Научная статья на тему 'Сравнительный анализ деятельности органов городской представительной власти Барнаула в конце XIX и в конце XX веков'

Сравнительный анализ деятельности органов городской представительной власти Барнаула в конце XIX и в конце XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
108
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ деятельности органов городской представительной власти Барнаула в конце XIX и в конце XX веков»

УДК 94(470)(57)

В.В. Зеленцов СГГ А, Новосибирск

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОРОДСКОЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ БАРНАУЛА В КОНЦЕ XIX И В КОНЦЕ XX ВЕКОВ

Проблемы стоявшие перед представительными органами городского самоуправления Барнаула в лице городской Думы дореволюционного периода по многим параметрам напоминают ситуацию сложившуюся после ликвидации советской системы управления в 1990-е годы. Оба периода деятельности городского парламента связаны с бурным развитием капиталистических отношений, порождающие острые социальные противоречия, сложными политическими процессами в стране и динамично меняющейся правовой базой.

Деятельность представительной власти Барнаула конца XIX века определялась Городовым положением 1892 г., во многом повторявшим закон 1870-го. В какой-то степени оно было менее демократичным, так как был заметно увеличен имущественный ценз избирателей, а это привело к уменьшению их числа. Сокращалось и число гласных в Думах. Так, Барнаульская Дума могла теперь иметь лишь 32 гласных вместо прежних 72. Органы городского самоуправления - Думы и управы - избирались каждые 4 года. Дума была органом распорядительным, как тогда говорили, а управа во главе с городским головой - исполнительным. В основе избирательного права лежал бессословный принцип и имущественный ценз, т.е. круг избирателей определялся независимо от сословной и национальной принадлежности горожан. Избирать гласных Думы могли только мужчины не моложе 25 лет и обязательно владельцы недвижимого имущества в данном городе. На первый взгляд принцип антидемократический, ведь в выборах могли участвовать очень немногие жители. Но право избирать сочеталось с обязанностью платить налоги в городскую казну. Сбор с недвижимого имущества был одним из основных источников доходов бюджета.

Увеличение ценза привело к росту среди гласных числа купцов и предпринимателей из других сословий. Именно купечество задавало тон в Барнаульской Думе после 1892 г. Городскими головами становились либо гильдейские купцы (В.Д. Сухов, И.И. Поляков, М.И. Страхов), либо дворяне-предприниматели (И.К. Платонов, П.В. Орнатский).

Работа Думы была организовано довольно четко. Из числа гласных избирали постоянные и временные комиссии, ответственные за определенное направление или конкретный вопрос. В том числе постоянных - оценочная (оценка недвижимого имущества), финансовая, училищная, строительная, библиотечная, ветеринарная и др., в числе временных - железнодорожная (занималась проблемой соединения Барнаула с веткой Сибирской ж.д.), телефонная, «об открытии сельскохозяйственного института» и проч.

Городское самоуправление занималось всеми вопросами жизни города, от работы бань и пивных до проведения железных дорог, открытия фабрик, учебных заведений. На городские деньги при прямой финансовой поддержки купцов открывались и функционировали практически все учебные заведения Барнаула. Обратим особое внимание на проект введения всеобщего начального образования, рассчитанный на реализацию в 1910 - 1919 годах, и на борьбу Думы за открытие первого высшего учебного заведения -сельскохозяйственного института. К сожалению, оба проекта в то время не были реализованы.

За 40 дореволюционных лет город вырос в несколько раз, динамично рос бюджет, росли расходы на его благоустройство, лечебные, учебные и др., муниципальные заведения. Конечно, Барнаул отставал по тому же благоустройству от других крупных городов страны, и гласные это прекрасно осознавали. Была построена телефонная станция, частично город освещен, разрабатывались планы строительства городской электростанции, водопровода и даже трамвая. Но начавшаяся первая мировая война не дала осуществиться этим проектам.

После гражданской войны с декабря 1919 по март 1994 года органом местной власти и выборным органом населения г. Барнаула являлся уездный Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, позднее городской Совет депутатов трудящихся и городской Совет народных депутатов.

В советское время в развитии Барнаула были допущены серьезные диспропорции, они привели к застойным явлениям в экономике и городском хозяйстве, отставанию социальной инфраструктуры, потере своеобразия архитектурного облика. Существовавшая система позволяла поддерживать жизнь города, но не могла преодолевать нараставшие социальноэкономические проблемы. Несмотря на постоянное декларирование общественного самоуправления при власти Советов слабо использовался потенциал граждан, самоуправление было ограниченно и формализовано. Административно-командная система формировала поколение, ожидающее и требующее благ от власти, в какой-то мере беспомощное.

Вновь созданная в 1990-е годы система управления городом, как и в целом в стране, столкнулась с проблемой развития самоуправления, взаимодействия государственных структур и местного самоуправления, разграничения их функций для более успешного решения проблем граждан. В очередной раз перед обществом стала задача создания эффективной системы управления, которое невозможно без анализа и использования исторического опыта.

26 октября 1993г. деятельность Барнаульского городского Совета народных депутатов была прекращена на основании Указа Президента Российской Федерации «О реформе местного самоуправления» № 1760 и постановления главы администрации города от 26.10.93 № 400. Временно, с 27.10.93 по 13.03.94, до проведения выборов в представительный орган, полномочия

городского Совета народных депутатов осуществляла администрация города Барнаула.

Согласно «Положению о городском самоуправлении в городе Барнауле», утвержденному постановлением главы администрации города от 12.01.94 № 10. органами городского самоуправления в г. Барнауле стали городская Дума и глава городского самоуправления, избираемые на два года населением города на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Представительной власти Барнаула во второй половине 1990-х приходилось работать на основе совершенно новых по сравнению с дореволюционным временем законов. Возрожденная Барнаульская городская Дума осуществляла свою работу через три профильных комитета: по экономической политике, собственности и бюджету; по вопросам законности, правопорядка и местного самоуправления; по социальной политике. Главой городского самоуправления стал Баварин Владимир Николаевич, который одновременно являлся главой администрации города. В состав представительного органа было избрано 11 депутатов, что в десятки раз уменьшило количество народных избранников. Теперь же в отличие от дореволюционного периода в Думу попали представители разных профессиональных групп городского сообщества. Особенностью деятельности городской Думы конца XX века являлась разработка и принятие большого количества нормативного материала, разного рода программ для обеспечения нормализации социально-экономической и политической ситуации в городе. Форсированное проведение рыночных реформ в стране поставило перед депутатами новые проблемы совершенствования механизма управления территорией города и районов с учетом уже накопленного опыта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Барнаульская городская Дума. 1877 - 1996 . Сборник документов. - Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 1999.

© В.В. Зеленцов, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.