/ Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Философия. Филология». 2018. № 1 (23)
ЛОГИКА СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИИ
УДК 008; 304; 308; 316.7; 613
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ШКОЛЬНИКА: ПРИМЕР ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ В КУЛЬТУРНЫЕ
© А. Е. Сериков
Сериков Андрей Евгеньевич
кандидат философских наук, доцент
заведующий кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Самарская
гуманитарная академия e-mail: aeserikov@mail.ru
Существует теоретический вопрос о том, могут ли наложенные извне социальные нормы трансформироваться в глубинные культурно приобретаемые нормы и ценности. В качестве примера такой трансформации в статье обсужлается эволюция норм личной гигиены, происхолившая в российском обществе второй половины XX века.
Ключевые слова: поведение человека, культура, общество, нормы, дисциплина, школа, армия, личная гигиена.
Мы с Тамарой Ходим парой, Санитары Мы с Тамарой.
Агния Барто
Многие современные авторы пишут о существовании различных уровней регулирования поведения и организации совместной жизни людей. Например, Уолтер Гаррисон Рансиман (р. 1934) различает три разновидности поведения. Биологически вызванное (evoked) поведение — это инстинктивная реакция тела на определенные свойства среды; культурно приобретенное (acquired) поведение — это следствие заимствования образца поведения у другого человека; социально наложенное (imposed) поведение — это исполнение предписанной социальной роли под влиянием стимулов и санкций. Компаративист, исследующий войну, «одновременно изучает вызванное поведение молодых взрослых
мужчин, генетически предрасположенных инициировать насилие или отвечать на него, если они возбуждены или спровоцированы, приобретенное поведение представителей культур, в которых положительно оценивается насилие от имени своей группы, а воины-победители вызывают восхищение, и наложенное поведение рекрутов, исполняющих военные роли в обществах, в которых их формально наказывают за неподчинение или дезертирство, независимо от того, какие мемы, приобретенные путем подражания или обучения, находятся в их голове»1.
Гирт Хофстеде (р. 1928) различает глубинные ценности, составляющие сердцевину культуры, с одной стороны, и поверхностные практики, с другой. Глубинные ценности усваиваются в детстве, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся и изменяются очень медленно, с трудом поддаваясь внешнему регулированию. К ним относятся, в частности, представления о злом и добром, грязном и чистом, опасном и безопасном, запрещенном и разрешенном, приличном и неприличном, моральном и аморальном, уродливом и прекрасном, неестественном и естественном, ненормальном и нормальном, парадоксальном и логичном, иррациональном и рациональном. Кроме того, национальные культуры отличаются по таким параметрам, как дистанциро-ванность власти; индивидуализм-коллективизм; мужественность-женственность; избегание неопределенности; краткосрочная или долгосрочная ориентация на будущее; ориентация на удовольствия или на ограничения. Согласно Хофстеде, эти параметры весьма стабильны и изменяются крайне медленно. Поверхностные практики могут меняться довольно быстро, в том числе вследствие изменения законодательства или других социальных норм, вследствие появления новых товаров и технологий. «Если молодые турки пьют кока-колу, это не обязательно влияет на их отношение к власти. В некотором смысле молодые турки отличаются от пожилых турок точно так же, как молодые американцы отличаются от пожилых американцев <...> Такие отличия большей частью вовлекают относительно поверхностные сферы символов и героев, моды и потребления. В сфере ценностей — а именно, фундаментальных чувств в отношении жизни и других людей — молодые турки отличаются от молодых американцев настолько же сильно, насколько пожилые турки отличаются от пожилых американцев. Нет никаких доказательств, что ценности сегодняшних поколений из разных стран конвергируют»2.
В этом контексте можно сформулировать следующий вопрос: действительно ли поверхностные, навязываемые на социальном уровне нормы поведения не могут переходить в глубинный культурный уровень? И если такие трансформации культуры все же происходят, какие эмпирические свидетельства этому можно привести? Как мне кажется, в качестве такого свидетельства можно рассматривать трансформацию норм личной гигиены, происходившую на протяжении ХХ века в нашей стране. Нормы личной гигиены тесно связаны с представлениями о чистом и грязном, об опасном и безопасном. Сегодня
1 Runciman W. G. The Theory of Cultural and Social Selection - Cambridge: Cambridge University Press, 2009. P.8.
2 Hofstede G, Hofstede G. J., Minkov M. Cultures and Organizations: Software for the Mind / Third Edition. N.Y. : McGRAW-HILL, 2010. P. 19.
многие из этих норм — привычка регулярно умываться и чистить зубы, принимать душ, мыть руки с мылом — кажутся само собой разумеющимися и усваиваются в раннем детстве. С этой точки зрения они входят в глубинную сердцевину культуры. Но еще относительно недавно, в первой половине и середине XX века, эти нормы активно пропагандировались и их соблюдение контролировалось на внешнем социальном уровне. Ниже я попробую эту гипотезу обосновать.
* * *
Когда Джордж Питер Мёрдок (1897-1985) составил первый в антропологии список культурных универсалий, он включил туда и такую универсалию, как обучение чистоте (cleanliness training)3. Действительно, различение чистого и грязного — это одна из фундаментальных характеристик культуры. Но из этого отнюдь не следует, что универсальными являются представления о том, что именно считать чистотой и как ее поддерживать. Приведу несколько примеров, чтобы проиллюстрировать этот тезис.
Историки гигиены пишут, что в средневековой Европе, в отличие от стран Азии и арабского Востока, не было принято ходить в баню и вообще мыться водой. Вместо того, чтобы умываться, лицо протирали тряпичными салфетками. У католиков бани ассоциировались с исламом, а немытое тело — со святостью христианских святых. С наступлением эпох Возрождения и Просвещения ситуация радикально не изменилась. Когда в конце XV века испанцы отвоевали у мавров Андалузию, большинство бань были разрушены, а затем бани были полностью запрещены королем Филиппом II в 1576 г. Его дочь Изабелла стала национальной героиней, когда в 1601 г. поклялась не менять нижнюю рубашку, пока не закончится осада Остенде. Осада продолжалась 3 года, 3 месяца и 13 дней, и Изабелла с честью сдержала свое слово4.
Европейская знать могла плавать в реках, но погружение тела в горячую ванну считалось опасной процедурой и предпринималось только в исключительных ситуациях. Например, французский король-солнце Людовик XIV (1643-1715) принимал ванну только дважды в жизни, и оба раза — по назначению врача. Про него же известно, что незадолго до своей смерти, т. е. в начале XVIII века, он распорядился убирать человеческие экскременты из коридоров Версаля не реже одного раза в неделю. Очевидно, что до этого уборку производили намного реже. Специальных туалетов во дворцах, и тем более в более простых жилищах, не существовало5. В пожилом возрасте Жан-
3 Murdock G. P. The Common Denominator of Culture (1945) // Murdock G.P. Culture and Society: Twenty-Four Essays. University of Pittsburgh Press, 1965. P.89. URL: https://books. google. ru/books?id = MvrZVQ-rud8C&pg=PA88&lpg=PA88&dq=george+murdock+the+common+denominator+of+cultures& source=bl&ots=TDIzfrIYVy&sig=XtCa1V_mNUxgw5jqQXUveonLN54&hl=ru&sa=X &ved = 0ahUKEwiaxu_8_bjaAhWGjiwKHVABB_kQ6AEIUDAF#v =onepage&q=george%20murdock%20the%20common%20denominator%20of%20cultures&f=false
4 Ashenburg K. The Dirt on Clean. An Unsanitized History. Knopf Canada, 2007. Ch.4. A Passion for Clean Linen: 1550-1750.
5 Там же.
Жак Руссо (1712-1778) испытывал частые позывы к мочеиспусканию и в одном из писем к другу сетовал на то, как трудно отыскать во дворце пустую лестницу или двор, чтобы сходить в туалет. «Я не могу найти ни одной стены или несчастного маленького уголка, подходящего для моей цели. Если коротко, я могу помочиться только абсолютно на виду у всех и на чью-нибудь благородную ногу в белом чулке»6.
«В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой "позор". В руководстве учтивости, изданном в конце XVIII века (Manuel de civilité, 1782), формально запрещается пользоваться водой для умывания, "ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре"»7.
Европейские стандарты личной гигиены реально стали меняться только в конце XVIII — начале XIX вв., когда среди высших классов постепенно вошла в моду привычка регулярно мыться сначала холодной, а затем и горячей водой. В качестве одного из законодателей новой моды прославился английский денди Джордж Браммелл (1778-1840). «Он сделал правилом ежедневную смену белья и утренние ванны. Его чистоплотность стала предметом для бесчисленных сплетен и анекдотов, поскольку подобные обыкновения были весьма далеки от общепринятых норм того времени. Большинство его аристократических друзей очень редко прибегали к ваннам, но зато обильно пользовались духами, чтобы заглушить запах грязной кожи и пота. Браммелл первый отказался от регулярного применения духов, так как они ему просто не требовались для этой функции. Его утренний туалет включал несколько стадий. Сначала денди тщательно брился, используя серебряную чашку для бритья. Заметим, что именно он в те годы ввел в моду чисто выбритый подбородок как атрибут мужской красоты. Далее часа два уходило на омовения в тазу, причем на заключительном этапе Браммелл купался в молоке, как Клеопатра»8.
Примерно в это же время среди высших слоев европейского общества распространяется привычка чистить зубы. «В 1830-е годы среди состоятельных парижан утверждались новые правила телесной гигиены, подразумевавшие регулярные ванны (один раз в две недели), частую перемену белья (один-два раза в неделю), ежедневную чистку всех зубов для поддержания свежести дыхания (до этого было принято чистить лишь передние зубы) и отказ от сильных парфюмерных ароматов»9.
До открытий Луи Пастера (1822-1895) и Роберта Коха (1843-1910), сделанных в последней трети XIX в., большинство врачей не поддерживали
6 Цит. по: там же. Ch. 5. The Return of Water: 1750-1815.
7 Королева Я. Личная гигиена в Средневековье // Дилетант. Исторический журнал для всех. 03.10.15. URL: http://diletant.media/articles/26147439/
8 Вайнштейн О. Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. М.: Новое литературное обозрение, 2005. URL: http://school-make-up.com/wp-content/uploads/books/book-dendi-moda-literatura-stil-zhizni.pdf
9 Пироговская М. Запахи Парижа // Арзамас. URL: https://arzamas.academy/ materials/773
микробную теорию и не считали, что грязные руки могут быть причиной заболевания. Многие врачи мыли руки лишь в той мере, в какой привычка мыть руки начала распространяться среди представителей высших классов и стала модной. Первым, кто в 1847 г. предложил дезинфицировать руки врачей специальным раствором, был венский акушер Игнац Филипп Земмельвейс (1818-1865). Многие считают, что Земмельвейс вообще был первым из врачей, начавшим мыть руки перед операциями, но это не совсем так. Сам он пишет, что руки врачи мыли, однако этого было недостаточно: «...профессора, ассистенты и студенты немалое время проводили в морге за вскрытием трупов, и трупный запах, очень долго сохраняющийся на руках, свидетельствует о том, что обычное мытье рук водой и мылом еще не удаляет всех трупных частичек... Чтобы обезвредить руки полностью, я начал использовать для мытья хлорную воду. То же было вменено в обязанность каждому студенту перед обследованием родильницы»10.
Другим врачом, который в 1860-х гг. начал одним из первых настаивать на антисептической обработке рук и инструментов карболовой кислотой, был британский хирург Джозеф Листер (1827-1912). И, как известно, идеи Земмельвейса и Листера были поддержаны далеко не всеми и не сразу. Например, американскому врачу Чарлзу Делусене Мейсу (1792-1869) приписывают высказывание о том, что «доктора — джентльмены, а руки джентльменов чисты». Можно подумать, что он призывал врачей мыть руки, но это не так. На самом деле он выступал против антисептики и писал о маловероятности того, что причиной родильной горячки пациенток одного из его коллег мог стать некий яд, попавший на руки или одежду врача. «Перенес ли он его на своих руках? Но руки джентльмена чисты»11.
Можно предположить, что русские дворяне имели привычку париться и мыться в банях задолго до того, как горячие ванные и ежедневное умывание стали нормой в Западной Европе. Тем не менее, высшее русское общество в ХУШ-Х1Х вв. перенимало новые правила личной гигиены именно в качестве западной моды, вместе с модной одеждой, прическами, танцами и другими элементами аристократического стиля жизни. В кадетских корпусах и институтах благородных девиц соответствующие навыки прививались будущим офицерам и педагогам, позже становясь основой гигиенических практик в армии и школе.
«Среди важных факторов, содействовавших развитию гигиенических навыков в образованном обществе XIX в., важнейшую роль играл, прежде всего, пример коронованных особ (императриц-немок, воспитанных в протестантской культуре, которая на особую высоту ставила «чистоту тела и дома»), и , во-вторых, англоманство <...> Гигиенические правила для школьных заведений начинали вырабатываться и внедряться, прежде всего, в системе
10 Цит. по: Пахнер Ф. За жизнь матерей (Трагедия жизни И. Ф. Земмельвейса) : пер. с чеш. М. : Медгиз, 1963. С. 60. URL: http://www.rulit.me/author/pahner-frantishek/ za-zhizn-materej-tragediya-zhizni-i-f-zemmelvejsa-get-507681.html
11 Meigs Ch. D. On the Nature, Signs, and Treatment of Childbed Fevers: In a Series of Letters Addressed to the Students of His Class. Philadelphia: Blanchard and Lea, 1854. P. 104. URL: https://archive.org/details/onnaturesignstre1854meig
закрытых женских институтов Ведомства учреждений императрицы Марии. <...> Воспитанниц приучали к ежедневным тщательным умываниям в холодной воде, причем классные дамы отвечали за внешний вид институток. Таков был порядок в институтах в начале XIX в. Ничего не изменилось и сто лет спустя: классные дамы в разных концах Российской империи день за днем не уставали проверять, чисты ли руки, ногти, шеи, уши их подопечных, вырабатывая в них
привычки, сохранявшиеся на всю жизнь»12.
* * *
Итак, к началу XX в. представители высших классов регулярно мылись горячей водой, ежедневно умывались и мыли руки с мылом, а врачи понимали необходимость дополнительно дезинфицировать руки и инструменты. Но каковы в это время были гигиенические привычки рабочих и крестьян, городской бедноты?
О том, как обстояло дело в Англии — самой передовой с гигиенической точки зрения страны Европы, — можно судить по эпизоду из пьесы Бернарда Шоу (1856-1950) «Пигмалион» (1912), экранизированной в 1938 г. Когда профессор Хиггинс решается взять уличную торговку цветами Лизу к себе на воспитание, первым делом он просит экономку миссис Пирс отвести Лизу в ванную. Увидев ванную, Лиза не вполне понимает, что это такое, а затем далеко не сразу соглашается раздеться и окунуться в горячую воду, потому что для нее это непривычно. На что миссис Пирс говорит: «You know you can't be a nice girl inside if you're a dirty slut outside»13. Привожу цитату в оригинале, потому что это один из самых известных в англоязычном мире афоризмов Бернарда Шоу, но эпизод с ванной был добавлен в текст только в 1938 г., и его нет в большинстве русских переводов. В интернете можно найти немного странный перевод полной версии, опубликованный в украинском журнале «Тема». Вот как выглядит диалог между Лизой и миссис Пирс:
«Лайза. Боженьку! Что это? Здесь вы стираете белье? Странный, как по мне, здесь у вас котел.
Миссис Пирс. Это не казан. Это — ванна, в которой люди купаются, Елайзо, и в ней я викупаю вас.
Лайза. Вы хотите, чтобы я туда залезла и всю себя намочила? Нет, ни за что! Это же смерть моя! Знала одну женщину, которая делала это каждую субботу вечером, и от того умерла!
Миссис Пирс. Мистер Пггшс имеет свою, мужскую ванную внизу, и он каждое утро обливается холодной водой.
Лайза. Бр-р-р! Он из железа сделан, тот мужчина!
Миссис Пирс. Если вы имеете сидеть с ним и полковником и принимать их науку, придется и вам мыться, как они это делают. Не будете купаться - от вас будет пахнуть,
12 Пономарева В. В. Роль закрытых женских институтов Мариинского ведомства в установлении новых норм повседневной гигиены (вторая половина XIX — начало XX в.) // Вестник Московского университета. Серия XXIII Антропология № 2/2013. С. 125—126. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20159082
13 Shaw G. B. Pygmalion: A Romance in Five Acts. Act 2. URL: https:// en.wikisource.org/wiki/Pygmalion/Act_II
и им это не понравится. Но вы можете делать воду теплее или холоднее, как вам больше нравится. Здесь два крана: горячий и холодный.
Лайза (плача). Я не могу! Я боюсь! Это против природы — это убьет меня! Я в жизни не приняла ни одной ванны — настоящей ванны, как вы сказали бы.
Миссис Пирс. Ну разве вы не желаете быть чистой и приятной, как порядочная леди? Знаете, невозможно быть милой девушкой внутри, если вы грязная и неопрятная снаружи.
Лайза. Бги-бги!
Миссис Пирс. Ану перестаньте плакать — вернитесь-ка в свою комнату и посбрасывайте с себя всю одежду! Тогда закутайтесь в вот (снимает с крючка и подает ей купального халата) и идите снова сюда до меня. А я тем временем приготовлю ванну.
Лайза (вся в слезах). Я не могу! Я не хочу! Я не привычная к такому. До сих пор я еще ни разу не сбрасывала с себя всей одежды. Это несправедливо...это непорядочно!»14
О гигиенических привычках основной массы населения России накануне Первой мировой войны можно косвенно судить на основании того, что Устав внутренней службы образца 1910 г. обязывал офицеров и унтер-офицеров тщательно следить за соблюдением нижними чинами элементарных правил гигиены. Видимо, сами по себе солдаты и матросы не всегда были к этому склонны. Согласно данному уставу, во время утреннего осмотра взводный унтер-офицер выясняет, «все ли вымылись, хорошо ли починина и опрятна ли одежда и обувь; если признаетъ нужнымъ, приказываетъ расстегнуться и снять сапоги и осматриваетъ: чисты ли ноги, белье и портянки; осматривая ноги, обращаетъ внимаше, чтоб нижше чины не имели длинныхъ ногтей»15. В «Наставлении для сбережения здоровья нижних чинов» говорится, в частности, что неопрятность способствует вшивости, и поэтому следует поддерживать чистоту тела своевременным мытьем в банях или купанием в летнее время. «Нижнимъ чинамъ следуетъ внушать, чтобы после работы, сопряженной съ загрязнешем рукъ, они мыли ихъ мылом и вытирали до-суха. <...> Ежедневно при утреннемъ умыванш следуетъ мыть и уши, вытирая ихъ затемъ на-сухо полотенцем. <...> Въ бане следуетъ мыться не реже двухъ разъ в месяцъ»16.
После революции 1917 г. и Гражданской войны формирование правильных гигиенических привычек у советских людей стало одной из приоритетных целей советского государства. Построение социализма предполагало формирование нового человека — чистого, здорового, образованного. Из русского крестьянского обычая периодически париться в бане еще не вытекала
14 Шоу Б. Пигмалион / пер. Александры Макровольской // Тема. На помощь учителю зарубежной литературы. 1999. № 4. URL: http://lybs.ru/index-704.htm#2
15 Высочайше утвержденный Уставъ внутренней службы. 1910. Глава IV. Распределеше времени и повседневный порядокъ. Статья 296. URL: http:// bergenschild.ru/Reconstruction/archive/ustav_internal_service/ ustav_internal_ service_6.htm
16 Там же. Приложение 27. Наставление для сбережения здоровья нижнихъ чиновъ. URL: http://bergenschild.ru/Reconstruction/archive/ustav_internal_service/ustav_ internal_service_pril27.htm
потребность ежедневно умываться, чистить зубы и мыть руки перед едой. Поэтому нужны были дополнительные меры приучения к личной гигиене, такие как агитация, пропаганда, специальные уроки в школах. Также требовался контроль за выполнением гигиенических норм со стороны коммунистической партии, комсомола и пионерской организации, школы, армии.
В статье 145 Устава внутренней службы Рабоче-крестьянской Красной армии (1937) сказано: «Мытье рук перед принятием пищи обязательно». В статьях 312-313 говорится о том, что каждый военнослужащий обязан «строго следить за выполнением правил личной гигиены, причем первое и основное правило — это чистота тела и одежды», «не реже 1 раза в 10 дней мыться в бане и менять нательное и постельное белье»17.
В книге Трисии Старкс (р. 1969) «Советское тело» (2008)18 приводится замечательная коллекция советских плакатов, изданных Госмедиздатом и другими официальными издательствами в 1920-е годы. Вот некоторые типичные лозунги с этих плакатов, свидетельствующие о том, чему нужно было учить рабочих и крестьян: «Товарищи люди! На пол не плюйте»; «Культурная привычка, приобрети ее — ходи еженедельно в баню и меняй белье»; «Воды не бойся, ежедневно мойся»; «Будь аккуратен, забудь лень, чисть зубы каждый день»; «Будь культурен! Перед едой мой руки мылом!» На плакате «Физкультура продолжается 24 часа в сутки» изображены следующие виды деятельности рабочего в течение суток: утренняя зарядка, душ, завтрак, работа до обеда, мытье рук перед обедом, обед, работа после обеда, душ, чтение, ужин, занятия спортом, чтение, чистка зубов, сон. Хотя плакат в целом посвящен физкультуре, четверть рисунков на нем изображает гигиенические процедуры, что говорит об их несомненной важности.
а А А
Всем известное стихотворение Агнии Барто (1906-1981), строчки из которого вынесены в эпиграф, напоминает о распространенной в советской младшей школе практике, аналогичной гигиеническим осмотрам, проводимым ранее в институтах благородных девиц. Учителя проводили беседы с родителями, посвященные необходимости соблюдения школьниками правил личной гигиены, а дежурные школьницы-санитарки проверяли выполнение этих правил одноклассниками. Вот как это описано в повести Евгения Львовича Шварца (1896-1958) «Первоклассница»:
«Пятница 9 сентября
На тех же самых партах, где сидели первоклассницы, сидят сейчас их мамы и папы. Это родительское собрание. Анна Ивановна говорит родителям:
— Сейчас самое трудное время. Девочки только начинают привыкать, приучаться к порядку. И ваша задача — помочь нам. В этом деле мелочей нет, всё важно. Следите, чтобы девочки уходили в школу умытые на совесть, причёсанные, аккуратно одетые, как и подобает настоящим первоклассницам.
17 Устав внутренней службы РККА 1937 (УВС-37). М.: Государственное военное издательство Наркомата Обороны Союза ССР. 1938. URL: https://drive.google.com/ uc?id=0B-v8Izf_aSW1ZVJTQ2RPMHdxWDA&export=download
18 Starks N. The body Soviet: propaganda, hygiene, and the revolutionary state. The University of Wisconsin Press, 2008.
Суббота 10 сентября
У двери в класс стоит Вера. На рукаве у неё повязка с красным крестом.
Девочки выстроились в очередь. Вера проверяет, умылись ли девочки на совесть, причесались ли, так ли аккуратно они одеты, как подобает настоящим первоклассницам.
— Что это? — ужасается Вера, разглядывая руки Оли Поляковой. — Ты не умывалась?
— Я дома три раза умывалась! — оправдывается Оля. — Меня мама проверила и похвалила. А по дороге я Пирата встретила...
— Это ещё кто такой?
— Пёс охотничий. Он в доме номер семь живёт. Он палки так красиво носит. Я ему бросала палки, а они мокрые. Вот руки и запачкались.
— Сейчас же иди и умойся! — приказывает санитарка. — А то к занятиям не допущу!
И Оля послушно бежит умываться, разглядывая на бегу свои руки»19.
Подобный опыт описан в педагогическом руководстве, изданном в 1958 г.: «Назначаются санитары, просматривающие чистоту рук, шеи, ушей; плохо умытых они посылают умываться, не допускают к урокам»20. «Обязанности. Первое полугодие. 1. Проверять у учащихся класса чистоту рук, шеи, ушей. 2. Проверять наличие белого воротничка и носового платка. <...> Второе полугодие. 1. Проверять у учащихся класса чистоту рук, шеи, ушей. 2. Проверять наличие белого воротничка и носового платка. 3. Проверять чистоту костюма и обуви, опрятность. 4. Отмечать ежедневно в санитарном листе результаты осмотра детей»21. В этой же книге приводится пример того, как можно проводить наглядные уроки личной гигиены:
«Учитель. Какое задание вы готовили к сегодняшнему дню?
Ученик. Стихотворение «По утрам умываются... »
Учитель. К чему призывает вас автор этого стихотворения?
Ученик. Надо мыться каждое утро. Вначале мыть руки, потом лицо, шею, уши.
Учитель. Вот сейчас мы посмотрим, умеете ли вы мыться. Иди, Саша, и покажи всем нам, как ты умываешься.
К уроку был принесен в класс таз, кувшин с водой, мыло. Саша выходит, раздевается до пояса. Другой мальчик поливает ему на руки. Саша очень добросовестно моется. Дети оживлены, смеются, когда Саше предстоит мыть лицо мылом; он стоит некоторое время в нерешительности, а затем быстро начинает мылить лицо. Ребята ахают. Саша умылся, вытирается»22.
В «Педагогической энциклопедии» (1964) также подчеркивается важность санитарного контроля за личной гигиеной школьников: «Большую роль в привитии гигиенич. навыков играет санитарная самодеятельность уч-ся — активная работа младших школьников санитарами (дети-санитары проверяют у уч-ся чистоту рук, шеи, ушей, носового платка, воротничка, следят за мытьём
19 Шварц Е. Л. Первоклассница. Повесть. М. ; Л. : Детгиз, 1949. URL: https:// www.e-reading.club/bookreader.php/64784/Shvarc_-_Pervoklassnica.html
20 Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. Первоначальное обучение и воспитание детей. М. : Изд-во Академии Педагогических Наук, 1958. URL: http://www.detskiysad.ru/ vospitanie/nachalo145.html
21 Там же. URL: http://www.detskiysad.ru/vospitanie/nachalo133.html
22 Там же. URL: http://www.detskiysad.ru/vospitanie/nachalo145.html
рук перед завтраком и т. д. и делают пометки в дневниках санитаров), а старших — сандружинницами»23.
Подобные практики осуществлялись абсолютно точно еще в 1970-х, а возможно, и в 1980-х гг. В чем их суть? В том, что школа несла ответственность за соблюдение детьми правил личной гигиены и контролировала, насколько тщательно эти правила выполняются.
Аналогичную функцию выполняла и армия. Согласно статьям 193 и 364 «Устава внутренней службы Вооруженных Сил СССР» образца 1975 г., на утренних осмотрах должны проверяться «наличие людей, их внешний вид и соблюдение ими правил личной гигиены. <...> Выполнение правил личной гигиены включает:
— утреннее умывание с чисткой зубов и обтиранием тела до пояса прохладной водой;
— мытье рук перед каждым приемом пищи;
— умывание перед сном, чистку зубов и мытье ног;
— своевременное бритье лица, стрижку волос и ногтей;
— регулярное мытье в бане со сменой нательного и постельного белья, портянок и носков;
— содержание в чистоте обмундирования, обуви и постели»24.
Чистоту зубов, естественно, никто не проверял. То, что советский сержант
мог реально проверить во время осмотра, — это аккуратность прически, ногтей, чистоту сапог и свежесть подворотничка. Подворотничок солдатам приходилось перешивать ежедневно, и если бы их не заставляли, они бы этого не делали. Почему я обращаю на это внимание? Да потому, что в современной российской армии проверка подворотничка перестала быть важным элементом утреннего осмотра. Современная форма может вообще не предполагать его наличия, потому что в казармах есть стиральные машины, а солдаты, привыкшие пользоваться ими дома, просто стирают одежду по мере надобности.
Нечто подобное происходит и в школе. Примерно в 1980-е гг. ответственность за соблюдение школьниками норм личной гигиены стали постепенно перекладывать на семью и родителей. Точнее, необходимость регулярно принимать ванну или душ, умываться и чистить зубы, мыть руки с мылом постепенно стала восприниматься как нечто естественное, как то, чему ребенок учится очень рано. Эти нормы стали казаться настолько элементарными, что про них перестали упоминать в педагогических и гигиенических документах.
Приведу пример «Санитарно-гигиенических правил и норм по организации обучения детей шестилетнего возраста» образца 1986 г., в котором нет ни слова об умывании, чистоте рук или чистке зубов:
«9.6. Вторая половина дня должна использоваться для привития детям навыков самообслуживания:
23 Гигиена школьника // Педагогическая энциклопедия. Том 1 / гл. ред. А. И. Каи-ров и Ф. Н. Петров. М. : Советская Энциклопедия, 1964. URL: http://pedagogic.ru/ pedenc/item/f00/s00/e0000523/index.shtml
24 Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР. Утвержден Указом Президиума ВС СССР от 30 июля 1975 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_8684.htm
содержанию в чистоте и порядке своего рабочего места;
уходу за одеждой;
уходу за растениями в классе;
помощь в сервировке обеденного стола. <...>
11.2. Гигиеническое обучение и воспитание должно включать: трудовое воспитание (привитие трудовых навыков, навыков самообслуживания, формирование потребности выполнять рекомендации по гигиене умственного и физического труда);
физическое укрепление здоровья, привитие навыков выполнения зарядки, закаливания, активного двигательного режима;
нравственное (воспитание культуры поведения, сознательного отношения к своему здоровью и товарищей); эстетическое воспитание.
11.3. К гигиеническому воспитанию должны широко привлекаться родители, которых нужно информировать о характере и организации работы в школе и дома по укреплению гигиенических навыков»25.
Дело не только в том, что государство перекладывает обязанности по гигиеническому воспитанию младших детей на плечи родителей, поскольку это воспитание по необходимости осуществляется в семье. В таком случае соответствующие указания были бы прописаны в руководствах для детских домов и интернатов, где дети не просто учатся, но постоянно живут. Но и из этих руководств постепенно исчезают слова про обучение конкретным навыкам элементарной гигиены. В качестве документального свидетельства приведу действующие правила по организации гигиены детей и подростков в детских домах образца 2000 г. Про привитие навыков личной гигиены в них говорится исключительно в контексте лечения детей, зараженных энтеробиозом или гименолепидозом:
«2.13.5. Текущие мероприятия: после заключительной дезинвазии необходимо осуществлять комплекс следующих мероприятий:
а) детям прививать навыки личной гигиены, персоналу следить за тем, чтобы ногти на руках детей были коротко острижены;
б) бороться с привычкой грызть ногти и сосать пальцы»26.
Сегодня педагоги в детских домах должны следить за тем, чтобы дети не проводили слишком много времени за компьютерами и телевизорами, вели подвижный образ жизни и т. п. Это требует вмешательства и контроля. Но умываться и чистить зубы современные дети, видимо, могут научиться без вмешательства со стороны, просто подражая другим детям и взрослым. Получается, что обучение навыкам личной гигиены сегодня настолько само собой разумеется, что писать о нем специально нет никакого смысла.
25 СанПиН 42-125-4216-86. Санитарно-гигиенические правила и нормы по организации обучения детей шестилетнего возраста URL: https://ohranatruda.ru/ ot_biblio/norma/249967/
26 Санитарные правила СП 2.4.990-00 от 01.11.2000. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200028640
а А А
На одном из сайтов в Интернете я нашел такую информацию: «Как-то с год назад в ЖЖ был пост с советскими плакатами 1920-х типа «Умыл руки — сделал правильно!» и хохот над тупыми большевиками, которым было нечего делать как развешивать такие плакаты»27. Мне кажется это интересным. Ведь если подобный «хохот» действительно имел место, значит те, кто смеялся, считал привычку мыть руки естественной, само собой разумеющейся.
Сегодня подобные плакаты не нужны, как не нужны в школах дежурные дети-санитары. Дети и их родители сами испытывают внутреннюю потребность в чистоте. Споры в семье могут вестись лишь о том, стоит ли каждым утром принимать душ или иногда достаточно просто умыться и почистить зубы. То, что можно не умываться и не чистить зубы большинству современных жителей России в голову не приходит. Проиллюстрирую это отрывком из относительно новой книги про первоклассника:
«Какие мультики? Иди принимай душ, — строго сказал отец и достал из шкафа еще одну рубашку. Три штуки уже висели на стуле, но он, видимо от волнения, забывал, что их достал.
— Можешь и зубы почистить, — сказала я сыну.
— Вот, начинается! — Муж грозно ткнул в меня пальцем. — И это только первое сентября. А что дальше будет? Он будет выходить в последний момент, неумытый, кое-как одетый! В душ, Вася. В душ!
Сын хотел спать, поэтому не стал спорить.
В ванной он включил воду, прислонился к бортику и заснул с зубной щеткой во рту»28.
Итак, полвека тому назад в нашей стране задача обучения детей младшего школьного возраста элементарным правилам личной гигиены ставилась формально и всерьез, и школьные учителя обязаны были контролировать тщательность соблюдения детьми этих правил. Без подобного контроля дети могли прийти в школу неумытые, с грязными шеями и руками. Таких детей к занятиям могли не допустить. То есть правила личной гигиены навязывались извне, на социальном уровне. Сегодня такой внешний контроль не воспринимается как необходимый. Дети перенимают правила личной гигиены в раннем возрасте и испытывают внутреннюю потребность в их соблюдении. То есть эти правила постепенно трансформировались в культурные нормы, стали частью сердцевины нашей культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. Первоначальное обучение и воспитание детей. Москва : Изд-во Академии Педагогических Наук, 1958. URL: http:// www.detskiysad.ru/vospitanie/nachalo145.html
27 Кто научил мир мыть руки и почему их мыть не нужно? // Look at me. URL: http://www.lookatme.ru/flow/all/neseryozno-o-standartnom/91483-kto-nauchil-mir-myt-ruki-i-pochemu-ih-myt-ne-nuzhno
28 Трауб М. Дневник мамы первоклассника. М.: ACT, 2010. URL: https://bookz.ru/ authors/ma6a-traub/dnevnik-_806/1-dnevnik-_806.html
2. Вайнштейн О. Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. Москва : Новое литературное обозрение, 2005. URL: http://school-make-up.com/wp-content/uploads/ books/book-dendi-moda-literatura-stil-zhizni.pdf
3. Высочайше утвержденный Уставъ внутренней службы. 1910. Глава IV. Распределеше времени и повседневный порядокъ. URL: http://bergenschild.ru/ Reconstruction/archive/ustav_internal_service / ustav_internal_service_6. htm
4. Гигиена школьника // Педагогическая энциклопедия. Том 1 / гл. ред. А. И. Каи-ров и Ф. Н. Петров. Москва : Советская Энциклопедия, 1964. URL: http://pedagogic.ru/ pedenc/item/f00/s00/e0000523/index.shtml
5. Королева Я. Личная гигиена в Средневековье // Дилетант. Исторический журнал для всех. 03.10.15. URL: http://diletant.media/articles/26147439/
6. Кто научил мир мыть руки и почему их мыть не нужно? // Look at me. URL: http://www.lookatme.ru/flow/all/neseryozno-o-standartnom/91483-kto-nauchil-mir-myt-ruki-i-pochemu-ih-myt-ne-nuzhno
7. Пахнер Ф. За жизнь матерей (Трагедия жизни И. Ф. Земмельвейса) : пер. с чеш. Москва : Медгиз, 1963. URL: http://www.rulit.me/author/pahner-frantishek/za-zhizn-materej-tragediya-zhizni-i-f-zemmelvejsa-get-507681.html
8. Пироговская М. Запахи Парижа // Арзамас. URL: https://arzamas.academy/ materials/773
9. Пономарева В. В. Роль закрытых женских институтов Мариинского ведомства в установлении новых норм повседневной гигиены (вторая половина XIX — начало XX в.) // Вестник Московского университета. Серия XXIII Антропология № 2/2013. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20159082
10. Санитарные правила СП 2.4.990-00 от 01.11.2000. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200028640
11. СанПиН 42-125-4216-86. Санитарно-гигиенические правила и нормы по организации обучения детей шестилетнего возраста. URL: https://ohranatruda.ru/ ot_biblio/norma/249967/
12. Трауб М. Дневник мамы первоклассника. Москва : АСТ, 2010. URL: https:// bookz.ru/authors/ma6a-traub/dnevnik-_806/1-dnevnik-_806.html
13. Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР. Утвержден Указом Президиума ВС СССР от 30 июля 1975 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ usr_8684.htm
14. Устав внутренней службы РККА 1937 (УВС-37). М.: Государственное военное издательство Наркомата Обороны Союза ССР. 1938. URL: https://drive.google.com/ uc?id=0B-v8Izf_aSW1ZVJTQ2RPMHdxWDA&export=download
15. Шварц Е. Л. Первоклассница. Повесть. Москва ; Ленинград : Детгиз, 1949. URL: https://www.e-reading.club/bookreader.php/64784/Shvarc_-_Pervoklassnica.html
16. Шоу Б. Пигмалион / пер. Александры Макровольской // Тема. На помощь учителю зарубежной литературы. 1999. № 4. URL: http://lybs.ru/index-704.htm#2
17. Ashenburg K. The Dirt on Clean. An Unsanitized History. Knopf Canada, 2007.
18. Hofstede G, Hofstede G. J., Minkov M. Cultures and Organizations: Software for the Mind / Third Edition. N.Y.: McGRAW-HILL, 2010.
19. Meigs Ch. D. On the Nature, Signs, and Treatment of Childbed Fevers: In a Series of Letters Addressed to the Students of His Class. Philadelphia: Blanchard and Lea, 1854. URL: https://archive.org/details/onnaturesignstre1854meig
20. Murdock G. P. The Common Denominator of Culture (1945) // Murdock G.P. Culture and Society: Twenty-Four Essays. University of Pittsburgh Press, 1965. URL: https://books.google.ru/books?id = MvrZVQ-rud8C&pg =
PA88&lpg=PA88&dq=george+murdock+the+common+denominator+of+cultures&source=bl &ots=TDIzfrIYVy&sig=XtCa1V_mNUxgw5jqQXUveonLN54&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiaxu_8 _bjaAhWGjiwKHVABB_kQ6AEIUDAF#v=onepage&q=george%20murdock%20the%2 0common%20denominator%20of%20cultures&f=false
21. Runciman W. G. The Theory of Cultural and Social Selection. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.
22. Shaw G. B. Pygmalion: A Romance in Five Acts. URL: https://en.wikisource.org/ wiki/Pygmalion/Act_II
23. Starks N. The body Soviet: propaganda, hygiene, and the revolutionary state. The University of Wisconsin Press, 2008.