П
Е
Д
А Г О Г И Ч Е С К И Е
НАУКИ
К.А. Фокина, В.В. Левченко ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗВАНИЯ
Понятийный аппарат педагогической науки дает широкое и полное определение понятия «образование», а также понятия «дополнительное образование». Однако практика преподавания в системе дополнительного образование имеет определенные неточности, которые предполагают более детальное рассмотрение данного понятия. В данной статье рассматриваются различные аспекты и компоненты определения «дополнительное образование». Авторы статьи говорят о содержании понятия «дополнительное образование», представленного совокупностью существенных и отличительных признаков на основе системно-структурного подхода.
Ключевые слова: образование, дополнительное образование, система дополнительного образование, образовательные программы, дополнительное профессиональное образование, профессиональное образование.
Ретроспективный анализ понятия дополнительное образование определяет данное понятие как сферу, определяемую ЮНЕСКО, неформального образования, нацеленную на индивидуальное развитие обучающегося в рамках выбранной культуры, соответствующей желаниям и потребностями. В пределах данного формата обучения происходит обучение, воспитание и личностное развитие. Дополнительное образование может быть интегрировано в любую деятельность как ребенка, так и взрослого и создавать переходы от одной образовательной стратегии к другой.
С точки зрения структурного наполнения позволяет дополнительному образованию входить в систему общего профессионального образования, а также составляет часть культурно-образовательного досуга. Пересечение данных образовательных областей сближает и дополняет обе эти предметные области. Предметы из этих двух сфер пересекаются между собой и данная область пересечения и является областью дополнительного образования.
Дополнительное образование может дополнять сферы образования в трех различных направлениях:
© Фокина К.А., Левченко В.В., 2021.
1. давать возможность расширения предметного знания при помощи добавления новых компонентов;
2. увеличивать общий круг знаний личности, оснащая его новыми средствами познания, труда и общения;
3. повышаем мотивацию учебной деятельности, давая возможность более полно и ярко проявить себя, свои знания, умения и навыки.
С точки зрения образовательных стандартов, место дополнительного образования -это область образовательной деятельности, находящийся за пределами Федерального Государственного Образовательного Стандарта, и может включать в себя изучение тех областей наук, которые выходят за пределы школьной программы.
Система дополнительного образования является подсистемой пот отношению к общей системе образования, при этом может быть рассмотрена как отдельная образовательная система со своей образовательной траекторией. Дополнительное образование обладает такими качествами системы как:
1. целостность и единство составляющих элементов;
2. наличие связей между различными элементами целостной системы.
Система дополнительного образования имеет свою определенную специфику, которая включает в себя особенности психо лого-педагогического взаимодействия между педагогами и обучающимися, а также гармоничное сочетание образовательного и культурно-досугового блоков.
Термин «дополнительное образование» был введен в употребление и законно закреплен в законе «Об образовании» более десяти лет назад и с сейчас можно наблюдать за различными вариациями трактовки данного термина в бытовом аспекте употребления. Однако отношение педагогов, ученых и обывателей к данному понятию является неоднозначным, как и к содержанию данного вида деятельности по дополнительному образованию обучающихся. Многие ученые-педагоги считают, что в основе данного термина и вида деятельности является традиционный вид кружковых работ. Однако есть противоположенное мнение, что дополнительное образование является дополнением к общему образованию, что должно буквально отражать название понятия.
Система дополнительного образования, предложенное в законе «Об Образовании» позволяет определить позиции, занимаемые дополнительным образованием в российской системе образования:
1. в классификации образовательных программ;
2. в типах образовательных учреждений;
3. в месте реализации дополнительных образовательных программ.
Понятие, которое было приведено в законе не разделяет дополнительное образование для школьников и взрослых обучающихся. Но в 1998 законопроект «О дополнительном образовании» разделяет это понятие уже на две различные категории: дополнительное образование для детей и дополнительное образовании для взрослых. Согласно данному законопроекту раскрывает значение данного понятия как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства». Также данный законопроект определяет дополнительное образование как целенаправленный процесс, объединяющий в себя воспитание, образование и развитие личности.
Анализ научных исследований в данной предметной области дополняет определение от исследователей, которые его совершенствовали и разносторонне дополняли. Таким образом дополнительное образование детей рассматривается как:
1. процесс свободно избранного обучающимся знаний, различных видов деятельности, ценностных стратегий ориентирования, направленность на удовлетворение интересов, предпочтений, склонностей, способностей личности, а также самореализации и ее культурной адаптации;
2. процесс добровольно избранного обучающимися освоения различного вида деятельности и областей знаний, которые выходят за рамки общего обязательного школьного и профессионального образования;
3. процесс гармонизации и синхронизации системы дополнительного и общего школьного, а также профессионального образования, представляющий собой процесс и результат становления и развития навыков обучающегося в условиях развивающийся среды, предоставляющие психолого-педагогические и образовательные услуги;
4. неотъемлемая часть непрерывного образовательного процесса, характеризующаяся непрерывностью, вариативностью, разноуровневостью, дополненностью базового компонента образовательного процесса. Реализуемость личностью в свободное время обеспечивает обучающемуся дополнительные возможности для духовного, физического и интеллектуального развития, одновременно удовлетворяющие образовательные и творческие потребности;
5. организация особого образовательного пространства, где реализуется процесс освоения познавательных игр и приобретение опыта и навыка корректного исполнения, расширяющая возможности для дичного самовыражения и самоопределения;
6. деятельность разновозрастных обучающихся за пределами государственных учреждений общего и высшего образования в сфере учебно-воспитательного процесса.
Множественные определения понятия дополнительное образование объясняются многообразием различных аспектов данного педагогического явления. Но в современной педагогической среде сам термин «дополнительное образование» не зарегистрирован в №Российской педагогической энциклопедии», но тем не менее под дополнительным образованием понимается:
1. образование, дополняющее базовое в соответствии с запрашиваемыми образовательными запросами, при этом признающее обучающегося высшей ценностью. Педагогической деятельности;
2. образовательная деятельность, осуществляющаяся в соответствии с дополнительными образовательными программами, имеющими прописанные образовательные цели, а также видимые образовательные результаты;
3. оказание дополнительных образовательных услуг вне основных образовательных программ, производимые в интересах личности в отдельном в аспекте и государства в целом.
Все эти определения дополнительного образования не идут в разрез и вписываются в Закон РФ «Об образовании», дающий образованию процесс, завершающий достижением определенных личностных, предметных и метапредметных результатов, которые были приняты на международном уровне подхода к образованию, как к феномену международной коммуникации. Международная классификация образования (МСКО) не включает в себя виды коммуникативной деятельности, входящий в процесс обучения. К примеру, публичные лекции, семинары и конференции не будут включены в данную классификацию, только если не носят выраженного обучающего характера. Для того, чтобы являться образованием обучение должно быть плановым без признаков формального физического роста, взросления и общей социализации.
Согласно А.К. Бруднову, главе Управления внешкольных учреждений Министерства просвещения СССР с 1985 года, а затем и Управления воспитания и дополнительного образования Министерства образования Российской Федерации, основное предназначение дополнительного образования сводится к удовлетворению постепенно изменяющихся индивидуальной социокультурной образовательных потребностей обучающихся.
Психолог А.Г. Асмолов предлагает неординарный подход к дополнительному образованию. Александр Григорьевич заметил, что существует необходимость и уместность вспомнить, что в культуре существует три вида связей между поколениями. Первый вид- традиционный, при которым информация передается через традиции и обычаи предков. Второй- при котором опыт передается через прямые инструкции от обучающего субъекта обучаемому, при этом главным способом передачи информации является монолог, который является весьма популярным в современных школах до сих пор. Третий вид подхода передается через детскую субкультуру и культуру взрослых, так как совместное творчество взрослого и педагога рождает особый спектр отношений, задающих определенную специфику образовательного процесса. И именно с этой точки зрения дополнительное образование имеет совершенно уникальную роль. Также А.Г. Асмолов считает, что дополнительное образование является поисковым, вариативным образованием, использующие иные пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и представляющий личности широкий спектр возможностей выбора деятельности, стимулирующей процесс личностного саморазвития.
При этом рассматривать дополнительное образование как ответвление от основного образования, которое выполняет лишь функцию расширения образовательных стандартов, будет весьма ошибочно, так как в подобном случае нивелируется основная функция дополнительного образования -удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные и образовательные потребности, создание условий для творческого развития и постепенной адаптации в современных условиях жизни. Данный вид образования изначально ориентирован на свободном выборе видов и форм деятельности, основанный на личностном представлении о мире, ценностных ориентиров, а также развития когнитивных способностей и познавательной мотивации.
Б.А. Дейч считает дополнительное образование профессионально организованным педагогическим взаимодействием обучающихся и обучаемые во внеурочное время, в основании которого лежит свободный выбор разнообразных видов и форм деятельности в соответствии с собственными представлениями о мире. При том целью данного вида образования является удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в коллективе единомышленников.
В.П. Голованов отмечает, что в обобщенном виде дополнительное образование может быть определено таким образом, что устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование и развитие познавательной мотивации, развивающие личностные качества обучающихся. Данная сфера образования включает в себя ряд различных качеств, которые недостает основному образованию. Эти качества включают в себя : личностная ориентация образования, профильность практическая направленность; мобильность; разноуровневость; разнообразие содержания, форм и методов образования; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса в представлении образовательных услуг; реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.
Если взять дополнительное образование в нормативном аспекте рассмотрения понятия, то нельзя не упомянуть, что дополнительное образование регулируется Федеральным Законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 10 Дополнительное образование). Также регулятив-ность и правомерность дополнительного образования раскрываются в Приказе Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Санитарные нормы регуляции проведения занятий в системе дополнительного образования регламентируются Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно -эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...». По указу президента Российской Федерации В.В. Путина сейчас создается «Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации», что свидетельствует об изменении концепции дополнительного образования в целом не только для детей, но и для взрослых, желающих получить дополнительные знания, в том числе.
Дополнительное профессиональное образование является одной из форм последипломного образование
Направленность реализации программ дополнительного образования детей и взрослых в современной российской образовательной среде осуществляется благодаря их применению в процессе образовательной деятельности.
При детальном рассмотрении системы дополнительного образования взрослых претерпевает постоянные изменения и обновления знаний, навыков и умений взрослого населения, которые совершенствуются в течении всей жизни. Обучение, перепрофелирование, развитие и образование как таковое является одним из важнейших факторов развития человеческих ресурсов как отдельных организаций, так и общества в целом.
На данный момент современный рынок дополнительных образовательных услуг предлагает широкий выбор образовательных программ, ориентированных на реализацию различных профессиональных и личностных целей.
При детальном рассмотрении основные профессиональные образовательные программы включают в себя программу среднего и высшего образования для взрослых и предусматривают обретение специальности и диплома соответствующих специальности и уровню образования. В то время как дополнительное образование направлено на удовлетворение как образовательных, так и профессиональных потребностей, расширяющих и обновляющих знания и навыков на базисной основе уже имеющихся компетенций без изменения уровня образования.
Дополнительное профессиональное образование включает в себя такие компоненты как:
1. Программы повышения квалификации (ППК), позволяющие совершенствование или получение новой компетенции, необходимой для дальнейшей профессиональной деятельности. Также они помогают повысить профессиональный уровень в рамках уже имеющейся квалификации. В результате успешного освоения ППК обучающиеся получают удостоверения о повышении квалификации. Длительность подобных программ составляет от 16 до 72 часов.
2. Программы профессиональной переподготовки (ППП), которые направлены на получение компетенций, необходимых для выполнение нового вида профессиональной деятельности, а также включающих в себя приобретение новой квалификации. В результате успешного освоения ППП обучающийся получает диплом о профессиональной переподготовке. Длительность программ переподготовки уже более существенна по сравнению с повышением квалификации и занимает уже от 250 до 500 и более часов.
Профессиональное обучение нацелено на приобретение разновозрастными обучающимися различных профессиональных компетенций, в том числе для успешной работы, к примеру, с новыми видами оборудования, программами, технологиями и методиками. Также данный вид обучения нацелен на получение разрядов, категорий в профессиональной сфере, при том не влияя на уровень образования, полученного в высшем учебном заведении, либо в среднем профессиональном учебном заведении.
Современная техническая инновационная среда и возрастающая конкуренция в профессиональной сфере деятельности создают необходимость в подтверждении профессиональной пригодности, расширении горизонтов и развития профессиональной компетенции. В связи с этими изменениями социальных условий общественного уклада, значение приобретает дополнительное профессиональное образование.
Предметом последипломного профессионального образования является профессиональное развитие, саморазвитие и самоактуализация специалиста. Формы последипломного образования:
1. Адаптационное образование осуществляется на рабочем месте в виденаставничества, курсовой модульной доподготовки и супервизорства.
2. Супервизорство представляет собой систему социально-профессиональной помощи и психологической поддержки молодых специалистов(адаптантов).
3. Повышение квалификации, обусловленное постоянным обновлениемтехники и технологии производства, осуществляется с отрывом и без отрываот работы.Результатом повышения квалификации является рост профессионализма, уменьшение сопротивления инновациям, актуализация профессионально-
психологического потенциала, формирование профессиональной рефлексии, профессиональное воспитание специалистов.
4. Дополнительное профессионально-педагогическое образование представляет собой самостоятельное направление в педагогической науке и практике.
Формула непрерывного образования: от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь. Технологии обучения, используемые в системе дополнительного образования, определяются следующими психологическими особенностями взрослых:
1. невысоким уровнем обучаемости, обусловленным снижением с возрастом умения учиться и познавательных способностей;
2. условной готовностью к профессиональному обучению, определяемой существенными различиями учебной и профессиональной деятельности.
При рассмотрении дополнительного профильного образования, как одним из ответвлений рассматривается как послевузовское профессиональное образование, одной из основных черт которой является уже наличие первого базового высшего или среднего образования. Мы рассматриваем последипломное образование как специализированное образование в какой-либо отрасли науки или практической деятельности, которое направлено на получение научной степени, профессии или дополнительной квалификации. Стандарт предусматривает следующие формы обучения:
1. Первичная специализация;
2. Сертификационные циклы (СЦ);
3. Циклы тематического усовершенствования (ТУ);
4. Профессиональная переподготовка - от 3,5 до 7 мес. (не менее 504 часов).
При реализации дополнительного профессионального образования любая образовательная организация совершает
1. организацию разработки и реализации дополнительных профессиональных программ: повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогических, научно-педагогических кадров, специалистов различных отраслей науки, производства и сфер деятельности, государственных и муниципальных служащих, сотрудников бюджетных учреждений, иных категорий слушателей, которые регулярно обновляются и дополняются. контроль за образовательной деятельностью по дополнительным профессиональным программам: повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогических, научно-педагогических кадров, специалистов различных отраслей науки, производства и сфер деятельности, государственных и муниципальных служащих, сотрудников бюджетных учреждений, иных категорий слушателей; мониторинг и прогнозирование потребностей сотрудников в повышении квалификации, профессиональной переподготовке; составление, контроль выполнения планов реализации дополнительных профессиональных программ; составление годовых и текущих отчетов о работе в сфере дополнительного профессионального образования специалистов (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) для представления их в Министерство образования и науки РФ в установленные сроки.
Библиографический список
1. Березина В. А. Дополнительное образование детей в современных условиях / В. А. Березина. // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2006. - № 3. - С. 17-19.
2. Буйлова Л. Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования: учеб.-метод. пособие / Л. Н. Буйлова, С. М. Кочнева. - М.: Владос, 2007. - 160 с.
3. Дополнительное образование В 2 ч. Ч. 1. сборник нормативных документов (2001 -2006) / В. А. Березина. -М.: ИНФРА-М, 2005. - 106 с.
4. Дополнительное образование: опыт и перспективы развития: учеб. пособие / под ред. С. В. Сальцевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 135 с.
5. Лебедев Ю. Д. Дополнительное образование: учеб. пособие / Ю.Д. Лебедев. 3 - е изд., испр. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 204 с.
ФОКИНА КРИСТИНА АЛЕКСАНДРОВНА - аспирант, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Самарский университет), Россия.
ЛЕВЧЕНКО ВИКТОРИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА - зав. кафедрой иностранных языков и профессиональной коммуникации, доктор педагогических наук, профессор, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Самарский университет), Россия.