Научная статья на тему 'Опыт работы Барнаульской городской Думы во второй половине XIX конце XX вв'

Опыт работы Барнаульской городской Думы во второй половине XIX конце XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
135
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт работы Барнаульской городской Думы во второй половине XIX конце XX вв»

УДК 94(470)(57)

В.В. Зеленцов СГГ А, Новосибирск

ОПЫТ РАБОТЫ БАРНАУЛЬСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - КОНЦЕ XX ВВ.

Историю деятельности городского самоуправления Барнаула можно разделить на три этапа. Первый соответствует периоду с 1877 по февраль 1917 г., второй этап - периоду с Февральской революции 1917 г. по декабрь 1919г., третий этап - с 1994 г., когда была создана современная Барнаульская городская Дума, на основе совершенно новых по сравнению с дореволюционным временем законов. Итак, представлены три столь разных этапа истории городского самоуправления в Барнауле. Первый совпал с периодом капиталистических отношений второй половины XIX - начала XX в., быстрого роста Барнаула, превращения его в крупнейший торговый центр Западной Сибири. Второй этап Думы непродолжителен, но он насыщен сложнейшими политическими событиями в стране, когда и городское самоуправление было втянуто в водоворот этих процессов, часто в ущерб своим прямым обязанностям по организации городского хозяйства, занимаясь политическими проблемами. К тому же после пожара 2 мая 1917 г., который уничтожил всю центральную часть города, подорвал его инфраструктуру, городское самоуправление оказалось в сложнейшем, почти безвыходном положении. Наконец третий этап, связан с возрождением городской Думы в 90-е гг. XX в.

Городская реформа 1870 г., несомненно, имела прогрессивный характер. В основе избирательного права лежал бессословный принцип и имущественный ценз, т. е. круг избирателей определялся независимо от сословной и национальной принадлежности горожан. Но избирать гласных Думы могли только мужчины не моложе 25 лет и обязательно владельцы недвижимого имущества в данном городе. На первый взгляд принцип антидемократический, ведь в выборах могли участвовать очень немногие жители. Так, при выборах первого состава Барнаульской городской Думы избирателей насчитывалось 1270 человек, или 10.5 % от общего числа горожан. Но право избирать сочеталось с обязанностью платить налоги в городскую казну. Сбор с недвижимого имущества был одним из основных источников доходов бюджета. Органы городского самоуправления - Думы и управы - избирались каждые 4 года. Барнаульская Дума состояла из 72 гласных и была органом распорядительным, как тогда говорили, а управа во главе с городским головой - исполнительным.

Городовое положение 1892 г., во многом повторяло закон 1870-го., в какой-то степени оно было менее демократичным, так как был заметно увеличен имущественный ценз избирателей, а это привело к уменьшению их числа. Сокращалось и число гласных в Думах. Так, Барнаульская Дума могла теперь иметь лишь 32 гласных вместо прежних 72. Увеличение ценза привело

к росту среди гласных числа купцов и предпринимателей из других сословий. Именно купечество задавало тон в Барнаульской Думе после 1892 г. Городскими головами становились либо гильдейские купцы (В.Д. Сухов, И.И. Поляков, М.И. Страхов), либо дворяне-предприниматели (И.К. Платонов, П.В. Орнатский).

Работа Думы была организовано довольно четко. Из числа гласных избирали постоянные и временные комиссии, ответственные за определенное направление или конкретный вопрос. В том числе постоянных - оценочная (оценка недвижимого имущества), финансовая, училищная, строительная, библиотечная, ветеринарная и др., в числе временных - железнодорожная (занималась проблемой соединения Барнаула с веткой Сибирской ж. д.), телефонная, «об открытии сельскохозяйственного института» и проч.

Городское самоуправление занималось всеми вопросами жизни города, от работы бань и пивных до проведения железных дорог, открытия фабрик, учебных заведений. На городские деньги при прямой финансовой поддержки купцов открывались и функционировали практически все учебные заведения Барнаула. Обратим особое внимание на проект введения всеобщего начального образования, рассчитанный на реализацию в 1910 - 1919 годах, и на борьбу Думы за открытие первого высшего учебного заведения -сельскохозяйственного института. К сожалению, оба проекта в то время не были реализованы.

За 40 дореволюционных лет город вырос в несколько раз, динамично рос бюджет, росли расходы на его благоустройство, лечебные, учебные и др., муниципальные заведения. Конечно, Барнаул отставал по тому же благоустройству от других крупных городов страны, и гласные это прекрасно осознавали. Была построена телефонная станция, частично город освещен, разрабатывались планы строительства городской электростанции, водопровода и даже трамвая. Но начавшаяся первая мировая война не дала осуществиться этим проектам.

После Февральской революции Барнаульская Дума прекратила существование и в апреле 1917 года передала полномочия городскому народному собранию. Однако народное собрание оказалось нелегитимным -Временное правительство установило: формой самоуправления в городах должны быть Думы, избираемые прямым, тайным и всеобщим голосованием.

В августе 1917 г. состоялись выборы в новую городскую Думу. Жителям города пришлось выбирать из кандидатов в гласные, представленных в восьми списках: домовладельцев, союза квартиронанимателей, братства православных церквей, общества городов-садов, социал-демократов (единый блок от большевиков и меньшевиков), эсеров и народных социалистов, кадетов (партия народной свободы). Уже на организационном заседании Думы выявилась ее резкая политизированность и фракционность. Фракция большевиков имела 18 гласных, эсеров - 17, меньшевиков - 16, народной свободы - 5, домовладельцев - 4, городов-садов - 1. Таким образом, большинство в Думе составляли партии социалистической ориентации. На этом заседании было решено, что все органы самоуправления, комиссии

будут формироваться по принципу представительства от фракций. Избраны отдельно председатель Думы и голова.

Этому составу самоуправления пришлось работать в чрезвычайно сложных условиях: кризис политический и финансовый, разруха - следствие мировой войны, многовластие, Октябрьская революция и гражданская война, последствия страшного пожара, произошедшего в мае 1917г.

7 декабря 1917 г. власть в городе взял Военно-революционный комитет Барнаульского совета рабочих и крестьянских депутатов. Фракция большевиков в полном составе покинула Думу. Управа продолжала действовать, исполняя хозяйственные функции до февраля 1918г., когда передала дела Совету.

После свержения Советской власти в середине июня 1918 г. Дума возобновила работу, но в связи с выбытием большого числа гласных вынуждена была назначить новые выборы. Они состоялись в августе 1918 г., а затем в августе 1919 г. Теперь голосование шло по двум спискам: «Партия народной свободы, союза домовладельцев и беспартийной интеллигенции» с одной стороны, «Совета профсоюзов и трудовой интеллигенции» - с другой. И в этих тяжелейших условиях Дума и управа принимали результативные усилия для поддержания нормальной жизни в городе, особенно для решения обострившихся социальных задач. В целях трудоустройства увеличившегося числа безработных совместно с профсоюзами в декабре 1917 г. открыли биржу труда со столовой и ночлежным приютом. Для гарантированного лечения больных создали больничные кассы. В связи с ростом дороговизны Дума установила минимум зарплаты. Пытались регулировать цены на продукты. Организовали посадку горожанами огородов на дополнительно выделенных участках земли. Специально созданная комиссия занималась удовлетворением неотложных нужд массы погорельцев: бесплатное выделение участков под застройку и леса, сбор и распределение пожертвований.

10 декабря 1919 г. Советская власть в Барнауле была восстановлена и деятельность Думы прекратилась.

В марте 1917 был создан Барнаульский городской совет рабочих депутатов, вскоре ставший Советом рабочих солдатских депутатов. Он действовал как параллельная Думе власть, немало делая для удовлетворения нужд горожан. За активную работу в помощь погорельцам. Дума даже вынесла благодарность Совету, оформив ее специальным постановлением. С декабря 1917 года по июнь 1918 года Совет управлял городом единовластно. После гражданской войны с декабря 1919 по март 1994 года органом местной власти и выборным органом населения г. Барнаула являлся уездный Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, позднее городской Совет депутатов трудящихся и городской Совет народных депутатов.

26 октября 1993г. деятельность Барнаульского городского Совета народных депутатов была прекращена на основании Указа Президента Российской Федерации «О реформе местного самоуправления» № 1760 и постановления главы администрации города от 26.10.93 № 400. Временно, с 27.10.93 по 13.03.94, до проведения выборов в представительный орган,

полномочия городского Совета народных депутатов осуществляла администрация города Барнаула.

Согласно «Положению о городском самоуправлении в городе Барнауле», утвержденному постановлением главы администрации города от 12.01.94 № 10. органами городского самоуправления в г. Барнауле стали городская Дума и глава городского самоуправления, избираемые на два года населением города на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Возрожденная Барнаульская городская Дума как представительный орган власти осуществляла свою работу через три профильных комитета. Главой городского самоуправления стал Баварин Владимир Николаевич, который одновременно являлся главой администрации города. Особенностью деятельности городской Думы 1990-х гг. являлась разработка и принятие большого количества нормативного материала и нормализации социальноэкономической и политической ситуации в городе.

Выход из-под жесткого партийного и государственного контроля раскрыл широкие возможности для развития системы местного самоуправления в Барнауле в постсоветский период. Однако острые финансовые и правовые проблемы мешали развиваться городу как самоуправляющейся структуре.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Барнаульская городская Дума. 1877 - 1996. Сборник документов. - Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 1999.

© В.В. Зеленцов, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.