Научная статья на тему 'Опыт проведения психологического тренинга в служебном коллективе отдела специального назначения ГУФСИН России по Ростовской области с целью формирования благоприятного социально-психологического климата'

Опыт проведения психологического тренинга в служебном коллективе отдела специального назначения ГУФСИН России по Ростовской области с целью формирования благоприятного социально-психологического климата Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1554
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА В КОЛЛЕКТИВЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / СПЛОЧЕННОСТЬ / СЛАЖЕННОСТЬ / НАДЕЖНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЗАИМОПОНИМАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕЙСТВИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ / КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ / PSYCHOLOGICAL ATMOSPHERE IN THE TEAM / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ATMOSPHERE / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING / COHESION / COHERENCE / RELIABILITY OF PROFESSIONAL ACTIVITY / MUTUAL UNDERSTANDING / INTERACTION / ACTION IN EXTREME SITUATIONS / TEAM BUILDING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коржова О. В., Кренева Ю. А.

Статья посвящена описанию структуры программы и процесса проведения социально-психологического тренинга в отделе специального назначения, направленного на формирование сплоченности сотрудников, способности поддерживать друг друга в экстремальных ситуациях, здоровой психологической атмосферы в служебном коллективе. Приведены результаты изучения социально-психологичес-кого климата в служебном коллективе отдела до и после проведения тренинговых мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коржова О. В., Кренева Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of psychological training in the staff of the special ops of the Russian Federal penitentiary service in the Rostov region in order to create a favorable social and psychological atmosphere

In the article the structure of the program and the process of social and psychological training in the special operations, aimed at the formation of staff cohesion, the ability to support each other in extreme situations, a healthy psychological atmosphere in the service team are described. The results of the study of the socio-psychological climate in the staff of the Department before and after the training activities are given.

Текст научной работы на тему «Опыт проведения психологического тренинга в служебном коллективе отдела специального назначения ГУФСИН России по Ростовской области с целью формирования благоприятного социально-психологического климата»

О. В. КОРЖОВА O. V. KORZHOVA

старший психолог психологической службы ГУФСИН России по Ростовской области, кандидат психологических наук, майор внутренней службы

Ю. А. КРЕНЕВА YU. A. KRENEVA

доцент кафедры психологии управления и юридической психологии Академии психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», кандидат психологических наук

Опыт проведения психологического тренинга в служебном коллективе отдела специального назначения ГУФСИН России по Ростовской области с целью формирования благоприятного социально-психологического климата

Experience of psychological training in the staff of the special ops of the Russian Federal penitentiary service in the Rostov region in order to create a favorable social and psychological atmosphere

Аннотация. Статья посвящена описанию структуры программы и процесса проведения социально-психологического тренинга в отделе специального назначения, направленного на формирование сплоченности сотрудников, способности поддерживать друг друга в экстремальных ситуациях, здоровой психологической атмосферы в служебном коллективе. Приведены результаты изучения социально-психологического климата в служебном коллективе отдела до и после проведения тренинговых мероприятий.

Ключевые слова: психологическая атмосфера в коллективе, социально-психологический климат, социально-психологический тренинг, сплоченность, слаженность, надежность профессиональной деятельности, взаимопонимание, взаимодействие, действия в экстремальных ситуациях, командообразование.

Annotation. In the article the structure of the program and the process of social and psychological training in the special operations, aimed at the formation of staff cohesion, the ability to support each other in extreme situations, a healthy psychological atmosphere in the service team are described. The results of the study of the socio-psychological climate in the staff of the Department before and after the training activities are given.

Key words: psychological atmosphere in the team, social and psychological atmosphere, social and psychological training, cohesion, coherence, reliability of professional activity, mutual understanding, interaction, action in extreme situations, team building.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2019

47

В России в последнее время серьезное внимание уделяется повышению профессионализма работников. Это касается любой сферы деятельности, а к службе в силовых структурах относится даже в большей степени.

Особое место в структуре профессионально значимых качеств сотрудников отделов специального назначения территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний занимает их способность поддерживать друг друга в любых ситуациях, особенно в экстремальных, нередко встречающихся в повседневной служебной деятельности. Этот эффект обеспечивается качественной работой кадровых подразделений, грамотной мотивацией сотрудников к выполнению ими своих служебных задач на высоком профессиональном уровне, а также сохранением здоровой социально-психологической атмосферы в коллективах отделов.

А. В. Кокурин и Д. А. Красов отмечают, что служба в отделах специального назначения (ОСН) напрямую связана с работой в команде, от сплоченности и слаженности действий которой напрямую зависит эффективность работы подразделения. Поэтому именно формирование у сотрудников навыков командной работы, слаженности действий и сплоченности является одним из приоритетных направлений психологического сопровождения деятельности этих подразделений [1].

С. К. Солодянников в результате проведенного им эмпирического исследования особенностей конструирования отношений в группе сотрудников ОСН с учетом специфики их деятельности пришел к выводу, что к важным характеристикам указанных отношений можно отнести сплоченность, наличие выраженного доверия и взаимопонимания, высокую степень согласованности, установки на взаимопомощь [2].

Изучением особенностей феномена групповой сплоченности в служебных коллективах, в частности в силовых структурах, занимались такие исследователи, как М. Ю. Губиев, П. Е. Кобзарь, С. А. Забаровский, О. А. Савченко, Л. Ю. Нежкина, С. С. Смирнова и другие.

Д. Н. Черников, К. А. Мельник и С. В. Орленко, исследовавшие особенности выработки устойчивых психологических качеств у сотрудников специальных подразделений МВД России, связанных с риском для жизни при выполнении служебно-боевых задач, считают важнейшей задачей обязательное участие психолога в формировании команды, повышении сплоченности коллектива, взаимного доверия друг к другу [3].

А. В. Кокурин и Д. А. Красов говорят о том, что чем выше в коллективе уровень групповой сплоченности, тем больше в этом коллективе развито чувство групповой идентичности, проявляющееся эмоциональной вовлеченностью сотрудников в процесс достижения стоящих перед группой целей, преданностью интересам группы и готовностью в любой момент оказать сослуживцам необходимую помощь. Согласно их мнению, сплоченность крайне важна, так как недооценка ее значимости может привести к плачевным последствиям, в частности к снижению надежности служебной деятельности [1].

В качестве инструмента, применяемого для повышения уровня сплоченности в коллективе отдела специального назначения ГУФСИН России по Ростовской области, нами используются социально-психологические тренинги, особую ценность которых мы видим в том, что работа в группе, неотъемлемым элементом которой является обмен участников процесса накопленным опытом, позволяет в разы умножать этот опыт, увеличивая возможность развития профессионально значимых качеств каждого сотрудника.

48

[email protected] www.or.fsin.su

По итогам групповых тренингов в коллективе отдела специального назначения ГУФСИН России по Ростовской области мы отметили в своих публикациях, что работа, направленная на повышение уровня сплоченности сотрудников отдела, благотворно сказывается не только на их межличностных отношениях, но и на их отношении к руководству подразделения, на организации совместного выполнения поставленных задач, что достигается оптимизацией психологической атмосферы в коллективе [4].

Н. Ю. Семенова считает, что «психологическая подготовка сотрудников должна быть направлена на развитие (или коррекцию) необходимых в профессиональной деятельности морально-волевых и психофизиологических качеств и строиться с учетом индивидуальных особенностей сотрудников» [5], поэтому тренинговые программы необходимо составлять на основе анализа проблем, имеющихся и возникающих в их служебной деятельности и личных взаимоотношениях.

В результате проведения групповой работы «сотрудники получают обширный арсенал инструментов для оказания самим себе экстренной психологической помощи в случае необходимости, а также обретают чувство уверенности в том, что им есть к кому обратиться в своем служебном коллективе за помощью и поддержкой, если такая помощь им понадобится» [6].

Описывая преимущества групповой психологической работы по сравнению с индивидуальной, К. Рудестам в своей книге «Групповая психотерапия» говорит о том, что тренинговая работа в группе позволяет эффективно и качественно активировать процессы понимания и осознания каждым участником своих собственных потребностей, мотивов, установок, дает возможность организовать психологически безопасное пространство

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2019

для тренировки у сотрудников способности принимать на себя ответственность за собственные действия, формирования конструктивных способов совладания со стрессом в экстремальных условиях, способствует развитию эмпатии, готовности к преодолению трудностей, оптимизации самооценки [7].

Об эффективности социально-психологического тренинга в качестве средства формирования групповой сплоченности в коллективе говорят такие исследователи, как Е. Ю. Броцило, Б. С. Рыжов, Е. И. Федак, С. А. Макогонов и другие.

Согласно мнению Я. Ю. Трипутя, психологический тренинг помогает в решении еще трех важных задач:

а) мотивирования и формирования позитивного отношения к своей деятельности - формирования желания освоить новые аспекты этой работы, увидеть в ней личностный смысл и осознать ее ценность;

б) формирования (пересмотра) системы представлений о сущности и смысле собственной профессиональной деятельности;

в) формирования умений трех основных типов:

- технологических: способность использовать знания и навыки в определенной ситуации;

- стратегических: способность использовать из всех имеющихся в подструктуре представлений наиболее адекватную в данной ситуации стратегию деятельности;

- диспозиционных: способность занимать определенную диспозицию по отношению к ситуации на основе имеющейся системы субъективных отношений [8].

Учитывая сказанное, можно считать социально-психологический тренинг тем инструментом, который не только дает возможность оптимизировать психологическую атмосферу в группе, но и

49

позволяет повысить качество работы и увеличить степень надежности выполнения сотрудниками служебных задач.

Проводя социально-психологический тренинг в отделе специального назначения ГУФСИН России по Ростовской области перед выездом личного состава в служебную командировку для выполнения ответственных и сложных задач, мы ставили своими целями увеличение эмоциональной сплоченности коллектива и повышение уровня слаженности действий сотрудников.

Тренинг состоял из занятий, направленных на отработку и тренировку конструктивных способов взаимодействия в группе, обеспечивающих качественное выполнение служебных задач в экстремальных условиях.

Программа тренинга состояла из восьми двухчасовых групповых сессий. Количество сотрудников в подразделении позволило разделить их на четыре рабочие группы по 14 человек. Каждая встреча слагалась из следующих структурных элементов: ритуал-приветствие, разминка-активатор, фаза реализации тренинговой задачи, эмоциональное завершение работы, групповая рефлексия процесса. Помимо общего тренингового замысла - повышения сплоченности коллектива - у каждой встречи была своя локальная цель.

Так, первое занятие имело своей установкой введение сотрудников в курс дела. На этой встрече им была дана информация о специфике работы в группе, целях и задачах такой работы; цели каждого участника согласованы с общегрупповыми; введены, обсуждены и приняты правила работы в тренинговой группе; рассмотрены вопросы необходимости выработки навыков эффективного взаимодействия и понимания друг друга при выполнении служебных задач с полуслова.

Вторая встреча была посвящена работе с агрессией. Сотрудникам пред-

лагались смоделированные ситуации, в которых они могли бы осознать степень своей агрессивности, мотивы ее проявления, условия, провоцирующие их агрессивные реакции, понять, на что обычно направлена их агрессия и какие их потребности удовлетворяются посредством агрессивных реакций. Также отрабатывались навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Третье занятие было построено таким образом, чтобы помочь сотрудникам сориентироваться в многообразии возможных копинг-стратегий, подобрать наиболее конструктивные способы сов-ладания со стрессовыми состояниями, неизбежно возникающими при выполнении служебных задач в экстремальных условиях, особенно в условиях, связанных с угрозой для жизни и здоровья.

На четвертом занятии прорабатывались межличностные отношения, проводились упражнения, позволяющие сотрудникам лучше осознать мотивы своих действий в различных ситуациях, те свои сильные личностные качества, на которые могут опереться их коллеги, и те слабые стороны своей личности, которые требуют поддержки со стороны товарищей.

Пятая встреча была посвящена обмену вербальной информацией в команде (тренировке процессов памяти, внимания, качественной передачи значимой информации), что также крайне необходимо для слаженности действий сотрудников и качественного выполнения ими своих служебных задач.

На шестом занятии отрабатывались навыки эффективной невербальной коммуникации, обязательные для слаженности командной работы.

Целью седьмой встречи было коман-дообразование путем моделирования экстремальных ситуаций, в которых сотрудники могли применить все отработанные на предыдущих занятиях навыки и умения.

50

[email protected] www.or.fsin.su

На восьмой (завершающей) встрече закреплялись приобретенные знания, умения и навыки, подводились общие итоги тренинговой работы и в процессе обратной связи давалась предварительная оценка эффективности тренинговой программы.

Для изучения эффективности проведенной тренинговой работы нами была составлена социально-психологическая анкета для сотрудников, результаты обработки которой позволили констатировать наличие положительной динамики состояния психологической атмосферы в

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2019

подразделении. Сравнение средних значений оценки факторов социально-психологического климата в коллективе сотрудников отдела специального назначения ГУФСИН России по Ростовской области при помощи ¿-критерия Стьюдента для зависимых выборок позволило выявить 12 статистически достоверных различий: шесть - на высоком уровне статистической значимости (р < 0,01**), по три -на среднем уровне статистической значимости (р < 0,05*) и на уровне тенденции к статистической значимости.

51

Статистически значимые изменения факторов социально-психологического климата, произошедшие в коллективе сотрудников ОСН ГУФСИН России по Ростовской области

Шкала Среднее значение Г-критерий Стьюдента Уровень статистической значимости изменений

До проведения работы После проведения работы

Отношения с непосредственным начальником удовлетворяют 2,67 2,77 -2,560* 0,013*

С некоторыми сотрудниками возникают конфликты 1,12 1,01 2,560* 0,013*

Сплоченность коллектива 2,59 2,93 -2,054* 0,045*

Действия сотрудников слаженные 2,30 2,40 -3,231** 0,002**

Взаимоотношения с сотрудниками удовлетворяют 2,81 2,95 -3,016** 0,004**

С руководством возникают конфликты 1,12 1,05 2,317* 0,024**

У отдельных сотрудников коллектива низкий уровень ответственности 1,55 1,40 3,231** 0,002**

Работа нравится 2,81 2,93 -2,764** 0,007**

Конфликты практически не возникают (только иногда) 1,32 1,17 3,231** 0,002**

Работа интересная и разнообразная 2,74 2,76 -1,000 0,321 (tend)

Стиль руководства коллективом неудовлетворителен 1,23 1,20 1,430 0,159 (tend)

Мнения сотрудников отдела руководством не учитываются 1,36 1,33 0,444 0,659 (tend)

* p < 0,05; ** p < 0,01.

Результаты проведенной работы позволили отметить положительную динамику как в развитии взаимоотношений между сотрудниками подразделения, так и в их отношении к непосредственному руководству отдела, что проявляется в повышении привлекательности для сотрудников специфики их работы, повышении лояльности к стилю руководства коллективом и в уменьшении количества конфликтных ситуаций в отделе.

Таким образом, мы можем констатировать, что социально-психологический тренинг можно считать весьма эффективным способом оптимизации психологической атмосферы в служебных коллективах сотрудников отделов специального назначения территориальных органов ФСИН России. ф

1. Кокурин А. В., Красов Д. А. Формирование групповой сплоченности сотрудников ОСН, управлений (отделов) по конвоированию, отделов охраны ИУ и СИЗО : методические рекомендации. НИИ ФСИН России, 2009. 36 с.

2. Солодянников С. К. Особенности конструирования отношений в группе сотрудников отдела специального назначения // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 7. С. 235-243.

3. Черников Д. Н., Мельник К. А., Орлен-ко С. В. Особенности выработки устойчивых психологических качеств у сотрудников специальных подразделений МВД России, свя-

занных с риском для жизни при выполнении служебно-боевых задач // Инновационная наука. 2016. № 2-4. С. 151-154.

4. Коржова О. В., Кренева Ю. А. Социально-психологический тренинг как метод оптимизации социально-психологического климата в коллективе сотрудников специальных подразделений силовых структур // Инженерный вестник Дона. 2015. № 4.

5. Семенова Н. Ю. Направления работы психолога с сотрудниками ОСН в зависимости от их индивидуальных особенностей // Психологическое обеспечение деятельности сотрудников отделов специального назначения : сборник методических рекомендаций и статей пенитенциарных психологов. Раздел 2. Психологический отбор сотрудников в ОСН УИС Минюста России. М. : ГУИН Минюста России ; НИИ УИС Минюста России, 2004. С. 38-42.

6. Кренева Ю. А. Специфика психологического сопровождения сотрудников пенитенциарной системы, несущих службу с огнестрельным оружием // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы : сборник научных трудов Международной конференции, посвященной празднованию 15-летия Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя (30-31 мая 2017 г.). М. : Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя. 2017. С. 301-305.

7. Рудестам К. Групповая психотерапия. 2-е международное изд. СПб. : Питер, 2006. 384 с.

8. Трипуть Я. Ю. Развитие профессиональной мотивации сотрудников силовых структур посредством социально-психологического тренинга // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2016. № 6. С. 108-11

52

[email protected] www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.