ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
УДК 376.37+159.95
С. Ю. Гуторина
ОПЫТ ПОНИМАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ1
В последнее время я всё больше встречаю детей с задержкой речевого развития. Данная проблема очень актуальна в современном мире. Всё чаще и чаще родители бьют тревогу, связанную с развитием их чада. Я в свою очередь слышу стандартный набор слов от врача невролога: «Мамочка, успокойтесь, ждём четырёх, а то и пяти лет и ваш сыночек быть может дочка обязательно заговорит!». Что же делать родителям в данной ситуации? Ждать приговора пяти лет, что скажет в этом возрасте специалист? А может самостоятельно изучить вопрос и наметить алгоритм действий, который поможет ребёнку гармонично развиваться? Вопрос, спорный только в одном-гармонич-ном развитии, а то, что родитель должен действовать - нет сомнений.
Сейчас интернет кипит, от разных психологических статей. Начиная с возрастной периодизации, заканчивая как справится с детской истерикой. Знание возрастной периодизации, определение ведущего вида дея-
1 Содержание данной публикации приводится в авторском варианте (.примеч.ред.).
тельности, а также кризисы определённого возраста, помогут составить план развивающих занятий. Ведь в каждом возрасте есть свои этапы развития отдельных познавательных процессов (табл. 1). К примеру, у детей в три-четыре года ведущей познавательной функцией будет восприятие. Дети сравнивают предметы по величине, вкусу и цвету. И давайте возьмем пять-шесть лет ребёнка, что же происходит в этом возрасте. Развивается способность к распределению и переключаемости внимания, формируется произвольная память, прогрессивно развивается образное мышление и фантазия ребёнка.
Формирование высших психических функций (внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение) идёт с первого года жизни. Я рассматриваю высшие психические функции (ВПФ) как единое целое, а не как отдельные компоненты. Если у ребёнка слабая память, несвязная речь в коррекционной программе я всего лишь делаю упор на определённый познавательный процесс, который требует особого внимания. Так как если идёт задержка речевого развития (ЗРР), то и все
Таблица 1
Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина
№ п/п Возрастной период Ведущая деятельность Новообразования возраста
1. младенчество (0-1 год) непосредствснно-эмоциональное общение 1) потребность в общении; 2) эмоциональные отношения; 3) закладывание структур речевого и предметного действия.
2. раннее детство (1 -3 года) предметно-манипуляцтивная деятельность 1) система «Я»; 2) ходьба; 3) наглядно-действенное мышление.
3. дошкольник (3-7 лет) ролевая игра 1) потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности; 2) соподчинение мотивов; 3) усвоение нравственных норм.
4. младший школьник (7-11 лег) учебная деятельность 1) произвольность; 2) внутренний план действия; 3) рефлексия; 4) самоконтроль.
5. подросток (11-15 лет) интимно-личностное общение 1) стремление к «взрослости»; 2) потребность в самоуважении; 3) самооценка; 4) критическое отношение к окружающим.
6. ранняя юность (старший школьник) (15-17 лет) учебно-профессиональная деятельность 1) мировоззрение; 2) профессиональные интересы; 3) новый уровень самосознания; 4) потребность в самовоспитании; 5) самоопределение.
высшие психические функции развиваются с опозданием, если не уделять им внимание. И задержка речевого развития переходит в задержку психо-речевого развития.
Самый большой бич в моей практике - родители. Они считают, что заниматься с ребёнком над определённым процессом нужно только после того, как пойдёт речь. Хотя можно взять целых 80% родителей, которые видят только речевые нарушения, если не брать в расчёт более серьёзные заболевания. И это большая ошибка. Ребёнок как губка впитывает новые знания и общается в
социальной жизни при помощи них. Сначала он накапливает знания, понимает их, применяет и воспроизводит в общении.
Как же составить план психокор-рекционных занятий с ребёнком в возрасте 3 лет, у которого наблюдается задержка речевого развития? При этом у ребёнка присутствует полное понимание обращённой речи. В своей статье я укажу минимальный чек лист занятий в домашних условиях направленный на развитие ВПФ с уклоном на речевое развитие.
1. Развитие крупной моторики. Занятия проводятся в игровой фор-
ме. Ловим мяч двумя руками. Учимся стоять иа балансировочной подушке. Усложняем задание стоим на балансировочной подушке и ловим мяч.
2. Развитие мелкой моторики. Приобретаем накладку (дельфин-чик). Учимся штриховать. Рекомендую прописи Жуковой. Дети с удовольствием выполняют игровые занятия, составленные данным педагогом. Также использую различного формата рамки вкладыши (пуговки).
3. Развития восприятия. Запоминаем цвет, форму, величину. Дети любят игру: «Чья тень».
4. Развитие памяти. В данном возрасте развиваем зрительную память. Обычно я предлагаю самую популярную игру: «Прятки». Начинаю с двух картинок и усложняю до пяти. Когда ребёнок не говорит я путаю картинки и пальчиком прошу показать, что пропало. Данная игра заходит детям на ура.
5. Развитие внимания. В развитии данного познавательного процесса нам помогут лабиринты. Также можно использовать в своих занятиях простые корректурные пробы. Найди пару, либо отыщи среди предметов такой же который указан в рамке.
6. Развитие мышления. Я использую игры повтори по образцу. В этом возрасте ребёнок должен научиться копировать полученное задание. В игру можно включать простые тан-грамы (по контуру), цветовые гусеницы.
7. Развитие воображения. Данный процесс отлично формируется и развивается в игре. Хоть и ведущий вид деятельности сюжетно- ролевая игра развивается в четырёхлетнем
возрасте. На своей практике я практикую сюжетно-ролевую игру с трёх лет. Можно поиграть с детьми в театр теней, кукольный театр. Создать сенсорную коробку со зверюшками, имитировать местность по желанию.
8. Развитие речи. Использую короткие чистоговорки. Пальчиковую гимнастику (с маленькими стишками). Здесь же использую ролевую игру. Карточки с короткими словами, звукоподражание. Игры на запуск речи (фефекты фикции «запуск речи»). Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Массаж пальчиков Су Джок шариком. Развивающие пособия Климантович.
9. В свою работу я также включаю нейрогимнастику (кулак-ладонь, меняем руки по поочерёдно); логорит-мику Железновой; лепку пластилином; рисование: красками, цветными мелками; развитие межполушарного взаимодействия (складываем предметы сначала левой рукой, правой рукой, затем обеими руками в коробку).
10. Советую отдать ребёнка дополнительно в секцию: ритмика, футбол, плавание.
Чем раньше родители заметят, что их ребёнок развивается с опозданием, тем больше шансов выйти в норму к школьному возрасту. А самое главное не нужно сравнивать своего малыша с другими детьми. Все мы разные. Кто-то в развитии опережает своих сверстников, а у кого-то есть особенности. И не нужно ждать, когда проблема решиться сама собой.
В качестве примера приведу некоторые дидактические материалы, используемые в работе с детьми по коррекции их речевого развития.
Поступила вредакцию: 18.12.2023 г.