было признано лучшим на I Международной (X Всероссийской) Пироговской студенческой научной конференции. В 2010 году Л. Чемерисова после окончания академии поступила в очную аспирантуру при кафедре анатомии, работает над кандидатской диссертацией (некоторые методические наработки были сделаны еще в студенческие годы) и уже сама руководит группой студентов кружковцев.
Пятидесятилетняя история студенческого научного кружка кафедры анатомии человека со всей очевидностью свидетельствует о его неоценимом вкладе в обучение и становление будущих врачей. ФГОС - 3, обязав вузы разработать и утвердить свои образовательные программы, одновременно дал возможность кафедрам формировать в них два уровня освоения дисциплины: базовый и повышенный. Последний открывает кафедральным коллективам большие возможности для индивидуальной работы с целеустремленными, профессионально ориентированными студентами, которые будут занимать первые позиции в рейтинге студентов академии. Это позволит сформировать кадровый потенциал для кафедры анатомии человека, что решит проблему кадрового обеспечения педагогического процесса. Выстроить цепочку преемственности традиций и научных школ, сохранить, забытое порой, уважительное отношение к слову «учитель». Еще одно перспективное направление мы видим в совместной работе студенческого научного кружка со школьниками старших классов, которые стоят перед выбором профессии. В этом случае «выгода» здесь обоюдная -школа получает качественно организованную внеаудиторную работу, на базе анатомического музея и кафедры анатомии человека, а вуз - мотивированных первокурсников.
Таким образом, студенческий научный кружок кафедры анатомии человека Оренбургской государственной медицинской академии опираясь на свое прошлое и свои традиции, воспитывая и обучая студентов сегодня, уверенно строит планы на будущее, отвечающие основным требованиям ФГОС - 3, основной задачей которого государство видит формирование общекультурных и профессиональных компетенций, обеспечивающих успешную деятельность врача.
THE ROLE OF THE STUDENT SCIENCE CLUB OF HUMAN ANATOMY DEPARTMENT IN ORENBURG STATE MEDICAL ACADEMY IN FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES:
PAST, PRESENT, FUTURE. TO THE FIFTIETH ANNIVERSARY FROM
THE DAY OF FOUNDATION.
O.T. VEPRINTZEVA, L.M. ZHELEZNOV, E.D. LUTZAI,
D.N. LYASCHENKO, L.O. SHALIKOVA, К.М. KANIVETZ
Orenburg State Medical Academy
The analysis of fifty-year activity of the student science club of human anatomy department in Orenburg State Medical Academy was carried out in the article. Its role in bringing-up and formation of specialists-doctors today and tomorrow was determined, promising plans for future references were laid down.
Key words: human anatomy, student science club.
УДК 613.84 - 084:37
ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ НА ОСНОВЕ АКТИВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
И.Э. ЕСАУЛЕНКО, В.И. БОЛОТСКИХ, А.А. ЗУЙКОВА, Е.Ю. ЕСИНА,
О.Н. КРАСНОРУЦКАЯ*
Табакокурение является одним из четырех факторов риска наиболее распространенных в Российской Федерации. 22 студента приняли участие в работе «Школы по профилактике и отказу от табакокурения». Высокая эффективность «школы» была подтверждена динамикой клинических и инструментальных данных.
Ключевые слова: активная форма обучения, профилактика, табакокурение, студенты.
Табакокурение является одним из четырех факторов риска наиболее распространенных в Российской Федерации. Повышенный риск сердечно-сосудистых, бронхо-легочных заболеваний у курящих является очевидным и общепризнанным фактом. Но понимание сути и важности этой проблемы приходит с возрастом, когда появляются клинические жалобы и соматическая
* Воронежская государственная медицинская академия им.Н.Н. Бурденко, 394000 г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 10
патология, снижающие уровень здоровья, качество жизни и приводящие к перераспределению доходов семьи.
В настоящее время в нашей стране курит 40% юношей и 7% девушек, причем доля курящих постоянно увеличивается. В студенческой среде табакокурение является одной из наиболее популярных поведенческих привычек и можно выявить две основные причины начала и сохранения приверженности к табакокурению. Прежде всего, это процесс вхождения в новый коллектив, в связи с поступлением в вуз и как следствие - желание привлечь к себе внимание, казаться старше, взрослее, выделиться среди сверстников. Эти данные подтверждает анализ типов курительного поведения студентов, проведенный нами в 2011 году. «Поддержка» и «игра с сигаретой» были наиболее характерными типами курительного поведения для студентов и ассоциировались с эмоциональной поддержкой в сложных ситуациях и желанием привлечь к себе внимание с помощью курительных аксессуаров в ситуациях общения.
Специфика обучения в медицинском вузе позволяет уже на младших курсах глубоко изучать гигиенические, патофизиологические, биохимические аспекты воздействия компонентов табачного дыма на организм человека, а на старших курсах - вопросы профилактики, диагностики и лечения заболеваний, связанных с табакокурением, как фактором риска. С учетом этих особенностей обучения можно эффективно проводить профилактику и борьбу с табакокурением в медицинском вузе. Одним из примеров такой работы может быть «Школа по профилактике и отказу от табакокурения» для студентов медицинского вуза.
Цель исследования — профилактика и снижение уровня табакокурения у студентов медицинского вуза на основе внедрения активных форм обучения - «Школы по профилактике курения табака и отказу от табакокурения».
Материалы и методы исследования. «Школа по профилактике курения табака и отказу от табакокурения» проведена на кафедре поликлинической терапии и общей врачебной практики ВГМА им. Н.Н.Бурденко и включала пять занятий. В «школе» приняло участие 22 студента ВГМА им. Н.Н.Бурденко. Средний возраст студентов составил 22,5±0,21 года (M±SD), среди них лиц мужского и женского пола составили 80 и 20% соответственно. Стаж курения - 5,8±0,55 лет.
На первом занятии, с помощью специально созданной нами анкеты, определялись социальные особенности курящих студентов и исследовались индивидуальные данные, связанные собственно с курением: тип курительного поведения (тест Д. Хорна), степень никотиновой зависимости (тест Фагенстрема), степень готовности к отказу от курения и риск развития заболеваний, связанных с курением (индекс Фагенстрема). Инструментальное обследование включало исследование функции внешнего дыхания на аппарате для комплексной детальной оценки функций дыхательной системы Spiro USB и определение уровня окиси углерода выдыхаемого воздуха и карбоксигемоглобина на анализаторе Micro CO. Теоретическая часть первого занятия «школы» была посвящена анализу состава табачного дыма, который представлен в виде мультимедийной презентации. Каждое занятие школы предусматривало показ социальных роликов по теме занятия.
На втором занятии школы студент, ее проводящий, рассказывал о болезнях, вызываемых табакокурением, и имел возможность привлечь внимание к табакокурению, как к значимому фактору риска развития неинфекционных заболеваний. На этом занятии представляется анализ ответов на анкеты слушателей школы, в ходе которого все респонденты распределяются на три группы: студенты, твердо решившие бросить курить, студенты не готовые к отказу от табакокурения в настоящее время, но не исключающие такую возможность в будущем и респонденты не желающие бросать курить и исключающие такую возможность в будущем.
Механизм развития никотиновой зависимости раскрывается на третьем занятии. Ведущий школы подробно разбирает патогенез действия никотина на никотиновые рецепторы ЦНС, мозгового вещества надпочечников, нервно-мышечных синапсов и вегетативных ганглиев и изменения в работе сердечнососудистой, бронхо-легочной систем, желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы под влиянием стимулирующего эффекта никотина.
Альтернативные методы табакокурения: электронная сигарета и кальян разбираются в течение четвертого занятия «школы». На этом занятии участники «школы» также обсуждают наиболее интересующие их проблемы, связанные с отказом от
табакокурения: прибавка в весе, усиление кашля, изменение настроения, нарушения в деятельности желудочно-кишечного тракта. Специфика обучения в медицинском вузе позволяет подробно разобрать патогенез симптомов, составляющих синдром отмены и с позиции доказательной медицины обосновать возможные варианты их коррекции.
Лечение табачной зависимости являлось темой пятого, заключительного, занятия школы. На этом занятии повторно проводится анкетирование студентов, исследуется уровень окиси углерода выдыхаемого воздуха и количество карбоксигемогло-бина на анализаторе Micro CO. С учетом полученных данных, каждому участнику «школы» составляется программа отказа от курения, длительная, с целью полного отказа от курения, для студентов твердо желающих бросить курить и короткая, для усиления мотивации и снижения интенсивности курения - студентам, не готовым к отказу от курения, но не исключающим такую возможность в будущем. При отсутствии желании бросить курить и исключении такой возможности в будущем, слушателю школы рекомендуется программа по снижению интенсивности курения. Рекомендации для каждого студента заносились в индивидуальную карту отказа от курения, разработанную на кафедре.
Индекс курения рассчитывался по формуле: (число сигарет, выкуриваемых в день) х 12 и трактовался следующим образом: при значении более 140 риск развития ХОБЛ был крайне высоким. Значения концентрации монооксида углерода в выдыхаемом воздухе и карбоксигемоглобина учитывались следующим образом: 0-6 ррм и 0,16-0,96% - не курит, 7-10 ррм и 1,12-1,60% -легкий курильщик, 11-20 ррм и 1,76-3,20% - тяжелый курильщик, 20 ррм и более и 3,20% и более - очень тяжелый курильщик, соответственно. С помощью теста Д.Хорна определяли шесть типов курительного поведения: «стимуляция», «поддержка», «игра с сигаретой», «жажда», «расслабление», «рефлекс», рассчитывая количество баллов для каждого типа. Трактовали результаты по сумме баллов следующим образом: 11 баллов и более - студент курит именно по этой причине; 7-11 баллов пограничная причина, меньше 7 баллов - данный тип курения для респондента не характерен. Степень никотиновой зависимости колебалась от 0-2, до 3-4,5, 6-7, 8-10 баллов и характеризовалась, как очень слабая, слабая, средняя, высокая, и очень высокая соответственно. Готовность к отказу от курения. При сумме баллов от 18 до 27 студент был готов к отказу от курения. Сумма баллов от 10 до 17 и от 0 до 9 оценивалась, как отсутствие твердого желания бросить курить и вообще отсутствие желания бросить курить, соответственно.
Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы Statistica 6,0. При правильном распределении признаков данные представлены в виде средней (М) и стандартного отклонения (SD). Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимали равным 0,05.
Результаты и их обсуждение. Результаты анкетирования студентов представлены в таблице 1.
респондентов - 4 (18%). Два студента (9%) назвали другие причины, не пожелав их конкретизировать.
Таблица 1
Социальные данные курящих студентов
Мужчины (n=18) Женщины (n=4)
Возраст, годы 22,6±0,17 22,0±0
Длительность нахождения в накуренном помещении в день, часы 4,7±0,91 1,5±0,58
Количество выкуриваемых сигарет в день 19,0±1,88 13,5±1,73
Возраст начала курения, годы 16,9±0,48 18,0±0
Длительность курения, годы 5,76±0,47 6,0±1,15
Попытка бросить курить 2,1±0,28 1,0±0,31
Длительность периода отказа от табакокурения, дни 96,2±19,0 48±8,1
При анализе данных представленных в таблице 1 видно, что курящие студенты и студентки пытались бросить курить 2,1±0,28 и 1,0±0,31 раз соответственно, и длительность периода отказа от табакокурения составила 96,2±19,0 дня у мужчин и 48±8,1 дня у женщин.
Основные причины табакокурения представлены на рис. 1. Анализ ответов студентов показал, что большинство 10 (45%) начинает курить из любопытства. Желание расслабиться или выглядеть взрослее было причиной курения у равного количества
Рис. 1. Основные причины начала табакокурения
Результаты исследования функции внешнего дыхания представлены в таблице 2.
Таблица 2
Функция внешнего дыхания курящих студентов
Мужчины (n=18) Женщины (n=4)
VC ( л/%) 5,0±0,16 100,0±2,66 4,7±0,47 110,5±7,79
FEV1 (л/%) 4,34±0,13 98,7±3,00 3,2±4,90 93,0±0,28
FVC (л/%) 5,6±0,15 101,0±2,65 4,82±0,45 114,0±7,50
PEF (л/%) 9,8±0,40 99,5±4,76 7,85±0,64 100,5±6,06
FEV1/VC (%) 89±0,82 78,5±1,44 ±
MEF25 (л/%) 2,3±0,16 97,0±8,93 1,54 ±0,04 66,5±0,86
MEF50 (л/%) 5,3±0,22 96,7±4,51 3,8±0,07 77,0±1,15
MEF75 (л/%) 8,9±0,39 106,0±5,35 7,2±0,81 108,0±10,97
Исследование функции внешнего дыхания на аппарате для комплексной детальной оценки функций дыхательной системы Spiro USB не выявило отклонений показателей от нормы (табл. 2): средние значения жизненной емкости легких, объема форсированного выдоха за 1 секунду, индекса Тифно составили 100,0±2,66%, 98,7±3,00% и 89±0,82% соответственно. Однако биологический возраст легких, который можно определить на этом приборе был выше физиологического и составил 24 года, без статистического подтверждения.
Анализ типов курительного поведения показал ведущее значение таких типов курения, как «поддержка» (11,8±0,35), «игра с сигаретой» (11,25±0,16) и «расслабление» (11,0±0,42), которые были выявлены соответственно у 16, 10 и 16 респондентов. Индекс курения до проведения школы составил 221,0±18,47 и демонстрировал высокий риск развития заболеваний бронхолегочной системы у слушателей школы. Индекс курения после школы статистически достоверно снизился до 161,2±25,52 (р<0,05) характеризуя положительный ответ респондентов на материалы «школы».
Важную информацию, свидетельствующую в пользу эффективности активной формы обучения основам профилактики мы получили анализируя ответы на вопросы студентов после окончания «школы», которые отражены на рис. 2.
Рис. 2 Причины отказа от табакокурения после проведения «школы»
Как видно из рисунка 2 желание предупредить болезни, связанные с табакокурением и информацию, полученную на занятиях «школы» указали 16 (49%) и 8 (24%) студентов соответ-
ственно. Наличие заболевания и экономический фактор, связанный с приобретением сигарет отметили 3 (9%) и 4 (12%) респондента соответственно.
Анализ содержания монооксида углерода в выдыхаемом воздухе представлен на рис. 3.
Рис. 3. Уровень монооксида углерода выдыхаемого воздуха в динамике
Содержание монооксида углерода (угарного газа) в выдыхаемом воздухе колебалось от 13,2±1,3 ррт до проведения «школы» до 6,3±1,25 ррт после проведения пятого занятия (р<0,05). Статистически достоверные отличия мы получили и по содержанию карбокси-гемоглобина в выдыхаемом воздухе курящих студентов в течении работы «школы»: 2,8±0,43% и 1,0±0,2% соответственно. Таким образом, слушатели «школы» автоматически переходили из разряда «курящих” (SMOKER) студентов в группу «не курящих» (NON SMOKER) с учетом параметров выдыхаемого воздуха.
Статистически значимым было снижение количества выкуриваемых сигарет после пятого занятия у слушателей школы с 19 до 6 в день (р<0,05), что отражало глубокую озабоченность студентов состоянием своего здоровья и возможностью угрозы для здоровья при сохранении интенсивности курения.
Анализ симптомов отмены, возникавших у студентов при попытке бросить курить в прошлом, выявил: изменение настроения, увеличение веса, усиление кашля, снижение активности, появление проблем, связанных с отсутствием своевременного опорожнения кишечника в порядке убывания их встречаемости у студентов.
По результатам «школы» 12 (55%) студентам, твердо решившим бросить курить, была предложена длительная программа отказа от курения с использованием пластыря и жевательной резинки никоретте в индивидуальных дозах. Четырем (18%) респондентам, продемонстрировавшим отсутствие готовности к отказу от курения, но не исключающим такую возможность в будущем, была рекомендована короткая лечебная программа с целью усиления мотивации и снижения интенсивности курения. Отсутствие желания бросить курить было выявлено у 6 (27%) студентов с последующей рекомендацией проведения программы снижения интенсивности табакокурения.
Выводы. Наиболее характерными для студентов типами курительного поведения являлись: «поддержка», «игра с сигаретой» и «расслабление».
Уровень окиси углерода выдыхаемого воздуха и карбокси-гемоглобина, определяемые до проведения «Школы» зависели от количества выкуриваемых сигарет и характеризовали курящих респондентов как SMOKER (курильщик).
Среди симптомов отмены наибольшую тревогу вызывали -изменение настроения, увеличение веса, усиление кашля, снижение активности, появление запоров, что требовало своевременной их коррекции в течение первого месяца отказа от табакокурения.
Снижение количества выкуриваемых сигарет в сутки объективно подтвержденное уменьшением окиси углерода выдыхаемого воздуха и карбоксигемоглобина до характеристики NON SMOKER (не курящий), продемонстрировало высокую эффективность «Школы профилактики и отказа от табакокурения» как активной формы обучения и профилактики в медицинском вузе.
Литература
1.Руководство по медицинской профилактике/ Под ред. Р.Г. Оганова, Р. А. Хальфина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 464 с.
2. Евсевьева, М.Е. Кардиоваскулярная терапия и профилактика / М.Е. Евсевьева.- 2011.- №2.- С.41-47.
3. Чучалин, А.Г. Справочник врача общей практики / А.Г. Чучалин.- 2011.- №6.- С. 22-34.
THE EXPERIENCE OF THE PREVENTION OF SMOKING IN MEDICAL
SCHOOL ON THE BASIS OF ACTIVE FORMS OF TRAINING
I. E. ESAULENKO, V.I. BOLOTSKICH, A.A. ZUJKOVA, Е. Y. ESINA,
O.N.KRASNORUTSKAY
Voronezh State Medical Academy after N.N. Burdenko
Tobacco smoking is one of the four risk factors which is the most widespread in the Russian Federation. 22 students took part in the work of the sSchool for the prevention and cessation of smoking. "High efficiency of the"School "was confirmed by the dynamics of clinical and instrumental data.
Key words: active form of training, prevention, tobacco smoking, students.