Научная статья на тему 'ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США И КРИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ'

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США И КРИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В США И РОССИИ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ КОУЧИНГ / COMPARATIVE PEDAGOGY / READINESS OF TEACHERS / FORMS OF ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATION SYSTEMS IN THE USA AND RUSSIA / COLLECTIVE COACHING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алисов Е.А.

В представленном материале отражены результаты исследования по определению условий эффективности профессиональной педагогической подготовки в американской системе высшего образования; установлен ключевой фактор, детерминирующий специфические особенности функционирования образовательной системы в США; обозначены приоритетные содержательные направления проектирования образовательных программ подготовки педагогов в американской системе высшего образования. Полученные результаты интерпретированы в контексте компетентностной образовательной парадигмы; обозначены тенденции проектирования образовательных программ подготовки педагогов в США. Описывается опыт целенаправленной подготовки педагогов к организации инклюзивного образования дошкольников, полученный в результате реализации на базе образовательного учреждения специальной коучинг-сессии, проведение которой стало итогом критического осмысления и экстраполяции идей американской системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF TRAINING TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION IN THE USA AND A CRITICAL UNDERSTANDING OF THE POSSIBILITIES OF ITS USE IN RUSSIAN EDUCATIONAL PRACTICE

The presented material reflects the results of a study to determine the conditions for the effectiveness of professional pedagogical training in the American system of higher education; a key factor determining the specific features of the functioning of the educational system in the United States is established; priority content areas of designing educational programs for teacher training in the American system of higher education are identified. The obtained results are interpreted in the context of the competencebased educational paradigm; trends in the design of educational programs for teacher training in the United States are outlined. The article describes the experience of purposeful preparation of teachers for the organization of inclusive education of preschoolers, obtained as a result of the implementation of a special coaching session on the basis of an educational institution, the conduct of which was the result of critical reflection and extrapolation of the ideas of the American education system.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США И КРИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ»

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 37.013.74:373.2

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США И КРИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

THE EXPERIENCE OF TRAINING TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION IN THE USA AND A CRITICAL UNDERSTANDING OF THE POSSIBILITIES OF ITS USE IN RUSSIAN EDUCATIONAL PRACTICE

АННОТАЦИЯ

В представленном материале отражены результаты исследования по определению условий эффективности профессиональной педагогической подготовки в американской системе высшего образования; установлен ключевой фактор, детерминирующий специфические особенности функционирования образовательной системы в США; обозначены приоритетные содержательные направления проектирования образовательных программ подготовки педагогов в американской системе высшего образования. Полученные результаты интерпретированы в контексте компетентнос-тной образовательной парадигмы; обозначены тенденции проектирования образовательных программ подготовки педагогов в США. Описывается опыт целенаправленной подготовки педагогов к организации инклюзивного образования дошкольников, полученный в результате реализации на базе образовательного учреждения специальной коучинг-сессии, проведение которой стало итогом критического осмысления и экстраполяции идей американской системы образования.

Ключевые слова: сравнительная педагогика, готовность педагогов, формы организации образовательного процесса, системы образования в США и России, коллективный коучинг.

Евгений

Анатольевич

АЛИСОВ,

доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики института педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет; главный аналитик Лаборатории развития высшего профессионального образования, Российская академия образования AlisovE@mgpu.ru

Evgenii

Anatol'evich

ALISOV,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogics of Institute of Pedagogics and Psychology of Education, Moscow City University; Chief Analyst of the Laboratory for the Development of Higher Professional Education, Russian Academy of Education AlisovE@mgpu.ru

JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

PEDAGOGY

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

ABSTRACT

The presented material reflects the results of a study to determine the conditions for the effectiveness of professional pedagogical training in the American system of higher education; a key factor determining the specific features of the functioning of the educational system in the United States is established; priority content areas of designing educational programs for teacher training in the American system of higher education are identified. The obtained results are interpreted in the context of the competence-based educational paradigm; trends in the design of educational programs for teacher training in the United States are outlined. The article describes the experience of purposeful preparation of teachers for the organization of inclusive education of preschoolers, obtained as a result of the implementation of a special coaching session on the basis of an educational institution, the conduct of which was the result of critical reflection and extrapolation of the ideas of the American education system.

Keywords: comparative pedagogy, readiness of teachers, forms of organization of the educational process, education systems in the USA and Russia, collective coaching.

Введение

Актуальность сравнительно-педагогического исследования систем высшего педагогического образования обусловлена поиском наиболее действенных ориентиров в организации подготовки учителя. Образовательная система США отличается накопленным внушительным опытом создания и реализации образовательных программ дошкольного образования, обогащение которым будет способствовать модернизации и реформированию образования в других странах. В настоящем исследовании был сформулирован ряд задач:

1) определить условия эффективности профессиональной педагогической подготовки в американской системе высшего образования и установить ключевой фактор, детерминирующий специфические особенности функционирования образовательной системы в США;

2) обозначить приоритетные содержательные направления проектирования образовательных программ подготовки педагогов в американской системе высшего образования;

3) апробировать варианты использования американского опыта подготовки педагогов дошкольного образования в условиях российской образовательной практики.

Условия эффективности профессиональной педагогической подготовки в американской системе высшего образования и ключевой фактор, детерминирующий специ-

фические особенности функционирования образовательной системы в США

В качестве условий эффективности профессиональной педагогической подготовки в американской системе высшего образования выявлены:

- профессионально-педагогическая мотивация обучающихся (к абитуриентам предъявляются достаточно строгие требования, не только к уровню предметной готовности, но и к личностным особенностям);

- всесторонний характер и системная организация высшего образования, подразумевающая интеграцию инвариантного и вариативного компонентов образовательной программы, направленность на формирование нравственной культуры, информационной грамотности, глобальности мышления, активной гражданской позиции;

- равные права и возможности различных категорий обучающихся (отличающихся возможностями здоровья, этнической принадлежностью, вероисповеданием, социальным статусом);

- практико-ориентированный характер психолого-педагогической подготовки, с использованием современных объективных средств оценки качества образования;

- весомая доля педагогической практики с «погружением» в реалии функционирующего образовательного процесса.

Ключевым фактором, определяющим специфические особенности функционирования

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

образовательной системы в США, выступает тип управления: децентрализованное.

Приоритетные содержательные направления проектирования образовательных программ подготовки педагогов в американской системе высшего образования

Несмотря на то, что система управления образовательной системой в США является децентрализованной, и содержание образовательных программ подготовки педагогов в разных штатах варьируется, планируемые результаты освоения образовательной программы подразумевают формирование профессиональной педагогической компетентности. Исходя из составляющих компетенцию элементов, во многих американских образовательных программах подготовки педагогов (в частности, [6]) обозначается ориентир на то, что выпускник должен:

- знать: нормативную базу организации образовательной деятельности, как в штате, так и в государстве; возрастные и индивидуальные особенности развития обучающихся; основные направления обучения и воспитания;

- уметь: организовывать деятельность обучающихся; подбирать и разрабатывать диагностический инструментарий; осуществлять мониторинг поведения детей, тщательно и достоверно изучать его результаты, фиксировать их и интерпретировать; учитывать индивидуальные особенности, составлять индивидуальный план развития для разных категорий детей; осуществлять психолого-педагогическую коррекцию поведенческих проявлений детей; организовывать психологически комфортную и безопасную образовательную среду; направлять детей на то, чтобы они испытывали позитивные эмоции;

- владеть: методическими приемами организации работы с обучающимися; методами активного обучения и воспитания детей; приемами организации взаимодействия с воспитанниками; вербальными и невербальными средствами общения с детьми; валидным диагностическим инструментарием, позволяющим определять уровень актуального развития ребенка; способами привлечения родителей детей к воспитательной деятельности и др.

Образовательные программы подготовки педагогов в США отличаются более выраженной прикладной направленностью [5], разноформатным технологическим сопровождением организации образовательного процесса.

Смыслообразующей подготовке педагогов к решению жизненных задач в контексте деятель-ностного подхода в американской практике высшего педагогического образования отвечает, в частности, технология POGIL (Process Oriented Guided Inquision Learning - процессно-ориентированное направляемое обучение по запросу), разработанная Р. Байби и распространенная в настоящее время в ряде других стран. В соответствии с системой POGIL, создаются самоуправляемые исследовательские группы, которые действуют согласно модели 5E: Engage (привлечь), Explore (исследовать), Explain (пояснить), Extend (развить) и Evaluate (оценить). Процессно-ориентированное образование выходит за рамки POGIL, представляя собой гораздо больше, чем освоение новой информации. Важную роль начинает играть работа с желаниями и стремлениями, поиск собственных способов решения проблем, восприятие себя, карьерные стремления и многие другие составляющие общего контекста. Студенты в исследовательских группах берут на себя индивидуальные роли (например, менеджер, репортер, скептик) и приступают к решению конкретных педагогических задач (ситуаций) из реальной практики организации образовательного процесса. Изучение эффективности POGIL (например [8, 9]) подтвердило рост показателей успеваемости обучающихся в результате погружения субъектов в процесс, моделирующий будущую профессиональную деятельность.

С целью персонализации образовательной среды, в контексте деятельностного подхода к подготовке педагогов, в американской практике нашла свое применение модель технологического, педагогического и содержательного знания (TPACK, от англ. Technological, Pedagogical and Content Knowledge), предложенная американскими учеными П. Мишрой и М. Келером в 2006 г. и доработанная в 2019 г. [7]. Новый формат TPACK с использованием ИКТ в преподавании был впервые апробирован различными учебными заведениями в первое десятилетие XXI в., когда преподаватели начали экспериментировать с построением учебного процесса, смещая фокус внимания с педагога на обучающегося и используя для изучения содержания урока современные технологии, социальные сети и цифровые материалы (видео, тексты, подкасты и т.д.) для внеклассной работы.

Одной из ведущих технологий, используемых в процессе подготовки педагогов дошкольного образования в США, является технология портфолио. Портфолио как педагогическая тех-

JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

PSYCHOLOGY

нология подразумевает: выбор субъективно предпочитаемых методов, средств, форм осуществления педагогической деятельности, проявление обучающимися самостоятельности (в т.ч. в определении частных целей и задач в процессе выполнения конкретных заданий); возможности для личностного роста обучающихся; учет индивидуальных особенностей студентов (их ситуативного эмоционального состояния); перераспределение (ограничение и качественное преобразование) ролей педагога и обучающегося.

В частности, в профессиональные портфо-лио студентов по педагогической практике могут входить: дневник практики (в соответствии с требованиями программы практики, который заполняется в ходе ее прохождения); конспекты и технологические карты по организации деятельности воспитанников (включая их анализ и самоанализ); доклады, которые были написаны еще в процессе теоретической подготовки, востребованные на практике; проектные разработки; педагогическое эссе (с анализом выполненных практических заданий, сложностей, возникших при их выполнении, перечнем проведенных мероприятий, выводами о приобретении в процессе прохождения практики знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности). Профессиональные педагогические портфолио могут использоваться впоследствии выпускниками на этапе трудоустройства.

В американской образовательной практике подготовки педагогов дошкольного образования находят применение также профессиональные компьютерные тренажеры. С помощью компьютерных программных средств осуществляется моделирование этапов профессиональной педагогической деятельности, рабочего места. Тренажеры позволяют сформировать необходимые профессиональные навыки, обеспечивая осуществление требуемых для этого функций. Воспроизводится виртуальный контекст взаимодействия педагога с воспитанником; если действия педагога оказываются необоснованными, «виртуальный ребенок» начинает вести себя соответствующим образом, и программа фиксирует несоответствие практиканта предъявляемым профессиональным требованиям.

Устанавливаются партнерские отношения между университетом и базовыми образовательными учреждениями, в которых работают супервизоры. Широко распространено создание специальных базовых лабораторий, в которых будущие педагоги дошкольного образования имеют возможность, взаимодействуя с

наставниками, постигать основы практических приемов педагогической деятельности.

Выявленные в исследовании черты проектирования образовательных программ подготовки педагогов в США перекликаются с направлениями модернизации педагогического образования в России [2], нацеливая проектировщиков на придание образовательному пространству свойств гибкости, креативности, доступности, мобильности, безопасности [1, 3, 4].

Проведенное исследование позволило обозначить ряд тенденций проектирования образовательных программ подготовки педагогов в США:

- усиление строгости отбора абитуриентов на этапе поступления на педагогические профили подготовки;

- оптимизация сочетания педагогической, психологической и социологической составляющих подготовки педагогов;

- обновление арсенала технологий, методов подготовки педагогов (с увеличением доли продуктивных и интерактивных);

- активизация познавательной и творческой деятельности студентов, формирование педагогического мышления (за счет использования личнос-тно-ориентированных педагогических технологий);

- углубление механизмов специализации (в т.ч. обусловливаемых возрастными особенностями контингента, с которым предстоит работать обучающимся);

- модернизация механизмов организации и проведения педагогической практики;

- актуализация получения высшего педагогического образования абсолютным большинством педагогических работников.

Каждая из обозначенных тенденций в перспективе может стать предметом отдельных исследований в области сравнительной педагогики.

Использование американского опыта подготовки педагогов дошкольного образования в условиях российской образовательной практики

Несмотря на то, что в современной российской системе высшего педагогического образования подготовка будущих педагогов дошкольного образования характеризуется выраженной системностью и планомерностью, востребованной оказывается деятельность по постоянному совершенствованию профессиональных навыков педагогов, расширению профессионально-педагогического мировоззрения.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Был использован широко задействованный в американской практике формат коучинг-сессии. Экстраполяция идеи осуществлялась на основе критического осмысления, не подразумевающего «слепое» копирование методической основы, а учитывающего реалии российской действительности и сочетающего заимствованную общую форму организации подготовки с традициями и преимуществами отечественной системы.

В рамках такой деятельности в МКДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 2» г. Курска была проведена коучинг-сессия «Проблемы инклюзивного образования дошкольников» (в формате корпоративного (коллективного, внутреннего) коучинга). Первая часть коучинг-сессии проводилась в форме ролевой игры. Были распределены роли: ведущих, независимых исследователей (докладчиков), оппонентов (сторонников и противников инклюзивного образования), представителей зарубежной (американской) школы, родителей и детей, экспертов. Завершалось занятие рефлексивным анализом. Сначала проводилась работа по развитию и углублению интереса, формированию ценностного отношения к детям с особыми образовательными потребностями. Затем педагогам было предложено написать сочинение-размышление, которое раскрывало бы их собственное мнение относительно эффективности дифференцированного и интегрированного способов получения образования детьми с особыми образовательными потребностями.

Для самостоятельной и учебно-исследовательской работы (вторая часть коучинг-сес-сии) предлагались такие задания:

1. Заполните таблицу «Психолого-педагогическая характеристика детей с особыми образовательными потребностями».

2. Разработайте планы-конспекты занятий познавательного (речевого, физического и т.д.) развития для детей с ограниченными возможностями здоровья, используя развивающие задания, построенные на материале предметно-игровой среды.

3. Создайте методическую папку «Наглядные средства обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья».

4. Напишите аннотации на статьи и другие научные публикации по проблеме обучения детей с нарушениями слуха.

В заключительной части коучинг-сессии была проведена «Выставка педагогических идей» (защита итоговых проектов).

Заключение

Коллективный коучинг привел педагогов к выводам о том, что эффективность подготовки к организации инклюзивного образования дошкольников зависит от реализации взаимосвязанных и взаимообусловленных педагогических условий: реализации контекстного подхода в формировании знаний и умений; обеспечения преемственности этапов (информационно-ориентированного, профессионального, де-ятельностного) как сочетания теоретической и практической подготовки.

Представленный анализ концепций и практических результатов работы коллективов ученых и практиков в области формирования ме-тапредметных компетенций и личностных качеств обучающихся позволит использовать полученные результаты при проектировании целей, содержания и оценки результатов образования на трех уровнях: в учебной и внеучебной деятельности, образовательных программах, федеральных образовательных стандартах.

Литература

1. Алисов Е.А. Психолого-педагогические аспекты сенсорного мировосприятия личности // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2009. № 1. С. 1.

2. Алисов Е.А. Современные ориентиры повышения эффективности реализации высшего педагогического образования // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Сборник научных статей V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского ученого-педагога Виталия Александровича Сластенина, Смоленск, 18-19 сентября 2014 года. Смоленск: Универсум, 2014. С. 184-187.

3. Алисов Е.А. Формирование экологически безопасной разноуровневой образовательной среды. Курск: Региональный открытый социальный институт, 2010. 168 с.

4. Савенков А.И., Алисов Е.А., Львова А.С. Модульное построение образовательных программ в бакалавриате и магистратуре направления подготовки «Педагогическое образование» // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 1(31). С. 18-26.

JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH PEDAGOGY

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

5. Сидоркин А.М. Профессиональная подготовка учителей в США: уроки для России // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 136-156.

6. Early Childhood Teacher Education Program. Illinois State University, 2012. 67 p.

7. Mishra P. Considering Contextual Knowledge: The TACK Diagram Gets an Upgrade. Journal of Digital Learning in Teacher Education, 2019, vol. 35, no. 1-3. DOI 10.1080/21532974.2019.1588611.

8. Moog R. Process oriented guided inquiry learning. In McDaniel M.A., Frey R.F., Fitzpatrick S.M., Roediger H.L. (Eds.). Integrating cognitive science with innovative teaching in STEM disciplines. St. Louis: Washington University in St. Louis Libraries [Ereader version]. 2014. Рр. 147-166. DOI 10.7936/K7PN93HC.

9. WalkerL., Warfa A.M. Process oriented guided inquiry learning (POGIL®) marginally effects student achievement measures but substantially increases the odds of passing a course. PLoS One, 2017, vol. 12(10). DOI 10.1371/journal.pone.0186203.

References

1. Alisov E.A. Psihologo-pedagogicheskie aspekty sensornogo mirovosprijatija lichnosti. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie www.psyedu.ru, 2009, no. 1. Pp. 1.

2. Alisov E.A. Sovremennye orientiry povyshenija jeffektivnosti realizacii vysshego pedagogicheskogo obrazovanija // Pedagogicheskoe obrazovanie: vyzovy XXI veka: Sbornik nauchnyh statej V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj pamjati vydajushhegosja rossijskogo uchenogo-pedagoga Vitalija Aleksandrovicha Slastenina, Smolensk, 18-19 sentjabrja 2014 goda. Smolensk: Universum, 2014. Pp. 184-187.

3. Alisov E.A. Formirovanie jekologicheski bezopasnoj raznourovnevoj obrazovatel'noj sredy. Kursk: Regional'nyj otkrytyj social'nyj institut, 2010. 168 p.

4. Savenkov A.I., Alisov E.A., L'vova A.S. Modul'noe postroenie obrazovatel'nyh programm v bakalavriate i magistrature napravlenija podgotovki «Pedagogicheskoe obrazovanie». Vestnik MGPU. Serija: Pedagogika i psihologija, 2015, no. 1(31), рp. 18-26.

5. Sidorkin A.M. Professional'naja podgotovka uchitelej v SShA: uroki dlja Rossii. Voprosy obrazovanija, 2013, no. 1, рp. 136-156.

6. Early Childhood Teacher Education Program. Illinois State University, 2012. 67 p.

7. Mishra P. Considering Contextual Knowledge: The TACK Diagram Gets an Upgrade. Journal of Digital Learning in Teacher Education, 2019, vol. 35, no. 1-3. DOI 10.1080/21532974.2019.1588611.

8. Moog R. Process oriented guided inquiry learning. In McDaniel M.A., Frey R.F., Fitzpatrick S.M., Roediger H.L. (Eds.). Integrating cognitive science with innovative teaching in STEM disciplines. St. Louis: Washington University in St. Louis Libraries [Ereader version]. 2014. Рр. 147-166. DOI 10.7936/K7PN93HC.

9. Walker L., Warfa A.M. Process oriented guided inquiry learning (POGIL®) marginally effects student achievement measures but substantially increases the odds of passing a course. PLoS One, 2017, vol. 12(10). DOI 10.1371/journal.pone.0186203.

Статья поступила в редакцию 02.10.2023; принята к публикации 27.10.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 02.10.2023;

accepted for publication 27.10.2023.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author read

and approved the final version

of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.