образования в духе мира, Форум медиации Финляндии, Инициатива по преодолению кризисов.
При этом правительство Финляндии поддерживает и популяризирует эти программы и направления. В России на данный момент, хоть и точечно, но идут попытки внедрения школьной медиации в систему образования. К сожалению, медиация в России не имеет такой неимоверной поддержки от государства, как это происходит в Финляндии.
На мой взгляд, причина медленного развития такого направления как медиация в том, что на государственном уровне необходимо принимать участие в развитии и становлении медиации, закреплению ее статуса на законодательном уровне. Также стоит обратить внимание на нее, как на безболезненный и альтернативный метод решения конфликтов. Медиация в учреждениях общего образования необходима как залог здорового и стабильно развивающегося ребенка. Список использованной литературы:
1. Афанасьева И.В., Куницына С.М. Особенности функционирования служб школьной медиации в образовательной организации // Вестник РМАТ // 2016
2. Гребенкин Е.В. Школьная медиация: подходы, контексты, особенности // Сибирский педагогический журнал // 2018
3. Гугуева Д.А., Еремина А. С. Медиация в образовательной среде // Обзор.НЦПТИ// 2018
4. Зернова Г. П. Опыт реализации служб школьной медиации в России: проблемы, противоречия, риски // История и педагогика естествознания // 2017
5. Купцова О. В., Челмакина А. А. Основные начала школьной медиации: правовой анализ / Огарёв-Оп1те / 2018
6. Рачковская Н.А., Ефименко В.Н. Школьная медиация: проблемы и перспективы // Гуманитарные науки // 2018
7. Шамликашвили Ц.А., Хазанова М.А. Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы // Психологическая наука и образование. - 2014. - №2. Электронные ресурсы:
8. Уег80-01уе1тап Ша81;огарогШ 2018, 8иошеп 80УШ;е1ийэогит1 гу:п й^Ш УЕК5О-о^е1шап 1;иойата81а varhaiskasvatusyksikбiden, кои1и)еп ja oppilaitosten sovittelutoiminnasta Ьйр://8оуШ;е1и.сот/уеЛш88оуШ;е1и/ wp-content/up1oads/2019/05/VERSO-ohje1man-ti1astoraportti-2018.pdf (дата обращения 08.03.2020)
9. http://sovitte1u.com/vertaissovitte1u/in-english/ (дата обращения 10.03.2020)
© Шамес А.М., Е. Ю. Калинина, 2020
УДК 376.42
И.Н. Щурова
обучающаяся 2 курса, направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Олигофренопедагогика г. Курск, РФ, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» E-mail: [email protected] Научный руководитель: И.Н. Гусева доцент кафедры логопедии, олигофренопедагогки и основ специального образования г. Курск, РФ, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
E-mail: gin200706@mailru
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье раскрываются особенности овладения обучающимися с интеллектуальными нарушениями
-J 209 J-
подросткового возраста основными группами навыков самообслуживания, предлагается коррекционно-педагогическая программа, направленная на формирование у детей данной категории навыков самообслуживания.
Ключевые слова
Самообслуживание, навыки самообслуживания, навыки приема пищи, навыки одевания и раздевания, навыки личной гигиены, навыки опрятности, навыки культуры поведения, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями подросткового возраста.
Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают большие трудности в овладении всеми основными группами навыков самообслуживания: навыками приема пищи, опрятности, личной гигиены, одевания и раздевания, культуры поведения [1]. Формирование данных навыков носит у них не самопроизвольный, а целенаправленный характер. В отношении детей с интеллектуальными нарушениями нельзя утверждать у них наличие навыков самообслуживания ни в дошкольном, ни в младшем школьном возрасте - на этих возрастных этапах рассматриваемые навыки находятся в стадии формирования. Только к подростковому возрасту формируются базисные навыки, связанные с приемом пищи, опрятностью, личной гигиеной, одеванием и раздеванием, культурой поведения, которые по-прежнему требуют уточнения, расширения, напоминания и контроля со стороны взрослых [3].
Процесс формирования навыков самообслуживания у обучающихся с интеллектуальными нарушениями подросткового возраста отличается от процесса формирования данных навыков в младшем школьном возрасте. С обучающимися младшего школьного возраста проводится фронтальная работа по формированию всех групп навыков, индивидуально отрабатывается формируемый навык с каждым ребенком. С обучающимися подросткового возраста отрабатываются не все навыки, а в первую очередь те, которые не сформированы вообще или сформированы недостаточно, и работа в этом случае носит более адресный, индивидуальный характер.
Кроме того, в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями подросткового возраста больше внимания, в сравнении с обучающимися младшего школьного возраста, уделяется формированию мотивации осуществления деятельности по самообслуживанию, точнее, переводу внешних мотивов (боязнь плохой оценки взрослого, желание похвалы с его стороны, яркость и новизна предметов, помогающих осуществлять действия по самообслуживанию) во внутренние (связанные с пониманием важности конкретных действий, с чувством удовлетворения от процесса и результата действия по самообслуживанию). Это обусловлено тем, что в младшем школьном возрасте взрослый оказывает больше влияния на ребенка, и его авторитет часто стимулирует к выполнению действий по самообслуживанию. В подростковом возрасте происходит сепарация (отделение от взрослого), и обучающиеся с интеллектуальными нарушениями становятся более самостоятельными, независимыми, ориентируются на свои желания, и если у них нет мотивации к осуществлению деятельности по самообслуживанию, то процесс овладения ими будет сопряжен с рядом сложностей.
Сказанное выше обусловливает важность и необходимость проведения систематической и целенаправленной работы по формированию у обучающихся с интеллектуальными нарушениями подросткового возраста навыков самообслуживания.
Нами разработана программа коррекционно-педагогической работы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 7 класса (в возрасте 13 - 14 лет). Ее содержание спроектировано на основе проведенной диагностики, результаты которой выявили основные пробелы в их навыках самообслуживания.
Актуальность программы обусловлена неравномерностью владения разными группами навыков самообслуживания подростками с интеллектуальными нарушениями.
В частности, при приеме пищи обучающиеся испытывают трудности при использовании ножа, самостоятельном (без напоминания) мытье руки перед едой, уборке посуды после приема пищи, сервировке стола, соблюдении правил гигиены питания.
Навыки личной гигиены характеризуются неумением пользоваться полотенцем, салфеткой и носовым
платком, чистить зубы, складывать предметы гигиены на свои места.
В навыках опрятности отмечаются неопрятный прием пищи, нерегулярность соблюдения норм личной гигиены, неумение заправлять и расстилать постель, приводить в порядок внешность сложности при пользовании туалетом.
При одевании и раздевании обучающиеся испытывают сложности при застегивании и расстегивании одежды и обуви, определении лицевой и изнаночной стороны одежды и ее выворачивании, не умеют складывать одежду, ухаживать за грязной и мокрой одеждой, не выполняют требование вытирать ноги при входе в помещение.
В навыках культуры поведения основные проблемы связаны с неумением и нежеланием помогать сверстнику при самообслуживании, несоблюдением правил поведения на перемене и прогулке, неиспользованием вежливых слов, невыполнением дежурных поручений.
Для формирования перечисленных навыков самообслуживания в программе выделяются три направления:
1. Формирование мотивации овладения навыками самообслуживания.
В рамках данного направления внимание сфокусировано не внешней мотивации, а на внутренней, которая делает навык личностно значимым и ценным [4].
2. Формирование основных групп навыков самообслуживания.
Это направление предполагает сообщение обучающимся определенных теоретических знаний и большую практическую работу - фронтальную и индивидуальную [2].
3. Вовлечение родителей в работу по формированию навыков самообслуживания.
Обучение навыкам самообслуживания в образовательной организации сочетается с выполнением обучающимися освоенных действий по самообслуживанию дома [2].
Коррекционно-педагогическая программа позволяет решить комплекс задач:
1. Сформировать мотивацию к овладению навыками самообслуживания и их регулярному применению.
2. Сформировать знания, связанных с навыками самообслуживания.
3. Сформировать действия, входящие в навыки самообслуживания.
4. Расширить лексический запас словами, отражающими деятельность по самообслуживанию.
Программа реализуется в следующих формах:
1. Фронтальная работа: еженедельно проводятся занятия по самообслуживанию с обучающимися продолжительностью 45 минут (34 занятия в учебном году в соответствии с разработанным календарно-тематическим планом); ежемесячно проводятся тематические встречи с родителями.
2. Подгрупповая работа: обучающиеся объединяются в группы по критерию общности сложностей в процессе овладения навыками самообслуживания.
3. Индивидуальная работа: в условиях образовательной организации проводятся индивидуальные практические задания, даются персональные поручения; основная индивидуальная работа проводится в условиях семьи.
Коррекционно-педагогическая работа проводится путем сочетания разных методов: словесных, наглядных, практических (являющихся ведущими), игровых [5].
Содержание программы представлено пятью разделами («Прием пищи», «Личная гигиена», «Опрятность», «Одевание и раздевание», «Культура поведения») и конкретизировано в календарно-тематическом планировании на учебный год.
Ожидаемыми результатами программы являются личностные (формирование мотивации к овладению навыками самообслуживания и их регулярному применению) и предметные (расширение, конкретизация знаний, связанных с навыками самообслуживания; формирование действий, входящих в навыки самообслуживания; обогащение словарного запаса).
Таким образом, в процессе реализации разработанной нами коррекционно-педагогической программы создаются определенные психолого-педагогические условия, способствующие наиболее эффективному усвоению обучающимися с интеллектуальными нарушениями подросткового возраста
-( )-
навыков самообслуживания:
- заинтересованность родителей в овладении детьми навыками самообслуживания;
- наличие у обучающихся мотивации к овладению навыками самообслуживания;
- сотрудничество родителей и образовательной организации;
- учет возрастного кризиса и ведущей деятельности обучающихся;
- создание соответствующей предметно-пространственной среды;
- планирование работы по формированию навыков самообслуживания;
- пошаговое сокращение помощи взрослого в процессе овладения навыками самообслуживания. Список использованной литературы:
1. Гусева И.Н., Саханева С.В. Культурно-гигиенические знания и умения младших школьников с нарушениями интеллекта / Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2016. т. 1-1. с. 53-57.
2. Киселева А. В., Шилович Е. А. Формирование навыков самообслуживания и бытового труда у детей с особенностями психофизического развития // Специальная психология. 2016. № 1 (108). С. 36 - 42.
3. Олейникова Н. П. Социально-бытовая ориентировка как важнейшая образовательная компетенция учащихся коррекционных школ VIII вида // Коррекционная педагогика. 2012. № 5. С. 11 - 14.
4. Полянина С. А. Рекомендации педагогам по развитию мотивации учащихся, 2018. URL https://krasnoeutro.schools.by/m/pages/rekomendatsii-pedagogam-po-razvitiju-motivatsii-uchaschihsja (дата обращения : 12.01.2020).
5. Тельпис И. Формы и методы работы с несовершеннолетними воспитанниками разного возраста по формированию социально-бытовых навыков, 2015. URL https://www.maam.ru/detskijsad/formy-i-metody-raboty-s-nesovershenoletnimi-vospitanikami-raznogo-vozrasta-po-formirovaniyu-socialno-bytovyh-navykov.html (дата обращения : 09.01.2020).
© Щурова И.Н., 2020
УДК 378.1
Н. Ю. Яковлева
учитель английского языка МАОУ гимназия № 2 г. Екатеринбург, РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ ОНЛАЙН-МАРКЕТИНГА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
В статье анализируются наиболее эффективные инструменты продвижения образовательных услуг в сети Интернет, приводится план, содержащий основные этапы планирования маркетинговой деятельности образовательных учреждений на основе использования инструментов Интернета. Практическое применение разработанного плана продвижения в сети Интернет способствует повышению конкурентоспособности организации на рынке образовательных услуг, что особенно актуально в условиях глобализации.
Ключевые слова:
интернет-маркетинг, образовательные услуги, инструменты продвижения, план.
Вступление России в Болонский процесс дает новый импульс модернизации профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в мировой системе образования.