Научная статья на тему 'Опыт подготовки и проведения III тура Всероссийской студенческой олимпиады по специальности "регионоведение" в Историко-социологическом институте Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва'

Опыт подготовки и проведения III тура Всероссийской студенческой олимпиады по специальности "регионоведение" в Историко-социологическом институте Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА / OLYMPIAD / КОНКУРС / COMPETITION / ЗАДАНИЕ / JOB / ТЕСТИРОВАНИЕ / TESTING / ОЦЕНКА / EVALUATION / МЕТОДИКА / METHODOLOGY / РЕГИОНОВЕДЕНИЕ / REGIONAL STUDIES / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ / ORGANIZING COMMITTEE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатырев Эдуард Дмитриевич, Першин Сергей Викторович

Анализируется методика организации и проведения Всероссийской студенческой олимпиады по специальности «Регионоведение». Детально характеризуются конкурсные задания и критерии их оценки. В динамике даются количественные и качественные показатели участия в олимпиаде студентов из различных российских вузов. На основе многолетнего опыта организации мероприятия вырабатываются практические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF PREPARATION AND CONDUCT OF THE III ROUND OF THE NATIONAL STUDENT OLYMPIAD ON THE SPECIALTY «REGIONAL STUDIES» IN THE HISTORICAL AND SOCIOLOGICAL INSTITUTE OF OGAREV MORDOVIA STATE UNIVERSITY

The authors analyze the methodology of organizing and conducting the Russian National Student Olympiad on the specialty "Regional Studies". They characterized in detail competitive tasks and evaluation criteria. In the dynamics are given by them the quantitative and qualitative indicators of participation in the Olympiad of students from various Russian universities. On the base of many year experience in organizing of the event the authors produced practical recommendations.

Текст научной работы на тему «Опыт подготовки и проведения III тура Всероссийской студенческой олимпиады по специальности "регионоведение" в Историко-социологическом институте Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва»

Научная жизнь

УДК 371.384:378(470.345) ББК Т3

Э. Д. Богатырев, С. В. Першин

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ III ТУРА ВСЕРОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РЕГИОНОВЕДЕНИЕ» В ИСТОРИКО-

СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА им. Н. П. ОГАРЕВА*

Ключевые слова: олимпиада, конкурс, задание, тестирование, оценка, методика, регионове-дение, организационный комитет.

Е. D. Bogatyrev, S. V. Pershin

THE EXPERIENCE OF PREPARATION AND CONDUCT OF THE III ROUND OF THE NATIONAL STUDENT OLYMPIAD ON THE SPECIALTY "REGIONAL STUDIES" IN THE HISTORICAL AND SOCIOLOGICAL INSTITUTE OF OGAREV MORDOVIA STATE UNIVERSITY

Keywords: Olympiad, competition, job, testing, evaluation, methodology, regional studies, the organizing committee.

Студенческая олимпиада - соревнование студентов в творческом применении знаний и умений по дисциплинам, изучаемым в высших учебных заведениях. Значимость данного мероприятия в системе подготовки дипломированного специалиста возрастает в связи с тем, что оно призвано повысить интерес студентов к избранной профессии, развить способности обучающихся, позволяет выявлять одаренную молодежь и формировать кадровый потенциал для научно-исследовательской и педагогической деятельности [1, 2, 7, 9-11].

В условиях динамичных изменений на рынке труда, проявляющихся, в частности, в повышении уровня конкуренции между выпускниками учебных заведений, всероссийская олимпиада предоставляет возможность (как для администрации и преподавателей вузов, так и для обучающихся в них студен-

тов) в плане сравнения уровня предоставляемых образовательных услуг. Среди потенциальных возможностей олимпиадного движения, выделяемых специалистами в последнее время, упоминается использование данного мероприятия в качестве площадки, формирующей у обучающихся готовность «к реализации творческих профессиональных компетенций в условиях неопределённости, ограниченности ресурсов и стресса через активное использование педагогических инноваций на основе соревновательности участников образовательного процесса и интенсивного умственного труда» [7, с. 5].

Более десятилетия Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева являлся базовым вузом при проведении Всероссийских студенческих олимпиад (ВСО) по нескольким гуманитарным специальностям - истории, регионоведению, со-

* Работа выполнена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России» (госзадание № 2 от 16.03.2013 г.)

Открытие III тура Всероссийской студенческой олимпиады

циальной работе [1; 2]. За прошедшие годы профессорско-преподавательским составом и администрацией нашего учебного заведения был приобретен богатый научно-методический опыт, требующий обобщения и выработки на его основе практических рекомендаций.

Учеными уже сделаны первые шаги в данном направлении. Так, в 2007-2008 гг. вышли в свет учебные пособия, в которых описывался опыт проведения ВСО по социальной работе [2-4]. В 2012 г были представлены основные наработки оргкомитета Всероссийской олимпиады по истории [5]. В данной статье мы решили остановиться на организационных и методических аспектах конкурса по специальности «Регионоведе-ние».

В соответствии с Положениями об олимпиаде в ВСО по регионоведению принимали участие студенты, обучающиеся по образовательным программам названной специальности и существующим специализациям всех вузов Российской Федерации независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы. Допуск на всероссийский конкурс должен был обе-

спечиваться отборочными турами - региональным и внутривузовским. В ходе третьего этапа ВСО проводилось состязание между студентами-призерами и победителями второго (регионального) тура олимпиады.

На протяжении прошедшего десятилетия в Саранск делегировала лучших воспитанников большая часть вузов, занимающихся подготовкой регионоведов. Анализ динамики численности участников конкурсов позволяет сделать вывод о том, что в последние пять лет число представителей вузов несколько сократилось, что связано с финансовыми затруднениями, испытываемыми учебными заведениями, однако в целом оно от года к году оставалось вполне стабильным. В 2007 г. в III туре ВСО участвовал 61 студент из 24 российских высших учебных заведений, в 2008 - 64 из 23, в 2009 - 54 из 22, в 2010 - 56 из 23, в 2011 г. - 52 из 18. В нашей последней олимпиаде участвовали представители Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Волжского гуманитарного института, Северного федерального университета, Брянского государственного университета,

104 ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы 2 (26) 2014

гуманитарной науки и образования - У Ь

Творческое приветствие участников Всерос- В Саранск делегировали лучших воспитанни-сийской студенческой олимпиады, 2009 г. ков ведущие российские вузы

Ульяновского государственного университета, Мордовского государственного университета, Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, Удмуртского государственного университета, Марийского государственного университета, Южного Федерального университета, Орловского государственного университета, Южно-Уральского государственного университета, Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права, Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права, Башкирского государственного университета, Калмыцкого государственного университета, Нижегородского государственного лингвистического университета, Тверского государственного университета.

С целью проведения заключительного этапа Всероссийской студенческой олимпиады приказом Министерства образования и науки Мордовскому университету было поручено сформировать оргкомитет, жюри, мандатную и апелляционную комиссии. К числу первоочередных задач оргкомитета относится разработка программы и утверждение олимпиадных заданий. Как показывает практика, успех такого трудоемкого мероприятия, каким является ВСО, закладывается именно на этой стадии.

На протяжении ряда лет конкурсная программа саранской олимпиады сочетала самые разнообразные по форме и содержанию

задания: организаторами практиковались письменные работы, тестирование (как в традиционной форме, так и компьютерное), аналитические записки, викторины. Банк вопросов для ВСО пополнялся в основном профессорско-преподавательским составом базового вуза, так как рассылаемые иногородним коллегам предложения поучаствовать в разработке заданий, к большому нашему сожалению, поддержки не нашли; к проверке материалов привлекались специалисты из организаций-работодателей; все конкурсные задания проходили экспертизу Учебно-методического объединения.

Рассмотрим структуру и содержание олимпиадной программы 2011 г. Порядок проведения конкурсов, схема выполнения работ, специфика конкурсных заданий и критерии их оценки нами даются достаточно подробно, как основанные на определенном опыте (ко многим приемам преподаватели МГУ им. Н. П. Огарева шли путем проб и ошибок), а также успешно апробированные на последней из проводившихся в Саранске ВСО.

Первый день олимпиады 2011 г. начинался с написания работы «Политика Российской Федерации в области содействия международному развитию: концептуальные основы и механизмы реализации», в которой должны были учитываться тенденции современного мироустройства, а также национальные интересы. Организаторами из-

105

начально было поставлено условие, которое позволило приблизить творчество студентов к будущей профессиональной деятельности: предлагалось представить собственное видение проблемы с опорой на официальные документы. Для написания была предложена следующая схема: введение, включающее постановку проблемы, анализ степени ее разработанности, определение важнейших понятий и теоретико-концептуальных подходов; аналитическая записка; резюме, обязательным элементом которого являются, во-первых, сопоставление Концепции Российской Федерации в области содействия международному развитию 2007 г. с аналогичными документами ведущих зарубежных стран и международных структур, во-вторых, определение степени эффективности политики России и других акторов международных отношений.

Критерии каждого из вышеупомянутых разделов работы были детально проработаны разработчиками задания и доведены до сведения авторов: глубина и всесторонность анализа; знание теоретико-концептуальных подходов; ссылки на официальные документы РФ, зарубежных государств и международных структур; выявление внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов развития проблемы; анализ целей и принципов участия Российской Федерации в содействии международному развитию; выделение региональных и иных приоритетов участия Российской Федерации в содействии международному развитию, форм

содействия международному развитию, используемых Российской Федерацией; характеристика планирования и администрирования содействия международному развитию в Российской Федерации; оценка эффективности участия Российской Федерации в содействии международному развитию; качество сравнения Концепции Российской Федерации в области содействия международному развитию 2007 г. с аналогичными документами ведущих зарубежных стран и международных структур; оригинальность и творческий подход к анализу проблемы.

Первый день олимпиады завершал «Комплексный портрет стран и регионов». В ходе данного конкурса ведущим воспроизводились характеристики стран мира и субъектов Российской Федерации; задача участников состояла в определении их названия по возможно меньшему числу подсказок. Необходимость подготовки заданий как по странам мира, так и по субъектам Российской Федерации была вызвана тем, что на олимпиаду прибыли делегаты вузов, реализующих как «классическое» регионоведение, так и российское направление данной специальности.

Вкратце о порядке проведения и оценке данного конкурса. До его начала участникам раздавались листы учета ответов. Затем оглашались характеристики регионов и стран, от более сложных к простым. После каждого зачитанного факта делалась пауза, во время которой участник мог сдать свой лист учета, предварительно написав название страны или региона в соответствующую графу. Сум-

Участников олимпиады отличает творческий подход к решению поставленной задачи

106

ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы

„ с № 2 (26), 2014

гуманитарной науки и образования

ма набранных баллов зависела от правильности вписанных в листы ответов и времени передачи их в мандатную комиссию. Ответ в ходе чтения каждого портрета можно было сдавать только один раз.

Во второй день олимпиады участники получили задание написать аналитическую работу «Стратегии регионального развития: опыт России и зарубежных стран» по предложенной схеме: 1) стратегический анализ и планирование в развитии региона; 2) региональная структура государства: этапы развития; 3) современные проблемы регионального развития государства; 4) государственное управление и местное самоуправление: взаимодействие в решении региональных проблем; 5) роль политической элиты и бизнес-элиты в актуализации решения региональных проблем; 6) официальные и альтернативные проекты развития региона; 7) международные программы содействия развитию региона; участие региона в приграничном, трансграничном и межрегиональном сотрудничестве.

Анализ предлагалось проводить на конкретном примере (могло быть рассмотрено развитие субъекта РФ или отдельно взятой страны, что позволяло учитывать направление подготовки); допускалась возможность сравнения отечественного и зарубежного опыта, что повышает ценность исследования. При проверке работы жюри оценивало знание теории и практики регионального развития, современных технологий управления, умение творчески решать поставленные задачи.

Стоит особо отметить, что широкое использование творческих задач отличает олимпиады по гуманитарным специальностям от естественно-технических. По мнению некоторых исследователей, проблемные задания, построенные на материале реальных ситуаций, позволяют «в процессе их решения выйти за рамки требований задачи и существенно расширить исследуемую область либо сформулировать новые (субъективно новые) закономерности рассматриваемых в задаче процессов» и стимулируют этот процесс [7].

В большей степени на выявление конкретных знаний по учебным дисциплинам, в меньшей - на определение аналитических

способностей ориентировано компьютерное тестирование «Россия и мир: вызовы современности». Для проведения тестирования организаторами была использована программа, автоматически засчитывающая количество правильных ответов. Участникам предлагались вопросы, связанные с актуальными проблемами регионоведения, в качестве подсказки давалось четыре варианта ответа. На ответ по каждому из вопросов отводилось 60 секунд. Компьютерная программа не предполагала возвращения к вопросам, на которые уже были получены ответы. В общей сложности в процессе тестирования в случайном порядке воспроизводилось 50 вопросов.

Завершалась олимпиада конкурсом «Регионы в изменяющемся мире: личности и события». Данный конкурс состоял из двух этапов.

На первом, отборочном этапе участники отвечали на 30 вопросов по социально-политической тематике; каждому раздавались бланки, содержащие тексты вопросов и графу для внесения ответов; девять участников, имевших лучшие результаты, допускались для участия во втором этапе, проводимом в виде викторины.

На втором этапе с помощью жеребьевки участники делились на три тройки, среди которых определялся победитель, давший наибольшее количество правильных ответов на вопросы ведущего. Каждой игровой тройке ведущим задался по десять вопросов. Вначале отвечал тот из участников, который первым сигнализировал о готовности. Завершился конкурс состязанием трех участников второго этапа, показавших лучшие результаты.

Такова специфика конкурсных заданий олимпиады «образца» 2011 г. На наш взгляд, содержание заданий отвечает основной цели ВСО - определению спектра компетенций и знаний, сформированных у будущего специалиста. Вышеописанный набор заданий также представляется наиболее удобным с точки зрения организации мероприятия. Например, викторина позволяет будущим регионоведам продемонстрировать способность в кратчайшие сроки отвечать на вопросы, связанные с профессиональной деятельностью, письменные конкурсы - выявить аналитические способности, тестиро-

вание - знание базовых для своей профессии теоретико-методологических положений, подготовленность по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Чередование разноплановых конкурсов рационально с точки зрения порядка проведения: проверка письменных работ - весьма длительный и трудоемкий процесс, который осуществляется во время проведения тестов и игровых конкурсов. Нельзя не отметить, что сочетание различных видов деятельности снижает психоэмоциональную и физическую нагрузку на участников олимпиады.

Анализируя организацию и проведение ВСО, особо следует остановиться на проблеме объективности оценки. В качестве основных компонентов системы оценки нам представляются: выработка оптимальных критериев оценки (не случайно на них мы останавливались подробно, описывая задания); кодировка письменных работ (в Положении олимпиады оговаривалось, что каждая выполненная работа должна сдаваться на проверку под девизом или номером); автоматический подсчет результатов в режиме реального времени с использованием компьютерной программы в процессе тестирования; включение в состав жюри представителей ведущих вузов УМО (в 2008 г. в проверке студенческих работ участвовали педагоги из МГУ им. М. В. Ломоносова, Новосибирского государственного университета экономики и управления, Уд-мурского госуниверситета; в 2009 г. в состав жюри были введены ученые МГИМО (У) МИД РФ, Поморского государственного университета, Санкт-Петербургского института

внешнеэкономических связей, экономики и права).

На наш взгляд, весьма показательны в плане объективности судейства сами итоги всероссийского конкурса - представители головного вуза УМО (Московский государственный институт международных отношений), а также базового вуза, ответственного за проведение мероприятия, в 2007-2011 гг. олимпиаду не выигрывали.

В 2007 г. призовые места распределились следующим образом: 1) Брянский государственный университет; 2) Волжский гуманитарный институт; 3) Волгоградский государственный университет. 2008 г.:

1) Волжский гуманитарный институт;

2) Удмуртский государственный университет;

3) Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права. 2009 г.: 1) Башкирский государственный университет; 2) Удмуртский государственный университет; 3) Марийский государственный университет. 2010 г.: 1) Удмуртский государственный университет; 2) Алтайский государственный технический университет; 3) Башкирский государственный университет. 2011 г.: 1) Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права; 2) Брянский государственный университет; 3) Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов.

Судя по представленным за последние пять лет данным, максимальное количество раз призовые места занимали удмуртские студенты; отличную подготовку демонстри-

Призеры олимпиады 2007 г.

108 ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы № 2 (26) 2014

гуманитарной науки и образования - У Ь

ровали регионоведы из Брянска, Санкт-Петербурга, Волжского, Уфы.

В целом же осмысление более чем десятилетнего опыта всероссийской олимпиады нашего вуза позволило сделать вывод, что подготовка и проведение данного мероприятия оказало существенное воздействие на образовательную среду.

Олимпиада представляет собой центральное звено процесса подготовки специалиста, способного творчески решать поставленные перед ним задачи. Участие будущих регио-новедов в мероприятии российского уровня воздействовало на их интеллектуальное и психоэмоциональное развитие, в первую очередь - внутреннюю мотивацию, креативное мышление, стимулировало самостоятельную работу. Индивидуальная и групповая работа с одаренной молодежью, несомненно, позволила нашим преподавателям осознать, насколько важную роль олимпиада играет в подготовке квалифицированных кадров (в том числе для вузовской системы).

Нельзя не отметить значимость данного мероприятия в пропаганде знаний и про-

фессий, по которым организуются конкурсы российского уровня. Многие из студентов, задействованные в проведении ВСО, позже сами попробовали силы в конкурсах. Включению в орбиту олимпиадного движения новых участников способствовало его освещение в средствах массовой информации.

По итогам ВСО кафедры Историко-социологического института проводили целенаправленную работу, направленную на совершенствование содержания образования. Профессорско-преподавательский состав осуществлял корректировку программ и методических материалов, организовывались семинары и тренинги с одаренной молодежью. На наш взгляд, совершенствование ВСО может быть продолжено в следующих основных направлениях и видах деятельности: использование интернет-технологий (проведение отборочных этапов, публикация заданий, консультирование и т. д.); педагогическое и психологическое сопровождение участников олимпиады; подготовка обобщающих учебно-методических и научных изданий.

Библиографический список

1. АрсентьевН. М. Академическая и университетская гуманитарная наука в формировании общероссийской идентичности : региональная практика гражданско- патриотического и духовно-нравственного воспитания // Интеграция образования. - 2008. - № 4. - С. 83.

2. Арсентьев Н. М. 75-летие исторического образования в Республике Мордовия. 15-летие Историко-социологического института. размышления о... / Н. М. Арсентьев // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2009. - № 8. - С. 81-88.

3. Богатырев Э. Д. Всероссийская студенческая олимпиада по регионоведению : организационный и методический аспекты / Э. Д. Богатырев, С. В. Першин // Интеграция образования. -2013. - № 2 (71). - С. 28-35.

4. Богатырев Э. Д. Качество подготовки студентов и его контроль в Историко-социологическом институте МГУ им. Н. П. Огарева / Э. Д. Богатырев, С. В. Першин // Инновационные подходы к обеспечению и оценке качества подготовки специалистов (из опыта работы Историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева). - Саранск, 2003. - С. 8-49.

5. Воронина С. А. Предметная олимпиада как средство развития у студентов ценностного отношения к педагогическому знанию / С. А. Воронина // Аксиологические аспекты становления профессионального мышления педагога. - Тула, 2005. - Вып. 3. - С. 35-43.

6. Восемь лет всероссийских олимпиад : Из опыта организации и проведения III тура всероссийских олимпиад по специальности «Социальная работа» в Историко-социологическом институте Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева в 1999-2006 гг. / авт.-сост.: Л. И. Савинов, З. Н. Лазарева, Е. В. Камышова [и др.] ; под общ. ред. проф. Л. И. Савинова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2007. - 132 с.

7. Григорькин В. А. Традиции проведения финального этапа Всероссийской студенческой олимпиады по специальности «История» в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева (1999-2013 г.) / В. А. Григорькин, С. В. Кистанов, М. И. Рутковская // Вестн. Мордов. ун-та. - 2012. - № 3-4. - С. 138-142.

109

8. Методические рекомендации по проведению III тура Всероссийской студенческой олимпиады по социальной работе / Л. И. Савинов, В. С. Афанасьев, З. Н. Лазарева [и др.] ; под ред. проф. Л. И. Савинова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. - 212 с.

9. Попов А. И. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе : моногр. / А. И. Попов, Н. П. Пучков. - Тамбов : Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. - 212 с.

10. Попов А. И. От студенческих олимпиад - к олимпиадному движению / А. И. Попов // Alma Mater. - 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.almavest.ru/ru/ favorite/2012/07/19/317. - Загл. с экрана.

11. Попов А. И. Теоретические основы формирования кластера профессионально важных творческих компетенций в вузе посредством олимпиадного движения / А. И. Попов. - Тамбов : Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. - 80 с.

12. СомкинА. А. Системный подход и актуальные проблемы современного образования (социально-философский анализ) / А. А. Сомкин // Интеграция образования. - 2008. - № 2. - С. 107-111.

13. Субетто Д. А. Роль олимпиад в становлении современного исследователя / Д. А. Субетто, А. Ю. Иванов, С. В. Ильинский // География и экология в школе XXI века. - М. : ГЭО-ЭКО,

Сведения об авторах

Богатырев Эдуард Дмитриевич - доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: история России периода феодализма, экономическая история России XVII-XVIII вв., проблемы обеспечения и оценки качества подготовки специалистов в вузе. Автор 81 научной публикации.

Тел.: +7 927 276-31-83

Е-mail: edbog@mail.ru

Першин Сергей Викторович - доктор исторических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой всемирной истории ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева». Область научных интересов: социальная история России, проблемы обеспечения и оценки качества подготовки специалистов в вузе. Автор более 70 научных публика-

Тел.: +7 927 181-40-19

Е-mail: Pers99@inbox.ru

2010. - № 2. - С. 68-72.

Поступила в редакцию 11 января 2014 г

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования

№ 2 (26), 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.