Научная статья на тему 'Применение сетевых технологий и новых методов структуризации дидактического контента для повышения эффективности образовательного процесса'

Применение сетевых технологий и новых методов структуризации дидактического контента для повышения эффективности образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
882
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОНТЕНТ / НОВЫЕ МЕТОДЫ СТРУКТУРИЗАЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларин С. Н., Лазарева Л. Ю.

В статье рассмотрены некоторые направления повышения качества и эффективности образовательного процесса на основе применения сетевых технологий и использования новых методов структуризации дидактического контента предметной области различных дисциплин. Установлено, что определяющим фактором повышения эффективности образовательного процесса на основе использования применения сетевых технологий и использования новых методов структуризации дидактического контента предметной области различных дисциплин являются знания и навыки педагога в области применения и интеграции этих технологий в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларин С. Н., Лазарева Л. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение сетевых технологий и новых методов структуризации дидактического контента для повышения эффективности образовательного процесса»

20 (257) - 2014

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.315

ПРИМЕНЕНИЕ СЕТЕВых ТЕхНОЛОГИЙ

и новых методов структуризации дидактического контента для повышения эффективности образовательного процесса*

С. Н. ЛАРИН,

кандидат технических наук, старший научный сотрудник

E-mail: [email protected], [email protected]

Центральный экономико-математический институт РАН

Л. Ю. ЛАЗАРЕВА,

кандидат технических наук,

ведущий специалист

E-mail: [email protected]

Институт международных стандартов учета и управления

В статье рассмотрены некоторые направления повышения качества и эффективности образовательного процесса на основе применения сетевых технологий и использования новых методов структуризации дидактического контента предметной области различных дисциплин. Установлено, что определяющим фактором повышения эффективности образовательного процесса на основе применения сетевых технологий и использования новых методов структуризации дидактического контента предметной области различных дисциплин являются знания и навыки педагога в области применения и интеграции этих технологий в процессе обучения.

Ключевые слова: образовательный процесс, сетевые технологии, предметная область, дидактический контент, новые методы структуризации, интеграция технологий, повышение эффективности

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект №14-06-00023а «Методологические основы внедрения и практического применения инновационных технологий, методов и форм организации образовательного процесса в высших учебных заведениях».

Для создания принципиально новых педагогических технологий в настоящее время имеются очень широкие возможности, связанные с использованием как современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) вообще, так и сетевых технологий (СТ) в частности. Современные ИКТ и СТ активно способствуют повышению эффективности образовательного процесса, поскольку внедрение их средств и инструментария в педагогические технологии принципиально меняет не только методы обучения, но и технологические схемы передачи знаний обучаемым [13].

Наличие данного обстоятельства приводит, с одной стороны, к созданию новых педагогических технологий на основе использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР), а с другой — способствует расширению практики применения компьютерной и телекоммуникационной оргтехники, другого специализированного оборудования, программных и аппаратных средств, а также систем обработки информации. При этом внедрение ИКТ

и СТ в систему образования влечет за собой создание новых средств обучения, к которым относятся ЭОР и мультимедийные системы, электронные библиотеки и архивы, глобальные и локальные образовательные сети, информационно-поисковые и информационно-справочные системы и т.п. [4]. Кроме того, широкие возможности средств ИКТ и СТ позволяют использовать новейшие методы для структуризации дидактического контента предметных областей изучаемых дисциплин и хранения знаний в тех видах и формах, которые наиболее удобны обучаемым.

Современные ИКТ и СТ обладают широким набором специфических свойств, позволяющих существенно повысить возможности поиска, структуризации, обработки и хранения информации в целях получения ожидаемого результата в процессе обучения. Большинство из указанных свойств могут использоваться для повышения эффективности образовательного процесса, в частности к ним можно отнести следующие:

• расширение существующих и появление новых возможностей познания окружающего мира при помощи информационных ресурсов и технологий;

• получение доступа к мировым информационным ресурсам и их активное использование в сфере образования;

• внедрение автоматизированных технологий управления образовательным процессом;

• применение новых методов и технологических систем контроля, оценки и мониторинга уровня усвоения знаний обучаемыми;

• использование инновационных разработок при формировании учебно-методических программ и наполнение их дидактическим контентом;

• расширение практики разработки при помощи современных программных средств педагогических технологий обучения и ЭОР;

• использование для разработки ЭОР интерактивных технологий, средств мульти- и гипермедиа, а также других программных средств и ресурсов;

• сокращение затрат времени на поиск, сбор, систематизацию и обработку информации, формирование разного рода выборок и справок;

• применение методов искусственного интеллекта для разработки принципиально новых педагогических технологий;

• расширение представления образовательного

пространства посредством семантического моделирования взаимосвязей его отдельных элементов;

• расширение практики дистанционного обучения;

• приобретение знаний посредством реализации новых форм совме стной работы обучаемых и др. В первую очередь указанные возможности

современных ИКТ и СТ могут использоваться при решении задач:

— стимулирования и активизации роста познавательной деятельности обучаемых;

— разработки информационно-деятельност-ных моделей и их реализации в образовательном процессе;

— применения современных методов и технологий контроля, оценки и мониторинга уровня усвоения знаний обучаемыми.

Решение перечисленных задач требует понимания необходимости правильного сочетания учебно-методической составляющей педагогических технологий и собственно средств и технологических ресурсов современных ИКТ и СТ, с помощью которых эти задачи могут быть реализованы. Внедрение современных ИКТ и СТ в образовательный процесс предопределяет необходимость их рассмотрения с двух взаимосвязанных позиций:

1) использование в качестве средств информационной поддержки методических и дидактических ресурсов педагогических технологий;

2) формирование новых педагогических технологий на основе специфических средств и технологических ресурсов современных ИКТ и СТ.

Возможности современных ИКТ и СТ в образовательной сфере реализуются в рамках автоматизированных педагогических технологий (АПТ), которые предназначены для оптимизации образовательного процесса, автоматизации процессов обратной связи и управления на этой основе познавательной деятельностью обучаемых. В этой связи представляется важным формирование технологической культуры и грамотности, расширение дидактических возможностей новых педагогических технологий, определение наиболее оптимального пути достижения образовательных целей, активизация разработки ЭОР и их внедрения в образовательный процесс с учетом требований новой редакции федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (ФГОС ВПО и ДПО).

Сегодня многими специалистами в сфере образования принято понимать под ЭОР составную часть новых педагогических технологий, позволяющую на практике реализовать возможности современных ИКТ и СТ и ориентированную на достижение следующих целей:

• структуризация и представление дидактического контента с использованием семантического моделирования, средств и технологий мультимедиа, других методов и подходов;

• осуществление обратной связи на основе интерактивного взаимодействия с обучаемыми;

• контроль за результатами обучения и определение уровня знаний обучаемых на всех стадиях образовательного процесса;

• автоматизация информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организации управления образовательным учреждением (ОУ) [10].

Как известно, почти 90% информации, обращающейся в образовательной сфере, представлено в форме текстов. Более того, в последнее время объемы текстовой информации постоянно растут. Это обстоятельство вызывает необходимость использования разного рода программного обеспечения и современных технологий для автоматизации обработки информации, представленной в форме текстов. Как правило, в основе такого программного обеспечения лежат различные технологии извлечения знаний и формализованного представления текстовой структуры информации, а также взаимосвязи основных понятий предметной области образовательной дисциплины. При этом главное предназначение такого программного обеспечения заключается в однозначной идентификации содержания основных понятий предметной области и создании унифицированных форм их представления, которые обеспечат «узнавание» текстового оригинала при его появлении в различных сочетаниях [1].

Информационное наполнение образовательного процесса имеет свою структуру и набор специфических элементов, которые взаимосвязаны между собой. В современных условиях на динамику изменения объемов знаний существенное влияние оказывают содержательные взаимосвязи образовательных дисциплин. Структура образовательного процесса в значительной степени определяется наличием этих взаимосвязей, поскольку именно они принимаются во внимание при выборе последовательности изучения отдельных дисциплин.

Содержащийся в электронных образовательных ресурсах дидактический контент в зависимости от его функциональных особенностей можно структурировать следующими способами [6]:

— информационным (представляет дидактический контент обычно в виде текстов, рисунков, чертежей, схем и других форм графического выражения информации таблиц, моделей реальных объектов окружающей действительности и т.д.);

— операционным (представляет дидактический контент в форме задач, упражнений, заданий интеллектуального или практического содержания, в ходе выполнения которых вырабатываются умения и навыки);

— контролирующим (представляет дидактический контент в виде заданий, обеспечивающих внутреннюю и внешнюю обратную связь);

— актуализирующим (представляет дидактический контент в форме текстов и заданий, способствующих актуализации опорных знаний, умений и навыков, необходимых для понимания и усвоения нового материала);

— стимулирующим (представляет дидактический контент в форме текстов и заданий, вызывающих потребность в получении новых знаний или новых способов действий);

— диагностирующим (представляет дидактический контент в виде заданий, позволяющих выявить пробелы в знаниях, а также причины неправильных действий обучаемых).

К носителям основной информации относятся информационный, операционный и отчасти контролирующий способы структурирования дидактического контента. Остальные способы структурирования выполняют вспомогательную роль и способствуют более качественному его усвоению обучаемыми. По существу, совокупность указанных выше способов структурирования дидактического контента позволяет привести содержание предметной области образовательной дисциплины в соответствие с закономерностями образовательного процесса.

В основу формализованного представления содержания предметной области образовательной дисциплины и структурирования ее дидактического контента положен системно-структурный подход, способствующий усвоению контингентом обучаемых наиболее значимых разделов и тем учебной программы. Устойчивую структуру этой системы обеспечивают жестко определенные педагогические

требования, предъявляемые к процессу обучения в целом, отдельным предметам обучения и наличию взаимосвязи между их отдельными элементами [14]. Сложность структуры дидактического контента определяется в зависимости от количества его структурных элементов и числа связей, приходящихся в среднем на один элемент. Чем больше структурных элементов содержит дидактический контент и чем шире их связи, тем выше его сложность и трудность усвоения.

Практика обучения показывает, что наиболее существенными являются логико-дидактические связи между структурными элементами дидактического контента. Наличие таких связей означает, что изучение (усвоение) одного элемента базируется на знании другого, и, соответственно, требует его предварительного усвоения. Структурирование дидактического контента на уровне логико-дидактических связей внутри содержания отдельной дисциплины позволяет получить четкую структурно-логическую схему взаимосвязей каждого структурного элемента с другими элементами [14].

Таким образом, в результате процесса структурирования происходит выявление системы смысловых связей между элементами содержания (знания) крупной единицы дидактического контента (учебной дисциплины, раздела, темы) и расположением его содержания в той последовательности, которая вытекает из этой системы связей. Не вызывает сомнения тот факт, что чем лучше структурирована и систематизирована совокупность знаний, подлежащих усвоению в процессе обучения, чем в большей степени обучаемым ясны цели изучения той или иной учебной дисциплины и значимость овладения системой содержащихся в ней знаний и умений, тем легче и прочнее эти знания и умения будут ими усваиваться [7].

Поскольку сведения о ключевых процессах и структуре предметной области образовательной дисциплины изначально отражены в текстовой форме, то в основу технологии извлечения знаний и формализованного представления их структуры и дидактического контента в предметной области образовательной дисциплины была положена семиотическая модель дескриптивного представления предметных областей, включающая концептуальный и знаковый уровни. Описание предметной области образовательной дисциплины на каждом из этих уровней может быть представлено совокупностью элементов, которые определены на

множестве характерных признаков и связаны отношениями (объекты и отношения предметного уровня, концепты и концептуальные отношения, лексемы и лингвистические отношения) в рамках закона композиции. При этом в рамках одного закона композиции можно получить только одно представление предметной области, а в рамках другого — совершенно иное, элементы и отношения которого могут как совпадать с первым, так и полностью отличаться от него [3].

Целесообразность использования ЭОР в образовательном процессе и новых педагогических технологиях вызвана следующими причинами:

• возможности ИКТ и СТ способствуют повышению эффективности усвоения дидактического контента, представленного в новых педагогических технологиях;

• на усвоение дидактического контента и формирование у обучаемых новых знаний, умений и навыков затрачивается значительно меньше времени, чем при использовании традиционных методов обучения;

• применение новых педагогических технологий обеспечивает получение заданного уровня качества образовательного процесса;

• использование ИКТ и СТ открывает новые возможности представления информации в формах, недоступных ранее для традиционных методов обучения.

Современные ЭОР занимают особое место в ряду электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), которые могут быть представлены в форме электронного учебника, электронного справочника, электронного тренажерного комплекса, электронного лабораторного практикума, компьютерной тестирующей системы.

Проведение реформы сферы образования способствовало появлению целого ряда новых педагогических технологий, использующих специфические средства и технологические ресурсы современных ИКТ и СТ. Наибольший интерес из них представляют следующие технологии [8]:

— обучения в сотрудничестве (collaborative learning);

— корпоративного обучения (corporative learning);

— обучения при помощи использования метода проектов;

— индивидуального и дифференцированного обучения;

— модульного обучения;

— ориентированные на обучение в сети Интернет.

Для выявления общих закономерностей использования средств и технологических ресурсов современных ИКТ и СТ при реализации указанных технологий в сфере образования рассмотрим кратко их основное содержание.

Применение технологии обучения в сотрудничестве (collaborative learning) отличается использованием в качестве основного подхода к обучению взаимодействием с малыми группами обучаемых на основе их взаимной оценки. Реализация этой технологии предполагает организацию небольших по численности групп обучаемых, которые сотрудничают между собой в целях решения той или иной проблемы.

Технология корпоративного обучения Corporative learning) предполагает несколько иной метод формирования малых групп. Согласно этому методу, все обучаемые одной большой группы делятся на несколько малых групп, дальнейшие действия которых осуществляются по специально разработанным для них преподавателем инструкциям. При этом каждая группа обучаемых работает только над своим заданием, своей частью материала. Полное понимание изучаемого вопроса и завершение работы над ним происходит при условии решения своих задач участниками всех групп [5, 12]. Использование этой технологии оставляет возможность существования нерешенных вопросов в одной из групп, а значит и отсутствие правильного решения изначально поставленной задачи.

Более комплексный подход к обучению заложен в технологии метода проектов, которая позволяет строить образовательный процесс исходя из интересов обучаемых. Эта технология направлена на стимулирование у обучаемых самостоятельности при планировании, организации и контроле за уровнем своего образования, результатом которого является получение новых знаний или создание какого-либо условного нового продукта [5, 11].

Технология личностно-ориентированного обучения направлена на индивидуализацию и дифференциацию обучения на основе учета в ходе образовательного процесса индивидуальных особенностей обучаемых.

Обучение с использованием модульной технологии предполагает жесткое структурирование дидактического контента, содержания образователь-

ного процесса и организацию работы обучаемых с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями) [5].

В рамках технологии, ориентированной на обучение в сети Интернет, реализуются различные методы и подходы индивидуального, парного, а также коллективного обучения.

Все рассмотренные выше технологии уделяют повышенное внимание проблемам использования новых знаний, представленных в форме структурированного дидактического контента, и возможностям ее обработки средствами современных ИКТ и СТ для внедрения этих ресурсов в педагогическую практику. Реализация указанных педагогических технологий невозможна без учета ряда характеристик, которыми обладает большинство средств современных ИКТ и СТ. К таким характеристикам относятся:

— дидактическая значимость информации как образовательного ресурса;

— быстрое распространение информации средствами современных ИКТ и СТ;

— надежность функционирования современных ИКТ и СТ;

— высокий уровень технической поддержки современных ИКТ и СТ;

— доступность средств современных ИКТ и СТ для их освоения основной массой участников образовательного процесса.

Указанные характеристики позволяют выделить основные виды современных ИКТ и СТ, используемых в образовании, по их предназначению [9]:

1) для обработки информации и решения хорошо структурированных задач на основе имеющихся входных данных и известных алгоритмов, а также других стандартных процедур обработки информации;

2) для удовлетворения информационных потребностей обучаемых при необходимости принятия ими каких-либо решений;

3) для поддержки принятия решений;

4) для экспертизы педагогических технологий.

Реализация указанных технологий предполагает использование следующих способов и методов обработки информации:

• структурирование текстовой информации;

• обработка мультимедийной информации (графической, звуковой, анимационной, видео);

• обработка информации, представленной в форме гипертекста;

• обработка информации, представленной в форме электронных таблиц, баз данных, баз знаний

и других массивов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обработка информации на основе методов искусственного интеллекта.

В целях организации образовательного процесса указанные способы работы с информацией реализуются на основе использования следующих возможностей современных ИКТ и СТ [10]:

— наличие обратной связи между обучаемыми и средствами ИКТ и СТ, посредством которой реализуется интерактивный диалог. В нем каждый запрос обучаемого вызывает ответное действие системы, и наоборот, смысловой вопрос последней предполагает ту или иную реакцию обучаемого;

— содержание дидактического контента об изучаемом объекте, процессе или явлении может быть легко визуализировано на экране посредством его наглядного представления;

— реальное или «виртуальное» моделирование изучаемых объектов, явлений и процессов (реализуется через представление математической, информационной или другой наглядной модели, полностью адекватной исследуемому процессу или явлению);

— архивирование больших массивов информации с возможностью хранения и обеспечения доступа к ней для последующей передачи или тиражирования;

— автоматизация процесса обучения с возможностью многократного повторения вычислительных, информационно-поисковых и других операций, а также обработки результатов учебных экспериментов;

— автоматизация процессов информационно-методического обеспечения и организации управления образовательной деятельностью и контроля ее результатов.

Кроме того, средства и возможности современных ИКТ и СТ позволяют визуализировать дидактический контент не только в текстовой, но и в графической формах, а также с использованием анимации, звука и других форм представления информации, используемых в различных программных средах. Это позволяет улучшить диалог обучаемых с программными средствами ИКТ и СТ и тем самым существенно расширить сферы их применения.

Внедрение технологий диалога в образовательный процесс стало основой перехода от традици-

онно сложившейся, однонаправленной, инструктивной, личностно-отчужденной модели обучения к личностно-ориентированной, формирующей содержание образовательного процесса. При этом акцент делается на непосредственное взаимодействие обучаемых и педагогов, объединенном общим предметом обсуждения и учитывающем индивидуальные особенности каждого обучаемого [4].

При реализации возможностей современных ИКТ в рамках новых педагогических технологий необходимо учитывать методические требования и дидактические принципы формирования ЭОР. Методические требования предполагают необходимость учета особенностей конкретного предмета обучения, специфики и понятийного аппарата соответствующей науки, особенностей применения различных методов исследования для выявления ее закономерностей, возможностей современных методов обработки и структуризации дидактического контента.

К основным дидактическим принципам относятся [9]:

— научность содержания;

— доступность обучения;

— системность, последовательность и структурно-функциональная связанность представления дидактического контента;

— наличие основы для усвоения результатов обучения;

— интерактивность представляемого материала, наличие обратной связи;

— модульность (принцип квантования), когда весь материал делится на элементарные, по возможности замкнутые по содержанию учебные единицы. При этом каждая из них дополнительно содержит контрольные вопросы для оценки качества усвоения, необходимые примеры и упражнения для самостоятельной работы, справочный материал;

— диагностика учебных целей, как общих, так и для каждого модуля, например на основе таксономической модели учебных целей;

— самодостаточность, т.е. обеспечение достижения поставленной цели без привлечения дополнительных материалов;

— когнитивность, стимулирование познавательной активности;

— наглядность, оптимальное сочетание текста и визуальных материалов;

— представление материала в формате, обеспечивающем возможность перехода к любому

модулю или к определенной его части с указанием рекомендуемых переходов;

— регулирование представления материала, позволяющее обучаемому определять траекторию и структуру своего обучения;

— адаптивность, позволяющая изменять сложность изучаемого дидактического контента и его прикладную направленность в зависимости от будущей профессии;

— компьютерная поддержка, позволяющая обучаемому в процессе получения знаний при необходимости использовать имеющееся на компьютере программное обеспечение (например, для решения задач);

— собираемость, позволяющая из имеющихся электронных ресурсов компоновать более сложные учебно-методические комплексы;

— полисенсорность восприятия учебной информации.

Использование указанных принципов позволит реализовать основные нормативные педагогические требования, предъявляемые к разработке ЭОР, в рамках современных педагогических технологий. Последние подразделяются на [2]:

• функциональные (соответствие ЭОР его главному назначению);

• организационные (обеспечение успешного обучения);

• технические (эффективная эксплуатация электронного издания);

• эргономические (соответствие санитарно-гигиеническим требованиям к рабочим местам обучаемых);

• специальные (реализация обратной связи, возможность изменения содержания ЭОР).

К основным технологическим требованиям функционирования ЭОР следует отнести [2]:

— открытость;

— целенаправленность;

— обеспечение мотивации;

— наличие входного и выходного контроля;

— индивидуализацию обучения;

— креативность;

—обеспечение систематической обратной связи;

— наличие развитой системы помощи;

— наличие многоуровневой организации дидактического контента, базы знаний и банка заданий;

— педагогическую гибкость;

— наличие специально отведенных мест для рефлексии обучаемых;

— возможность документирования хода процесса обучения и его результатов;

— возможность получения печатной копии документа;

— интуитивно понятный и дружелюбно настроенный интерфейс;

— наличие развитой поисковой системы;

— наличие блока контроля. Изложенные выше теоретические положения

позволили разработать определенные рекомендации по проектированию педагогических технологий и созданию ЭОР на основе использования средств и технологических ресурсов современных ИКТ и СТ. При проектировании принято выделять два этапа:

1) разработка концептуального подхода;

2) разработка функциональной структуры. Разработка концептуального подхода имеет самостоятельное значение для целей прогнозирования и структурирования дидактического контента. При этом обычно используются следующие компьютерные технологии:

• АКО (A Kind Of), отражающая родовидовые отношения и иерархию основных понятий предметной области;

• АРО (A Part Of), отражающая физическую структуру и декомпозицию сложных объектов предметной области на отдельные составляющие;

• НА (Has Attribute), отражающая многообразие объектов предметной области;

• V (Value), отражающая конкретное значение объекта.

В результате разработки концептуального подхода формируется конкретная объектно-ориентированная модель АПТ.

В результате разработки функциональной структуры формируется модель рассуждений, которая обычно представляется в виде каузальных отношений и может быть формализована при помощи коротких правил «если..., то...» или в виде семантических сетей.

Изложенный выше материал позволяет получить представление о возможностях использования средств современных ИКТ и СТ в образовательном процессе, особенностях создания и применения новых педагогических технологий на основе разработки ЭОР, а также о новых методах структурирования дидактического контента.

Эффективность применения средств и возможностей информационно-коммуникационных технологий и сетевых технологий в образователь-

ном процессе зависит в первую очередь от умений педагогов методически грамотно организовывать и проводить учебные занятия, знаний приемов и методов использования современных ИКТ и СТ, учета требований, предъявляемых к педагогическим технологиям на основе разработки ЭОР, а также использования новых методов структурирования дидактического контента. Определяющим фактором повышения эффективности образовательного процесса на основе использования современных ИКТ и СТ являются знания и навыки педагога в области применения и интеграции этих технологий в ходе обучения.

Список литературы

1. Алексеев С.С., Морозов В.В., Симаков К.В. Методы машинного обучения в задачах извлечения информации из текстов по эталону. URL: http://rcdl. ru/doc/2009/237_246_Section07-1.pdf.

2. Аленичева Е.В., МонастыревП.В. Электронный учебник (проблемы создания и оценки качества) // Высшее образование в России. 2001. № 1.

3. Громов П.А. Функциональное представление текста // В сб. «Компьютерные инструменты в образовании». Вып. 6. СПб: ЦИО «КИО», 2008, С.15-24.

4. КрасильниковаВ.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие. М.: ООО «Дом педагогики», 2006, 231 с.

5. Кулагин В.П., Найханов В.В. и др. Информационные технологии в сфере образования. М.: Янус-К, 2004, 248 с.

6. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Едиториал УРСС, 2010, 224 с.

7. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий. Волгоград: Перемена, 2006, 319 с.

8. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. М.: Академия, 2007, 368 с.

9. РобертИ.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: ИИО РАО, 2007, 234 с.

10. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М.: ИИО РАО, 2006, 88 с.

11. Хрусталёв Е.Ю., Баранова Н.М. Интеллектуальные семантические модели для повышения качества образовательных и научно-исследовательских процессов // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 35. С. 2-10.

12.Хрусталёв Е.Ю., БарановаН.М. Семантико-ориентированная методология обучения студентов в информационно-коммуникативной среде университета // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 21. С. 11-18.

13. Хрусталёв Е.Ю., Ларин С.Н. Использование информационных ресурсов и технологий для стимулирования инновационного развития экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 32. С. 2-11.

14. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003, 416 с.

Modern technologies of education

NETWORKING TECHNOLOGIES AND NEW METHODS OF DIDACTIC STRUCTURATION CONTENT TO IMPROVE THE EDUCATIONAL PROCESS

Sergei N. LARIN, Larisa Iu. LAZAREVA

Abstract

The authors discuss some ways of increasing quality and effectiveness of the educational process through the use of network technologies and new methods of structuring the didactic content domain of different disciplines. The article notes that the determining fac-

tor for effectiveness of the educational process through the use of networking technologies and new methods of structuring the didactic content domain of various disciplines are teacher knowledge and skills in the application and integration of these technologies in the learning process.

Keywords: educational process, network technology, subject area, didactic content, new methods of structuring, technology integration, efficiency increase

References

1. Alekseev S.S., Morozov V.V., Simakov K.V. Metody mashinnogo obucheniia v zadachakh izvlech-eniia informatsii iz tekstovpo etalonu [Machine-learning techniques to the task of extracting information from texts by reference]. Available at: http://rcdl. ru/doc/2009/237_246_Section07-1.pdf. (In Russ.)

2. Alenicheva E.V., Monastyrev P.V. Elektronnyi uchebnik (problemy sozdaniia i otsenki kachestva) [Electronic textbook (the problems of creating and evaluating quality)]. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher education in Russia, 2001, no. 1.

3. Gromov P.A. Funktsional 'noepredstavlenie tek-sta. Vsb. "Komp 'iuternye instrumenty v obrazovanii ". Vyp. 6 [Functional representation of the text. "Computer tools in education"]. St. Petersburg, CIO ECC Publ., 2008, pp. 15-24.

4. Krasil'nikova V.A. Informatsionnye i kom-munikatsionnye tekhnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie [Information and communication technologies in education: a textbook]. Moscow, Dom pedagogiki Ltd., 2006, 231 p.

5. Kulagin V.P., Naikhanov V.V. et al. Informatsionnye tekhnologii v sfere obrazovaniia [Information technologies in education]. Moscow, Ianus-K Publ., 2004, 248 p.

6. Mikheev V.I. Modelirovanie i metody teorii izmerenii v pedagogike [Modeling and measurement theory in pedagogy]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2010, 224 p.

7. Monakhov V.M. Vvedenie v teoriiu pedagog-icheskikh tekhnologii [Introduction to the theory of pedagogical techniques]. Volgograd, Peremena Publ., 2006, 319 p.

8. Polat E.S. Sovremennye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniia: uchebnoe posobie [Modern teaching and information technologies in education: a textbook]. Moscow, Akademiia Publ., 2007, 368 p.

9. Robert I.V. Teoriia i metodika informati-zatsii obrazovaniia (psikhologo-pedagogicheskii i

tekhnologicheskii aspekty) [Theory and methods of education informatization (psycho-pedagogical and technological aspects)]. Moscow, ERI RAO Publ., 2007, 234 p.

10. Tolkovyi slovar' terminov poniatiinogo ap-parata informatizatsii obrazovaniia [Dictionary of the conceptual apparatus of education informatization]. Moscow, ERI RAO Publ., 2006, 88 p.

11. Khrustalev E.Iu., Baranova N.M. Intellektual'nye semanticheskie modeli dlia povysheniia kachestva obrazovatel'nykh i nauchno-issledovatel'skikh prot-sessov [Intelligent semantic models to improve the quality of educational and research processes]. Ekonom-icheskii analiz: teoriia ipraktika—Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 35, pp. 2-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Khrustalev E.Iu., Baranova N.M. Semantiko-orientirovannaia metodologiia obucheniia studentov v informatsionno-kommunikativnoi srede universiteta [Semantic-oriented methodology for teaching students in information and communication environment of university]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezo-pasnost' — National interests: priorities and security, 2011, no. 21, pp. 11-18.

13. Khrustalev E.Iu., Larin S.N. Ispol'zovanie informatsionnykh resursov i tekhnologii dlia stimu-lirovaniia innovatsionnogo razvitiia ekonomiki [Use of information resources and technologies to promote innovative development of economy]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'—National interests: priorities and security, 2011, no. 32, pp. 2-11.

14. Khutorskoi A.V. Didakticheskaia evristika: teoriia i tekhnologiia kreativnogo obucheniia [Didactic heuristics: theory and technology of creative learning]. Moscow, MSU Publ., 2003, 416 p.

Sergei N. LARIN

Central Economics and Mathematics Institute, RAS,

Moscow, Russian Federation

[email protected], [email protected]

Larisa Iu. LAZAREVA

Institute of International Accounting Standards

and Management, Moscow, Russian Federation

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.