Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
дополнительное образование / внешкольное воспитание / обучение / знания / умения / навыки / компетенции / иностранный язык.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яцевич Любовь Павловна

в статье рассматривается понятие «дополнительное образование»; приводятся точки зрения к определению понятия «дополнительное образование»; характеризуется дополнительное языковое образование, а также особенности обучения иностранному языку в условиях дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яцевич Любовь Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Яцевич Л.П.

Яцевич Любовь Павловна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков, филологический факультет, Амурский государственный университет, г. Благовещенск

Аннотация: в статье рассматривается понятие «дополнительное образование»; приводятся точки зрения к определению понятия «дополнительное образование»; характеризуется дополнительное языковое образование, а также особенности обучения иностранному языку в условиях дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, внешкольное воспитание, обучение, знания, умения, навыки, компетенции, иностранный язык.

В настоящее время дополнительное образование позволяет гражданам любого возраста получить новые знания, умения, навыки, компетенции, или, напротив, расширить перечень имеющихся и таким образом повысить свою квалификацию или уровень обученности. Рассматривая понятие дополнительного образования, можно выделить четыре его основных значения.

Во-первых, под дополнительным образованием понимается процесс приобретения учащимися образовательного учреждения дополнительных знаний, умений и навыков, которые не были предусмотрены в обязательных программах обучения (например, в общем, среднем специальном или высшем образовании).

Во-вторых, в качестве дополнительного образования понимается любая форма получения человеком дополнительных знаний, умений и навыков, осуществляемая неформально. При этом подразумевается, что человек уже имеет общее или профессиональное образование и изучает дополнительный материал с целью самообразования, саморазвития [1].

В-третьих, дополнительное образование характеризуется в качестве важной составляющей системы непрерывного образования, независимо от того, является оно формальным или неформальным.

В-четвертых, под дополнительным образованием понимается образование, получаемое человеком по дополнительным программам общего и/или профессионального образования, и, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства, а также на повышение профессиональной классификации и переподготовку кадров для всех сфер социальной и экономической деятельности государства [2, 3]. На наш взгляд, четвертое определение является наиболее полным и отражает сущность дополнительного образования. Также следует отметить, что дополнительное образование - это, в первую очередь, мотивированное образование, когда человек имеет устойчивую потребность и осознает необходимость постоянного познания, творчества, саморазвития, а также личностного и профессионального самоопределения [2].

Дополнительное образование в России имеет давнюю историю. Оно сформировалось из форм внешкольного воспитания, возникшего в нашей стране в конце XIX века. Внешкольное воспитание функционировало в виде различных кружков, клубов по интересам, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний. Однако, подобные внешкольные учреждения были единичными, создавались обычно ведущими педагогами-новаторами (Т.С. Шацкий, А.С. Макаренко) и преследовали различные цели. Первое государственное внешкольное учреждение было открыто в 1918 году и называлось «Станция юных любителей природы». После этого внешкольное образование становилось предметом обсуждения всероссийских съездов по образованию и было заменено на термин «внешкольное воспитание». Благодаря деятельности многих педагогов, внешкольное воспитание получило большое распространение в России, росло число внешкольных государственных учреждений [4]. Так, например, многие выдающиеся личности науки, техники, искусства являются воспитанниками системы внешкольного воспитания. Впоследствии внешкольные учреждения стали называться учреждениями дополнительного образования детей, причем изменения заключались не в простом переименовании системы, а в содержании и формах деятельности учреждений, формах работы педагогов дополнительного образования.

Сегодня система дополнительного образования представлена около 16 тыс. учреждений. Также ведется разработка концепции развития образования детей в Российской Федерации. Дополнительное образование детей и взрослых осуществляется посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ на базе различных образовательных организаций (начиная с дошкольных образовательных учреждений и заканчивая учреждениями высшего образования), в том числе имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности.

Следует отметить, что обучение детей и взрослых по дополнительным образовательным программам может осуществляться разными способами. Так, оно может проходить единовременно и непрерывно, либо поэтапно. Причем названные способы актуальны как для детей, так и для взрослых. Например, единовременное и непрерывное дополнительное образование позволит детям качественнее освоить отдельные учебные предметы, расширить знания в рамках отдельных учебных предметов или же овладеть новым дополнительным знанием. Поэтапное дополнительное обучение характерно, по нашему мнению, взрослым, которые имеют возможность освоить тот или иной блок профессионального характера, повысить квалификацию или же приобрести дополнительные компетенции в виде знания иностранного языка. Кроме этого, сегодня широкое распространение получили образовательные программы, которые можно освоить в дистанционном формате.

В современном обществе широкое распространение получило также дополнительное языковое образование. Расширение международного сотрудничества, повышение экономической интеграции и трансформации, затронувшие рынок занятости, привели к тому, что иностранный язык стал одной из неотъемлемых составляющих успешности любого человека. Одним из требований, которые предъявляются к современному специалисту, является знание хотя бы одного иностранного языка. Многие стремятся к знанию не одного, а нескольких иностранных языков. В связи с этим возросло количество учреждений дополнительного образования, которые предоставляют услуги по обучению иностранному языку, по подготовке к сдаче основного государственного экзамена, единого государственного экзамена, по подготовке к сдаче международных экзаменов для получения сертификата о знании иностранного языка. В данных учреждениях дети и взрослые могут приступить к изучению иностранного языка «с нуля» или же совершенствовать уже имеющиеся языковые навыки и умения.

Дополнительное образование по иностранному языку представляет собой важный учебно-воспитательный процесс. Изучение иностранного языка имеет положительное влияние на личность обучающихся (детей и взрослых), проявляющееся в развитии личности детей и взрослых, их познавательных и языковых способностей. Также у обучающихся развиваются интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности, личностные качества, общечеловеческие ценности, интересы, мотивация и др. Использование на занятиях по иностранному языку элементов чужой культуры приводит к тому, что у обучающихся формируется осознание самого себя как личности, принадлежащей к определенной социокультурной общности людей, а также появляется уважение и терпимость к другому образу жизнедеятельности, к другой социокультурной общности.

Следует отметить, что дополнительное образование строится на основе соблюдения базовых педагогических и психологических принципов обучения. Если говорить о методах и приемах обучения, то организация обучения в дополнительном образовании имеет личностно-ориентированный характер. Так, преподаватель иностранного языка в дополнительном образовании всегда учитывает индивидуальные особенности обучающихся, их образовательные потребности, склонности.

Занятия по иностранному языку в рамках дополнительного образования позволяют углубить и расширить знания иностранного языка, развить умения и совершенствовать навыки коммуникации на иностранном языке, развить творческие способности обучающихся, повысить мотивацию изучения иностранного языка, другой культуры и др.

Также к особенностям обучения иностранному языку в рамках дополнительного образования можно отнести использование на занятиях преимущественно нетрадиционных методов обучения (метод проблемных ситуаций, игровой метод, метод проектов и др.); применение элементов творчества, учет инициативы обучающихся, эмоциональное наполнение занятий. Дополнительное образование по иностранному языку помогает обучающимся перевести пассивное знание иностранного языка в активную стадию его употребления с целью общения, развить тот или иной вид речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо, говорение), снять трудности в овладении перечисленными видами речевой деятельности.

Таким образом, дополнительное образование является на сегодняшний день одной из возможностей удовлетворения образовательных потребностей граждан любого возраста и социального статуса. Особый интерес вызывают особенности организации обучения иностранному языку в условиях дополнительного образования, позволяющие обучающимся освоить или усовершенствовать знания иностранному языка, а также способствующее развитию творческих способностей, познавательного интереса и личностных качеств.

Список литературы

1. Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. Методология преемственности общего и

дополнительного технологического образования // Вестник Московского университета. Серия 20:

Педагогическое образование, 2018. № 1. С. 69-89.

2. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 391 с.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

4. Максимова С.Ю., Попова Е.Н., Нихаева Т.И. К вопросу об использовании музыкально-двигательных средств в дополнительном образовании детей дошкольного возраста // Инновационная наук, 2015. № 11-2. С. 257-260.

5. Корниенко С.А. Применение дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании детей // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). Казань: Бук, 2015. С. 124-128. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8067/ (дата обращения: 15.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.