ОПЫТ ПРОПАГАНДЫ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИИ И НАВЫКОВ В ДЕТСКОМ САНАТОРИИ
П. Д. Тамбовцев (Ленинград)
Пропаганда гигиенических знаний и навыков является органической частью всей работы с детьми и входит в комплекс медико-педагогической деятельности санатория наравне с питанием, хорошим уходом, разносторонней терапией и учебно-воспитательной работой. Она не только значительно повышает качество лечебно-оздоровительной « иной работы санатория, но и обеспечивает развитие у детей здоровых гигиенических привычек. С ее помощью у них воспитывается сознательное отношение к своему здоровью, гигиеническому образу жизни и проводимым в санатории мероприятиям, направленным на всестороннее и максимально стойкое оздоровление.
Как показал многолетний опыт нашей работы в детском санатории, ■основную и весьма характерную особенность этой пропаганды составляет не столько санитарно-просветительная работа с ее общепринятыми формами (беседы, выставки, кинофильмы и др.), сколько сам санаторий с его гигиенически организованной материальной средой, режимом дня, лечебно-педагогическими мероприятиями и соответственно подготовленным персоналом. Особенно персонал, а не материальная среда, играет ведущую роль, являясь организатором и воспитателем гигиенических навыков у детей.
Создавая наиболее здоровую среду и обеспечивая выполнение детьми навыков по самообслуживанию и личной гигиене (умывание и обтирание по пояс; чистка зубов и полоскание рта после каждого приема пищи; мыт^е рук по мере загрязнения, перед едой и после посещения уборной; утренняя гимнастика; опрятность в одежде, белье и обуви).
Большим и действенным разделом этой пропаганды в детском санатории, по нашим наблюдениям, является режим дня. Повседневное выполнение его вырабатывает у детей привычку к ежедневным физическим упражнениям и в первую очередь к утренней гимнастике; длительному пребыванию на окрытом воздухе, работе в помещении при открытой форточке, ежедневной чистке зубов, поддержанию в чистоте тела и особенно рук, порядку и чистоте в среде окружающей их. В процессе выполнения режима дня дети учатся правильно дышать, сохранять нормальную осанку, причесывать волосы или заплетать косы, пользоваться носовым платком, быть опрятным в одежде, бороться за чистоту воздуха в помещениях, не брать трязными руками книг и настольных игр, не грызть заусениц и ногтей на пальцах рук.
Ощущая на себе благотворное влияние санаторного режима со реем его многообразным комплексом лечебно-оздоровительных, образовательных и воспитательных мероприятий, дети быстро признают авторитет персонала, значение окружающей их гигиенической обстановки, а также лечебно-воспитательных мероприятий и начинают подчиняться им сознательно, с увлечением соревнуясь между собой за лучшее выполнение всех гигиенических и других требований, исходящих от персонала и дежурных из числа самих детей.
Этому весьма эффективно помогают в санатории ежедневно повторяемые советы и наставления персонала (от врача до санитарки-ня-ьи) в связи с выполнением детьми тех или иных разделов режима дня, сопровождаемых, как правило, показом и практическим обучением. Данные о ежедневно проводимых санитарных осмотрах детей заносятся в специальную тетрадь, и вывешиваются на видном месте в форме «Табеля выполнения детьми правил личной гигиены». В условиях санатория табель выражает общественное мнение коллектива детей и персонала, с которым дети очень считаются. В нем указываются и случаи нарушения гигиенических правил.
За смену продолжительностью в 60 дней, динамика роста гигиенических навыков (в процентах) выглядит следующим образом (табл.1).
Таблица 1
Грязные Неделя
1-я 8- я
девочки мальчики девочки мальчики
Лицо ....... 3,5 7,2 _ _
Уши........ 14,3 26,4 — —
Шея........ 17,2 31,1 — 0,5
Подбородок ..... 11,5 27,8 — —
Руки........ 2.2 4,8 — —
Одежда....... 4,1 11,3 — 1
Платье....... 6,2 14,1 0 3 1,4
Обувь....... 7,2 13,4 0,2 1,9
Чтобы облегчить детям быстрое и безболезненное освоение программы гигиенических навыков (в рамках режима дня и правил внутреннего распорядка санатория), в первые 5—7 дней пребывания в нем мы уделяем исключительное внимание введению детей в новые гигиенические условия быта санатория и установлению привычных взаимоотношений их с санаторной средой. С этой целью проводятся уроки здоровья, на которых мы показываем детям, как должны выполняться те или иные гигиенические мероприятия, и поясняем, почему так, а не иначе. Темами уроков здоровья чаще всего являются: умывание и обтирание по пояс, чистка зубов и полоскание рта после приема пищи, уборка постелей и проветривание спальни, чистка обуви и одежды, пользование уборной (у малышей), одевание и раздевание, приготовление к ночному и дневному сну. Методика проведения таких уроков очень проста. После утреннего подъема и гимнастики дети становятся в круг, летом возле павильона, зимой в игровой. Медицинская сестра или воспитательница, стоя в средине круга и имея под руками таз, кувшин с водой, зубной порошек и зубную щетку, мыло, показывает (и меньше всего рассказывает), как набирать на зубную щетку порошок, как чистить зубы, как полоскать рот; как умываться с мылом, не забывая вымыть шею, за ушами, подбородок. После этого дети идут чистить зубы и умываться, т. е. повторять урок под наблюдением дежурного персонала. Неудачные попытки детей тут же исправляются спокойно, без окрика, без насмешек, без раздражения, так как спокойная, ласковая и слегка шутливая речь при прекрасном порядке во всей обстановке дисциплинирует детей лучше всяких строгостей.
Порядок одевания и раздевания (после сна и перед сном), уборка постелей при открытой форточке и пр. заранее продумываются и показываются детям при соответствующем пояснении, отчего у них вырабатывается навык определенной последовательности в одевании и раздевании, в уборке постели, чистке одежды и обуви. При приеме пищи мы требуем, чтобы дети садились за стол с чистыми руками, твердо знали свое место, умели вести себя за столом: ели аккуратно, не торопясь, не разговаривали, не разбрасывали кусков по столу и не обливали скатерти супом и соусом. Подобным введением в быт детей и режим санатория мы достигаем постепенного ясного понимания всех наших требований, всего комплекса гигиенических навыков.
Суммируя результаты работы по пропаганде гигиенических знаний и навыков среди детей дошкольного и школьного возраста за смену, мы почти всегда получаем уменьшение числа случаев (в процентах) нарушения гигиенических навыков (табл. 2).
Таблица 2
Гигиенические навыки Дошкольники (старшая группа) Школьники
поступление выписка поступление выписка
Умываться, не забывая вымыть
шею, за ушами, подбородок . . . 21,1 5,3 16,3 1,2
Обтираться по пояс пои умыва-
нии (дошкольники с помощью стар-
ших) ............. 32,7 3,3 21,5 2,4
Проводить утреннюю гимнастику 24,2 0 17,8 0
Мыть руки перед едой...... 19,6 2,4 8,9 0,5
Мыть руки после посещения
уборной ............. 24,6 1,7 12,1 1,8
Ежедневно чистить зубы..... 13,2 0 9,7 0
Убирать свою постель...... 36,9 4,4 9,3 0
Чистить обувь и одежду .... 42,6 3,8 9,7 1,4
Ежедневно расчесывать косы . . . 31,2 7,4 14 3 0
Пользоваться носовым платком . . 16,8 2,5 11,9 1,3
Бросать бумажки и мусор в урны 40,4 7,4 31.1 8,6
Пользоваться бумагой при посе-
щении уборной......• . . П.2 0 9,8 0
Пользоваться столовыми и чай-
ными приборами ......... 18,1 3,2 6,1 0
Особенно большую пользу оказывает пребывание в санатории тем детям, которые по тем или иным причинам в быту не приобрели (до санатория) многих гигиенических навыков. Это благотворное, заметное влияние санатория на расширение и закрепление гигиенических навыков и знаний у детей отмечают (судя по ответам на наши запросы) родители, педагоги школ и воспитатели детских садов. Они единодушно отмечают, что любовь к порядку, чистоте и опрятности долгое время обнаруживается в характере и поведении детей, оказывая благотворное влияние на родительский дом, товарищей по детскому саду, по школе. Нередко родители подчеркивают в ответах на наши запросы, что в санатории дети приобретают способность настойчиво добиваться опрятности и уюта дома, в быту, проводят уборку в комнатах только при открытых форточках. Они требуют от родителей, чтобы их кормили в строго определенные часы, «как в санатории». Они следят за чистотой не только своей одежды и обуви, но и родителей. Они «советуют» родителям чистить зубы и обтираться по пояс, а по утрам «обязательно» заниматься зарядкой. Еще больше достается младшим братишкам и сестренкам, — их они обучают всему, чему научились сами, и с нсменьшей настойчивостью, чем их воспитатели в санатории.
Таков итог целеустремленной работы всего коллектива работников санатория по пропаганде гигиенических знаний и навыков у детей за время их пребывания в санатории. Мы делимся этим скромным опытом еще и потому, что вопросы гигиенической пропаганды до сих пор не привлекли должного внимания работников детских санаториев и почти не отражены в нашей медицинской печати.
Выводы
1. Детский санаторий предоставляет широкую возможность для гигиенической пропаганды гигиенических знаний и навыков не только словом, но и примером.
2. В пропаганде гигиенических навыков и знаний в детском санатории на первом плане должно быть поставлено наглядное ознакомление с режимом, личной гигиеной, гигиеной обстановки, спальни, столовой, уборной и т. п.
3. Режим дня является основой, на которой проводится в санатории воспитание всего комплекса гигиенических знаний и навыков детей. Поэтому необходимо, чтобы санаторий, режим, питание были наглядным образцом гигиены и санитарии.
4. Задача пропаганды — настолько укрепить гигиенические навыки в сознании и воле детей, чтобы по выходе из санатория они являлись проводниками гигиенической культуры в семье, в детском саду, в школе и пионерском отряде.
5. Во всей работе по привитию детям гигиенических навыков велика роль всего коллектива работников санатория: личным примером, умелой агитацией и разъяснительной работой они участвуют в выработке у детей гигиенических навыков.
Поступила 23/1V 1959 г.
НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ-ВЫПУСКНИКОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Л. Н. Архангельская, К. 3. Левтова, А. С. Чечулин Из I Московского ордена Ленина медицинского института имени И. М. Сеченова
На страницах журнала «Гигиена и санитария» в последнее время часто поднимается вопрос о необходимости укрепления санитарной ■организации. Последнее может быть успешно решено только при наличии достаточного количества квалифицированных специалистов, работающих в этой области. В ряде выступлений в журнале говорится о большой текучести санитарных кадров.
В целях широкого развития профилактического направления в медицине важно знать, как используются молодые специалисты после окончания санитарно-гигиенических факультетов медицинских вузов. Это представляет интерес еще и потому, что до настоящего времена •существует совершенно не обоснованное мнение, что выпускники санитарно-гигиенических факультетов в своей массе тяготеют к лечебным •специальностям и в конце концов в очень большом числе переходят на лечебную работу. Для того чтобы судить о том, как используются санитарные врачи после окончания института, нами были собраны сведения об одном из выпусков старейшего в стране I Московского ордена Ленина медицинского института имени И. М. Сеченова. Со времени этого выпуска прошло 10 лет. Можно с уверенностью утверждать, что прошедшие 10 лет трудовой деятельности (1949—1959) дают возможность врачам серьезно подойти к выбору специальности, а собранные о них сведения позволяют сделать некоторые выводы.
Для сбора интересующего нас материала была проведена работа по розыску выпускников 1949 г. и в результате были получены сведение •о 161 враче из 270 окончивших санитарно-гигиенический факультет. Территориальное размещенное врачей показало, что в течение 10 лет около 50% из них перешли с места своего первоначального назначение на другую работу и из других республик вернулись обратно в РСФСР (см. таблицу).
А8