Научная статья на тему 'Внедрение в образовательный процесс основ религиозной аксиологии: пути решения'

Внедрение в образовательный процесс основ религиозной аксиологии: пути решения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
327
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"FUNDAMENTALS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS" / "FUNDAMENTALS OF ECCLESIASTICAL AND SECULAR ETHICS" / "AXIOLOGY OF RELIGION" / "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" / «ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» / «АКСИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ» / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТИ РЕЛИГИИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ КРИЗИС / ПЕДАГОГИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ДЕЯТЕЛИ / РЕЛИГИОЗНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / MORAL VALUES / VALUES OF RELIGION / MORAL AND SPIRITUAL CRISIS / EDUCATORS AND RELIGIOUS FIGURES AND RELIGIOUS AFFILIATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Седанкина Татьяна Евгеньевна

В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с введением в образовательные учреждения курса «Основы религиозных культур и светской этики», и предлагаются некоторые пути их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCING FUNDAMENTALS OF RELIGIOUS AXIOLOGY IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS: SOLUTIONS

This article discusses the problems related to the introduction of the course "Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics" in educational institutions, and suggests some ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Внедрение в образовательный процесс основ религиозной аксиологии: пути решения»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2Q13. №1(31)

УДК 372.82

ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОСНОВ РЕЛИГИОЗНОЙ АКСИОЛОГИИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ

© Т.Е.Седанкина

В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с введением в образовательные учреждения курса «Основы религиозных культур и светской этики», и предлагаются некоторые пути их разрешения.

Ключевые слова: «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовной и светской этики», «Аксиология религии», нравственные ценности, ценности религии, духовнонравственный кризис, педагоги и религиозные деятели, религиозная принадлежность.

Одним из важнейших нововведений в сфере образования является внедрение во всех субъектах Российской Федерации с 2012/13 учебного года в общеобразовательные учреждения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р. В рамках данного учебного предмета, начиная с 4-го класса по выбору обучающихся или их родителей планируется изучение основ православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основ мировых религиозных культур или основ светской этики.

Введение данного курса доктор педагогических наук А.Я.Данилюк назвал еще одним шагом на пути «последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России» [1: 6].

Считаем, что в настоящий момент данное решение особенно актуально, так как российское общество переживает ценностный и духовнонравственный кризис, существенное падение нравственности подрастающего поколения. С каждым годом в общественном сознании обесцениваются такие понятия, как «нравственность», «патриотизм», «долг», «совесть»,

«честь», «любовь», «доброта», «милосердие», «альтруизм». Наблюдается заметная деформация ценностных основ мировоззрения молодых людей. Согласно опросу Института социологии РАН 55% молодых людей готовы переступить через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха. Значительная часть молодежи не считают неприемлемыми проституцию, обогащение за счет других, хамство, пьянство, дачу и получение взятки, аборт, супружескую измену [2]. В

настоящее время общее число несовершеннолетних, имеющих необратимые аномальные отклонения в области духовно-нравственного, психического и физического здоровья, а также не способных по тем или иным причинам к социальной адаптации, подходит к критической черте. Потому сегодня особенно актуально звучат слова В.А.Лекторского: «Если Россия не сможет повернуться к духовности, она погибнет как великая и неповторимая культура, а значит, и как страна» [3].

Специфика духовной ситуации нашего времени заключается в том, что современный человек, резко ощущая бездуховность своей эпохи, утратил некоторые исходные основы понимания духовности и остался с чувством самоутраты и полной потери жизненных ориентиров. Совершенно естественно, что у кризиса духовности не может быть одной причины. Е.В.Бобырева выделяет следующие: теологическая - утрата религиозного чувства; метафизическая - девальвация абсолютных ценностей; культурологическая -общая дезорганизация жизни и потеря человеком ориентиров смысла жизни [4: 131]. Поэтому в условиях кризиса сознания в современном мире возрастает тяга к религии и ее ценностям, что, по мнению Г.К.Абдигалиевой, «дает человеку возможность приобщиться к духовному опыту, накопленному в истории мировых религий, создает потенциальные возможности для всестороннего развития личности и через изучение ценностей религии приобщиться к общечеловеческим идеалам и ценностям» [5: 3].

В поисках новых универсальных ценностей и идеалов человечество так или иначе возвращается к духовным первоосновам, наполняющим жизнь общечеловеческими смыслами. «Духовнонравственный кризис, наблюдаемый практически повсеместно в настоящее время, требует незамедлительного разрешения посредством формирования не только нового мышления, но и нового

сознания людей, основанного на духовных ценностях, формированию которых, несомненно, способствует религия, как мощный неоспоримый источник нравственных ценностей» [6].

А кто же призван формировать новое сознание подрастающего человека, прививать духовные ценности, как не педагоги и религиозные деятели, на что особое внимание обратил Д.А.Медведев: «Отношения государства и религиозных организаций в вопросах образования и воспитания, конечно, исключительно важны. Они затрагивают наиболее значимые вопросы формирования мировоззрения, системы ценностей любого человека, правил поведения в обществе, включая этическое наполнение этих правил, и, конечно, самым серьезным образом влияют и на становление личности человека и гражданина» [7].

Двухлетний опыт внедрения дисциплин «Основы религиозной этики» и «Аксиология религии» в средне-специальное и высшее учебные заведения показал, что наиболее эффективным является преподавание не православной, исламской, буддийской, иудейской культур по выбору, а их комплексное изучение, причем именно данной категорией обучающихся, так как у них уже в достаточной степени сформировано мировоззрение и оценочное суждение, в отличие от 4-классников.

Для практической реализации данного проекта нами разработан учебно-методический комплекс дисциплины «Основы духовной и светской этики» [8], а также адаптированный к преподаванию в религиозном учебном заведении курс ««Аксиология религии», целью которых является возрождение духовности, формирование ценностных основ мировоззрения, расширение кругозора; повышение уровня нравственности и общей культуры поведения, развитие толерантного отношения к представителям различных национальностей и конфессий. Предложенные курсы призваны воспитывать у обучающихся стремление к внутренней рефлекции, саморазмышлению, самооценке, самокритике, самопознанию; толерантное отношение к представителям различных конфессий; осознание важности соблюдения внутренних законов (заповедей), нашедших отражение во всех Священных Писаниях; стремление к минимизации и полному отказу от употребления в речи нецензурной брани - сильнейшего деструктивного фактора, негативно влияющего на все структуры внешнего и внутреннего мира; осознанное и трепетное отношение к языку как средству общения, к каждому произносимому слову, а также стремление к соблюдению внутренней чистоты посредством

осознания значения совершаемых действий, произносимых слов, неозвученных мыслей; ответственность за свою жизнь и жизнь будущих поколений.

Однако подготовка к проведению, апробация данных курсов и размышление об их внедрении в образовательные учреждения выявили некоторые проблемы.

Во-первых, не приведет ли разделение на группы по выбору, что предлагается в рамках государственной программы и в связи с этим упраздняется в предлагаемых нами курсах, к зарождению межконфессиональных конфликтов в коллективе обучающихся? Отвечая на данное предположение, А.Я.Данилюк указывает, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» имеет «не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна - культура многонационального народа России» [1: 5], с чем нельзя не согласиться. Однако в результате проведенного социологического исследования в военном ВУЗе, осуществляемого нами в связи с введением в Вооруженные Силы священнослужителей (что было решено правительством одновременно с введением в школы вышеназванного курса), выявлено, что около 80% курсантов ранее не задумывались о своей религиозной принадлежности. Этот факт вынуждает предположить, что размышление о религиозной самоидентификации, а также разные формы «окорм-ления воинов» различных конфессий могут привести к разделению воинского коллектива по религиозному признаку. На вопрос, может ли введение священнослужителей в армию привести к обострению межконфессиональных конфликтов внутри воинских подразделений, 36,6% опрошенных отвечают, что это нововведение не вызовет никаких дополнительных конфликтов. Однако 27% курсантов полагают, что введение священнослужителей может обострить взаимоотношения военнослужащих на религиозной почве. 37% курсантов не берутся предполагать последствия нововведений [9: 288]. А так как курсанты - это те же студенты, то это позволяет с некоторой долей условности перенести полученные данные на гражданскую молодежь. И тогда вполне правомерно встает вопрос: чем станет введение «курса по выбору» - духовным щитом или мечом разъединения?

Во-вторых: кто будет вести в образовательных учреждениях подобный курс? Вполне естественным было бы предположить, что наиболее полно и точно это смогли бы сделать священнослужители, представители каждой конфессии. Однако, как справедливо отмечает А.Я.Данилюк, «... это было бы прямым нарушением Конститу-

Т.Е. СЕДАНКИНА

ции России... Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключен положениями Конституции России, а также существующими нормами профессионально-педагогической деятельности» [1: 4]. А потому на встрече с лидерами религиозных организаций в 2009 г. Д.Медведев заявил, что преподавать знания о религии в школе будут светские педагоги. Но в таком случае возникает следующая проблема.

В-третьих, где найти педагогов, обладающих знаниями разных религий, способных давать объективные знания обучающимся? Отметим, что правительством разработана модель подготовки педагогов по курсу ОРКСЭ, согласно которой предполагается трехуровневое (трехступенчатое) обучение:

1. Обучение тьюторов в объеме 72 часов в Москве на базе подведомственных Минобрнауки России институтов повышения квалификации и дополнительного образования;

2. Прохождение повышения квалификации на базе региональных институтов повышения квалификации (не менее 72 часов);

3. Практическое закрепление материала на базе образовательных учреждений (не менее 24 часов).

«Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез, поэтому преподавать подобные дисциплины должны хорошо подготовленные люди», - подчеркнул В.В.Путин на встрече с представителями традиционных конфессий России, убежденный, что преподавать в школах основы религий должны теологи и священнослужители. Президент планирует

сформулировать «поручение Минобрнауке по оказанию всей необходимой помощи и поддержки религиозным организациям на этом направлении работ» [10].

Однако, как показывает опыт, курс ОРКСЭ поручают вести либо учителям истории-обществознания, у большинства из которых за советский период сформировалось чисто материалистическое мировоззрение, либо учителям литературы, чаще всего имеющим лишь частичное представление о данном предмете преподавания. Сложность, на наш взгляд, в данном случае заключается еще в том, что у большинства людей уже сложилось определенное отношение к той или иной религии, а потому мы должны осветить следующую проблему.

В-четвертых: не будут ли в школах обучающимся даваться субъективные знания, имеющие миссионерский характер? Смогут ли ученики 4-х классов адекватно отличить религиоведение от религиопроповедения? А.Я.Данилюк разъясняет

по данному случаю, что, «если подобные проявления будут иметь место в отдельных школах, родители могут обратиться к классному руководителю, руководству школы, в родительский комитет с требованием о замене учителя» [1: 4]. Но смею предположить, что подготовка (переподготовка) даже одного учителя обходится не дешево. Будут ли в школе учителя для замены?

Возвращаясь к данным, собранным в результате проведения социологического исследования на базе военного ВУЗа, отметим, что 36% опрошенных полагают, что для эффективной работы в многоконфессиональной российской армии необходимы люди, разделяющие взгляды различных конфессий, способные осуществлять духовную поддержку каждого воина, независимо от вероисповедания. Сложность реализации данной точки зрения заключается в том, где найти таких людей? Кто сможет осуществлять их подготовку? И согласятся ли на это представители различных конфессий? [10: 289].

Рассмотрев и проанализировав проблемы, возникающие в результате введения в общеобразовательные учреждения курса «Основы религиозных культур и светской этики», предлагаем некоторые пути выхода из создавшихся трудностей.

1. Считаем целесообразным введение подобного курса в средне-специальных и высших учебных заведениях, на что также указывал В. Путин: «Нужно подумать о том, чтобы эта дисциплина - теология - наравне с другими гуманитарными дисциплинами появилась в наших высших учебных заведениях» [10], так как убеждены, что у обучающихся данного возраста, в отличие от учеников 4-х классов, уже в достаточной степени сформировано мировоззрение и оценочное суждение.

2. Во избежание разъединения обучающихся по конфессиональному признаку нами разработан курс, раскрывающий содержание основных понятий трех мировых религий, рассматриваемых как отдельно, так и в виде сопоставительных таблиц [11], что, на наш взгляд, помимо повышения общей культуры поведения, уровня нравственности молодежи, будет способствовать возрождению духовности и развитию толерантного отношения к представителям различных конфессий.

3. Для объективной подачи учебного материала по данному курсу необходимо назначать верующих преподавателей без четкой религиозной идентификации, уважающих взгляды представителей различных конфессий, не превращая курс лекций в апологетику той или иной религии, оставляя право выбора за самим обучающимся.

1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М: Просвещение, 2010. - 32 с.

2. Уровень нравственного состояния общества и подрастающего поколения (При составлении брошюры были использованы данные Министерства образования и Министерства здравоохранения России, Института социологии РАН России, НИИ Академии Генеральной Прокуратуры РФ

ООН и др.) // иКЬ:

http://www.miloserdie.ru/pic/36009_Aton_all_A4_sc reen.pdf (дата обращения 16.12.2012).

3. Лекторский В.А. Духовность и рациональность / Эпистемология классическая и неклассическая / В.А.Лекторский, 2001// ИКЬ: http://sbiblio.com/ biblio/archive/lektorskiy_epi/01.aspx (дата обращения 16.12.2012).

4. Бобырева Е.В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, языковые характеристики: Монография. -Волгоград: Перемена, 2007. - 385 с.

5. Абдигалиева Г.К. Религиозная этика и аксиология (учебное пособие для студентов и магистрантов отделения «религиоведение» философских специальностей. - Алматы, 2003. - 55 с.

6. Кривых С.Е. Аксиология мировых религий: сравнительная типология ценностных структур: дис. ... канд. фил. наук. - Армавир, 2009. - 174 с. //

URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/393207.html (дата обращения 1б.12.2012).

7. Видеоблог президента Д.Медведева. 22.07.09.Part

25-і - Video-blog // URL: http://www.youtube.com/ watch?v=9MhmmGEQsqI (дата обращения

1б.02.2012).

8. Седанкина Т.Е. Методические основы организации и проведения курса «Основы духовной и светской этики» // Пути совершенствования преподавания общепрофессиональных и гуманитарных дисциплин в военных вузах. - Казань: Изд-во КВВКУ, 2012. - С. 109 - 114.

9. Седанкина Т.Е. Духовный щит или меч разъединения // Электромеханические и внутрикамерные процессы в энергетических установках, струйная акустика и диагностика, приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий // Сборник ХХІІ Всероссийской межвузовской НТК. - Казань: КазВАКУ, 2010. - С. 287 - 289.

10. Путин В.В. «Основы религиозных культур и светской этики» должны преподавать теологи и священнослужители / Владимир Путин 2012 / События // URL: http://putin2012.ru/events/221/event (дата обращения іб.12.2012).

11. Седанкина Т.Е. Евангелие и Коран: тематикосопоставительный обзор. - Verlag: LAP

LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 270 с.

INTRODUCING FUNDAMENTALS OF RELIGIOUS AXIOLOGY IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS: SOLUTIONS

T.E.Sedankina

This article discusses the problems related to the introduction of the course "Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics" in educational institutions, and suggests some ways to solve them.

Key words: "Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics", "Fundamentals of Ecclesiastical and Secular Ethics", "Axiology of Religion", moral values, values of religion, moral and spiritual crisis, educators and religious figures and religious affiliation.

Седанкина Татьяна Евгеньевна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Российского исламского института.

E-mail: tatiana-svetlaya@mail.ru

Поступила в редакцию 19.12.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.