Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СМЕНЫ 2022»'

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СМЕНЫ 2022» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СМЕНЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федулова К. А., Логинова И. А., Котов А. Е.

Рассматриваются вопросы организации и осуществления профориентационной работы с учащимися средних общеобразовательных школ и образовательных организаций системы среднего профессионального образования в условиях цифровизации образования. Проанализирован инновационный подход проведения профориентационных мероприятий через погружение участников федерального проекта «Университетские смены 2022» в образовательный процесс Российского государственного профессионально-педагогического университета. Рассмотрены особенности данного подхода и представлено проектирование содержания интерактивных мероприятий в качестве эффективного средства организации профориентационной работы. Обозначено, что использование интерактивных методов проведения профориентационных мероприятий позволяет наглядно продемонстрировать содержание будущей профессиональной деятельности, ознакомить с особенностями вузовской системы подготовки, а также помочь самоопределению абитуриентов. Определено, что представленная инновационная практика проведения профориентационной работы может быть использована и другими образовательными организациями и центрами подготовки для продвижения своих образовательных программ, повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности и осознанному выбору профессионального пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF CAREER GUIDANCE WORK IN THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL PROJECT "UNIVERSITY SHIFTS 2022"

The article deals with the issues of organization and implementation of vocational guidance work with students of secondary schools and educational institutions of secondary vocational education system in the conditions of digitalization of education. The authors have analyzed an innovative approach to conducting career guidance activities through immersion of participants of the federal project "University shifts 2022" in the educational process of Russian State Vocational Pedagogical University. The article considers the features of this approach and presents designing the content of interactive events as an effective method of organizing career guidance work. The article states that the use of interactive methods of conducting career guidance events makes it possible to clearly demonstrate the content of future professional activity, introduce the features of the university training system and contribute to self-determination of applicants. The article identifies that the presented innovative practice of conducting career guidance work can also be used by other educational institutions and training centers to promote their educational programs, increase motivation to educational and cognitive activity and conscious choice of a professional path.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СМЕНЫ 2022»»

Научная статья

УДК 378.014.242.047/. 048

DOI: 10.17853/2686-8970-2022-4-51-61

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОИ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СМЕНЫ 2022»

Ксения Анатольевна Федулова

кандидат педагогических наук, доцент

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

Екатеринбург, Россия

fedulova@live.ru, https://orcid.org/0000-0002-4659-3169

Ирина Анатольевна Логинова

магистрант

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

Екатеринбург, Россия

loginova.i.a@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7472-8211

Александр Евгеньевич Котов

магистрант

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

Екатеринбург, Россия

kotov.a.e@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5141-0494

Аннотация. Рассматриваются вопросы организации и осуществления профориентационной работы с учащимися средних общеобразовательных школ и образовательных организаций системы среднего профессионального образования в условиях цифровизации образования. Проанализирован инновационный подход проведения профориентационных мероприятий через погружение участников федерального проекта «Университетские смены 2022» в образовательный процесс Российского государственного профессионально-педагогического университета. Рассмотрены особенности данного подхода и представлено

© Федулова К. А., Логинова И. А., Котов А. Е., 2022 INSIGHT. 2022. № 4 (12)

51

проектирование содержания интерактивных мероприятий в качестве эффективного средства организации профориентационной работы. Обозначено, что использование интерактивных методов проведения профориентационных мероприятий позволяет наглядно продемонстрировать содержание будущей профессиональной деятельности, ознакомить с особенностями вузовской системы подготовки, а также помочь самоопределению абитуриентов. Определено, что представленная инновационная практика проведения профориентацион-ной работы может быть использована и другими образовательными организациями и центрами подготовки для продвижения своих образовательных программ, повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности и осознанному выбору профессионального пути.

Ключевые слова: профориентационная работа, цифровизация образования, университетские смены, профессиональное самоопределение

Для цитирования: Федулова К. А., Логинова И. А., Котов А. Е. Опыт проведения профориентационной работы в процессе реализации федерального проекта «Университетские смены 2022» // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 4 (12). С. 51-61. https:// doi.org/10.17853/2686-8970-2022-4-51-61.

Original article

EXPERIENCE OF CAREER GUIDANCE WORK IN THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL PROJECT "UNIVERSITY SHIFTS 2022"

Ksenia A. Fedulova

Candidate of Sciences in Pedagogy, Associate Professor

Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

fedulova@live.ru,

https://orcid.org/0000-0002-4659-3169 Irina A. Loginova

Master's Student

Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

loginova.i.a@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7472-8211

Alexander E. Kotov

Master's Student

Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

kotov.a.e@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5141-0494

52

ИНСАЙТ. 2022. № 4 (12)

Abstract. The article deals with the issues of organization and implementation of vocational guidance work with students of secondary schools and educational institutions of secondary vocational education system in the conditions of digitalization of education. The authors have analyzed an innovative approach to conducting career guidance activities through immersion of participants of the federal project "University shifts 2022" in the educational process of Russian State Vocational Pedagogical University. The article considers the features of this approach and presents designing the content of interactive events as an effective method of organizing career guidance work. The article states that the use of interactive methods of conducting career guidance events makes it possible to clearly demonstrate the content of future professional activity, introduce the features of the university training system and contribute to self-determination of applicants. The article identifies that the presented innovative practice of conducting career guidance work can also be used by other educational institutions and training centers to promote their educational programs, increase motivation to educational and cognitive activity and conscious choice of a professional path.

Keywords: career guidance, digitalization of education, university shifts, professional self-determination

For citation: Fedulova K. A., Loginova I. A., Kotov A. E. Experience of career guidance work in the implementation of the federal project "University shifts 2022" // INSIGHT. 2022. № 4 (12). P. 51-61. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-4-51-61.

Введение и постановка проблемы. Осознанный выбор профессиональной траектории развития является одной из важнейших задач современного профессионального образования, поскольку от него зависят пополнение кадрового потенциала мотивированными специалистами, снижение текучки кадров и повышение трудовых показателей экономики государства. Необдуманное профессиональное самоопределение на этапе поступления в высшее учебное заведение зачастую становится причиной низкой успеваемости, оказывает негативное влияние на уровень учебно-познавательной активности, затрудняет дальнейшее трудоустройство по выбранной профессии, а также приводит к высоким затратам на образование неопределившихся с выбором профессиональной сферы студентов, что наносит ущерб как деятельности высших учебных заведений, так и бюджету государства [1].

Введение особого вида организационной работы - профориен-тационной деятельности должно было решить обозначенные проблемы. Однако имеющиеся подходы к проведению профориентационной работы все чаще не удовлетворяют потенциальных абитуриентов вузов и нуждаются в качественной переоценке и адаптации к новым условиям [2]. Профориентация должна реализовываться в непрерывном

INSIGHT. 2022. № 4 (12)

53

формате, особенно в системе «школа - вуз». Своевременная ориентация учащихся средних общеобразовательных школ и образовательных организаций системы среднего профессионального образования (СПО) на наиболее подходящие для них направления подготовки, лежащие в области их интересов, позволит обеспечить необходимые условия для повышения эффективности их дальнейшего обучения в вузе [3].

Традиционные средства проведения профессиональной ориентации (такие, как анкетирование, дни открытых дверей, рекламные объявления вуза, встречи с представителями университетов и выпускников) все также остаются актуальными, но не вовлекают самих абитуриентов в деятельность вуза. Следует также отметить, что современные школьники и выпускники колледжей буквально перенасыщены текстовой и устной информацией об осуществляемых университетами профессиональных программах, но при этом имеют довольно-таки смутное представление о своей будущей профессии [4]. Многие из них ориентируются на результаты единых государственных экзаменов, отдавая свое предпочтение наиболее перспективным учебным заведениям или вузам с наиболее подходящими проходными баллами [5, 6]. Завышенные ожидания при выборе основной профессиональной образовательной программы, подкрепленные достаточно размытой информацией о самом выбранном учебном заведении, вызывают у студентов разочарование, что влечет за собой отрицательную успеваемость при обучении в вузе и выбор работы не по профилю подготовки [7].

Тем не менее важно отметить, что на сегодняшний день все больше исследователей (например, И. А. Русанова, О. В. Недопекин) обращают внимание на поиск новых и совершенных методов проведения профориентационной работы [8]. Так, И. В. Радецкая с соавторами в своей работе предлагают использовать образовательные веб-квесты для вовлечения учащихся в исследовательскую и будущую профессиональную деятельность, представляя данную технологию как инновационную форму профессионального самоопределения молодежи [9]. Применение инновационных методов организации профориентаци-онной работы для учащихся образовательных организаций с каждым годом становится все более значительной частью их подготовки и гарантом их дальнейшего профессионального самоопределения [10, 11].

54

ИНСАЙТ. 2022. № 4 (12)

Методы исследования. В представленном в данной статье исследовании, на основе изучения и анализа научной и учебно-методической литературы, трудов зарубежных и отечественных авторов в области организации и проведения профориентационной работы представлены теоретические выводы о правилах и методах подготовки и осуществления интерактивных профориентационных мероприятий.

Концептуальной основой, обусловливающей проектирование содержания интерактивных обучающих модулей, были выбраны приведенные ниже методологические подходы, необходимые для определения содержательных, технологических и процессуальных аспектов процесса обучения в рамках модулей, а также позволяющие оценить его результаты и качество осуществления:

• системный подход, необходимый для комплексного осмысления и представления содержания интерактивных обучающих модулей;

• проектный подход, определяющий практику построения и проведения мероприятий, представляющий их результаты;

• акмеологический подход, предусматривающий непрерывное саморазвитие и самосовершенствование личности через комплекс стимулов и мотивов к учебно-познавательной деятельности для достижения вершин профессионального мастерства.

Результаты. По нашему мнению, наиболее значимым при организации профориентационных мероприятий является детальное изучение особенностей будущей профессиональной деятельности, что возможно реализовать посредством использования современных мультимедийных технологий [12] или в процессе интерактивного взаимодействия на реальной площадке вуза [13]. Так, в рамках реализации федерального проекта Министерства науки и образования РФ и Министерства просвещения РФ «Университетские смены 2022» в Р1ППУ были приглашены учащиеся средних общеобразовательных школ ДНР и ЛНР [14, 15]. Программой мероприятий было предусмотрено ознакомление участников с Уральским регионом, его культурным своеобразием, а также погружение в учебную среду вуза через интерактивные обучающие модули институтов РГППУ. В процессе прохождения мастер-классов Института инженерно-педагогического образования, как показано в схеме (рисунок), учащимся было предложено представить

МЭЮНГ. 2022. № 4 (12)

55

себя в роли специалиста в различных областях науки и техники (1пШе-разработчиком, ЭБ-моделлером, графическим дизайнером, инженером-энергетиком, инженером-электриком и, конечно, педагогом).

Схема проведения интерактивных обучающих модулей Института инженерно-педагогического образования в рамках проекта «Университетские смены 2022»

Как показано на схеме, в интерактивный обучающий модуль «Ме-диадизайн» входили такие направления медиаиндустрии, как изучение растровой и векторной графики, создание анимации, разработка фрагмента компьютерной игры и ЭБ-моделирование. Для реализации данного модуля было решено использовать проектный подход, поскольку специфика работы медиадизайнера связана с реализацией единого проекта, а в связи с тем, что формат данной работы может быть и групповым, и индивидуальным, задания также были представлены в командном формате и в персональном для каждого участника.

Выполняя первое задание, участники работали индивидуально и изучали основы и особенности использования бесплатного растрового графического редактора Кгка, обрабатывая и накладывая эффекты на сделанные ими ранее фотографии, а также пробовали свои силы

56

ИНСАЙТ. 2022. № 4 (12)

в работе с графическими планшетами, дорисовывая некоторые элементы фотографий самостоятельно.

Во второй день занятий перед участниками Университетских смен была поставлена задача создать игру жанра «визуальная новелла», особенность которой в том, что в содержании игры преобладают диалоги и текстовая история, а также изображения. В связи с тем, что изучение игровых движков является достаточно сложным и требует большого количества времени, а реализовать компьютерную игру хотелось в короткие сроки, для разработки была выбрана программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint.

Работа с данным проектом была реализована в командном формате по 4-5 человек и разбита на два этапа: сначала участники разрабатывали общий сценарий, диалоги, персонажей и локации компьютерной игры в программе «КИТ.Сценарист», а также подбирали визуальный контент для будущей игры. Далее при методической поддержке преподавателя участники учились создавать анимацию, кнопки, переходы и эффекты. А после в соответствии со спроектированным ранее сценарием и представленными материалами создали визуальную новеллу, приближенную к полноценному профессиональному проекту.

Следующий день был посвящен изучению редактора Pencil2D Animation, в котором участники индивидуально отрисовали графику и создали ее анимацию, выбрав самостоятельно идею будущего проекта или вдохновившись приведенными преподавателем примерами.

Итоговым и наиболее сложным проектом стала реализация SD-сце-ны города: дорог, домов, деревьев, фонарей, установки и настройки света, задание текстур и материалов. Проект выполнялся индивидуально и требовал высокой концентрации участников. Следует отметить, что в рамках изучения интерактивного модуля «Медиадизайн» каждый участник познакомился с разными направлениями медиаиндуст-рии, а также освоил основы командной работы, что особенно важно для современного специалиста сферы медиаиндустрии.

Программой мероприятий федерального проекта «Университетские смены» были определены и другие интерактивные обучающие модули, изучение которых проходило параллельно. Одним из таких модулей была «Альтернативная энергетика». Особенность данного модуля заключалось в том, что занятия проводились на базе техно-

INSIGHT. 2022. № 4 (12)

57

парка универсальных педагогических компетенций РГППУ. Основными идеями модуля являлись показ участникам современного технического оснащения РГППУ, ознакомление с особенностями проведения практических занятий по направлениям, связанным с электро-и теплоэнергетикой, а также рассмотрение основных видов современных возобновляемых источников энергии.

На занятиях учащихся ознакомили с историей создания и особенностями применения различных видов альтернативной энергии, доклады сопровождались реальными примерами и обучающими видеоматериалами для более качественного усвоения нового знания. На примере проводимых опытов участники смогли произвести измерения температуры, напряжения и других показателей и узнать, как можно использовать на практике альтернативные источники энергии, а также какие из них наиболее эффективны в определенных условиях. В рамках данного модуля учащиеся были не просто слушателями актуальной и интересной информации, но и активными участниками командной работы по сборке лабораторных установок и настоящих лабораторных экспериментов, позволяющих опытным путем рассмотреть преимущества и недостатки альтернативных видов энергии.

Поскольку представленные опыты, о которых сказано выше, были связаны со сложным и опасным оборудованием и областью электро-и теплоэнергетики, в начале занятий для участников был проведен инструктаж по правилам техники безопасности при работе с технически сложным оборудованием. Кроме того, в конце работы ребята поучаствовали в коллективной дискуссии, целью которой было закрепление полученных знаний и умений.

Отметим, что в подготовке и проведении мероприятий проекта участвовали не только представители профессорско-преподавательского состава университета, но и обучающиеся по представленным основным профессиональным образовательным программам. Данная инициатива позволила участникам Университетских смен лично пообщаться со студентами РГППУ, более подробно в неофициальной обстановке узнать об особенностях образовательного учреждения, профессии, базах практик и в целом об атмосфере высшей школы. И это позволяет сделать вывод о том, что такое неформальное общение является очень важным фактором при выборе не только образовательного учреждения, но и будущей профессиональной деятельности.

58

ИНСАЙТ. 2022. № 4 (12)

Заключение. Важно отметить, что целью исследования, представленного в данной статье, была попытка детального рассмотрения особенностей проектирования содержания профориентационных мероприятий в интерактивном формате. Качественное подтверждение эффективности такого подхода основывается на интерактивном характере взаимодействия участников, для его количественного подтверждения необходимо проведение дополнительных исследований, которые не входили в поле приведенного исследования и должны основываться на методах педагогической квалиметрии.

Таким образом, организация профориентационных мероприятий в формате подобных концентрированных интерактивных обучающих модулей возможна не только в рамках Университетских смен, но и других мероприятий, проводимых университетом для будущих абитуриентов. Содержание инновационной техники организации проф-ориентационной работы, рассмотренной в статье, может поспособствовать активизации учебно-познавательной деятельности учащихся средних общеобразовательных учреждений и образовательных организаций системы СПО и позволит абитуриенту ненадолго погрузиться в образовательный процесс вуза по выбранному направлению подготовки и получить некоторый практический опыт работы со специализированным сложным техническим оборудованием, современными прикладными программными решениями, а также опыт коммуникации с педагогами и студентами вуза.

Список источников

1. Олиндер М. В. Профориентационная работа со старшеклассником: проблемы и перспективы довузовской подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 218-221.

2. Thenmozhi C. Vocational guidance and its strategies // Shanlax International Journal of Education. 2018. Vol. 7, iss. 1. P. 20-23. https:// doi.org/10.5281/zenodo.2545060.

3. Considerations for career intervention services in global youth workforce development: consensus across policy, research, and practice / S. Nassar [et al.] // Empirical Research in Vocational Education and Training. 2019. Vol. 11, № 1. Art. 5. https://doi.org/10.1186/s40461-019-0080-4.

INSIGHT. 2022. № 4 (12)

59

4. Патрахина Т. Н., Вялкова К. С. Профориентационная работа в вузе: проектный подход // Концепт. 2018. № 4. С. 271-281. https://doi.org/ 10.24422/МС1Т0.2018.4.12373.

5. Коротков С. Л. Метапредметный подход к процессу обучения // Современный ученый. 2019. № 5. С. 18-22. URL: https://su-journal.ru/ wp-content/uploads/2019/10/su_5.pdf? ysclid=lb6akw2ewi753249625.

6. Модернизация образовательного процесса в условиях цифро-визации экономики / И. А. Русанова [и др.] // Инженерные технологии: традиции, инновации, векторы развития: сборник материалов 6-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Абакан, 1113 нояб. 2020 г. / Хакас. гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова. Абакан, 2020. С. 121-122. URL: https://repository.kpfu.ru/? p_id=240176.

7. Валеева Р. Р., Давыдов А. Е. Игровые формы профориентаци-онной работы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2018. № 4 (52). С. 126-133. URL: http://www.unn.ru/pages/e-lbrary/vesnik_soc/18115942_2018_4(52)_unicode/ 15.pdf?ysclid=lb6atdm1xj60332108.

8. Русанова И. А., Недопекин О. В. Квест как современная форма обучения физике и профориентационной работы // Самарский научный вестник. 2021. Т. 10, № 4. С. 285-288. https://doi.org/10.17816/ snv2021104308.

9. Радецкая И. В., Бусоедова Т. А., Бусоедов А. А. Образовательный квест как инновационная форма профессионального самоопределения молодежи // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-7. С. 116-130.

10. Robertson P. J. Positive psychology: A movement to reintegrate career counselling within counselling psychology // Counselling Psychology Review. 2015. Vol. 30, iss. 3. P. 26-35.

11. Зайцева С. А., Киселев В. С. Организация профориентацион-ной работы вуза со школьниками // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=28790.

12. Логинова И. А., Федулова К. А. Особенности организации профориентационной работы с интеграцией современных цифровых технологий // Инновации в профессиональном и профессионально-пе-

60

ИНСАЙТ. 2022. № 4 (12)

дагогическом образовании: материалы 26-й Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 20-21 апр. 2021 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2021. Т. 2. С. 307-309. URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/ 123456789/38487.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Титова С. В. Нестандартная технология профориентационной работы вуза // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 2-2 (65). С. 53-56. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2022-2-2-53-56.

14. Для детей из ДНР и ЛНР открываются «Университетские профильные образовательные смены» // Минпросвещения России: официальный интернет-ресурс. URL: https://edu.gov.ru/press/5286/dlya-detey-iz-dnr-i-lnr-otkryvayutsya-universitetskie-smeny.

15. Российские вузы примут детей из Донецкой и Луганской республик на образовательные смены // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации: сайт. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ press-center/news/novosti-ministerstva/52522/?sphrase_id=4269116.

Статья поступила в редакцию 07.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 05.12.2022.

The article was submitted 07.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 05.12.2022.

INSIGHT. 2022. № 4 (12)

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.