УДК 27-75
Протоиерей Алексей Куренков, кандидат философских наук, ректор Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью)
Опыт православной педагогики в трудах архимандрита Георгия (Шестуна)
Аннотация. В статье представлен обзор православных педагогических принципов и опыта на основе трудов архим. Георгия (Шестуна). Выводом является утверждение, что архимандрит при жизни уделял особое внимание проблемам воспитания и образования молодого поколения в условиях современных глоба-лизационных вызовов, а потому в своих работах он актуализировал православные принципы педагогики, рассматривал проблемы института семьи в контексте дехристианизации мира, настаивал на необходимости обращения к Православию, изучения православной веры, традиции, культуры в светских школах с целью формирования гармоничной, созидательной личности и укрепления общественной нравственности.
Ключевые слова: православная педагогика; принципы православной педагогики; архимандрит Георгий (Шестун); цели светской педагогики.
Archpriest Alexey Kurenkov, Candidate of Philosophical Sciences, Rector of the Belgorod Orthodox Theological Seminary (with a missionary orientation),
Russia, Belgorod, [email protected]
The Experience of Orthodox Pedagogy in the Works of Archbishop George (Shestun)
Abstract. The article presents an overview of Orthodox pedagogical principles and experiences based on the writings of Archimandrite George (Shestun). The conclusion is the assertion that the archimandrite in his lifetime was very concerned about the upbringing and
education of the younger generation in the conditions of modern globalization challenges, and therefore in his works he actualized the Orthodox principles of pedagogy, considered the problems of the family institution in the context of dechristianization of the world, insisted on the need to address Orthodoxy, the study of Orthodox faith, tradition, culture in secular schools to form a harmonious, creative personality and strengthen public morality.
Key words: Orthodox pedagogy; principles of Orthodox pedagogy; Archimandrite George (Shestun); goals of secular pedagogy.
19 сентября 2022 г. на 72-м году жизни отошел ко Господу известный педагог, профессор архимандрит Георгий (Шестун) [18], доктор педагогических наук, который в своих работах говорил о том, что сегодня, в век глобализационных процессов, политической турбулентности, «планетарного гуманизма», дехристианизации мира, молодежь оказывается под мощным идеологическим и информационным давлением, что является дестабилизирующим и дезориентирующим фактором.
Архимандрит отмечает, что история Православной Церкви в России - это история народа, государства, где понятие русской духовной культуры заключает в себе стремление к Идеалу. Духовная сущность русской культуры, в которой художественное творчество и художественное самосознание, духовно-эстетические ценности являются мировоззренческой доминантой, это путь культуры, который подчеркивает самоценность духовного опыта личности, способной к саморефлексии, интеллектуальному творчеству, опирающейся на знание и четкую нравственную систему. Русское Православие предполагает актуализацию «Я» в «Мы», раскрытие одного «Я» через другое «Я», выход личности за пределы своего «Я», ориентацию одной личности на другую личность. И при этом все личности с их ментальными различиями, индивидуальными особенностями живут, сосуществуют, принимают решения соборно. Соборность, как единство во множестве, - это одна из важных характеристик церковной жизни. Она выражает полноту и целостность Церкви как богочеловеческого организма любви. Взгляд на человека в Православии заключает в себе основную мысль: человек создан, сотворен Богом и содержит в себе образ и подобие Божии. Цель человеческой жизни состоит в теосисе (обожении). Жизнь после смерти определена будет качеством жизни этой, земной, жизни, а потому, соответственно, следует жить целомудренно, взращивая в себе любовь, смирение, терпение, милосердие, совестливость, трудолюбие, почитание старших, чувство долга, патриотизм, жертвенное служение и др., совершая труд по очищению своего
сердца и помыслов, борясь со страстями, т.е. совершая духовный подвиг, ведущий к преображению человека, а через него - всего мира.
Так, Православие лежит в основе нашей цивилизации: для России исторически традиционной, господствующей и культурообразующей религией является Православие, которое отличается от протестантизма и католицизма, доминирующих в Западном мире. При этом проблемой современной российской системы образования является ее ориентация именно на западное образование и воспитание, которое сформировано на иных, не православных, ценностях, на иной, не русской, культуре. Отец Георгий отмечает, что это не просто проблема, это - беда для России, т.к. идеология глобализма, пропагандируемая западными либералами, ориентирована строго на земную жизнь, в ней нет места жизни вечной, нет места Царству Небесному. Это - идеология потребления и порабощения человека страстями, требованиями плоти, идеология атомизации личности. На этой концепции, соответственно, строится педагогическая система Запада [1]. И сегодня Россию пытаются интегрировать в мировую цивилизацию с единым либеральным стандартом ценностей, которые, как мы можем наблюдать, являются вовсе не христианскими, а значит, и с единой антихристианской педагогической системой. И в контексте этой интеграции нам запрещают изучать собственную, а именно православную, культуру, жить в соответствии с православными традициями [5], вернуться к православному образу жизни и мировидению.
Православие противостоит глобализму, утверждая бессмертность человека, существование загробной жизни. Соответственно, православная педагогика ориентируется не только на земное бытие, но и на вечность [14]. Закономерности духовно-нравственного развития личности, по мнению архимандрита, исходят из понятия идеала, который присутствует в той или иной традиции. В православной традиции этот Высший идеал - Сын Божий, Логос, Иисус Христос, Богочеловек, который является центром жизни христианина и мировой истории. В связи с этим, православная педагогика христоцентрична. Каждый человек несет личную ответственность за свои слова, дела, поступки, скрытые намерения, желания. Спасение человека синергийно: оно совершается посредством Божественной благодати, с одной стороны, и приложением усилий человека, с другой [9].
Между тем, церковно-педагогическая культура предполагает воцерковление ребенка, т.е. она экклесиологична. Спасение происходит в Церкви, Глава которой - Христос. Церковь дает нам образец «соборного единства, в котором раскрывается соборная природа восстановленного естества человека» [14]. Эккле-
сиологичность предполагает формирование в ребенке особого, внутреннего духа церковности, научение молитвенной жизни, «без воцерковления не может быть православного воспитания и православного образования» [17, с. 240].
Архимандрит Георгий в своих трудах отмечал важность сохранения института семьи. Семья, как малая Церковь, как ячейка общества, является той средой, в которой закладываются и прививаются первые и основные ценностные ориентиры. Семья хранит и передает духовно-нравственные традиции, обычаи и предания из поколения в поколение, она есть главная ступень, главный уровень в сфере воспитания и образования [4]. Если будет разрушен институт семьи, будет разрушен фундамент общества. Западный мир сегодня пытается дискредитировать, высмеять этот институт, называя его пережитком прошлого, от которого следует избавиться, и на этом фоне растут всевозможные нетрадиционные группы (ЛГБТ-сообщества), движение чайлдфри, однополые «браки», сожительства и прочие явления, которые осуждаются в Св. Писании. И сегодня, как отмечает архимандрит, вопрос о ценностях, на которых можно строить семью, «встал ребром». Создание семьи, деторождение требуют понимание этих ценностей, а также необходимости воздержания, целомудрия, знания того, что блуд, прелюбодеяния, детоубийство (аборты) являются смертными грехами.
К сожалению, современная российская система образования не дает необходимых знаний и ориентиров для создания и сохранения семьи, не дает правильного представления о том, что есть мир, человек, каков смысл его жизни [13] и в значительной мере ориентирована именно на вхождение в мировую цивилизацию с дехристианизацией ценностных основ и педагогической сферы. Светская школа стремится к модернизации педагогических технологий с ориентацией на зарубежные образовательные стандарты. При этом заимствованные Запада образовательные модели полностью «заменяют собой традиционные, исторически сложившиеся в России, формы обучения и воспитания» [6]. И сегодня, как отмечает о. Георгий, уровень образования оставляет желать лучшего, образовательная сфера ориентирует молодежь на карьерный рост. Понимание личности как уникальной, Богоподобной, с высшими идеалами и высшим предназначением, отходит на периферию светского образования. Таланты и способности человека, данные ему Богом и требующие развития, притупляются, «цель и смысл человеческой жизни низводятся до полезности человека в конкретной экономической и политической системе» [2]. Традиция отходит на второй план, разрываются связи поколений, стирается историческая память. А, как сказал И.А. Ильин, «человек, утративший
доступ к духовной воде и духовному огню своего народа, становится безродным изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим духовным дорогам, обезличенным интернационалистом. Горе ему и его детям: им грозит опасность превратиться в исторический песок и мусор» [15, с. 200].
По мнению архимандрита Георгия, духовное обогащение российского социума должно быть основано на Православной традиции. Необходимо это осознать, т.к. именно Православная Церковь «является единственной хранительницей духовного опыта нашего народа. Если общество не обратится за опытом передачи духовных ценностей к Церкви, то оно будет разлагаться, потому что без духовной основы долго существовать не сможет» [7]. Необходим союз, сотрудничество Церкви и светской школы, школа должна ориентировать ребенка на Высшие идеалы, должна привести его к вратам Церкви, иначе она не выполнит свою основную задачу и обязанность [1]. Кроме знаний и каких-то умений, ребенок должен получить опыт творческой деятельности. Ему необходимо привить духовные ценности, смыслы и основные положения православной традиции, а в их контексте он должен получить опыт межличностного общения и духовной жизни. Православная педагогика ставит своей задачей приведение ребенка ко Христу, его воцерковление, открытие в нем образа Божиего, научение его ответственности, любви к Родине, к собственной культуре, научение его навыкам, благодаря которым он будет полезен своему народу, обществу, семье, научение его созидательному творчеству в соответствии с его наклонностями.
Православная аксиология, на которую опирается православная педагогика, утверждает Божественные Заповеди, Заповеди блаженства в качестве основы духовно-нравственного становления личности и общественного жизнеустройства, взаимоотношений людей друг с другом, направляя как индивидуума, так и все общество к обожению. Как отмечает архимандрит Георгий в книге «Православная педагогика», необходимо обратиться к православным педагогическим принципам с целью духовного оздоровления и укрепления российского социума, т.к. Православие является историческим, созидательным фундаментом традиционной российской школы [6].
В своей работе «Образование и цивилизация» архимандрит Георгий отмечает, что педагогика должна, в первую очередь, научить ребенка опыту духовной жизни, раскрыть понятия традиции и ценностей, характерных именно для российской культуры и на которых держалось российское общество в течение многих столетий. В настоящее время, по мнению пастыря, Православная Церковь
хранит духовный опыт российского общества, особенностью которого является «совпадение народных и религиозных взглядов. Православие - основа всей нашей жизни и отечественная педагогика как минимум должна это учитывать» [2]. Это притом, что Конституция РФ обязывает каждого гражданина «заботиться о сохранении исторического и культурного наследия» [16]. Архимандрит Георгий вопрошает и тут же отвечает на свой вопрос: «А как можно беречь и сохранять то, чего не знаешь?.. Беречь, сохранять можно только то, что знаешь, ценишь и передаешь детям и внукам, чтобы они тоже это сберегли» [2].
Вся российская культура, традиции и быт формировались под непосредственным влиянием Православия, в соответствии с которым каждый человек есть образ и подобие Божие, а потому он является ценностью для Бога. Основываясь на этом понимании человека, Православие утверждает необходимость межличностных отношений, построенных на любви, уважении, на трепетном отношении людей друг ко другу» [4]. В лоне Матери-Церкви, в Евхаристии все становились братьями и сестрами во Христе, соединяясь друг с другом и со Христом невидимыми нитями, люди чувствовали ответственность за себя и за мир.
Архимандрит Георгий в своих трудах говорит о том, что православная педагогика направлена на раскрытие в человеке образа Божиего, на создание условий для его духовно-нравственного становления, на развитие его сил, способностей, талантов, на его воцерковление [3]. Такое мировоззрение не соответствует западным либеральным ценностям, а потому сегодня Русская Православная Церковь, как оплот российской государственности, как культурообразующий фундамент, как и все, что связано с Православием, всячески дискредитируется.
Сегодня стоит острая необходимость духовного просвещения людей, работы по устранению препятствий, воздвигнутых в течение богоборческого периода прошлого столетия. Все граждане России, в т.ч. и дети, имеют право изучать культуру, традицию своей страны, историю Православной Церкви и все, что связано с Православием, т.к. «эти знания чрезвычайно важны для становления личности, от их качества зависит, в какой мере личность сумеет пользоваться богатствами отечественной и мировой культуры» [2].
Кроме того, пастырь отмечает необходимость введения педагогических дисциплин в учебный план православных духовных семинарий, т.к. священники, так или иначе, ведут воспитательную, образовательную, просветительскую деятельность на приходе как среди прихожан, родителей, так и среди детей, а также принимают участие в образовательном процессе государственных учебных за- опыт православной педагогики
в трудах архимандрита георгия (шестуна)
ведений. Соответственно, они должны быть знакомы с основами педагогики, с основными ее положениями и принципами [10].
При этом о. Георгий делает акцент на том, что деятельность педагога предполагает духовно-нравственное воспитание ребенка, на раскрытие в нем, как было сказано выше, образа Божьего, и в этом благом деле сама личность педагога (его личное благочестие, пример его собственной жизни, уровень его религиозности) играет важную роль, поэтому он должен следить за своим поведением, за своей жизнью и «проявлять глубокое смирение перед великой глубиной и тайной личности ученика» [8]. Православный педагог, говорит архимандрит, всякий урок начнет с молитвы, и участие в Богослужениях, в Таинствах Церкви вместе с воспитанниками «будет для него не внешней обязанностью, но потребностью сердца» [8].
Таким образом, архимандрит Георгий (Шестун) в своих трудах анализирует педагогический опыт Церкви, раскрывает перед нами основы православной педагогики, которые кратко можно описать как: взгляд на человека в контексте православной антропологии, т.е. как на образ и подобие Божие; христоцентричность педагогики; воцерковленность (экклесиологичность); взгляд на человеческое сообщество сквозь призму таких понятий, как соборность, единство во Христе (посредством участия в Таинстве Евхаристии), а также, что обязательно, «освоение наследия родного края» [10]. Вся человеческая жизнь, как отмечает о. Георгий, «должна быть богоугодной, а значит благодатной. Эта цель педагогична, она позволяет человеку ориентироваться в мире» [12].
Православная педагогика содержит в себе огромный потенциал в сфере духовно-нравственного становления личности, формирования гармоничной, позитивной, созидательной, творческой, ответственной личности, а потому, как отмечает пастырь-педагог, следует прильнуть к Матери-Церкви, к ее педагогическому наследию, которое основано на Св. Писании и святоотеческом наследии. Западному миру сегодня нужна личность-потребитель, которая ничего не знает о вечной жизни, о Высших ценностях, о Царстве Небесном, которая ориентирована лишь на удовлетворение своих потребностей здесь и сейчас без учета интересов иных личностей, которая не готова на подвиг самоотречения ради кого-либо, которая смотрит на внешний мир с позиции завоевателя, потребителя-гедониста. И в этих условиях именно православная аксиология, на которой строится церковная система воспитания и образования, поможет противостоять тем антихристианским тенденциям, которые мы наблюдаем сегодня в стремительно глобализирующемся мире, поможет молодому поколению сохранить дух Истины, а также традиции прошлых поколений и приумножить их.
Это возможно через обращение к православному педагогическому опыту и «через восстановление православного образа жизни в народе» [11].
В заключение можно сказать, что труды архимандрита Георгия (Шестуна) обладают высоким педагогическим потенциалом.
Библиография
Георгий (Шестун), игум. Назад в будущее [Электронный ресурс] // Православие. ру: сайт. - URL: https://pravoslavie.ru/101240.html (дата обращения: 23.10.2022).
Георгий (Шестун), игум. Образование и цивилизация [Электронный ресурс] // Азбука веры: сайт. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestun/obrazovanie-i-tsivilizatsija/ (дата обращения: 23.10.2022).
Георгий (Шестун), игум. Онтологическое основание педагогики в православной традиции [Электронный ресурс] // Азбука веры: сайт. - URL: https://azbyka. m/otechnik/Georgij-Shestun/ontologicheskoe-osnovanie-pedagogiki-v-pravoslavnoj-traditsii/ (дата обращения: 23.10.2022).
Георгий (Шестун), игум. Основные проблемы современного образования [Электронный ресурс] // Азбука веры: сайт. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Georgij-Shestun/osnovnye-problemy-sovremennogo-obrazovanija/#0_4 (дата обращения: 23.10.2022).
Георгий (Шестун), игум. Почему нет ясных целей [Электронный ресурс] // Азбука веры: сайт. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestun/pochemu-net-jasnyh-tselej/ (дата обращения: 23.10.2022).
Георгий (Шестун), архим. Православная педагогика [Электронный ресурс] // Азбука веры: сайт. - URL: https://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-pedagogika-prot-evgenij-shestun (дата обращения: 23.10.2022).
Георгий (Шестун), архим. Православные традиции и современная российская школа [Электронный ресурс] // Азбука веры: сайт. - URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Georgij-Shestun/pravoslavnye-traditsii-i-sovremennaja-rossijskaja-shkola/ (дата обращения: 23.10.2022).
Георгий (Шестун), архим. Призвание учителя как духовный дар [Электронный ресурс] // Азбука веры: сайт. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestun/ prizvanie-uchitelja-kak-duhovnyj-dar/ (дата обращения: 23.10.2022).
Георгий (Шестун), игум. Сопряжение понятий «нравственность» и «духовность» в рамках православной традиции [Электронный ресурс] // Азбука веры: сайт. -
URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestun/soprjazhenie-ponjatij-nravstvennost-i-duhovnost-v-ramkah-pravoslavnoj-traditsii/ (дата обращения: 23.10.2022).
Георгий (Шестун), игум. Теоретические основы подготовки студентов православных духовных семинарий к педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Азбука веры: сайт. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestun/ teoreticheskie-osnovy-podgotovki-studentov-pravoslavnyh-duhovnyh-seminarij-k-pedagogicheskoj-dejatelnosti/ (дата обращения: 23.10.2022).
Георгий (Шестун), игум. Традиция или идеология: основная проблема современного образования [Электронный ресурс] // Азбука веры: сайт. - URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestun/traditsija-ili-ideologija-osnovnaja-problema-sovremennogo-obrazovanija/ (дата обращения: 23.10.2022).
Георгий (Шестун), игум. Человек пришел в мир [Электронный ресурс] // Азбука веры: сайт. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestun/chelovek-prishel-v-mir/#0_2 (дата обращения: 23.10.2022).
Георгий (Шестун), архим. Чему мы призваны научить наших детей [Электронный ресурс] // Азбука веры: сайт. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestun/ chemu-my-prizvany-nauchit-nashih-detej/#0_5 (дата обращения: 23.10.2022).
Захарченко М. В. Проблемы воспитания в книге игумена Георгия (Шестуна) «Православная педагогика» [Электронный ресурс] // Вестник ПСТГУГУ: Педагогика. Психология.2009. Вып. 1 (12). С. 111-125. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-vospitaniya-v-knige-igumena-georgiya-shestuna-pravoslavnaya-pedagogika (дата обращения: 23.10.2022).
Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. - М.: Русская книга, 1994. - Т.1. - 398 с.
Конституция РФ. Ст.44, п.3. [Электронный ресурс] // Консультант: сайт. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ccca0bbf3250f82d26aa1 58e6325aa2b34775e8d/ (дата обращения: 23.10.2022).
Рудавина Т. А. Работа с детьми и молодежью в воскресной школе как реализация основных принципов православной педагогики // Антропологический поворот: теории и практики: cборник трудов международной научной конференции. В 2 ч. Ч.1 / отв. ред. А.В. Овсянников, А.Г. Пастухов, Т.В. Струкова. - Орел: Орловский гос. ин-т культуры, 2021. - 356 с. - С. 236-247.
Ушел от нас настоящий православный подвижник. Отошёл ко Господу архимандрит Георгий (Шестун) [Электронный ресурс] // Русская линия: сайт. -URL: https://ruskline.ru/news_rl/2022/09/19/ushel_ot_nas_nastoyawii_pravoslavnyi_ podvizhnik (дата обращения: 23.10.2022).