Научная статья на тему 'Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания школьников'

Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1372
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPLEX TEACHING COURSE "BASES OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS" / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / КОМПЛЕКСНЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" / SPIRITUAL-AND-MORAL EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION / UNIVERSAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедьянова Алия Гакилевна, Байгулова Гульназира Сафаргалиевна

Ученый мир все чаще обращает свое внимание на тему духовнонравственного воспитания. Примером признания ее важности на государственном уровне является создание проекта введения в учебные планы предмета «Основы религиозных культур и светской этики». В статье представлены идеи по оптимизации содержания курса, предложения по методике преподавания и подготовке кадров к его проведению, сделанные на основе исследовательской работы авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience, Problems and Prospects of Pupils Spiritual-and-Moral Education

The scientific world even more often pays the attention to the topic of spiritualandmoral education. The example of its importance at the state level is the creation of the project of introduction «The Bases of Religious Cultures and Secular Ethics» course in the curricula. The article describes the optimization ideas of the course content, suggestions for teaching techniques and professionals training for the course carrying out made on the basis of the authors research work.

Текст научной работы на тему «Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания школьников»

УДК 373.3.016:37.091.3 ББК 74.202

Ахмедьянова Алия Гакилевна

соискатель кафедра педагогики Сибайский инстиут Башкирского государственного университета

г. Сибай

Байгулова Гульназира Сафаргалиевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра педагогики и психологии Сибайский инстиут Башкирского государственного университета

г. Сибай

Akhmedyanova Aliya Gakilevna Applicant for a Degree Chair of Pedagogics Sibay Institute of Bashkir State University Sibay

Baigulova Gulnazira Safargalievna

Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor

Chair of Pedagogics and Psychology Sibay Institute of Bashkir State University Sibay

Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания школьников Experience, Problems and Prospects of Pupils’

Spiritual-and-Moral Education

Ученый мир все чаще обращает свое внимание на тему духовнонравственного воспитания. Примером признания ее важности на государственном уровне является создание проекта введения в учебные планы предмета «Основы религиозных культур и светской этики». В статье представлены идеи по оптимизации содержания курса, предложения по методике преподавания и подготовке кадров к его проведению, сделанные на основе исследовательской работы авторов.

The scientific world even more often pays the attention to the topic of spiritual-and-moral education. The example of its importance at the state level is the creation of the project of introduction «The Bases of Religious Cultures and Secular Ethics» course in the curricula. The article describes the optimization ideas of the course content, suggestions for teaching techniques and professionals’ training for the course carrying out made on the basis of the authors’ research work.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, общечеловеческие ценности, комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Key words: spiritual-and-moral education of the younger generation, universal values, complex teaching course «Bases of Religious Cultures and Secular Ethics».

По словам современного философа В. И. Мурашова, «духовность - это созидающая самооснова истинно человеческого общества». Все аспекты социокультурного развития - социально-политический, научно-технический и художественный во многом определяются духовностью.

Главную роль в сохранении и развитии духовности играет духовнонравственное воспитание подрастающего поколения. Духовно-нравственное воспитание как процесс, направленный на сохранение родовой сущности человека, актуально всегда и везде, в любом обществе и в любую эпоху. Но особое значение оно приобретает здесь и сейчас, т.е. в современной России. После долгих лет насаждения коммунистической идеологии и послеперестроечного духовного вакуума важно дать молодежи спасительные духовно-нравственные ориентиры. В ответ на их отсутствие, а также на жесткие условия современности, такие как информационный взрыв, ускорение темпов жизни, изменения в отношениях между людьми, расслоение общества проявляются дезориентация людей, массовый социально-психологический стресс, повышение социальной агрессии и пассивности не только среди взрослого, но, к сожалению и среди подрастающего поколения.

Для устранения и профилактики данных отрицательных проявлений внутренней слабости человека ему необходима помощь в формировании духовной платформы непоколебимости личности. Такой платформой, внутренним стержнем, опорой, ориентиром призваны стать общечеловеческие ценности: Истина, Добро, Мудрость, Любовь, Милосердие, Красота и т.д. Именно они во все времена и эпохи помогали людям, независимо от их расовой, национальной, конфессиональной принадлежности, выдерживать все испытания и идти вперед по пути своего бесконечного развития. Помочь каждому человеку, начиная с его детства, проникать в глубокий смысл общечеловеческих ценностей и своей природы, раскрывать их и строить свою жизнь в гармоничном соответствии с

ними, осознанно, систематично, целенаправленно призвана современная педагогика в процессе духовно-нравственного воспитания его личности

Отрадно, что этот факт становится общепризнанным в передовых научных кругах. Об этом свидетельствует увеличение количества научных работ, связанных с духовностью и духовно-нравственным воспитанием.

Примером признания важности духовно-нравственного воспитания в школьной образовательной практике на государственном уровне является создание проекта введения в учебные планы предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Данный комплексный учебный курс включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики (родители учеников выбирают наиболее приемлемый для себя вариант). Задача, которая стоит перед экспериментальным курсом, по словам Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко [4], заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании.

Однако, как показывает анализ общественного мнения, высказываемого многочисленными участниками форумов в сети Интернет, введение этого курса вызвало волну споров, что далеко от желаемого взаимопонимания. При этом, большинство с одобрением принимает введение данного курса, оценивая его как «необходимый», но высказывают замечания относительно его содержания. Перечислим основные опасения по поводу нового предмета:

• Возможны противопоставления детей друг другу по признаку вероисповедания: православные, мусульмане, атеисты и т. д.

• Возможно несоответствие уровня личностного развития учителя преподаваемым им ценностям

• В случае углубленного изучения религии возможно ощущение у детей навязывания, и в результате отторжения и т. д.

Опасения вполне обоснованы. В результате углубленного изучения одной из религий или светской этики у ребенка не формируется целостное видение

духовной культуры человечества, являющегося важной предпосылкой понимания и уважения к людям разных конфессий. Пока данный курс работает в экспериментальном режиме, желательно внести некоторые коррективы в его содержание во избежание прогнозируемых негативных последствий.

Так для профилактики разобщения детей по религиозным признакам следует провести общие для всех детей уроки по основам каждой религии. Это будет способствовать пониманию образа мыслей и жизни людей разного вероисповедания, формированию уважительного отношения к ним.

Совсем не обязательно перегружать ребенка большим объемом информации относительно религиозных ритуалов, календарей, праздников и т.д., как это предлагается в учебном стандарте. Важно дать понять ребенку, что религия один из возможных путей, ведущих к духовности. А, став взрослее, он сам, пользуясь своим правом свободного выбора, определит способы и формы своего духовного роста в рамках или вне какой-либо религии.

Для осознания детьми внутреннего единства всех людей, желательно провести общие для всего класса уроки по темам:

• «Единый Бог - Творец всего сущего»

• «Духовная природа человека»

• «Духовное богатство человека (качества, добродетели)»

• «Образ жизни духовного человека»

• «Единство людей разного вероисповедания»

Здесь важно подчеркнуть общие созидательные идеи на примере всех религий, а также привести их научные подтверждения (например, целительную силу молитвы можно доказать с помощью опытов в области квантовой физики японского ученого Эмото). Следует усилить акцент на общее, объединяющее все религии и светскую этику начало - общечеловеческие духовные ценности. Как пишет профессор Л. Н. Лесохина: «Общечеловеческие ценности - итог всей истории человечества. Это то, что выстрадано поколениями людей и не принадлежит какой-то одной цивилизации, тем более государствам, религиям,

национальным сообществам. Это то, что принадлежит всему человечеству и каждому человеку в отдельности» [3].

Смещение акцента с исторических фактов и информации о существующих религиях на высшие ценности, являющиеся внутренней сутью священных писаний, повысит эффект духовно-нравственного воспитания. Описанный вариант оптимизации содержания нового курса поможет частично устранить существующий перекос в сторону ЗУНового компонента обучения и усилить его воспитательные функции, дав реальный стимул к нравственному самосовершенствованию детей.

Новый предмет требует применения новых методов для того, чтобы духовные ценности становились реально действующими принципами жизни учеников. Знания об общечеловеческих ценностях важно не давать в готовом виде, а актуализировать опыт самих детей, привести их к пониманию глубинного смысла этих идей через совместное размышление, практические упражнения, опыты и игры. Очень близки для понимания детей сказки с духовным содержанием, притчи и примеры из жизни пророков и святых. В заключении стоит проиллюстрировать вечные истины любви, милосердия, сострадания и т.д. заповедями, принципами всех основных религий. Наиболее глубокое проникновение в суть духовных понятий происходит в процессе творчества (очень эффективно рисование, лепка, элементы танце-двигательной терапии и т.д.). Примеры комплексного применения методов духовно-нравственного воспитания можно найти в учебно-методическом пособии авторов «Воспитание истинно богатой личности» [1].

Об эффективности духовно-нравственного воспитания будет свидетельствовать перетекание его в процесс самовоспитания детей. Необходимо предоставить детям рабочие тетради по самосовершенствованию с заданиями, направленными на развитие самосознания и духовных качеств. Например: ежедневный самоанализ, практика благодарности, упражнение по прощению, тренировка в умении видеть хорошие качества в себе, в других людях, размышления о смысле происходящих событий и т.д.

Много опасений возникает относительно способности учителей адекватно преподавать курс «Основы религий и светской этики». Здесь затрагиваются настолько тонкие, деликатные сферы внутреннего мира детей, что педагогам, берущим на себя груз ответственности - преподавание этого предмета, важно, подобно врачам, взять на вооружение заповедь Гиппократа «Не навреди!» и основательно подготовиться к этой серьезной работе.

Самым главным в подготовке учителей к преподаванию нового предмета будет не столько оснащение их знаниями обо всех религиях, сколько способствование их самостоятельной работе по раскрытию в себе духовнонравственных качеств. Учитель не может передать ученикам то, чем не обладает сам в полной мере. Опыт целенаправленной внутренней работы педагогов по духовно-нравственному самовоспитанию дает им моральное право преподавать духовные категории детям.

Выше перечисленные идеи по оптимизации содержания и методов предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и подготовке учителей к его преподаванию позволят сформировать у детей объемную и объективную картину мира духовной культуры человечества, а также, что немаловажно, будут способствовать раскрытию их духовной природы.

Авторы статьи дают столь оптимистический прогноз на основе своих опытно-экспериментальных исследований в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. С 2002 года при Государственном автономном научном учреждении «Институте региональных исследований» республики Башкортостан творческим коллективом педагогов и психологов центра здоровья и развития личности ведется научно-исследовательская и опытноэкспериментальная работа в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Нами разработаны учебно-методические программы «Юный волшебник», «В поисках острова сокровищ».

Целью данных программ стало способствование раскрытию сущностных сил ребенка - его внутренней, универсальной, духовной природы, его истинного Я, присущего каждому представителю человеческого рода, независимо от

его социальной принадлежности. О существовании этой структуры в человеческой личности издавна говорили во всех религиозных учениях, об этом писали великие философы, учителя человечества. С 70-х годов 20-ого века эти знания стали достоянием психологии, а точнее одного из ее направлений - онтопсихологии, согласно которому: истинное Я человека - это «позитивное начало, заложенное в каждой личности, изначальное предназначение которого - направлять человека по пути самореализации» [2].

Это высшее начало можно раскрыть через проникновение в общечеловеческие ценности, которые сами являются гранями духовности. Именно духовные ценности общечеловеческого характера являются тем универсальным содержанием духовно-нравственного воспитания, которое приемлемо для людей всех национальностей и конфессий и не противоречит светскому характеру образования.

В ходе эксперимента традиционный набор методов нравственного воспитания, состоящий из убеждения, внушения, примера, этической беседы, был дополнен методами:

1) социально-психологического обучения (групповая дискуссия, тренинг);

2) артпедагогики (рисование, лепка, танцы, театр);

3) сказкотерапии (анализ и сочинение сказок, притч);

4) психотехники (релаксации, медитации-визуализации);

5) практическими опытами, построенными по аналогии духовных и материальных явлений.

Перечисленные методы применимы для младшего школьного возраста, что связано с восприимчивостью учеников начальных классов, с их стремлением к саморазвитию, преобладанием у них наглядно-образного мышления и любовью к творчеству. Поскольку данный возраст является сензитивным для усвоения нравственных ценностей, подобная воспитательная работа в данный период не только возможна, но и весьма желательна.

Дети, прошедшие обучение по программам «Юный волшебник» и «В поисках острова сокровища», согласно нашим исследованиям, отличаются более

раскрытым духовно-нравственным потенциалом по сравнению со сверстниками. При изучении этого вопроса мы опирались на положение о ценностном содержании духовности, о ее вневременном, надситуативном, неэгоистичном характере, о ее проявлении в нравственных поступках. В исследовании были применены методы наблюдения, опроса, экспертной оценки, анализа детского творчества. Ниже приведены некоторые результаты диагностики уровня духовно-нравственного воспитания.

О внутренней соотнесенности бытия «юных волшебников» с вечностью свидетельствуют категории, которыми они мыслят. Их мысли носят ценностное содержание: стремление к истине, добру, самосовершенствованию, благородству и т.д. Например, они задаются вопросами: «Какие достоинства и недостатки есть во мне?»; «Почему бьется человеческое сердце?»; «Что я сам могу сделать, чтобы изменить обстановку вокруг к лучшему?».

Об альтруистической направленности личности «юных волшебников», об их умении выходить за пределы своих корыстных, сиюминутных желаний говорит содержание их ответов на вопрос: «Какие желания вы исполнили, если бы у вас была волшебная палочка?» Дети ответили: «чтобы все люди были счастливы, любили и были любимы, были мудрыми» и т.д. 74% опрошенных пожелали блага для всех людей и только 21% пожелали что-либо для себя (в выборке детей, не обучавшихся по данным программам 11% и 79% - соответственно). Дети предпочли духовные ценности материальным: 89% - из всех ответов составили духовные ценности, 11% - материальные (во второй выборке: 69% и 31% - соответственно).

Мерилом духовности являются поступки человека. Наши «юные волшебники» показывают себя с хорошей стороны не только в условиях лабораторного эксперимента, проводимого с помощью разнообразных воспитательных ситуаций, но и в условиях естественного эксперимента, в непредсказуемых ситуациях, созданных самой жизнью. Например, они неоднократно по своей инициативе оказывали реальную поддержку и помощь тем, кто в этом нуждается: младшим детям, родителям, отстающим в учебе одноклассникам и т.д.

Таким образом, практика доказывает эффективность систематичного, целенаправленного духовно-нравственного воспитания детей, направленного на раскрытие их истинного Я, содержанием которого являются универсальные духовные ценности.

Результаты описанной опытно-экспериментальной работы апробированы в ряде школ республики Башкортостан и обобщены в научных статьях и учебнометодических пособиях. На наш взгляд, взятие их на вооружение учителями в их воспитательной работе в целом и в ходе преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в частности будет способствовать более эффективному раскрытию духовно-нравственного потенциала учеников.

Библиографический список

1. Ахмедьянова А.Г., Байгулова Г.С., Хакимова З.Р. Воспитание истинно богатой личности. Учебно-методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2009. - 56 с.

2. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. - Пермь: Хортон Лимитед, 1993. -

46 с.

3. Сальникова Н.Е. Работа с детьми: школа доверия. - СПб.: Питер, 2003. - 282 с.

4. Утверждена структура курса «Основы религиозных культур» [электронный ресурс].

- URL: http://www.gazeta.ru/education/2009/12/08_n_3296068.shtml (дата обращения:

15.02.2010).

Bibliography

1. Akhmedyanova, A.G., Baygulova, G. S, Khakimova, Z.R. Education of a Truly Rich Person. Guidance Manual on Spiritual-and-Moral Education of Primary School Age Children / A.G. Akhmedyanova. - Ufa, 2009. - 56 p.

2. Bases of Religious Cultures [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.gazeta.ru/education/2009/12/08_n_3296068.shtml (reference date: 15.02.2010).

3. Meneghetti, A. Ontopsychological Pedagogics / A. Meneghetti. - Perm, 1993. - 46 p.

4. Salnikova, N.E. Work with Children: Trust School / N.E. Salnikova. - SPb.: Peter, 2003. -282 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.