Из практики
УДК 614.712:681.2
А. Г. Петухов, А. И. Коновалов
ОПЫТ РАБОТЫ КЛИНСКОГО ТЕРМОМЕТРОВОГО ЗАВОДА ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Клинский термометровый завод и Клинская санэпидстанция
На Клинском термометровом заводе в результате проведения целого комплекса меро. приятий — строительных, санитарно-техиологических и технологических — при тесном ф
контакте с Клинской санэпидстанцией удалось значительно улучшить санитарное состояние воздуха. Содержание паров ртути в нем к 1970 г. доведено до концентраций, близких к тем, которые установлены СН 245-71.
В 1962—1964 гг. завод подвергался значительной реконструкции, вследствие чего были значительно увеличены производственные площади «ртутных» цехов; все кондиционеры «ртутного» корпуса были подняты из цокольного этажа на верхние, что исключило проникновение в камеры кондиционеров ртути из вышележащих этажей и, следовательно, загрязнение приточного воздуха. Был сооружен уникальный по размерам цех санитарной очистки вентиляционных выбросов от паров ртути, представляющий собой фильтр полочного типа, заполненный адсорбентом — природной марганцевой рудой Чиатурского месторождения. Цех санитарной очистки пущен в эксплуатацию в сентябре 1964 г., и если до его пуска очистке подвергались только вентиляционные выбросы из цехов с «открытой ртутью», то теперь на очистку направляются выбросы из цехов с «закрытой ртутью».
При строительстве 1-й очереди завода проектировщики, взяв за основу только экономическую сторону вопроса, решили вентиляционный воздух из цехов с «закрытой ртутью» с ожидаемой концентрацией паров ее в них не выше 0,1 мг/м3 выбрасывать в атмосферу без очистки через трубу высотой 35 м. Фактическая концентрация ртути в этих выбросах щ
с 1957 по 1963 г. колебалась от 0,03 до 0,07 мг/м3 и составила в среднем 0,055 мг/м3, т. е. была почти в 2 раза ниже ожидаемой. Однако последствия такого одностороннего подхода к выбросу и рассеянию вентиляционного воздуха, загрязненного парами ртути, были весьма нежелательными. Концентрация ртути в приземном слое атмосферы на промышленной площадке в 1963 г. превышала ту, которая была установлена санитарными правилами, в 3—16 раз.
В июне 1966 г., т. е. через 20 месяцев после пуска цеха санитарной очистки, содержание ртути в приземном слое атмосферы по сравнению с 1963 г. снизилось примерно в 10 раз, но еще продолжало превышать норму. И только к 1970 г., т. е. более чем через 5 лет после проведения очистки всех вентиляционных выбросов, содержание ртути в приземном слое атмосферы приблизилось к норме.
Проведенные в 1971 г. исследования атмосферного воздуха, во время которых было отобрано 312 проб, показали, что на расстоянии 100 м максимально разовые концентрации ртути составляют 0,0023 мг/м3; 250 м — 0,0011 мг/м3, 500 м — 0,00069 мг/м3, 1000 м — 0,00048 мг/м3, 2000 м — 0,00045 лг/*> и 3000 м — 0,0003 мг/м3. В 1971 г. отбирались также среднесуточные пробы. Содержание ртути в пробах, отобранных на расстоянии 250 м от точки выброса (трубы высотой 62 м), колебалось от 0,00025 до 0,001 мг/м3 и составило в среднем 0,0005 мг/м3, а на расстоянии 500 м варьировало от 0,00005 до 0,00017 мг/м3 и составило в среднем 0,00012 мг/м3. Л
Содержание ртути стало заметно снижаться и в почве на окружающей территории.
Исследования показали несовершенство таких пассивных средств защиты атмосферного воздуха и окружающей среды от ртути, как выброс вентиляционного воздуха через высокие трубы и расширение санитарно-защитных зон (СЗЗ). Последнее связано со значительными экономическими трудностями. Так, сметная стоимость мероприятий по расширению СЗЗ Клинского термометрового завода до 1000 м составляет 3,5 млн. руб. Необходимо подчеркнуть, что экономия капитальных затрат при строительстве первой очереди завода за счет отказа от очистки вентиляционных выбросов из цехов с «закрытой ртутью» составила всего 76 тыс. руб.
Немаловажную роль в улучшении состояния окружающей атмосферы сыграл эффективный контроль за выбросами, осуществляемый Клинской санэпидстанцией и центральной заводской лабораторией, располагающими квалифицированными кадрами химиков, инженеров по вентиляции н технологов. Отбор проб в атмосфере производится еженедельно.
Значительный вклад в оздоровление атмосферы вносят заводские технологи, стремящиеся к созданию более благоприятных с гигиенической точки зрения технологических процессов.
Изготовление термометров представляет собой массовое (конвейерное) или серийное производство. В обоих видах производства в основу организации технологического процес- '
са положены целенаправленная дифференциация, отделение ртутных работ от нертутных и механизация первых из них. На заводе создан механизированный ртутный комплекс, включающий участок очистки ртути, транспортировку ее к установкам наполнения термометров ртутью и установки наполнения высокой производительности.
Характерным показателем уровня технологии является объем ртути, находящейся в суточном обороте. На заводе благодаря разработке и внедрению экономичных технологических процессов изготовления термометров при росте валового выпуска с 1962 по 1972 г. на 65% суточное количество оборотной ртути возросло всего на 20%. Это снижает абсолютное количество вредностей, выбрасываемых в атмосферу.
Таким образом, благодаря удачному решению комплекса мероприятий на заводе удалось приблизить содержание паров ртути в окружающем воздухе к нормируемым пределам. Опыт предприятия лишний раз подтверждает, что наиболее эффективным способом защиты атмосферы является осуществление очистки всех вентиляционных выбросов, загрязненных парами ртути.
Поступила 5/111 1973 г.
УДК 614.777:632.95
Доктор мед. наук Я■ И. Костовецкий, кандидаты мед. наук Г. В. Тол-стопятова и Г. Я- Чегринец
О ЗАГРЯЗНЕНИИ ОТКРЫТЫХ ВОДОЕМОВ ПЕСТИЦИДАМИ, ПОСТУПАЮЩИМИ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
Киевский научно-исследовательский институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Map» зеева
Мы ставим своей целью изучить влияние поверхностного стока с водосборных площадей на содержание ядохимикатов в почве, воде открытых водоемов и донных отложениях.
Объектом наблюдений были малые водоемы (пруды и реки) ряда областей Украины в различных почвенно-климатических зонах. С учетом предшествующих обработок пестицидами полей, садов и лесополос, прилегающих к водоемам, отбирали пробы почвы на глубине 0—10 см, воды и донные отложения, в которых определяли ДДТ, у-ГХЦГ, севин, ДНОК, метафос, карбофос и хлорофос.
Из 456 анализов почвы, 224 анализов воды и 216 определений донных отложений ядохимикаты обнаружены соответственно в 97 (21,3%), 16 (7,1%) и 54 (25%) случаях. В почве и донных отложениях встречались преимущественно хлорорганические пестициды (в 92,9 и 85,2% случаев), а в водоемах — фосфорорганические соединения (в 75% случаев), тогда как хлорорганические — лишь в 25% случаев. Эти различия, очевидно, обусловлены тем, что обследованные сельскохозяйственные объекты чаще обрабатывались фосфорорганиче-скими ядохимикатами и, естественно, возможность их попадания в водоемы с поверхностным стоком возрастала. Однако вследствие меньшей стабильности фосфорорганических соединений во внешней среде значительной кумуляции их в почве и донных отложениях не было.
Наблюдения за динамикой содержания пестицидов в почве, воде и донных отложениях с учетом кратности обработок, вида и дозы примененных веществ мы вели на 3 прудах Киевской области.
На 2-й день после обработки сада 0,7% суспензией ДДТ последний обнаружен в почве прибрежной полосы пруда в незначительных концентрациях. На 15-й день от момента опрыскивания после 3-дневных интенсивных дождей содержание ДДТ в почве в тех же точках значительно возросло (примерно в 5—10 раз). Очевидно, наличие ДДТ в почве при первом отборе проб объясняется оседанием его на поверхности ее в виде аэрозоля во время обработки сада. Нарастание содержания ДДТ в почве после дождей следует расценивать как результат смыва пестицидов с растений и миграции их с ливневыми водами от места первоначального применения по направлению к водоему (уклон порядка 3—5°). В пробах почвы, отобранных через 2 месяца после обработки, наблюдалось некоторое снижение содержания ДДТ по сравнению с предыдущим исследованием. В период отбора проб периодически выпадали осадки и, если учесть, что до этого ДДТ применяли только 1 раз, становятся вполне объяснимыми причины снижения количества пестицидов в почве вокруг водоема. Не исключено, что определенная часть ДДТ смылась поверхностным стоком непосредственно в пруд.
Повторные обработки сада на протяжении вегетационного периода и выпадавшие дожди существенно не повлияли на содержание ДДТ в воде пруда, очевидно, за счет быстрого выпадения взвеси этого вещества на дно.
Представляют интерес наблюдения за динамикой содержания "у-ГХЦГ в иле пруда после однократной обработки прилегающего сада. Максимальные концентрации пестицида в донных отложениях обнаруживались через 10 дней после обработки сада 0,6% у-изомером ГХЦГ после 3-дневного интенсивного дождя. В дальнейшем, несмотря на продолжительные и интенсивные осадки, содержание у-ГХЦГ в донных отложениях постепенно снижалось, достигая минимальных величин через 3 месяца после опрыскивания сада.
4*
99