Научная статья на тему '2018. 05. 031. Юхас К. Загрязнение ради чистоты? Опыт этнографического изучения использования воды крестьянами в целях гигиены. Juhász K. pollution for cleanliness? Lessons from an ethnographic research on the rural use of water for hygienic purposes // Historia Provinciae - Journal of regional history. - Череповец, 2018. - Т. 2, n 1. - p. 29-54'

2018. 05. 031. Юхас К. Загрязнение ради чистоты? Опыт этнографического изучения использования воды крестьянами в целях гигиены. Juhász K. pollution for cleanliness? Lessons from an ethnographic research on the rural use of water for hygienic purposes // Historia Provinciae - Journal of regional history. - Череповец, 2018. - Т. 2, n 1. - p. 29-54 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДА В ИСТОРИИ ВЕНГРИИ / ВОДА И КРЕСТЬЯНСКИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / ВОДА В ВЕНГЕРСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 05. 031. Юхас К. Загрязнение ради чистоты? Опыт этнографического изучения использования воды крестьянами в целях гигиены. Juhász K. pollution for cleanliness? Lessons from an ethnographic research on the rural use of water for hygienic purposes // Historia Provinciae - Journal of regional history. - Череповец, 2018. - Т. 2, n 1. - p. 29-54»

2018.05.031. ЮХАС К. ЗАГРЯЗНЕНИЕ РАДИ ЧИСТОТЫ? ОПЫТ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДЫ КРЕСТЬЯНАМИ В ЦЕЛЯХ ГИГИЕНЫ.

JUHÁSZ K. Pollution for cleanliness? Lessons from an ethnographic research on the rural use of water for hygienic purposes // Historia provinciae - Journal of regional history. - Череповец, 2018. - Т. 2, N 1. - P. 29-54.

Ключевые слова: вода в истории Венгрии; вода и крестьянские гигиенические практики; вода в венгерском фольклоре.

Доктор наук Каталин Юхас (Центр гуманитарных исследований, Институт этнографии Венгерской академии наук) посвятила свою публикацию связанным с водой проблемам венгерских крестьян. Статья написана на материалах этнографического изучения использования воды в гигиенических целях в Венгрии. Как пишет автор, отношения человека с водой исследуют две ветви этнографии, отвечающие за материальную и духовную культуру.

Вода как базовое условие жизни играет важную роль не только в повседневной практике, но и «в символических очистительных и целительских ритуалах или магии» (с. 30). В фольклоре народов мира она имеет практически те же значение и функции, что и в жизни. Часть их исходит из повседневных практик пользования водой, например, во время питания, мытья, рыбалки. Вода используется также в очистительных ритуалах, связанных с плодородием. Мотив «живой воды» является одним из основных «в общем цивилизационном наследии» (там же).

В Венгрии находятся известные источники минеральных и лечебных вод, которым посвящен трактат Георга Вернера «О достойных восхищения водах Венгрии» 1549 г. Этот труд остается важнейшим источником по исторической гидрологии и исторической экологии, содержит уникальные факты о способах использования воды в середине XVI в. Историческая экология в Венгрии, пишет автор, стала самостоятельной научной дисциплиной лишь в 1980-е годы. Главную роль в этом сыграла Агнеш Варкони, изучавшая историко-экологические сюжеты и подготовившая «первый учебник по данной дисциплине» (с. 31).

Основная часть статьи посвящена источникам пополнения воды в Карпатском бассейне, главным средствам чистоты и гигие-

ны с XIX в. до наших дней. Автор выделяет среди них поверхностные источники (реки, ручьи, озера), источники, пополняемые из почвы (карстовые источники, грунтовые и межпластовые источники), подземные источники (грунтовые воды, межпластовые воды, карстовые воды), осадки (дождевая вода, талый снег, лед) (с. 32).

К. Юхас выделяет несколько исторических периодов, для которых были характерны определенные практики крестьянской гигиены.

1. Архаичные крестьянские практики гигиены (с древнейших времен до 1910-х годов). Древние венгры с IX в. умели возводить «потогонные шатры» для мытья, а в Средние века помещики разрешали своим крестьянам «пользоваться купальнями, размещенными в усадьбах» (с. 35). Население повсюду добывало воду для питья и хозяйственных нужд из поверхностных источников или неглубоких колодцев. Во второй половине XIX в. появились колодцы глубокого бурения и новые водоподъемные приспособления, позднее - артезианские колодцы. Улучшилось качество воды. Ее носили в керамических кувшинах, флягах, деревянных ведрах. Хранили воду в тех же сосудах, в которых носили. Сосуды обычно накрывали, чтобы вода не засорялась. Суточная норма потребления воды на семью в зависимости от местных обычаев составляла от 10 до 30 л. (с. 36). Гигиенические потребности селян были минимальными: защита от паразитов и отсутствие грязи на видимых частях тела. Особенности жилища и одежды не требовали частой уборки и стирки. В хорошую теплую погоду селяне мылись на открытом воздухе, в зимний период не мылись вообще. Для мытья и бритья использовалось мыло домашнего приготовления. Голову не мыли (смазывали жиром от вшей) или мыли один-два раза в год. После мытья вода использовалась многократно в хозяйстве.

2. Гигиенические практики на заре модернизации деревни (начало XX в. - 1960-е годы). С рубежа XIX-XX вв. берет свое начало процесс капиталистической модернизации; крестьянское население все больше подражает горожанам и испытывает влияние «пропаганды гигиены и улучшения качества здравоохранения» (с. 39). В школах начинают следить за чистотой ногтей, шеи и ушей у детей. На кухнях в домах появляются уголки для умывания. Получают распространение ежедневные гигиенические процедуры: утреннее умывание, мытье рук перед едой и после грязной работы,

вечернее обливание выше пояса и мытье ног. Старинные резервуары для транспортировки воды в ряде мест вытесняются эмалированными или алюминиевыми бидонами. Однако запасы воды по-прежнему делались на один день. Поэтому члены семьи по очереди мылись в одной и той же воде, потом стирали в ней и «использовали ее для технических целей (ополаскивание, протирание)» (с. 40). До конца 1950-х годов голову мыли раз в две-три недели летом, зимой - еще реже. Чистка зубов еще не стала ежедневным занятием. Нередко на всю семью была одна зубная щетка, а некоторые чистили зубы, насыпав на указательный палец соду, соль или зубной порошок. Начиная с 60-х годов XX в. лица, занятые физическим трудом, и члены их семей мылись полученным в обязательном порядке по месту работы мылом марок Baba или Kék-Vórós. Продававшееся в магазинах туалетное мыло в основном покупали девушки и молодые женщины.

3. Гигиенические практики в деревне периода превращения крестьянина в сельскохозяйственного рабочего (1960-1980-е годы). В ходе процесса модернизации в 1960-е годы в венгерских деревнях появились ванные комнаты по образцу городских, но из-за неразвитости инфраструктуры это не привело к коренному изменению гигиенических практик. Многие по-прежнему носили воду из колодца или водозаборной колонки. В то же время в деревнях начинается использование новых видов гигиенических средств и средств ухода за телом: разнообразных видов мыла, парфюмерии, средств ухода за волосами и кожей, средств для бритья и т.п. Молодые женщины используют продукцию венгерской косметической промышленности. Все больше селян ежедневно чистят зубы собственной щеткой с использованием венгерских зубных паст. Следствие этого - «увеличение потребления воды» (с. 44).

4. «Потребительский социализм» (с конца 1970-х до 1990-х годов). В 1968 г. в Венгрии был введен «новый экономический механизм», что привело к переориентации экономики на потребности рынка. Для эпохи «потребительского социализма», как ее называют венгерские историки и социологи, характерно «преимущественное внимание к поведению потребителя» (с. 46). Были разрешены подработки и частное предпринимательство, что повысило покупательную способность граждан. С середины 1970-х годов венгерские граждане получили возможность заниматься шопинг-туризмом:

сначала в социалистические страны, а с 1980-х годов - в капиталистические. В венгерских магазинах росло количество товаров иностранного производства. Особой популярностью пользовалось мыло Fa, продукты фирмы Rexona и дезодоранты Impulse. Появляются известные венгерские косметические марки (мыло Amo, серия Óceán и др.). В деревнях мыло, кремы, дезодоранты иностранного, а иногда и венгерского производства, выставлялись в гостиных как символ социального статуса. С конца 1970-х годов увеличилось число домохозяйств, имевших водопровод, а новые дома и квартиры строились с ванными комнатами.

5. Консьюмеризм (от 1990-х годов до наших дней). В 1989 г. в Венгрии сменился политический строй, что означало отказ от социализма. Деревенское население пережило процесс имущественного расслоения. Понятие чистоты и ухоженности стало многозначным. Крестьянам приходилось делать выбор в условиях постоянно растущих предложений средств для ухода за различными частями тела. Теперь специальные средства полагаются для лица, рук, волос, интимной гигиены, принятия ванны или душа. Только для одного мытья головы могут быть использованы три-четыре средства (шампунь, бальзам, питательная маска, гель и т.п.). На смену универсальному крему Baba для всей семьи пришли разные средства для лица и тела, в том числе для ухода за младенцами и проблемной кожей подростков, а также возрастные средства. Теперь в понятие «чистоплотный» входят эпиляция, макияж, пользование духами и дезодорантами. «К идеалу красоты приближаются путем экспериментов над собственным телом (татуировки, уколы ботокса, пластические операции)», - пишет К. Юхас (с. 49).

Однако процесс цивилизационного развития достиг такой стадии, когда культ чистоты и ухоженного тела отправляется за счет окружающей среды и даже здоровья самого человека (например, некоторые средства вызывают кожную аллергию). Ежедневное мытье тела и головы резко увеличивает потребление воды. Человечество использует все больше химических веществ и неразлагаемые упаковочные материалы. Автор считает, что людям необходимо постоянно напоминать о том, что они загрязняют окружающую среду (с. 51). Новейшие венгерские исследования показывают, что даже в самых маленьких деревнях люди стараются более бережно расходовать воду и использовать вещества, не

причиняющие вреда окружающей среде. Кроме того, К. Юхас предлагает читателям ознакомиться с концепцией управления водными ресурсами и очистки сточных вод бельгийского ученого венгерского происхождения Йозефа Орсага, опубликованной в 1992 г. (с. 52). Суть этой концепции заключается в том, что водоснабжение и водоочистка должны быть организованы так, чтобы круговорот воды и входящих в ее состав азота, углерода и фосфора по возможности не прерывался. Данный метод Юхас называет «полностью самодостаточным, безотходным» (там же).

О. В. Бабенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.