IVK
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
УДК 614.2:618-082:681.3(470.40)
ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ И ПЕРИНАТАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
В.Б. Мысяков1, А.В. Бреусов2,
'Пензенский институт усовершенствования врачей, 2Российский университет дружбы народов, г. Москва
Мысяков Владимир Борисович - e-mail: center-med@sura.ru
Реализация концепции информатизации системы здравоохранения области позволила на практике создать единое медицинское информационное пространство, охватывающее все медицинские учреждения региона и все уровни системы управления оказанием медицинских услуг. Основой его является областная распределенная комплексная информационная система здравоохранения с ядром в центре обработки данных медицинского информационноаналитического центра, расположенного в городе Пензе. Система базируется на высокоскоростных каналах связи, мощном серверном оборудовании в районных центрах, на полной оснащенности всех автоматизированных рабочих мест в каждой женской консультации области, четырех межрайонных центрах и перинатальном центре лицензионными программными продуктами.
Ключевые слова: акушерско-гинекологическая помощь, перинатальная служба,
автоматизированная информационная система, информационная поддержка принятия решений.
Realization of the concept of information of system of public health services of area has allowed to create the uniform medical information field covering all medical institutions of region and all levels of a control system by rendering of medical services in practice. Its basis is the regional distributed complex information system of public health services with a kernel in a data-processing center of the medical information-analytical center located in the city of Penza. The system is based on high-speed communication channels, the powerful server equipment in the regional centers, on full equipment of all automated workplaces in each female consultation of the area, four interdistrict centers and the perinatal center license software products.
Key words: the akushersko-gynecologic help, the perinatal service, the automated information system, information support of decision-making.
Проведенный анализ состояния информатизации здравоохранения Пензенской области в 2005-2006 годах показал, что информатизация на различных территориях и в ЛПУ происходила крайне неравномерно. Несмотря на достаточно высокий уровень информатизации в отдельных ЛПУ, городах и районах области, большое число используемых программных средств, отсутствовало концептуальное единство проектных решений и унификация программнотехнических средств, которая позволила бы тиражировать эти системы. Далеко не все системы можно было использовать в отраслевом информационном обмене. Отсутствовали единые подходы в технической политике, единые стандарты обмена данными и единая система классификации и кодирования информации.
На основании изучения литературных источников и личного опыта установлено, что с точки зрения информатизации здравоохранение области представляет собой территориально распределенную многоуровневую систему, образованную субъектами здравоохранения - объектами информатизации, к которым относятся: органы управление здравоохранением региона, органы управления здравоохранением муниципальных образований, лечебнопрофилактические учреждения, территориальные фонды ОМС, страховые медицинские организации [1]. При этом органы управления здравоохранения региона осуществляют регулярный информационный обмен с органами исполнительной власти Российской Федерации (министерствами, агентствами, службами).
Иерархия органов управления системой здравоохранения области соответствует административно-территориальному делению страны в целом. Однако, в условиях бюджетностраховой модели финансирования ЛПУ функционирует два независимых контура управления, в которых циркулируют информационные потоки: через органы управления здравоохранением и через территориальные фонды ОМС. Таким образом, существенной особенностью здравоохранения Пензенской области, как объекта информатизации, является отсутствие централизованного вертикального управления субъектами системы. Решения, обеспечивающие функционирование здравоохранения, принимаются на различных уровнях, поскольку в соответствии с законодательством РФ здравоохранение является предметом совместного ведения органов государственной власти федерального уровня, субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В связи с этим, в процессе формирования модели единой информационной системы (ЕИС) регионального здравоохранения нами учитывались:
- организационная независимость и локальная автономность информационных систем различных субъектов регионального здравоохранения;
- многообразие технологических схем ведения баз данных;
- многообразие программно-технических платформ.
Всю совокупность проблем информатизации, соответствующих функциональным задачам управления системой здравоохранения области, мы разделили на три основных
группы: задачи учета первичной персонифицированной информации; задачи сбора отчетно-статистических данных; задачи анализа и планирования. Чтобы обеспечить решение этих основных задач, в модели ЕИС мы предусмотрели решение задач хранения и обработки данных, ведения единых стандартов в виде электронных справочников и классификаторов, обеспечивающих совместимость информационных систем и возможность обмена данными [2].
Анализ функциональных и информационных задач, решаемых в системе здравоохранения, показал, что сбор и накопление данных многочисленными параллельными потоками без увязывания их в единое целое, без соблюдения общих стандартов не могут обеспечить результативность аналитической работы и эффективную поддержку управленческих задач. Эффективное управление региональным здравоохранением невозможно без глубокой общесистемной концепции информатизации, предусматривающей первоочередную реализацию системообразующих элементов и комплексное решение информационноаналитических задач [3].
Разработанная нами и реализованная на практике модель единой информационной системы здравоохранения Пензенской области позволяет:
• обеспечить информатизацию системы здравоохранения на региональном, муниципальном и локальном (учрежденческом) уровнях управления;
• обеспечить оперативное взаимодействие информационных систем и согласованный (стандартизованный и регламентированный) информационный обмен;
• обеспечить единую информационную поддержку решения задач учета и отчетности для здравоохранения;
• обеспечить создание единых информационных ресурсов здравоохранения региона, централизованного хранилища данных, единой системы ведения справочной информации;
• обеспечить информационную поддержку задач анализа эффективности управленческих решений, планирования объемов медицинской помощи и распределения ресурсов;
• обеспечить информационно-аналитическое моделирование и поддержку принятия решений по формированию долгосрочных программ развития здравоохранения региона, в том числе решений по оптимальной организации управления и реструктуризации сети медицинских учреждений;
• обеспечить процесс информатизации техническими и технологическими средствами, позволяющими наиболее эффективно решать перечисленные задачи;
• осуществить кадровое обеспечение мероприятий информатизации: повышение квалификации работников здравоохранения и системы ОМС и специальную расширенную подготовку специалистов по информационным технологиям для работы в здравоохранении и системе ОМС;
• осуществить организационное, научно-методическое и нормативное обеспечение перечисленных задач;
• обеспечить применение новых информационных технологий для решения широкого круга прикладных задач.
Концепция информатизации системы здравоохранения области, разработанная при непосредственном участии автора и принятая Законодательным Собранием Пензенской области, при ее практической реализации позволила создать единое медицинское информационное пространство
(ЕМИП), охватывающее все медицинские учреждения области и все уровни системы управления оказания медицинских услуг. Основой ЕМИП является областная распределенная комплексная информационная система здравоохранения с ядром в центре обработки данных (ЦОД) МИАЦа, расположенного в городе Пензе. Система базируется на широкополосных высокоскоростных каналах связи, мощном серверном оборудовании в районных центрах, на полной оснащенности всех клиентских мест в каждой медицинской организации, на применении отработанных и лицензированных специализированных программных продуктов.
В 2007-2009 годах в медицинских учреждениях Пензенской области, работающих в системе обязательного медицинского страхования, была создана архитектурная схема построения ЕМИП, а именно:
- образовано специализированное государственное учреждение здравоохранения «Пензенский областной медицинский информационно-аналитический центр» (ГУЗ МИАЦ), определенное как головное учреждение по вопросам информатизации системы здравоохранения области;
- в структуре ГУЗ МИАЦ создан и оборудован Центр обработки данных (ЦОД) с высокопроизводительным оборудованием и лицензионным программным обеспечением;
- областные ЛПУ, ЦРБ, муниципальные больницы г. Пензы, четыре межрайонных центра и перинатальный центр ГУЗ «Областная детская больница им. Н.Ф. Филатова» и МУЗ «Городской родильный дом № 1» подключены к единой защищенной медицинской информационной сети VIP-Net, позволяющей обмениваться информацией, содержащей персональные данные пациентов, что дало возможность создать успешно функционирующую единую областную автоматизированную информационную систему (АИС) «Мать и дитя» и существенно улучшить все показатели деятельности службы.
Принципиальная схема автоматизированной информационной системы акушерско-гинекологической и перинатальной службы области (АИС «Мать и дитя») на всех трех уровнях представлена на рис.
Разработка и практическая реализация АИС акушерско-гинекологической и перинатальной службы области позволили объединить в единое информационное пространство все женские консультации региона, четыре межрайонных
РИС.
Принципиальнаясхема построенияАИСакушерско-гинекологической и перинатальной службы Пензенской области.
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
центра и перинатальный центр, оснастив его специальным оборудованием для проведения телемедицинских консультаций с ЛПУ отдаленных районов области, что позволило существенно и достоверно снизить уровни перинатальной, младенческой и материнской смертности. Так, за период с 2005 по 2010 г. уровень материнской смертности снизился с 8.5 до 7.1 (на 100 тыс.) (г=0,426; р=0,005), что в 3.1 раза ниже показателя по РФ в целом (22.0 в 2009 г.).
Анализируя динамику перинатальной смертности по области за пять лет, нужно отметить, что она снизилась с 11,0 в 2006 году до 7,3 на 1000 родившихся живыми в 2010 г., т. е. на 34,4% (г=0,485; р=0,004), что существенно ниже, чем по Российской Федерации в целом (7,8%о в 2009 году).
Проведенный в работе анализ динамики младенческой смертности за последние шесть лет показал отчетливую достоверную тенденцию к ее снижению. При этом снижение младенческой смертности идёт как за счёт перинатальной смертности - на 13,7% (рху=0,508; р=0,01), так и неонатальной - на 25,9% и постнеонатальной - на 14,3% (рху = 0,746; р=0,01).
Разработанные и реализованные нами на практике программные средства ЕИС позволили автоматизировать основные задачи управления системой акушерско-гинекологической и перинатальной помощи в Пензенской области, а также поддержки принятия решений в управлении
региональным здравоохранением. Универсальность построения программых продуктов, входящих в ЕИС области, позволяет использовать как отдельные программные комплексы, так и систему в целом в управлении здравоохранением на любом иерархическом уровне без каких-либо существенных доработок [4].
Таким образом, реализация данных мероприятий на практике позволила создать единую областную информационную систему автоматизации деятельности здравоохранения Пензенской области в целом и одно из ее основных структурных звеньев - акушерско-гинекологическую и перинатальную службы на всех трех уровнях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Киселев А.С. Грядущая смена идеологии информатизации и модель здоровья населения. Информационные системы и технологии в здравоохранении: научные труды Российской научно-практической конференции. М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2003. С. 239.
2. Кобринский Б.А. Интеграция медицинских информационных систем (на пути к электронному здравоохранению). Врач и информационные технологии. 2005. № 2. С. 16-22.
3. Виноградов К.А. Совершенствование управления здравоохранением на региональном уровне с использованием информационных технологий. Дис. ... д-ра мед. наук. М. 2005. 273 с.
4. Кривонос О.В. Региональная программа модернизации здравоохранения на 2011-2012 гг. Материалы научно-практической конференции Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Москва, 18-19 августа, 2010.