Научная статья на тему 'Как было создано мыло'

Как было создано мыло Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4146
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫЛО / ЗОЛА / ЩЕЛОЧЬ / ЖИВОТНЫЕ ЖИРЫ / БАНЯ / ТЕРМЫ / СИНТЕТИЧЕСКИЕ МОЮЩИЕ СРЕДСТВА / SOAP / ASHES / ALKALOIDS / ANIMAL FAT / SAUNA / THERMAE / SYNTHETIC DETERGENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Опимах Ирина Владимировна

Современным людям трудно себе представить, как можно без специальных моющих средств соблюдать гигиену или поддерживать чистоту в доме. Мы не мыслим жизни без проточной воды, мыла, шампуня и т.д. Нас не удивишь ежедневным приемом душа и регулярной стиркой повседневной одежды, ведь все это неотъемлемая часть нашей жизни. А первым шагом к этому стало изобретение мыла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Опимах Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Invention of Soap

It would be hard for people living today to imagine how they could maintain hygiene and keep the house clean without special detergents. Life is unthinkable without running water, soap, shampoo, and so on. Daily showering and regular washing of clothes for casual wear raise no eyebrows they are a normal part of everyday life. The first step towards this situation was the invention of soap.

Текст научной работы на тему «Как было создано мыло»

<

о о а. с о ш

к

а. о н

о

Как было создано мыло

86

И.В. Опимах

Издательство «Бином. Лаборатория знаний», Москва, Россия

Современным людям трудно себе представить, как можно без специальных моющих средств соблюдать гигиену или поддерживать чистоту в доме. Мы не мыслим жизни без проточной воды, мыла, шампуня и т.д. Нас не удивишь ежедневным приемом душа и регулярной стиркой повседневной одежды, ведь все это - неотъемлемая часть нашей жизни. А первым шагом к этому стало изобретение мыла.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мыло, зола, щелочь, животные жиры, баня, термы, синтетические моющие средства.

о. О ш _0 ш

X

ш

о ^

О X

X

ш

о

X

ш

В древности люди не испытывали потребности держать свое тело в чистоте, правда, это отнюдь не мешало им стремиться к красоте (разумеется, в их понимании) и по мере возможности достигать ее. А с дурными запахами, неизбежно возникавшими при таком, прямо скажем, наплевательском отношении к гигиене, научились справляться, заглушая их духами и всяческими притираниями.

Историки считают, что первыми мыло изобрели шумеры. Они делали его из щелочной соли, растений, золы и животных жиров, однако использовали как угодно - в качестве лекарства, помады для волос, но только не для мытья.

Геродот рассказывает, что в V веке до н.э. скифские дамы изобрели нечто вроде мыльного скраба: они растирали в порошок древесину кипариса и кедра, добавляли воду и ладан, натирали тело полученной смесью, а потом смывали ее водой. После такой процедуры кожа становилась гладкой и чистой. Зато скифские мужчины, говорит греческий историк, вообще не мылись.

В античном мире было принято проводить много времени в термах (римских банях), которые служили своеобразным клубом - здесь встречались с нужными людьми, узнавали последние новости, заключали сделки, отдыхали и развлекались. «В здоровом теле здоровый дух», - провозгласили римляне. Приходя в баню, они отдавали себя в руки рабов. Те смазывали тела патрициев всевозможными мазями, которые потом снимали специальным скребком, вместе с мазью удаляя и грязь. Но мазь - еще не мыло.

Плиний Старший свидетельствует, что в Древнем Риме на рынках продавали привозное германское мыло трех сортов - твердое, мягкое и жидкое. Делали его из козьего и бычьего жира с примесью золы бука. Этот товар был довольно дорогим и доступным лишь аристократам. Менее зажиточная публика использовала в качестве моющих средств глину, золу, мед, мыльные травы, пемзу, бобовую муку, ячменную закваску.

Галлы, жившие на территории современной Франции, накладывали на волосы особую смесь из растительных масел и красной земляной краски. При добавлении воды эта смесь образовывала пену, после смывания которой волосы становились чистыми и пушистыми. Возможно, поэтому у галлов были такие роскошные шевелюры. Галльское средство тоже продавалось в Риме. И, возможно, однажды какой-то древнеримский щеголь или щеголиха додумался для пущего эффекта добавить к этой смеси золу морских растений или древесной уголь - наверное, так и был открыт один из способов получения мыла.

В период мрачного Средневековья людям стало не до чистоты и гигиены - тут бы просто выжить. О мыле на время забыли. Зато арабы, для которых многократные ежедневные омовения были религиозным ритуалом, о нем знали и помнили, правда, изобретать мыло им пришлось заново. В конце VIII века знаменитый арабский алхимик Габир ибн Хайен придумал, как получить твердое мыло: он смешал известь, поташ, козий жир, оливковое масло и золу морских водорослей. Но мыло не стало предметом ежедневного обихода. К примеру, в XI веке знаменитый Ибн Сина (Авиценна) рекомендовал использовать его для ухода за больными, в частности, прокаженными, а здоровым людям советовал пользоваться глиной.

От арабов о мыле узнали испанцы. В Кастилии сей продукт считался роскошью и применялся лишь в домах высокородных грандов.

В 1123 г. Венецианская республика завоевала земли на Ближнем Востоке, и в Венецию потекли восточные товары, среди которых оказалось и мыло. А после 1200 г. венецианцы и сами научились его производить

- они использовали золу особых кустарников с высоким содержание соды, произраставших в Сирии. Однако в XIII веке у Венеции появился серьезный конкурент в мыловарении - французский город Марсель. Но здесь, наверное, венецианцам помог их покровитель - святой Марк. Венеция выиграла эту «мыльную войну», задавив марсельцев масштабами производства и экспорта продукции. Вскоре венецианское мыло, приобретя привычную нам форму брикета, завоевало всю Европу и стало главным товаром венецианских купцов. Только в 1511 г. Венеция вывезла на экспорт 480 центнеров мыла!

Мыловарение становится государственным делом и подпадает под контроль верховных правителей, секреты производства различных сортов мыла хранятся как коммерческая тайна. К примеру, в Англии члену гильдии мыловаров запрещалось ночевать в одном доме с представителями других цехов - а вдруг тайны мыловарения узнают коварные соперники! В Германии мыловарам покровительствовал сам император Карл Великий, а во Франции во второй половине XVII века король издал указ, в соответствии с которым варить мыло разрешалось только летом и только из золы, поташа и оливкового масла.

Мыло по-прежнему было доступно лишь избранным. Так, в Англии с 1399 г. существовал орден, основанный королем Генрихом IV, члены которого получили особую привилегию - им позволялось в бане мыться с мылом. Большая честь!

Но жизнь не стояла на месте: во второй половине XV века придумали пену для бритья, после чего этот неприятный для мужчин процесс перестал быть болезненным. Для женщин в тот же период стали делать самые разнообразные сорта мыла - розовое, гвоздичное, мускусное, лавандовое и т.д. В среде аристократов постепенно рождается мода на чистоту, становится хорошим тоном мыть руки с мылом перед едой и после посещения уборной. Более того, начинают и одежду стирать с мылом. Конечно, знать этим себя не утруждает

- на то есть прачки. Правда, все эти гигиенические новшества пока касаются только лица и рук - тело по-прежнему моют редко, да и белье стирают нечасто -его же никто не видит, зачем же зря переводить такой дорогой продукт, как мыло. А с дурными запахами борются с помощью духов. Ну а если на теле и в пышной одежде, не дай Бог, заводятся насекомые, это считается признаком нравственного несовершенства.

В деле распространения мыла большую роль (причем отрицательную!) сыграла медицина. Еще в начале

XIX века врачи убеждали публику, что мыло раздражает кожу, мытье волос вызывает головную боль, а прием ванны - нервное расстройство.

В России мыло появилось в XV веке, правда, оно, как и в Европе, тоже долго оставалось предметом роскоши. Его дарили на дни рождения или на свадьбу. Однако русский крестьянин, в отличие от своих современников, живших в Европе, почитал чистоту и ухитрялся мыться и стирать с помощью полусырого картофеля, кусков глины и щелока (древесной золы, распаренной в печке и залитой кипятком). Промышленным способом мыло стали производить еще во времена Петра I, но вплоть до середины XIX века этим достижением цивилизации пользовались только дворяне, а в деревнях крестьяне обходились по-старому, щелоком.

Главным поставщиком мыла в России считалась Шуя, недаром оно изображено даже на гербе этого города. Славились и московские фабрики - Ладыгина, Альфонса Ралле (будущая «Свобода») и Генриха Брокара. Знаменательно, что и тогда дешевые сорта назывались русскими словами, а дорогие - француз-

87

<

о о а. с о ш

05 S а. о н о

88

CL

О

LQ _0 ш

X

ш

скими. Среди российских мыловаров выделялся Генрих Брокар, сумевший стать настоящим мыльным королем. Поначалу на его фабрике из оборудования было лишь три котла, печь и каменная ступка, и работали там сам Брокар да двое рабочих. Огромную роль в успехе предприятия сыграло то, что Брокар первым в России начал выпускать дешевое мыло - оно называлось «Народное», стоило одну копейку за брусок и было доступно бедному люду. Этот товар пользовался огромной популярностью. Высокие доходы позволили Брокару расширить свое предприятие и перейти к производству дорогих сортов, а уж потом духов и одеколонов. Кстати, на Западе тоже выпускали мыло для разных социальных групп. Так, в Англии для рабочих делали «Ливерпульское мыло для бедных», для среднего класса «Виндзорское мыло», а королева Виктория, забывая в этом вопросе о патриотизме, умывалась импортным, французским - лавандовым или розовым.

Вскоре идеи гигиены распространились в широких слоях общества. Дамы, занимавшиеся благотворительностью, старались привить бедному люду привычку к чистоте. Одна француженка, поборница здорового образа жизни, объявила, что каждый умытый с мылом мальчик может получить от нее 5 сантимов, а девочка - 10. В результате такого неосмотрительного заявления ежедневно у дверей дома этой дамы собиралась толпа причесанных и умытых ребятишек.

Но вернемся к Брокару. Предприимчивый немец, осевший в России, он сумел придать своей продукции, кроме всего прочего, привлекательный для покупателя вид. Например, придумал делать мыло в виде огурца, которое приобретали из любопытства; для детей выпускал мыло-азбуку - с буквами. Брокаров-ское мыло, сравнившееся по качеству с европейским, стало таким популярным, что фирма вынуждена была ввести даже специальные наклейки на свою продукцию, поскольку появилось очень много подделок.

В 1912 г. российский ученый Г.С. Петров впервые получил моющее вещество из нефти. Для производства мыла из этого вещества не требовались жиры. Однако так называемый «контакт Петрова» не вызвал интереса у промышленников и был напрочь забыт.

А в 1930-е гг. его заново открыли американцы и запустили производство синтетических моющих средств -стиральных порошков, шампуней, мыла - всего того, что теперь облегчает нашу жизнь. Так мы потеряли приоритет в этой весьма важной области. К сожалению, в отечественной истории подобные потери - дело нередкое.

После революции в России был провозглашен культ чистоты и здоровья, а в продаже появились марки мыла с названиями, выполнявшими политическую задачу: мыльный порошок «Сберкасса», мыло «Беломорканал», «Герои Севера», «ГТО», «Привет челюскинцам», «Ударница полей», «На посту». На Западе названия были совсем другие - эротичные, сулящие победы на любовном фронте, сентиментальные, философские. Над оформлением мыла работали профессиональные художники - придумывали завлекательные формы упаковки, чтобы потребитель просто не мог пройти мимо такого товара и обязательно его приобрел. Нужно было завоевывать покупателей - мужчин и женщин, детей и старушек, и на этом пути все средства хороши! В общем, «Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое, и зубной порошок!».

И сейчас производство и продажа мыла разных сортов, видов и назначения (мыло для зубов - зубная паста, мыло для волос - шампунь, гели для душа и многое другое) - одно из самых динамично развивающихся направлений в мировой экономике. Этот необыкновенно прибыльный бизнес никогда не умрет, ведь каждый человек каждый день заходит в ванную и по несколько раз моет руки с мылом, чистит зубы, принимает душ. И при этом обязательно открывает изящные баночки, бутылочки и тюбики с ароматными моющими средствами.

Сведения об авторе:

Опимах Ирина Владимировна

ведущий редактор издательства «Бином. Лаборатория знаний», Москва, Россия

Адрес для переписки:

117335, Москва, а/я 90 Телефон: +7 (916) 588-7762 E-mail: opimach@yandex.ru

О ^

О X

X

ш

о

X

ш

HISTORY

The Invention of Soap

I.V. Opimah

It would be hard for people living today to imagine how they could maintain hygiene and keep the house clean without special detergents. Life is unthinkable without running water, soap, shampoo, and so on. Daily showering and regular washing of clothes for casual wear raise no eyebrows - they are a normal part of everyday life. The first step towards this situation was the invention of soap.

KEYWORDS: soap, ashes, alkaloids, animal fat, sauna, thermae, synthetic detergents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.