Научная статья на тему 'ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ КАДРОВЫХ ОРГАНОВ И ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ДЛЯ НОВОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ КАДРОВЫХ ОРГАНОВ И ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ДЛЯ НОВОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / КАДРОВАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МОБИЛИЗАЦИОННАЯ РАБОТА / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пикалов В. В., Чужинов И. Ю., Ивашинин Г. Б., Прилепина Н. В.

В статье проведен анализ подготовки специалистов кадровой и организационно- мобилизационной работы с момента ее образования и по настоящее время. Сформулированы новые подходы к организации их переподготовки для нового вида профессиональной деятельности в современных условиях. Определены позиции, на которых необходимо акцентировать внимание командирам воинских частей для повышения качества подготовки специалистов кадровых органов. Предложено включить в штат воинских частей Военно- воздушных сил отделения кадров и строевого за счет имеющихся в штате авиационных полков офицерских должностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пикалов В. В., Чужинов И. Ю., Ивашинин Г. Б., Прилепина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN TRAINING SPECIALISTS OF PERSONNEL AUTHORITIES AND THE INTRODUCTION OF NEW APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF RETRAINING FOR A NEW TYPE OF ACTIVITY

The article analyzes the training of specialists in personnel and organizational and mobilization work carried out from the moment of its formation to the present. New approaches to the organization of their retraining for a new type of professional activity in modern conditions are formulated. The positions on which it is necessary to focus the military units commanders attention to improve the personnel authorities specialists training quality have been determined. It is proposed to include the personnel and combatant departments in the staff of military units of the Air Force at the expense of the officer positions available in the staff of aviation regiments.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ КАДРОВЫХ ОРГАНОВ И ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ДЛЯ НОВОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 355.237.084.91 ГРТИ 78.19.07

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ КАДРОВЫХ ОРГАНОВ И ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ДЛЯ НОВОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.В. ПИКАЛОВ, кандидат военных наук

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) И.Ю. ЧУЖИНОВ, кандидат военных наук

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Г.Б. ИВАШИНИН, кандидат военных наук

Московское высшее общевойсковое командное училище (г. Москва)

Н.В. ПРИЛЕПИНА

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

В статье проведен анализ подготовки специалистов кадровой и организационно-мобилизационной работы с момента ее образования и по настоящее время. Сформулированы новые подходы к организации их переподготовки для нового вида профессиональной деятельности в современных условиях. Определены позиции, на которых необходимо акцентировать внимание командирам воинских частей для повышения качества подготовки специалистов кадровых органов. Предложено включить в штат воинских частей Военно-воздушных сил отделения кадров и строевого за счет имеющихся в штате авиационных полков офицерских должностей.

Ключевые слова: подготовка, переподготовка, повышение квалификации, кадровая и организационно-мобилизационная работа, управление персоналом.

EXPERIENCE IN TRAINING sPECIALisTs of PERsoNNEL AuTHoRITIEs AND THE INTRODUCTION OF NEW APPROACHES TO THE ORGANIZATION of RETRAINING FoR A NEW TYPE OF ACTIVITY

V.V. PIKALOV, Сandidate of Military sciences

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

I.Y. CHUZHINOV, Сandidate of Military sciences

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

G.B. IVASHININ, Сandidate of Military sciences

Moscow Higher Combined Arms Military Command School (Moscow)

N.V. PRILEPINA

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

The article analyzes the training of specialists in personnel and organizational and mobilization work carried out from the moment of its formation to the present. New approaches to the organization of their retraining for a new type of professional activity in modern conditions are formulated. The positions on which it is necessary to focus the military units commanders attention to improve the personnel authorities specialists training quality have been determined. It is proposed to include the personnel and combatant departments in the staff of military units of the Air Force at the expense of the officer positions available in the staff of aviation regiments.

Keywords: training, retraining, advanced training, personnel and organizational and mobilization work, personnel management.

W U

Введение. В результате стремительного развития Военно-воздушных сил (ВВС) в 70-х годах XX века, сформировалась мощная и сложная организационная структура, которая потребовала четкой работы штабов всех уровней управления. Важнейшими направлениями деятельности штабов, соединений и воинских частей является работа по комплектованию войск личным составом и мобилизационная работа. Низовым звеном управления в организационной структуре ВВС в указанный период были штабы воинских частей авиационного тыла -отдельных батальонов аэродромно-технического обеспечения, в штатах которых содержались воинские должности помощника начальника штаба по кадрам и строевой части, штатно-должностная категория «старший лейтенант», ВУС-2906003 и старший помощник начальника штаба по мобилизационной работе, штатно-должностная категория «капитан», ВУС-2903003. Указанные должности являлись наиболее проблемными в плане их комплектования подготовленными кадрами и, как правило, замещались офицерами из числа летно-подъемного или инженерно-технического состава, нередко, имеющими ограничения по состоянию здоровья. Важность решения по комплектованию войск личным составом обусловили необходимость иметь подготовленный кадровый резерв и целевую подготовку специалистов, предназначенных на первичные офицерские должности в штабах воинских частей ВВС, отвечающих за кадровую и мобилизационную работу.

Актуальность. Повышение эффективности подготовки специалистов кадровой и организационно-мобилизационной работы является актуальной задачей, решение которой целесообразно осуществлять с использованием новых подходов.

В 1978 году на основании решения Главнокомандующего ВВС на базе Воронежского военного авиационного инженерного училища (ВВАИУ) была организована подготовка курсантов по специальности «Командная тактическая тыловая авиационная», ВУС-230200, ВУС-290300, ВУС-290500, ВУС-290600, с дипломом инженера по эксплуатации автомобильной техники. Однако, основными направлениями деятельности выпускников, являлась кадровая и организационно-мобилизационная работа.

Курсанты по данной специальности обучались четыре года. Основными учебными дисциплинами по специальности стали: «Войсковой тыл ВВС», «Мобилизационная подготовка» и «Управление подразделениями и служба штабов частей тыла ВВС», в которой в том числе, рассматривались вопросы организации работы с военными кадрами и гражданским персоналом воинской части. В этот период проходило становление кафедры, организующей подготовку специалистов [1].

Следует отметить, что в этот период в СССР ни один вуз, в том числе и гражданский, не готовил специалистов данного профиля. Специальности «Управление персоналом» в эти годы в стране не существовало. Ее появление в Российской Федерации датируется началом 90-х годов прошлого века. Весь учебно-методический комплекс по специальности разрабатывался впервые. Базой для его разработки послужил опыт практической службы преподавательского состава в штабах и кадровых органах воинских частей и соединений.

Организация подготовки данных специалистов осуществлялась в тесном взаимодействии с Военно-воздушной академией имени Ю.А. Гагарина, центральными органами военного управления, штабами частей и соединений Военно-воздушных сил, что позволяло выпускникам получать объем знаний, умений и навыков, необходимых не только для успешного исполнения первичных воинских должностей, связанных с кадровой и организационно-мобилизационной работой, но и обеспечивающих хорошие перспективы продвижения по службе. В данный период система переподготовки и повышения квалификации отсутствовала.

При этом для выпускников становились возможными траектории служебного роста по различным направлениям военной службы, представленные на рисунке 1: на должностях офицеров штаба в авиационных частях и соединениях; на воинских должностях в организационно-мобилизационных органах воинских частей, соединений и объединений ВВС;

на воинских должностях, связанных с кадровой работой в воинских частях, соединениях и объединениях ВВС.

Вариант построения карьерной траектории специалистов кадрового профиля, проходивших военную службу в частях ВВС СССР

Помощник начальника штаба по кадрам и строевой части

Курсант ВВАИУ

Командная, ташчесиая I щдк«СТЛейтенант» тыловая, авиационная

ВУС - 230200, 290300

Т

Т

Т

Т

2-3 3-4 3-5 3-5 5-7

Стаж службы в воинских должностях специалистов кадрового профиля

более 5 годы

Рисунок 1 - Карьерограмма специалистов кадровых органов, проходивших военную службу в частях ВВС СССР

Первый выпуск офицеров данной специальности состоялся в 1982 году. С начала организации подготовки по настоящее время было подготовлено более полутора тысяч высококвалифицированных специалистов. Одним из первых выпускников данной специальности является начальник ВУНЦ ВВС «ВВА» генерал-полковник Зибров Г.В.

Острая потребность войск в специалистах данного профиля обусловила увеличение численности обучаемых. В 1986 году набор курсантов по специальности возрос с 25 до 75 человек. Увеличилось и число профессорско-преподавательского состава, осуществляющего подготовку по данной специальности.

В период с 1992 по 1999 год подготовка курсантов осуществлялась в филиале ВВАИУ в г. Борисоглебске Воронежской области, после его сокращения, возобновилась в г. Воронеже.

В 1999 году специальность «Командная тактическая тыловая авиационная» получила новое наименование - «Штабная и организационно-мобилизационная работа».

В 2004 году в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения подготовка специалистов продолжилась в рамках новой специальности 56.05.04 - «Управление персоналом». Введение данной специальности позволило на более высоком уровне осуществлять подготовку выпускников для замещения офицерских должностей, предусматривающих работу с военными кадрами и гражданским персоналом.

В ходе реформирования ВС РФ с 2009 по 2015 г. набор курсантов по специальности «Управление персоналом» для ВС РФ не осуществлялся.

В 2016 году вновь возобновлен плановый набор курсантов по военной специальности с наименованием «Кадровая и организационно-мобилизационная работа» по актуализированным Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования третьего поколения.

4

В настоящее время всего на 5-курсах по данной специальности обучается более 160 курсантов. Качество подготовки выпускников обеспечивается сбалансированным учебным планом, учитывающим особенности профессиональной деятельности специалистов.

В сентябре 2020 года профессорско-преподавательский состав 34 кафедры принял активное участие в разработке примерной основной образовательной программы по специальности 56.05.04 - «Управление персоналом (Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы Российской Федерации)» в соответствии с модернизированным Федеральным государственным образовательным стандартом 3++.

При разработке примерной основной образовательной программы был учтен многолетний накопленный опыт подготовки курсантов в нашем вузе, результаты проведения войсковых стажировок и учебных практик, анализ отзывов на выпускников, что позволило, с одной стороны, учесть современные тенденции развития ВС РФ и реализовать актуальные требования к уровню профессионализма выпускников, а с другой стороны, обеспечить преемственность подготовки, сохранить и приумножить традиции в организации учебного и воспитательного процессов.

Структурой и содержанием учебного плана при обучении курсантов предусмотрена всесторонняя многоплановая подготовка специалистов. Основной акцент в учебном плане сделан на изучение профильных профессиональных и дисциплин специализации, направленных на освоение всех элементов работы с военными кадрами и работниками воинских частей и организаций МО РФ:

Теория управления;

Управление персоналом организации;

Информационные технологии управления;

Кадровая работа;

Организационно-мобилизационная работа;

Организация службы штабов;

Служба войск и безопасность военной службы;

Организация и методика боевой подготовки;

Обеспечение безопасности информации;

Автоматизированные системы управления военного назначения.

Бюджет учебного времени, выделяемый на подготовку курсантов по учебным дисциплинам, закрепленным за кафедрой, составляет более 110 зачетных единиц (это примерно 33 % всего бюджета учебного времени). Для закрепления полученных знаний по специальности предусмотрено проведение одной учебной и двух производственных практик в воинских частях объемом 18 зачетных единиц.

Учебная практика по управлению повседневной деятельностью подразделения проводится на третьем курсе в целях приобретения практических навыков в планировании, организации и руководства подчиненными в процессе повседневной деятельности подразделения. Трудоемкость учебной практики - 2 недели (3 зачетные единицы).

Производственные практики - по организации и ведению кадровой работы и по организационно-мобилизационной работе, организации службы войск и боевой подготовки преследуют цели получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в исполнении должностных обязанностей по предназначению и проводятся на соответствующих первичных воинских должностях в войсковых частях Воздушно-космических сил. Практики проводятся на 4 и 5 курсе, трудоемкость практик - 4 и 6 недель (6 и 9 зачетных единиц) соответственно.

В настоящее время образовательную деятельность по подготовке курсантов и слушателей ведет коллектив профессорско-преподавательского состава 34 кафедры (кадровой и организационно-мобилизационной работы) в количестве 13 человек. Научный потенциал кафедры по состоянию на 1 апреля 2021 года составляет 67 %. В их числе: доктор наук - 1,

кандидатов наук - 7, доцент - 1. Один преподаватель кафедры имеет звание Почетного работника сферы образования Российской Федерации [2]. Большой стаж педагогической деятельности и войсковой опыт преподавателей позволяет проводить все виды занятий на высоком научном и методическом уровне. Занятия проводятся в различных формах, с использованием электронных учебников, пособий и различных специализированных программ, используемых для проведения всестороннего контроля полученных знаний. Изданные авторским коллективом кафедры печатные учебные материалы позволяют обучающимся самостоятельно выполнять задания с хорошим качеством. Методики и технологии, используемые в образовательной деятельности в ходе подготовки курсантов, позволяют трансформировать их для успешной подготовки и слушателей.

Учебно-материальная база 34 кафедры - несколько специализированных аудиторий с возможностью проведения занятий со сведениями, составляющими государственную тайну. Аудитории оборудованы персональными компьютерами в общей сети, цифровыми мультимедийными и интерактивными средствами обучения, что позволяет ППС кафедры проводить занятия с курсантами и слушателями с высоким качеством.

Большое внимание ППС на кафедре уделяется анализу отзывов на выпускников, поступающих из воинских частей. Результаты анализа полученных отзывов свидетельствуют о достаточном уровне их профессиональной подготовки, дисциплинированности, усердии и стремлении в продвижении по службе. После обсуждения отзывов на выпускников на заседании кафедры разрабатываются и обсуждаются предложения по внесению изменений и дополнений в существующие учебные планы и программы учебных дисциплин.

Высокий уровень подготовки выпускников по специальности был подтвержден при выполнении ими интернационального долга в Республике Афганистан, проведении миротворческой миссии в Косово и контртеррористической операции на Северном Кавказе, а также при осуществлении российскими военнослужащими специальной операции на территории Сирийской Арабской Республики.

В сложных, зачастую связанных с риском для жизни, условиях выпускники специальности «Управление персоналом» проявили и продолжают проявлять высокий профессионализм, выдержку, ответственность и организованность, уверенно и оперативно решают поставленные задачи.

Личный состав академии свято хранит память об офицерах-выпускниках, отдавших свою жизнь при выполнении боевых заданий. Выпускнику училища 1994 года капитану Яцкову Игорю Владимировичу Указом Президента Российской Федерации от 19 февраля 2000 года № 393 за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного и воинского долга, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). В его честь на кафедре оборудован специализированный класс с личными вещами и предметами, принадлежавшими герою.

В связи со значительным увеличением количества решаемых задач и проведением масштабных изменений организационной структуры кадровых органов ВС РФ подготовка специалистов данного профиля не только остается актуальной, но и требует дальнейшего ее совершенствования [3].

В соответствии с указаниями Статс-секретаря - заместителя Министра обороны РФ от 14 июля 2018 года № 173/1/18855 для повышения уровня профессиональной подготовки специалистов кадровых органов ВС РФ были разработаны дополнительные профессиональные программы переподготовки и повышения квалификации специалистов кадровых органов соединений и воинских частей. С 1 сентября 2018 года подготовка специалистов кадровых органов по программам дополнительного профессионального образования профессиональной переподготовки и повышения квалификации со сроком обучения 4 месяца организована и проводится в ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж).

Реализация комплексного и системного подходов при подготовке специалистов кадровых органов позволит сформировать карьерную траекторию, представленную на рисунке 2.

Вариант построения карьерной траектории специалистов кадрового профиля, проходящих военную службу в частях ВКС ВС РФ

П I I I I I I г

4 мес. 3-5 лет 1 мес. 3-5 лет 1 мес. 3-5 лет 2 года Стаж службы в воинских должностях специалистов кадрового профиля с учетом профессиональной переподготовки и повышения квалификации

5-7 лет

более 5 лет

Рисунок 2 - Карьерограмма специалистов кадровых органов, проходящих военную службу в частях ВКС ВС РФ

Выводы. В процессе формирования программ ДПО переподготовки к новому виду деятельности были реализованы новые подходы к организации обучения специалистов кадровых органов:

впервые заказчиком подготовки по данной специальности выступило ГУК МО РФ. Под руководством начальника 1 Управления ГУК МО РФ контр-адмирала Костина Валерия Павловича были разработаны Квалификационные требования к уровню подготовки специалистов кадровых органов ВС РФ и минимуму содержания дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки и Примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации военных специалистов кадровых органов соединений, воинских частей и организаций ВС РФ [4];

для выработки единых подходов к подготовке специалистов кадровой работы, на базе одного вуза ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж) организовано обучение военнослужащих всех видов и родов войск ВС РФ;

проведена апробация нового подхода к организации обучения по программе дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки), связанного с зачислением офицеров на должности слушателей и исключением их из списков личного состава воинских частей;

решение о дальнейшем предназначении слушателей, по окончании профессиональной переподготовки, принимается должностными лицами ГУК МО РФ, с учетом анализа укомплектованности всего перечня должностей в кадровых органах ВС РФ и результатов обучения конкретного слушателя;

активное использование информационно-образовательной среды (ИОС) вуза, включающей различные электронные ресурсы, электронные учебники и пособия, прикладные специализированные программы для проведения всестороннего контроля и оценки полученных знаний [5]. ИОС академии постоянно использовалась в период пандемии, когда осуществлялась подготовка по программам ДПО военнослужащих увольняемых в запас к новому виду деятельности. Такая подготовка в академии осуществляется с 2011 года. В том числе и в

ы

и

Республике Крым, куда выезжают преподаватели кафедры. Всего в Крыму проведено 14 выпусков. Подготовлено более 400 выпускников.

Для повышения качества подготовки специалистов кадровых органов также необходимо учитывать:

целесообразность зачисления на обучение слушателей с исключением из списков личного состава воинской части (проблемы, связанные с перемещением по службе, размещением детей в школьных и дошкольных учреждениях, оформлением документов на получение служебного жилья, с трудоустройством супруги (супруга) и т.д.);

систему отбора кандидатов на обучение по программе профессиональной переподготовки, с учетом требований, предъявляемых к специалистам и наличия у кандидатов профессионально-важных качеств [6];

работу по дальнейшему совершенствованию учебных программ и развитию учебно-материальной базы кафедры, оснащению новыми учебными средствами автоматизации обучения и использованию информационной образовательной среды академии [7].

Следует отметить, что в современной штатной структуре кадровых органов воинских частей ВВС отсутствуют первичные должности со штатно-должностной категорией «старший лейтенант». В связи с этим, молодому специалисту, без непосредственного руководства со стороны опытного офицера очень сложно в короткие сроки освоить кадровую работу в воинской части.

Как предложение, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть вопрос, к примеру, в авиационных полках о создании отделения кадров и строевого в составе начальника отделения штатно-должностная категория «майор» и помощника штатно-должностная категория «старший лейтенант», а также должностей гражданского персонала. Формирование данного подразделения можно провести за счет имеющихся в штате авиационных полков офицерских должностей: старший офицер - штатно-должностная категория «капитан», старший помощник начальника штаба - штатно-должностная категория «капитан» и должностей гражданского персонала, что позволит обеспечить более качественную подготовку специалистов кадровых органов в современных условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронежский авиационный инженерный университет (г. Воронеж): Этапы славного пути (1950-2010 г.г.). Воронеж: Кварта, 2009. 336 с., ил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж): Наше сегодня. 2012-2020. Т. 2 / под ред. Г.В. Зиброва. Воронеж: Кварта, 2020. Том 2. 428 с., ил.

3. Военные кадры. История. Люди. Перспективы. М.: Кучково поле, 2018. 352 с., ил.

4. Методические рекомендации по организации работы по отбору кандидатов для обучения по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов кадровых органов Вооруженных Сил Российской Федерации в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации. Указания Статс-секретаря-заместителя Министра обороны РФ от 14 июля 2018 года № 173/1/18855.

5. Единый стандарт электронного учебника. Утвержден Министром обороны Российской Федерации 29 сентября 2015 г.

6. Руководство по работе кадровых органов Вооруженных Сил Российской Федерации. Утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации 29 сентября 2015 г. № 180 дсп.

7. Пикалов В.В., Сериков И.Н., Столяров А.В. Электронный вуз в системе военного образования // Академические Жуковские чтения. V Сбор. Всероссийской науч. практ. конф. 23-24 ноября 2016 г. / ред. П.М. Леонов. Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2017. С. 117-120.

REFERENCES

1. Voronezhskij aviacionnyj inzhenernyj universitet (g. Voronezh): 'Etapy slavnogo puti (1950-2010 g.g.). Voronezh: Kvarta, 2009. 336 p., il.

2. Voenno-vozdushnaya akademiya imeni professora N.E. Zhukovskogo i Yu.A. Gagarina (g. Voronezh): Nashe segodnya. 2012-2020. T. 2 / pod red. G.V. Zibrova. Voronezh: Kvarta, 2020. Tom 2. 428 p., il.

3. Voennye kadry. Istoriya. Lyudi. Perspektivy. M.: Kuchkovo pole, 2018. 352 p., il.

4. Metodicheskie rekomendacii po organizacii raboty po otboru kandidatov dlya obucheniya po programmam professional'noj perepodgotovki i povysheniya kvalifikacii specialistov kadrovyh organov Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii v voenno-uchebnyh zavedeniyah Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii. Ukazaniya Stats-sekretarya-zamestitelya Ministra oborony RF ot 14 iyulya 2018 goda № 173/1/18855.

5. Edinyj standart elektronnogo uchebnika. Utverzhden Ministrom oborony Rossijskoj Federacii 29 sentyabrya 2015 g.

6. Rukovodstvo po rabote kadrovyh organov Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii. Utverzhdeno prikazom Ministra oborony Rossijskoj Federacii 29 sentyabrya 2015 g. № 180 dsp.

7. Pikalov V.V., Serikov I.N., Stolyarov A.V. 'Elektronnyj vuz v sisteme voennogo obrazovaniya // Akademicheskie Zhukovskie chteniya. V Sbor. Vserossijskoj nauch. prakt. konf. 23-24 noyabrya 2016 g. / red. P.M. Leonov. Voronezh: VUNC VVS «VVA», 2017. pp. 117-120.

© nHKa^OB B.B., Hy^HHOB H.ro., MBamHHHH T.E., npunenHHa H.B., 2021

Пикалов Владислав Васильевич, кандидат военных наук, начальник кафедры (кадровой и организационно-мобилизационной работы), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, р[email protected].

Чужинов Илья Юрьевич, кандидат военных наук, заместитель начальника кафедры (кадровой и организационно-мобилизационной работы), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected].

Ивашинин Григорий Борисович, кандидат военных наук, доцент кафедры (управления подразделениями в мирное время), Московское высшее общевойсковое командное училище, Россия, 109380, г. Москва, ул. Головачева, 2, [email protected].

Прилепина Наталья Валериевна, младший научный сотрудник научно-исследовательского центра (проблем применения, обеспечения и управления авиацией Военно-воздушных сил), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.