Научная статья на тему 'Опыт познания влияния музыки на человека в работах В. М. Бехтерева (архивные исследования)'

Опыт познания влияния музыки на человека в работах В. М. Бехтерева (архивные исследования) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3390
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. М. БЕХТЕРЕВ / V. M. BEKHTEREV / ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ / INFLUENCE OF MUSIC / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / КОМИССИЯ ПО ВЫЯСНЕНИЮ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ОРГАНИЗМ / COMMISSION TO STUDY THE EFFECT OF MUSIC ON THE ORGANISM / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / STATE INSTITUTE OF MUSIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Орлова Екатерина Марковна

В статье рассматриваются подходы Владимира Михайловича Бехтерева к проблеме изучения влияния музыкального искусства на развитие человеческой личности. Получает раскрытие разносторонний взгляд учёного на проблему влияния музыки на человека, описывается опыт его организационной деятельности в данном направлении. Представленные архивные данные показывают, что учреждение В. М. Бехтеревым в России Комиссии по выяснению лечебного, воспитательного и гигиенического значения музыки (1913) вызвано стремлением учёного придать работам в данном направлении определённую организационную форму, привлечь внимание общественности, представителей науки и музыкального искусства к научной дискуссии и исследованиям по данной проблематике. В статье приводятся малоизвестные факты о созданной комиссии и деятельности Государственного института музыкального просвещения, входившего в структуру учреждений Психоневрологической академии, основанной В. М. Бехтеревым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Experience of Knowing the Impact of Music on People in the Works of V. M. Bekhterev (Archival Research)

The article discusses the basic V. M. Bekhterev's approaches on to the problem of studying the influence of musical art in the development of the human personality. Showing opinion of the scientist to the problem of influence of music and considered the experience of his organizational activities in this direction. Establishment by V. M. Bekhterev first time in Russia the Commission to clarify the medical, educational and hygienic values of Music (1913) was an attempt to give a scientific work in this direction certain organizational form, attract the attention of public education, representatives of science and art of music to the scientific debate and research on this issue. The article presents the little-known facts about the creation of the commission and the activities of the State Institute for Music Education, part of the structure of institutions Psychoneurological Academy, founded by V. M. Bekhterev.

Текст научной работы на тему «Опыт познания влияния музыки на человека в работах В. М. Бехтерева (архивные исследования)»

ОПЫТ ПОЗНАНИЯ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА В РАБОТАХ В. М. БЕХТЕРЕВА (архивные исследования)

Е. М. Орлова,*

66

Московский педагогический государственный университет

Аннотация. В статье рассматриваются подходы Владимира Михайловича Бехтерева к проблеме изучения влияния музыкального искусства на развитие человеческой личности. Получает раскрытие разносторонний взгляд учёного на проблему влияния музыки на человека, описывается опыт его организационной деятельности в данном направлении. Представленные архивные данные показывают, что учреждение В. М. Бехтеревым в России Комиссии по выяснению лечебного, воспитательного и гигиенического значения музыки (1913) вызвано стремлением учёного придать работам в данном направлении определённую организационную форму, привлечь внимание общественности, представителей науки и музыкального искусства к научной дискуссии и исследованиям по данной проблематике. В статье приводятся малоизвестные факты о созданной комиссии и деятельности Государственного института музыкального просвещения, входившего в структуру учреждений Психоневрологической академии, основанной В. М. Бехтеревым.

Ключевые слова: В. М. Бехтерев, влияние музыки, личность, общество, Комиссия по выяснению влияния музыки на организм, Государственный институт музыкального просвещения.

Summary. The article discusses the basic V. M. Bekhterev's approaches on to the problem of studying the influence of musical art in the development of the human personality. Showing opinion of the scientist to the problem of influence of music and considered the experience of his organizational activities in this direction. Establishment by V. M. Bekhterev first time in Russia the Commission to clarify the medical, educational and hygienic values of Music (1913) was an attempt to give a scientific work in this direction certain organizational form, attract the attention of public education, representatives of science and art of music to the scientific debate and research on this issue. The article presents the little-known facts about the creation of the commission and the activities of the State Institute for Music Education, part of the structure of institutions Psychoneurological Academy, founded by V. M. Bekhterev.

Keywords: V. M. Bekhterev, the influence of music, personality, society, Commission to study the effect of music on the organism, State Institute of Music Education.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. И. Петрушин.

В 2013 году исполнилось 100 лет с момента учреждения Владимиром Михайловичем Бехтеревым специальной Комиссии по изучению влияния музыки на организм человека. Поднятые им вопросы лечебного, воспитательного, гигиенического и социального значения музыки обретают особый смысл на современном этапе развития общества, характеризующегося глобализацией не только экономического, но и культурного пространства. Сегодня музыкальное искусство в различных его проявлениях становится не просто средством удовлетворения эстетических и культурных потребностей, а может рассматриваться как инструмент информационного воздействия на человека, способного привести как к созидательным результатам, так и к разрушительным последствиям.

Фундаментально занимаясь вопросами развития человека и общества, В. М. Бехтерев обращал внимание на то, что музыкальное искусство не только способствует развитию слуха как такового, но и оказывает облагораживающее влияние на соматическую, психоэмоциональную и нравственную сферу личности. В связи с этим обращение к творчеству учёного, выявление малоизвестных материалов в данном контексте представляет несомненный интерес.

Организаторский потенциал Владимира Михайловича и понимание им необходимости консолидации научного сообщества вокруг многих проблем развивающейся нейронауки в России конца XIX - начала ХХ века способствовали созданию условий как для формирования научной школы, так и для взаимодействия науки с обществом, популяризации научных

знаний. Так, 29 мая 1892 года им было создано Казанское неврологическое общество. На первом его заседании учёный выступил с речью «О современном развитии неврологических знаний и значении в этом развитии научных обществ». В дальнейшем при участии В. М. Бехтерева был создан целый ряд обществ, комиссий и журналов, среди которых: журналы «Неврологический вестник» (1893), «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии» (1896), «Педологический вестник», «Вестник знания» (1924); Общество нормальной и патологической психологии (1902), Союз отечественных психиатров (1902), Общество попечения об алкоголиках и наркоманах (1911), Общество славянской взаимопомощи (1915), Общество рефлексологии, неврологии и биофизики (1922), Комиссия по сексуальному воспитанию (1925), Общество содействия научной организации быта трудящихся (1925) и др.

Интерес и внимание В. М. Бехтерева к вопросам исследования лечебного и воспитательного значения музыки вылились в его попытку объединить научные силы в данном направлении. Так, по инициативе учёного в 1913 году Советом Психоневрологического института в Санкт-Петербурге была создана специальная Комиссия по изучению влияния музыки, предполагавшая рассмотрение данного вопроса с медицинской, гигиенической и воспитательной точек зрения. О планах работы, целях и задачах комиссии рассказывалось на страницах газет. В числе авторов публикаций был и сам В. М. Бехтерев, а также член комиссии, профессор Санкт-Петербургской консерватории и Психонев-

67

68

рологического института Л. А. Сак-кетти. (Здесь хотелось бы отметить, что ссылки на приводимые ниже газетные публикации, содержащие информацию о комиссии, были найдены автором данной работы при изучении сохранившихся в архивах писем к В. М. Бехтереву.)

В «Петербургской газете» от 16 апреля 1913 года под названием «Музыка как лечебное средство» была опубликована беседа Владимира Михайловича с сотрудником газеты С. Никитиным. В материале сообщалось, что «по инициативе профессора В. М. Бехтерева учреждена комиссия для разработки мер к практической утилизации музыки как лечебного средства» [1], и отмечалось, что «академик В. М. Бехтерев, учредив уже Психоневрологический и Алкогольный институты, собирается, по-видимому, приняться за сооружение специальной "музыкальной клиники"» [Там же].

Продолжение темы «музыкальной клиники» можно найти и в сохранившемся (в ЦГИА Санкт-Петербурга) письме учёному бывшего директора самарских музыкально-вокальных курсов Г. Д. Паппадато. Как сказано автором письма, он исполняет желание Владимира Михайловича и сообщает ему адрес «музыкальной санатории» во Франции, а также делится с ним своими соображениями о возможностях лечения звуками и музыкой в «Музыкальной лечебнице» [2].

В упомянутой публикации «Музыка как лечебное средство» В. М. Бехтерев высказывает свою точку зрения на возможности музыки влиять на психическую и соматическую сферу, которые, несмотря на то, что были известны с далёкой древности, крайне

мало применяются в лечебных целях. Учёный указывает на необходимость исследования этих возможностей с целью рационального их использования для лечения людей. Обращая внимание на уже имеющиеся в данной области работы И. М. Догеля и И. Р. Тарханова, В. М. Бехтерев пишет: «Теперь, приняв к руководству то немногое, что удалось получить путём исследования, необходимо пойти дальше в этом направлении, а именно определить, сделать подбор из крайне разнообразных музыкальных пьес, наиболее подходящих для лечебных целей» [Там же].

Указывая на способность музыки тонизировать и успокаивать, Владимир Михайлович отмечает важность специализации музыки для каждого конкретного заболевания. Для решения этого вопроса он считал необходимым объединить усилия представителей различных областей знаний. Понимая всю сложность данного проекта в организационно-исследовательском плане, В. М. Бехтерев высказывался о возможности использования для этих целей созданного им Психоневрологического института. Оптимизм учёного, видение им перспективы познаваемости данной области и возможностей практического использования музыки в качестве лечебного средства выражаются в его утверждении о том, что «скоро или нет всё это осуществится, но во всяком случае можно с уверенностью сказать, что у музыкального лечения -большая будущность» [Там же].

Из данного газетного интервью можно узнать и о составе созданной

B. М. Бехтеревым комиссии. В неё вошли доктора Л. М. Пуссеп и

C. Е. Михайлов, русский композитор

и музыкальный критик М. М. Иванов, теоретик музыки и музыкальный критик Л. А. Саккетти, председательница Музыкально-исторического общества и руководительница хора графа А. Д. Шереметева оперная певица (сопрано) М. П. Тобук-Черкасс. В 1910 году при участии М. П. Тобук-Черкасс и графа Шереметева было создано Музыкально-историческое общество, которое поставило своей задачей устройство бесплатных лекций-концертов по истории музыкального искусства и осуществление оперных постановок. Помимо этого, А. Д. Шереметев принимал участие в деятельности Психоневрологического института В. М. Бехтерева в качестве председателя Попечительского комитета, давал благотворительные концерты.

Более подробно о членах комиссии можно рассказать следующее.

Людвиг Мартынович Пуссеп (18751942) - врач и ближайший сотрудник В. М. Бехтерева, анатом и физиолог, нейрохирург, стоявший у истоков отечественной нейрохирургии. В 1912 году профессор Л. М. Пуссеп возглавил первую в мире нейрохирургическую клинику, открытую при Психоневрологическом институте В. М. Бехтерева.

Сергей Емельянович Михайлов был также врачом и учеником В. М. Бехтерева, анатомом и гистологом, занимался вопросами алкоголизма, являлся сотрудником Клинического противоалкогольного института, созданного по инициативе В. М. Бехтерева в 1912 году.

Михаил Михайлович Иванов (18491927) - русский композитор и музыкальный критик. Ученик П. И. Чайковского (по композиции), а также А. И. Дюбюка и Ф. Листа (по фортепи-

ано). Среди его музыкальных произведений - оркестровые, фортепианные пьесы и романсы, кантаты, реквием, оперы, балет. Занимался литературной деятельностью. С 1918 года жил в Италии, умер в Риме в 1927 году.

Ливерий Антонович Саккетти (1852-1916) - русский историк и теоретик музыки, музыкальный критик, профессор Санкт-Петербургской консерватории. Он читал курс эстетики в Психоневрологическом институте у В. М. Бехтерева и в Академии художеств, был почётным членом Болон-ской филармонической академии (1888) [3].

В газете «Биржевые ведомости» от 17 апреля 1913 года [4] под названием «Новое применение музыки» была опубликована беседа с профессором Л. А. Саккетти, где он представлен как активный член созданного В. М. Бехтеревым общества, «задачей которого, - как подчёркивается в этой публикации, - является изучение целебных свойств музыки, её роли в воспитании, словом - вреда и пользы, которые музыка может принести». Здесь же Л. А. Саккетти отмечает важность разумного использования силы музыки в связи с уже имеющимися в истории и практике положениями о том, что музыка способна оказывать успокаивающее и ободряющее влияние на больных.

По словам Л. А. Саккетти, уже на первом заседании комиссии В. М. Бехтерев обратил внимание на важное воспитательное и лечебное значение национальной музыки. Из данной публикации становится известно и о решении комиссии обратиться к композиторам с просьбой о написании ими произведений на народные темы. В плане выбора музыки для лечебных

69

70

целей Л. А. Саккетти высказывается о тех больших надеждах, которые они возлагают на духовную музыку, а также на маршевую и танцевальную. Сообщая о методе исследования влияния музыки на детей и больных, на котором будет основываться работа, Л. А. Саккетти указывает на то, что «в этом отношении нами принят чисто экспериментальный способ» [4].

Согласно примечанию, сделанному членом учрежденной В. М. Бехтеревым комиссии доктором С. Е. Михайловым, его работа «Применение музыки к лечению больных» [5] была доложена им 9 апреля 1913 года в Санкт-Петербурге на «первом заседании организационного комитета общества для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и её гигиены». Из этой работы можно почерпнуть уникальные сведения о планах комиссии по изучению влияния музыки и об уже начатой деятельности по изучению влияния музыкальных произведений, исполняемых оркестром графа А. Д. Шереметева на концертах. Так, С. Е. Михайлов пишет: «Как бы то ни было, но от грёз и мечтаний мы уже перешли к делу и нами начато изучение влияния оркестровых произведений, исполняемых в концертах оркестром графа Шереметева, на организм, и прежде всего на пульс, дыхание, кровяное давление, внимание и т. п. Мы имеем уже записи в числах, таблицах и кривых 6-й симфонии Чайковского, его Торжественной кантаты, «Кощея» Рим-ского-Корсакова и др. произведений. Мы заняты теперь их расшифровкой» [Там же, с. 109]. Здесь же С. Е. Михайлов отмечает и сложности при проведении исследований, с которыми пришлось столкнуться учёным. Дело

в том, что в качестве экспериментальной обстановки выступал Концертный зал Дворянского собрания, в котором имелось достаточно отвлекающих факторов для испытуемых, мешавших им полноценно воспринимать музыку.

В исследовании темы, связанной с лечебным и гигиеническим значением музыки, В. М. Бехтерев поднимает ряд важных вопросов, касающихся возможностей её применения в лечебно-профилактической практике [6]. Он также обращает внимание на необходимость формирования культуры использования музыки в повседневной жизни в условиях коллективного городского общежития, подходя к этому как к общественно-санитарному вопросу, особенно по отношению к детям, соматически и нервно больным лицам.

Констатируя ряд трудностей, с которыми пришлось столкнуться его ученикам, уже ведущим к тому времени работы по изучению влияния музыки на физиологические функции организма, Владимир Михайлович говорит о необходимости создания для исследований специальной экспериментальной обстановки, которая позволила бы получать наиболее достоверные результаты. Среди результатов таких исследований он видел возможность рецептурного и дозированного применения музыки как лечебного (а не только как отвлекающего или развлекающего) средства в повседневной врачебной практике «у кровати больного» в соответствии с имеющимися показаниями для тонизирующих или успокаивающих целей.

По мнению В. М. Бехтерева, музыка для лечения должна быть понятной слушателю, не вызывать утомления

однообразностью повторения мелодий, используемых для лечения. Он также указывает на необходимость учёта таких факторов, как индивидуальные особенности темперамента пациента, его текущее соматическое и психическое состояние, образовательный уровень, характер музыкальных предпочтений, национальные особенности, влияние окружающей обстановки, поскольку воздействие даже одной и той же музыки может быть различным при различных условиях и состояниях слушателя. Подбор музыки для лечебных целей и её использование необходимо начинать только после всестороннего её исследования на характер «отправлений организма».

Чрезвычайно важным, на наш взгляд, является обозначение В. М. Бехтеревым необходимости создания музыкально-терапевтического раппорта с пациентом при осуществлении лечения музыкой. В связи с этим при использовании музыки в лечебных целях для выведения человека из того или иного состояния учёный рекомендует сначала предложить к прослушиванию музыку, соответствующую текущему состоянию больного, а далее постепенно переходить к музыкальным пьесам, создающим другое настроение, предполагаемое терапевтическими целями. Совпадающее с настроением музыкальное произведение способно произвести сильное впечатление, тогда как несовпадающее может вызвать неприятие или даже раздражение у воспринимающего музыку субъекта.

В. М. Бехтерев рекомендовал использовать правильно подобранную музыку для состояний переутомления, подавленности, излишней раздражи-

тельности и впечатлительности, навязчивых представлений, мрачных мыслей, тяжёлого пробуждения. Оценивая камерную и оперную музыку с лечебной и гигиенической стороны, Владимир Михайлович отмечал её сложность и неоднородность, что при прослушивании может оказывать определённый вред лицам утомлённым, неврастеникам и т. п. Неоднородная музыка, с точки зрения учёного, не подходит для лечебных целей, поскольку обладает сложностью формы, отличается разнообразием оркестровки и предполагает смену различных настроений. По мнению В. М. Бехтерева, лечение музыкой может проводиться как в форме группы, так и индивидуально, с использованием соответствующей звуковоспроизводящей техники (на тот момент -граммофонов, фонол и т. п.).

Гуманистическая направленность В. М. Бехтерева как врача выражалась и в том значении, которое он придавал условиям содержания больных в клинике нервных и душевных болезней. Удовлетворение духовных потребностей пациентов происходило в том числе и средствами музыкального искусства, для чего устраивались спектакли и концертные выступления артистов. Об этом пишет коллега учёного, профессор П. А. Останков: «Развлечения (театры, концерты, пикники на ферме, прекрасно содержащиеся сады клиники) были первоклассные; достаточно сказать, что в спектаклях клиники принимали участие Савина и Варламов, а на концертах пели романсы Морской и Тартаков» [7, с. 27].

Намерение Владимира Михайловича о покупке музыкальной техники для лечебницы запечатлено в сохранившихся в ЦГИА Санкт-Петербурга

71

письмах. Так, из письма Г. Д. Паппада-то от 22 февраля 1914 года, адресованного В. М. Бехтереву, становится известно, что Г. Д. Паппадато (вероятно, по просьбе В. М. Бехтерева) вёл переговоры с фирмой «К. И. Берн-гард» о стоимости фонолы-солодант и граммофона, о чём он и сообщает В. М. Бехтереву:

«Глубокоуважаемый Владимир Михайлович!

Настоящим извещаю Вас, что фирма Бернгард в понедельник даст свой ответ (я просил, чтобы таковой направили непосредственно по Вашему адресу) по поводу Фонолы-Соло-дант. Что же касается граммофона, то таковой можно приобрести в рассрочку - по 5-10 р. в месяц, считая и пластинки» [8].

В следующем письме (без даты. -Е. О.) Г. Д. Паппадато сообщает Владимиру Михайловичу о том, что фирма «К. И. Бернгард» согласна предоставить возможность купить для лечебницы фонолу-солодант по доступной цене:

«Глубокоуважаемый Владимир Ми-72 хайлович!

Фирма «К. И. Бернгард», Невский пр., 72, согласна сделать самую льготную рассрочку на Фонолу-Солодант и, кроме того, 25% скидки с продажной цены. Одним словом, если Вы захотите приобрести для лечебницы этот аппарат, то фирма пойдёт Вам навстречу во всех отношениях.

Вам охотно продемонстрируют Фонолу-Солодант, если Вы посетите магазин «Бернгард». Выбрать день и час предоставляется Вашему усмотрению, только не откажите известить заблаговременно меня, дабы я также мог приехать к назначенному Вами времени.

Я отобрал массу мелодий, годных для применения их с лечебной целью.

Приношу извинение, что отнимаю у Вас время своими письмами и остаюсь (далее - подпись. - Е. О.)

С истинным уважением Г. Паппа-дато» [9].

Из-за популярности музыкальных инструментов и звуковоспроизводящей техники в условиях городского общежития в некотором смысле становится вполне понятной озабоченность просвещённой общественности проблемой гигиены слуха. Так, В. М. Бехтерев, анализируя опыт зарубежных стран в данной области, рассматривает вопрос гигиены слуха как общественно-санитарный: «В вопросе о влиянии музыки на здоровье необходимо иметь в виду ещё один вопрос общественной важности. Есть лица нервные, которые с трудом и не без вреда для своего здоровья выносят музыку, особенно шумную и однообразную. Есть даже лица, подвергающиеся нервным припадкам, развивающимся в прямой зависимости от музыки. Ясно, что пренебрегать этим нельзя, ибо дело касается не только спокойствия, но и здоровья известного ряда лиц» [10] (Печатная копия заметки В. М. Бехтерева «О влиянии музыки на здоровье».) Учёный также высказывается о том, что «если мы вспомним, в какой мере распространение рояля в домах, а ныне, кроме того и граммофона, стало причинять беспокойство соседям, невольным слушателям музыки, иногда раздирающей уши, то очевидно для нас своевременно поднять вопрос и об ограничении пользования музыкой в жилых помещениях» [Там же]. Указывая на то, что музыка может наносить определённый вред здоровью, В. М. Бехтерев обращается

к примеру такой музыкальной страны, как Германия: «Всякий бывавший в Берлине знает, что если бы он захотел поиграть у себя в квартире на рояли после 10 часов вечера, то все соседи, возмущённые нарушением тишины, начнут ему стучать в стены, в пол и потолок, предупреждая, что они не могут допустить такого нарушения спокойствия других» [10].

Для использования в повседневной медицинской практике музыки как лечебного средства В. М. Бехтерев обращал внимание на необходимость совместной исследовательской деятельности в этом направлении врачей и музыкантов. Для музыкантов учёный видел, прежде всего, задачу подбора музыкальных произведений, а для врачей - всестороннее исследование влияния этой музыки на организм, что, в свою очередь, отражает комплексный подход к данной проблеме. В перспективе же, как видел её Владимир Михайлович, композиторы на основе имеющейся доказательной базы создавали бы специальную лечебную музыку.

Анализируя творчество учёного, можно видеть его разностороннее внимание к различным проявлениям влияния музыки на человека. Обозначенный В. М. Бехтеревым круг исследовательских и практических вопросов указывает на необходимость осознания серьёзной социальной и психотерапевтической роли музыкального искусства в жизни современного общества.

Начавшаяся Первая мировая война внесла свои коррективы во многие сферы жизни России, в том числе и в планы В. М. Бехтерева и его сотрудников по осуществлению планомерных исследований влияния музыки на

здоровье человека. О создании комиссии и судьбе разработки данного вопроса Владимир Михайлович пишет в своей статье «Вопросы, связанные с лечебным и гигиеническим значением музыки» (1916), отмечая, что данная статья должна была предварять проведение исследовательских работ его коллегами, участвующими в комиссии. Несмотря на условия военного времени, В. М. Бехтерев счёл необходимым опубликовать данную работу, предполагая, что затронутые в ней вопросы могут оказаться полезными как исследователям, так и «многим из тех, которые по тем или иным основаниям будут нуждаться в целительном влиянии возвышенных звуков музыки» [Там же, с. 105].

Здесь надо отметить, что позднее, после революции 1917 года, вопрос организации исследований влияния музыки на человека не оставался без внимания. Согласно отчёту Института по изучению мозга и психической деятельности (по 15 июля 1919 года), Советом Института были «выбраны также особые комиссии», среди которых значилась и Комиссия по разработке 73 вопроса о воспитательном и лечебном применении музыки [11, с. 141].

Далее важно указать и на деятельность входившего в структуру учреждений Психоневрологической академии Государственного института музыкального просвещения (ГИМП), к созданию которого В. М. Бехтерев имел непосредственное отношение. В объединении специалистов в области нейронаук под руководством В. М. Бехтерева (Психоневрологическая академия) и деятелей музыкального искусства под руководством Н. Д. Бернштейна (ГИМП), в союзе почти вековой давности в России,

в один из переломных моментов истории страны и истории науки были поставлены актуальные теоретические и практические задачи. При этом актуальными они были не только для своего, но и для настоящего времени. Эти задачи касались вопросов исследования влияния музыки в лечебном и воспитательном контексте, применения музыки на производствах и вопросов музыкально-творческой деятельности, свидетельством чему являются сохранившиеся архивные документы [12-15].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бехтерев, В. М. Музыка как лечебное средство! [Текст] / В. М. Бехтерев, С. Никитин // Петербургская газета. - 16 апреля, 1913.

2. ЦГИА СПб. (Центр. гос. истор. арх.). Ф. 2265. Оп. 1. Д. 491. Л. 16-19 об.

3. Бернштейн, Н. Д. Краткий очерк жизни и деятельности проф. Ливерия Антоновича Саккетти: по поводу 25-л. пед. юбилея при СПб консерватории Имп. Рус. муз. о-ва [Текст] / Н. Д. Бернштейн. - СПб. : С. Р. Баум, 1903. - 24 с.

74 4. Саккетти, Л. А. Новое применение музыки [Текст] / Л. А. Саккетти // Биржевые ведомости. - 17 апреля, 1913.

5. Михайлов, С. Е. Применение музыки к лечению больных [Текст] / С. Е. Михайлов // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. -1914. - № 2. - С. 102-112.

6. Бехтерев, В. М. Вопросы, связанные с лечебным и гигиеническим значением музыки [Текст] / В. М. Бехтерев // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. - 1916. -№ 1-3. - С. 105-124.

7. Останков, П. А. Профессорская деятельность В. М. Бехтерева за период времени с 1893 по 1914 год [Текст] / П. А. Останков // Сборник, посвященный Владимиру Михайловичу Бехтереву. К 40-летию профессорской деятельности (1885-1925). -Л. : б. и., 1926. - С. 21-29.

8. ЦГИА СПб. (Центр. гос. истор. арх.). Ф. 2265. Оп. 1. Д. 491. Л. 16-19 об.

9. ЦГИА СПб. Ф. 2265. Оп. 1. Д. 491. Л. 6-7.

10. ЦГИА СПб. Ф. 2265. Оп. 1. Д. 834. Л. 5.

11. Щелованов, Н. М. Институт по изучению мозга и психической деятельности (отчет о деятельности по 15 июля 1919 г.) [Текст] / Н. М. Щелованов // Вопросы изучения и воспитания личности. - Пг., 1920. - № 1. - С. 36-165.

12. ЦГАЛИ СПб. (Центр. гос. арх. лит. и искусства). Ф. 42. Оп. 1. Д. 14. Л. 57.

13. ЦГАЛИ СПб. Ф. 42. Оп. 1. Д. 15. Л. 13.

14. ЦГАЛИ СПб. Ф. 42. Оп. 1. Д. 15. Л. 2121 об.

15. ЦГАЛИ СПб. Ф. 42. Оп. 1. Д. 15. Л. 3030 об.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.