Научная статья на тему 'ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-9 ЛЕТ К ОБЩЕСТВЕННЫМ НОРМАМ И ПРАВИЛАМ'

ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-9 ЛЕТ К ОБЩЕСТВЕННЫМ НОРМАМ И ПРАВИЛАМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / НОРМАЛЬНОЕ ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / НОРМАЛЬНОЕ ПЛОХОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Малеева С.Ю., Ватаманюк А.С.

В работе представлены данные, подтверждающие необходимость и значимость изучения отношения ребёнка 6-9 лет к общественным нормам и правилам, соответствующее его возрасту, а также опыт исследования взаимодействия ребёнка в обществе в разных социальных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Малеева С.Ю., Ватаманюк А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE PSYCHOLOGICAL STUDIES OF THE RELATIONSHIP OF CHILDREN 6-9 YEARS TO PUBLIC NORMS AND RULES

The paper presents data confirming the necessity and significance of studying the relationship of a child 6-9 years to social norms and rules appropriate to his age and experience studies of the interaction of child in society in different social situations.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-9 ЛЕТ К ОБЩЕСТВЕННЫМ НОРМАМ И ПРАВИЛАМ»

УДК 159.922.7:316.6] - 053.5 - 056.2

Малеева С. Ю., к.психол.н.

доцент

кафедра педагогики и психологии Ватаманюк А. С. студент 5 курса специальность «Клиническая психология» Дальневосточный Государственный Медицинский Университет

Россия, г. Хабаровск ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-9 ЛЕТ К ОБЩЕСТВЕННЫМ НОРМАМ И

ПРАВИЛАМ

В работе представлены данные, подтверждающие необходимость и значимость изучения отношения ребёнка 6-9 лет к общественным нормам и правилам, соответствующее его возрасту, а также опыт исследования взаимодействия ребёнка в обществе в разных социальных ситуациях.

Ключевые слова: социальная психология, детская психология, клиническая психология, дети с ограниченными возможностями здоровья, нормальное хорошее поведение, нормальное плохое поведение.

Maleeva S. Y.

Candidate of psychological Sciences Associate Professor of the Department ofpedagogy and psychology

Far East State Medical University Russia, Khabarovsk Vatamanyuk A. S.

5-year student of the specialty "Clinical psychology" Far East State Medical University Russia, Khabarovsk EXPERIENCE PSYCHOLOGICAL STUDIES OF THE RELATIONSHIP OF CHILDREN 6-9 YEARS TO PUBLIC NORMS AND

RULES

The paper presents data confirming the necessity and significance of studying the relationship of a child 6-9 years to social norms and rules appropriate to his age and experience studies of the interaction of child in society in different social situations.

Key words: social psychology, child psychology, clinical psychology, children with disabilities, normal good behavior, acceptable behavior.

Одна из основных проблем современной психологии то, что с раннего детства каждый ребёнок вступает во взаимоотношения с окружающими людьми и приобретает опыт общественного поведения. В этом сложном взаимодействии он приобретает навык коммуникации со сверстниками, познаёт нормы и правила поведения, которые помогают в дальнейшем

регулировать отношения с окружающими. Формируется внутренняя культура, которая во многом определяет внешнее поведение человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру. Поэтому, учитывая возрастные особенности, необходимо в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте формировать у детей навык применения знаний, норм и правил, которые лягут в основу развития способности регулировать своё поведение в разных социальных ситуациях. Исторически регуляция поведения определяла особенности взаимоотношений между людьми. Во все времена необходимо было уметь контролировать свою агрессивность, импульсивность, эмоциональность, совладать с собственными тревогой и страхом, а также уметь учитывать состояния других людей во время общения.

В настоящее время эта проблема существует в социальной, клинической, детской и семейной психологии. Формирование внутренней культуры зачастую обусловлено воспитанием детей в неполных семьях, где смешиваются или искажаются социальные родительские роли, что проявляется в агрессии, формирует беспомощность, отстранённость, безверии, сложности межличностных отношений.

Анализируя поведение современных детей, можно сделать вывод о том, что нормальное хорошее и нормальное плохое поведение могут наблюдаться у разных категорий детей 6-9 лет - здоровых и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания (Малофеев, Н. Н., 2009).

Исследования поведения современных детей являются необходимыми, так как меняются стандарты поведения, культура, в том числе семейных отношений, среди специалистов, работающих с детьми, всё чаще звучит тема сочетания сохранного интеллекта с поведением, которое мешает реализовать ребёнку его способности (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, минимальные мозговые дисфункции, задержка психического развития) - с одной стороны, и тема интеллектуального снижения или нарушения, которые формируют особенности поведения - с другой. В обоих случаях, проявляется незнание, неумение или неспособность детей применять общественные нормы и правила в целях регуляции своего поведения. Проблема актуальна и потому, что в мире отмечается увеличение числа детей с особенностями развития, в России на 2016 год детей с ОВЗ 751 тыс., из них с ЗПР 32,4%, с умственной отсталостью - 5,5 %, нарушения эмоционально-волевой сферы 11,1%.

В общеобразовательные школы наиболее часто попадают дети с задержкой психического развития и умственно отсталые. В связи с этим, к образовательным учреждениям предъявляются требования обеспечения возможности развития жизненной компетентности, с тем, чтобы дети с ОВЗ могли освоить различные формы социального поведения, принятые не

только в семье, но и в гражданском сообществе.

В практике работы педагогов и психологов принято делать вывод об отношении ребёнка к общественным нормам и правилам на основе документов, регламентирующих образовательную деятельность специалистов дошкольного и начального школьного образования. В данных документах особенности поведения ребёнка 6-9 лет описываются при помощи симптомокомплексов: в нормальном хорошем поведении, ребёнок становится самостоятельным, способен управлять эмоциями, достигает поставленных целей, удерживает принятую на себя роль до окончания игры среди сверстников, осознает свои переживания и неудачи, активно интересуется отношением окружающих к себе, ожидает хорошую оценку и поощрение за свою деятельность; нормальное плохое поведение, лжёт взрослым и сверстникам в целях самозащиты, неусидчив и возбудим, начинает жаловаться не только на сверстников, но и на взрослых, выполняет домашнюю работу не аккуратно, монотонные операции недоступны.

Несмотря на то, что описаны эти симптомокомплексы поведения, в доступной нам отечественной и зарубежной литературе не найдено психологических тестов, с помощью которых изучается отношение ребёнка 6-9 лет к общественным нормам и правилам в межличностных отношениях.

В связи с этим, нами был разработан психологический тест, цель которого, исследование отношения ребёнка 6-9 лет к общественным нормам и правилам (интроективный подход). Нами также разработан алгоритм интерпретации результатов теста. В качестве рабочих гипотез были выдвинуты следующие предположения: 1) существует сложная модель взаимоотношений ребёнка и общества, принятия им правил и норм поведения в возрасте 6-9 лет; 2) дети с ОВЗ лучше усваивают общественные нормы и правила, так как постоянно находятся в поле зрения своих родителей.

Результат исследования состоит в возможности психологической оценки понимания ребёнком общественных норм и правил во взаимодействии с родителями и сверстниками. На основании подсчёта баллов и интерпретации делается вывод о понимании ребёнком общественных норм и правил, действующих относительно данной возрастной группы. Это необходимо для разработки специалистом индивидуальных практических рекомендаций по вопросам воспитания и психологической помощи семье, и ребёнку.

При индивидуальном обращении к специалисту применяется специально разработанный психологический тест «Отношение ребёнка 6-9 лет к общественным нормам и правилам», в виде бланка из 11 вопросов и альтернативных ответов «Да» и «Нет».

Для предложенного психологического теста, составленного с учётом возрастных особенностей ребёнка, разработан ключ. Минимально набранное количество баллов - означает высокую способность ребёнка регулировать своё поведение в соответствии с общественными нормами и правилами,

максимальное - неспособность регулировать поведение и понимать поступки других людей. Для дифференцированной оценки понимания ребёнком общественных норм и правил выделено 3 уровня.

Данный психологический тест был апробирован в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении, средней

общеобразовательной школе № 47 имени Героя Российской Федерации Владимира Александровича Тамгина, г. Хабаровск, что позволило выявить сложную в диагностике модель взаимоотношений ребёнка в обществе, дать практические рекомендации членам семьи. В ходе исследования было протестировано 109 детей 6-9 лет, учащиеся начальных классов.

Из 50-ти учащихся в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с ЗПР, сложным дефектом развития -сочетание детского церебрального паралича с умственной отсталостью или ЗПР, умственно отсталые дети, дети с органическим расстройством личности), все показали результаты, соответствующие высокому уровню понимания ими общественных норм и правил. Эти дети осваивают формы социального поведения, принятые в семье и в обществе, поведение является самостоятельно поддерживаемой нормой, удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели, активно интересуется отношением окружающих к себе, претендует на оценку и поощрение результатов своего труда в соответствии с собственными представлениями об их качестве.

Исследование 59 детей, учащихся в общеобразовательных классах, выявило, что 39 детей (66,1%) показали результаты, соответствующие высокому уровню, 20 детей (33,9%) показали результаты, относящиеся к среднему уровню, то есть они интересуются мнением и отношением окружающих к себе, не проявляют лидерские качества, начинают осознавать свои переживания, претендует на оценку и поощрение результатов своего труда в соответствии с собственными представлениями об их качестве.

Следовательно, учитывая все вышеперечисленные умения и навыки в межличностном взаимодействии, включённые в симптомокомплексы нормального хорошего и нормального плохого поведения, мы действительно можем говорить о существовании некой сложной модели системы взаимоотношений ребёнка в обществе:

ребёнок старшего дошкольного и младшего школьного возраста верит в чудеса, так как это является возрастной особенностью развития мышления. Но, кризис семилетнего возраста в совокупности с событиями, связанными с поступлением в школу, меняет отношение ребёнка к чудесам, у него начинают изменяться и формироваться по-новому поступки, самооценка, отношение к правде-обману, ябедничеству, секретам и лидерству. Это критические переживания для ребёнка, которые определяют его отношение к реальности и формируют определённую модель поведения, согласованную с нормами и правилами, к которым уже есть своё отношение, а не абсолютная вера в слова взрослого.

Таким образом, гипотеза 1 подтверждается. Модель взаимоотношений ребёнка и общества представлена на рис. 1.

Рис. 1. Модель взаимоотношений ребёнка и общества

Согласно гипотезе 2 - дети с ограниченными возможностями здоровья лучше адаптируются к социальным переменам, к новым нормам и правилам. Это предположение подтверждается процентным соотношением: 99 % детей с ОВЗ решили тест с наилучшим результатом, а детей с общеобразовательного класса 66,1 %. С нашей точки зрения, данное положение наблюдается в связи с тем, что дети с ОВЗ находятся под опекой родителей более длительное время. В результате чего, с одной стороны - их поведение постоянно регулируется взрослыми (родителем и учителем), с другой - эти дети постоянно выдерживают некое давление и «вынужденно» вырабатывают такую модель поведения, которая соответствует ожиданиям взрослых. Необходимо также учитывать, что эти дети, как правило, получают лечение по основному заболеванию или наблюдаются у специалистов (невролог, психиатр, психолог, логопед и др.).

Таким образом, исследование, организованное с целью апробации психологического теста, направленного на изучение отношение ребёнка 6-9 лет к общественным нормам и правилам, позволило выдвинуть и обосновать предположения о том, что существует сложная модель взаимоотношений ребёнка и общества, принятия им правил и норм поведения в возрасте 6-9 лет; дети с ОВЗ лучше усваивают общественные нормы и правила, так как постоянно находятся в поле зрения своих родителей и специалистов.

В ходе исследования проявились следующие преимущества предложенного теста:

- прост в использовании и обработке полученных результатов;

- одинаково эффективен в работе как со здоровыми детьми, так и с детьми с ЗПР и с нарушениями интеллектуального развития лёгкой степени;

- может способствовать повышению эффективности клинико-психологических исследований и коррекции в психологической практике;

- даёт возможность оценить уровень осведомлённости детей с ОВЗ о социальных нормах и правилах;

- после завершения процедуры стандартизации можно рекомендовать для широкого применения в центрах оказания социально-психологической и

педагогической помощи.

По результатам данного исследования, получено удостоверение на рационализаторское предложение от 14.03.2016 № 2795; «Тест-опросник «Отношение ребёнка к общественным нормам»». По заявке на изобретение № 2017108544 «Психологический тест «Отношение ребёнка 6-9 лет к общественным нормам и правилам»» начался этап экспертизы по существу.

Использованные источники:

1. Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л., 2015. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Институт коррекционной педагогики. - 2009 г.

2. Гришанова Т. А. Возрастные особенности детей дошкольного возраста -2014 г.

УДК 336.743

Маслеева Е.С. студент магистратуры 2 курса факультет «Экономика фирмы и отраслевых рынков» Московский автомобильно-дорожный государственный

технический университет (МАДИ)

Россия, г. Москва СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация:

В данной статье автор рассматривает проблемы современной мировой валютной системы. Проанализирована динамика ключевых мировых валют. В связи с этим представлены основные подходы к реформированию мировой валютной системы и оценено место России в ней.

Ключевые слова: глобализация, мировая валютная система, валюта, специальные права заимствования, доллар США, рубль, юань.

Masleeva E.S.

Student

2 year student, Faculty of Economics of Firms and Industrial Markets Moscow Automobile and Road Technical University (MADI)

Russia, Moscow THE CURRENT STATE AND MAIN TRENDS OF THE DEVELOPMENT OF THE WORLD MONETARY SYSTEM.

Abstract:

In this article the author considers the problems of the modern world monetary system. The dynamics of key world currencies is analyzed. In this regard, the main approaches to reforming the world monetary system are presented and the place of Russia in it is assessed.

Keywords: globalization, world monetary system, currency, special drawing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.