Научная статья на тему 'Комплексное использование электронных образовательных ресурсов в процессе формирования профессионально направленных межпредметных связей'

Комплексное использование электронных образовательных ресурсов в процессе формирования профессионально направленных межпредметных связей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ / E-LEARNING RESOURCES / MIEREMET-WIDE COMMUNICATION / INTERDISCIPLINARY PROJECT METHOD / THE PROCESS OF LEARNING MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Наталья Геннадьевна, Томина Ираида Петровна

Математика в техническом вузе является основой изучения профессиональных дисциплин. Однако нередко приходится сталкиваться с тем, что студенты, владея достаточным запасом математических знаний, не могут использовать их в решении профессиональных задач. Это обусловлено тем, что формирование математического аппарата в процессе обучения математике у студентов технических профилей в недостаточной степени профессионально ориентировано. В связи с этим особую значимость, приобретает формирование межпредметных связей между дисциплиной математика и профессиональными дисциплинами. Формирование профессионально направленных межпредметных связей в процессе обучения математике необходимо осуществлять с помощью новых дидактических средств обучения электронных образовательных ресурсов (ЭОР) структура и контент которых профессионально ориентированы. Требования по разработке электронных образовательных ресурсов: соответствие структуры ЭОР структере дидактического цикла обучения; компьютерная визуализация учебного материала; компенсаторности; профессиональная направленность контента ЭОР, определяют структуру и содержательное наполнение каждого раздела электронных образовательных ресурсов. Структура ЭОР, разрабатываемых преподавателями, включает в себя блоки: установочно-целевой; справочно-энциклопедический; электронного конспекта; иллюстративный; объяснительный; тренировочный; профессиональных задач; тестовых заданий; контроля. Одним из успешных способов реализации комплексного использования ЭОР в учебный процесс является межпредметный метод проектов, содержащий следующие этапы: организационный; исследовательский (учебный); программная реализация индивидуальных заданий; презентация результатов исследования. Результатом организации и проведения процесса обучения математике на основе предложенного метода обучения в условиях комплексного использования ЭОР является достижение двуединой цели: повышение уровня сформированности профессионально направленных межпредметных связей; повышение уровня ИКТ компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Наталья Геннадьевна, Томина Ираида Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATED USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL DIRECTED INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS

Mathematics in technical universities is the basis for the study of professional disciplines. often, however, have to face the fact that the students, having sufficient mathematical knowledge, can’t use them in solving professional problems. This is because the formation of the mathematical apparatus in the process of teaching mathematics students of technical profiles insufficiently professionally oriented. In this regard, of particular importance is the formation of interdisciplinary connections between the discipline of mathematics, and professional disciplines. Formation of professionally directed interdisciplinary connections in learning mathematics must be implemented with the help of new didactical means of education electronic educational resources (EER), the structure and content of which are professionally oriented. Requirements for developing e-learning resources: the structure of the ESM structure didactic training cycle; computer visualization of educational material; compensation; professional orientation of content of e-learning resources, determine the structure and content of each section of electronic educational resources. The structure of e-learning resources developed by teachers that includes: setup-target; reference encyclopedias; e-notes; illustrations; explanatory; training; professional problems; test items; control. One of the successful ways of implementing the integrated use of ESM in the educational process is interdisciplinary project method, containing the following stages: organizational; research (educational); programmatic implementation of individual tasks; presentation of the results of the study. The result of the organization and conduct of the process of learning mathematics based on the proposed method of learning in the integrated use of the ESM is to achieve the twin goals: improving the level of formation of professionally oriented interdisciplinary connections; increase the level of ICT competence.

Текст научной работы на тему «Комплексное использование электронных образовательных ресурсов в процессе формирования профессионально направленных межпредметных связей»

УДК 378.147:516:004.032

Семенова Н.Г., Томина И.П.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: [email protected] ; [email protected]

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННЫХ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Математика в техническом вузе является основой изучения профессиональных дисциплин. Однако нередко приходится сталкиваться с тем, что студенты, владея достаточным запасом математических знаний, не могут использовать их в решении профессиональных задач. Это обусловлено тем, что формирование математического аппарата в процессе обучения математике у студентов технических профилей в недостаточной степени профессионально ориентировано. В связи с этим особую значимость, приобретает формирование межпредметных связей между дисциплиной математика и профессиональными дисциплинами.

Формирование профессионально направленных межпредметных связей в процессе обучения математике необходимо осуществлять с помощью новых дидактических средств обучения -электронных образовательных ресурсов (ЭОР) - структура и контент которых профессионально ориентированы. Требования по разработке электронных образовательных ресурсов: соответствие структуры ЭОР структере дидактического цикла обучения; компьютерная визуализация учебного материала; компенсаторности; профессиональная направленность контента ЭОР, определяют структуру и содержательное наполнение каждого раздела электронных образовательных ресурсов. Структура ЭОР, разрабатываемых преподавателями, включает в себя блоки: установочно-целевой; справочно-энциклопедический; электронного конспекта; иллюстративный; объяснительный; тренировочный; профессиональных задач; тестовых заданий; контроля.

Одним из успешных способов реализации комплексного использования ЭОР в учебный процесс является межпредметный метод проектов, содержащий следующие этапы: организационный; исследовательский (учебный); программная реализация индивидуальных заданий; презентация результатов исследования.

Результатом организации и проведения процесса обучения математике на основе предложенного метода обучения в условиях комплексного использования ЭОР является достижение двуединой цели: повышение уровня сформированности профессионально направленных межпредметных связей; повышение уровня ИКТ компетентности.

Ключевые слова. Электронные образовательные ресурсы, межпредметные связи, межпредметный метод проектов, процесс обучения математике.

В настоящее время большая часть научных исследований в области информатизации профессионального образования посвящена разработке методологических основ использования ИКТ, рассматривающих общие подходы организации процесса обучения: проведение аудиторных занятий (лекционных, практических, лабораторных), организации самостоятельной работы (синхронной, асинхронной), проведение контролей (промежуточного, итогого) [1], [2], [3]. В то же время, как показал анализ научной литературы, имеется недостаточное количество исследований, посвященных разработке частных подходов к решению конкретных дидактических задач на основе использования средств ИКТ. В связи с этим, тема, заявленная в названии работы, является актуальной и значимой, в виду того, что формирование профессионально направленных межпредметных связей (МПС) это и есть решение конкретной дидактической задачи.

Под МПС мы понимаем: взаимную согласованность содержания учебного материала, принадлежащего двум и более учебным дисциплинам, способы организации учебно-познавательной деятельности по формированию умений применять знания в решении учебных, исследовательских задач из других предметных областей [4].

По своей структуре МПС условно делят на две группы: МПС на уровне дисциплин одного цикла из учебного плана подготовки студентов; МПС на уровне дисциплин разных циклов. В нашей работе мы рассматриваем формирование МПС на уровне дисциплин разных циклов, а именно естественнонаучной дисциплины «Математика» и профессиональной дисциплины «Теоретические основы электротехники», принадлежащих базовой части учебного плана направления 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника».

Общеизвестно, что математика для специалистов электротехнического направления является методологической основой изучения профессиональных дисциплин, однако, владея математическими знаниями, студенты затрудняются использовать их при изучении дисциплин из профессионального цикла.

В чем же причина? Как показал социологический опрос студентов младших и старших курсов электротехнического направления, преподавателей, ведущих у них занятия по профессиональным дисциплинам, проблема заключается в невысоком уровне сформированности профессионально направленных МПС, из-за того, что содержание разделов дисциплины «Математика» не профессионально-ориентировано, поэтому студенты воспринимают учебный материал этой дисциплины как абстракцию, они не видят связи между математикой и профессиональными дисциплинами, соответственно, у них не формируется осознанного восприятия учебного материала, а соответственно, у них теряется интерес в изучении этой дисциплины. Ситуация усугубляется еще тем, что студенты забывают изученный раннее материал в виду того, что математика и профессиональные дисциплины разнесены в разные семестры учебного плана.

Нивелирование этой проблемы мы предлагаем осуществлять с помощью комплексного использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Под комплексным использованием электронных образовательныхресур-сов мы понимаем одновременное и взаимосвязанное использование методов и компонентов различных электронных образовательных ресурсов во всех звеньях процесса обучения, направленное на: организацию и осуществление, стимулирование и мотивацию профессиональной и учебно-познавательной деятельности; на контроль и самоконтроль ее результатов и эффективности; на автоматизацию процессов информационного взаимодействия и информационной деятельности по сбору, хранению, передаче, обработке, продуцированию, тиражированию профессионально значимой информации в условиях формирования здоровьесбе-регающей информационно-образовательной среды [5], [6], [7].

В контексте исследования нами осуществлена следующая типизация электронных образовательных ресурсов:

1 группа: ЭОР, разрабатываемые преподавателями, для проведения аудиторной и организации самостоятельной работ. К этой группе нами отнесены следующие ЭОР: интеллектуальные обучающие системы, мультимединые обучающие системы, электронные учебники, электронные учебные пособия;

2 группа: ЭОР, разрабатываемые студентами. ЭОР этой группы предназначены для выполнения и архивирования обучающимися своих индивидуальных заданий в процессе обучения. К этой группе ЭОР нами отнесены: электронный портфолио, электронная рабочая тетрадь;

3 группа: специализированные программные продукты (Ма1ешайка, МаШСаф;

4 группа: распределенные информационные ресурсы.

Для ЭОР 1-й группы нами обоснованы и сформулированы требования к разработке и комплексному использованию ЭОР, способствующих формированию профессионально направленных межпредметных связей математики с профессиональными дисциплинами [8]. К ним относятся следующие:

- соответствие структуры ЭОР структуре дидактического цикла обучения: теория, практика, самостоятельная работа, контроль;

- компьютерная визуализация учебного материала, обеспечивающая синтез вербально-логического, сенсорно-перцептивного и представ-ленческого уровней когнитивного процесса;

- динамически развивающегося теоретического образа, обеспечивающего изучение абстрактных математических понятий и отношений с ними с помощью дискретной подачи визуализированной информации, или с помощью программных математических средств (программ имитационного моделирования), используемых по профессиональным дисциплинам студентами направления «Электроэнергетика и электротехника»;

- компенсаторности (облегчение процесса обучения), основанный на: подаче учебной информации отдельными порциями, приближающимися по своему размеру к объему кратковременной памяти (дискретная анимация); предъявление ученой информации в виде раз-

Семенова Н.Г., Томина И.П.

Комплексное использование электронных образовательных..

личных категорий кодирования: буквы (текст), символы, графики, диаграммы (избыточность кодированием); многократном повторении одной и той же порции учебной информации (тривиальная избыточность); предъявление одной и той же информации в разных модальностях: визуальная, слуховая (синкретичная избыточность);

- непрерывности и полноты дидактического цикла обучения, обеспечивающего отражение системы научных математических понятий с учетом как внутрипредметных, так и межпредметных взаимосвязей, реализованный в виде теоретического материала, разнообразных тренировочных и контролируемых программах в рамках каждой дидактической единицы, позволяющих обучающемуся осуществлять алгоритмическую и эвристическую учебно-информационную деятельности;

- профессиональная направленность контента каждого блока ЭОР;

- междисциплинарного информационного взаимодействия, обеспечивающего включение в процесс обучения межпредметных проектов, реализующих интеграцию учебно-информационной деятельности обучающихся по дисциплине математика с дисциплинами из профессионального цикла;

На основании разработанных требований нами предлагается следующая структура ЭОР 1-й группы, включающая в себя блоки: установочно-целевой; справочно-энциклопедический; электронного конспекта; иллюстративный; объяснительный; тренировочный; профессиональных задач; тестовых заданий; контроля [9].

Для ЭОР 2-й группы, которые создаются студентами в процессе выполнения индивидуальных заданий, нами сформулированы следующие требования к содержательному наполнению ЭОР:

- строгая логическая последовательность выполненных обучающимся операционных действий;

- пояснение каждого выполненного действия;

- наглядно-образное представление полученных результатов в виде презентации выполненного индивидуального задания.

Как нами отмечено в [10], пояснение обучающимся каждого выполненного операци-

онного действия в ЭОР с наглядно-образным представлением полученных результатов способствует активизации мнемических процессов и формированию у них «следов памяти», которые позволяют быстро вспомнить изученный раннее учебный материал.

На основании вышесказанного нами предложено включение в структуру блока индивидуальных заданий электронного портфолио или электронной рабочей тетради по каждой дисциплине следующих модулей: «Пояснительная записка» и «Презентация учебных (исследовательских) результатов».

Разработанные электронные образовательные ресурсы зарегистрированы в Роспатенте [11] и успешно реализованы в учебном процессе по разработанной авторами методике, основанной на известном в дидактике методе обучения -методе межпредметных проектов [12].

Под межпредметным проектом в контексте данной работы мы понимаем исследование, интегрирующее предметные знания из дисциплин «Математика» и профессионального цикла, проводимое обучающимся в условиях комплексного использования ЭОР, способствующих формированию профессионально направленных МПС.

Реализованный нами в образовательном процессе межпредметный метод проектов имеет сложную структуру, состоящую из «п» циклов, где п - количество учебных дисциплин, по которым формируется общее задание. Нами выделены следующие основные этапы межпредметного метода проектов:

- организационный;

- исследовательский (учебный);

- программная реализация индивидуальных заданий;

- презентация результатов исследования.

Охарактеризуем кратко каждый из них.

Организационный.

Первый этап включает в себя следующие подэтапы:

Создание творческой (рабочей) группы, в которую входят преподаватели, ведущие занятия по математике и дисциплинам из профессионального цикла.

Составление таблицы логической взаимосвязи основных разделов математики и разделов профессиональных дисциплин.

На основании составленной таблицы осуществляется выбор разделов математики, знания и умения по которым представляет наибольший интерес в решении учебных (исследовательских) задач профессиональных дисциплин.

Составление каждым преподавателем своего сквозного задание. Необходимо отметить, что формирование последующего сквозного задания в межпредметном проекте базируется на результатах, полученных при выполнении предыдущего задания, что способствует установлению взаимосвязи между дисциплинами и формированию профессионально направленных МПС.

Составление совместно всеми преподавателями творческой группы общего задания межпредметного проекта.

Составление плана выполнения межпредметного проекта.

Исследовательский (учебный).

На этом этапе студенты выполняют задания межпредметного проекта в условиях комплексного использования ЭОР и учатся осуществлять информационное взаимодействие с ЭОР и участниками межпредметного проекта.

На этом этапе преподаватель выступает в роли консультанта, тьютера.

Программная реализация.

Этап программной реализации индивидуальных заданий предусматривает следующее: занесение студентом результатов своего исследования в создаваемый им ЭОР (либо в блок индивидуальных заданий электронного порт-фолио, либо в электронную рабочую тетрадь); создание презентации.

Презентация результатов исследования.

Защита каждого сквозного задания сопровождается докладом с презентацией.

Применение межпредметного метода проектов в условиях комплексного использования ЭОР, отличается от традиционно применяемых в педагогике межпредметных методов проектов следующим:

- организацией информационного взаимодействия образовательного назначения [2], осуществляемого в триединстве: субъект (обучающий) - объект (ЭОР) - субъект (обучаемый);

- усложнением структуры межпредметного метода проектов;

- активизацией деятельности как преподавателя, так и студента.

Результатом организации и проведения процесса обучения на основе вышеизложенной методики в условиях комплексного использования ЭОР является достижение двуединой цели:

- в области дидактики: у студентов повышается уровень осознанного восприятия учебного материала по математике за счет понимания необходимости ее изучения и установления взаимосвязи математики с профессиональными дисциплинами, а соответственно, у студентов повышается уровень сформированности профессионально направленных МПС;

- в области ИКТ: у студентов наблюдается повышение уровня компетентности ИКТ [16]. Студент приобретает знания, умения не только осуществлять информационную деятельность и информационное взаимодействие с ЭОР, но и приобретает знания в области их разработки.

Результаты педагогического эксперимента, проведенного в процессе обучения математике студентов направления 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» профиля подготовки «Электропривод и автоматика» ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», подтвердили сформулированные выводы.

19.05.2017

Список литературы:

1. Robert, I. Implementation of the Internet for Educational Purposes (Реализация возможностей Интернета в образовательных целях) / I. Robert; ed.: V.L. Uskov, R.J. Howlett, L.C. Jain. Springer // Smart Education and e-Learning. Smart Innovation, Systems and Technologies. - 2016. - Volume 59.

2. Semenova, N. ^e integrative structure of multimedia courseware of electrotechnical lecture course / N. Semenova, L. Zaynutdinova // Information Technologies & Knowledge. - 2009. - Volume 3. - Number 1. - Р. 91-97.

3. Semenova, N. Electronic portfolio as a means of memory traces formation Innovative Information Technologies / N. Semenova; ed. S.U. Uvaysov // Materials of the International scientific-рractical conference. - Part 1. - M.: HSE. - 2014. - P. 245-248.

4. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В.Н. Максимова // М.: Просвещение. - 2008. - 192 с.

5. Роберт, И.В. Алгоритмизация в обучении математике: монография / И.В.Роберт. - М.: ИИО РАО. - 2014. - 340 с.

Семенова Н.Г., Томина И.П._Комплексное использование электронных образовательных...

6. Robert, I. Didactics development in education informatization. Innovative Information Technologies / I. Robert; ed. S.U. Uvaysov // Materials of the International scientific-practical conference. - Part 1. - M.: HSE. - 2014. - 472 p.

7. Мартиросян, Л.П. Информатизация математического образованиия: теоретические основания; научно-методическое обеспечение / Л.П. Мартиросян. - М.: ИИО РАО. - 2009. - 236 с.

8. Семенова, Н.Г. Теоретические основы создания и применения мультимедийных обучающих систем лекционных курсов электротехнических дисциплин: монография / Н.Г. Семенова. - Оренбург: ИПФ «Вестник». - 2007. - 317 с.

9. Семенова, Н.Г. Мультимедийная обучающая система по математике как средство формирования профессиональной направленности обучения студентов электроэнергетических специальностей / Н.Г. Семенова, И.П. Томина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - №9(115). - С. 203-208.

10. Семенова, Н.Г. Функциональные возможности электронного портфолио / Н.Г. Семенова, И.П. Томина // Фундаментальные исследования. - 2014. - №9 (часть 2). - С. 429-432.

11. Семенова, Н.Г. Мультимедийная обучающая система «Математика» / Н.Г. Семенова, И.П. Томина, И.Б. Крылов. - Св-во о государственной регистрации программы для ЭВМ: Москва: РОСПАТЕНТ. - №2011613403 от 29.04.2011.

12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.

13. Shukhman, A. Approaches to Educational Programs Modeling, Design and Implementation for Continuous Training of Various Experts / A. Shukhman // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Т. 6. - №2. - S3. - С. 149.

14. Didactic features of pedagogical interaction as the basis of university education [Электронный ресурс] / Nina I. Kryukova et al. // Man In India. - 2017. - №97(3). - С. 29-41. - Режим доступа: http://serialsjournals.com/serialjournalmanager/pdf/1491476192.pdf.

15. The Methodology of Complex Continuous Training of the Students of Technical Universities to Innovative Activities [Электронный ресурс] / I.D. Belonovskaya et al. // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Vol. 6. - №2. - S3. - Р. 36-42. - Режим доступа: http://www.mcser.org/journal/index.php/mjss/article/view/6020. - DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n2s3p36

16. Бужинская, Н.В. Методика оценки уровня ИКТ-компетентности студентов педагогических вузов / Н.В. Бужинская // Вестник Брянского госуниверситета. - 2016. - №1. - С. 319-324.

Сведения об авторах:

Семенова Наталья Геннадьевна, профессор кафедры автоматизированного электропривода, электромеханики и электротехники Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, доцент

Томина Ираида Петровна, старший преподаватель кафедры алгебры и дискретной математики Оренбургского государственного университета.

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372536

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.