010 г.). В 2007 г. «За большой вклад в изучение и пропаганду исторического и культур-

ного наследия Москвы, многолетнюю педагогическую деятельность» награжден знаком отличия «За заслуги перед Москвой».

Торжественное заседание, посвященное юбиляру, состоялось 17 апреля 2012 г. в Центральной аудитории РГГУ. Предполагалось заслушать выступление открывавшего заседание ректора РГГУ, члена-корреспондента РАН Е.И. Пиворара «С.О. Шмидт в РГГУ» и сообщений по тематике «С.О. Шмидт - ученый, педагог, общественный деятель» профессоров, участвовавших ранее в работе руководимого им 50 лет (1949-2000 гг.) студенческого научного кружка источниковедения В.В. Минаева «С.О. Шмидт и Историко-архивный институт» (из-за отсутствия Минаева в России выступил содокладчик А.Б. Безбородов), С.В. Журавлева «С.О. Шмидт - сотрудник Академии наук», члена-корреспондента РАН С.М. Каштанова «С.О. Шмидт как учитель», члена-корреспондента РАН В.П. Козлова «С.О. Шмидт как историко-культурный феномен», И.В. Курукина «С.О. Шмидт и изучение России до XIX века», М.П. Мохначевой «С.О. Шмидт и проблемы источниковедения и историографии», В.Ю. Афиани «С.О. Шмидт и проблемы археографии и архивоведения», В.Ф. Козлова «С.О. Шмидт и развитие краеведения». Это и было указанно в пригласительном билете. Но так как в адрес юбиляра поступило много приветствий (из Москвы, других городов России, ближнего и дальнего зарубежья), некоторые выступления и ознакомление с некоторыми приветствиями были ранее запланированных сообщений о жизни и творчестве юбиляра. Были оглашены приветствия Президента России В.В. Путина, мэра города Москвы С.С. Собя-нина, председателя Федерального собрания РФ В.И. Матвиенко, руководителей партии «Справедливая Россия» С.М. Миронова и Н.В. Левичева. Выступили руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В. Сеславинский, декан исторического факультета Московского университета академик С.П. Карпов, директор Института всеобщей истории РАН академик А.О. Чубарьян, руководитель Федерального архивного агентства А.Н. Артизов, директор Института российской истории РАН Ю.А. Петров, руководители архивов, музеев, библиотек, где юбиляр является членом ученых советов, другие коллеги и ученики. Директор Фонда имени академика Лихачева в Петербурге А.В. Кобак зачитал публикуемое в этом журнале приветствие писателя Д.А. Гранина.

27 апреля традиционная для краеведов «пятничная» встреча на Никольской была посвящена выходу из печати новых книг

юбиляра: «После 75» (со статьями 1997-2001 гг.), подготовленной издательством РГГУ; книг, сборников статей, подготовленных издательством «Языки славянских культур»; «Московский историк М.Н. Тихомиров. Тихомировские традиции», и вторая книга второго тома издания «Памятники письменности в культуре познания истории России», озаглавленного «От Карамзина до "арбатства" Окуджавы»; «Этюды об Отто Юльевиче Шмидте: соображения и воспоминания сына-историка» (в книге: Отто Юльевич Шмидт в истории России ХХ века и развитие его научных идей / Гл. ред. акад. А.О. Глико. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2011. С. 361-550), а также изданный под редакцией юбиляра первый выпуск «Краеведение» «Вестника РГГУ».

Информация о праздновании юбилея С.О. Шмидта имеется в статье Г.А. Мельничука и Н.В. Степановой «Юбилей видного историка» в журнале «Библиография» (2012. № 4. С. 114-120). Появились и другие печатные материалы (Литературная газета. 2012. № 32-33; Чирков С.В. К юбилею Сигурда Оттовича Шмидта // Славяноведение. 2012. № 4; и др.).

Ниже мы публикуем текст приветственной телеграммы в адрес С.О. Шмидта от известного писателя и общественного деятеля Д.А. Гранина, а также полный вариант интервью с С.О. Шмидтом, опубликованного в сокращении в газете «Аудитория» (№ 64, октябрь 2010 г.), с аннотацией: «В рамках празднования 80-летия МГИАИ Сигурд Оттович Шмидт рассказал газете "Аудитория" об актуальных проблемах преподавания истории и поделился своими соображениями относительно миссии историка-архивиста».

15 апреля 2012 г.

Дорогой Сигурд Оттович!

Слушать юбилейные адреса - тяжелая обязанность. Гораздо легче и приятнее их писать. А писать адрес Вам, честно говоря, это удовольствие.

Хотя бы потому, что Вы - рыцарь самых беззащитных (а ныне и вовсе опальных) наук: истории, краеведения, библиографии, архивного дела. Для нас это то сокровенное знание, без которого исчезают прелести и краски нашей жизни, прошлой и настоящей.

Характер у Вас не только большого ученого, но и подлинного интеллигента, а еще - доступного и сердечного человека, общение с которым всегда приносит радость.

В своем интервью «Российской газете» Вы высказали замечательное и трогательное признание, что уже почти двадцать лет Вы

общаетесь с теми друзьями, которые уже ушли, и с теми, которые остались. Наверное, это самая большая в жизни награда.

Россия ныне страна больная. У нас накопилось много недовольства ею. Но если что и примиряет нас - это те сокровища нашей провинции, которые нам неутомимо показывают наши краеведы. И Вы - их вождь.

Годы у Вас, конечно, серьезные. Но как хорошо, что Вы не считаетесь с ними.

Ваш Даниил Гранин

АРХИВИСТ - САМАЯ ФУТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ

Интервью С.О. Шмидта газете «Аудитория». 2010, октябрь, № 64.

Как меняются студенты?

Отвечая на такой вопрос, обычно отшучиваюсь: прежде всего, ощущаю все возрастающую разницу в возрасте между ними и мной, отражающуюся и на складывании наших взаимоотношений: теперь легче стать в какой-то мере старшим другом немногих из них, чем старшим товарищем многих. Особенно заметно различие в том, что на протяжении десятилетий при обязательности распределения большинство студентов старалось по-настоящему овладеть практическими навыками будущей профессии. Теперь же преобладает тенденция получить достаточно широкое гуманитарное образование, а то и проще - диплом столичного вуза. И потому-то особо выделяю тех, кто поступил в Историко-архивный институт по призванию, тем более что труд знатока и хранителя памятников истории (в архивах, музеях, библиотеках), да и вообще ученого историка, никогда не становился высокооплачиваемым. А с годами убеждаюсь в том, что работа по призванию, пожалуй, единственное, что зависит от нас самих в большей мере, чем здоровье и благополучие наше и наших близких. И главное пожелание студентам, если им суждена долгая жизнь, прожить ее, получая удовлетворение от трудолюбия, занимаясь тем, что интересно и получается.

Архивист - самая футурологическая профессия

Хотя в просторечии бытует выражение «сдать в архив» для обозначения «устарелости», ненужности, забвения чего-либо, на самом деле задача архивов и, соответственно, архивистов - сохранение от забвения. Ибо только то, что отберут из многообразия современной документации для передачи в архив, останется для будущего; и архивист едва ли не самая футурологическая по своему

предназначению профессия. А если архивист имеет дело с памятниками давних лет, от его умения описать их и информировать об их содержании зависит востребованность этих исторических источников. Таким образом, работа архивистов ответственная и перед предками, и перед потомками, работа совестливая и в основе своей научная, так как и описание, и публикация документальных материалов всегда воспринимались как научное творчество, требующее и специальной подготовки, и достаточно широкого исторического кругозора.

Немало выпускников Историко-архивного института проявили себя и в традиционной по форме исследовательской работе, готовя к печати книги и статьи исторической тематики. Система обучения в Историко-архивном институте дает стремящимся к такому приложению своих сил возможность обрести и апробировать еще в студенческие годы навыки исследовательского труда.

Путь в науку может начаться и у первокурсника

С годами, и прежде всего общаясь со студентами - и со сверстниками, и с поколениями молодыми, - уразумел, что начало своей научной деятельности смею датировать не первым печатным трудом (а это - тезисы доклада второкурсника на общеуниверситетской конференции МГУ апреля 1941 г.), а докладом первокурсника в конце 1939 г. Счастье мое было в том, что руководителем семинара по отечественной истории оказался М.Н. Тихомиров (в будущем знаменитый академик) и из предложенных им тем избрал для подготовки доклада сочинения Ивана Грозного. Самостоятельно овладевал древнерусским языком, приемами ознакомления с изданиями исторических источников и с трудами ученых, писавших о XVI веке и по-разному трактовавших исторические явления. Уже в ту пору ощутил и радость, и муку творческого труда, поглощенность им. В этом во многом и наивном, и примитивном еще сочинении заложены были (как выяснилось позднее) векторы некоторых соображений, затем легших в основу моих подлинно исследовательских штудий. А когда М.Н. Тихомиров по окончании первого курса предложил работать в дальнейшем под его научным руководством, это определило по существу тематику работы на десятилетия и проблематику обеих диссертаций.

Что дал выпускнику истфака МГУ Историко-архивный институт?

Основание для ощущения, что судьба распорядилась так, что у меня две alma mater - и истфак, где прошел главную научную школу у М.Н. Тихомирова и других профессоров разных кафедр, и

МГИАИ, где формировался в общении с коллегами-преподавателями и учениками не только как педагог, но и как исследователь -ведь слово «alma» переводится как «питательный, благодатный». А затем именно здесь формировалась уже моя «научно-педагогическая школа в источниковедении» - этой формулировкой в статье однотомного «Всемирного биографического энциклопедического словаря» 2000 г. горжусь более всего из того, что напечатано обо мне - ибо сочинения историков постепенно в той или иной мере устаревают (так как обнаруживаются не известные ранее исторические данные, выявляются новые подходы к изучению явлений прошлого), а ученики продолжают дело учителя: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться».

И потому мне, естественно, особо дорога живая память о деятельности научного студенческого кружка источниковедения, которым я руководил 50 лет и которому посвящена немалая литература. Отличительными чертами кружка было то, что в его работе продолжали участвовать и выпускники института («старики», начиная с сделавшегося и «историографом» кружка С.М. Каштанова - ныне члена-корреспондента РАН и заслуженного профессора РГГУ), и выступали с докладами, подготовленными под руководством не только моим и преподавателей моей кафедры (О.М. Медушев-ской, Е.А. Луцкого, И.А. Мироновой, А.А. Зимина, В.А. Муравьева, Ю.Я. Рыбакова, С.М. Каштанова, Е.П. Маматовой и др.), но и преподавателей других кафедр. Последнее - юбилейное - заседание было 17 апреля 2000 г. - тогда уже и физических сил не хватало для регулярных вечерних заседаний с обязательным заключительным словом; и утрачена была (когда перестал читать общий лекционный курс отечественной истории) прежняя связь с младшекурсниками, а молодые преподаватели кафедры вспомогательных исторических дисциплин не помогали пополнению кружка (что явилось едва ли не главной побуждающей причиной перехода на другую кафедру и сосредоточения на занятиях краеведением).

17 апреля уже 2010 г. по инициативе заведующего кафедрой региональной истории и краеведения В.Ф. Козлова (ранее бывшего старостой кружка) собрались в актовом зале здания на Никольской, 15 ветераны кружка. Это была и приятная встреча, и демонстрация достижений выпускников Историко-архивного института. В период идеологического прессинга и навязывания политически актуальной тематики и одномыслия умудрялись поощрять дискуссии о происхождении и истолковании источников по отечественной истории (причем от древности до наших дней), рассуждать о тео-

рии источниковедения, вовлекать в научное творчество. Многие кружковцы получили путевки в жизнь науки с публикаций статей в сборниках студенческих трудов и в академических изданиях. Особенно по сравнительно новой тогда проблематике - по источниковедению историографии, и прежде всего историографии краеведения, археографии, архивоведения.

«Школу» кружка прошли и руководители государственной архивной службы, и директора центральных и иных архивов, и заведующие кафедрами университетов России, Украины, Беларуси, и видные сотрудники учреждений Академии наук, и, конечно же, преподаватели родного им вуза: В.Ю. Афиани, Б.С. Илиза-ров, С.С. Илизаров, С.М. Каштанов, В.П. Козлов, В.Ф. Козлов, В.В. Крылов, В.В. Минаев, В.А. Муравьев, М.Ф. Румянцева,

A.Л. Станиславский, Е.В. Старостин заведовали или заведуют кафедрами; профессорами института являются (или являлись)

B.В. Кабанов, И.В. Курукин, Л.М. Рошаль, С.В. Журавлев; с кружком тесно взаимодействовали ставшие профессорами Т.В. Кузнецова, М.П. Мохначева, А.Д. Степанский. Десятки кружковцев имеют ученые степени - более 25 докторов наук. Мне довелось выполнять и печальный долг написания статей, сопровождавших посмертные издания книг кружковцев Е.С. Сизова об Архангельском соборе Московского Кремля, А.А. Амосова о Лицевом летописном своде XVI в., А.Д. Зайцева о П.И. Бартеневе и журнале «Русский архив»; а также некрологов - воспоминаний о кружковцах и моих дипломниках (среди самых первых дипломников 1951 г. скончавшийся членом-корреспондентом Российской академии наук и Российской академии образования В.И. Буганов). Некоторые кружковцы стали известными журналистами - И.С. Фесуненко, бывший старостой кружка в период его подъема, В. Белецкая, доклад которой о сочинениях князя Курбского признается начальной датой работы кружка, и другие.

У некоторых кружковцев возникла пожизненная дружеская близость, а с утратой сверстников наиболее близкими людьми стали для меня ученики по Историко-архивному институту, ныне, как правило, тоже уже с учеными степенями и званиями, и не только москвичи, но и проживающие в других городах, а то и государствах (К.Е. Новохатский - в Киеве, М.Ф. Шумейко - в Минске, В.И. Галь-цов - в Калининграде, С.Б. Филимонов - в Симферополе).

И, естественно, что там, где преподаю, отмечаются не только юбилейные даты кружка, но и мои - под грифом РГГУ вышли сборники статей в мою честь (в каждом более сотни авторов): в книге

«Мир источниковедения» 1994 г. статьи лиц, причастных к деятельности кружка, в книге 2000 г. «Источниковедение и краеведение в культуре России: к 50-летию служения Сигурда Оттовича Шмидта Историко-архивному институту» статьи их и отечественных, и зарубежных ученых разных поколений - самый старший по возрасту академик Д.С. Лихачев родился на 71 год ранее, чем самый младший студент - Андрей Мельников, ныне старший научный сотрудник Академии наук и член редколлегии «Московской энциклопедии», мой ближайший друг и первый помощник и сподвижник в занятиях наукой и в других делах. «В честь» С.О. Шмидта изданы также доклады и тезисы XIV научной конференции «Источниковедение и историография в мире гуманитарного знания», 18-19 апреля 2002 г. - традиционной ежегодной конференции, организованной кафедрой источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин и Археографической комиссией РАН к моему 80-летию, и материалы Первых всероссийских краеведческих чтений, организованных РГГУ в апреле 2007 г., к моему 85-летию.

Сейчас отмечают юбилей Историко-архивного института. Как Вы оцениваете его вклад в развитие культуры?

Вклад явно весом. Это - первое в мире специализированное высшее учебное заведение столь широкого профиля. Деятельность его, выработанные за 80 лет программы и методика обучения оказали воздействие и на организацию высшего образования (сейчас готовят историков-архивистов и в других вузах бывшего Советского Союза), и на развитие практики и теории архивного дела, и на развитие науки отечественной истории (тем более что изначально установилась плодотворная связь с учеными Академии наук). Это обусловило то, что наш вуз смог стать основой для создания в 1991 г. первого в стране гуманитарного университета - РГГУ, имеющего ныне разветвленные взаимосвязи с многими отечественными и зарубежными вузами.

Должно подчеркнуть, что в советские годы в вузе уделялось особое внимание освоению «ремесла». Под таким термином подразумеваю мастерство в своей профессии - в выявлении, описании, использовании исторических источников; и в программах обучения больше, чем в других вузах, отводилось времени на преподавание специальных исторических дисциплин, истории государственных учреждений, документоведения, в последние годы - новейшей технологии в работе с историческим материалом.

Овладение такими знаниями и рабочими навыками особенно важно при подготовке справочных изданий, и потому-то преимуще-

ственно силами выпускников Историко-архивного института, моих дипломников (на первоначальном этапе В.Ф. Козлова, Н.Н. Митрофанова, С.А. Уварова, С.Ю. Шокарева, а позднее - и И.Л. Беленького, А.В. Мельникова, А.В. Топычканова, С.В. Чиркова), уже в нашем столетии удалось осуществить мое намерение подготовить «Московскую энциклопедию» - первый том ее в нескольких книгах «Лица Москвы» становится первым Мос-ковским биографическим словарем.

А как такая направленность обучения используется в процессе распространения научных знаний?

Исторический опыт в основе общественного сознания, память в фундаменте культуры и интерес к познанию прошлого, сравнению его с настоящим, использованию при формировании представлений о будущем наблюдался постоянно, интерес к истории никогда не был уделом лишь ученых специалистов. Воспринималась история первоначально как искусство повествования о прошлом, и покровительница истории Клио - одна из древнегреческих муз. И понятно, почему созданию «исторических сочинений» отдавали силы виднейшие писатели. Как отрасль собственно науки история утвердилась в Новое время. В начале XIX века первый российский писатель той поры Карамзин, став «историографом», разделил тома своей многотомной «Истории государства Российского» на две части: одна - повествование для широкого читателя (и, по оценке Пушкина, она стала образцом художественной прозы), и напечатанные более мелким шрифтом примечания для ученых и особо любознательных - там цитаты из первоисточников, ссылки на них и на научную литературу, частного порядка соображения. Примечания стали энциклопедией вспомогательных (специальных) исторических дисциплин той поры.

Сейчас во всем мире, в чем убеждают программы международных конгрессов недавних десятилетий, вместо акцентирования внимания на проблематике государственно-политической или в широком плане социально-экономической истории преобладает интерес к местной истории, микроистории, истории повседневности, менталитета и взаимосвязи такой проблематики с глобальной, а также к самой методике исторического исследования, к особенностям источниковой базы той или иной исторической темы. И этому отвечает совершенствование системы обучения такой методике, большее внимание к тематике местной истории, к краеведению, к внесению местного материала о прошлом и настоящем в программу и школьного обучения, в использовании визуально наблюдаемых

памятников истории и культуры (в музеях и вне музеев), особенно с массовым приобщением к телевидению.

Еще с 1960-х гг. я начал предлагать моим ученикам темы по историографии краеведения, с середины 1970-х гг. стали защищать и диссертации по источниковедению и такой тематики (С.Б. Филимонов, Г.П. Присенко, В.Е. Туманов, С.В. Журавлев, В.Ф. Козлов и др.). С образованием кафедры региональной истории и краеведения (1997 г.) именно Историко-архивный институт стал средоточием деятельности Союза краеведов России и центром развития исторического краеведения в стране: с 2007 г. на его базе проведены четыре ежегодные Всероссийские исторические конференции, а «Встречи на Никольской» в последнюю пятницу каждого месяца учебного года стали форумом представления новейшей литературы по краеведению и москвоведению (особенно с образованием и первой у нас кафедры москвоведения).

Постепенно с распространением в обществе научных знаний и с дорастающим любопытством к лаборатории познания интересовать стали ответы не только на вопросы: «Кто? Где? Когда? Что? И почему "свершил", и как это происходило?», но и на вопросы «Откуда мы это знаем? Достоверны ли наши сведения? Основательны ли приемы исследования?», то есть, говоря ученым языком, в большей мере заинтересовались и источниковедческой проблематикой. В таких условиях значение творчества историка-архивиста, востребованность в его профессии возрастает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.