Научная статья на тему 'ОПЫТ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВОЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ В РАМКАХ ЦИФРОВОЙ КАФЕДРЫ СПБГЭТУ «ЛЭТИ»'

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВОЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ В РАМКАХ ЦИФРОВОЙ КАФЕДРЫ СПБГЭТУ «ЛЭТИ» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гибкие навыки / soft skills / высшая профессиональная школа / высшее образование / информационно-коммуникационные технологии / цифровизация / образовательный процесс / цифровые компетенции / человеческий капитал / IT. / soft skills / higher education / information and communication technologies / digitalization / educational process / digital competencies / human capital / IT.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Андрюшина Дарья Васильевна, Чугунова Анна Алексеевна

В статье соотносится ситуация, сложившаяся в российской системе образования и на рынке труда высокотехнологичных специалистов (инженеры, IT-специалисты и др.), выделяется проблема формирования важнейшей группы коммуникативных навыков и «мягких навыков» (soft skills) в целом. Пилотное исследование посвящено анализу участников программы «Коммуникационные стратегии и продвижение в цифровой среде», созданной в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и реализуемой в рамках проекта «Цифровые кафедры». Кафедра «Связи с общественностью» стала главным инициатором и организатором программы, объединив преподавателей Гуманитарного факультета с сотрудниками кафедр технической направленности, что является своего рода примером современного подхода междисциплинарности для формирования универсальных компетенций наряду с «жесткими навыками» (hard skills). Можно сказать, что PR-специалисты как профессиональные коммуникаторы, обладая сквозными компетенциями, часто выступают связующим звеном различных отраслей постиндустриальной экономики. Так как реализация программы находится в самом начале пути, исследование строится на проведенном анкетировании в начале курса, курируемого преподавателями кафедры «Связи с общественностью». Полученные данные позволяют сформулировать принципы оценки эффективности и скорректировать программу с учетом специфики требований со стороны слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Андрюшина Дарья Васильевна, Чугунова Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN DESIGNING AND IMPLEMENTATION OF THE FIRST HUMANITARIAN-TECHNICAL PROGRAM WITHIN THE FRAMEWORK OF THE ST. PETERSBURG STATE ELECTROTECHNICAL UNIVERSITY «LETI» DIGITAL DEPARTMENT

The article correlates the situation in the Russian education system and the labor market for high-tech specialists (engineers, IT specialists, etc.), and highlights the issue of developing the most important group of communication skills and soft skills in general. The pilot study is devoted to the analysis of participants in the program «Communication Strategies and Promotion in the Digital Environment», designed at St. Petersburg State Electrotechnical University “LETI” and implemented within the framework of the «Digital Departments» project. The Department of Public Relations became the main initiator and organizer of the program, uniting professors of the Faculty of Humanities with employees of technical departments. The program serves as an example of a modern approach to interdisciplinarity for building universal competencies along with hard skills. We can say that PR specialists, as professional communicators, possessing universe competencies, often act as a link between various sectors of the post-industrial economy. Since the implementation of the program is at the initial stage the study is based on a survey conducted at the beginning of the course, supervised by the teachers of the Public Relations Department. The data obtained allows us to evaluate the effectiveness and adjust the program taking into account the specific requirements of the students.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВОЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ В РАМКАХ ЦИФРОВОЙ КАФЕДРЫ СПБГЭТУ «ЛЭТИ»»

УДК 378.147, ББК 60.84, ГРНТИ 14.35.09, код ВАК 5.9.9

DOI: 10.24412/2949-2513-2023-30-96-117

Андрюшина Д.В., Чугунова А.А. Санкт-Петербург, Россия

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВОЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ В РАМКАХ ЦИФРОВОЙ КАФЕДРЫ

СПБГЭТУ «ЛЭТИ»

Аннотация. В статье соотносится ситуация, сложившаяся в российской системе образования и на рынке труда высокотехнологичных специалистов (инженеры, IT-специалисты и др.), выделяется проблема формирования важнейшей группы коммуникативных навыков и «мягких навыков» (soft skills) в целом. Пилотное исследование посвящено анализу участников программы «Коммуникационные стратегии и продвижение в цифровой среде», созданной в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и реализуемой в рамках проекта «Цифровые кафедры». Кафедра «Связи с общественностью» стала главным инициатором и организатором программы, объединив преподавателей Гуманитарного факультета с сотрудниками кафедр технической направленности, что является своего рода примером современного подхода междисциплинарности для формирования универсальных компетенций наряду с «жесткими навыками» (hard skills). Можно сказать, что PR-специалисты как профессиональные коммуникаторы, обладая сквозными компетенциями, часто выступают связующим звеном различных отраслей постиндустриальной экономики. Так как реализация программы находится в самом начале пути, исследование строится на проведенном анкетировании в начале курса, курируемого преподавателями кафедры «Связи с общественностью». Полученные данные позволяют сформулировать

принципы оценки эффективности и скорректировать программу с учетом специфики требований со стороны слушателей.

Ключевые слова: гибкие навыки, soft skills, высшая профессиональная школа, высшее образование, информационно-коммуникационные технологии, цифровизация, образовательный процесс, цифровые компетенции, человеческий капитал, IT.

Andriushina Daria V., Chugunova Anna A.

St. Petersburg, Russia

EXPERIENCE IN DESIGNING AND IMPLEMENTATION OF THE FIRST HUMANITARIAN-TECHNICAL PROGRAM WITHIN THE FRAMEWORK OF THE ST. PETERSBURG STATE ELECTROTECHNICAL UNIVERSITY «LETI» DIGITAL DEPARTMENT

Abstract. The article correlates the situation in the Russian education system and the labor market for high-tech specialists (engineers, IT specialists, etc.), and highlights the issue of developing the most important group of communication skills and soft skills in general. The pilot study is devoted to the analysis of participants in the program «Communication Strategies and Promotion in the Digital Environment», designed at St. Petersburg State Electrotechnical University "LETI" and implemented within the framework of the «Digital Departments» project.

The Department of Public Relations became the main initiator and organizer of the program, uniting professors of the Faculty of Humanities with employees of technical departments. The program serves as an example of a modern approach to interdisciplinarity for building universal competencies along with hard skills. We can say that PR specialists, as professional communicators, possessing universe competencies, often act as a link between various sectors of the post-industrial economy.

Since the implementation of the program is at the initial stage the study is based on a survey conducted at the beginning of the course, supervised by the teachers of the Public Relations Department. The data obtained allows us to evaluate the effectiveness and adjust the program taking into account the specific requirements of the students.

Keywords: soft skills, higher education, information and communication technologies, digitalization, educational process, digital competencies, human capital, IT.

Постановка проблемы

«Физики» и «лирики» - разделение, актуальное и в современном постиндустриальном обществе, они не замечают друг друга, учатся и работают в параллельных вселенных. Но в экономике общества знания есть запрос на синтез этих двух миров, взаимодополнение и взаимопроникновение методов, инструментов, подходов. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», 2017] демонстрирует заинтересованность в квалифицированных кадрах на уровне государства. «В области инженерии доктрина «Большие вызовы» определила четыре приоритетных блока проблем, удачное разрешение которых будет возможно в результате интеграции политики, медицины, международных отношений, образования, юриспруденции и науки. По сути, это формирование новой социальной реальности и новых социальных запросов, в которых инженер становится одной из главенствующих фигур» [Ромащенко, 2018:153-156].

Промышленное производство модернизируется, стремительными темпами обновляется научно-техническая база, возникает множество смежных областей, появляются новые профессии и требуются новые квалификации. Строгая граница между науками - естественными, техническими и социально-гуманитарными - становится проницаемой.

Цифровые компетенции и навыки проникают в гуманитарные профессии [Кузьмина, 2019: 328-330].

Наукоемкие производства формируют запрос на обновление и образовательной системы, так как требуются специалисты, обладающие не только фундаментальными научно-техническими знаниями, но и способные решать практические инженерные и междисциплинарные задачи, уметь коммуницировать, придерживаться инженерной этики.

Целью статьи является рассмотрение программы, направленной на решение этой задачи.

История вопроса

«В академических кругах обсуждается необходимость получения дополнительных междисциплинарных навыков для решения поставленных задач. В зарубежной литературе появилось новое понятие «глобальный инженер», обладающего, помимо традиционных знаний, спектром коммуникативных навыков, владеющего иностранным языком, использующего знания межкультурной коммуникации. Это особенно актуально, учитывая, что инженерные проекты все чаще планируются и осуществляется через национальные и культурные границы» [Фирсова, Гарифуллина, 2019: 281-284].

Совет по аккредитации программ в области техники и технологий выделяет коммуникативные навыки как одни из ключевых результатов инженерных образовательных программ, в особенности для специалистов международного уровня. [Khan, Mourad, Zahid, 2016: 1-11]. Речь идет о всестороннем развитии специалистов: инженерное мышление, усиленное общегуманитарной составляющей и пониманием азов менеджмента. «Данные знания, умения и навыки затрагивают мотивационно-ценностную, когнитивно-деятельностную, эмоционально-волевую и рефлексивно-оценочную составляющие деловой профессиональной коммуникативной компетенции будущих инженеров, обеспечивают готовность к профессиональной деятельности и позволяют формировать инженерное

мышление новой формации» [Баранова, Гузанов, Бажукова, 2021: 60-70]. В статье подробно анализируется понятие «профессиональной коммуникации», состоящей из ряда необходимых элементов.

Теоретический анализ научной литературы в электронной библиотеке Е-НЬгагу показал высокую актуальность рассматриваемой проблемы. Большое количество публикаций посвящено теме развития коммуникативных навыков у специалистов технологических сфер, поскольку «на сегодняшний день языковые и коммуникативные навыки являются жизненно важным компонентом, признанным как в академических кругах, так и в промышленности» [Фурер, 2021:196-199].

Коммуникативных навыков - большой спектр. В исследовании, приведенном В.В.Синянским, выделяются основные индикаторы коммуникативного блока для инженеров-проектировщиков: «коммуникативность; умение презентовать себя; управление конфликтами; наличие навыков работы в команде» [Синянский, 2022: 304-318]. М. В. Шавернев отмечает, что для успешной карьеры студентам-инженерам необходимы владение иностранным языком, знание эмоционального интеллекта; устная, письменная, визуальная, междисциплинарная и межкультурная коммуникация [Шавернев, 2022: 311-317].

Почему выделяется владение английским языком, как международным и универсальным в научном мире современности? Хороший уровень английского помогает «решить всевозможные профессиональные задачи, а именно: работать с зарубежными информационными источниками, грамотно переводить материал, анализировать текущие тенденции и ситуации, формировать документооборот, организовывать и проводить переговоры, оформлять рабочие материалы с учетом иностранных правил. Компетентный специалист без труда проведет бизнес-диалог с осмысленным использованием иноязычной терминологии, сориентируется в ключевых закономерностях корпоративных отношений иностранных партнеров» [Фурер, 2021:196-199].

Эксперты ведущих компаний все чаще в запросах и вакансиях указывают на важность новых компетенций, получение практико-ориентированного образования [Как и чему учить будущих звезд ИТ? 2020: 3852], они считают наличие soft skills - конкурентным преимуществом при трудоустройстве [Как ИТ-специалисту устроиться на работу в хорошую компанию, 2020: С. 12-22]. В исследовании, описанном в публикации Е.С.Богдана на сайте «HeadHunter» было выявлено, что как при сопоставлении универсальных компетенций с профессиональными, так и при их сопоставлении с требованиями вакансий, можно «отметить, что наиболее часто встречающиеся soft skills при описании вакансий это критическое и системное мышление» [Богдан, 2020: 53].

Актуальность проблемы подчеркивают и студенты, и выпускники. В статье «О развитии коммуникативных навыков при подготовке инженеров» [Баскакова, Белаш, Шапошников, Шарахина, 2023: 93-102] на основе анализа мнений студентов младших, старших курсов, молодых специалистов, получающих образование, выпускников Санкт-Петербургского электротехнического университета «ЛЭТИ» и работодателей были определены потребности инженерных и ИТ специалистов в конкретных коммуникативных навыках. Авторы статьи провели социологический опрос 991 респондента, выясняя, какие общие и специальные коммуникативные навыки кажутся необходимыми для осуществления успешной профессиональной деятельности. Были получены следующие результаты:

■ Студенты младших курсов Студенты старших курсов

Недавние выпускники

100%

74% 76%

75% _ ъ//а S1% ,

Щи/с 48%

50%

: I I III I

Навыки конфликтного Навыки деловой Навыки презентации

общения

себя п своей

деятельности

Рис. 1. Востребованность респондентами различных направлений коммуникативных навыков и знаний [Баскакова, Белаш, Шапошников, Шарахина, 2023: 93-102].

На диаграммах видно, что самой востребованной группой являются навыки конфликтного общения: «более 70% студентов и недавних выпускников считают умение конструктивно реагировать на критику и аргументированно критиковать, обосновывать критику, убеждать собеседников необходимым для их будущей профессиональной карьеры» [там же].

Далее, по убыванию степени значимости выделяется группа навыков деловой коммуникации (здесь особенно выделяется параметр «ведение деловой переписки») и навыков презентации себя и своей деятельности (в этой группе выделяется навык самопрезентации и публичных выступлений).

Любопытно, что спрос на конкретные коммуникативные навыки у недавних выпускников ниже, чем у студентов. Но, все равно, 96% недавних выпускников считают коммуникативные навыки востребованными в своей профессиональной карьере.

В исследование отражена и степень удовлетворенности работодателей коммуникативными навыками недавних выпускников. «Большинство работодателей (56%) оценивают уровень владения коммуникативными навыками недавних выпускников как средний или высокий (42%) по шкале «низкий - средний - высокий». Лишь 2% работодателей отмечают уровень владения коммуникативными навыками недавних выпускников как низкий.

В рамках исследования работодатели также оценили важность коммуникативных навыков для недавних выпускников: коммуникативные навыки считают важными 64% представителей организаций, а 36% отметили, что навык «отчасти важен, отчасти нет» [Баскакова, Белаш, Шапошников, Шарахина, 2023: 93-102]. Есть корреляция мнений в зависимости от отрасли, к которой себя относит респондент. Возможно, это связано со спецификой каждой из областей.

Рис. 2. Отрасли экономики с уровнями спроса на группы коммуникативных навыков, отличными от средних. [Баскакова, Белаш, Шапошников, Шарахина, 2023: 93-102]

В другом исследовании, где опросили 75 работодателей, 165 студентов и 55 преподавателей Политехнического колледжа, получили следующие результаты, касающихся соотношения навыков, востребованных на рабочем месте: 20-30% профессиональных против 70-80% коммуникативных навыков [Lhamkhuu, 2022: 204-214].

В ходе исследования оценивались этика поведения студентов, навыки работы в команде, выносливость, коммуникабельность, самовосприятие, способность понимать других, объяснять. Был сделан вывод, что в учебных программах обязательно нужно делать акцент на развитии поведенческих стратегий и улучшении коммуникативных навыков, в особенности, работать со студентами, показывающими плохую или недостаточную успеваемость и производительность.

Интересно, что статье указывается необходимость специального обучения по улучшению коммуникативных навыков и этики также у работодателей, которые принимают стажеров и практикантов. Это улучшит социальное партнерство, сделает сотрудничество взаимовыгодным и продуктивным, поможет понять требования рынка.

«Ученые отмечают, что стремительное проникновение компьютерных технологий будет вести к переориентации потребностей рынка труда на компетенции, которые не смогут компенсировать цифровые технологии». -утверждают авторы статьи «Развитие soft skills как важный компонент

формирования компетенций конкурентоспособных выпускников инженерных направлений» [Меретдурдыева, Гурбангулыева, 2022: 17-19].

В исследовании, проведенном Л.А.Михекиной, были проанализированы 859 различных дисциплин из учебных планов образовательных программ ведущих университетов России (по два ВУЗа из каждого субъекта Федерации, где есть направления подготовки, связанные с информационными технологиями), и выявлена закономерность: «большинство из них (дисциплин - прим.) позволяют сформировать так называемые «hard skills», то есть, технические компетенции, которые необходимы для решения задач в области информационных технологий. В то же время, на наш взгляд, в программах недостаточно тех дисциплин, которые развивают «soft skills» будущих специалистов, такие как коммуникативные навыки, умение убеждать, работа в команде и другие. В результате работодатели сталкиваются с проблемами переобучения сотрудников и развития недостающих знаний, умений и навыков, а отрасль - с недостаточным уровнем имеющегося кадрового потенциала» [Михейкина, 2022: 16-27].

Е.С.Богдан анализирует представленность soft skills в федеральных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО), и сопоставляя требования к подготовке специалистов информационно-технических и инженерных направлений подготовки со стороны ФГОС и профессиональных стандартов, выявляет ряд несоответствий между ними, отсутствие единого подхода к формулировке навыков [Богдан, 2020: 53]. Автор считает, что «одним из путей повышения качества подготовки кадров информационно -технических направлений подготовки может служить участие работодателей в выработке требований, определения наиболее важных компетенций для эффективной работы, повышающей конкурентоспособность организации» [Богдан, 2020: 53]. Работодатели могут и должны участвовать на всех этапах подготовки специалистов: не только в рамках практик, но и при составлении учебных программ, предоставлении заданий, тестировании знаний, проектов и продуктов на выходе, итоговой аттестации сформированности компетенций.

«Для образовательных организаций инженерной направленности наиболее приемлемым можно считать метод комплексного проектного обучения, который создает условия для формирования наиболее значимых для технического специалиста профессиональных коммуникативных компетенций», - считают авторы статьи «Профессионально-коммуникативная компетентность в системе специальной подготовки магистров в техническом вузе» [Баранова, Гузанов, Бажукова, 2021: 60-70]. Кроме непосредственно процесса обучения и получения компетенций в рамках специализированных дисциплин, студенты постоянно должны тренировать коммуникативные навыки, участвуя в конкурсах, проектах, специальных долгосрочных программах.

Запуску такой программы на базе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и будет посвящена практическая часть настоящей статьи.

Программа «Коммуникационные стратегии и продвижение в цифровой среде», созданная в СПбГЭТУ «ЛЭТИ», реализуется в рамках проекта «Цифровые кафедры». Интересно, что инициаторами программы и главными организаторами выступили преподаватели кафедры «Связи с общественностью». Именно для данной профессии нужна квинтэссенция «мягких навыков». Большинство учебных дисциплин имеют целью их формирование и отработку: речевая коммуникация, письменная коммуникация, основы менеджмента, маркетинг, цифровой маркетинг, брендинг, управление проектами, межкультурная коммуникация, межличностная коммуникация, теория и практика массовой коммуникации и многие другие. В подготовке многих заданий и курсовых проектов приветствуется командная работа, активное взаимодействие с организациями.

Можно сказать, что PR-специалисты, обладая универсальными сквозными компетенциями, часто выступают связующим звеном между различными отраслями постиндустриальной экономики. А активное использование цифровых инструментов, творчества, образного мышления являются важным фактором в рамках экономики общества знания.

«Цифровые кафедры» - это совместный проект Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Он был запущен в 2022 году.

Обучение, в зависимости от программы, длится от 9 до 15 месяцев и осуществляется параллельно с обучением по основной профессиональной образовательной программе.

В проекте «Цифровые кафедры» предусмотрено два направления подготовки: для обучающихся по профильным ИТ-направлениям и для тех, чья будущая специальность не относится к этой сфере1.

Обучение проходит за счёт средств федеральной программы «Приоритет 2030», поэтому наличие цифровой кафедры обязательно для вузов, участвующих в программе. ЛЭТИ вошел в число участников программы «Приоритет 20230» в её базовой части и трека «Территориальное и (или) отраслевое лидерство».

Пройти профессиональную переподготовку могут только студенты и только один раз: бакалавры - начиная со второго курса, специалисты - с третьего, а также - магистранты 1-го года, обучающиеся специальностям, не связанным с 1Т2.

Цифровые кафедры были открыты в сентябре прошлого года в 114 университетах по всей стране, в том числе в 11 - в Петербурге.

В 2022/23 учебном году в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на цифровой кафедре реализовывались 3 программы. В 2023/24 учебном году их число выросло до 11. В перечень новых программ вошла и программа «Коммуникационные стратегии и продвижение в цифровой среде». В ней могут участвовать студенты, получающие высшее образование по очной (очно-заочной) форме, лица, освоившие основную профессиональную образовательную программу

1 https://dd.etu.ru/?ysclid=lp84soi49j159344761 (дата обращения: 29.11.23)

2 https://elektriknews.ru/assets/files/archive/2023/vypusk-13-oktyabr-2023.pdf (дата обращения:

01.12.23)

бакалавриата - в объеме не менее первого курса (бакалавры 2-го курса), специалитета - не менее первого и второго курсов (специалисты 3-го курса).

Важно отметить, что программа предназначена для студентов, обучающимся по основным профессиональным образовательным программа, отнесенным к ИТ-сфере (Программа ДПП - прим.), то есть участниками нашей образовательной программы являются студенты, обучающиеся на технических специальностях.

На программу было зачислено 82 человека. Это студенты четырех вузов: СПбГЭТУ «ЛЭТИ» - 64 человека, РГПУ им. А.И. Герцена - 6 человек, СПбГУТ им. Бонч-Бруевича - 7 человек, БГУ - 5 человек. Среди них: юноши - 33 человека, девушки - 49 человек.

Методология исследования

Цель исследования: изучение ожиданий студентов ИТ-специальностей от освоения модуля «Копирайтинг в онлайн-среде» программы «Коммуникационные стратегии и продвижение в цифровой среде».

Задача исследования - определение степени начальной компетенции студентов по написанию текстов для работы в сфере профессиональных коммуникаций и ожиданий от модуля. Эти данные должны были стать точкой отсчета для понимания уровня студентов - будущих слушателей курса.

Выполнение поставленной в исследовании задачи было реализовано с помощью количественного метода - входного анкетирования.

Напомним, что обучение на программе проходят 82 человека. Анкетирование прошло 40 человека, то есть выборка составила практически 50% слушателей. Анкетирование проводилось анонимно.

Результаты исследования

Стартовый опрос модуля должен был выявить уровень, опыт, мотивацию студентов. Студентам предлагалось ответить на 7 вопросов. Ответы показали следующий уровень изначальной компетенции и ожиданий.

1. Учатся и пока не работают - 30 человек, учатся и уже работают -7 человек, учатся и хотят развивать/уже развивают свой стартап - 6 человек.

2. В вопросе «Чему Вы хотите научиться во время курса?» голоса распределились следующим образом. Уточним, что респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

- «Лучше разбираться в современных медиа» - 31 человек.

- «Научиться писать тексты разных жанров и для разных площадок» - 29 человек.

- «Научиться продвигать свои разработки» - 33 человека.

- В варианте ответа «свой вариант» были следующие ответы: «познать PR»; «таргет», «запуск стартапов».

3. Активно пишут на работе или в процессе учёбы - 15 человек. Пишут для себя (дневники, стихи, рассказы, книги) - 21 человек. Свой блог или сайт ведут 7 человек. Практически не пишут - 12 человек. 1 человек признался, что не любит писать и всячески этого избегает.

4. Проанализируем ответы на открытый вопрос «Что вам уже приходилось писать для работы/проектов?».

15 человек ответили, что они пишут только для учебных проектов. Нужно отметить, что диапазон работ достаточно широкий: курсовые работы, отчеты по практикам, отчеты по выполненным работам, в том числе, лабораторным, рефераты, презентации и тексты выступлений на защитах ВКР и докладов, учебных проектов, эссе.

6 человек рассказали о своем опыте работы с проектной документацией (описание проектов), составлением инструкций и руководств, технических заданий и протоколов. 2 человека составляли резюме для приема на работу.

5 человек ведут группы в социальных сетях, разрабатывают контент планы, пишут статьи и посты. Один из студентов (студенток) ведет сообщество своего общежития в «ВК». 5 человек имеют опыт написания отдельных постов.

Среди участников программы есть и слушатели, полноценно вовлеченные в коммуникационное продвижение. Приведем один из ответов: «Я являюсь руководителем медиа направления, пишу посты и визуал для

группы вк, также работаю в рекламном агентстве настраиваю визуал делаю контент сторис и рилс для коммерческих аккаунтов».

3 человека имеют опыт написания научных публикаций (статей для конференций).

3 человека упомянули творческие жанры: стихи, критические статьи, сценарии мероприятий.

2 человека ведут свои блоги.

Статьи для школьной газеты и печатных изданий - 2 человека.

Также упоминались технические тексты - описание баз данных.

И, наконец, 3 человека ответили, что им не приходилось работать с текстами.

5. Ответы на вопрос о том, какие сложности в письменных коммуникациях испытывают студенты программы.

4 человека хотят писать красиво, красочно. 5 человек испытывают сложности с формулированием мыслей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 человека хотели бы научиться отбирать и структурировать информацию, доносить до читателя главное, писать информативно, лаконично. «Не всегда удается донести ценность проекта слушателям, подобрать нужные слова, отобрать самую нужную информацию», «Непонимание, как донести свою идею так, чтобы слушатель понял ее важность и нужность, и загорелся бы ей».

4 человека хотят научиться писать интересные тексты. 3 человека отмечают сложности с оформлением текстов разных жанров. 1 человеку не хватает знаний о правилах написания продающих текстов.

9 человек считают, что не имеют проблем с письменной коммуникацией.

6. На вопрос «Чему хотелось бы научиться в первую очередь?» ответы распределились следующим образом.

30 человек хотели бы научиться готовить контент-планы и писать посты для социальных сетей и блогов. 29 человек - создавать мультимедийный статьи. 24 человека - оформлять презентации. 21 человек хочет освоить

базовые тексты для работы с журналистами. 12 человек - не бояться написания официальных писем и поздравлений. И, больше всего, 32 человека хотят научиться писать продающие тексты.

7. На открытый вопрос «Ваши ожидания от курса» мы получили следующие ответы.

11 человек хотели бы развить свои писательские навыки. 7 человек хотят научиться чему-то новому, освоить диаметрально противоположную их основной специальности сферу. 2 человека надеются приобрести еще одну профессию и возможность работать копирайтером, smm-специалистом. 3 подчеркнули получение компетенции в области коммуникационного продвижения, то есть научиться писать продающие тексты. И, наконец, 3 человека надеются, что данный курс поможет им разнообразить их социальную жизнь, познакомит с другими сторонами студенчества, улучшит навыки общения. Ожидания от курса - «позитивные», «хорошие».

По результатам анализа ответов можно сделать следующие выводы.

1. В основном студенты программы сталкивались с текстами в ходе учебного процесса, как в школе (сочинения, эссе), так и в вузе. Так как наши слушатели - студенты технических факультетов, они, в основном, работают со специфическими жанрами текстов, востребованными в учебном процессе: протоколы лабораторных работ, описание баз данных, инструкции, документация к устройствам и т.д.

2. Среди слушателей программы есть и студенты, которые активно работают в сфере продвижения и хотят улучшить свои навыки.

3. Слушателям курса практически в равной степени важны следующие компетенции: знание особенностей современных СМИ, навыки написания текстов различных жанров для различных площадок, умение продвигать свои разработки.

4. Из конкретных навыков в области копирайтинга студенты хотят овладеть следующими: писать интересно, ярко, лаконично, логично, эффективно доносить свою мысль до аудитории.

5. Если говорить о жанрах текста, то слушатели программы выделяют в первую очередь продающие тексты, далее следует контент для социальных сетей, мультимедийные статьи и презентации. Немаловажным остается деловая переписка и базовые тексты для СМИ.

6. Студенты хотят не только развить определенные, достаточно прикладные навыки (написание текстов, продвижение в современных медиа), но и лучше социализироваться, открыть для себя новую сферу интересов. Кроме того, они видят ценность в программе как в способе освоить ещё одну специальность и получить возможность дополнительного заработка.

Личные отзывы студентов, полученные во время вводного вебинара-знакомства, расширяют понимание мотивации студентам. Одним из доминирующих мотивов оказывается желание выйти за жесткие рамки программы основного обучения, стремление реализовать свой творческий потенциал.

« Чувствую, что начинаю ржаветь в цифрах и расчетах. Надеюсь, что обучение по данной программе заставит мои мозги стать более гибкими, и позволит мне мыслить творчески».

«Хочу развиваться не в техническом плане, надеюсь на кардинальное расширение кругозора».

«Мы тут все технари. На программу пришла проверить, насколько я могу быть разносторонней. Хочется все успевать, хочется много добиться в жизни».

«Яучусь на «Компьютерной безопасности». Но как хобби интересуюсь дизайном, искусством, фотографией. Хочется попробовать себя в новой творческой области. В будущем планирую работать в ИТ. Интересно посмотреть на другие профессии изнутри, чтобы лучше понимать своих коллег».

«Я учусь на факультете радиотехники и телекоммуникаций), моя специальность абсолютно нетворческая. После 2-го курса я поняла, что это абсолютно не мое. Сейчас я работаю начинающим графическим дизайнером.

Мне интересно научиться продвигать свои проекты, попробовать себя в 8ММ».

«Яучусь на направлении «Инноватика», участвую в гейм-лаборатории по разработки деловых игр и многих других активностях, но мне все-таки не хватает креатива, творчества, разнообразия».

Выводы

В ходе анализа проведенного опроса мы еще раз убедились в том, что студенты технических, ИТ-специальностей, осознают потребность в развитии широкого спектра мягких навыков. Помимо формирования базовых компетенций в области стратегий коммуникационного продвижения, таких как определение целевых аудиторий, понимание принципов функционирования цифровых каналов массовой коммуникации, написание основных видов текстов для СМИ и социальных медиа, слушатели курса хотят освоить навыки самопрезентации, приобрести умение выстраивать коммуникацию в зависимости от контекста, стать более уверенными в себе, развить насмотренность и креативность.

Они уверены, что приобретенные мягкие навыки смогут помочь им в построении карьеры. Кроме того, они позволят эффективно работать в командах, в том числе, смешанных, в которых наравне с техническими специалистами участвуют представители других профессиональных сфер. Это ещё раз подтверждает актуальность тенденции к интеграции и взаимопроникновению технической и гуманитарной сфер.

Перспективы дальнейшей исследовательской работы по указанной

теме

Программа «Коммуникационные стратегии и продвижение в цифровой среде» продлится до сентября 2024 года. К тому времени участники пройдут все модули программы, завершат производственную практику, подготовят и презентуют итоговые проекты. Им будет присвоена новая квалификация «Специалист по коммуникационным стратегиям и продвижению в цифровой среде». Целью подготовки слушателей по Программе является получение

компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности в области информационных технологий обучающимися по специальностям и направлениям подготовки, отнесенным к ИТ-сфере.

Мы, команда проекта, сможем проанализировать результаты совместного труда в течение 2023-2024 гг., получить и обработать данные тестирований и опросов, сравнив их с входной оценкой и опросом. Полученные выводы помогут оценить эффективность программы, скорректировать учебные планы для последующих разработок и стать богатым материалом для будущих публикаций, которые, возможно, вдохновят коллег из других вузов к запуску похожих программ.

Библиография

Баранова А. А. Профессионально-коммуникативная компетентность в системе специальной подготовки магистров в техническом вузе / А. А. Баранова, Б. Н. Гузанов, И. Н. Бажукова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2021.

- № 2(214). - С. 60-70. - DOI 10.23951/1609-624X-2021-2-60-70. - EDN QNAKIA.

Баскакова Д. Ю. О развитии коммуникативных навыков при подготовке инженеров / Д. Ю. Баскакова, О. Ю. Белаш, С. О. Шапошников, Л. В. Шарахина // Качество. Инновации. Образование. - 2023. - № 5(187). - С. 93-102. - DOI 10.31145/1999-513x-2023-5-93-102. - EDN XVWIOX

Богдан Е. С. Проблемы формирования компетенций выпускников инженерных направлений подготовки / Е. С. Богдан // Вестник евразийской науки. - 2020. - Т. 12, № 5.

- С. 53. - EDN FZPYIC.

Как и чему учить будущих звезд ИТ? // БИТ. Бизнес & Информационные технологии.

- 2020. - № 7(100). - С. 38-52. - EDN GWGZOI.

Как ИТ-специалисту устроиться на работу в хорошую компанию // Системный администратор. - 2020. - № 10(215). - С. 12-22. - EDN JDNVZC.

Кузьмина Е.Ю. Профессиональная подготовка кадров в условиях цифровизации экономики // Приоритетные и перспективные направления научно-технического развития Российской Федерации. Материалы II-й Всероссийской научно-практической конференции. М.: Государственный университет управления, 2019. С. 328-330.

Меретдурдыева Б. Б. Развитие soft skills как важный компонент формирования компетенций конкурентоспособных выпускников инженерных направлений / Б. Б.

Меретдурдыева, С. А. Гурбангулыева // Перспективы развития науки в современном мире : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Прага, 16 марта 2022 года. - Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2022. - С. 17-19. - EDN ATFPCP.

Михейкина Л. А. Сравнительный анализ требований к специалистам сферы информационных технологий, представленных в программах высшего образования и на рынке труда / Л. А. Михейкина // Высшее образование сегодня. - 2022. - № 9. - С. 16-27. -DOI 10.18137/RNU.HET.22.09.P.016. - EDN VNSTTK.

Ромащенко М. А. Инженерная этика: перспективы в области инженерного образования / М. А. Ромащенко // Инженерное мышление: особенности и технологии воспроизводства : Материалы научно-практической конференции: сборник научных статей и тезисов, Екатеринбург, 27 ноября 2018 года / под ред. А.А. Карташевой. - Екатеринбург: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Деловая книга», 2018. - С. 153-156. - EDN PPAMZT.

Синянский В. В. Формирование коммуникативного блока гибких навыков у инженеров-проектировщиков в области связи (телекоммуникаций) / В. В. Синянский // Вестник МГЭИ (on line). - 2022. - № 2. - С. 304-318. - DOI 10.37691/2619-0265-2022-0-2304-318. - EDN ZTGXKN.

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. URL: http://static.government.ru (дата обращения: 01.12.2023).

Фирсова С. П. Глобальный инженер: формирование коммуникативных компетенций у студентов технических вузов / С. П. Фирсова, Ф. З. Гарифуллина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-1. - С. 281-284. - EDN BUZPCA.

Фурер О. В. К вопросу языковых и коммуникативных навыков будущих инженеров в сфере телекоммуникаций / О. В. Фурер // Вопросы педагогики. - 2021. - № 2-1. - С. 196199. - EDN DHOTKH.

Шавернев М. В. Развитие коммуникативных навыков у студентов-электротехников / М. В. Шавернев // Национальный вестник Республики Крым. - 2022. - № 4. - С. 311-317. -EDN ABJQMX.

Khan M. I., Mourad S. M., Zahid W. M. (2016) Developing and qualifying Civil Engineering Programs for ABET accreditation // Journal of King Saud University-Engineering Sciences. Vol. 28, № 1. Р. 1-11

Lhamkhuu, O. (2022) Communication skills and training technologies of employers, partners and internship students / O. Lhamkhuu // Технологии в образовании - 2022 : Сборник материалов Международной научно-методической конференции, Новосибирск, 20-24 апреля 2022 года / Под общей редакцией Е.В. Добровольской. - Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации. - P. 204-214. - EDN ZSMARF.

References

Baranova A. A., Guzanov B. N., Bazhukova I. N. Professional'no-kommunikativnaya kompetentnost' v sisteme spetsial'noy podgotovki magistrov v tekhnicheskom vuze (2021) In: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University] 2(214): 60-70 DOI 10.23951/1609-624X-2021-2-60-70. - EDN QNAKIA.

Baskakova D. Yu., Belash O. Yu., Shaposhnikov S. O., Sharakhina L. V. O razvitii kommunikativnykh navykov pri podgotovke inzhenerov (2023) In: Kachestvo. Innovatsii. Obrazovaniye [Quality. Innovations. Education] 5(187): 93-102 DOI 10.31145/1999-513x-2023-5-93-102. - EDN XVWIOX.

Bogdan E. S. Problemy formirovaniya kompetentsiy vypusknikov inzhenernykh napravleniy podgotovki (2020) In: Vestnik evraziyskoy nauki [Bulletin of Eurasian Science] 12 (5): 53. - EDN FZPYIC.

Firsova S. P., Garifullina F. Z. Global'nyy inzhener: formirovaniye kommunikativnykh kompetentsiy u studentov tekhnicheskikh vuzov (2019) In: Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education] 64(1): 281-284. -EDN BUZPCA.

Furer O. V. K voprosu yazykovykh i kommunikativnykh navykov budushchikh inzhenerov v sfere telekommunikatsiy (2021) In: Voprosy pedagogiki [Questions of pedagogy]. 2(1): 196-199. - EDN DHOTKH.

Kak i chemu uchit' budushchikh zvezd IT? (2020) In: BIT. Biznesness & Informasionnie tehnologii [Business & Information Technologies] 7(100): 38-52. - EDN GWGZOI.

Kak IT-specialistu ustroit'sa na rabotu v horochuyu kompaniyu (2020) Sistemnyj administrator [System Administrator]. 10(215): 12-22. - EDN JDNVZC.

Khan M. I., Mourad S. M., Zahid W. M. (2016) Developing and qualifying Civil Engineering Programs for ABET accreditation. Journal of King Saud University-Engineering Sciences. Vol. 28, 1: 1-11.

Kuz'mina E.Yu. Professional'naya podgotovka kadrov v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki (2019) In: Prioritetnyye i perspektivnyye napravleniya nauchno-tekhnicheskogo

razvitiya Rossiyskoy Federatsii. [Priority and perspective directions of scientific and technical development of the Russian Federation]. M.: Gosudarstvennyy universitet upravleniya, materialy Il-y Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, pp. 328-330.

Lhamkhuu, O. Communication skills and training technologies of employers, partners and internship students (2022) In: Tekhnologii v obrazovanii [Technologies in Education] Novosibirsk: Sibirskiy universitet potrebitel'skoy kooperatsii, sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii, 20-24 aprelya 2022 goda (eds. E.V. Dobrovol'skaya). Pp. 204-214. - EDN ZSMARF.

Meretdurdyyeva B. B., Gurbangulyyeva S. A. Razvitiye soft skills kak vazhnyy komponent formirovaniya kompetentsiy konkurentosposobnykh vypusknikov inzhenernykh napravleniy (2022) In: Perspektivy razvitiya nauki v sovremennom mire [Prospects for the development of science in the modern world]. Neftekamsk: Nauchno-izdatel'skiy tsentr "Mir nauki", materialy Mezhdunarodnoy (zaochnoy) nauchno-prakticheskoy konferentsii, Praga, 16 marta 2022 goda (eds. Vostretsov Aleksandr Il'ich), pp. 17-19. - EDN ATFPCP.

Mikheykina L. A. Sravnitel'nyy analiz trebovaniy k spetsialistam sfery informatsionnykh tekhnologiy, predstavlennykh v programmakh vysshego obrazovaniya i na rynke truda (2022) In: Vyssheye obrazovaniye segodnya [Higher education today] 9: 16-27. - DOI 10.18137/RNU.HET.22.09.P.016. - EDN VNSTTK.

Programma «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii» [Program "Digital Economy of the Russian Federation"] Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 28 iyulya 2017 g. № 1632-r. URL: http://static.government.ru (accessed: 01.12.2023).

Romashchenko M. A. Inzhenernaya etika: perspektivy v oblasti inzhenernogo obrazovaniya (2018) In: Inzhenernoye myshleniye: osobennosti i tekhnologii vosproizvodstva [Engineering thinking: features and technologies of reproduction] OOO «Izdatel'stvo «Delova ya kniga», Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii: sbornik nauchnykh statey i tezisov, Ekaterinburg, 27 noyabrya 2018 goda (eds. A.A. Kartashevoy), pp. 153-156. - EDN PPAMZT.

Sinyanskiy V. V. Formirovaniye kommunikativnogo bloka gibkikh navykov u inzhenerov-proyektirovshchikov v oblasti svyazi (telekommunikatsiy) (2022) In: Vestnik MG EI (on line) [MSEI Bulletin], 2: 304-318. - DOI 10.37691/2619-0265-2022-0-2-304-318. - EDN ZTGXKN.

Shavernev M. V. Razvitiye kommunikativnykh navykov u studentov-elektrotekhnikov (2022) In: Natsional'nyy vestnikRespubliki Krym [National Bulletin of the Republic of Crimea]. #4, pp. 311-317. - EDN ABJQMX.

Сведения об авторах

Андрюшина Дарья Васильевна - старший преподаватель кафедры «Связи с общественностью» Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ». E-mail: dariagl@yandex. ru

Чугунова Анна Алексеевна - старший преподаватель кафедры «Связи с общественностью» Санкт-Петербургского государственного

электротехнического университета «ЛЭТИ». E-mail: aachugunova@etu. ru.

Andriushina Daria V. - Senior Lecturer of Public Relations Study Department, St. Petersburg State Electrotechnical University «LETI», St. Petersburg, Russia.

Chugunova Anna A. - Senior Lecturer of Public Relations Study Department, St. Petersburg State Electrotechnical University «LETI», St. Petersburg, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.