Научная статья на тему 'Опыт подготовки микробиологов по программам классического университетского образования в медицинском вузе'

Опыт подготовки микробиологов по программам классического университетского образования в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
138
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОБИОЛОГИЯ / MICROBIOLOGY / ПРЕПОДАВАНИЕ / TEACHING / БАШКИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / BASHKIR MEDICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Мавзютов А. Р., Вахитов В. А., Чемерис А. В., Фархутдинов Р. Р., Маркушева Т. В.

В статье обсуждаются вопросы обучения студентов Башкирского государственного медицинского университета по специальности микробиология в рамках образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Мавзютов А. Р., Вахитов В. А., Чемерис А. В., Фархутдинов Р. Р., Маркушева Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING A MICROBIOLOGIST BY PROGRAMME OF CLASSICAL UNIVERSITY EDUCATION IN MEDICAL SCHOOL

The article discusses the training of students in Bashkir State Medical University on a specialty of microbiology through educational programs.

Текст научной работы на тему «Опыт подготовки микробиологов по программам классического университетского образования в медицинском вузе»

Выводы:

1. Научно-исследовательская работа студентов способствует формированию инте -реса к познавательной, творческой и прак -тической деятельности, повышает учебную мотивацию.

2. Исследовательская работа студентов создает условия для социального и профессионального роста, формирования логического, научного

мышления, развития интереса к выбранной профессии.

3. Научно-исследовательская работа студентов - один из способов стимулирования индивидуальных творческих задатков.

4. Исследовательская работа студентов позволяет развить творческие и личностные качества будущих специалистов через повышение качества учебного процесса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ИЦ «Академия», 2001.

2. Огарков А.А., Коробейникова Л.А. Организация

исследовательской деятельности учащихся и студентов в образовательном учреждении: материалы первой региональной заочно научно-практической конференции и методического семинара. - Вологда, 2007.

Калуцкий Павел Вячеславович - д-р мед. наук, профессор, проректор по науке и инновациям, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии Курского государственного медицинского университета

Ефремова наталья николаевна - канд. биол. наук, старший преподаватель кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии Курского государственного медицинского университета.

Медведева ольга Анатольевна - д-р биол. наук, профессор кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии Курского государственного медицинского университета.

Климова Людмила Григорьевна - канд. мед. наук, доцент кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии Курского государственного медицинского университета.

© П.В. Калуцкий, Н.П. Ефремова, О.А. Медведева, Л.Г. Климова, 2014 Статья поступила в редакцию 23 сентября 2014 г.

УДК 378.147

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ МИКРОБИОЛОГОВ ПО ПРОГРАММАМ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

А.Р. Мавзютов1, В.А. Вахитов2, А.В. Чемерис2, Р.Р. Фархутдинов1, Т.В. Маркушева1,3, А.Х. Баймиев1,2, Ан.Х. Баймиев1,2, Р.А. Фатхутдинова1,2, Б.Р. Кулуев1,2, Б.Н. Постригань1,2, Т.Н.Титова1, Г.Ф.Хасанова1, И.А. Мирсаяпова1, Ю.Л. Баймурзина1, Г.Д. Хазеева1, А.А. Халиуллина1, А.Р. Зулькарнаева1, А.В. Цветкова1

ТБОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России 450077, Башкортостан Республика, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3

2ФГБУН Институт биохимии и генетики УНЦ РАН Россия, Башкортостан 450054, г.Уфа, Проспект Октября, 71 3ФГБУН Институт биологии УНЦ РАН 450054, УФА-54, проспект Октября, 69

В статье обсуждаются вопросы обучения студентов Башкирского государственного медицинского университета по специальности микробиология в рамках образовательных программ.

Ключевые слова: микробиология, преподавание, Башкирский медицинский университет.

TEACHING A MICROBIOLOGIST BY PROGRAMME OF CLASSICAL UNIVERSITY EDUCATION

IN MEDICAL SCHOOL

A.R. Mavzyutov1, V.A. Vahitov2, A.V. Chemeris2, R.R. Farhutdinov1, T.V. Markusheva1,3, A.H. Baymiev1,2,

An.H. Baymiev1,2, R.A. Fathutdinova12, B.R. Kuluev1,2, B.N. Postrigan1,2, T.N.Titova1, G.F. Hasanova1, I.A. Mirsayapova1, Y.L. Baymurzina1, G.D. Hazeeva1, A.A. Haliullina1, A.R. Zulkarnaeva1, A.V. Tsvetkova1

*SEI Bashkir State Medical University, Ministry of Health of Russia; 2FSBSI Institute of Biochemistry and Genetics UC RSA; 3FSBSI Institute of Biology UC RSA

The article discusses the training of students in Bashkir State Medical University on a specialty of microbiology through educational programs.

Keywords: microbiology, teaching, Bashkir Medical University.

Башкирский государственный медицинский институт был основан в 1932 году. В настоящее время обучение ведется по программам высшего профессионального образования на лечебном, педиатрическом, стоматологическом, фармацевтическом, медико-профилактическом факультетах и факультете высшего сестринского образования. На базе Института последипломного образования (ИПО) проводится подготовка специалистов по 93 программам послевузовского высшего профессионального образования, а в медицинском колледже при БГМУ - по двум программам средне-специального медицинского образования.

На 85 кафедрах и в Центральной научно-исследовательской лаборатории (ЦНИЛ) университета трудятся 1010 профессоров, доцентов, старших преподавателей и ассистентов. Среди них 244 доктора наук и 595 кандидатов наук (остепененность - 83,1 %). С момента основания института подготовлено свыше 30 000 молодых специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием. В настоящее время в вузе обучается свыше 6986 студентов. БГМУ располагает 7 учебными корпусами и крупной библиотекой, способной обеспечить каждого студента в среднем 116 экземплярами учебной и научной литературы. В процессе обучения студенты работают в компьютерных классах, используют видеотехнику, проводят эксперименты на животных. Имеется 5 студенческих общежитий, студгородок располагает спортивной площадкой и здравпунктом, санаторием-профилакторием, работают студенческая столовая и буфеты. На берегу р.Белой построен спортивно-оздоровительный лагерь.

В 1994 году Башкирский государственный медицинский институт был преобразован в Башкирский государственный медицинский университет (БГМУ). На волне перемен, связанных с изменением статуса вуза, была проведена большая подготовительная работа по лицензированию одной из образовательных программ направления

«Биология», имеющего огромное значение для медицины. Как результат в 2006 году в БГМУ прошел первый прием абитуриентов для обучения в рамках программ классического университетского образования по специальности 020209

- микробиология. На тот момент Башкирский государственный медицинский университет стал единственным среди 67 медицинских вузов и факультетов страны и 9-м в линейке классических университетов, включая МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ и некоторые другие, где велась подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием по микробиологии (квалификация

- микробиолог), а уже в 2012 году была начата подготовка студентов по направлению - «биология» (профиль микробиология) в рамках программ бакалавриата.

В 2010 году для преподавания микробиологам общепрофессиональных и специальных дисциплин была создана кафедра фундаментальной и прикладной микробиологии, являющаяся выпускающей, первый выпуск которой состоялся в 2011 году. В настоящее время учебные базы кафедры расположены непосредственно в ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России (Уфа, ул. Пушкина, 96/98, левое крыло 5-го этажа корп. 7; телефон кафедры: (347) 276-19-60), лабораторные и практические занятия проводятся в лабораториях ФГБУН Института биохимии и генетики УНЦ РАН и МБУЗ РКБ№21, где находятся лекционный зал, 6 учебных комнат и 4 лаборатории (общей микробиологии и микроскопии, бактериологическая, лаборатории молекулярно-генети-ческих и иммунохимических методов исследования). В ФГБУН Институте биохимии и генетики УНЦ РАН практические занятия проводятся на базе лаборатории молекулярной биологии и на-нобиотехнологии. Общая площадь учебно-производственных помещений, предоставляемых кафедре, составляет 455 кв. м. или 22,75 кв.м. на 1 студента.

Образовательные программы кафедры реализуются силами 5 профессоров, 3 доцентов, 4 ст. преподавателей и 3 ассистентов, благодаря которым со 2 по 5 курс студенты - будущие микробиологи получают необходимые знания в рамках следующих дисциплин и элективов: «Биология прокариот», «Генетика», «Бактериофаги», «Вирусология», «Генетика микроорганизмов», «Медицинская генетика наследственных заболеваний», «Методы молекулярной клинической диагностики», «Микробиология», «Молекулярная биология», «Молекулярная вирусология», «Молекулярная генетика», «Молекулярная систематика прокариот», «Основы регуляции метаболизма микроорганизмов», «Ультраструктура и функции эукариот», «Физиология роста микроорганизмов», «Цикл азота и микроорганизмы, участвующие в нем», «Цитология микроорганизмов», «Эволюционная генетика», «Экологическая генетика», «Экология», «Антибиотики», «Биофизика», «Выделение отдельных групп микроорганизмов», «Генная инженерия», «Генная терапия в современной медицине», «Иммунохимия и медицинская микробиология», «Клеточные технологии», «Медицинская бактериология», «Медицинская вирусология», «Медицинская микология», «Охрана природы», «Промышленная микробиология и биотехнология», «Теория эволюции», «Частная микробиология и систематика микроорганизмов», «Экология микроорганизмов», «Вакциноло-гия», «Клиническая лабораторная диагностика», «Клиническая микробиология», «Методы молекулярной клинической диагностики», «Санитарная микробиология», «Статистическая биометрия» и «Основы нанобиотехнологии».

Практические умения и навыки студенты приобретают в рамках учебно-производственных практик по соответствующим программам «Генетика» - 2 курс, «Микробиология» - 3 курс, «Молекулярная биология» и «Биофизика» - 4 курс и «Преддипломная практика» - 5 курс. Базой учебно-производственных и преддипломной практик студентов, обучающихся на кафедре фундаментальной и прикладной микробиологии, в соответствии с договором о сотрудничестве, является ФГБУН Институт биохимии и генетики УНЦ РАН, где под руководством преподавателей кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России и научных сотрудников НИИ будущие микробиологи осваивают сложнейшие методы и выполняют дипломные проекты на уникальном оборудовании. В частности секвенирование ДНК - полупроводниковый геномный ДНК-сек-венатор модели PGM (Life Technologies, США), однокапиллярный автоматический секвенатор

ДНК ABI PRIZM 310 (Applied Biosystems, США), 8 капиллярный автоматический секвенатор ДНК GenomLab фирмы Beckman-Coulter (США), 96-ти капиллярный автоматический секвенатор ДНК MegaBace 1000 (GE Healthcare, США); синтез олигонуклеотидов - восьмиканальный синтезатор ASM-800 (Биоссет, Россия); амплификация нуклеиновых кислот - ДНК-термоциклеры с оптическим модулем для ПЦР в реальном времени: ДНК-термоциклер iCycler iQ, ДНК-тер-моциклер iQ5, ДНК-термоциклер CFX-96 (все - Bio-Rad Laboratories, США), ДНК-термоциклер StepOnePlus (Applied Biosystems, США), ДНК тер-моциклер роторного типа RotorGene 6000 (Corbett Research, Австралия), ДНК-термоциклеры АНК-32 (Синтол/ИАнП РАН, Россия), ДНК-термоцик-леры с оптическим модулем для ПЦР в реальном времени и для цифровой ПЦР: ДНК-термоцик-лер QuantStudio 12KFlexReal-TimePCRSystemwi thOpenArrayBlock (LifeTechnologies, США); ДНК термоциклеры «по конечной точке»: ДНК тер-моциклер T1 с модулем Combi и модулем insitu (Biometra, Германия), ультрабыстрый ДНК-тер-моциклер с полой воздушной камерой RapidCycler (IdahoTechnologies, США), ДНК-термоциклер с механическим перемещением образцов между термоблоками Robocycler 40 Gradient (Stratagene, США), ДНК-термоциклеры моделей MyCycler и T100 (оба Bio-RadLaboratories, США), ДНК-тер-моциклер 9700 (AppliedBiosystems, США), ДНК-термоциклер Mastercycler (Eppendorf, Германия), ДНК-термоциклеры Терцик МС-2 (ДНК-Технология, Россия); микроскопия - сканирующий зондовый микроскоп SolverPro-M (НТ МДТ, Россия), конфокальный лазерный микроскоп LSM5 Exiter, универсальный флуоресцентный микроскоп Axiolmager.Ml (оба - CarlZeiss, Германия), универсальный флуоресцентный микроскоп Biozero серии BZ-8100 с модулем в виде С02-ин-кубатора (Keyence, Япония); электрофоретичес-кое разделение биополимеров - разнообразное оборудование (преимущественно фирмы Bio-Rad Laboratories, США), включая различные источники питания, различные камеры для горизонтального и вертикального электрофореза, в том числе для изоэлектрофокусирования и двумерного гель-электрофореза, система для гексагонального пульс-гель-электрофореза CHEF-DR II, система регистрации радиоактивности, флуоресценции и хемилюминесценции Pharos FX Plus; система регистрации флуоресценции VersaDoc MP5000 с CCD-камерой глубокого охлаждения для накопления слабого сигнала, система гель-документирования GelDoc XR, система детекции мутаций DCode (все - Bio-Rad Laboratories, США); контроллер модели PPI для пульсирующе-

го гель-электрофореза FIGE фирмы MJ Research, Inc. (США), фотодокументационная система Gel Camera system в комплекте с EpiChemi боксом (UVP Inc., США), гель-документирующая система DocPrint (Vilber Lourmat, Франция). Для центрифугирования - напольная ультрацентрифуга Optima L-90K (Beckman-Coulter, США), напольные скоростные центрифуги Avanti J-30i и Avanti J-E (Beckman-Coulter, США), лабораторные центрифуги 5804R фирмы Eppendorf, UNIVERSAL 32R фирмы Hettich, Multifuge 1 S-R фирмы ThermoElectron-Heraues (все - Германия), микроцентрифуги производства разных фирм, разных стран, в том числе рефрижераторные производства Heraues/Kendro, Eppendorf, Hitachi; хроматографии - хроматограф высокого давления BioLogic DuoFlow с коллектором фракций BioFrac (Bio-Rad Laboratories, США), высокоэффективный жидкостный хроматограф LC-20 «Prominence» блочного типа с коллектором фракций (Shimadzu, Япония), газовый хроматограф GC-2014AF фирмы Shimadzu (Япония), система для флэш-хроматографии фирмы Macherey-Nagel (Германия); спектроскопии - спектрофотометр SmartSpec Plus (Bio-Rad Laboratories, США), стектрофото-метр NanoDrop 1000 (Thermo, США), спектрофотометр BioSpec UV Mini (Shimadzu, Япония), люминесцентный спектрометр LS-55 в комплекте с многочисленными приставками (Perkin Elmer, США), ИК-Фурье спектрометр Nicolet 6700 (The rmoElectronCorporation, США); для различных измерений и анализов - проточный цитофлуори-метр FC500 (Beckman-Coulter, США), оптический биосенсор на поверхностных плазмонах ProteOn XPR36 (Bio-Rad Laboratories, США), потенциос-тат PGSTAT302N фирмы Autolab (Голландия), денситометр Chromoscan 3 (Joyce-Loebl, Англия), иммуноферментный анализатор Benchmark (BioRad Laboratories, США); планшетный анализатор EnSpire (Perkin Elmer, США), жидкостный сцин-тилляционный счетчик / люминометр Triathler (Hidex, Финляндия). Качество проводимых исследований обеспечивается вспомогательным оборудованием - система очистки воды 18 мОм Milli Q Academic (Millipore, США), низкотемпературные холодильники -85 oC различных моделей фирм Sanyo (Япония) и Dairei (Дания), генератор чешуйчатого льда AF80 (Scotsman, Италия), гомогенизатор 3D Minilys фирмы Bertin Technologies (Франция); гомогенизатор модели 60К (VirTis, США); вакуумные концентраторы SpeedVac (Savant, США) и 5301 (Eppendorf, Германия), электронные весы разных классов точности фирм Ohaus (США), Shimadzu (Япония), ламинарные боксы различных типов, включая ПЦР-боксы; пипетирующей станции (лабораторный робот)

Janus Standard с манипулятором Gripper (Perkin Elmer, США), программируемыем шприцевым насосам NE1002X (New Era Pump Systems, Inc., США) и другому лабораторному оборудованию.

За прошедшие 10 лет реализации указанных образовательных программ по специальности «микробиология» и 5 лет работы кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России сформировался её научно-педагогический коллектив. Это позволило дважды аккредитовать указанную специальность (2011, 2013), а также подготовить 2 пособия, допущенные УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебных, для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 020400.62 «Биология» (профиль - микробиология) и специальности 020209.65 «Микробиология» и выдержавших 2 издания (2011, 2014).

Возникла и получила свое развитие новая научная школа «Микробиология и молекулярная диагностика». Общественным признанием перспективности проводимых школой работ в области фундаментальной медицины явилось участие всего коллектива сотрудников кафедры, а также студентов, обучающихся по специальности «Микробиология», в Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. в рамках реализации мероприятия № 1.2.1 Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук (проект «Создание методологии молекулярной диагностики инфекций, вызываемых патогенами различных уровней биологической организации, и патологических состояний, инициируемых липополисахаридами микрофлоры человека») по направлению «Биомедицинские и ветеринарные технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных» (государственный контракт № П385 от 30.07.2009. Руководитель Мавзютов А.Р.).

Безусловно представленные данные следует рассматривать лишь как базис для продолжения начатой работы. В частности, большое значение для медицины могут иметь проводимые на кафедре фундаментальной и прикладной микробиологии ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России совместно с представителями научной общественности и практической медицины РБ исследования по новым перспективным научно-практическим направлениям:

1. Генно-инженерные конструкции для медицины, ветеринарии, экологии, биотехнологии и промышленной микробиологии;

2. Методология молекулярного типирования эпидемически значимых штаммов бактерий;

3. ЛПС грамотрицательных бактерий: выделение и очистка, биологические свойства, диагностическое значение и терапевтические эффекты;

4. Особенности процессов свободнорадикаль-ного окисления в норме и при патологических состояниях;

5. Микроэкология и биоразнообразие микробных сообществ;

6. Разработка, конструирование и практическое применение молекулярно-генетических диагностических тест-систем для медицины, ветеринарии и сельского хозяйства;

7. Конструирование новых способов и систем для поиска новых соединений с антибактериальной активностью и оценки эффективности антибактериальной терапии;

8. Разработка методологии высокоспецифичной экспресс-детекции патогенных для человека и животных эукариот с целью ранней диагностики вызываемых ими заболеваний и санитарной охраны территории.

Первые результаты работ, проводимых на кафедре фундаментальной и прикладной микробиологии сотрудниками, аспирантами и студентами в обозначенных областях, уже получили высокую экспертную оценку:

1. Аспирант кафедры ФПМ ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России Хазеева Г.Д. - победитель молодежного научно-инновационного конкурса «УМНИК» (осень, 2013) и обладатель федерального гранта Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на финансирование научных исследований (номинация - биотехнология). Проект «Разработка молекулярно-генетических методов детекции и определения чувствительности к антибактериальным препаратам возбудителей гнойно-воспалительных заболеваний».

2. Студентка 5 курса (специальность 020209.65 - микробиология) Цветкова А.В. - победитель в молодежного научно-инновационного конкурса «УМНИК» (весна, 2014) и обладатель федерального гранта Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на финансирование научных исследований (номинация - биотехнология). Проект «Создание диагностического набора для детекции и количественной оценки содержания Atopobium vaginae,

Leptotrichia атшопп, Sneathia sanguinegens, Eggerthella hongkongensis при дисбиотических процессах репродуктивного тракта женщин».

3. Студентка 5 курса (специальность 020209.65 - микробиология) Эксакустиди К.О. - победитель в молодежного научно-инновационного конкурса «УМНИК» (весна, 2014) и обладатель федерального гранта Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на финансирование научных исследований (номинация - биотехнология). Проект «Создание новых технологий определения качества питательных сред и конструирование сред с направленным влиянием на процессы свобод-норадикального окисления».

4. Аспирант кафедры ФПМ ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России Халиуллина А.А. - обладатель гранта Республики Башкортостан по итогам конкурса научных работ молодых ученых и молодежных научных коллективов (2014).

В ближайшей перспективе усилия сотрудников кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России будут сконцентрированы на участии в реализации комплексной Программы развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года (Москва, 2012.ВП-П8-2322) и Плана мероприятий «Развитие биотехнологий и генной инженерии» (распоряжение Правительства РФ (от 18 июля 2013 г. № 1247-р). В соответствии с этими документами Республика Башкортостан вошла в число регионов, на территории которых сформирован Биотехнологический кластер, поэтому 100 % выпускников ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, обучавшихся по специальности 020209 «Микробиология» и обучающихся по направлению 020400 «Биология» (профиль «Микробиология») трудоустраиваются. Для решения кадровых проблем указанной отрасли и биомедицины в долгосрочной перспективе в рамках Биотехнологического кластера РБ создан Региональный центр инжиниринга и создается Научно-образовательный центр (НОЦ) «Биотехнология и генная инженерия», где студенты-микробиологи (специалисты, бакалавры) ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России будут приобретать дополнительные практические навыки и участвовать в разработке пилотных проектов в области биотехнологии.

a.р. Мавзютов - д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета, заслуженный деятель науки РБ.

B.А. Вахитов - д-р биол. наук, профессор, директор Института биохимии и генетики УНЦ РАН, академик АН РБ. А.В. Чемерис - д-р биол. наук, профессор, заместитель директора по науке ИБГ УНЦ РАН.

р.р. Фархутдинов - д-р мед. наук, профессор кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета; заведующий центральной научно-исследовательской лаборатории Башкирского государственного медицинского университета.

т.В. Маркушева - д-р биол. наук, профессор кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета; руководитель группы генетики микроорганизмов ФГБУН Институт биологии УНЦ РАН. А.Х. Баймиев - д-р биол. наук, профессор кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета; ведущий научный сотрудник лаборатории молекулярной биологии и нанобиотехнологии ФГБУН Институт биохимии и генетики УНЦ РАН.

Ан.Х. Баймиев - д-р биол. наук, профессор кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета; старший научный сотрудник лаборатории молекулярной биологии и нанобиотехнологии ФГБУН Институт биохимии и генетики УНЦ РАН.

р.А. Фатхутдинова - канд. биол. наук, доцент кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета.

Б.р. Кулуев - канд. биол. наук, доцент кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета; научный сотрудник лаборатории молекулярной биологии и нанобиотехнологии ФГБУН Институт биохимии и генетики УНЦ РАН.

Б.н. Постригань - канд. биол. наук, доцент кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета; научный сотрудник лаборатории молекулярной биологии и нанобиотехнологии ФГБУН Институт биохимии и генетики УНЦ РАН.

и.А. Мирсаяпова - канд. мед. наук, старший преподаватель кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета.

Ю.Л. Баймурзина - канд. биол. наук, старший преподаватель кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета.

т.н. титова - старший преподаватель кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета.

Г.Ф. Хасанова - старший преподаватель кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета.

Г.д. Хазеева - аспирант кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета.

А.А. Халиуллина - аспирант кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета.

А.р. Зулькарнаева - аспирант кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета.

А.В. Цветкова - аспирант кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета.

Статья поступила в редакцию 11 сентября 2014 г.

УДК 37.018.46:378+614.23:616-022

ОПЫТ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ БАКТЕРИОЛОГОВ

Е.В. Матущенко, Л.В. Кумпан, Н.В.Рудаков, С.Н. Батурлина ГБОУ ВПО Омская государственная медицинская академия Минздрава РФ 644043, г. Омск, ул. Ленина, 12

Преобразование высшего профессионального образования в современных условиях, происходит в рамках бурного развития информационных, виртуальных и коммуникационных технологий.

Устойчивой тенденцией развития мирового образовательного процесса является применение современных информационных технологий и замена традиционных технологий обучения более совершенными и эффективными.

Для более качественного обучения, на базе территориальных центров или лабораторий необходимо создавать учебные комнаты, оснащенные компьютерами с доступом к сети интернет, с помощью которых врачи получили бы доступ к электронным университетам, электронным библиотекам и другим образовательным интернет ресурсам.

Ключевые слова: образование, профессиональная деятельность, повышение квалификации, дистанционное образование, образовательные технологии, профессиональные знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.