Редакционная почта
149
Ю.А. СОЛОВЬЕВА, доцент ОПЫТ ПОДГОТОВКИ
Сибирский государственный _
индустриальный университет абитуриент0в вуза
В статье представлена проблема повышения качества подготовки абитуриентов вуза. Приводятся основные подходы к ее решению в рамках системы довузовской подготовки.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, образовательная подготовка, подготовительное отделение, специализированные школы, научно-исследовательская работа, профессиональная и социальная адаптация.
С переходом на двухуровневое образование уменьшаются сроки подготовки специалиста, что предъявляет определенные требования к стартовым возможностям для обучения первокурсников. Между тем в последнее время многие российские вузы сталкиваются с проблемой невысокого качества подготовки контингента абитуриентов. Использование ресурсов системы довузовской подготовки может решать эту задачу.
Каждый вуз ждет на первый курс студентов с активной жизненной позицией, которые сделали осознанный выбор будущей профессии на основе своих интересов, способностей и особенностей, имеют высокий уровень образовательной подготовки, навыки ведения научно-исследовательской работы и адаптированы к условиям обучения в вузе [1].
На факультете довузовской подготовки Сибирского государственного индустриального университета ежегодно проводятся социологические исследования, результаты которых помогают эффективно организовать его работу. Большое внимание уделяется работе по профессиональной ориентации учащихся. Преподавателями факультета используется обширный арсенал средств: беседы о выборе профессии, экскурсии на выпускающие кафедры и лаборатории университета, Дни открытых дверей, тематические классные часы с использованием активизирующих методик, профессиональные конкурсы и конферен-
ции, летние профориентационные практики с элементами профессиональных проб, семинары и вебинары по вопросам профессионального самоопределения, соответствующие Интернет-ресурсы. Для профориентационной и выставочной работы создаются мобильные группы из числа студентов и заинтересованных преподавателей вуза, которые проходят ряд обучающих семинаров и тренингов, что позволяет реализовать единую информационно-методическую стратегию работы [2].
В настоящее время факультет довузовской подготовки проводит эксперимент по формированию профильных классов в базовых учебных заведениях города на основе профдиагностического тестирования. Эта практика показала положительные результаты, которые стали предметом обсуждения в региональных органах власти, школьной и родительской среде. Необходимо отметить, что успех профориентационной работы во многом зависит от муниципальных органов управления образованием - их понимания и поддержки. Совместными усилиями достигается комплексный эффект.
Следующим направлением работы является организация образовательной подготовки учащихся на подготовительных курсах и в специализированных школах. Подготовительные курсы различной продолжительностью проводят обучение малых групп слушателей 9-11-х классов по про-
150 Высшее образование в России • № 8-9, 2012
фильным для вуза предметам школьной программы. На протяжении обучения обязателен контроль достигнутых результатов (входящий, исходящий и несколько точек промежуточного), которые выкладываются в личном кабинете слушателя на Интернет-странице подготовительного отделения. Это позволяет обучающемуся, родителям и преподавателям видеть динамику и слабые места обучения учащегося - для своевременной коррекции образовательного процесса. Следует признать, что применение дистанционные технологий позволило бы охватить аудиторию заинтересованных школьников удаленных районов региона, однако на сегодняшний день они используются в нашей системе недостаточно. Кроме того, ежегодно мы наблюдаем рост числа обучающихся из малообеспеченных семей и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья с устойчивой мотивацией на получение образования в вузе. В настоящее время на факультете разрабатываются механизмы по созданию условий для обучения таких детей.
На факультете довузовской подготовки нашего университета работают несколько специализированных школ: архитектуры и строительства, физико-математическая, экономическая, Школа информатики и программирования. На занятиях учащиеся занимаются образовательной подготовкой, знакомятся с особенностями профессии, участвуют в конкурсах, в научно-исследовательской работе, создают реальные практические проекты. Это позволяет им погрузиться в профессию и утвердиться или же отказаться от своего профессионального выбора. Большую помощь оказывают наши работодатели: они обеспечивают патронаж школ, участвуют в организации конкурсов и проектных работ, оказывают спонсорскую помощь. На основе анализа функционирования специализированных школ можно сделать вывод о том, что около 93% их выпускников поступают на соответствующие направления подготов-
ки и специальности различных вузов. По результатам выпускных проектных работ некоторые работодатели оплачивают обучение талантливых ребят с последующей возможностью их стажировок и трудоустройства. В ближайшем будущем вуз планирует организовывать выездные специализированные лагерные смены, расширять систему профессиональных проб, что позволит проводить комплексную работу со школьниками по основным направлениям деятельности вуза.
В настоящее время развитие наукоемких отраслей промышленности невозможно без специалистов, способных к постоянному самообучению, саморазвитию и активной адаптации к быстроменяющимся условиям профессиональной среды. Работа по адаптации студентов должна начинаться задолго до их поступления в вуз - с тем чтобы иметь возможность формирования потенциальной адаптивности, закрепления специализированных адаптивных механизмов, которые окажутся наиболее эффективными в вузовской среде. Потенциальная адаптивность будущего студента вуза может быть обеспечена формированием и развитием когнитивных функций, эффективных способов организации учебного процесса самими обучающимися, стремления к самостоятельному поиску нового знания в рамках научно-исследовательской деятельности, осознанного и ответственного профессионального выбора.
Адаптация первокурсников к условиям вуза складывается из нескольких компонентов. В рамках рассматриваемой темы нас интересуют следующие:
1) интеллектуальная адаптация к новым условиям обучения (система изложения материала, методы контроля знаний, увеличившиеся интеллектуальные нагрузки и т.д.);
2) социально-психологическая адаптация к новому окружению (студенческая группа, преподаватели, администрация вуза; принятие норм и традиций студенчес-
Редакционная почта
151
кой жизни вообще и конкретного вуза в частности);
3) профессиональная адаптация (формирование профессиональных знаний и навыков, принятие норм профессионального поведения, поиск «своего места» в профессии и т.д.).
Экспериментальные исследования в области общей и социальной психологии показали наличие значимой связи между уровнем общей адаптивности личности и развитием её мотивационной сферы [3-5]. В рамках рассматриваемой темы последнее положение становится особенно важным для выработки основных направлений работы в области профессиональной адаптации студентов, а точнее - создания предпосылок для её успешности на этапе выбора профессии. Низкий уровень мотивации к самостоятельному, осознанному и ответственному профессиональному выбо-руу обучающегося среднего образовательного учреждения не может способствовать формированию потенциально высоких адаптивных возможностей у будущего студента вуза. Таким образом, формирование адаптивных способностей студента должно начинаться на этапе довузовской подготовки.
В заключение хочется отметить, что основой повышения качества контингента абитуриентов технического вуза является эффективная работа системы довузовской подготовки по следующим направлениям: исследовательская деятельность по вопросам профессионального самоопределения молодежи; профессиональная ориентация учащихся; образовательная подготовка; научно-практическая работа со школьниками; профессиональная и социальная адаптация молодежи к условиям обучения в вузе.
Литература
1. Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и
практика // Учебное пособие для высшей школы. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. 192 с.
2. Климов Е.А. Психология профессиональ-
ного самоопределения. М.: Academia, 2007. 302 с.
3. Андреева Г.А. Социальная психология. М:
Аспект Пресс, 1999. 375 с.
4. Мирзянова Л.Ф. Стратегии упреждающей
адаптации студентов к педагогической деятельности. М., 2007.
5. Дьяченко М.И, Кандыбович Л.А. Психоло-
гические проблемы готовности к деятельности. Мн.: Изд-во БГУ, 2000. С. 73-162.
SOLOVIEVA YU. TRAINING OF HIGHER SCHOOL APPLICANTS This paper touches upon the problem of improving the quality of university entrants. The basic approaches to its solution within the pre-university training are presented.
Key words: professional self-determination, vocational counseling, educational training, preparatory courses, specialized schools, scientific research, professional and social adaptation.