Научная статья на тему 'Опыт понимания и представления о работе с детьми, имеющими задержку речевого развития'

Опыт понимания и представления о работе с детьми, имеющими задержку речевого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / УПРАЖНЕНИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ / НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ. / DELAYED SPEECH DEVELOPMENT / CHILDHOOD / DIDACTIC METHODS / EXERCISES ON SPEECH DEVELOPMENT / VISUAL AIDS.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуторина С. Ю.

Представлен личный опыт автора в работе с детьми, обнаруживающими задержку речевого развития. Обсуждаются позитивные стороны применения различных дидактических средств, влияющих на коррекцию речевого развития у детей. Приводятся примеры методического сопровождения в работе педагога с такими детьми, которые могут быть использованы на различных занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of understanding and understanding of working with children with delayed speech development

The author's personal experience in working with children with speech development delay is presented. The positive aspects of the use of various didactic means affecting the correction of speech development in children are discussed. Examples of methodological support in the work of a teacher with such children, which can be used in various classes, are given.

Текст научной работы на тему «Опыт понимания и представления о работе с детьми, имеющими задержку речевого развития»

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

УДК 376.37+159.95

С. Ю. Гуторина

ОПЫТ ПОНИМАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ1

В последнее время я всё больше встречаю детей с задержкой речевого развития. Данная проблема очень актуальна в современном мире. Всё чаще и чаще родители бьют тревогу, связанную с развитием их чада. Я в свою очередь слышу стандартный набор слов от врача невролога: «Мамочка, успокойтесь, ждём четырёх, а то и пяти лет и ваш сыночек быть может дочка обязательно заговорит!». Что же делать родителям в данной ситуации? Ждать приговора пяти лет, что скажет в этом возрасте специалист? А может самостоятельно изучить вопрос и наметить алгоритм действий, который поможет ребёнку гармонично развиваться? Вопрос, спорный только в одном-гармонич-ном развитии, а то, что родитель должен действовать - нет сомнений.

Сейчас интернет кипит, от разных психологических статей. Начиная с возрастной периодизации, заканчивая как справится с детской истерикой. Знание возрастной периодизации, определение ведущего вида дея-

1 Содержание данной публикации приводится в авторском варианте (.примеч.ред.).

тельности, а также кризисы определённого возраста, помогут составить план развивающих занятий. Ведь в каждом возрасте есть свои этапы развития отдельных познавательных процессов (табл. 1). К примеру, у детей в три-четыре года ведущей познавательной функцией будет восприятие. Дети сравнивают предметы по величине, вкусу и цвету. И давайте возьмем пять-шесть лет ребёнка, что же происходит в этом возрасте. Развивается способность к распределению и переключаемости внимания, формируется произвольная память, прогрессивно развивается образное мышление и фантазия ребёнка.

Формирование высших психических функций (внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение) идёт с первого года жизни. Я рассматриваю высшие психические функции (ВПФ) как единое целое, а не как отдельные компоненты. Если у ребёнка слабая память, несвязная речь в коррекционной программе я всего лишь делаю упор на определённый познавательный процесс, который требует особого внимания. Так как если идёт задержка речевого развития (ЗРР), то и все

Таблица 1

Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина

№ п/п Возрастной период Ведущая деятельность Новообразования возраста

1. младенчество (0-1 год) непосредствснно-эмоциональное общение 1) потребность в общении; 2) эмоциональные отношения; 3) закладывание структур речевого и предметного действия.

2. раннее детство (1 -3 года) предметно-манипуляцтивная деятельность 1) система «Я»; 2) ходьба; 3) наглядно-действенное мышление.

3. дошкольник (3-7 лет) ролевая игра 1) потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности; 2) соподчинение мотивов; 3) усвоение нравственных норм.

4. младший школьник (7-11 лег) учебная деятельность 1) произвольность; 2) внутренний план действия; 3) рефлексия; 4) самоконтроль.

5. подросток (11-15 лет) интимно-личностное общение 1) стремление к «взрослости»; 2) потребность в самоуважении; 3) самооценка; 4) критическое отношение к окружающим.

6. ранняя юность (старший школьник) (15-17 лет) учебно-профессиональная деятельность 1) мировоззрение; 2) профессиональные интересы; 3) новый уровень самосознания; 4) потребность в самовоспитании; 5) самоопределение.

высшие психические функции развиваются с опозданием, если не уделять им внимание. И задержка речевого развития переходит в задержку психо-речевого развития.

Самый большой бич в моей практике - родители. Они считают, что заниматься с ребёнком над определённым процессом нужно только после того, как пойдёт речь. Хотя можно взять целых 80% родителей, которые видят только речевые нарушения, если не брать в расчёт более серьёзные заболевания. И это большая ошибка. Ребёнок как губка впитывает новые знания и общается в

социальной жизни при помощи них. Сначала он накапливает знания, понимает их, применяет и воспроизводит в общении.

Как же составить план психокор-рекционных занятий с ребёнком в возрасте 3 лет, у которого наблюдается задержка речевого развития? При этом у ребёнка присутствует полное понимание обращённой речи. В своей статье я укажу минимальный чек лист занятий в домашних условиях направленный на развитие ВПФ с уклоном на речевое развитие.

1. Развитие крупной моторики. Занятия проводятся в игровой фор-

ме. Ловим мяч двумя руками. Учимся стоять иа балансировочной подушке. Усложняем задание стоим на балансировочной подушке и ловим мяч.

2. Развитие мелкой моторики. Приобретаем накладку (дельфин-чик). Учимся штриховать. Рекомендую прописи Жуковой. Дети с удовольствием выполняют игровые занятия, составленные данным педагогом. Также использую различного формата рамки вкладыши (пуговки).

3. Развития восприятия. Запоминаем цвет, форму, величину. Дети любят игру: «Чья тень».

4. Развитие памяти. В данном возрасте развиваем зрительную память. Обычно я предлагаю самую популярную игру: «Прятки». Начинаю с двух картинок и усложняю до пяти. Когда ребёнок не говорит я путаю картинки и пальчиком прошу показать, что пропало. Данная игра заходит детям на ура.

5. Развитие внимания. В развитии данного познавательного процесса нам помогут лабиринты. Также можно использовать в своих занятиях простые корректурные пробы. Найди пару, либо отыщи среди предметов такой же который указан в рамке.

6. Развитие мышления. Я использую игры повтори по образцу. В этом возрасте ребёнок должен научиться копировать полученное задание. В игру можно включать простые тан-грамы (по контуру), цветовые гусеницы.

7. Развитие воображения. Данный процесс отлично формируется и развивается в игре. Хоть и ведущий вид деятельности сюжетно- ролевая игра развивается в четырёхлетнем

возрасте. На своей практике я практикую сюжетно-ролевую игру с трёх лет. Можно поиграть с детьми в театр теней, кукольный театр. Создать сенсорную коробку со зверюшками, имитировать местность по желанию.

8. Развитие речи. Использую короткие чистоговорки. Пальчиковую гимнастику (с маленькими стишками). Здесь же использую ролевую игру. Карточки с короткими словами, звукоподражание. Игры на запуск речи (фефекты фикции «запуск речи»). Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Массаж пальчиков Су Джок шариком. Развивающие пособия Климантович.

9. В свою работу я также включаю нейрогимнастику (кулак-ладонь, меняем руки по поочерёдно); логорит-мику Железновой; лепку пластилином; рисование: красками, цветными мелками; развитие межполушарного взаимодействия (складываем предметы сначала левой рукой, правой рукой, затем обеими руками в коробку).

10. Советую отдать ребёнка дополнительно в секцию: ритмика, футбол, плавание.

Чем раньше родители заметят, что их ребёнок развивается с опозданием, тем больше шансов выйти в норму к школьному возрасту. А самое главное не нужно сравнивать своего малыша с другими детьми. Все мы разные. Кто-то в развитии опережает своих сверстников, а у кого-то есть особенности. И не нужно ждать, когда проблема решиться сама собой.

В качестве примера приведу некоторые дидактические материалы, используемые в работе с детьми по коррекции их речевого развития.

Поступила вредакцию: 18.12.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.