Научная статья на тему 'Использование духовно-нравственного потенциала религий как одно из средств совершенствования системы духовно-нравственного воспитания'

Использование духовно-нравственного потенциала религий как одно из средств совершенствования системы духовно-нравственного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1645
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИЙ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трошина Надежда Николаевна

В последние годы российское государство активно взаимодействует с традиционными религиозными организациями во всех сферах общественной жизни. Введение религиозного компонента в систему образования становится актуальной социально-педагогической задачей. В статье раскрывается сущность духовно-нравственного потенциала религий, рассматриваются формы и методы его реализации, обосновывается необходимость использования религиозного потенциала как одного из средств совершенствования системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование духовно-нравственного потенциала религий как одно из средств совершенствования системы духовно-нравственного воспитания»

УДК 37.017

Трошина Надежда Николаевна

Кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», [email protected], Владимир

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИ

Аннотация. В последние годы российское государство активно взаимодействует с традиционными религиозными организациями во всех сферах общественной жизни. Введение религиозного компонента в систему образования становится актуальной социально-педагогической задачей. В статье раскрывается сущность духовно-нравственного потенциала религий, рассматриваются формы и методы его реализации, обосновывается необходимость использования религиозного потенциала как одного из средств совершенствования системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: духовно-нравственный потенциал религий; духовно-нравственное воспитание; образование.

Troshina Nadezhda Nikolaevna

Candidate of philological sciences, associate professor, associate professor of the Department of Journalism, of Federal State Budget Establishment of Higher Vocational Education “ Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs", [email protected], Vladimir

THE SPIRITUAL AND MORAL POTENTIAL OF RELIGION IN THE PROCESS OF EDUCATION

Abstract. Lately the Russian state actively co-operates with traditional religious organizations in all spheres of social life. An introduction of a religious component to the system of education becomes an urgent social and pedagogical task. The article reveals the essence of spiritual and moral potential of religions, examines forms and methods of its implementation, substantiates the necessity of use of religious potential as one of the means of improving system of the spiritual and moral upbringing of the rising generation.

Keywords: spiritual and moral potential of religions; spiritual and moral upbringing; education.

Нестабильное состояние российского общества и государства в первое десятилетие демократических преобразований повлекло за собой коренную смену жизненных ценностей и приоритетов в молодежной среде. Материальные потребности стали преобладать над духовно-нравственными. Атмосфера насилия, коррупции, дефицит нравственности, низкий уровень культуры породили ответную реакцию детей и подростков - равнодушие, грубость, цинизм, повышенную озлобленность, агрессивность, жестокость и зачастую совершение преступлений. В поисках путей выхода из духовного кризиса, охватившего все сферы общественной жизни, в массовом сознании россиян появляется

отчетливое понимание того, что одним из средств преодоления его последствий является «обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны..., возвращение к исконным нравственным ценностям» [2, с. 113].

В настоящее время идут широкие теоретические поиски модели построения духовно-нравственного воспитания на всех его уровнях и во всех его аспектах: теоретикометодологическом, научно-теоретическом, историко-педагогическом, нормативно-

правовом, содержательном, организационно-технологическом, научно-методическом. Говоря о предпочтительности той или иной модели для нашей страны, можно утверж-

дать, что выбор сделан в пользу присутствия религиозного компонента в системе светского образования. По мнению большинства российских ученых и общественных деятелей, религия, наряду с этикой, идеологией, духовным измерением художественной культуры и опытом мировоззренческого самоопределения человека, является неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры [4, с. 63].

Начиная с середины 1990-х гг., институты религии и церкви, в том числе Русской Православной Церкви (РПЦ), в сотрудничестве с другими социальными институтами настойчиво и целеустремленно пытаются заполнить наблюдаемый в стране идеологический и духовно-нравственный вакуум. Православие, доминирующая религия на общероссийском пространстве, стоявшее у истоков российской государственности, имеющее общие корни с российской историей и культурой, тесно связанное с народными традициями, активно вторгается в сферу духовнонравственной жизни и стремится влиять как на общественное, так и на индивидуальное сознание, что актуализирует проблему выявления сущности духовно-нравственного потенциала религий, системы методов и форм его реализации, возможностей реального воздействия РПЦ на социум.

Под духовно-нравственным потенциалом религий принято понимать систему норм и ценностных представлений религиозного учения, определяющих и регулирующих поведение человека в рамках допустимого общечеловеческими нормами [1, с. 9]. Сущность понятия духовно-нравственного потенциала религий обусловлена его составляющими компонентами:

- религиозная мораль и культура;

- религиозное право и законодательство;

- нормы и запреты;

- нравственное отношение к человеку, обществу, стране.

Реализация духовно-нравственного потенциала религий осуществляется в виде самых разнообразных форм, позволяющих приобщить детей к неизменным позитивным ценностям религиозной культуры: урок, беседа, лекция, диспут, экскурсия, паломническая поездка, выставка, концерт, спектакль, конкурс, спортивное соревнование, чаепитие, просмотр и анализ религиоз-

ных видеофильмов, выпуск газеты, беседа со священнослужителями и др. В современном обществе важными являются досуговые формы реализации духовно-нравственного потенциала религий: организация религиозных праздников, вечера духовной поэзии, музыкальные гостиные, театрализованные вечера, краеведческие конференции, выставки детских рисунков, альбомов и поделок, детские хоры, кружки лепки, вышивки и рисования, посещение оздоровительноспортивных секций, безалкогольных кафе и др. Наиболее распространенными и оправдавшими себя на практике являются такие формы духовно-нравственного просвещения родителей, как родительские собрания с приглашением психолога и священника, беседы, индивидуальные беседы и консультации, собрание отцов, школьный лекторий, диспуты, конференции по обмену опытом, школьные и классные тематические конференции.

Целями реализации духовно-нравственного потенциала религий являются ценностные ориентиры духовности и нравственности, выражающиеся в следующих составляющих:

1) наличие высокого духовного идеала, стремление отстаивать свой духовный идеал и следовать ему;

2) ориентация на безусловную ценность человеческой личности;

3) жизненная установка на служение общим целям общества и страны;

4) следование принципам добра и гуманизма в отношениях с другими людьми;

5) чувство долга и следование ему, ответственность за принятое решение и действие;

6) требовательность к себе;

7) самостоятельность в выборе собственной позиции и поступков;

8) стремление к самосовершенствованию и саморазвитию.

Духовно-нравственные ценности формируют внутреннее ядро личности, а потому благотворно влияют на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, этическое и эстетическое развитие, формирование мировоззрения гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию.

Необходимо отметить, что реализация духовно-нравственного потенциала религий осуществляется методами, которые ис-

пользуются и в светской педагогике, однако их наполнение соответствует определенным целям и задачам. В контексте общепризнанной классификации методов воспитания [3, с. 123] целесообразно выделить три группы методов реализации духовно-нравственного потенциала религий: методы формирования сознания личности, методы организации жизнедеятельности и поведения, методы стимулирования деятельности и поведения (см. таблицу).

Таблица

Методы реализации духовно-нравственного потенциала религий

С помощью вышеперечисленных методов духовно-нравственного потенциала религий, можно эффективно воздействовать на духовно-нравственную жизнь общества.

В настоящее время воздействие РПЦ на духовно-нравственный мир современного человека происходит, прежде всего, по двум основным каналам: образовательному и социально-психологическому. Первый путь -это преподавание основ православной этики и других ценностей православия в различных учебных заведениях, второй - воздействие на сознание людей через православные таинства и ритуалы.

Православная церковь полагает, что важным фактором духовно-нравственного обновления российского общества может стать православное образование и просвещение. Анализ реальной практики функционирования системы религиозного образования в России позволяет утверждать, что деятельность РПЦ в области религиозного образования имеет сегодня множество направлений, важнейшими из которых являются:

1) религиозное образование в воскресных школах всех типов, возникающих при

храмах; 2) дошкольное православное воспитание в детских садах и группах; 3) образование в православных школах, гимназиях и лицеях; 4) образование в православных высших учебных заведениях, занимающихся подготовкой православных педагогов и катехизаторов, а также православных специалистов в области фундаментальных наук и культуры; 5) взаимодействие РПЦ с государственной системой образования, религиозное просвещение в государственных и частных учебных заведениях всех типов;

6) противодействие тоталитарным сектам и новым религиям, представляющим опасность для нравственного здоровья общества;

7) религиозное просвещение через средства массовой информации, радио, телевидение;

8) работа РПЦ с учреждениями российской культуры; 9) международное сотрудничество в области религиозного образования; 10) кадровое, методическое и информационное обеспечение православных образовательных учреждений и координация их деятельности.

Наблюдая положительную динамику взаимодействия государства и церкви, нельзя не отметить активный процесс проникновения религиозного содержания в светское образовательное пространство. По данным Общественной палаты Российской Федерации, еще в 2006-2007 учебном году курсы религиозной культуры, фактически религиозного образования, изучало уже около миллиона учащихся государственных и муниципальных школ [5, с. 59]. С учетом примерного распределения состава этнокон-фессиональных групп населения в стране: 85% - номинально православные, 10% - мусульмане, 5% - остальные (в том числе иудаисты - менее 1%, буддисты - менее 1%), можно сделать вывод, что пропорционально лидировала практика изучения исламской культуры и культуры иудаизма. Такие курсы изучало более 1% от численности соответствующих этноконфессиональных групп, у православных же - менее 0,5% [6, с. 56; 9, с. 137-138].

Одной из инноваций 2010 г. стало введение в российских школах в качестве федерального эксперимента преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), с помощью которого подрастающее поколение сможет

Методы формирования сознания личности Беседа

Пример

Убеждения, внушение

Методы организации жизнедеятельности и поведения Поручение

Упражнение

Воспитывающая ситуация

Методы стимулирования деятельности и поведения Требование

Поощрение

Наказание

узнать историю своего Отечества, основополагающие факты об истоках и становлении православия и других конфессий в нашей стране. В первом полугодии 2011 г. по итогам апробации данного курса было установлено, что наиболее востребованным оказался модуль «Основы светской этики». Его выбрали для своих детей 42% родителей. 30% школьников изучали «Основы православной культуры», 18% - «Основы мировых религиозных культур», 9% - «Основы исламской культуры», 1% - «Основы буддийской культуры» и менее 1% - «Основы иудейской культуры» [7].

На основании обобщения отчетов по апробации курса ОРКСЭ можно сделать следующие выводы: 1) курс ОРКСЭ востребован учащимися, учителями и родительской общественностью; 2) большинство участников мониторинга оценивают данный курс положительно; 3) школьники с интересом изучают данный курс (большинство из них хотели бы продолжить изучение курса в дальнейшем); 4) установлены бесконфликтные отношения между тремя равноправными сторонами учебного процесса: педагогами, учащимися и их родителями.

Как видим, получены положительные результаты апробации комплексного учебного курса, и, возможно, начиная с 2012 г., его преподавание будет осуществляться на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации.

Введение религиозного компонента, изучение основ религиозных культур в учебных заведениях - это один из путей возрождения российской культуры, а также один из способов уберечь подрастающее поколение от вредных привычек и девиантного поведения. Обращение к религиозным ценностям, в том числе к культурным традициям Русской Православной Церкви, содержит ресурсы как для обновления содержания, форм, методов образовательного процесса, способов взаимодействия его участников, так и совершенствования системы духовнонравственного становления личности.

Библиографический список

1. Гильманов М. М. Использование духовнонравственного потенциала монотеистических религий в профилактике девиантного поведения

подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2004. - 24 с.

2. Данилюк А. Я. Нравственное и гражданское воспитание: взгляд компаративиста // Педагогика. - 2008. - № 8. - С. 112-116.

3. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 256 с.

4. Козырев Ф. Н. Религиозный компонент духовно-нравственного воспитания // Педагогика. -2008. - № 9. - С. 62-71.

5. Метлик И. В. Изучение религий и воспитание учащихся в современной школе / // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 51-61.

6. Метли И. Религия в школе: проект нового закона «Об образовании» // Журнал Московской Патриархии. - 2011. - № 1. - С. 57-60.

7. Основы религиозных культур и светской этики. [Электронный ресурс]. URL: М1р://%'%гмг. orkce.ru (дата обращения: 20.08.2011).

8. Пашков С. В. Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования: дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2010. -191с.

9. Результаты мониторинга соблюдения принципов свободы совести, и вероисповедания при изучении учебных курсов по истории и культуре религий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в регионах Российской Федерации Комиссии по вопросам толерантности и свободы совести Общественной палаты Российской Федерации // Православная культура в школе: практика, проблемы, перспективы. Сб. материалов и документов / Сост. и ред. протоиерей Борис Даниленко, И. В. Метлик, Т. И. Петракова. - М.: Синодальная библиотека, 2008. - 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.