Научная статья на тему 'Опыт применения технологии е-Learning в системе аграрного образования'

Опыт применения технологии е-Learning в системе аграрного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИКТ / CASE-ТЕХНОЛОГИЯ / РЕПОЗИТАРИЙ / ЭОР / БАЗЫ ЗНАНИЙ / AGRARIAN EDUCATION / IT / CASE-TECHNOLOGY / KNOWLEDGE BASE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трухачев Владимир Иванович

В статье изложен опыт использования e-Learning в учебном процессе аграрного университета. Описаны наиболее эффективные формы и технологии, применимые в секторе аграрного образования, в частности case-технология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-learning in agrarian education

Experience in application of e-Learning technologies at agrarian university is described. Case technology proved to be the most effective combined form in agrarian distant education.

Текст научной работы на тему «Опыт применения технологии е-Learning в системе аграрного образования»

• системная работа по формированию позитивного имиджа ЛИНК;

• проведение периодической аттестации (образовательных продуктов, МИМ ЛИНК и региональных бизнес-школ, тьюторов, администраторов и персонала);

• постоянное совершенствование бизнеса, персонала, процедур и продукта.

Развивая механизмы системы менеджмента качества, ЛИНК наращивает свои конкурентные преимущества, продолжая расширять региональную сеть партнеров. В 2006 г. ЛИНК предложил партнерам новый продукт - «Британский бакалавр бизнес-администрирования », для чего организовал альянс вузов России и ОУ Великобритании (Global Bachelor of Business Alliance). В рамках этого инновационного проекта студенты российскихаккредитованныхвузов могут па-

раллельно с первым образованием получить диплом бакалавра ОУ Великобритании, не выезжая за границу. В соответствии с договором британская сторона делает перезачет образовательных дисциплин российских вузов, тем самым сокращая срок обучения по программе “Бакалавр ОУ” до двух лет.

Литература

1. Milner B.Z. Knowledge management. M.,

2003.

2. Shchennikov S.A. Open distance learning. M.:

Nauka, 2002. 527 р.

3. Parasuraman, Zeithaml and Berru. SERVQUAL. A multiple-item scale for measuring customer perceptions of service quality // Journal of Retailing, 1988, 1994.

4. Garvin D. Managing Quality. N. Y.: Free Press,

1988.

SHCHENNIKOV S. THE QUALITY MECHANISMS OF INNOVATIVE EDUCATION Transition to innovation-based development is possible only through relevant education aimed at completing specific management tasks. This article shows quality management system of the largest Russian business school LINK.

Keywords: MBA, business education, LINK, Open University, innovative education, open distance education, quality management system.

В.И. ТРУХАЧЕВ, профессор, ректор Ставропольский государственный аграрный университет

Опыт применения технологии е-Learning в системе аграрного образования

В статье изложен опыт использования e-Learning в учебном процессе аграрного университета. Описаны наиболее эффективные формы и технологии, применимые в секторе аграрного образования, в частности еа$е-технология.

Ключевые слова: аграрное образование, ИКТ, еа$е-технология, репозитарий, ЭОР, базы знаний.

Прежде чем перейти непосредственно к заявленной теме, считаю необходимым оговорить некоторые принципиальные вопросы терминологии и методологии применения ИКТ в образовании как аграрного направления, так и общего. Во-первых, на мой взгляд, неправомерно выделение е-Ьеагшп§ в разряд самостоятельной формы

обучения - оно является обязательным методом подачи информации в традиционных - очной, заочной и очно-заочной -формах обучения, в экстернате. Во-вторых, в силу сложившихся традиционных представлений в ряде направлений образования, например в медицине (классической и ветеринарной), зоотехнике, в ряде инже-

нерных специальностей использование ИКТ и дистанционных методов обучения полагается неэффективным, излишне сложным или даже принципиально невозможным. С этими утверждениями я также категорически не согласен!

В нашем университете последовательно, длительное время проводится политика применения ИКТ на всех формах обучения, что нашло отражение в ряде нормативных документов, таких, например, как концепция информатизации СтГАУ. В настоящее время особенно наглядно ИКТ представлены в аудиторных видах проведения занятий. Этому способствует оснащение аудиторий современной мультимедийной техникой (проекторами, «умными досками», системами видео- и конференцсвязи, дополнительного озвучивания), развитой системой локально-вычислительных сетей. Подобным образом в университете оборудовано более 50 компьютерных классов и более 60 аудиторий. Ясно, что проведение занятий традиционными способами при подобном оснащении просто недопустимо. Приказом ректора закреплено требование подготовки для всех преподаваемых дисциплин, наряду с классическими учебно-методическими комплексами, их электронных аналогов, полных комплектов презентационных материалов, вспомогательных учебных материалов в электронном представлении. Уже пять лет подряд проводится ежегодный конкурс на определение лучшего электронного УМК и электронного методического пособия факультета и университета. ЭОР университета неоднократно удостаивались призовых мест на всероссийских конкурсах. Например, в прошлом году один из наших ЭУМК занял второе место в конкурсе, проводимом Российской государственной академией заочного образования.

Оценивая публикации последних лет, доклады на тематических конференциях и форумах, беседы с нашими коллегами из аграрных вузов России, мы понимаем, что положение с использованием ИКТ в учебном процессе в нашем университете значительно лучше, чем во многих других образовательных учреждениях аграрного направления, что подтверждается высокими баллами оценки, поставленной нашему университету экспертами EFQM, в том числе и в разделе “развитие ИКТ в образовательном процессе и системе управления”. Мы надеемся, что наш опыт реализации и проектирования процессов электронного образования, создания и организации контента ЭОР, преодоления возникших на пути информатизации проблем окажется полезным нашим коллегам.

Одним из основных препятствий распространению технологии е-Ьеагп1п§ в сфере аграрного образования является то, что большинство наших студентов - сельские жители, что обусловливает низкую оснащенность их требуемой для использования ИКТ оргтехникой, недостаточно качественные каналы связи. Именно последнее обстоятельство диктует необходимость

отступления от классических принципов е-Learning в контексте дистанционного образования. Мониторинг использования ИКТ в дистанте аграрного сектора показал, что наиболее эффективно работает комбинированная форма, когда наряду с online-технологиями применяется хорошо зарекомендовавшая себя на ранних этапах дистанционного обучения case-технология.

На рис. 1 представлена структурная схема взаимосвязи обобщенных клиентов (представительств) дистанта с центральным репозитарием ЭОР Ставропольского государственного аграрного университета. В серверной университета установлен маршрутизатор (router) с поддержкой VPN-туннелей D-link DFL-800. В качестве клиентской части использованы Wi-Fi ADSL точки доступа (802.11g) с поддержкой VPN-туннелей D-link DSL-G804V.

мы и чаты, адресные обращения и рассылки. Реализованы аппаратно-программные комплексы видеосвязи, транслирования видеолекций и передачи произвольного мультимедиа-контента.

Элементом case-технологии при работе с удаленными клиентами являются локальные репозитарии представительств, в которых содержится актуальная база знаний по наиболее востребованным дисциплинам. По мере обновления контента в репозитарии университета производится пакетная синхронизация локальных репозитариев с основным. Синхронизация может быть осуществлена как on-line, так и посредством физического кейса (в зависимости от размера обновлений).

ЭОР, используемые в обучении с использованием ИКТ, традиционно упорядочиваются по дисциплинарной принадлежности,

Рис. 1. Функциональная схема организации доступа представительств к ресурсам

и сервисам университета

Обращение к ресурсам репозитария осуществляется посредством системы дистанционного обучения Moodle, регламентирующей авторизацию конечных пользователей. Для поддержания обратной связи «студент - преподаватель » в полной мере используются широковещательные фору-

однако целесообразно использовать дополнительные классификаторы. Мы, например, используем известную классификацию по видам и типам ЭОР.

Часто поднимается вопрос о контроле усвоения знаний, приобретения навыков и умений студентами, обучающимися дис-

танционно. Как одно из возможных решений нами опробована методика промежуточного тестирования студентов в рамках темы или раздела по дисциплине. В качестве тестирующей системы была приобретена система «АСТ-тест ». По каждой дисциплине ведущими преподавателями университета были разработаны комплекты тестов в объеме от 600 (для односеместровых курсов) до 3000 заданий (для четырехсеместровых). При компоновке тестового набора соблюдалось стандартное процентное отношение тестовых заданий различных типов (схожее соотношение тестов используется при Интернет-тестировании ФЭПО).

Не менее востребованными ИКТ оказываются и для студентов, посещающих занятия очно. К структурным единицам е-Ьеагшгщ в очном обучении можно отнести электронные учебно-методические и справочные материалы, образовательные услуги и технологии. Их комплексное использование позволяет реализовать основные положительные качества е-Ьеаг-шгщ: удобное время и место обуче-

ния;прочное усвоение знаний;индивидуальный график обучения.

Для более рационального и эффективного применения электронные учебно-методические и справочные материалы вуза объединены в виде базы знаний (БЗ), включающей в себя все необходимое для изучения дисциплин учебного плана. Цель ее организации - формирование образова-

тельного пространства студента по выбранной им специальности.

База знаний создана по двум направлениям:

• база материалов, необходимых для текущего изучения материала (Справочная служба студента);

• база электронных учебно-методических ресурсов.

Доступ к базам знаний возможен из компьютерных классов университета, с компьютеров научной библиотеки и с персональных компьютеров студентов, подключенных к общей вычислительной сети университета. Уровни доступа к БЗ представлены на рис. 2.

Справочная служба студента реализована следующим образом: все электронные материалы сгруппированы по кафедрам, а внутри кафедры - по преподаваемым дисциплинам и преподавателям, в свою очередь представляющим образовательные ресурсы в том объеме и виде, который каждый из них считает наиболее подходящим (конспекты лекций,задания для практических

Рис. 2. Уровни доступа к базе знаний

и лабораторных занятий, планы семинаров, подборки статей, подборки Интернет-ссылок, вопросы к экзаменам и комментарии к ним, творческие работы студентов и т.д.). Таким образом набирается база знаний по разнородным направлениям, а также отслеживаются всевозможные взаимосвязи между этими направлениями. Технически справочная служба реализована на базе Microsoft Exchange Server, позволяющей не только корректно поддерживать структуру материалов, разграничивать права доступа и обеспечивать совместное использование ресурсов, но и предоставляющей возможность динамичной обратной связи «студент - преподаватель ». Набор материалов разных преподавателей дает студенту возможность выбора из множества подходящих по тематике материалов, наиболее соответствующих его индивидуальному уровню знаний, потребностям или особенностям восприятия.

База знаний «Справочная служба студента» является динамично изменяющейся системой, в которой предусмотрено пополнение и обновление материала по каждому учебному семестру с учетом закрепления дисциплин учебного плана по кафедрам.

База электронных учебно-методических ресурсов формируется из учебно-методических комплексов по дисциплинам курса. Электронные учебно-методические комплексы наполняются в соответствии со стандартами дисциплин и утвержденными рабочими программами. В состав электронных учебно-методических комплексов включаются следующие компоненты:

♦ титульный лист, содержащий название комплекса, подзаголовочные данные;

♦ содержание комплекса (раскрывающие содержание комплекса заголовки, по которым можно осуществить навигацию);

♦ аннотация к курсу, в которой даны краткие сведения о комплексе, его адресате и преимуществах;

♦ формулировка целей и задач учебной дисциплины, описание связи дисцип-

лины с уже изученными и предстоящими для изучения дисциплинами;

♦ учебно-тематический план дисциплины с развернутым содержанием основных разделов дисциплины;

♦ руководство по изучению дисциплины (методические указания для самостоятельной работы), представляющее собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины;

♦ теоретический материал - изложение учебного материала дисциплины, отобранного в соответствии с рабочей программой;

♦ практикум, предназначенный для выработки умений и навыков применения теоретических знаний, полученных при изучении учебного пособия, с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок;

♦ тесты, реализующие функции контрольного блока для проверки хода и результатов теоретического и практического усвоения студентами учебного материала;

♦ перечень вопросов для итогового контроля (зачета или экзамена);

♦ вопросы и упражнения для самопроверки;

♦ информация об авторе (авторском коллективе);

♦ дополнительные и справочные материалы (глоссарии, предметные указатели, хрестоматии, презентации, информационно-справочные материалы, таблицы, схемы, словари, ссылки на сетевые ресурсы и т.п.).

Технически база электронных учебных ресурсов выполнена в виде самостоятельного web-ресурса с локализацией на сервере университета. Она пополняется разработками преподавателей по мере их создания или изменения контента ресурсов.

Самостоятельными структурами в действующей базе учебно-методического и организационного контента являются научная библиотека университета и справочно-

информационная служба, реализованная в виде информационных табло, справочных терминалов, новостного раздела сайта.

Деятельность научной библиотеки в сфере электронного представления материала полностью регламентирована ФЗ «О библиотечном деле » и рядом подзаконных актов. На сегодняшний день электронный каталог библиотечных фондов университета находится в открытом доступе, ведется активная работа по переводу полнотекстовых версий старой и редкой книги в электронный формат, сформирована и постоянно пополняется медиатека, организован доступ к РГБ, ЦНСХБ и ряду других информационных ресурсов.

С 2006 г. для организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов с использованием дистанционных образовательных технологий, проведения научных исследований в области новыхинформаци-онных технологий в СтГАУ создан Региональный центр по дистанционному образованию (РЦДО). Совместно с Университетом штата Мэриленд (США) реализуется проект «Применение дистанционного образования в обучении: развитие консорциума по региональному дистанционному образованию для специалистов в области высшего образования и агробизнеса на Юге России».

TRUKHACHEVV. E-LEARNING IN AGRARIAN EDUCATION Experience in application of e-Learning technologies at agrarian university is described. Case technology proved to be the most effective combined form in agrarian distant education. Keywords: agrarian education, IT, case-technology, knowledge base.

Д.Н. КРЮКОВ, ректор Южно -Уральский профессиональный институт

Электронный вуз: визуализация эффекта присутствия

Статья посвящена вопросам создания информационно-образовательной среды как условия эффективности системы качества современного вуза, новым подходам к использованию информационных технологий в образовательном процессе с целью повышения качества подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда вуза, система качества подготовки студентов, информационные технологии в образовательном процессе.

Эффективное функционирование учреждений современной системы профессионального образования невозможно без качественного информационного сопровождения, которое определяется целью образовательного процесса, характером будущей профессиональной деятельности студентов, предметом, средствами и результатами обучения. Разработанный в МОУ ВПО «Южно-Уральский профессиональный институт » программный комплекс «Электронный вуз», на наш взгляд, позво-

ляет эффективно решать обозначенную проблему.

Базовым компонентом внутривузовской системы качества подготовки специалистов стала информационная образовательная среда (ИОС) института, которая охватывает все его структурные подразделения и процессы. Одним из этапов развития ИОС явилось создание комплексного программного обеспечения и баз данных, которые позволили автоматизировать все процессы и визуализировать промежуточные и итоговые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.